Bunin & Co – Telegram
Bunin & Co
8.7K subscribers
19 photos
2 files
277 links
Политическая аналитика от экспертов Центра политических технологий им. Игоря Бунина
Download Telegram
Если не проголосовать за Павла Грудинина, он сбреет усы: коммунистический кандидат побился об заклад с интервьюером Юрием Дудем, что если наберет меньше 15% на выборах, то впервые во взрослой жизни расстанется с усами. И станет меньше похож на Сталина. И сталинизма в стране станет меньше.

Дудь – умелый интервьюер, но в разговоре с Грудининым его талант оказался не очень нужным. Такого примитива в аргументах, оправдывающих Сталина? я не слышал с позднесоветских времен. Кроме одного (!) - сквозь зубы - признания, что репрессии все же были (но людей по приказу Сталина не убивали) – заскорузлая апологетика сталинизма. Любимый прием сельского агитатора – на вопрос про репрессии поминать белый террор или крестьян, погибших в болотах на стройке Петербурга, примазывание к коммунистической идеологии успехов Швеции с Норвегией, куда, как все же под давлением Дудя признал Грудинин, попасть в советские времена все же было немножко непросто.

Местами Грудинин звучал как нормальный бизнесмен – например, когда критиковал менеджмент нефтяных компаний и грозился уволить Сечина за неэффективность, местами – явно заигрывал с рассерженными горожанами, обещая поставить Навального на Счетную палату. Но тут же из него «вылезал» примитивный директор совхоза – например, когда он назвал «мигрантами» легионеров, играющих в российских футбольных клубах – перепутал с теми, кто в его совхозе работает… Узнайте, спартачи: Квинси Промес и Зе Луиш – мигранты!!!

Больше не буду смотреть таких интервью. Пойду лучше, куплю бритву и помазок – и пошлю на адрес штаба Грудинина. Очень хочется, чтобы одними сталинскими усами в стране стало меньше.

Борис Макаренко
Главная особенность Илона Маска – не в конкретных проектах, а в том, что он дает людям мечту. Он создает мир, в котором люди будут летать на Марс, ездить на экологически чистых машинах и передвигаться за считанные минуты из одного мегаполиса в другой на вакуумных поездах по волшебным трубам. Маск воскрешает мир технологического оптимизма 60-х, возникший после советского спутника, полета Гагарина и высадки американцев на Луну. Тогда люди мечтали о новой цивилизации, свободной от надоевшей повседневности и многочисленных пороков. С этим был связан и всплеск популярности научной фантастики, сравнимый, пожалуй, лишь с феноменом книг Жюля Верна в период индустриальной революции XIX века.

Потом мечты стали сталкиваться с реальностью, будь то рутинизация космических исследований (и, как следствие, отношение к космонавтике не как к подвигу, а как к обычной сфере деятельности), несбывшиеся завышенные ожидания межпланетных полетов или текущие кризисы – вроде рецессии в странах Запада 70-х или краха советской нефтяной модели 80-х. Оптимистичная научная фантастика стала уступать место размышлениям о смысле жизни на нашей Земле. Но это не значит, что мечта исчезла. Она нуждалась в новых аргументах, которые и дал Маск, соединив технический прогресс с экологией, что соответствует современным общественным ожиданиям.

Проблема современной России – в том, что она пока не может сформулировать такую мечту. Ностальгические утопии не имеют к такой мечте никакого отношения. Коммунистическое светлое будущее давно дискредитировано. А реальную конкуренцию «Роскосмос» проигрывает тому же Маску, который не только визионер, но и жесткий бизнесмен, этакий симбиоз героев Жюля Верна и Айн Рэнд.

Алексей Макаркин
По всей видимости, в Германии скоро, наконец, появится полноценное правительство. Партнеры Берлина по ЕС с тревогой наблюдали за политическим параличом, охватившим традиционный локомотив европейской интеграции после сентябрьских выборов в бундестаг. И вот 7 февраля лидеры консервативного блока ХДС/ХСС и социал-демократов согласовали коалиционный договор о формировании правительства «большой коалиции». Уже удалось договориться о распределении министерских постов.
Путь к соглашению был беспрецедентно долгим и трудным. После тяжелого поражения на парламентских выборах СДПГ твердо решила не попадать снова в тень Ангелы Меркель и перейти в оппозицию. Но после неудачи переговоров Меркель с «зелеными» и свободными демократами тема «большой коалиции» возродилась. Лидер СДПГ Мартин Шульц неохотно согласился на коалиционные переговоры, поскольку реальная перспектива досрочных выборов грозила социал-демократам новыми потерями. На финальном этапе переговоров блоку Меркель пришлось пойти на серьезные уступки СДПГ, иначе была высока вероятность, что партия отвергнет соглашение.

