Рубрика «Циничный госинформучет»
От краткого руководства «Учет ИС и компонентов ИТКИ для идиотов» переходим к комиксу «Госинформучет в картинках».
От краткого руководства «Учет ИС и компонентов ИТКИ для идиотов» переходим к комиксу «Госинформучет в картинках».
Рубрика «Циничный госинформучет»
Вот именно так и выглядит в АИС Учета (теперь уже, конечно, в подсистеме учета внутри ФГИС КИ) ИТ-инфраструктура ФОИВа – только в подистеме учета все совсем не так аккуратно разложено, как на картинках. Зато паспорта (вот те самые ЭПОУ, о которых Циникс писал пару дней назад) составлены с заботой о заполняющем – они абсолютно одинаковые, что для двигателя, что для последней шайбочки от тормозной колодки.
Да, в паспорте для шайбочки тоже есть графа «Цель использования» и «Мощность» - и если вы их не заполняете, то должны написать комментарий, почему не заполнили. При этом, объяснение, что у шайбочки не бывает мощности в лошадиных силах, эксперта может и не устроить – потому что в паспорте же написано для этой графы, что нужно указать мощность в л.с. Поэтому правильным действием будет указать мощность 0 л.с. и продолжить заполнять паспорт дальше. И не забыть через 3 месяца обновить дату измерения мощности шайбочки – иначе получите замечание о несоблюдении сроков актуализации характеристик объекта учета.
А если вы, не дай бог, заменили при ТО какую-то отечественную пружинку импортной, потому что она имеет точно такие же размеры и жесткость, только служит в 3 раза дольше и стоит в 2 раза дешевле, то вы должны приложить к этой пружинке объяснительную записку с указанием причин, почему вы не соблюдаете политику импортозамещения и не покупаете пружинки из Реестра российских пружинок.
В общем, кто паспорта объектов учета заполнял, тот в цирке не смеется.
Вот именно так и выглядит в АИС Учета (теперь уже, конечно, в подсистеме учета внутри ФГИС КИ) ИТ-инфраструктура ФОИВа – только в подистеме учета все совсем не так аккуратно разложено, как на картинках. Зато паспорта (вот те самые ЭПОУ, о которых Циникс писал пару дней назад) составлены с заботой о заполняющем – они абсолютно одинаковые, что для двигателя, что для последней шайбочки от тормозной колодки.
Да, в паспорте для шайбочки тоже есть графа «Цель использования» и «Мощность» - и если вы их не заполняете, то должны написать комментарий, почему не заполнили. При этом, объяснение, что у шайбочки не бывает мощности в лошадиных силах, эксперта может и не устроить – потому что в паспорте же написано для этой графы, что нужно указать мощность в л.с. Поэтому правильным действием будет указать мощность 0 л.с. и продолжить заполнять паспорт дальше. И не забыть через 3 месяца обновить дату измерения мощности шайбочки – иначе получите замечание о несоблюдении сроков актуализации характеристик объекта учета.
А если вы, не дай бог, заменили при ТО какую-то отечественную пружинку импортной, потому что она имеет точно такие же размеры и жесткость, только служит в 3 раза дольше и стоит в 2 раза дешевле, то вы должны приложить к этой пружинке объяснительную записку с указанием причин, почему вы не соблюдаете политику импортозамещения и не покупаете пружинки из Реестра российских пружинок.
В общем, кто паспорта объектов учета заполнял, тот в цирке не смеется.
Рубрика «Циничный госинформучет»
А теперь серьезно – что не так с учетом в госинформатизации. Короткий ответ – всё!
Начнем с того, что это не учет, а некий ритуал, карго-культ, имитация учета. Любой учет строится ради каких-то определенных целей. Материально-юбъектный учет строится ради знаний о том, какими материалами-объектами, в каком количестве и в каких местах мы располагаем. Финансовый учет – аналогично, только про финансы. Ради чего построен учет в госинформатизации?
Чтобы знать, сколько у нас есть ГИС, ИС и компонентов ИТКИ? И сколько денег мы на них тратим? Так ведь не знаем же! Точное число ГИС в ФОИВах не сможет с ходу назвать ни один человек в Минкомсвязи, ЦЭКИ и даже Счетной палате – в тех структурах, которые, по идее, имеют полный доступ к информации ФГИС КИ. Актуального реестра ГИС не существует в природе. Да, Циникс в курсе, что сейчас внутри ФГИС КИ создается нечто под названием «Реестр ГИС». Но это не реестр в том смысле, в котором все нормальные люди привыкли воспринимать реестры – это попытка через 3 года исполнить, наконец, малоизвестный даже в узких кругах координаторов и госинформатизаторов приказ Минкомсвязи от 11 августа 2016 года № 375 о создании так называемого Реестра объектов контроля. Об этом приказе Циникс позже напишет подробнее (хотя, те, кому интересно, могут его найти и почитать – и сильно удивиться в процессе и после чтения).
Если посмотреть в «открытые данные» ФГИС КИ, там можно найти набор под названием «ИС специальной деятельности» (это объекты категории 10 в учете, то есть, по идее – именно ГИС), в котором примерно 5,5 тысяч записей. Но не пугайтесь – федеральных ГИС у нас не 5,5 тысяч, а все-таки гороаздо меньше. Просто в этом наборе (а, значит, и в ФГИС КИ) смешаны в одну кучу записи об объектах 10 КК в ФОИВах и так назывемых региональных ОГВ. Так называемых региональных – потому что там, на самом деле, полный зоопарк – от муниципальных администраций до системных интеграторов и разработчиков ПО (да-да, интеграторы и вендоры числятся именно «региональными ОГВ»).
Кто, когда и зачем запустил всю эту кучу необученных «регистраторов» в АИС Учета и позволил ей там бесконтрольно резвиться несколько лет (эта история с «региональными объектами учета» существует, как минимум, с 2015-2016 годов), отдельный вопрос, на который в нынешнем Минкомсвязи ответ найти тоже не удастся. Но к настоящему моменту из 5,5 тысяч объектов учета категории 10 за ФОИВами числится немногим более 1200, а остальные 4300+ - тупо инфопомойка, которую даже чистить не надо, ее надо просто убить на корню, потому что никакая координация на региональном уровне (не говоря уж о муниципальном) в ФГИС КИ не ведется.
А теперь серьезно – что не так с учетом в госинформатизации. Короткий ответ – всё!
Начнем с того, что это не учет, а некий ритуал, карго-культ, имитация учета. Любой учет строится ради каких-то определенных целей. Материально-юбъектный учет строится ради знаний о том, какими материалами-объектами, в каком количестве и в каких местах мы располагаем. Финансовый учет – аналогично, только про финансы. Ради чего построен учет в госинформатизации?
