Искусствовед и куратор Андрей Ерофеев - о Леониде Бажанове. Хороший текст:
Вчера умер Леонид Александрович Бажанов. Для всех близких друзей, приятелей и вовсе с ним незнакомых людей, он был просто – «Лёня». Домашнее уменьшительное очень шло Бажанову, хотя резко контрастировало с той социальной функцией «ответственного лица», которую он исполнял всю жизнь в московском художественном сообществе. С конца 1960-х Лёня был и художником, и искусствоведом, и лектором-популяризатором, и экспертом в этом мирке, где чуть ли не главной социальной и творческой идеей являлось противостояние начальству. Лёня оказался единственным, кому эта аксиома не помешала, сохраняя верность своей среде, начать сотрудничество с официозными структурами и постепенно заменить взаимные оскорбления дискуссиями. Сначала глава Клуба, потом основатель Творческого объединения, потом директор Центра современного искусства, а потом и глава департамента с полномочиями замминистра культуры. Если Дмитрий Пригов примерял на себе роль «работника культуры», то Лёня захотел и стал реальным «руководителем культуры», отмыв это звание своим именем и поступками от грязи, подлости и глупости, которыми его нагрузила советская номенклатура.
За несколько лет службы Лёня совершил в нашей сфере культурную революцию – он институциализировал альтернативное искусство на правах нового после соцреализма этапа национальной культуры. Возник ГЦСИ с филиалами, появились отделы Новейших течений в разных музеях. Леня радикально поменял ход международных культурных обменов. Мир увидел под государственным флагом России Другое искусство, которым благодаря Лёне стали комплектовать фонды российских музеев. А в Москву поехало современное искусство Запада. Биеннале – это тоже Лёня; запуск первых художественных галерей – тоже. Не он один, конечно, и не всегда на первых ролях. Но весь процесс шел под его руководством.
Он был нашим первым Министром Культуры. Как Луначарский. Хотя. нет, Лёне вряд ли понравилось бы такое сравнение. Как Мальро – вот! После Мальро сменились на этом посту десятки политиков. Но люди культуры помнят Мальро. Так и с Лёней. Он останется в памяти как единственный настоящий руководитель культуры первых десятилетий новой России. Бажанов успел осуществить для страны огромный проект, который уже не отменить.
Спасибо, дорогой Лёня. Прощай.
Вчера умер Леонид Александрович Бажанов. Для всех близких друзей, приятелей и вовсе с ним незнакомых людей, он был просто – «Лёня». Домашнее уменьшительное очень шло Бажанову, хотя резко контрастировало с той социальной функцией «ответственного лица», которую он исполнял всю жизнь в московском художественном сообществе. С конца 1960-х Лёня был и художником, и искусствоведом, и лектором-популяризатором, и экспертом в этом мирке, где чуть ли не главной социальной и творческой идеей являлось противостояние начальству. Лёня оказался единственным, кому эта аксиома не помешала, сохраняя верность своей среде, начать сотрудничество с официозными структурами и постепенно заменить взаимные оскорбления дискуссиями. Сначала глава Клуба, потом основатель Творческого объединения, потом директор Центра современного искусства, а потом и глава департамента с полномочиями замминистра культуры. Если Дмитрий Пригов примерял на себе роль «работника культуры», то Лёня захотел и стал реальным «руководителем культуры», отмыв это звание своим именем и поступками от грязи, подлости и глупости, которыми его нагрузила советская номенклатура.
За несколько лет службы Лёня совершил в нашей сфере культурную революцию – он институциализировал альтернативное искусство на правах нового после соцреализма этапа национальной культуры. Возник ГЦСИ с филиалами, появились отделы Новейших течений в разных музеях. Леня радикально поменял ход международных культурных обменов. Мир увидел под государственным флагом России Другое искусство, которым благодаря Лёне стали комплектовать фонды российских музеев. А в Москву поехало современное искусство Запада. Биеннале – это тоже Лёня; запуск первых художественных галерей – тоже. Не он один, конечно, и не всегда на первых ролях. Но весь процесс шел под его руководством.
