Продолжаем наш новогодний марафон милых домашних занятий и тихих хобби. Бонус моей еженедельной рубрики "Труп выходного дня". Посмертное фото (post-mortem) кролика в викторианском стиле, 1846 г. Дагерротип из коллекции Художественного музея Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити. Обнимаю вас этим трупом!
❤67😁31👀16😢10🥰7👍5🐳2🗿2🔥1🤡1
🌚30👍10😭10😁6🤬4👀3👾3❤1👏1
Утверждать сегодня, что феномен гибридности является ключевой концепцией современной культуры (и её проявлений в области AI, цифровых интерфейсов, био-арте и т.д.) - это означает, на мой взгляд, попросту ломиться в открытые двери и бороться с ветряными мельницами. Ведь этот тезис является прямым следствием и логичным продолжением кибернетической парадигмы, выдвинутой Норбертом Винером в 1948 году, с наличием множественных обратных связей, которые обеспечивают эту гибридность.
Здесь под "гибридностью" я имею в виду потенциальный модульный характер всего сущего - природы, культуры, искусства. Все эти модули работают с комбинацией и рекомбинацией элементов по принципу "обратных связей", связывая всё со всем. AI и генеративные сети, как прямые наследники кибернетической парадигмы, просто делают это видимым. И утверждать, что эта модульность обеспечивает беспрецедентную гибкость в художественных экспериментах и становится новым видом художественной грамматики, значит расписываться в незнании истории искусства (малый пример: бесконечная серия химер и гибридов в искусстве на протяжении, как минимум, последнего тысячелетия) и основ философии (Фалес: "все связано со всем").
Мне кажется, что для представителей теории медиа гораздо плодотворнее было бы не утверждать очевидные факты теории гибридности, а попробовать очертить границы её применимости. То есть попытаться ввести элементы критики этой теории гибридности. Мне было бы интересно познакомиться с теоретическими штудиями и практическими наработками, в которых искусствоведы и художники проанализировали бы с критической стороны функциональную "открытость" и "проницаемость" медиа-тел и артефактов. Вопрос звучит так: возможно ли найти такие модели в искусстве и культуре, которые бы не были подвержены тотальной циркуляции информации и вариативности материи?
Я понимаю, что это настоящий вызов и он может звучать как утопия. В конце концов, можно было бы обсуждать успешность или неуспешность этих попыток, но, на мой взгляд, он задал бы интересный и очень актуальный тренд для медиа-арта и art&science, в частности.
Здесь под "гибридностью" я имею в виду потенциальный модульный характер всего сущего - природы, культуры, искусства. Все эти модули работают с комбинацией и рекомбинацией элементов по принципу "обратных связей", связывая всё со всем. AI и генеративные сети, как прямые наследники кибернетической парадигмы, просто делают это видимым. И утверждать, что эта модульность обеспечивает беспрецедентную гибкость в художественных экспериментах и становится новым видом художественной грамматики, значит расписываться в незнании истории искусства (малый пример: бесконечная серия химер и гибридов в искусстве на протяжении, как минимум, последнего тысячелетия) и основ философии (Фалес: "все связано со всем").
Мне кажется, что для представителей теории медиа гораздо плодотворнее было бы не утверждать очевидные факты теории гибридности, а попробовать очертить границы её применимости. То есть попытаться ввести элементы критики этой теории гибридности. Мне было бы интересно познакомиться с теоретическими штудиями и практическими наработками, в которых искусствоведы и художники проанализировали бы с критической стороны функциональную "открытость" и "проницаемость" медиа-тел и артефактов. Вопрос звучит так: возможно ли найти такие модели в искусстве и культуре, которые бы не были подвержены тотальной циркуляции информации и вариативности материи?
Я понимаю, что это настоящий вызов и он может звучать как утопия. В конце концов, можно было бы обсуждать успешность или неуспешность этих попыток, но, на мой взгляд, он задал бы интересный и очень актуальный тренд для медиа-арта и art&science, в частности.
❤43💯12👍8🤷♂2😁1🤔1💋1
Однажды известный физик Леопольд Инфельд пригласил одного из "отцов-основателей" кибернетики Норберта Винера прочитать публичную лекцию в Университете Торонто. Тот согласился. Аудитория была битком, но слушатели, в основном студенты, вели себя довольно шумно. После нескольких призывов к тишине Винер спустился с кафедры, подошел к Инфельду, который сидел на последней скамье, и всю лекцию прочитал персонально ему, совершенно не обращая внимания на шокированную публику. Мой герой.
