Bulatov Dmitry – Telegram
Bulatov Dmitry
9.52K subscribers
2.56K photos
36 videos
2 files
503 links
Общество, искусство, наука и технологии. Всё самое интересное происходит на границах. Инфо от художника, теоретика и куратора Дмитрия Булатова. Контакт: t.me/postbiology
Download Telegram
В журнале Science вышло исследование о том, как шмели заряжают друг друга позитивом. Так называемое “эмоциональное заражение” – передача эмоций от одной особи к другой – оказалось присуще не только позвоночным, но и социальным насекомым. Похоже, способность делиться настроением – глубоко укоренённый эволюционный механизм, который лежит в основе эмпатии даже в её самых первичных формах.

В эксперименте китайские исследователи обучили шмелей распознавать, что сахарный раствор в искусственных цветах связан с их цветом. Затем “обученный” шмель как будто бы случайно встречал другого – “радостного, сытого и возбуждённого” шмеля. После такой встречи первый шмель гораздо более охотно летел к цветам неоднозначных оттенков, в отличие от шмелей контрольной группы, которые так никого не повстречали на своём пути. Дополнительные эксперименты показали: для передачи “драйва” даже не нужен физический контакт – шмелю достаточно просто увидеть другого бодро жужжащего сытого шмеля.

Так что – жужжим! Можно с завтрашнего дня.
❤‍🔥9252🔥29😁13👍9👾7👏3🤔1🤯1
Итальянский врач Гаспаро Тальякоцци в XVI веке разработал метод реконструкции носа, известный как “подвешивание предплечья”. Суть процедуры: кусок кожи с предплечья пациента прикрепляли к повреждённому носу и оставляли так до полного срастания тканей. Портной шил специальный кожаный корсет и ремни для фиксации руки в нужном положении. Через две-три недели хирург отсекал питающую ножку и отделял руку от лица.

Тальякоцци стремился вернуть клиенту не только функцию, но и облик: новый нос моделировали системой нитей и колец, формируя переносицу и крылья. Весь процесс занимал 3-5 месяцев, после чего пациентам рекомендовалось носить специальные вставки в носовых полостях ещё около двух лет. Этот метод подробно изложен в труде De Curtorum Chirurgia per Insitionem (Венеция, 1597), который и стал научным основанием новой дисциплины – пластической хирургии.
🔥108👀4320👏12👍11🌚2
Кибермен или Падре???
😁9023🔥18😎9
Из воспоминаний М.А. Унковского о Салтыкове-Щедрине:

«Я не могу забыть случая, происшедшего в одном из германских курортов, помнится в Баден-Бадене. Салтыков прохаживался с моим отцом по какой-то аллее, специально назначенной для лечебных прогулок больных. Вокруг кишело главным образом иностранное общество. Невдалеке от них сидел на садовой скамейке какой-то весьма опрятно одетый субъект, видимо из зажиточного слоя, обладавший широким безбородым и безусым лицом, безволосой головой и жирной шеей. На субъекте была надета шляпа с полями.

Салтыков, оборачиваясь к моему отцу и не рассчитывая встретить в данном случае русского человека, гаркнул своим вечно громовым голосом (тихо он совершенно не умел говорить): “Посмотрите, не правда ли, как этот человек удивительно похож на жопу в шляпе”. Когда отец и Салтыков приблизились к сидевшему, тот приподнялся, очень вежливо снял шляпу и произнес: “Вы не можете себе представить, как радостно слышать звуки родного языка на чужбине”»

[Салтыков-Щедрин: pro et contra, стр. 137]
😁141🔥2612🥰114🤣4👌3👍1
Принял участие в вебинаре Ассоциации арт-резиденций России. Вместе с коллегами Марией Туркиной и Лидией Гуменюк мы обсуждали специфику резиденций в области Art&Science и междисциплинарного искусства – темы, медиумы, возможности и ожидания. Модератором выступала Женя Чайка, председатель совета Ассоциации, которая и направляла наш разговор.

Помимо фундаментальных вопросов (из разряда “как понимать пересечения искусства и науки?”, “как уйти от инструментального отношения к художникам и учёным?” и т.д.) мы разбирали прикладные: как устроены разные резиденции, в чем особенности их форматов и на что делается акцент в работе. Заодно рассказал о проекте “Правила беспорядка”, который я курирую в этом сезоне (open call до 15 ноября, не проебите).

