Вниманию друзей и коллег в Москве! Приглашаю вас 30 ноября (четверг) в 19:00 в “ГЭС-2” на свою лекцию "ИСКУССТВО И НЕОКИБЕРНЕТИКА".
Я буду рассказывать о проектах художников, которые рассматривают наши связи с природой не как систему иерархического контроля, а как кибернетический процесс обмена “вопросами” и “ответами”, нацеленный на достижение равновесия. Такая методология “симметрии и единого процесса” предлагает нам замечательные примеры альтернативного действия в искусстве и мире – от использования ИИ, робототехники и биомедицины при создании продвинутых жизнеподобных форм до исследования отношений между человеческими и нечеловеческими агентами.
Когда: 30 ноя 2023, 19:00
Где: Библиотека ДК “ГЭС-2”
Регистрация – здесь.
Описание публичной программы – здесь.
Иллюстрация: Майкл Седбон. “CMD 2.0. Две искусственные системы (цианобактерии+ИИ), конкурирующие друг с другом за внешние ресурсы.
Я буду рассказывать о проектах художников, которые рассматривают наши связи с природой не как систему иерархического контроля, а как кибернетический процесс обмена “вопросами” и “ответами”, нацеленный на достижение равновесия. Такая методология “симметрии и единого процесса” предлагает нам замечательные примеры альтернативного действия в искусстве и мире – от использования ИИ, робототехники и биомедицины при создании продвинутых жизнеподобных форм до исследования отношений между человеческими и нечеловеческими агентами.
Когда: 30 ноя 2023, 19:00
Где: Библиотека ДК “ГЭС-2”
Регистрация – здесь.
Описание публичной программы – здесь.
Иллюстрация: Майкл Седбон. “CMD 2.0. Две искусственные системы (цианобактерии+ИИ), конкурирующие друг с другом за внешние ресурсы.
🔥24🕊6❤3👨💻3👍2
Фотография, сделанная в 1933 году во внутреннем дворе барселонской мужской тюрьмы Модель. Подпись под фотографией: "27 анархистов практикуют натуризм в качестве протеста против отсутствия вегетарианских блюд в тюремном меню”. Источник: журнал "Directa" (Барселона, №459, 2018 г.). Ссылка на статью - здесь. PDF журнала со статьей - здесь. Есть ли у меня во френдах коллеги, которые могут пояснить, как такое возможно?
🔥46🌭11👏3❤🔥2
Forwarded from BBE: современное искусство
За кем следить и что читать. Телеграм-каналы об искусстве:
● Bulatov Dmitry
Художник и куратор Дмитрий Булатов с заметками об искусстве, науке и технологиях
● museum lamer
О практиках музейного дела: конференции, экспозиции, архивы, хранилища и многое другое
● collective(ism)
Создательницы проекта «Численничек» об искусстве, которое их окружает
● Без поддержки министерства культуры
Погружение в культурную политику Пермского края от журналиста Ивана Козлова
● Пока все дома у Антона
Канал одноименного YouTube-шоу коллекционера Антона Козлова
● Безумные будни искусствоведа
Об актуальных событиях российского и мирового арта
● garage.digital
Неофициальный канал программы «Гаража» о цифровом искусстве
→ Это наша четвертая подборка! Не забывайте о первой, второй и третьей — там много полезного.
● Bulatov Dmitry
Художник и куратор Дмитрий Булатов с заметками об искусстве, науке и технологиях
● museum lamer
О практиках музейного дела: конференции, экспозиции, архивы, хранилища и многое другое
● collective(ism)
Создательницы проекта «Численничек» об искусстве, которое их окружает
● Без поддержки министерства культуры
Погружение в культурную политику Пермского края от журналиста Ивана Козлова
● Пока все дома у Антона
Канал одноименного YouTube-шоу коллекционера Антона Козлова
● Безумные будни искусствоведа
Об актуальных событиях российского и мирового арта
● garage.digital
Неофициальный канал программы «Гаража» о цифровом искусстве
→ Это наша четвертая подборка! Не забывайте о первой, второй и третьей — там много полезного.