Итак, о чем договорились? По персоналиям изменений не так уж и много, но есть несколько важных. Естественно, правительство возглавит лидер ХДС Ангела Меркель – в четвертый раз подряд. Главой МИД станет лидер СДПГ, экс-председатель Европарламента Мартин Шульц, покинув при этом пост председателя партии. Его, скорее всего, заменит глава фракции СДПГ в бундестаге Андреа Налес – первая женщина на этом посту. Социал-демократы получат в кабинете ключевое место министра финансов, его займет Олаф Шольц – нынешний бургомистр Гамбурга. К ХСС – баварским партнерам партии Меркель – перейдет важный пост министра внутренних дел. Главой МВД станет председатель ХСС, многолетний премьер Баварии Хорст Зеехофер. Он известен как сторонник решительных мер против нелегальной миграции.

В плане формулирования будущего государственного курса социал-демократам удалось добиться заметных уступок в сфере социальной политики, благо обильный профицит госбюджета позволяет это сделать. Будут увеличены расходы на обновление школ, студенческие пособия, уход за пожилыми. Удалось договориться о существенных ограничениях для работодателей при заключении временных трудовых контрактов и о повышении минимальной зарплаты для учеников на производстве. Баварский ХСС добился включения в соглашение потолка на прием беженцев – от 180 тыс. до 220 тыс. в год.
Получив в свои руки МИД и Минфин, социал-демократы собираются активизировать роль Германии в Евросоюзе, в частности, в деле реформы еврозоны, предложенной Эмманюэлем Макроном. В коалиционном соглашении содержится план создания Европейского валютного фонда, неподконтрольного национальным правительствам. Что касается России, то здесь всё по-прежнему – снятие санкций только после выполнения Минских соглашений.

Теперь коалиционный договор должен быть одобрен на съездах ХДС и ХСС в конце февраля. В СДПГ договор должен быть утвержден путем голосования всех 460 тыс. членов партии, его итоги будут подведены в начале марта. Можно рассчитывать, что новое правительство «большой коалиции» начнет работу до апреля.

Александр Ивахник
К ситуации в Дагестане сейчас повышенное внимание, так как перемены в этой республике могут при успешном для федерального центра развитии событий стать модельными и для ряда других регионов. Тем более интересны первые назначения в правительстве «варяга из Татарстана» Артема Здунова.

Ранг первого вице-премьера сохранил Анатолий Карибов, входивший в предыдущее правительство по лезгинской квоте. Он же был недолговременным врио премьера между арестом предыдущего и назначением нынешнего. Карибов, курировавший туристическую сферу, большого аппаратного влияния не имел. Даже обильными финансовыми потоками, связанными с празднованием 2000-летия Дербента не распоряжался. Однако слабость обернулась силой, когда более ресурсных и богатых чиновников отправили в Москву под конвоем. А Карибов сохранил свой пост.

Министром образования и науки вместо арестованного Шахабаса Шахова еще в январе была назначена Уммупазиль Омарова, получившая ранг вице-премьера. Ранее занимала пост уполномоченного по правам человека в Дагестане, а в конце «нулевых» годов недолго являлась первым вице-премьером. В 2013 году была номинальным кандидатом на пост главы республики от даргинской общины, составляя формальную конкуренцию аварцу Абдулатипову (так как по закону положены конкурентные выборы). Дочь Авадзи Омарова, многолетнего председателя Верховного суда республики в советское время. Опять-таки уполномоченный по правам человека – должность почетная, но не особо денежная.

Министром экономики и территориального развития вместо еще одного арестанта, Раюдина Юсуфова, назначен Осман Хасбулатов. Он племянник видного деятеля даргинской общины, экс-мэра Каспийска Джамалудина Омарова, у которого осенью прошел обыск (но за ним не последовал арест). Родственником Омарова называют и арестованного экс-премьера Абдусамада Гамидов. Сейчас Каспийск возглавляет зять Омарова Магомед Абдулаев. Всех их эксперты относят к так называемому мекегинскому клану – по названию села в Левашинском районе, где находится их родовое гнездо.
С 2000 года Хасбулатов возглавлял Единый расчетный центр в Каспийске, преобразованный в МФЦ, а в 2013-м стал главой МФЦ всего Дагестана. В 2015-м Хасбулатова решили перевести на пост замминистра транспорта, энергетики и связи, но он смог отбиться от этого назначения. В 2017 году Хасбулатов как глава МФЦ был приравнен по должности к республиканскому министру. Система МФЦ действительно выглядит привлекательно, особенно на фоне скромных успехов во многих других сферах. Интересно, что 5 февраля главы Дагестана и Татарстана во время визита Рустама Минниханова в Дагестан посетили именно республиканский МФЦ.

Таким образом, первые назначения свидетельствуют о нежелании федерального центра обострять до предела отношения с местной элитой. Целый ряд ее ключевых фигур за несколько лет были в несколько этапов удалены с политической арены. А новыми назначенцами пока являются приемлемые для элиты, но периферийные фигуры.

Алексей Макаркин
Есть женщины в американских селеньях! Мустанга на скаку остановят, в горящий вигвам войдут!

В туфлях на 10-сантиметровых каблуках-«шпильках», в 77-летнем возрасте, ни присев и не отлучившись от трибуны ни на минуту, делая изредка глоток воды, окруженная соратниками по партии – восемь часов вчера выступала с речью в Палате Представителей Нэнси Пелоси – лидер меньшинства от Демократической партии. Это рекорд – со времени введения (в 1909 г.) правил, регулирующих права ораторов в Конгрессе, столь долгого «флибустьерства» еще не бывало.