Чтобы знать, сколько у нас есть ГИС, ИС и компонентов ИТКИ? И сколько денег мы на них тратим? Так ведь не знаем же! Точное число ГИС в ФОИВах не сможет с ходу назвать ни один человек в Минкомсвязи, ЦЭКИ и даже Счетной палате – в тех структурах, которые, по идее, имеют полный доступ к информации ФГИС КИ. Актуального реестра ГИС не существует в природе. Да, Циникс в курсе, что сейчас внутри ФГИС КИ создается нечто под названием «Реестр ГИС». Но это не реестр в том смысле, в котором все нормальные люди привыкли воспринимать реестры – это попытка через 3 года исполнить, наконец, малоизвестный даже в узких кругах координаторов и госинформатизаторов приказ Минкомсвязи от 11 августа 2016 года № 375 о создании так называемого Реестра объектов контроля. Об этом приказе Циникс позже напишет подробнее (хотя, те, кому интересно, могут его найти и почитать – и сильно удивиться в процессе и после чтения).
Если посмотреть в «открытые данные» ФГИС КИ, там можно найти набор под названием «ИС специальной деятельности» (это объекты категории 10 в учете, то есть, по идее – именно ГИС), в котором примерно 5,5 тысяч записей. Но не пугайтесь – федеральных ГИС у нас не 5,5 тысяч, а все-таки гороаздо меньше. Просто в этом наборе (а, значит, и в ФГИС КИ) смешаны в одну кучу записи об объектах 10 КК в ФОИВах и так назывемых региональных ОГВ. Так называемых региональных – потому что там, на самом деле, полный зоопарк – от муниципальных администраций до системных интеграторов и разработчиков ПО (да-да, интеграторы и вендоры числятся именно «региональными ОГВ»).
Кто, когда и зачем запустил всю эту кучу необученных «регистраторов» в АИС Учета и позволил ей там бесконтрольно резвиться несколько лет (эта история с «региональными объектами учета» существует, как минимум, с 2015-2016 годов), отдельный вопрос, на который в нынешнем Минкомсвязи ответ найти тоже не удастся. Но к настоящему моменту из 5,5 тысяч объектов учета категории 10 за ФОИВами числится немногим более 1200, а остальные 4300+ - тупо инфопомойка, которую даже чистить не надо, ее надо просто убить на корню, потому что никакая координация на региональном уровне (не говоря уж о муниципальном) в ФГИС КИ не ведется.
Рубрика «Циничный госинформучет»
Раз Циникс написал, что объектов категории 10 федерального уровня примерно 1200+, значит ли это, что именно столько у нас федеральных ГИС? Конечно же, нет. Потому что из этих 1200+ объектов минимум треть – тоже инфопомойка. Заброшенные паспорта заброшенных объектов учета, дубликаты паспортов (и даже трипликаты, и квадрипликаты), следы обучения начинающих информатизаторов и следы тестирования разработчиками новых функций учета – всё это «богатство» можно обнаружить, просматривая список «федеральных ГИС».
Чтобы не ходить далеко, Циникс сделал выборку по объектам категории 10 министерства, ответственного за всю эту красоту в учете (то есть, Минкомсвязи), и прилагает ее ниже отдельной табличкой (Циникс извиняется, что таблица в формате MS Excel, а не в формате «Моего Офиса», на который Минкомсвязи, судя по бодрым отчетам, перешло еще три года назад, но надеется, что в какой-нибудь секретной комнате министерства найдется один секретный компьютер с установленным на нем неимпортозамещенным офисным ПО, и ответственные за ФГИС КИ координаторы-архитекторы все-таки смогут изучить таблицу и сделать далеко идущие выводы). Циникс там даже покрасил маркером некоторые объекты – дубликаты, тестовый мусор и т.п. Но не все – потому что тупо лениво стало учетом заниматься.
А еще очень интересно посмотреть на статус электронных паспортов объектов учета (ЭПОУ) – в таблице с объектами Минкомсвязи это крайний справа столбец. Тут сохранились значения статусов так, как было в выгрузке «открытых данных», но Циникс объяснит непонятки. Согласованный и утвержденный паспорт объекта учета должен иметь статус «Положительное заключение» (positive). Давайте глянем, сколько паспортов (даже не обращая внимания на дубли и все остальное) имеют такой статус у Минкомсвязи. 14 (прописью – четырнадцать!) из 64 объектов в списке. А ведь были времена, когда для объектов с несогласованными паспортами не утверждались мероприятия по информатизации…
Впрочем, сейчас эксперты Минкомсвязи тоже придерживаются этого принципа: есть замечания к паспорту объекта – мероприятие не согласовывается. Но только в отношении объектов других ведомств.
Есть, правда, версия, что в Минкомсвязи (или в ЦЭКИ) не все умеют переводить объекты учета в нужные статусы или просто забывают (или забивают) это сделать вовремя. Ну, типа – паспорт объекта согласован, с ним все ОК, но ответственная за нажатие нужной кнопки девочка то ли отвлекалсь на развитие цифровой экономики, то ли решила новых сэлфи забабахать на фоне видов из министерского офиса а Москва-Сити. Вот так и получилось, что из 1200+ объектов категории 10 федерального уровня статус МКС-позитивного имеют только 382, то есть, примерно треть.
Еще забавный статус паспорта объекта учета – «draft», то есть, черновик. Такой статус присваивается паспорту объекта в самом начале заполнения паспорта и должен быть таким только до момента передачи паспорта на первое согласование (после которого нормальный статус уже должен быть «on_authority_agreement», то есть, как раз «На согласовании»). Знаете, сколько объектов из списка Минкомсвязи имеют в настоящее время статус «Черновик»? 25 из 64. В том числе, и объект «Информационная система Чемпионата мира по футболу 2018 года»
Раз Циникс написал, что объектов категории 10 федерального уровня примерно 1200+, значит ли это, что именно столько у нас федеральных ГИС? Конечно же, нет. Потому что из этих 1200+ объектов минимум треть – тоже инфопомойка. Заброшенные паспорта заброшенных объектов учета, дубликаты паспортов (и даже трипликаты, и квадрипликаты), следы обучения начинающих информатизаторов и следы тестирования разработчиками новых функций учета – всё это «богатство» можно обнаружить, просматривая список «федеральных ГИС».
Чтобы не ходить далеко, Циникс сделал выборку по объектам категории 10 министерства, ответственного за всю эту красоту в учете (то есть, Минкомсвязи), и прилагает ее ниже отдельной табличкой (Циникс извиняется, что таблица в формате MS Excel, а не в формате «Моего Офиса», на который Минкомсвязи, судя по бодрым отчетам, перешло еще три года назад, но надеется, что в какой-нибудь секретной комнате министерства найдется один секретный компьютер с установленным на нем неимпортозамещенным офисным ПО, и ответственные за ФГИС КИ координаторы-архитекторы все-таки смогут изучить таблицу и сделать далеко идущие выводы). Циникс там даже покрасил маркером некоторые объекты – дубликаты, тестовый мусор и т.п. Но не все – потому что тупо лениво стало учетом заниматься.
А еще очень интересно посмотреть на статус электронных паспортов объектов учета (ЭПОУ) – в таблице с объектами Минкомсвязи это крайний справа столбец. Тут сохранились значения статусов так, как было в выгрузке «открытых данных», но Циникс объяснит непонятки. Согласованный и утвержденный паспорт объекта учета должен иметь статус «Положительное заключение» (positive). Давайте глянем, сколько паспортов (даже не обращая внимания на дубли и все остальное) имеют такой статус у Минкомсвязи. 14 (прописью – четырнадцать!) из 64 объектов в списке. А ведь были времена, когда для объектов с несогласованными паспортами не утверждались мероприятия по информатизации…
Впрочем, сейчас эксперты Минкомсвязи тоже придерживаются этого принципа: есть замечания к паспорту объекта – мероприятие не согласовывается. Но только в отношении объектов других ведомств.