На вопрос о структуре нашего проекта и роли резиденции в нём ответил просто: я сам – художник, а поэтому хорошо знаю, что хотят художники – да и учёные тоже (того же, чего я сам). Чтобы была возможность просветлеть от нового знания, чтобы об этом узнали другие, чтобы с финансами всё получилось, и чтобы была возможность показать работу где-то ещё. Вот, собственно и всё. Я же ничего не упустил? -))
42👍14
Рональд Рейган работает в качестве модели в Университете Южной Калифорнии, 1940 год. Он был выбран кафедрой изобразительных искусств в качестве примера идеального мужского тела.
😁5431👍25🍓12🤩1🍌1
Иллюстрация "Рукокрылые" из книги немецкого биолога, философа и художника Эрнста Геккеля "Красота форм в природе", 1904 г.
😍76🔥4122🦄13🥰6😁4🥴4👍2🤩1👾1
Дмитрий Булатов
художник, куратор, теоретик искусства, организатор проектов в области Art&Science и новых медиа

Техника не является чем-то человеческим, в специфическом смысле она «бесчеловечна». Наилучшую функционирующую аппаратуру можно создать лишь противопоставляя её традиционному образу человеческого и живого, а не продлевая или расширяя её. Все основополагающие технические открытия, шестерёночные и часовые механизмы, быстрое вращение в механике, от стабильных несущих поверхностей в аэронавтике и до цифровых компьютеров в электронике, развивались как проекты в противопоставлении к инертному органическому и тому, что возможно для человека. <…> Человек – кочевое животное. Путешествия и непрерывная перемена мест приводят к продуктивным связям и смешениям различных ситуаций и традиций, которые могут выражаться в импульсах к стремительному развитию. Вторая особенность касается приобретённого культурного свойства собирать, накапливать и передавать знания и опыт. Она может приводить к колоссальному уплотнению времени в процессе качественного развития, которое не было бы возможно в рамках органических механизмов наследования.


«Археология медиа» Зигфрида Цилински – одна из книг, к которым я постоянно возвращаюсь в своей работе. Она – о том, как искусство, технологии и мышление переплетаются друг с другом и формируют наше представление о современности. Ведь быть «современным» – не означает просто жить в настоящем; это навык, которому нужно учиться. Но как это сделать?

Цилински показывает, что технологии не просто обслуживают искусство – они буквально формируют наше восприятие. Он предлагает искать забытые логики старых медиа, чтобы понять, откуда прорастают новые идеи. Так он учит не поддаваться очарованию новизной, а видеть в ней ассамбляж времён, скорее повторяемость и взаимодействие различных практик, чем их «снятие» и преодоление.

Художник, который удерживает обе эти перспективы – скорость сегодняшнего дня и глубокое время культурной памяти – по-настоящему работает с современностью. А мы, зрители, учимся у него видеть разные аспекты этой современности.


Ссылка на телеграм-канал Дмитрия
Конкурс междисциплинарных проектов в области искусства, науки и технологий «Правила беспорядка» 

#цитата_ААРР
56👏28👍15🫡5🕊3
Между прочим, ChatGPT знает толк в еженедельной рубрике "Труп выходного дня"!
😁141🤡23🔥21🤣158🙈73👌1🗿1
Шон Рексроут. Сцилла и Харибда, 2025
53😁33🥰31🔥11👍1
Несколько дней назад исполнилось сто лет со дня рождения Роберта Раушенберга — прекрасного художника, непревзойденного тролля и бобрейшей души человека. Одни вспомнят его как одного из видных абстракционистов и концептуалистов. Другие – по скандальному “Стёртому рисунку Де Кунинга” (1953): белому листу, на котором был набросок Виллема Де Кунинга, стертый Раушенбергом и провозглашённый самостоятельным произведением. Я же хочу вспомнить о его вкладе в технологическое искусство.

В 1966 году Раушенберг вместе с Билли Клювером и Робертом Уитменом основал Experiments in Art and Technology (E.A.T.) – организацию, которая ставила задачу объединить художников, учёных и инженеров для реализации новых художественных идей. Эти устремления воплотились во многих проектах Е.А.Т., в том числе – в премьерной серии перформансов “9 вечеров: театр и инженерия” в Нью-Йорке.

На этом фестивале Раушенберг представил перформанс “Открытая партитура”. Тёмный зал Арсенала превратили в теннисный корт. В первой части проекта художник Фрэнк Стелла играл со звездой профессионального тенниса Мими Канарек. Их ракетки были оснащены контактными микрофонами и FM-передатчиками; каждый удар по мячу передавался на динамики, превращаясь в громкий звук. Матч транслировался на три больших экрана, а звук управлял светом – с каждым ударом гас один из 48 прожекторов, пока зал не тонул в полной темноте (и по херу, кто выиграл, видео здесь).

В этот момент – вторая часть проекта – на сцену выходили 500 волонтёров. Их движения фиксировали инфракрасные камеры, проецируя образы на экраны. Зрители ощущали плотность толпы, но видели лишь её световые тени. Раушенберг, светя фонариком, подавал сигналы волонтёрам: прикоснуться к зрителям, обнять, пощекотать – нарушить привычную дистанцию и вызвать ощущение саспенса. В финале Раушенберг носил по площадке холщовый мешок, в котором сидела оперная дива Симона Форте. И она без каких-либо микрофонов и усилителей исполняла итальянскую серенаду о любви.
37🔥31👍7👏2
☝️(К тексту выше). Фото 1: Мими Канарек и Фрэнк Стелла исполняют перформанс Роберта Раушенберга “Открытая партитура” в рамках проекта E.A.T. “9 вечеров: театр и инженерия” в Арсенале 69-го полка, Нью-Йорк, 13-23 октября 1966 года. Фото 2: Медиа-ракетки с микрофонами и FM-передатчиками.
26🔥10👍2
Вниманию друзей и коллег в Калининграде! 5 ноября (среда) в 18:30 в Доме китобоя я прочту лекцию «Собирать живое и жизнеподобное».