Столкнувшись с жесткой критикой за блокирование (хотя всего лишь на пару дней) финансирования федерального правительства, перед голосованием за очередное временное продление финансирования демократы применили другую тактику. В Сенате демократам удалось добиться компромисса по будущему бюджету, которого они давно добивались: теперь увеличение военных расходов невозможно без равного – «доллар за доллар» увеличения невоенных статей. После этого срывать работу федерального правительства было уже заведомо невозможно, но Пелоси хотелось добиться от республиканцев четкого обязательства на конструктивное обсуждение законодательства о миграции и, в частности», решения проблемы «дримеров» - нелегальных мигрантов, попавших в Америку детьми. Их письма она и зачитывала, чтобы выиграть время. По правилам, лидера фракции нельзя перебивать или «сажать на место» - но и выступление нельзя прервать ни на минуту. Такая тактика в Америке именуется «флибустьерством» - затягиванием времени, чтобы оппоненты не могли поставить вопрос на голосование. Эффектный демарш Пелоси, скорее всего, принесет демократам и подвижки в парламентских спорах, и немалый имиджевый эффект.

Кстати, в российском парламенте такой эксперимент бы не прошел: в 2012 г. несколько тогдашних депутатов пытались длинными речами затянуть заседание, чтобы палата не успела – накануне масштабной акции протеста - принять ужесточающие поправки к закону о митингах: их все же согнали с трибуны. Почему? Наверное, потому, что в наших северных морях никогда не было флибустьеров…

Борис Макаренко
История разоблачений, которыми занимаются Алексей Навальный и Настя Рыбка, в очередной раз свидетельствует о двух особенностях российской политики:

1. Никто не может определить грань, где заканчивается власть и начинается оппозиция. Уже разоблачения в отношении Дмитрия Медведева показали, что Навальный совмещает качества публичного политика и участника аппаратной игры, направленной на ослабление позиций премьера и в перспективе - на назначение нового главы правительства весной 2018 года. Это выгодно Навальному – создает для него новые эффектные информационные поводы и, одновременно, помогает ему выстраивать внутриэлитные связи.

2. Конкуренция за состав правительства – и, шире, правящей элиты – после президентских выборов усиливается. Основная ее часть проходит под ковром, но иногда выходит на поверхность. Речь идет о переделе не только должностей, но и собственности. И если раньше Катя Муму целенаправленно использовалась против оппозиции, то ее достойная преемница участвует в куда более сложных играх.

Алексей Макаркин
7 февраля Южная Осетия и Луганская народная республика (ЛНР) подписали соглашение об экономическом сотрудничестве. Кооперация двух де-факто образований, одно из которых признано Россией, поднимает сразу несколько важных вопросов.

Во-первых, возможное вхождение Южной Осетии в состав России. В канун нового 2018 года Анатолий Бибилов, комментируя перспективы «объединительного референдума», заявил, что одним из препятствий для этого является признание независимости двух «народных республик» Донбасса со стороны Цхинвала. В условиях отсутствия других признаний отказ от солидарности с ними даже посредством вхождения в состав РФ, по мнению югоосетинского лидера, равносилен предательству. Добавим к этому, что Москве невыгодно ломать имеющий статус-кво в Закавказье, поскольку идея объединения двух Осетий под эгидой России остается резервным ответом на включение Грузии в НАТО или интенсификацию двустороннего грузино-американского партнерства.

Во-вторых, проблема выполнения Минских соглашений. Оба эти документа ничего не говорят о политико-правовой субъектности ЛДНР. Они рассматриваются лишь, как «отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины». И Москва до сих пор этой формулы не оспаривала. Несмотря на недавние действия Киева (принятие Верховной Радой закона о реинтеграции Донбасса), Москва не заинтересована в полном сломе минского формата, поскольку его «обнуление» грозит непредсказуемыми последствиями и в виде новых санкций и в виде эскалации военного противостояния на юго-востоке Украины уже с полным вовлечением РФ. Но определенные сигналы, как Киеву, так и его западным союзникам отправляются. В прошлом году таковым стало признание паспортов «народных республик». Москва не пытается ускорить развязку и не спешит признавать ЛДНР. Но превратить Южную Осетию в некий «транзитный мост» в Донбасс без изменения отношения к статусу двух «народных республик» вполне возможно. Формально можно сослаться и на югоосетинскую «самодеятельность» и на то, что сама Москва никакой экономической помощи Луганску не оказывает.

Сергей Маркедонов
На прошедшем 9 февраля съезде РСПП с участием Путина тон задавало влияние «Кремлевского» доклада на российский бизнес. Тот факт, что российская элита изначально недооценила влияние и значимость «кремлёвского доклада», подтверждается: даже несмотря на технический подход к формированию списка администрацией Дональда Трампа и отсутствие самих санкций, положение фигурантов списка остается противоречивым.

