Координация профанации – Telegram
Координация профанации
4.95K subscribers
2.37K photos
48 videos
217 files
1.16K links
Нелицеприятно и невзирая на лица - о госинформатизации, цифровой трансформации и профанах.
Практически "Короли и капуста" - только с уклоном в госИТ

Вопросы, критику, инсайды отправляйте в
ТГ: @CynicAdmin, @ExEx_IT

Рекламы на канале нет и не будет
Download Telegram
Вот как раньше можно было узнать обо всех (ну, почти) расходах на ФГИС в старом, теплом и ламповом Реестре ФГИС Роскомнадзора
Рубрика «Циничный госинформучет»
Сколько мы там выше всего категорий насчитали? Перечисляем - 10, 30, 42, 45, 46 – пять! И вот если мы теперь захотим узнать, сколько конкретно денег мы потратили на конкретную ФГИС, нам (при наличии доступа в ФГИС КИ, естественно) нужно будет пройтись по пяти разным объектам, чтобы собрать там нужные суммы. Но если вы думаете, что в этих объектах все заранее разложено по полочкам, и нужно только войти в объект и взять нужную цифру с нужной полочки, то вы глубоко заблуждаетесь.
Потому что в паспорте объекта самое важное совсем не деньги! Самое важное – это чтобы были заполнены все поля паспорта, как предписано методикой учета. Нет, поле про деньги там тоже есть – называется «Расходы на ИС до 2013 года». То есть, если конкретную систему начали разрабатывать и использовать еще до 2013 года, то тогда вы найдете эти (и только эти) деньги в паспорте объекта. А все более поздние деньги в паспорте отсутствуют. Ну, то есть, теоретически они там должны быть – в разделе «Состав объекта учета», - но на практике этот раздел в паспорте представляет собой такую же инфопомойку, как и вся подсистема учета, только в миниатюре.
А поэтому за деньгами после 2013 года нужно отправляться из паспорта объекта в другую часть ФГИС КИ – к мероприятиям по информатизации. Список всех мероприятий, относящихся к объекту учета, размещен для нашего удобства в паспорте объекта. Поскольку у нас затраты на ФГИС теоретически (и практически) распределены всего по 4-5 объектам, то нам нужно всего-то пройтись по 4-5 спискам мероприятий.
А, да. Циникс забыл предупредить – в мероприятиях примерно такая же инфопомойка, как и в паспортах объектов. Там тоже есть несогласованные, пустые и позаброшенные мероприятия – и заходить нужно будет в каждое из них, потому что, даже если мероприятие сейчас имеет статус несогласованного, он совсем недавно могло быть согласованным, и по нему мог быть заключен госконтракт.
Если вы прорвались через все рогатки и препоны подсистемы учета объектов и подистемы планирования мероприятий по информатизации, добрались до раздела с деньгами, то радоваться еще рано. Потому что это просто деньги в плане, а не деньги в контракте. Заключен ли уже контракт на те деньги, что вы видите, и если нет, то когда будет заключен, изнутри ФГИС КИ узнать невозможно. Теоретически, сведения об объявленных закупках и заключенных контрактах должны заноситься в мероприятие по информатизации оперативно после наступления соответствующего события (в идеале , но на практике очень часто они заносятся после завершения финансового года, когда приходит время готовить отчеты об исполнении мероприятий.
Вот такая координация. Вот такой учет.
Оставайтесь с нами! Госинформатизация - это весело!
Не видите информатизацию, а видите тупую бюрократию? Ну что вам на это сказать? Вы угадали
Рубрика "Циничное импортозамещение"
Госзакупки - это вот та самая битва бульдогов под ковром, о которой говорил Черчилль. Ничего не видно, только пыль столбом, и иногда из-под ковра вылетают откушенные уши, лапы и хвосты.
Любая госзакупка с суммой от сотни миллионов рублей - это, как минимум, сюжет для небольшого криминального романа. И в 90% случаев - также и повод для заведения административного дела. Остальные 10% - уголовка в чистом виде. А уж когда сумма контракта переходит через магическую цифру в 1 миллиард...
МВД уже традиционно не удается с первой попытки закупить самый банальный ИТ-товар - персональные компьютеры. Циниксу лень искать, но отмены торгов и обжалование результатов по закупам в МВД именно персоналок - ежегодная регулярная новость, иногда и не по одному разу за год.
Вот и опять - "МВД не позволили потратить миллиард на 30 тыс. российских ПК с отечественной ОС".
Циникс не будет здесь пересказывать сюжет - кому интересно, почитайте публикацию Синуса. Циникс просто выложит здесь то, что не нашли журналисты CNews - текст жалобы, по которой результаты закупки были отменены. Причина банальная - "заточка" условий конкурса под конкретные продукты, в данном случае, под конкретный (единственно возможный) вариант российской ОС (Astra Linux Special Edition) и конкретные же варианты антивирусного ПО и крипты.
Кстати, это пример не так уж часто встречающейся профессиональной работы (в хорошем смысле слова) специалистов жалобщика - это не закупочный троллинг, которого развелось немеряно, а именно экспертный анализ и доказательства "заточки".
