Bunin & Co – Telegram
Bunin & Co
8.68K subscribers
19 photos
2 files
277 links
Политическая аналитика от экспертов Центра политических технологий им. Игоря Бунина
Download Telegram
Распространение в России карт отечественной платёжной системы идёт достаточно бодро (31 млн карт выпущено на начало 2018 года), что во многом объясняется усилиями государства по их внедрению в повседневную жизнь граждан – на первый взгляд, бесплатно. Удивительно, но эти меры вызывают противодействие. На этот раз высокими тарифами и комиссиями за транзакции по картам возмутились ассоциации предприятий розничной торговли. Они считают, что дорогой эквайринг в первую очередь отражается на прибыли и финансовой устойчивости небольших торговых предприятий (крупные сети, как правило, индивидуально договариваются о тарифах). Предложение компаний – отнять у НСПК и банков право самостоятельно устанавливать тарифы: пусть они определяются государством и будут едиными.

НСПК с точки зрения правительства – это проект высокой стратегической важности, что наделяет его не только большими лоббистскими возможностями, но и изрядной долей финансовой самостоятельности – что характерно для современной политико-экономической системы. В 2016 году АО «НСПК» получило 2,6 млрд чистой прибыли, но нет никаких сомнений, что увеличение обязательной эмиссии и использования карт МИР приведёт к росту этого показателя. Так что введение «социальных тарифов» по транзакциям представляется маловероятным, по крайней мере, в ближайшее время, пока идёт обеспечение картами сначала всех «бюджетников», а потом и всех пенсионеров. Судя по всему, за эквайринг придётся переплачивать россиянам – держателям МИРа.

Елена Позднякова
В очень разных историях со Скрипалем и Слуцким важен один общий аспект. Какой вопрос является для общества ключевым – «что произошло» или «кому выгодно». В конце 1980-х годов тогда еще советское общество выбрало вариант «что произошло», исходя из того, что можно найти правду при наличии доброй воли. В следующее десятилетие на него обрушилось такое количество противоречивой информации, что оно отказалось от поисков правды. И пришло к заключению, что простой человек никогда не узнает, кто был прав, Сталин или Троцкий, Чубайс или Березовский. И, главное, ему это не надо, все равно он ни на что не влияет - пускай наверху разбираются. А раз на свете правды нет (или, точнее, правд много), то надо выбрать ту, которая патриотична и выгодна нашей стране.

Такой подход ярко проявился в 1999-2000 годах в связи со второй чеченской войной и гибелью подводной лодки «Курск». Тогда из всех вариантов реакций общество выбрало самый простой – солидарность со своей властью, к которой масса претензий, но она все же своя. Отметим, что это было еще в период медийного плюрализма, когда можно было легко получить альтернативную информацию, переключившись на тогдашнее НТВ. Но потребности не было. Тем более такой подход актуален сейчас, при медийном доминировании государства. И общество априори считает, что со Скрипалем «англичанка гадит», а дело Слуцкого – это проблемы начальников, пусть они и решают. Если дело Слуцкого получит дальнейшее развитие, то аргумент о том, что надо посмотреть, кому это геополитически выгодно, может быть воспринят обществом лучше, чем все доводы журналистов.

Такая идиллия в отношениях власти и общества заканчивается в том случае, если затронут конкретный личный интерес человека, если под угрозу поставлено здоровье его близких или он сам чувствует себя сильно оскорбленным. Тогда все разговоры о недоступности истины становятся неактуальными – как вчера в Волоколамске, где отравление детей привело к выходу на улицу жителей, еще в воскресенье лояльно голосовавших за президента и против коварного Запада.

Алексей Макаркин
Видео, где главу Волоколамского района чуть не поколотили разъяренные жители, а губернатора Подмосковья забросали снежками, уже облетело интернет. Что же касается политического контекста инцидента, то здесь есть несколько важных моментов.