Кроме того, сейчас ключевой темой в диалоге власти и бизнеса становится возвращение капитала, для чего потребуется не только создание специальных программ, но и обсуждение институциональных и структурных проблем функционирования бизнеса в России. Это может оказаться одним из факторов, стимулирующих власть к реформам и содействующих развитию более цивилизованной правовой системы.
Создавая политическое управление в ЦИК ЕР и заявив о ребрендинге партии, Андрей Турчак инициировал постепенную «перестройку» «Единой России» в направлении от бюрократического, механического инструмента управления «законодательной вертикалью» (контроль над парламентами) к статусу соавтора в системе политического управления. Это не означает обособления партии власти от власти. Это скорее указывает на процесс распределения властных прерогатив внутри «вертикали»: Турчак фактически встраивает партию в систему управления внутренней политикой и делает ее партийным «подразделением» администрации президента с правом соучастия в таком управлении.
Столько разговоров о Белых и ни слова о Хорошавине? Между тем именно с ареста Хорошавина, обставленного в лучших традициях «маски-шоу», стартовала «большая» антикоррупционная кампания в отношении губернаторского корпуса. И между тем Хорошавин получил и срок, и штраф побольше кировского экс-губернатора.

История бывшего сахалинского главы интересна по многим причинам. Она напоминает нам о том, что «посадки» губернаторов не были связаны с борьбой какой-либо одной группы влияния против другой: скорее арест Хорошавина запустил цепную реакцию «выяснения отношений» между разными группами элиты. Не секрет, что Хорошавин, бывший мэр Охи – «нефтяной столицы» Сахалина находился в хороших отношениях с «Роснефтью». Но последующие антикоррупционные операции уж точно никак нельзя связать с попытками ослабить позиции Сечина.

Судьба Хорошавина, как и других арестованных губернаторов, примечательна тем, что никто не пришел ему на помощь. Вообще арестованные губернаторы выглядят, как «отверженные»: еще недавно все было отлично, а теперь прежние высокие связи не работают, бывшие покровители делают вид, что ничего не помнят и вообще не знакомы. Поэтому суровый приговор неудивителен, да и с самого начала складывалось впечатление, что Хорошавин «обречен».

Уход Хорошавина с должности и назначение на его место Олега Кожемяко, в самом деле, привели к снижению активности «Роснефти» в регионе и, напротив, укреплению отношений властей с «Газпромом». «Роснефть» так и не начала строительство своего завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), который изначально намеревалась разместить на Сахалине, но затем наиболее вероятным стал вариант его размещения в Хабаровском крае. «Газпром» сохранил ведущие позиции в газовой промышленности Сахалина (где, напомним, работает первый в России СПГ-завод), но вот больших дивидендов региону это не принесло. Наоборот, региональные власти были вынуждены смириться с решением центра их «раскулачить» в связи с огромными сверхдоходами, которые региональный бюджет получал за счет налоговых поступлений от проекта СРП «Сахалин-2», подконтрольного «Газпрому». Было принято решение о перераспределении налоговых поступлений в пользу центра, что к тому же неприятным образом совпадает с общим снижением этих поступлений в связи с ценовой конъюнктурой на мировом рынке. В результате доходы регионального бюджета резко падают, хотя и остаются весьма значительными для территории с небольшим населением.

Стало ли лучше в регионе – это непростой вопрос о последствиях губернаторских «посадок». Прекрасные отношения Кожемяко с федеральным центром обернулись тем, что этот же самый федеральный центр вполне спокойно губернатора «подвел» в финансовой сфере. Вместо наслаждения федеральной поддержкой Сахалин постоянно живет в условиях прагматического торга с центром по тем или иным экономическим решениям и проектам - своеобразная плата за богатство региона и связи Кожемяко в верхах. Были на Сахалине и новые скандалы – но теперь уже правоохранительные органы предметно интересовались действиями ряда чиновников из новой команды, что поставило Кожемяко, который, в самом деле, ничем не похож на Хорошавина, в очень неловкое положение. Возникают разговоры о том, что Кожемяко, уже успевший поработать губернатором и Корякского АО, и Амурской области, уйдет на повышение и, таким образом, покинет очередной свой регион. Не исключено, что этого ждет, и этим попытается воспользоваться «Роснефть», у которой были свои кандидаты на место Хорошавина.

Ростислав Туровский
Последние дни отмечены несколькими выразительными выступлениями главы МИД Сергея Лаврова (перед финалистами конкурса «Лидеры России», на торжественном собрании по случаю Дня дипломатического работника), в которых он изложил принципы современной российской внешней политики. Показательно, что Лавров формулирует эти принципы, отстраиваясь не только от политики «исторического Запада», но и от политики России в 90-х годах. По его словам, ельцинское руководство в самом начале существования новой России «во многом питалось иллюзиями наступления эры всеобщего благоденствия, и что Россия должна воспринять все либеральные ценности западного общества». Внешнеполитический курс «выстраивался из необходимости во всех ключевых аспектах международной жизни «слиться» с Западом при забвении нашего восточного и южного соседства». Когда же при Путине Россия стала возвращаться «к своим коренным интересам, к своим традициям», когда стала выступать за равноправный диалог, вот тогда, по мысли Лаврова, и начались проблемы с Западом.