Есть, правда, версия, что в Минкомсвязи (или в ЦЭКИ) не все умеют переводить объекты учета в нужные статусы или просто забывают (или забивают) это сделать вовремя. Ну, типа – паспорт объекта согласован, с ним все ОК, но ответственная за нажатие нужной кнопки девочка то ли отвлекалсь на развитие цифровой экономики, то ли решила новых сэлфи забабахать на фоне видов из министерского офиса а Москва-Сити. Вот так и получилось, что из 1200+ объектов категории 10 федерального уровня статус МКС-позитивного имеют только 382, то есть, примерно треть.
Еще забавный статус паспорта объекта учета – «draft», то есть, черновик. Такой статус присваивается паспорту объекта в самом начале заполнения паспорта и должен быть таким только до момента передачи паспорта на первое согласование (после которого нормальный статус уже должен быть «on_authority_agreement», то есть, как раз «На согласовании»). Знаете, сколько объектов из списка Минкомсвязи имеют в настоящее время статус «Черновик»? 25 из 64. В том числе, и объект «Информационная система Чемпионата мира по футболу 2018 года»
👍2
МКС - ОУ 10.xlsx
15.6 KB
Рубрика «Циничный госинформучет»
Обещанная табличка со списком «ФГИС» Минкомсвязи. Помимо демонстрации вышеописанных косяков учета (хотя, конечно, это не косяки, а сложившаяся практика), в ней есть еще много чего интересного. Например, названия новых объектов, относящихся к программе «Цифровая экономика». Ну, и кроме цифровой экномики, тоже.
Чего в таблице нет, так это так называемых объектов инфраструктуры электронного правительства (ИЭП) – потому что, по методике учета объекты ИЭП относятся к классификационной категории 50. То есть, с одной стороны, практически все объекты ИЭП являются ФГИС – ЕСИА, ЕПГУ, ФРГУ и т.п., но при этом их записывают в другую категорию. Единственный смысл этого действа – чтобы можно было быстро сосчитать расходы на ИЭП, когда об этом захочет узнать какой-нибудь большой начальник. Но об учете расходов на ФГИС мы еще поговорим.
Совсем скоро
Обещанная табличка со списком «ФГИС» Минкомсвязи. Помимо демонстрации вышеописанных косяков учета (хотя, конечно, это не косяки, а сложившаяся практика), в ней есть еще много чего интересного. Например, названия новых объектов, относящихся к программе «Цифровая экономика». Ну, и кроме цифровой экномики, тоже.
Чего в таблице нет, так это так называемых объектов инфраструктуры электронного правительства (ИЭП) – потому что, по методике учета объекты ИЭП относятся к классификационной категории 50. То есть, с одной стороны, практически все объекты ИЭП являются ФГИС – ЕСИА, ЕПГУ, ФРГУ и т.п., но при этом их записывают в другую категорию. Единственный смысл этого действа – чтобы можно было быстро сосчитать расходы на ИЭП, когда об этом захочет узнать какой-нибудь большой начальник. Но об учете расходов на ФГИС мы еще поговорим.
Совсем скоро
Рубрика «Циничный госинформучет»
Поговорим теперь про деньги, расходуемые на федеральные ГИС.
Давным-давно, во времена, когда Роскомнадзор был еще совсем белым и пушистым и не занимался тем, что блокировал Телеграм, а совсем наоборот - вел Реестр федеральных ГИС, - узнать (хотя бы приблизительно), сколько денег потрачено на ту или иную большую государственную систему, было достаточно просто. Нужно было только зайти в открытое «зеркало» этого реестра на сайте РКН, найти реестровую запись нужной ФГИС, и уже в записи найти поле «Cведения об источниках финансирования создания, эксплуатации, модернизации ФГИС». Там, конечно, информация была свалена нерассортированной кучей (вот как на картинке ниже), но, затратив совсем немного времени на приведение в порядок этой информации в еще неимпортозмещенном тогда Экселе, можно было получить простую и понятную табличку – с раскладкой по годам и направлениям расходов. Интересно, и кому всё это мешало?...
Как уже не раз писал Циникс, «посмертный слепок» почившего Реестра РКН сейчас можно найти на портале ФГИС КИ (картинка как раз оттуда сделана), но вот так просто добываемой информации, как это было раньше, теперь просто не существует в природе.
То есть, быстро получить ответ на вопрос «Сколько бюджетных денег за все годы потрачено на систему, например, ФГИС КИ?», теперь не может не только первый попавшийся ИТ-аналитик с улицы, типа Циникса, но и самый главный начальник в Минкомсвязи, а то и выше.
Потому что теперь (смотрите картинки с разобранными на кусочки машинками выше) все расходы относятся к отдельным объектам учета. А как уже рассказывал Циникс, методологи-гуманитарии из предыдущей Минкомсвязи написали такую методику учета, что реальные расходы на любую ФГИС распихиваются по объектам учета трех-четырех (иногда и больше) классификационных категорий.
Расходы на любую большую ФГИС складываются из следующих основных видов затрат:
1. Создание, развитие, эксплуатация ФГИС как программной системы – эти расходы относятся к объекту категории 10, который и считается ФГИС как таковой.
2. Серверная инфраструктура, на которой развернута ФГИС – расходы на закупку и сопровождение этого «железа» записываются в категорию 30 (ЦОД), если сервера для ФГИС разворачиваются в ЦОД, или в категорию 42 (сервера вне ЦОД), если, соответственно, всё разворачивается на площадках, не относящихся к ЦОД.
3. Передача данных по сетям телекоммуникаций. У больших ФГИС бывает реально очень большой трафик данных – но все расходы на передачу данных от всех ФГИС и не-ФГИС вместе сваливаются в одну кучу в категории 45.
4. Информационная безопасность. Без нее в большой ФГИС никак, это понятно. Но! Все расходы на все виды ИБ (и локальное антивирусное ПО, ИБ-«железо» на периметре корпоративной сети, и аттестация ФГИС, и развитие подистемы ИБ в ФГИС) валятся все вместе еще в одну «кучу» - объект категории 46.
Поговорим теперь про деньги, расходуемые на федеральные ГИС.
Давным-давно, во времена, когда Роскомнадзор был еще совсем белым и пушистым и не занимался тем, что блокировал Телеграм, а совсем наоборот - вел Реестр федеральных ГИС, - узнать (хотя бы приблизительно), сколько денег потрачено на ту или иную большую государственную систему, было достаточно просто. Нужно было только зайти в открытое «зеркало» этого реестра на сайте РКН, найти реестровую запись нужной ФГИС, и уже в записи найти поле «Cведения об источниках финансирования создания, эксплуатации, модернизации ФГИС». Там, конечно, информация была свалена нерассортированной кучей (вот как на картинке ниже), но, затратив совсем немного времени на приведение в порядок этой информации в еще неимпортозмещенном тогда Экселе, можно было получить простую и понятную табличку – с раскладкой по годам и направлениям расходов. Интересно, и кому всё это мешало?...