🔥123❤27👏15👍13🥰6👌4💯1
Если сегодня вы не чувствуете радости, то у вас нет души, заявили в РПЦ. От себя добавлю - а если вы не маршируете со всеми, то у вас нет сердца.
🤣77👍44❤22😢10🦄7💯3❤🔥2✍2😁2👏1🎃1
Вниманию друзей и коллег в Москве! Приглашаю вас 11 января (сб) в 17:00 в Винтажный зал Винзавода на кураторскую дискуссию, посвящённую Art&Science.
Будем говорить о ставшей уже исторической выставке "Наука как предчувствие / Science as Suspense", которая прошла в 2009 году в ЦСИ Винзавод (и которую курировал вашпокойный покорный слуга), об основных мотивах технологического искусства и Art&Science, а также о том, почему современное искусство является драгоценным, но небольшим ручейком, который впадает в широкую и полноводную реку под названием Art&Science.
Встречу будет вести Ирина Горлова - куратор выставки "НИИ Архив.Ремонтаж", замечательный искусствовед и куратор множества проектов, реализованных в России и за рубежом. Приходите, будет интересно!
Когда: 11 янв (сб), 17:00
Где: Винтажный зал Винзавода
Инфо и регистрация – здесь
Будем говорить о ставшей уже исторической выставке "Наука как предчувствие / Science as Suspense", которая прошла в 2009 году в ЦСИ Винзавод (и которую курировал ваш
Встречу будет вести Ирина Горлова - куратор выставки "НИИ Архив.Ремонтаж", замечательный искусствовед и куратор множества проектов, реализованных в России и за рубежом. Приходите, будет интересно!
Когда: 11 янв (сб), 17:00
Где: Винтажный зал Винзавода
Инфо и регистрация – здесь
❤56🔥35👍14💩1
В России резко упало производство водки. Причиной обвала оказались зумеры, которые не хотят пить водку и чувствовать себя скуфами, пояснили в РЭУ им. Г.В. Плеханова. После этого пассажа университетской профессуры, а также после того, как член Общественной палаты России Карасёв назвал президента Азербайджана пидарасом, чувствую себя на коне. Пора выпить водки, перечитать любимый двухтомник Большого словаря русского мата Плуцера-Сарно и преисполниться принадлежностью к великому и могучему!
🔥79😁54🤣27❤9🍾6🥰5🥴2🤝1
В своей книге "Французская технологическая мысль и нечеловеческий поворот" (Edinburgh University Press, 2025) профессор Университета Лестера Мадлен Чалмерс рассказывает о связях французской авангардной мысли XIX–XX веков с современными концепциями "нечеловеческого поворота". Автор исследует работы Симондона и Делёза, а также разбирает влияние католической мистики и сюрреализма на формирование современных представлений о технике, агентности и виртуальности.
Ключевые разделы книги: "Технологос / Метафизические машины Жана Ришепена, Вилье де Лиль-Адана, Марселя Швоба и Альфреда Жарри", "Техника и апокалипсис / Дидье де Шузи, Анри Бергсон и терапевтические алгоритмы Реймонда Русселя", "Онтотехника / Андре Бретон, эксперименты Жильбера Симондона, Жиль Делёз и технологос". Книга будет полезна тем, кто интересуется эпистемологией, постгуманизмом и историей идей. PDF книги доступен здесь.
Б-Е-С-П-Л-А-Т-Н-О.
Ключевые разделы книги: "Технологос / Метафизические машины Жана Ришепена, Вилье де Лиль-Адана, Марселя Швоба и Альфреда Жарри", "Техника и апокалипсис / Дидье де Шузи, Анри Бергсон и терапевтические алгоритмы Реймонда Русселя", "Онтотехника / Андре Бретон, эксперименты Жильбера Симондона, Жиль Делёз и технологос". Книга будет полезна тем, кто интересуется эпистемологией, постгуманизмом и историей идей. PDF книги доступен здесь.
Б-Е-С-П-Л-А-Т-Н-О.