Лавров однозначно формулирует причину антироссийской линии США и их союзников. Дело в том, что «исторический Запад», озабоченный утратой своего влияния, всеми силами пытается сохранить свою гегемонию и затруднить объективный процесс формирования нового полицентричного миропорядка, сдержать развитие новых мировых центров, включая Россию. У Запада «вызывают аллергию успехи, которых наша страна добилась на внутренних и внешних фронтах».

Организованный на Украине в 2014 г. госпереворот стал новым шагом в многолетней политике сдерживания России и выявил «коренные и глубочайшие расхождения между нами и западным сообществом в том, что касается путей выстраивания межгосударственного общения». Цель развязанной США беспрецедентной антироссийской кампании – вновь превратить Россию в «ведомое» государство. Конечно же, Сергей Лавров уверен, что такие попытки обречены на провал, заставить Россию поступиться принципами не получится. Россия уже вернула себе «историческую роль одного из ключевых гарантов глобальной стабильности, защитника ценностей правды и справедливости в межгосударственном общении».

В связи с высказываниями главы российского МИД напрашивается ряд естественных вопросов. Например, в чем же все-таки состоят коренные интересы и внешнеполитические традиции России? Каких таких ошеломительных успехов добилась Россия на внутренних и внешних фронтах, что они вызвали нетерпимость Запада? Наконец, почему нет конфронтации между Западом и Китаем, который имеет гораздо больше оснований, чем Россия, считаться новым мировым центром финансово-экономической мощи и политического влияния? А вывод совершенно очевиден и неутешителен: в обозримом будущем не существует никаких предпосылок к тому, чтобы отношения России с развитым миром (а это тот самый «исторический Запад») вернулись в нормальное русло.

Александр Ивахник
Россия и США стремятся минимизировать результаты боевого столкновения в районе населенного пункта Хишам на востоке Сирии. В ходе него ВВС США нанесли ракетный удар по подразделениям, действующим на стороне сирийского президента Башара Асада. Эти подразделения пытались занять газовое месторождение на левом берегу Евфрата в районе Дейр-эз-Зора, контролируемое курдскими формированиями из «Союза демократических сил». Курдов поддерживают США, в их расположении находятся американские военные советники. По данным CBS, в результате этого удара погибли россияне, входящие в состав частной военной компании (предположительно, «Вагнер»). Об этом же заявил и хорошо информированный полковник Игорь Стрелков, в 2014 году возглавлявший оборону Славянска от Вооруженных сил Украины.

В свою очередь, российская сторона официально заявила, что под Хишамом действовали сирийские ополченцы, не согласовавшие свои действия с командованием российской оперативной группы. Неофициально же дается понять, что, возможно, сирийцев к активным действиям подтолкнули иранские советники. В свою очередь, министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что граждане России в ходе обстрела не пострадали. Это очень редкий случай, когда позиции России и США в сирийском конфликте хоть в чем-то сблизились, хотя и после драматических событий. Никто не хочет предпринимать шаги, которые могут нанести и без того испорченным российско-американским отношениям непоправимый ущерб.

Алексей Макаркин
Германские социал-демократы пожинают плоды компромисса с ХДС/ХСС о создании правительства «большой коалиции». Рейтинг СДПГ падает. На парламентских выборах партия получила 20,5% голосов, а сейчас социологи дают ей лишь 17%. Партию раздирают внутренние противоречия. На партийном съезде в январе лишь 362 делегата из 642 проголосовали за переговоры с альянсом Ангелы Меркель – на подавляющее большинство не похоже. Крайне неудачно действует лидер СДПГ Мартин Шульц. Сразу после парламентских выборов он заявил, что не войдет в правительство Меркель. Затем негласно обещал пост министра иностранных дел в «большой коалиции» нынешнему главе МИДа Зигмару Габриэлю. А когда речь зашла о дележе портфелей, не удержался, и заявил о желании самому возглавить МИД, уйдя с хлопотного поста председателя СДПГ. Габриэль в ответ сильно обиделся и начал своего рода «забастовку», отменив важные официальные мероприятия со своим участием. Шульц, оказавшийся под огнем критики, должен был отказаться от притязаний на министерский пост. После этого Габриэль сменил гнев на милость и прекратил бастовать.

Самое интересное заключается в том, что социал-демократы делили шкуру неубитого медведя. Соглашение о создании коалиции еще не вступило в силу – его должны утвердить члены партии в ходе письменного голосования, результаты которого будут объявлены 4 марта. И руководству партии придется приложить огромные усилия для того, чтобы убедить партийцев согласиться на непопулярное решение. Поэтому Шульцу и Габриэлю придется демонстрировать единство, а Шульцу – расстаться с мечтой заняться вместе с французским президентом Эммануэлем Макроном реформированием Европейского союза.