Как уже не раз писал Циникс, «посмертный слепок» почившего Реестра РКН сейчас можно найти на портале ФГИС КИ (картинка как раз оттуда сделана), но вот так просто добываемой информации, как это было раньше, теперь просто не существует в природе.
То есть, быстро получить ответ на вопрос «Сколько бюджетных денег за все годы потрачено на систему, например, ФГИС КИ?», теперь не может не только первый попавшийся ИТ-аналитик с улицы, типа Циникса, но и самый главный начальник в Минкомсвязи, а то и выше.
Потому что теперь (смотрите картинки с разобранными на кусочки машинками выше) все расходы относятся к отдельным объектам учета. А как уже рассказывал Циникс, методологи-гуманитарии из предыдущей Минкомсвязи написали такую методику учета, что реальные расходы на любую ФГИС распихиваются по объектам учета трех-четырех (иногда и больше) классификационных категорий.
Расходы на любую большую ФГИС складываются из следующих основных видов затрат:
1. Создание, развитие, эксплуатация ФГИС как программной системы – эти расходы относятся к объекту категории 10, который и считается ФГИС как таковой.
2. Серверная инфраструктура, на которой развернута ФГИС – расходы на закупку и сопровождение этого «железа» записываются в категорию 30 (ЦОД), если сервера для ФГИС разворачиваются в ЦОД, или в категорию 42 (сервера вне ЦОД), если, соответственно, всё разворачивается на площадках, не относящихся к ЦОД.
3. Передача данных по сетям телекоммуникаций. У больших ФГИС бывает реально очень большой трафик данных – но все расходы на передачу данных от всех ФГИС и не-ФГИС вместе сваливаются в одну кучу в категории 45.
4. Информационная безопасность. Без нее в большой ФГИС никак, это понятно. Но! Все расходы на все виды ИБ (и локальное антивирусное ПО, ИБ-«железо» на периметре корпоративной сети, и аттестация ФГИС, и развитие подистемы ИБ в ФГИС) валятся все вместе еще в одну «кучу» - объект категории 46.
👍1
Рубрика «Циничный госинформучет»
Сколько мы там выше всего категорий насчитали? Перечисляем - 10, 30, 42, 45, 46 – пять! И вот если мы теперь захотим узнать, сколько конкретно денег мы потратили на конкретную ФГИС, нам (при наличии доступа в ФГИС КИ, естественно) нужно будет пройтись по пяти разным объектам, чтобы собрать там нужные суммы. Но если вы думаете, что в этих объектах все заранее разложено по полочкам, и нужно только войти в объект и взять нужную цифру с нужной полочки, то вы глубоко заблуждаетесь.
Потому что в паспорте объекта самое важное совсем не деньги! Самое важное – это чтобы были заполнены все поля паспорта, как предписано методикой учета. Нет, поле про деньги там тоже есть – называется «Расходы на ИС до 2013 года». То есть, если конкретную систему начали разрабатывать и использовать еще до 2013 года, то тогда вы найдете эти (и только эти) деньги в паспорте объекта. А все более поздние деньги в паспорте отсутствуют. Ну, то есть, теоретически они там должны быть – в разделе «Состав объекта учета», - но на практике этот раздел в паспорте представляет собой такую же инфопомойку, как и вся подсистема учета, только в миниатюре.
А поэтому за деньгами после 2013 года нужно отправляться из паспорта объекта в другую часть ФГИС КИ – к мероприятиям по информатизации. Список всех мероприятий, относящихся к объекту учета, размещен для нашего удобства в паспорте объекта. Поскольку у нас затраты на ФГИС теоретически (и практически) распределены всего по 4-5 объектам, то нам нужно всего-то пройтись по 4-5 спискам мероприятий.
А, да. Циникс забыл предупредить – в мероприятиях примерно такая же инфопомойка, как и в паспортах объектов. Там тоже есть несогласованные, пустые и позаброшенные мероприятия – и заходить нужно будет в каждое из них, потому что, даже если мероприятие сейчас имеет статус несогласованного, он совсем недавно могло быть согласованным, и по нему мог быть заключен госконтракт.
Если вы прорвались через все рогатки и препоны подсистемы учета объектов и подистемы планирования мероприятий по информатизации, добрались до раздела с деньгами, то радоваться еще рано. Потому что это просто деньги в плане, а не деньги в контракте. Заключен ли уже контракт на те деньги, что вы видите, и если нет, то когда будет заключен, изнутри ФГИС КИ узнать невозможно. Теоретически, сведения об объявленных закупках и заключенных контрактах должны заноситься в мероприятие по информатизации оперативно после наступления соответствующего события (в идеале , но на практике очень часто они заносятся после завершения финансового года, когда приходит время готовить отчеты об исполнении мероприятий.
Вот такая координация. Вот такой учет.
Оставайтесь с нами! Госинформатизация - это весело!
Не видите информатизацию, а видите тупую бюрократию? Ну что вам на это сказать? Вы угадали
Сколько мы там выше всего категорий насчитали? Перечисляем - 10, 30, 42, 45, 46 – пять! И вот если мы теперь захотим узнать, сколько конкретно денег мы потратили на конкретную ФГИС, нам (при наличии доступа в ФГИС КИ, естественно) нужно будет пройтись по пяти разным объектам, чтобы собрать там нужные суммы. Но если вы думаете, что в этих объектах все заранее разложено по полочкам, и нужно только войти в объект и взять нужную цифру с нужной полочки, то вы глубоко заблуждаетесь.
Потому что в паспорте объекта самое важное совсем не деньги! Самое важное – это чтобы были заполнены все поля паспорта, как предписано методикой учета. Нет, поле про деньги там тоже есть – называется «Расходы на ИС до 2013 года». То есть, если конкретную систему начали разрабатывать и использовать еще до 2013 года, то тогда вы найдете эти (и только эти) деньги в паспорте объекта. А все более поздние деньги в паспорте отсутствуют. Ну, то есть, теоретически они там должны быть – в разделе «Состав объекта учета», - но на практике этот раздел в паспорте представляет собой такую же инфопомойку, как и вся подсистема учета, только в миниатюре.
А поэтому за деньгами после 2013 года нужно отправляться из паспорта объекта в другую часть ФГИС КИ – к мероприятиям по информатизации. Список всех мероприятий, относящихся к объекту учета, размещен для нашего удобства в паспорте объекта. Поскольку у нас затраты на ФГИС теоретически (и практически) распределены всего по 4-5 объектам, то нам нужно всего-то пройтись по 4-5 спискам мероприятий.
А, да. Циникс забыл предупредить – в мероприятиях примерно такая же инфопомойка, как и в паспортах объектов. Там тоже есть несогласованные, пустые и позаброшенные мероприятия – и заходить нужно будет в каждое из них, потому что, даже если мероприятие сейчас имеет статус несогласованного, он совсем недавно могло быть согласованным, и по нему мог быть заключен госконтракт.