Лекция будет посвящена вопросам коллекционирования произведений Art&Science и технологического искусства, где художественные практики тесно связаны с робототехникой, IT и биомедициной.

Мы рассмотрим, как музеи и частные собрания формируют новые правила, сталкиваясь с работами, в которых медиумом выступают живые ткани, автономные алгоритмы и кибернетические устройства. Коллекционирование здесь выходит за рамки хранения артефактов: оно требует понимания биологических процессов, поддержания технических систем и научного сопровождения.

На примерах ряда международных проектов обсудим стратегии, позволяющие интегрировать такие произведения в музейные и институциональные структуры, сохраняя их художественный и исследовательский потенциал.

Когда: 5 ноября (ср), 18:30
Где: г. Калининград, Дом китобоя, пр-т Мира 9.
Инфо и регистрация – здесь
24👍10🔥5🍌1
В эфире – клуб любителей интересных книг. В издательстве V-A-C Press вышла книга философа, теоретика искусства и по совместительству профессора Университета Калифорнии Кэтрин Хейлз "Как мы стали постлюдьми. Виртуальные тела в кибернетике, литературе и информатике" (2025, 480 с.).

В этой книге Хейлз прослеживает, как в XX веке – под влиянием кибернетики, исследований ИИ и научной фантастики – идея "информации" постепенно вытеснила телесность из представлений о человеке. Анализируя смену технологических парадигм, Хейлз показывает, что информационная эпоха сформировала иллюзию субъекта, независимого от среды и телесной воплощенности.

Основой для исследования послужили беседы с учёными, работа в архивах по истории кибернетики, а также чтение культурных и художественных текстов, касающихся информационных технологий. Монография вышла в 1999 году (на английском здесь бесплатно) и получила Мемориальную премию Дж. Ллойда Итона. До русскоязычной аудитории добралась только сейчас. Но лучше поздно, чем никогда.
🔥3124😎1
Если осень тяготит и стало стало совсем невмоготу, то вот вам лайфхак на тему “идеи для вечеринки”. Открываете календарь, берёте любой “День” – например, “День Жён-мироносиц” или “День родного языка”. И переделываете на “Ночь”. Получается круто, со всеми томными оттенками – “Ночь родного языка”, “Ночь народного единства”, “Ночь Кирилла и Мефодия” и т.д. Party Hard обеспечен!
😁94🔥4520💋14🎉11👍2
К вопросу о "топологическом" кураторстве – способе мыслить окружающее не как набор отдельных субъектов и объектов, а как непрерывную систему восприятия, где одно состояние трансформируется в другое без разрыва. Здесь важно не то, что соединяется, а как именно происходит это соединение. Самый простой пример такой связи – по состоянию материи и обмену свойствами. Когда жизнь подражает искусству в той же степени, что и искусство – жизни. Фото: Сумьендра Саша, Калькутта.
🔥5126😁14👍6🍾1
В предыдущем посте про топологическое кураторство, я привёл пример самого простого типа связи – по обмену свойствами. В комментарии коллега написала, что можно "пузико рядом с тыквами изобразить". Можно, изображаю – вот усложнённый тип связи, через топос. В роли "пузика" – Уильям С. Берроуз, непревзойдённый тролль, антисоциал, маньяк и женоненавистник – в общем, хрупкая и неординарная личность. И его тыква, абсолютно конгениальная ему самому.
🎃3635😁6🔥2👍1👏1🙏1
Telegram добавил возможность входа через e-mail для россиян. Так в мессенджер можно будет войти без SMS (открываем "Настройки" → "Конфиденциальность и безопасность" → "Добавить e-mail"). Потому что вчера в РФ ограничили верификацию Telegram через SMS российских провайдеров.
55😢30👏11🐳4
Всего вам доброго и хорошего настроения!
😁97🔥4525👻10😭4😇3👍1👏1
Испанский художник Марк Виланова в своей звуковой скульптуре Cascade (2023) исследует невидимую акустику водопадов, излучающих инфразвуки, по которым птицы ориентируются во время миграций. Сегодня этот природный навигационный “компас” нарушен индустриальным шумом. Художник пытается воспроизвести записи инфразвуков с помощью миниатюрных динамиков, которые физически неспособны передать такие низкие частоты. Вместо звука рождается вибрация, заставляющая колебаться оптическое волокно, по которому звук как бы “падает”, превращаясь в поток света. Так возникает световая завеса, делающая неслышимое видимым.

Работа Вилановы выводит восприятие за пределы слуха – звук можно видеть, ощущать кожей, переживать телом. Cascade предлагает новый способ “слушать вместе” с другими живыми существами и напоминает о хрупком равновесии природы, где даже тишина имеет свой голос. Видео можно посмотреть здесь.
48❤‍🔥20👏11👍2