Для любящих вникать в детали ссылки:
Первоначальная закупка (результаты отменены) - http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0173100012519000117
Новая закупка с обновленной (очень слегка) закупочной документацией - http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0173100012519000161
Материалы жалобы (нужно смотреть файл "document.pdf") - http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1943111
Для тех, кому лениво ходить по сайту госзакупок - текст жалобы ниже
⬇️⬇️⬇️
Рубрика "Циничное импортозамещение"
Вот интересно - когда под конкретного поставщика/продукт "затачивается" закупочная документация, это нехорошо, ай-яй-яй, и вот это вот всё "больше так не делайте!"
А когда под вполне конкретное офисное ПО затачиваются дополнительные требования, утвержденные целым постановлением Правительства (это широко известное в узких кругах ПП РФ 325 от марта 2017 года), и этим же ПП вменяется обязательность включения условия соответствия закупаемого ПО дополнительным требованиям в закупочную документацию - это нормально.
Циникс недоумевает.
Цитата из ПП 325:
2. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам при осуществлении закупок программ для электронных вычислительных машин и баз данных для обеспечения государственных нужд, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, обеспечивать выполнение дополнительных требований, утвержденных настоящим постановлением.
Рубрика "Циничные картинки"
Историческое фото.
Лекция по цифровой трансформации для стажеров на позиции CDTO в правительствах субъектов РФ
Рубрика "Циничные картинки"
Историческое фото.
Выпускница курсов CDTO готова к презентации на кикофф-митинге своего первого проекта по цифровой трансформации.
PS. Эта, предыдущая и последующие картинки честно потырены из ФБ известного слесаря-сантехника Славы Сэ.
Рубрика "Циничные картинки"
Историческое фото.
Команда роад-шоу "Основы цифровой трансформации" переезжает в следующий регион.
Рубрика "Циничные картинки".
Историческое фото.
Известный альбом английского ВИА "Зе Жюки" "Вечер трудного лекционного дня" был навеян именно этой фотографией.
На снимке - группа лекторов курса "Основы цифровой трансформации в слабо электрифицированных регионах" после выступления на стадионе губернского города N без звукоусилительной аппаратуры
Рубрика "Циничная журналистика"
Циникс крайне редко публично критикует коллег по среде обитания - другие ТГ-каналы. Но иногда все-таки приходится это делать - когда заблуждение транслируется на широкую аудиторию и создает ложную картинку у читателей популярных каналов. Вот сейчас как раз такой случай. Авторы канала "Майский указ", в целом, делают полезную работу по мониторингу нацпроектов, но, не будучи специалистами конкретно в теме госинформатизации, нередко путают круглое с фиолетовым.
Вот и сейчас, в том тексте, который цитируется ниже, некорректно приблизительно всё.
Во-первых, утечка ПДн сотрудников РЖД никак не связана с факапом Минкомсвязи в части централизованных закупок офисного и антивирусного ПО. Да, факап имеет место быть, но при чем здесь РЖД? Постановление Правительства 658 распространяется только на федеральные ведомства - и то, далеко не на все, а только на так называемый правительственный блок, всего немногим более 50 ФОИВов. РЖД же не ведомство, а госкомпания, и на нее (пока все еще со многими оговорками и послаблениями) распространяется тренд импортозамещения ПО - чем РЖД достаточно активно и занимается.
Во-вторых, ПП 658 о централизации закупок ПО не имеет никакого отношения к бюджетам нацпрограммы "Цифровая экономика". Это традиционные бюджеты госинформатизации, которые - с переменным успехом - Минкомсвязи координирует (точнее, делает вид, что координирует) уже почти десять лет. К низкому уровню исполнения бюджета нацпрограммы ЦЭ провал централизации закупок не имеет никакого отношения. Точнее, имеет, но очень сильно опосредованное, связанное вообще со слабостью текущей команды Минкомсвязи.
В общем, как говорит любимый эксперт Циникса (и самый профессиональный по части всего происходящего в России) Михал Михалыч Жванецкий: "Тщательнее надо, ребята! Общим видом овладели - теперь подробности не надо пропускать".
Про "Незыгаря", текст которого и отрепостил с собственными комментариями "Майский указ", и говорить нечего - профессионализмом там и не пахнет, только желанием пиариться на любом мало-мальски скандальном поводе. Есть надежда, что с началом нового учебного года, активность авторов "Незыгаря" существенно снизится - надо же иногда и домашки делать.
⬇️⬇️⬇️
Forwarded from Майский указ
Незыгарь пишет, что на РЖД напали хакеры, и личные данные сотрудников утекли в Сеть. Из-за того, что министерство сорвало закупки офисного и антивирусного программного обеспечения, в ведомствах кончились антивирусы.