Если вы прорвались через все рогатки и препоны подсистемы учета объектов и подистемы планирования мероприятий по информатизации, добрались до раздела с деньгами, то радоваться еще рано. Потому что это просто деньги в плане, а не деньги в контракте. Заключен ли уже контракт на те деньги, что вы видите, и если нет, то когда будет заключен, изнутри ФГИС КИ узнать невозможно. Теоретически, сведения об объявленных закупках и заключенных контрактах должны заноситься в мероприятие по информатизации оперативно после наступления соответствующего события (в идеале , но на практике очень часто они заносятся после завершения финансового года, когда приходит время готовить отчеты об исполнении мероприятий.
Вот такая координация. Вот такой учет.
Оставайтесь с нами! Госинформатизация - это весело!
Не видите информатизацию, а видите тупую бюрократию? Ну что вам на это сказать? Вы угадали
Рубрика "Циничное импортозамещение"
Госзакупки - это вот та самая битва бульдогов под ковром, о которой говорил Черчилль. Ничего не видно, только пыль столбом, и иногда из-под ковра вылетают откушенные уши, лапы и хвосты.
Любая госзакупка с суммой от сотни миллионов рублей - это, как минимум, сюжет для небольшого криминального романа. И в 90% случаев - также и повод для заведения административного дела. Остальные 10% - уголовка в чистом виде. А уж когда сумма контракта переходит через магическую цифру в 1 миллиард...
МВД уже традиционно не удается с первой попытки закупить самый банальный ИТ-товар - персональные компьютеры. Циниксу лень искать, но отмены торгов и обжалование результатов по закупам в МВД именно персоналок - ежегодная регулярная новость, иногда и не по одному разу за год.
Вот и опять - "МВД не позволили потратить миллиард на 30 тыс. российских ПК с отечественной ОС".
Циникс не будет здесь пересказывать сюжет - кому интересно, почитайте публикацию Синуса. Циникс просто выложит здесь то, что не нашли журналисты CNews - текст жалобы, по которой результаты закупки были отменены. Причина банальная - "заточка" условий конкурса под конкретные продукты, в данном случае, под конкретный (единственно возможный) вариант российской ОС (Astra Linux Special Edition) и конкретные же варианты антивирусного ПО и крипты.
Кстати, это пример не так уж часто встречающейся профессиональной работы (в хорошем смысле слова) специалистов жалобщика - это не закупочный троллинг, которого развелось немеряно, а именно экспертный анализ и доказательства "заточки".
Для любящих вникать в детали ссылки:
Первоначальная закупка (результаты отменены) - http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0173100012519000117
Новая закупка с обновленной (очень слегка) закупочной документацией - http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0173100012519000161
Материалы жалобы (нужно смотреть файл "document.pdf") - http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1943111
Для тех, кому лениво ходить по сайту госзакупок - текст жалобы ниже
⬇️⬇️⬇️
Госзакупки - это вот та самая битва бульдогов под ковром, о которой говорил Черчилль. Ничего не видно, только пыль столбом, и иногда из-под ковра вылетают откушенные уши, лапы и хвосты.
Любая госзакупка с суммой от сотни миллионов рублей - это, как минимум, сюжет для небольшого криминального романа. И в 90% случаев - также и повод для заведения административного дела. Остальные 10% - уголовка в чистом виде. А уж когда сумма контракта переходит через магическую цифру в 1 миллиард...
МВД уже традиционно не удается с первой попытки закупить самый банальный ИТ-товар - персональные компьютеры. Циниксу лень искать, но отмены торгов и обжалование результатов по закупам в МВД именно персоналок - ежегодная регулярная новость, иногда и не по одному разу за год.
Вот и опять - "МВД не позволили потратить миллиард на 30 тыс. российских ПК с отечественной ОС".
Циникс не будет здесь пересказывать сюжет - кому интересно, почитайте публикацию Синуса. Циникс просто выложит здесь то, что не нашли журналисты CNews - текст жалобы, по которой результаты закупки были отменены. Причина банальная - "заточка" условий конкурса под конкретные продукты, в данном случае, под конкретный (единственно возможный) вариант российской ОС (Astra Linux Special Edition) и конкретные же варианты антивирусного ПО и крипты.
Кстати, это пример не так уж часто встречающейся профессиональной работы (в хорошем смысле слова) специалистов жалобщика - это не закупочный троллинг, которого развелось немеряно, а именно экспертный анализ и доказательства "заточки".
Для любящих вникать в детали ссылки:
Первоначальная закупка (результаты отменены) - http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0173100012519000117
Новая закупка с обновленной (очень слегка) закупочной документацией - http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0173100012519000161
Материалы жалобы (нужно смотреть файл "document.pdf") - http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1943111
Для тех, кому лениво ходить по сайту госзакупок - текст жалобы ниже
⬇️⬇️⬇️
CNews.ru
МВД не позволили потратить миллиард на 30 тыс. российских ПК с отечественной ОС - CNews
Под давлением ФАС силовикам из МВД пришлось отменить процедуру заключения миллиардного контракта на поставку...
Рубрика "Циничное импортозамещение"
Вот интересно - когда под конкретного поставщика/продукт "затачивается" закупочная документация, это нехорошо, ай-яй-яй, и вот это вот всё "больше так не делайте!"
А когда под вполне конкретное офисное ПО затачиваются дополнительные требования, утвержденные целым постановлением Правительства (это широко известное в узких кругах ПП РФ 325 от марта 2017 года), и этим же ПП вменяется обязательность включения условия соответствия закупаемого ПО дополнительным требованиям в закупочную документацию - это нормально.
Циникс недоумевает.
Цитата из ПП 325:
2. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам при осуществлении закупок программ для электронных вычислительных машин и баз данных для обеспечения государственных нужд, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, обеспечивать выполнение дополнительных требований, утвержденных настоящим постановлением.
Вот интересно - когда под конкретного поставщика/продукт "затачивается" закупочная документация, это нехорошо, ай-яй-яй, и вот это вот всё "больше так не делайте!"
А когда под вполне конкретное офисное ПО затачиваются дополнительные требования, утвержденные целым постановлением Правительства (это широко известное в узких кругах ПП РФ 325 от марта 2017 года), и этим же ПП вменяется обязательность включения условия соответствия закупаемого ПО дополнительным требованиям в закупочную документацию - это нормально.
Циникс недоумевает.
Цитата из ПП 325:
2. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам при осуществлении закупок программ для электронных вычислительных машин и баз данных для обеспечения государственных нужд, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, обеспечивать выполнение дополнительных требований, утвержденных настоящим постановлением.
Рубрика "Циничные картинки".
Историческое фото.
Известный альбом английского ВИА "Зе Жюки" "Вечер трудного лекционного дня" был навеян именно этой фотографией.
На снимке - группа лекторов курса "Основы цифровой трансформации в слабо электрифицированных регионах" после выступления на стадионе губернского города N без звукоусилительной аппаратуры
Историческое фото.
Известный альбом английского ВИА "Зе Жюки" "Вечер трудного лекционного дня" был навеян именно этой фотографией.