Алексей Макаркин
Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан должен вернуть себе Ереван, а также ряд других территорий современной Армении (Зангезур, озеро Севан). По его словам, это - исконные азербайджанские земли. Наступательная риторика Ильхама Алиева и высших должностных лиц Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха уже стала привычным делом. К ней относятся, как к неизбежной части застарелого конфликта. Баку считает себя проигравшей стороной и всячески подчеркивает при первом удобном случае, что нынешний статус-кво нетерпим. Азербайджанские дипломаты и политики никогда не исключали военного решения проблемы территориальной целостности. При этом делались неизменные оговорки, что силовой сценарий будет реализован только в крайнем случае, если переговорный процесс окажется в полном тупике.

Но одно дело Нагорный Карабах, который никем (включая и Ереван) не признан в качестве независимого государства, а относительно его статуса у стран-сопредседателей Минской группы/МГ ОБСЕ есть консенсус: будущее спорной территории должно определяться юридически обязывающим референдумом. И совсем другое дело – Армения, являющаяся членом ООН, ОБСЕ, участницей различных интеграционных проектов, включая и ОДКБ и ЕАЭС, где ключевая роль принадлежит России.

Означает ли это, что в Баку решили поднять ставки, а «разморозка» конфликта не за горами? Более того, можно ли говорить о том, что руководство Азербайджана в случае потенциальной войны готово пренебречь такой условностью, как межгосударственная граница и вынести противостояние за рамки «линии соприкосновения» в Нагорном Карабахе?

Отвечая на эти вопросы, хотелось бы остановиться на двух принципиальных моментах. Во-первых, руководство Азербайджана уже не в первый раз заявляет о своих претензиях на «исконные земли». «Сегодняшняя Республика Армения возникла на исторических азербайджанских землях», - заявлял Ильхам Алиев во время открытия военного госпиталя в декабре 2012 года. Большинство населения Иреванского ханства составляли азербайджанцы. Зангезурский край – это древняя азербайджанская земля, и он искусственно передан Армении», - фрагмент из выступления главы прикаспийской республики на собрании Национальной академии наук. Объем комментария не может вместить всех аналогичных цитат, но их при желании хватило бы на немаленькую антологию. Делается для того, чтобы сформулировать следующий подход: мы могли бы выдвинуть и большие претензии, скажите спасибо, что ограничиваемся одним Карабахом. Этот месседж обращен и к внутренней аудитории, и не в меньшей степени ко внешним игрокам. И нельзя сказать, чтобы это повышение ставок не работало. Угроза войны заставляет и страны-сопредседатели Минской группы, и других заинтересованных игроков говорить о необходимости компромисса перед лицом опасности войны.

Во-вторых, обратим внимание на время и место произнесения февральского спича Алиева. Оно практически совпало с очередным региональным визитом сопредседателей МГ. Знакомый карабахский «маятник». В канун или после такого визита либо военное тестирование на линии соприкосновения, либо всплеск воинственной риторики. Народные приметы мирного процесса снова сработали. Сам же призыв Алиева прозвучал на съезде правящей партии, выдвинувшей его кандидатом в президенты. Понятное дело, главный претендент не может позволить себе утратить монополию на патриотизм, ибо оппозиция во многом осваивает ту же повестку дня. Алиев четко расставил все акценты с самого начала кампании. Он сохранил за собой звание главного радетеля за восстановления единства страны.

Тем не менее, громкие заявления не означают перехода к полной и окончательной «разморозке» конфликта. Иначе к чему бы все эти приемы сопредседателей МГ и заявления других официальных лиц, влиятельных депутатов о готовящемся компромиссе по Карабаху. Но нельзя не заметить, что не то, чтобы компромиссу, а содержательному обсуждению его деталей «исторические дебаты» об «исконных землях» никак не способствуют. «Карабахский маятник» продолжает свою работу.

Сергей Маркедонов
Вниманию читателей предлагается презентация Игоря Бунина и Алексея Макаркина, посвященная основным проблемам четвертого президентского срока Владимира Путина.

В данном контексте представляют важными как символические аспекты (выражающиеся в таких традиционных формах «монументальной пропаганды», как памятники историческим деятелям с актуальным подтекстом), так и определение основных кратко- и среднесрочных вызовов, с которыми может столкнуться российская власть. Реакция на эти вызовы может быть связана с корректировкой внешнеполитического курса, оптимизационно-технократическими реформами, направленными на экономическую модернизацию страны, и институциональными реформами, целью которых может быть деперсонификация власти при сохранении преемственности. Однако реализация каждого из этих направлений может столкнуться с существенными ограничителями, связанными с политическими, экономическими и социальными процессами.
Отставка Франца Клинцевича с поста первого зампреда комитета Совета Федерации по обороне была предрешена после назначения в сентябре прошлого года на пост председателя этого комитета Виктора Бондарева. Клинцевич – политик, он в советское время служил политработником в ВДВ, дослужился до замполита полка. Что не менее важно, это человек из 90-х годов, привыкший к публичности, повышенной активности (санкционированной и не очень) и к тому же весьма конфликтный. Весьма неприятная история с ним произошла в январе, когда он вполне искренне заявил, что годичный срок службы по призыву не обеспечивает боеспособности армии. Более того, решение о переходе на годичную службу Клинцевич назвал результатом «политической конъюнктуры» и «навязанным извне». Но, во-первых, это решение было принято Владимиром Путиным. А, во-вторых, в ходе избирательной кампании подобные заявления способны вызвать совершенно ненужное общественное напряжение (как и дискуссии о повышении пенсионного возраста, и прочие острые темы).