1. В России есть две наиболее чувствительных темы. Первая тема – экология. Но не экология «вообще» (массовая вырубка лесов, загрязнение водоемов мало кого всерьез волнует), а ее особый раздел – разного рода «химия» во всех ее проявлениях (в продуктах питания, в удобрениях, в воздухе и т.п.). Слабая осведомленность людей лишь усиливает эту глубинную фобию, порождая слухи и мифы. Тем опаснее инциденты, вроде различных выбросов «химии» куда бы то ни было. А вторая чувствительная тема – дети. Всё, что связано с детьми, вызывает повышенную эмоцию – положительную, либо отрицательную. В волоколамской истории эти две темы соединились.

2. Экологические сообщества – наиболее идейная и активная часть гражданского сектора. Их малочисленность не позволяет им быть самодостаточной протестной силой, однако, когда созревают условия для массового недовольства, именно экологи способны стать тем организующим и вдохновляющим фактором, который приведет массы в движение.

3. Публичная кампания против полигонов ТБО, раскручиваемая в интересах Чемезова и его программы строительства сети мусоросжигательных заводов, идет уже давно. Положение Воробьева осложняется тем, что сами мусоросжигательные заводы как альтернатива полигонам – тема с не меньшим протестным потенциалом, и она уже вылилась в несколько массовых митингов.

4. Пока не видно сильной фигуры, способной объединить разрозненные островки протеста. Основной претендент на роль такой фигуры – Павел Грудинин – мог бы использовать свою президентскую кампанию как старт кампании губернаторской, но не уделял региональной повестке никакого внимания.

Роман Ларионов
Выборы закончены, начались повседневные будни. Набор возможных мер, которые могут быть приняты в 2018-2020 годах:

1. Повышение пенсионного возраста. Вероятность – высокая. Наиболее вероятный сценарий – 63 года для мужчин, 60 для женщин. Доведение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин может стать слишком большим шоком для женского электората. Доведение пенсионного возраста мужчин до 65 – слишком сильный удар по мужскому электорату.

2. Сокращение числа лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию. Вероятность – средняя из-за возможного сильного негатива в сочетании с предыдущим пунктом.

3. Повышение НДС с 18 до 22% и снижение ставки страховых взносов с 30 до 22%. Вероятность – высокая. Устраивает и Минфин, и немалую часть бизнеса.

4. Отмена льготной ставки НДС в 10% (распространяется на продовольствие, товары для детей и лекарства). Вероятность – высокая, в совокупности с предыдущим решением.

5. Повышение НДФЛ до 15% с введением необлагаемого минимума. Вероятность - средняя из-за неприятия со стороны Минфина. Альтернативное предложение, связанное с введением прогрессивной шкалы налогообложения, всерьез не рассматривается.

6. Введение налога с продаж или его аналога. Вероятность – низкая. Перспектива ухода в тень значительной части торговли. Этот налог слишком «виден» потребителю (в отличие от НДС, автоматически включаемого в цену товара или услуги). Как региональный налог, он может быть применен при высоком авторитете власти субъектов Федерации, но с этим есть существенные проблемы.

Алексей Макаркин
О реакции Евросоюза на «дело Скрипаля»

1. Единства в вопросе принятия жестких мер против России добиться не удалось. Против четыре страны. Это Италия, в которой только что на выборах победили евроскептики, а у нынешнего правительства нет большинства в парламенте. Словакия, маневрирующая между Евросоюзом и Россией (поставляет реверсный газ в Украину и не хочет конфликтовать с Москвой). В Греции и на Кипре традиционно велики симпатии в отношении России, есть масса связей – и религиозных, и светских (даже одним из ведущих футбольных клубов Греции, ПАОК, владеет россиянин Иван Саввиди).

2. В то же время ни одна из этих стран не решается блокировать санкции в отношении России. Некоторую интригу может создать формирование будущего итальянского правительства, но элиты будут стремиться не допустить прихода к власти лидера партии Лига Сальвини, который всерьез ориентирован на снятие санкций. Другие политические силы Италии на конфликт с Евросоюзом идти не готовы.

3. Возражения против жестких мер формально основаны на том, что нет заключения Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Оно ожидается в ближайшее время, и если окажется не в пользу России (в этом мало кто сомневается), то вопрос о реакции Евросоюза будет поднят снова.