Он был нашим первым Министром Культуры. Как Луначарский. Хотя. нет, Лёне вряд ли понравилось бы такое сравнение. Как Мальро – вот! После Мальро сменились на этом посту десятки политиков. Но люди культуры помнят Мальро. Так и с Лёней. Он останется в памяти как единственный настоящий руководитель культуры первых десятилетий новой России. Бажанов успел осуществить для страны огромный проект, который уже не отменить.
Спасибо, дорогой Лёня. Прощай.
❤85🔥11👍7👏5💔3
Коллега опубликовал страницу из Азбуки 1914 года издания. В ней на простом и доступном уровне изложены методики художественного осмысления окружающего мира.
😁79🔥13✍7🐳5🤡1
Херсонская область готова принять беженцев из Калифорнии, заявил глава региона Владимир Сальдо. Не понимаю, что они там вкуривают (тоже так хочу). Но живо себе представил, как жители этого "золотого штата", работники шоубиза и порно, гениальные айтишники и белозубые серферы, плейбои и прочие спасатели Малибу, мостят свои пожитки и едут на херсонщину в поисках лучшей доли. Вот она, оказывается какая нынче, California dreamin'.
🤣120💅19❤12😁7👏4🦄3
Минутка радости. На днях получил бандероль с авторским экземпляром книги наших коллег Марсело Веласко и Игнасио Ньето "The Art-Science Symbiosis" (Springer-Verlag, 2024). Книга посвящена феномену Art&Science и тому, как искусство может помочь наукам выйти за пределы их узких специализаций, раскрывая научные, культурные и этические аспекты исследований. Издание включает шесть разделов – от исторического обзора Art&Science до современных примеров коллабораций художников и учёных. В книге представлено более ста произведений, а также 22 интервью с известными представителями направления, среди которых настоящие звёзды: Philippe Parreno, Juan M. Castro, Gilberto Esparza; Kathy High, Yunchul Kim, Špela Petrič, Paul Vanouse. Также в эту книгу включены примеры работ и интервью вашего покорного слуги. Ссылка на книгу здесь.
Отдельная благодарность моимдорогим коллегам любимкам из BioArt Lab при Центре Art&Science ИТМО за помощь в передаче книги, сладости, подарки и поздравление с НГ!
Отдельная благодарность моим
❤🔥41❤21🔥17👍5⚡3🦄3🎄2
Группа Unsworn (Швеция). "Барбекю из пришельца". Этот перформанс направлен на исследование практических аспектов взаимодействия человека с другими видами внеземного происхождения ("радикальное гостеприимство"). Его центральным элементом выступает туша инопланетянина в натуральную величину, запечённая на вертеле и подаваемая к столу на общественных мероприятиях (открытия выставок, конференции, симпозиумы). В этом проекте авторы исследуют способы, при помощи которых гастрономические ритуалы Homo sapiens становятся механизмом социального взаимодействия и партиципаторного освоения Другого.
🔥53🤯22🤣14😭8❤4👍4🤩3🤗2🤮1
Тайваньский художник Пол Гонг исследует рудиментарные органы человека и их связь с физиологией и психикой. В своем проекте "Шестое чувство" (2022) Гонг создал носимое устройство, которое открывает доступ к вомероназальному органу (ВНО). Это дополнительный орган обоняния, который имеется у всех наземных позвоночных, а также у человека, у которого он утрачивает свою целостность ещё до рождения. Считается, что вомероназальное обоняние оказывает влияние на половую сферу и выработку "гормонов счастья" – эндорфинов. Для того, чтобы этот орган функционировал, животные втягивают воздух через рот (такое поведение называется флемен, от нем. flehmen – обнажать верхние зубы). Проект Пола Гонга включает в себя видеодокументацию выступления двух танцоров, один из которых использует такой тренажёр для растяжения рта. Как флемен меняет поведение танцора, можно посмотреть здесь. Проект сопровождается интервью с учёными о роли рудиментарных органов человека и их эволюционном значении.