В свою очередь, Бондарев – генерал-полковник, Герой России, прошел все ступеньки военной карьеры, в течение пяти лет был главкомом ВВС (ВКС). Он дисциплинированный военачальник, встроенный в вертикаль Минобороны – и, несмотря на отставку с военной службы, продолжает ощущать себя генералом. Если бы Клинцевич не прокололся с вопросом о призывниках, то произошла бы другая аналогичная история с тем же результатом. Преемник Клинцевича, генерал ФСБ Александр Ракитин, публичной активности проявлять не будет.

Алексей Макаркин
История с предположительной гибелью бойцов «ЧВК Вагнера» под огнем американской коалиции 7 февраля в сирийской провинции Дейр-эз-Зор продолжает раскручиваться и обрастать деталями. По-прежнему много неясного. Прежде всего, не ясно, сколько человек погибло. Но если в первые дни после огневой атаки коалиции информация о гибели наемников из «ЧВК Вагнера», появлявшаяся в американских СМИ и российских соцсетях, носила обезличенный характер, то вчера группа независимых исследователей Conflict Intelligence Team, тщательно подходящая к проверке фактов, опубликовала фамилии четырех погибших. Чуть позже сопредседатель лимоновского движения «Другая Россия» Александр Аверин сообщил об имени еще одной жертвы.

Минобороны РФ с самого начала умыло руки, заявив, что российских военнослужащих в данном районе не было, а действия проправительственных сирийских ополченцев не были согласованы с командованием российской оперативной группы. Молчит и обычно словоохотливый МИД. Пентагон, явно стремясь избежать конфронтации с российскими военными в Сирии, осторожно заявляет, что, по его данным, российских сил не было в районе атаки на штаб СДС. В воскресенье Джеймс Мэттис отметил: «Мы информируем друг друга. Россияне заявили, что ничего не знали, когда мы позвонили им по поводу тех сил, которые пересекли разграничительную линию и приблизились. Они были оповещены, когда начался обстрел».

Однако появление конкретных имен погибших российских граждан, пусть и наемников, формально не имеющих отношения к Минобороны, делает дальнейшее молчание российских официальных лиц морально и политически уязвимым, тем более в период предвыборной кампании. Эта тема уже вышла в политическое пространство. Один из кандидатов в президенты – Григорий Явлинский – выступил с заявлением, в котором назвал отсутствие со стороны руководства России признания либо опровержения факта гибели воюющих в Сирии вооруженных российских граждан «абсолютно неприемлемым». Выдвиженец «Яблока» обращает особое внимание на то, что бойцы «ЧВК Вагнера» «проходят тренировку на территории баз Вооруженных сил РФ, получают воинские награды в Кремле и являются по существу спецподразделениями российского военного ведомства». Явлинский призвал президента Путина прояснить ситуацию и объяснить, почему вообще российские граждане принимают участие в наземных войсковых операциях в Сирии.
Прозвучала версия о гибели российских граждан под ударами американской коалиции и в стенах Госдумы. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев (сын другого кандидата в президенты) потребовал от Минобороны изучить информацию о гибели россиян в Сирии. Другой депутат от ЛДПР, первый замглавы комитета Госдумы по обороне Александр Шерин сообщил, что комитет готовит запрос в Минобороны. Думается, если официальные лица по свежим следам не смогут убедительно нивелировать эту острую тему, то она будет снова и снова появляться в ходе предвыборной кампании.

Александр Ивахник
Лидер незарегистрированной партии «Великая Россия», бывший депутат Госдумы от «Родины» Андрей Савельев подверг резкой критике кандидата в президенты Павла Грудинина. Савельев, по собственному определению, «русский националист, монархист, империалист». Он известен как организатор «Русских маршей», давно выступающий с радикально-националистических позиций. Савельев вместе с некоторыми другими националистами поддержал кандидатуру Грудинина и активно за него агитировал. Но сейчас он меняет свою точку зрения. По словам Савельева, «слушать пресс-конференции Грудинина уже смысла нет. Вопросы одни и те же, ответы одни и те же. Кандидат не раскрывает ключевые для русских вопросы. Символика только коммунистическая. Сегодня снова у него Ленин во всю стенку за спиной. «Краснота» стала впитываться: избирателям доказано, что кандидат - коммунист. Народного кандидата не получилось».

Разочарование Савельева неудивительно. Поддерживая Грудинина, он рассчитывал, что кандидат будет выражать интересы русских националистов, но ошибся. Грудинину эта тусовка неинтересна – он прагматично борется за консолидацию коммунистического электората, значительная часть которого до сих пор не приняла решения голосовать за кандидата от КПРФ (слишком он необычен для ортодоксальных коммунистов). Отсюда и Ленин за спиной, и публичные симпатии к Сталину. Мелкие националистические союзники Грудинину не слишком полезны, так как большого количества сторонников за ними нет. В начале кампании их привлекли для создания иллюзии коалиционности, широкой поддержки кандидата различными политическими силами. Но не более того – неудивительно, что Савельев разочарован.