4. Меркель и Макрон рассматривают эту ситуацию как первое большое испытание для своего лидерства в Евросоюзе. Поэтому после заключения ОЗХО они будут лоббировать более жесткий ответ. Ставки повышаются - Макрон уже заявил, что отравление Скрипаля – это «серьезный вызов для нашей безопасности и суверенитета Европы». Правда, пока нет ответа на ключевой вопрос, насколько эти меры распространятся на «Северный поток-2». То есть готова ли Меркель пойти против серьезных интересов немецкого бизнеса.

Алексей Макаркин
Главная проблема губернатора Андрея Воробьева в истории с отравлением в Волоколамске – в том, что конфликт вышел наружу, активно обсуждается в Интернете. Губернатору могут простить многое, но не скандальную ситуацию, далеко выходящую за региональные рамки. Задача современного российского губернатора, встроенного в вертикаль и боящегося центра больше, чем избирателей – делать так, чтобы из его региона поступало как можно меньше негативной информации. Позитив в данном случае тоже важен, но относительно вторичен.

И еще – губернатор не может оказаться в смешном положении. История со звездой политизированного Интернета - «девочкой в розовом» с ее запоминающимся угрожающим жестом в отношении Воробьева - как раз ставит его в такое положение. Вне зависимости от того, идет ли речь об искреннем протесте или о политтехнологическом ходе. И это тоже очень невыгодно подмосковному губернатору.

Алексей Макаркин
В Заксобрание Екатеринбурга внесен законопроект об отмене прямых выборов мэра города

После избрания мэром Екатеринбурга Ройзману удавалось балансировать на грани открытого конфликта с губернатором Куйвашевым. Однако ситуация обострилась в 2017 году, когда Ройзман решил баллотироваться на пост главы региона, получив при этом поддержку партии «Яблоко». В итоге он был вынужден отказаться от участия в кампании, объяснив это невозможностью преодоления муниципального фильтра. В то же время в течение 2017 года становилось понятно, что новые кураторы внутренней политики в Кремле более жестко относятся к фигуре Ройзмана. Сейчас, когда на президентских выборах Путин получил поддержку и больших городов, фактор сопротивления «прогрессивных городских классов» стал играть менее заметную роль. Практически сразу был запущен механизм ликвидации выборной должности, что неизбежно приведет к утрате Ройзманом своего поста.
О высылке российских дипломатов

1. Трамп пошел на рекорд, выслав 60 российских дипломатов. До этого, в конце 2016 года, Обама выслал 35. Правда, формально печальный рекорд в российско-американских отношениях не установлен – Рейган в 1986 году в несколько заходов выслал 80 дипломатов. Но «высылки» Обамы и Трампа очень близки по времени, поэтому их можно рассматривать как две волны. И в сумме получается больше, чем у Рейгана.

2. Высылка 80 дипломатов не помешала Горбачеву и Рейгану в 1987 году подписать договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности – так что сами по себе такие жесткие действия не означают холодной войны. Однако в нынешней ситуации оснований для оптимизма нет – высылки являются частью общего ухудшения отношений между Россией и Западом.

3. В очередной раз проявляется различие между Трампом-человеком и Трампом-президентом. Первый поздравляет Путина с победой и не желает омрачать разговор с ним «делом Скрипаля». Второй высылает дипломатов. Как представляется, Трамп-человек интересует Москву все меньше – российские власти исходят из реальных действий.

4. На фоне масштабной трамповской высылки аналогичные меры стран Евросоюза кажутся символическими – Германия, Польша и Франция выслали по четыре дипломата, остальные и того меньше. На самом деле, речь идет не только о демонстрации солидарности – в сумме речь идет о солидной цифре, превышающей обамовскую, хотя и не достигающей трамповской. Задача этой меры – по возможности ослабить европейское направление российской разведки. Высылка российского дипломата из страны – члена ЕС – дело достаточно редкое, обычно связанное с каким-либо шпионским скандалом. Это понятно, так как действует принцип взаимности. Теперь же речь идет о куда более жестких действиях.