🔥16👍2❤1
“Кинетическая конструкция (Стоячая волна)” Наума Габо – одно из первых произведений кинетического искусства, было создано в 1919-1920 годах в мастерских Политехнического музея. Конструкция представляет собой вертикальный стержень, к которому подсоединено электромагнитное устройство. Чтобы работа возникла, зритель должен подойти и включить её. Металлическая струна начинает вибрировать, и появляется трёхмерный образ – скульптурная форма, которой нет в реальности (“визуальное эхо”). В 1969 году “Кинетическая конструкция” была представлена на знаковой выставке “Машина, какой она видится в конце механической эры” (куратор Понтюс Хюльтен) в MoMA.
👍44🔥15❤10❤🔥6
На фото – одно из первых произведений Марка Полайна 1979 года под названием “Demanufacturing Machine". Машина описывалась как “робототехническое устройство по обезглавливанию замороженных тушек голубей, одетых в арабские одежды”. В 1978 году Марк Полайн организовал Исследовательскую лабораторию стратегий выживания (SRL). Разумеется – не людей, а роботов. С тех пор его лаборатория устроила более ста полномасштабных представлений в стиле Grand Guignol в разных странах мира. В 2011 году куратор Пол Шиммель (LA MOCA) попросил Полайна отреставрировать это устройство для выставки "Под большим черным солнцем: искусство Калифорнии 1974–1981" и повторить перформанс с голубями на открытии (на фото Марк стоит рядом с роботом). Короткую видеозапись можно посмотреть тут.
🔥18😢5👍3❤2
В эфире - моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Обнимаю вас этим трупом!
❤15👍2🎉1
Моя еженедельная рубрика – для тех студентов и коллег, кто по каким-то причинам прошёл мимо. Документальный фильм "B-movie: Шум и ярость в Западном Берлине" (реж. Йорг А. Хопп, Хейко Ланж, 2015 г.) – это видеодневник англичанина Марка Ридера, влюбившегося в Западный Берлин и переехавшего туда в конце 1970-х. Вы увидите непредсказуемый, хаотичный, искрящийся заразительной энергией город, которого больше нет и не будет. В кадре появляются Бликса Баргельд, Ник Кейв, Дэвид Боуи, Тильда Суинтон и прочие знаменитые тролли, сатанисты и извращенцы – в общем, люди тонкой душевной организации. А также – тусовки, клубы и драки, панк, авангард и техно; вещества, беспредел и ещё не разрушенная стена, за которой царит вечное уныние – обо всем этом со слов участников глазами инсайдера. Фильм – один из победителей Берлинского кинофестиваля 2015 года (IMDb 8.2)
Фильм можно посмотреть здесь (платформа vk).
Приятного вам просмотра!
Фильм можно посмотреть здесь (платформа vk).
Приятного вам просмотра!
❤31🔥10👍5
На фото – "Звучащий крест" (1929-1930 гг.) композитора и изобретателя звуковых инструментов Николая Обухова. За создание этого инструмента современники называли Обухова "Страдивари радиоэлектронной музыки". Крест представлял собой сферу с расположенным на уровне человеческого роста крестом, в центре которого был помещён бриллиант (из-за чего, говорят, инструмент впоследствии и был спизжен из коллекции Парижской Оперы). Звук возникал при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменялись громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова тот же принцип получения звука был реализован великим и ужасным Львом Терменом). В "Звучащем кресте" Обухова в полной мере проявилось тяготение композитора к русскому космизму и теософии – известно, что со своими сочинениями Обухов периодически выступал в теософском обществе в Париже. Ряд сочинений Обухова подписан французским именем Nicholas l’Extasié ("Николя Экстатический") – и в целом, это неплохо характеризует тех, у кого поехала кукуха на русском космизме.