Мы предупреждали, что Минсвязи сильно отстает от планов по кассовому исполнению. К августу по нацпроектам из выделенных 108 млрд руб. здесь освоили всего 9,7 млрд – 9%. И – сюрприз! – кассовое исполнение в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» – всего 0,16% из 4,8 млрд рублей. Т.е. по факту – это кассовое неисполнение. В самую пору вмешаться премьеру Дмитрию Медведеву.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, вы сегодня в Красногорске про «Образование» говорите. Говорите почаще обо всех нацпроектах. А то скоро у нас страна кончится.
Комментарии к посту ниже.
Тот неловкий момент, когда изменяет не только память, но и квалификация. Причем, не только пиарщице про цифровую экономику из Аналитического центра, но и "цифровому" вице-премьеру.
Начнем по ранжиру - с вице-премьера.
1. В самом 44-ФЗ ничего специального про ИТ-закупки нет - все специальное вынесено в подзаконные акты. В законе же - только процедуры. Да - местами громоздкие, да - иногда тупые, да - устаревшие (но не 10-летней, а только 6-летней давности), Вся специфика ИТ-закупок - в ПП 365, ПП 676, ПП 1236, ПП 658. Менять (или отменять) надо, в первую очередь эти ПП, а не ФЗ.
2. Про то, что "никто уже тяжелые огромные системы не заказывает". Просто из планов Минкомсвязи текущего, 2019 года - создание НСУД (более 430 млн рублей), создание ГЕОП (более 1 млрд рублей), создание платформы IIoT (150 млн рублей). И это только одно министерство.
3. Про то, что по 44-ФЗ невозможна закупка ИТ-решений у двух-трех поставщиков. Еще как возможна! Этот способ так и называется - "закупка у единственного поставщика". Который - единственный поставщик - берет толстый-толстый контракт и потом нарезает его на тоненькие кусочки, раздавая разработку по отдельным подсистемам и модулям разным поставщикам. Хоть двум-трем, хоть двадцати трем. И давно уже нет "иглы единственного технологического провайдера". Зато "игла единственного поставщика" - есть и никуда не денется.

Ну, и теперь к девушке-пиарщице из АЦ.
1. Вице-премьер Акимов никак не может давать поручения министру экономразвития Орешкину. Потому что у министра Орешкина есть свой специально обученный вице-премьер (более того - первый вице-премьер) по фамилии Силуанов, который (помимо премьера) один только и правомочен давать поручения Орешкину. Это называется "курирующий вице-премьер" и "курируемое министерство".
2. Поручение про изменение процедуры закупок ИТ-решений давал так и вообще премьер Медведев - по итогам заседания Правкомиссии по цифровому развитию и вот этому вот всему (см. пункт 5) - еще в конце мая 2019. И давал он его сразу на троих - Орешкину (первый в перечне, значит, ответственный исполнитель), Силуанову (как министру финансов, а не вице-премьеру) и Носкову. И срок исполнения поручения уже не за горами - 1 ноября 2019. Вот поэтому вице-премьер Акимов и говорил про "считанные месяцы".