❤53🤯15🤨10👍9😁2🤮1
В Tate Modern проходит большая ретроспективная выставка "Электрические грёзы: Искусство и технологии до интернета", посвященная взаимодействию искусства и технологий в 1950-1980-е годы. В этот период художники активно экспериментировали с оптическими эффектами, кинетикой и первыми цифровыми технологиями. Выставка демонстрирует, как технологическое искусство стало площадкой для новаторских исследований в области сенсорных сред, механики и компьютерных технологий, делая акцент на визуальную составляющую художественного языка. На выставке представлены сотни работ, в том числе произведения пионеров алгоритмического и software art – Веры Молнар, Гарольда Коэна, Манфреда Мора, Густава Мецгера, Эда Игнатовича, Ацуко Танака, Георга Неза, Чарльза Шури и многих других. Гайд по выставке можно прочитать и посмотреть здесь. Выставка будет работать до 1 июня 2025.
На фото: Гарольд Коэн. Рисующий элемент генеративной системы AARON с нисходящей конфигурацией ИИ, основанной на принципах работы экспертных систем (1980).
На фото: Гарольд Коэн. Рисующий элемент генеративной системы AARON с нисходящей конфигурацией ИИ, основанной на принципах работы экспертных систем (1980).
❤27👍9🔥1👏1👌1
В 1965 году, когда Музей LACMA в Лос-Анджелесе только начал свою работу, известный поп-артист Эд Рушей приступил к созданию одного из своих самых известных полотен "Художественный музей округа Лос-Анджелес в огне" (1965-68). На этом произведении Музей LACMA изображён охваченным огнём. Для поиска подходящей композиции художник сделал несколько аэрофотоснимков музея с вертолёта.
Картина стала своеобразным выражением критики художника в адрес арт-институций того времени. Рушей объяснял, что был огорчён недостаточным вниманием музеев к современному искусству. Это недовольство и вдохновило его на создание этого произведения. Любопытно, что сначала LACMA собирался приобрести эту картину в свою коллекцию, но потом отменил своё решение. Так картина оказалась в коллекции Музея Хиршхорна, который относится к Смитсоновскому институту.
Картина стала своеобразным выражением критики художника в адрес арт-институций того времени. Рушей объяснял, что был огорчён недостаточным вниманием музеев к современному искусству. Это недовольство и вдохновило его на создание этого произведения. Любопытно, что сначала LACMA собирался приобрести эту картину в свою коллекцию, но потом отменил своё решение. Так картина оказалась в коллекции Музея Хиршхорна, который относится к Смитсоновскому институту.
🔥37👍5❤4🤓2
Трагическая история о воздержании.
"Воздержание -- вещь опасная! Знакомая мне учительница французского языка Эрнестина Иосифовна Пуанкаре никогда в жизни не пила вина. И что же! На одной вечеринке её угостили рюмкой коньяку. Это ей так понравилось, что она выпила целую бутылку и тут же, за ужином, сошла с ума. И на свете стало меньше одной учительницей французского языка." (Илья Ильф, Евгений Петров)
"Воздержание -- вещь опасная! Знакомая мне учительница французского языка Эрнестина Иосифовна Пуанкаре никогда в жизни не пила вина. И что же! На одной вечеринке её угостили рюмкой коньяку. Это ей так понравилось, что она выпила целую бутылку и тут же, за ужином, сошла с ума. И на свете стало меньше одной учительницей французского языка." (Илья Ильф, Евгений Петров)
😁88🙏10😢5😭5💅5❤3👍3👏2🤣2🆒2🫡1
Бан Гиль Хан (Южная Корея). "Браслеты извинений (Харви)", 2022. Проект представляет собой серию хлопковых браслетов, напоминающих детские "браслеты дружбы". На каждом браслете вытканы фрагменты публичных извинений Харви Вайнштейна, сделанных им в 2017 году после обвинения в сексуальных домогательствах. Художница разбила текст речи Вайнштейна на части и вручную выткала отдельные словосочетания на браслетах, символизирующих любовь и доверие.