Алексей Макаркин
Одной из главных тем в повестке дня стало положение Сергея Шойгу – ключевой фигуры в окружении Владимира Путина на фоне актуальности для президента сирийской проблематики. Трудно сомневаться в том, что против министра ведется одна из крупнейших информационных атак, причем со стороны других приближенных к Путину групп влияния. Тут важно отметить несколько ключевых факторов.

Первый – фактический раскол внутри «военно-силовой» власти в России, когда интересы военных (прежде всего, тактических) не совпадают с интересами разведки. Пока в Сирии велась активная военная кампания, это удавалось разруливать. Но как только активная фаза завершалась и переросла в позиционно-диверсионную войну, инициатива была сразу перехвачена «разведчиками».

Второй фактор – проблема неурегулированности статуса ЧВК. ЧВК не подчиняется Минобороны и работает на «разведчиков». Образуется вполне естественная институциональная проблема разделения ответственности. Именно из-за этой проблемы и возникла ситуация, приведшая к гибели россиян. Никто никого не предавал, никто никого специально не подставлял. Когда Минобороны указывают «не лезть», они и не лезут: когда шел обмен данными с США по нахождению россиян в зоне, где они находиться не должны были, Минобороны предоставило ту информацию, за которую ведомство и отвечало. ЧВК действует неофициально и регулировать это в контактах с США крайне затруднительно. Именно поэтому, кстати, и идет активное лоббирование закона о ЧВК: для Минобороны важно поставить все это под хоть какой-то контроль. «Разведка» при этом в публичности не заинтересована и под Минобороны подстраиваться не собирается.

Третий – обратим внимание на то, что Нарышкин, Бортников и Коробов в начале февраля ездили в США – именно это и стало попыткой договориться в обход Минобороны о выстраивании контактов между американскими военными и российскими «разведчиками», курирующими ЧВК. Кстати, бравирование Минобороны в 2016 году об отставании независимости ГРУ от ФСБ так и остается желаемым.

Во всей этой ситуации поражает то, что государство, та самая «вертикаль», которую Путин так тщательно выстраивал, начало давать сбой в ситуации критично значимой для президента. Проблема Шойгу – это не проблема одного человека. Это проблема отсутствия единой логики тактических действий между силовыми подразделениями внутри власти в Сирии. Эта разбалансировка, которую трудно было представить еще пару-тройку лет назад, показывает на самом деле разбалансировку политического лидерства Путина, который становится более уязвимым с точки зрения «доносов», приближения-отдаления тех или иных фигур. Иными словами, Путиным становится легче манипулировать, а его способность взвешивать поступающую информацию, часто противоречивую, слабеет. Судя по всему, недовольство Шойгу будет расти и выльется в итоге в кадровые решения.

Татьяна Становая
12 февраля Национальное собрание Армении проголосовало за проект поправок в структуру Совета безопасности республики. В соответствие с ним Совбез будет возглавлять глава правительства. В марте-апреле Армения окончательно перейдет от президентской модели к парламентской, и основные властные полномочия будут сконцентрированы в руках премьер-министра, в том числе и координация деятельности силовых структур и спецслужб.

Тем не менее, недавнее решение парламента вызвало определенные разночтения в рядах правящей коалиции. Так, руководитель фракции одной из старейших армянских партий «Дашнакцутюн» Армен Рустамян заявил о том, что изменение системы власти в стране не должно сопровождаться перекосами и концентрацией всех полномочий в руках премьер-министра. Какие последствия может иметь это заявление? Означает ли недовольство возможной «концентрацией власти» в руках премьера предвестником раскола в провластной коалиции? И если нет, то зачем тогда представители дашнаков льют воду на мельницу оппонентов Республиканской партии и Сержа Саргсяна?

В нынешнем составе парламента у республиканцев 58 мест из 108, а у дашнаков всего 7. По факту - они младший партнер в правящей коалиции. Но даже если гипотетически предположить их объединения с тремя другими фракциями (блок Царукяна с 31 голосом и объединение «Елк», имеющее 9 мандатов), то какие-то особые привилегии «Дашнакцутюн» вряд ли получит. Да и сама такая «чудовищная коалиция» по-армянски кажется проблематичной и в силу личных амбиций политиков, и разного понимания текущей повестки дня. Тогда к чему вся эта фронда?

Уже не за горами выборы президента. 2 марта его изберут депутаты в стенах парламента. В канун этого события младший партнер провластной коалиции стремится поднять свои акции, повысить внутриполитическую капитализацию. Тем более, что в последние годы дашнаки, если и дистанцируются от республиканцев, то, скорее по внешнеполитическим вопросам, как это было в ситуации с нормализацией армяно-турецких отношений. В сегодняшней же ситуации маловероятно, что «Дашнакцутюн» поведет свою собственную игру.

Сергей Маркедонов