На снимке - группа лекторов курса "Основы цифровой трансформации в слабо электрифицированных регионах" после выступления на стадионе губернского города N без звукоусилительной аппаратуры
Рубрика "Циничная журналистика"
Циникс крайне редко публично критикует коллег по среде обитания - другие ТГ-каналы. Но иногда все-таки приходится это делать - когда заблуждение транслируется на широкую аудиторию и создает ложную картинку у читателей популярных каналов. Вот сейчас как раз такой случай. Авторы канала "Майский указ", в целом, делают полезную работу по мониторингу нацпроектов, но, не будучи специалистами конкретно в теме госинформатизации, нередко путают круглое с фиолетовым.
Вот и сейчас, в том тексте, который цитируется ниже, некорректно приблизительно всё.
Во-первых, утечка ПДн сотрудников РЖД никак не связана с факапом Минкомсвязи в части централизованных закупок офисного и антивирусного ПО. Да, факап имеет место быть, но при чем здесь РЖД? Постановление Правительства 658 распространяется только на федеральные ведомства - и то, далеко не на все, а только на так называемый правительственный блок, всего немногим более 50 ФОИВов. РЖД же не ведомство, а госкомпания, и на нее (пока все еще со многими оговорками и послаблениями) распространяется тренд импортозамещения ПО - чем РЖД достаточно активно и занимается.
Во-вторых, ПП 658 о централизации закупок ПО не имеет никакого отношения к бюджетам нацпрограммы "Цифровая экономика". Это традиционные бюджеты госинформатизации, которые - с переменным успехом - Минкомсвязи координирует (точнее, делает вид, что координирует) уже почти десять лет. К низкому уровню исполнения бюджета нацпрограммы ЦЭ провал централизации закупок не имеет никакого отношения. Точнее, имеет, но очень сильно опосредованное, связанное вообще со слабостью текущей команды Минкомсвязи.
В общем, как говорит любимый эксперт Циникса (и самый профессиональный по части всего происходящего в России) Михал Михалыч Жванецкий: "Тщательнее надо, ребята! Общим видом овладели - теперь подробности не надо пропускать".
Про "Незыгаря", текст которого и отрепостил с собственными комментариями "Майский указ", и говорить нечего - профессионализмом там и не пахнет, только желанием пиариться на любом мало-мальски скандальном поводе. Есть надежда, что с началом нового учебного года, активность авторов "Незыгаря" существенно снизится - надо же иногда и домашки делать.
⬇️⬇️⬇️
Циникс крайне редко публично критикует коллег по среде обитания - другие ТГ-каналы. Но иногда все-таки приходится это делать - когда заблуждение транслируется на широкую аудиторию и создает ложную картинку у читателей популярных каналов. Вот сейчас как раз такой случай. Авторы канала "Майский указ", в целом, делают полезную работу по мониторингу нацпроектов, но, не будучи специалистами конкретно в теме госинформатизации, нередко путают круглое с фиолетовым.
Вот и сейчас, в том тексте, который цитируется ниже, некорректно приблизительно всё.
Во-первых, утечка ПДн сотрудников РЖД никак не связана с факапом Минкомсвязи в части централизованных закупок офисного и антивирусного ПО. Да, факап имеет место быть, но при чем здесь РЖД? Постановление Правительства 658 распространяется только на федеральные ведомства - и то, далеко не на все, а только на так называемый правительственный блок, всего немногим более 50 ФОИВов. РЖД же не ведомство, а госкомпания, и на нее (пока все еще со многими оговорками и послаблениями) распространяется тренд импортозамещения ПО - чем РЖД достаточно активно и занимается.
Во-вторых, ПП 658 о централизации закупок ПО не имеет никакого отношения к бюджетам нацпрограммы "Цифровая экономика". Это традиционные бюджеты госинформатизации, которые - с переменным успехом - Минкомсвязи координирует (точнее, делает вид, что координирует) уже почти десять лет. К низкому уровню исполнения бюджета нацпрограммы ЦЭ провал централизации закупок не имеет никакого отношения. Точнее, имеет, но очень сильно опосредованное, связанное вообще со слабостью текущей команды Минкомсвязи.
В общем, как говорит любимый эксперт Циникса (и самый профессиональный по части всего происходящего в России) Михал Михалыч Жванецкий: "Тщательнее надо, ребята! Общим видом овладели - теперь подробности не надо пропускать".
Про "Незыгаря", текст которого и отрепостил с собственными комментариями "Майский указ", и говорить нечего - профессионализмом там и не пахнет, только желанием пиариться на любом мало-мальски скандальном поводе. Есть надежда, что с началом нового учебного года, активность авторов "Незыгаря" существенно снизится - надо же иногда и домашки делать.
⬇️⬇️⬇️
Forwarded from Майский указ
Незыгарь пишет, что на РЖД напали хакеры, и личные данные сотрудников утекли в Сеть. Из-за того, что министерство сорвало закупки офисного и антивирусного программного обеспечения, в ведомствах кончились антивирусы.
Мы предупреждали, что Минсвязи сильно отстает от планов по кассовому исполнению. К августу по нацпроектам из выделенных 108 млрд руб. здесь освоили всего 9,7 млрд – 9%. И – сюрприз! – кассовое исполнение в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» – всего 0,16% из 4,8 млрд рублей. Т.е. по факту – это кассовое неисполнение. В самую пору вмешаться премьеру Дмитрию Медведеву.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, вы сегодня в Красногорске про «Образование» говорите. Говорите почаще обо всех нацпроектах. А то скоро у нас страна кончится.
Мы предупреждали, что Минсвязи сильно отстает от планов по кассовому исполнению. К августу по нацпроектам из выделенных 108 млрд руб. здесь освоили всего 9,7 млрд – 9%. И – сюрприз! – кассовое исполнение в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» – всего 0,16% из 4,8 млрд рублей. Т.е. по факту – это кассовое неисполнение. В самую пору вмешаться премьеру Дмитрию Медведеву.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, вы сегодня в Красногорске про «Образование» говорите. Говорите почаще обо всех нацпроектах. А то скоро у нас страна кончится.
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
К сегодняшней новости о крупной хакерской атаке на РЖД
В результате- все данные о сотрудниках с телефонами, адресами и паспортными данными утекли в свободный доступ.
Несмотря на постановление Правительства о централизованных закупках офисного и антивирусного…
В результате- все данные о сотрудниках с телефонами, адресами и паспортными данными утекли в свободный доступ.
Несмотря на постановление Правительства о централизованных закупках офисного и антивирусного…
Комментарии к посту ниже.
Тот неловкий момент, когда изменяет не только память, но и квалификация. Причем, не только пиарщице про цифровую экономику из Аналитического центра, но и "цифровому" вице-премьеру.
Начнем по ранжиру - с вице-премьера.
1. В самом 44-ФЗ ничего специального про ИТ-закупки нет - все специальное вынесено в подзаконные акты. В законе же - только процедуры. Да - местами громоздкие, да - иногда тупые, да - устаревшие (но не 10-летней, а только 6-летней давности), Вся специфика ИТ-закупок - в ПП 365, ПП 676, ПП 1236, ПП 658. Менять (или отменять) надо, в первую очередь эти ПП, а не ФЗ.
2. Про то, что "никто уже тяжелые огромные системы не заказывает". Просто из планов Минкомсвязи текущего, 2019 года - создание НСУД (более 430 млн рублей), создание ГЕОП (более 1 млрд рублей), создание платформы IIoT (150 млн рублей). И это только одно министерство.