🔥50❤15👍7❤🔥2👀1
Deep media studies. Сила цвета возникает из материальности пигментов, мастеровитых рук, которые его создают, и профессионального сообщества, чьи знания наполняют этот цвет смыслом. Выставка "Мы живем в живописи: природа цвета в мезоамериканском искусстве" посвящена научно-техническому и материальному анализу цвета в мировоззрении коренных народов Америки. Выставка открыта в Музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA) и продлится до сентября 2025 года.
На фото: Порфирио Гутьеррес. Этапы получения натуральных красителей у ткачей индейцев-сапотеков (Мексика), 2024 год.
На фото: Порфирио Гутьеррес. Этапы получения натуральных красителей у ткачей индейцев-сапотеков (Мексика), 2024 год.
❤32👍11🔥8👏2
Пушкин и его заслуги в области art&science. Во время своей южной ссылки Пушкин находился под надзором генерал-губернатора графа Воронцова, видевшего в подчиненном не поэта, а обычного чиновника. Оскорбленное самолюбие Александра Сергеевича прорвалось наружу, когда Воронцов отправил его в научную экспедицию – проанализировать поведение саранчи в степях южного края России (крутая, кстати, тема). Вскоре Воронцов получил рапорт, в котором Пушкин сполна изложил свои научные наблюдения над насекомым:
Саранча летела, летела
И села.
Сидела, сидела, всё съела
И вновь улетела.
Впредь Пушкин навсегда был избавлен от каких-либо научно-исследовательских командировок и особых поручений.
Саранча летела, летела
И села.
Сидела, сидела, всё съела
И вновь улетела.
Впредь Пушкин навсегда был избавлен от каких-либо научно-исследовательских командировок и особых поручений.
😁116🔥30👍16❤10😎8👏3💔2
Forwarded from АРТГИД
Ушел из жизни Леонид Бажанов, историк искусства и инициатор создания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Как идеолог, критик, куратор и менеджер он принимал активное участие в становлении современного искусства в России. В нашем материале вспоминаем путь Леонида Александровича от учебы в Строгановке до создания ГЦСИ.
😢87🕊25💔6👍5🙏2
Наша кураторская дискуссия, которую вчера мы провели с Ириной Горловой на Винзаводе, была посвящена Art&Science. Но начало этого разговора просто не могло быть другим - мы посвятили его Леониду Бажанову - ушедшему другу, коллеге, наставнику - человеку, с которым по жизни идти было интересно и легко. На дискуссию пришло много людей - это так обрадовало! Мне было очень приятно находиться в гостеприимной атмосфере винтажного зала и видеть умные, заинтересованные лица. Фото: Лариса Осипенко.
🔥55❤51🕊7👍5
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Помню, как в 2009 году мы привозили Стеларка на Винзавод. Помимо участия в выставке он должен был прочесть лекцию. Перед началом Стеларк рассмеялся какой-то шутке. Его смех обладал такой заразительной способностью, что аудитория вмиг была очарована. Мне кажется, что многое в искусстве – да что там в искусстве, в жизни – происходит именно так. Всякий раз в новых обстоятельствах мы опираемся на некий доиндивидуальный опыт, располагающийся на грани языка и наших возможностей представления. Только взглянешь на человека и уже знаешь: всё, что он делает – по существу. Или наоборот – пустое. Видимо, прав был Локк, утверждавший, что в разуме нет ничего, что отсутствовало бы ранее в чувственном восприятии.
В этом ролике Стеларк говорит о чувственных отношениях между полами. А поскольку эти отношения есть ничто иное, как ОПОСРЕДОВАННАЯ информация, Стеларка пробивает на демоническое ха-ха. Что как бы символизирует. Наслаждайтесь!
В этом ролике Стеларк говорит о чувственных отношениях между полами. А поскольку эти отношения есть ничто иное, как ОПОСРЕДОВАННАЯ информация, Стеларка пробивает на демоническое ха-ха. Что как бы символизирует. Наслаждайтесь!