🔥51👍17😁9🙏2❤1🤪1
Инсталляция Клауса Шписса, Уллы Раутер, Эмануэля Голлоба, Ротрауд Керн "Эколалия" (2022) – это устройство, оснащенное алгоритмами ИИ, которое устанавливает связь между характером исполнения поэтического текста и составом микрофлоры в ротовой полости поэта.
Работа основана на оценке присутствия в слюне поэта метаболитов ротовой микрофлоры – короткоцепоччных жирных кислот – и позволяет оценить нарушения микрофлоры полости рта в режиме реального времени. Программа анализирует фонетическую структуру текста и соотносит её с изменением числа бактерий в полости рта (тональные вибрации голоса поэта стимулируют рост микробов, шум и шепот – уменьшают его).
В работе над проектом художники отталкивались от идей классической литературы о необходимости претворения произнесенных слов в жизнь. Авторы, именующие себя "литераторами постантропоцена", следуют этим заветам и в буквальном смысле отслеживают уровень микрофлоры – жизнь или смерть микробов во рту поэта – как показатель качества поэзии.
Работа основана на оценке присутствия в слюне поэта метаболитов ротовой микрофлоры – короткоцепоччных жирных кислот – и позволяет оценить нарушения микрофлоры полости рта в режиме реального времени. Программа анализирует фонетическую структуру текста и соотносит её с изменением числа бактерий в полости рта (тональные вибрации голоса поэта стимулируют рост микробов, шум и шепот – уменьшают его).
В работе над проектом художники отталкивались от идей классической литературы о необходимости претворения произнесенных слов в жизнь. Авторы, именующие себя "литераторами постантропоцена", следуют этим заветам и в буквальном смысле отслеживают уровень микрофлоры – жизнь или смерть микробов во рту поэта – как показатель качества поэзии.
🔥27👍5😱4
Вводная лекция израильского математика Ильи Рипса, посвященная объяснению общих идей кодов в Торе, их происхождению и основным методам получения паттернов. В 1994 году Илья Рипс стал известен широкой публике как соавтор статьи, опубликованной в журнале Statistical Science, где утверждалось, что в тексте Книги Бытия на иврите содержится закодированная информация.
В возрасте 20 лет Илья Рипс, будучи студентом физмата Латвийского университета, совершил попытку самосожжения у памятника Свободы в Риге в знак протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию. Был подвергнут принудительному лечению в психбольнице особого типа, где провел два года. В 1972 году, под давлением западных математиков, советские власти разрешили ему эмигрировать в Израиль. В 1979 году Рипс получил премию Эрдёша Израильского Математического Союза. Удивительное интервью о жизни Ильи Рипса можно прочитать здесь.
В возрасте 20 лет Илья Рипс, будучи студентом физмата Латвийского университета, совершил попытку самосожжения у памятника Свободы в Риге в знак протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию. Был подвергнут принудительному лечению в психбольнице особого типа, где провел два года. В 1972 году, под давлением западных математиков, советские власти разрешили ему эмигрировать в Израиль. В 1979 году Рипс получил премию Эрдёша Израильского Математического Союза. Удивительное интервью о жизни Ильи Рипса можно прочитать здесь.
🔥27👍12🕊4❤2🤷♂1
Хотел бы напомнить историю Алана Тьюринга – гения, который создал информатику как науку и разработал теорию ИИ. Кроме прочего, Тьюринг был одним из тех, кто спас свою страну во время Второй мировой войны – именно благодаря его таланту британские военные смогли подслушивать зашифрованные переговоры немецких летчиков и подводников.
В 1952 году ученого обвинили в "непристойном поведении": в те годы в Британии гомосексуализм считался психическим заболеванием, а гомосексуальные половые акты – уголовным преступлением. Тьюринг был осужден и ему предоставили выбор: либо тюремное заключение, либо принудительный курс химической кастрации. Тьюринг выбрал второе – на свободе у него еще оставалась возможность заниматься любимой наукой. Однако в результате газетной травли спустя год гениальный математик покончил жизнь самоубийством.