3. Про то, что по 44-ФЗ невозможна закупка ИТ-решений у двух-трех поставщиков. Еще как возможна! Этот способ так и называется - "закупка у единственного поставщика". Который - единственный поставщик - берет толстый-толстый контракт и потом нарезает его на тоненькие кусочки, раздавая разработку по отдельным подсистемам и модулям разным поставщикам. Хоть двум-трем, хоть двадцати трем. И давно уже нет "иглы единственного технологического провайдера". Зато "игла единственного поставщика" - есть и никуда не денется.
Ну, и теперь к девушке-пиарщице из АЦ.
1. Вице-премьер Акимов никак не может давать поручения министру экономразвития Орешкину. Потому что у министра Орешкина есть свой специально обученный вице-премьер (более того - первый вице-премьер) по фамилии Силуанов, который (помимо премьера) один только и правомочен давать поручения Орешкину. Это называется "курирующий вице-премьер" и "курируемое министерство".
2. Поручение про изменение процедуры закупок ИТ-решений давал так и вообще премьер Медведев - по итогам заседания Правкомиссии по цифровому развитию и вот этому вот всему (см. пункт 5) - еще в конце мая 2019. И давал он его сразу на троих - Орешкину (первый в перечне, значит, ответственный исполнитель), Силуанову (как министру финансов, а не вице-премьеру) и Носкову. И срок исполнения поручения уже не за горами - 1 ноября 2019. Вот поэтому вице-премьер Акимов и говорил про "считанные месяцы".
А бизнесу праздновать пока нечего. Так что, пробками из шампанского стрелять рано
⬇️⬇️⬇️
Тот неловкий момент, когда изменяет не только память, но и квалификация. Причем, не только пиарщице про цифровую экономику из Аналитического центра, но и "цифровому" вице-премьеру.
Начнем по ранжиру - с вице-премьера.
1. В самом 44-ФЗ ничего специального про ИТ-закупки нет - все специальное вынесено в подзаконные акты. В законе же - только процедуры. Да - местами громоздкие, да - иногда тупые, да - устаревшие (но не 10-летней, а только 6-летней давности), Вся специфика ИТ-закупок - в ПП 365, ПП 676, ПП 1236, ПП 658. Менять (или отменять) надо, в первую очередь эти ПП, а не ФЗ.
2. Про то, что "никто уже тяжелые огромные системы не заказывает". Просто из планов Минкомсвязи текущего, 2019 года - создание НСУД (более 430 млн рублей), создание ГЕОП (более 1 млрд рублей), создание платформы IIoT (150 млн рублей). И это только одно министерство.
3. Про то, что по 44-ФЗ невозможна закупка ИТ-решений у двух-трех поставщиков. Еще как возможна! Этот способ так и называется - "закупка у единственного поставщика". Который - единственный поставщик - берет толстый-толстый контракт и потом нарезает его на тоненькие кусочки, раздавая разработку по отдельным подсистемам и модулям разным поставщикам. Хоть двум-трем, хоть двадцати трем. И давно уже нет "иглы единственного технологического провайдера". Зато "игла единственного поставщика" - есть и никуда не денется.
Ну, и теперь к девушке-пиарщице из АЦ.
1. Вице-премьер Акимов никак не может давать поручения министру экономразвития Орешкину. Потому что у министра Орешкина есть свой специально обученный вице-премьер (более того - первый вице-премьер) по фамилии Силуанов, который (помимо премьера) один только и правомочен давать поручения Орешкину. Это называется "курирующий вице-премьер" и "курируемое министерство".
2. Поручение про изменение процедуры закупок ИТ-решений давал так и вообще премьер Медведев - по итогам заседания Правкомиссии по цифровому развитию и вот этому вот всему (см. пункт 5) - еще в конце мая 2019. И давал он его сразу на троих - Орешкину (первый в перечне, значит, ответственный исполнитель), Силуанову (как министру финансов, а не вице-премьеру) и Носкову. И срок исполнения поручения уже не за горами - 1 ноября 2019. Вот поэтому вице-премьер Акимов и говорил про "считанные месяцы".
А бизнесу праздновать пока нечего. Так что, пробками из шампанского стрелять рано
⬇️⬇️⬇️
government.ru
О решениях по итогам заседания Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения…
О цифровой трансформации государственных услуг.
Forwarded from Все о блокчейн/мозге/space/WEB 3.0 в России и мире
О закупочном законодательстве важнейшую вещь сказал вице-премьер Максим Акимов:
«Мы прекрасно понимаем, что то, что прописано в 44 ФЗ, отражает реальность минус 10 лет назад. Никто уже тяжелые огромные системы не заказывает, потому что это процесс итеративный, гибкой разработки. Даже закупка ИТ-решений невозможна в нормальном виде через процедуру, предусмотренную в 44 законе или законе, который регулирует закупки госкомпаний (прим.: 223 ФЗ). Там невозможна, например, закупка решений у двух или трех поставщиков, а это необходимо, потому что ты можешь сесть, как говорится, на технологическую иглу, попасть в технологическую зависимость от решений определенных провайдеров.
Это только маленький пример (прим.: закупочное законодательство), того, что нужно поменять. Но весь вызов в том состоит, что нужно это сделать быстро. Потому что если это не сделать за считанные месяцы, сейчас, то время для этих технологических изменений, о которых я говорил будет упущено».
Если нам не изменяет память, Максим Алексеевич поручил министерству экономического развития проработать этот вопрос.
Поэтому, дорогие представители бизнеса, празднуйте)🍾
«Мы прекрасно понимаем, что то, что прописано в 44 ФЗ, отражает реальность минус 10 лет назад. Никто уже тяжелые огромные системы не заказывает, потому что это процесс итеративный, гибкой разработки. Даже закупка ИТ-решений невозможна в нормальном виде через процедуру, предусмотренную в 44 законе или законе, который регулирует закупки госкомпаний (прим.: 223 ФЗ). Там невозможна, например, закупка решений у двух или трех поставщиков, а это необходимо, потому что ты можешь сесть, как говорится, на технологическую иглу, попасть в технологическую зависимость от решений определенных провайдеров.
Это только маленький пример (прим.: закупочное законодательство), того, что нужно поменять. Но весь вызов в том состоит, что нужно это сделать быстро. Потому что если это не сделать за считанные месяцы, сейчас, то время для этих технологических изменений, о которых я говорил будет упущено».
Если нам не изменяет память, Максим Алексеевич поручил министерству экономического развития проработать этот вопрос.
Поэтому, дорогие представители бизнеса, празднуйте)🍾
Рубрика «Циничная централизация». Хроника факапа
В продолжение предыдущего поста про централизацию закупок софта Минкомсвязью. Про то, как оно на самом деле всё устроено.
В целом – очень показательная и очень типичная для Минкомсвязи история.