🔥48😁16🥴8👍6👏2❤1😈1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вся правда о российском технологическом искусстве!
🤣88😁29👍8🔥2👾2👏1
"Мужчина не имеет права жениться, не изучив предварительно анатомии и не сделав вскрытия хотя бы одной женщины" (Оноре де Бальзак). С вами был анонс моей еженедельной рубрики "Труп выходного дня". Обнимаю вас этим Оноре!
❤128😁86💅22🔥16👏9🤯4
Мacc-мeдиa, являя нaм oбpaзы ceгoдняшних “тeхнoлoгичecких пpopывoв”, нeмeдлeннo yпaкoвывaют их в pитopикy фyтypoлoгичecких oбeщaний. Нo тo, чeгo CМИ нe дeлaют и нa чтo oни в пpинципe нe cпocoбны – этo coпocтaвить пpoшлoe и нacтoящее, cpaвнить идeю c eё вoплoщeниeм в разные периоды времени. Для этoгo нeoбхoдим мeхaнизм пaмяти, a eгo y мacc-мeдиa нeт. Для CМИ вcё кaк в пepвый paз – и скорее всего именно здесь зaлoжeн пpинцип необратимой тpaнcфopмaции экoнoмики "потребностей" в экoнoмикy "впечатлений”. В любoм cлyчae, тoлькo в ycлoвиях воспроизводства пaмяти вoзмoжнo кpитичecкoe ocмыcлeниe нacтoящeгo. У иcкyccтвa – и технологического искусства, в частности – тaких пpocтpaнcтв немного. Мyзeи, apхивы, кoллeкции кaк тoпoгpaфия, apхeoлoгия мeдиa кaк инcтpyмeнт иccлeдoвaния – тoлькo oни могут обеспечить пpaктику cpaвнeния и aнaлиза, и тaким oбpaзoм открыть вoзмoжнocти для paзвития искусства.
На фото: египетская мумия и робот “Электро” на выставке в Нью-Йорке, 1940 г. Технологии консервации трупов в развитии.
На фото: египетская мумия и робот “Электро” на выставке в Нью-Йорке, 1940 г. Технологии консервации трупов в развитии.
👍41❤29🔥8👌8🤓2
Forwarded from Балтийский филиал Пушкинского музея
Геном и его музыкальная матрица
Фёдор Софронов, композитор, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина. Стажировался как музыковед в Венском университете. Участвует в спектаклях Электротеатра Станиславского.
⏳20 января (понедельник), 18:30
🎫Билеты: 150, 300 р.
#топологии
Мы изобрели музыку не случайно, а благодаря врождённой способности к различению тонов. За это отвечает в нашем организме самая настоящая матрица – базилярная мембрана, в которую «вшита» информация о более чем 6000 музыкальных высот.
Наш рассказ будет посвящен двум основным проблемам: проблеме аналогии и тождества в воспроизведении и самовоспроизведении музыкального материала в сравнении с подобными процессами в живой природе, а также проблеме слухового восприятия музыки и ее осмысления человеком на биологическом уровне. Отсюда мы планируем перейти к вопросу о звуке и шуме в природе и музыке и принципиальной соприродности ряда направлений музыкального авангарда в противовес окультуренной, «классической» музыке.
Фёдор Софронов, композитор, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина. Стажировался как музыковед в Венском университете. Участвует в спектаклях Электротеатра Станиславского.
⏳20 января (понедельник), 18:30
🎫Билеты: 150, 300 р.
#топологии
❤41👍16🔥13👏2⚡1
В Москве стали предлагать VIP-Крещения. В пакет входят баня, прорубь, казачий хор, чай с пряниками, согревающие напитки, ужин и молебен. Как я понял, услуги гусеницы опричной, чтобы друг друга усладить, и тем самым врагов России наказать, пока решили широко не монетизировать. Время ещё не пришло.
🤪66😁29🤡12❤9🤣9🫡7👍5🌭4⚡2👏2