В 2009 году премьер-министр Гордон Браун публично извинился перед нацией за преследования ЛГБТ-сообщества в Великобритании.
В 1952 году ученого обвинили в "непристойном поведении": в те годы в Британии гомосексуализм считался психическим заболеванием, а гомосексуальные половые акты – уголовным преступлением. Тьюринг был осужден и ему предоставили выбор: либо тюремное заключение, либо принудительный курс химической кастрации. Тьюринг выбрал второе – на свободе у него еще оставалась возможность заниматься любимой наукой. Однако в результате газетной травли спустя год гениальный математик покончил жизнь самоубийством.
В 2009 году премьер-министр Гордон Браун публично извинился перед нацией за преследования ЛГБТ-сообщества в Великобритании.
😢82❤21👍12💔12
Грей Уолтер с супругой и двумя электромеханическими роботами (1949-1952 гг.), которые демонстрировали поведение, базирующееся на различных состояниях: поиск света ("голод"), поворот к свету, избегание яркого света и препятствий ("боль"), обладали "слухом" (распознавание звука), а также были способны к обучению и выработке "условного рефлекса" (благодаря наличию элемента памяти в виде конденсатора, способного в течение некоторого времени сохранять накопленный электрический заряд).
❤18🔥11👍6
Прочитал лекцию в "ГЭС-2", рассказывал об искусстве и неокибернетике. После лекции обсуждали с коллегами стратегии т.н. "кибернетического" авангарда 1950-60-х годов. Возникла любопытная гипотеза: Ницше и Фрейд – каждый, разумеется, по-своему – утверждали, что сознание есть всего лишь сновидение чудовищ. В планы кибернетиков того времени, среди которых были блестящие учёные, философы и художники, вовсе не входило плодить эти сновидения – для этого было достаточно художественного мэйнстрима, который продолжал жить сюрреализмом. Кибернетикам было интересно исследовать условия возможности этих сновидений, их материально воплощённые механизмы.
Вот почему они сделали ставку на моделирование мозга, который реализуется ниже уровня сознания. Все эти тупые "черепахи" Грэя Уолтера, мышь Клода Шеннона, безмозглые рисующие устройства и исследования роевого интеллекта, аукнувшиеся в 1990-е проектами в области Artificial Life – это все оттуда, из 1950-60-х. А сегодняшние разговоры о якобы грядущем обретении сознания ИИ и нейросетями – это просто разговоры гуманитариев, не обременённых знанием истории тренда. Суть ведь заключается не в том, чтобы смоделировать работу мозга (это была задача "большого" ИИ и она провалилась), а в том, чтобы реализовать его модели, работа которых основывается на рефлексах и тактильно-чувственном опыте. И кажется, в этом современные разработчики нейросетей преуспели.
Вот почему они сделали ставку на моделирование мозга, который реализуется ниже уровня сознания. Все эти тупые "черепахи" Грэя Уолтера, мышь Клода Шеннона, безмозглые рисующие устройства и исследования роевого интеллекта, аукнувшиеся в 1990-е проектами в области Artificial Life – это все оттуда, из 1950-60-х. А сегодняшние разговоры о якобы грядущем обретении сознания ИИ и нейросетями – это просто разговоры гуманитариев, не обременённых знанием истории тренда. Суть ведь заключается не в том, чтобы смоделировать работу мозга (это была задача "большого" ИИ и она провалилась), а в том, чтобы реализовать его модели, работа которых основывается на рефлексах и тактильно-чувственном опыте. И кажется, в этом современные разработчики нейросетей преуспели.
👍39❤19😱1
В аэропорту Мюнхена самолёт примёрз ко взлётной полосе. Рейс направлялся в Дубай на саммит по глобальному потеплению.
😁91🔥37👍9😱7❤4🏆2👏1🤔1