🔥47😁26❤🔥17❤13👍4👏3🤩1
Искусствовед и куратор Андрей Ерофеев - о Леониде Бажанове. Хороший текст:
Вчера умер Леонид Александрович Бажанов. Для всех близких друзей, приятелей и вовсе с ним незнакомых людей, он был просто – «Лёня». Домашнее уменьшительное очень шло Бажанову, хотя резко контрастировало с той социальной функцией «ответственного лица», которую он исполнял всю жизнь в московском художественном сообществе. С конца 1960-х Лёня был и художником, и искусствоведом, и лектором-популяризатором, и экспертом в этом мирке, где чуть ли не главной социальной и творческой идеей являлось противостояние начальству. Лёня оказался единственным, кому эта аксиома не помешала, сохраняя верность своей среде, начать сотрудничество с официозными структурами и постепенно заменить взаимные оскорбления дискуссиями. Сначала глава Клуба, потом основатель Творческого объединения, потом директор Центра современного искусства, а потом и глава департамента с полномочиями замминистра культуры. Если Дмитрий Пригов примерял на себе роль «работника культуры», то Лёня захотел и стал реальным «руководителем культуры», отмыв это звание своим именем и поступками от грязи, подлости и глупости, которыми его нагрузила советская номенклатура.
За несколько лет службы Лёня совершил в нашей сфере культурную революцию – он институциализировал альтернативное искусство на правах нового после соцреализма этапа национальной культуры. Возник ГЦСИ с филиалами, появились отделы Новейших течений в разных музеях. Леня радикально поменял ход международных культурных обменов. Мир увидел под государственным флагом России Другое искусство, которым благодаря Лёне стали комплектовать фонды российских музеев. А в Москву поехало современное искусство Запада. Биеннале – это тоже Лёня; запуск первых художественных галерей – тоже. Не он один, конечно, и не всегда на первых ролях. Но весь процесс шел под его руководством.
Он был нашим первым Министром Культуры. Как Луначарский. Хотя. нет, Лёне вряд ли понравилось бы такое сравнение. Как Мальро – вот! После Мальро сменились на этом посту десятки политиков. Но люди культуры помнят Мальро. Так и с Лёней. Он останется в памяти как единственный настоящий руководитель культуры первых десятилетий новой России. Бажанов успел осуществить для страны огромный проект, который уже не отменить.
Спасибо, дорогой Лёня. Прощай.
Вчера умер Леонид Александрович Бажанов. Для всех близких друзей, приятелей и вовсе с ним незнакомых людей, он был просто – «Лёня». Домашнее уменьшительное очень шло Бажанову, хотя резко контрастировало с той социальной функцией «ответственного лица», которую он исполнял всю жизнь в московском художественном сообществе. С конца 1960-х Лёня был и художником, и искусствоведом, и лектором-популяризатором, и экспертом в этом мирке, где чуть ли не главной социальной и творческой идеей являлось противостояние начальству. Лёня оказался единственным, кому эта аксиома не помешала, сохраняя верность своей среде, начать сотрудничество с официозными структурами и постепенно заменить взаимные оскорбления дискуссиями. Сначала глава Клуба, потом основатель Творческого объединения, потом директор Центра современного искусства, а потом и глава департамента с полномочиями замминистра культуры. Если Дмитрий Пригов примерял на себе роль «работника культуры», то Лёня захотел и стал реальным «руководителем культуры», отмыв это звание своим именем и поступками от грязи, подлости и глупости, которыми его нагрузила советская номенклатура.
За несколько лет службы Лёня совершил в нашей сфере культурную революцию – он институциализировал альтернативное искусство на правах нового после соцреализма этапа национальной культуры. Возник ГЦСИ с филиалами, появились отделы Новейших течений в разных музеях. Леня радикально поменял ход международных культурных обменов. Мир увидел под государственным флагом России Другое искусство, которым благодаря Лёне стали комплектовать фонды российских музеев. А в Москву поехало современное искусство Запада. Биеннале – это тоже Лёня; запуск первых художественных галерей – тоже. Не он один, конечно, и не всегда на первых ролях. Но весь процесс шел под его руководством.
Он был нашим первым Министром Культуры. Как Луначарский. Хотя. нет, Лёне вряд ли понравилось бы такое сравнение. Как Мальро – вот! После Мальро сменились на этом посту десятки политиков. Но люди культуры помнят Мальро. Так и с Лёней. Он останется в памяти как единственный настоящий руководитель культуры первых десятилетий новой России. Бажанов успел осуществить для страны огромный проект, который уже не отменить.
Спасибо, дорогой Лёня. Прощай.
❤85🔥11👍7👏5💔3
Коллега опубликовал страницу из Азбуки 1914 года издания. В ней на простом и доступном уровне изложены методики художественного осмысления окружающего мира.
😁79🔥13✍7🐳5🤡1