Алексей Макаркин
Германия выдала разрешение на строительство трубопровода "Северный поток-2". О чем это говорит в рамках "дела Скрипаля"

Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии Германии выдало разрешение на строительство и эксплуатацию трубопровода "Северный поток-2" в исключительной экономической зоне Германии в Балтийском море. Это последнее «немецкое» разрешение, которое необходимо получить для реализации проекта. Теперь осталось получить разрешения от Финляндии, Швеции и Дании.

Самая сложная проблема – датская. В Дании только что принят закон, разрешающий отказывать в таких разрешениях не только по экологическим причинам, но и по соображениям безопасности. США могут оказывать влияние на Данию с тем, чтобы она затягивала принятие решения. А в этом случае проект могут не успеть реализовать хотя бы наполовину (пуск одной нитки) к концу 2019 года, когда заканчивается срок действия российско-украинского соглашения о транзите газа. И России с Украиной придется вести тяжелые переговоры о новом контракте. Для второй нитки же у немцев, в любом случае, не хватает инфраструктуры – она может быть создана не раньше конца 2020 года.

В любом случае, немецкое разрешение – это первый с начала "дела Скрипаля" слабый сигнал того, что отношения между Россией и Западом могут быть не безнадежными. Впрочем, газовое сотрудничество СССР и ФРГ продолжалось даже в период холодной войны – поэтому и преувеличивать значение этого сигнала пока не стоит.
Кемеровская область: первые отставки

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев принял решение уволить заместителя губернатора Алексея Зеленина и начальника департамента внутренней политики Нину Лопатину. Это первые кадровые решения, принятые в связи с кемеровской трагедией – и очень показательные. Увольняются чиновники, отвечавшие в администрации за политический блок, и не имевшие никакого отношения к сгоревшему торгово-развлекательному центру. Зато прямо отвечавшие за то, чтобы в области было все спокойно в общественно-политической сфере.

Тулеев, докладывая Владимиру Путину о прошедшем митинге, уже охарактеризовал участников протестного митинга как «воронье», которое «на чужом горе пытается спекулировать и добиваться непонятно каких целей». В сегодняшнем видеообращении он утверждал, что некоторые люди «пытаются на чужом горе нажиться» и «страшно просто раскачивают ситуацию». Вице-губернатор Владимир Чернов сказал о митинге, что «это была четкая, спланированная акция, направленная на дискредитацию власти».

Таким образом, кемеровское руководство заняло очень четкую позицию. Главное в кризисной ситуации – не допустить волнений, роста протестной активности и ослабления власти. Поэтому увольняются чиновники, которые не справились с решением этой задачи.
Две недавние новости с Северного Кавказа

Сайгидпаша Умаханов, бывший мэр Хасавюрта, в 2015 году перешедший в правительство Дагестана, сохранил министерский пост в новом составе кабинета министров, сформированного «варягом» Артемом Здуновым. Правда, функционал у него изменился. Раньше Умаханов занимался транспортом, энергетикой и связью, теперь – промышленностью и энергетикой. Изменения вроде небольшие, но существенные – вопросы транспорта, строительства и ремонта дорог традиционно являются куда более аппаратно важными, чем промышленная политика. Но, в любом случае, Умаханов остался в правящей элите, что важно на фоне ареста бывшего премьера и ряда членов правительства.

Рамзан Кадыров провел прием в своем родовом селе Беной. Такие приемы организуются нередко, но впервые видео с него было размещено в Сети. На видео присутствует одноногий Шаа Турлаев, бывший охранник Аслана Масхадова, который разыскивался по подозрению в участии в подготовке покушения на давнего противника Кадырова, Ису Ямадаева. Кроме того, Турлаева подозревали в организации покушения на Сайгидпашу Умаханова, когда тот был мэром Хасавюрта. Несмотря на все это, Турлаев в последние годы спокойно живет в Чечне, а его фамилия не фигурирует в базе розыска МВД. Так что Рамзан Кадыров в очередной раз демонстрирует уровень своего влияния.

Сложные на Кавказе пасьянсы и балансы – как, впрочем, всегда.