Все началось еще при прошлом составе министерства. В феврале 2018 по итогам заседания Пракомиссии по ИТ появилось поручение Минкомсвязи и Минфину о разработке НПА о централизации закупок трех видов софта – офисного, бухгалтерского и ИБ. Надо думать, что такое поручение ведомства сами себе придумали и через правкомиссию провели – потому что проект ПП появился и был утвержден очень быстро, уже в июне 2018 (это печально известное в определенных кругах ПП 658). По этому ПП за централизованные закупки офисного и ИБ-софта отвечает Минкомсвязи, а за централизацию в части бухгалтерского и бюджетного учета – Казначейство. Про Казначейство Циникс писать не будет – там процесс централизации идет планомерно и позитивно. С Минкомсвязью же история куда печальнее. Хотя, Циникс – по простоте душевной – думал, что раз ведомство само себе поручение придумало, то уж точно знает, как будет его исполнять.
Быстро появившись, ПП 658 столь же быстро было в первый раз изменено – уже через полгода после выхода, в декабре 2018. Уже новое руководство Минкомсвязи поняло (а, может быть, кто-то авторитетный объяснил), что первоначальная претензия на централизацию закупок всего ИБ-софта для всех ФОИВов – не та задача, с которой министерство сможет влегкую справиться. Ведь, фактически, речь шла о всех закупках ИБ-софта, попадающего в 46-ую категорию учета (это и дальше – номера категорий по методике учета Минкомсвязи, приказу 127 от 2013 года). Для того, чтобы централизовать закупки, нужно сначала понимать, сколько и чего предстоит закупать. То есть, сначала нужно все сосчитать – а именно с учетом, как уже неоднократно писал Циникс, у Минкомсвязи исторически складывается все не очень хорошо.
Поэтому с ИБ-софтом министерство дало задний ход. В изменениях к ПП 658, вступивших в силу в декабре 2018, было прописано, что для целей постановления под ИБ-софтом понимается только антивирусное ПО. Уже легче, но ведь и потребность в антивирусах нужно было как-то сосчитать. А как?
Закупленное ФОИВами ранее антивирусное ПО записано в учете у кого где – у кого-то в 46-ой категории (комплексы ИБ), у кого-то в 41-ой (рабочие станции), у кого-то и там, и там, а, возможно, еще и в 42-ой (сервера вне ЦОД). Пойди разберись… Еще и сроки лицензирования у всех разные – кто-то обновляет годовые лицензии строго в рамках календарного года, кто-то (из-за задержек согласований в предыдущие годы) с марта текущего года по март следующего, а кто-то вообще с сентября по сентябрь.
Естественно,образовалась достаточно большая группа ведомств, у кого лицензии на антивирусы истекли строго к началу 2019 года. А раз нет лицензии – значит, нет обновления антивирусных баз, то есть, софт, будучи работоспособным, оказывается бесполезным. Поэтому каким-то образом Минкомсвязи смогло договориться с производителями антивирусов о временном (на пару месяцев, как предполагалось) предоставлении в распоряжение Минкомсвязи (а от Минкомсвязи – ФОИВам) демо-лицензий антивирусов, которые были работоспособны в части обновления антивирусных баз. Первоначально планировавшиеся 2 месяца работы с демо-лицензиями по факту превратились уже в 8 и пошли на девятый – потому что централизованная закупка не произошла до сих пор.
В продолжение предыдущего поста про централизацию закупок софта Минкомсвязью. Про то, как оно на самом деле всё устроено.
В целом – очень показательная и очень типичная для Минкомсвязи история.
Все началось еще при прошлом составе министерства. В феврале 2018 по итогам заседания Пракомиссии по ИТ появилось поручение Минкомсвязи и Минфину о разработке НПА о централизации закупок трех видов софта – офисного, бухгалтерского и ИБ. Надо думать, что такое поручение ведомства сами себе придумали и через правкомиссию провели – потому что проект ПП появился и был утвержден очень быстро, уже в июне 2018 (это печально известное в определенных кругах ПП 658). По этому ПП за централизованные закупки офисного и ИБ-софта отвечает Минкомсвязи, а за централизацию в части бухгалтерского и бюджетного учета – Казначейство. Про Казначейство Циникс писать не будет – там процесс централизации идет планомерно и позитивно. С Минкомсвязью же история куда печальнее. Хотя, Циникс – по простоте душевной – думал, что раз ведомство само себе поручение придумало, то уж точно знает, как будет его исполнять.
Быстро появившись, ПП 658 столь же быстро было в первый раз изменено – уже через полгода после выхода, в декабре 2018. Уже новое руководство Минкомсвязи поняло (а, может быть, кто-то авторитетный объяснил), что первоначальная претензия на централизацию закупок всего ИБ-софта для всех ФОИВов – не та задача, с которой министерство сможет влегкую справиться. Ведь, фактически, речь шла о всех закупках ИБ-софта, попадающего в 46-ую категорию учета (это и дальше – номера категорий по методике учета Минкомсвязи, приказу 127 от 2013 года). Для того, чтобы централизовать закупки, нужно сначала понимать, сколько и чего предстоит закупать. То есть, сначала нужно все сосчитать – а именно с учетом, как уже неоднократно писал Циникс, у Минкомсвязи исторически складывается все не очень хорошо.
Поэтому с ИБ-софтом министерство дало задний ход. В изменениях к ПП 658, вступивших в силу в декабре 2018, было прописано, что для целей постановления под ИБ-софтом понимается только антивирусное ПО. Уже легче, но ведь и потребность в антивирусах нужно было как-то сосчитать. А как?
Закупленное ФОИВами ранее антивирусное ПО записано в учете у кого где – у кого-то в 46-ой категории (комплексы ИБ), у кого-то в 41-ой (рабочие станции), у кого-то и там, и там, а, возможно, еще и в 42-ой (сервера вне ЦОД). Пойди разберись… Еще и сроки лицензирования у всех разные – кто-то обновляет годовые лицензии строго в рамках календарного года, кто-то (из-за задержек согласований в предыдущие годы) с марта текущего года по март следующего, а кто-то вообще с сентября по сентябрь.
Естественно,образовалась достаточно большая группа ведомств, у кого лицензии на антивирусы истекли строго к началу 2019 года. А раз нет лицензии – значит, нет обновления антивирусных баз, то есть, софт, будучи работоспособным, оказывается бесполезным. Поэтому каким-то образом Минкомсвязи смогло договориться с производителями антивирусов о временном (на пару месяцев, как предполагалось) предоставлении в распоряжение Минкомсвязи (а от Минкомсвязи – ФОИВам) демо-лицензий антивирусов, которые были работоспособны в части обновления антивирусных баз. Первоначально планировавшиеся 2 месяца работы с демо-лицензиями по факту превратились уже в 8 и пошли на девятый – потому что централизованная закупка не произошла до сих пор.
Telegram
Координация профанации
Комментарии к посту ниже.
Тот неловкий момент, когда изменяет не только память, но и квалификация. Причем, не только пиарщице про цифровую экономику из Аналитического центра, но и "цифровому" вице-премьеру.
Начнем по ранжиру - с вице-премьера.
1. В самом…
Тот неловкий момент, когда изменяет не только память, но и квалификация. Причем, не только пиарщице про цифровую экономику из Аналитического центра, но и "цифровому" вице-премьеру.
Начнем по ранжиру - с вице-премьера.
1. В самом…