А бизнесу праздновать пока нечего. Так что, пробками из шампанского стрелять рано
⬇️⬇️⬇️
О закупочном законодательстве важнейшую вещь сказал вице-премьер Максим Акимов:
«Мы прекрасно понимаем, что то, что прописано в 44 ФЗ, отражает реальность минус 10 лет назад. Никто уже тяжелые огромные системы не заказывает, потому что это процесс итеративный, гибкой разработки. Даже закупка ИТ-решений невозможна в нормальном виде через процедуру, предусмотренную в 44 законе или законе, который регулирует закупки госкомпаний (прим.: 223 ФЗ). Там невозможна, например, закупка решений у двух или трех поставщиков, а это необходимо, потому что ты можешь сесть, как говорится, на технологическую иглу, попасть в технологическую зависимость от решений определенных провайдеров.
Это только маленький пример (прим.: закупочное законодательство), того, что нужно поменять. Но весь вызов в том состоит, что нужно это сделать быстро. Потому что если это не сделать за считанные месяцы, сейчас, то время для этих технологических изменений, о которых я говорил будет упущено».

Если нам не изменяет память, Максим Алексеевич поручил министерству экономического развития проработать этот вопрос.

Поэтому, дорогие представители бизнеса, празднуйте)🍾
Рубрика «Циничная централизация». Хроника факапа
В продолжение предыдущего поста про централизацию закупок софта Минкомсвязью. Про то, как оно на самом деле всё устроено.
В целом – очень показательная и очень типичная для Минкомсвязи история.
Все началось еще при прошлом составе министерства. В феврале 2018 по итогам заседания Пракомиссии по ИТ появилось поручение Минкомсвязи и Минфину о разработке НПА о централизации закупок трех видов софта – офисного, бухгалтерского и ИБ. Надо думать, что такое поручение ведомства сами себе придумали и через правкомиссию провели – потому что проект ПП появился и был утвержден очень быстро, уже в июне 2018 (это печально известное в определенных кругах ПП 658). По этому ПП за централизованные закупки офисного и ИБ-софта отвечает Минкомсвязи, а за централизацию в части бухгалтерского и бюджетного учета – Казначейство. Про Казначейство Циникс писать не будет – там процесс централизации идет планомерно и позитивно. С Минкомсвязью же история куда печальнее. Хотя, Циникс – по простоте душевной – думал, что раз ведомство само себе поручение придумало, то уж точно знает, как будет его исполнять.
Быстро появившись, ПП 658 столь же быстро было в первый раз изменено – уже через полгода после выхода, в декабре 2018. Уже новое руководство Минкомсвязи поняло (а, может быть, кто-то авторитетный объяснил), что первоначальная претензия на централизацию закупок всего ИБ-софта для всех ФОИВов – не та задача, с которой министерство сможет влегкую справиться. Ведь, фактически, речь шла о всех закупках ИБ-софта, попадающего в 46-ую категорию учета (это и дальше – номера категорий по методике учета Минкомсвязи, приказу 127 от 2013 года). Для того, чтобы централизовать закупки, нужно сначала понимать, сколько и чего предстоит закупать. То есть, сначала нужно все сосчитать – а именно с учетом, как уже неоднократно писал Циникс, у Минкомсвязи исторически складывается все не очень хорошо.
Поэтому с ИБ-софтом министерство дало задний ход. В изменениях к ПП 658, вступивших в силу в декабре 2018, было прописано, что для целей постановления под ИБ-софтом понимается только антивирусное ПО. Уже легче, но ведь и потребность в антивирусах нужно было как-то сосчитать. А как?
Закупленное ФОИВами ранее антивирусное ПО записано в учете у кого где – у кого-то в 46-ой категории (комплексы ИБ), у кого-то в 41-ой (рабочие станции), у кого-то и там, и там, а, возможно, еще и в 42-ой (сервера вне ЦОД). Пойди разберись… Еще и сроки лицензирования у всех разные – кто-то обновляет годовые лицензии строго в рамках календарного года, кто-то (из-за задержек согласований в предыдущие годы) с марта текущего года по март следующего, а кто-то вообще с сентября по сентябрь.
Естественно,образовалась достаточно большая группа ведомств, у кого лицензии на антивирусы истекли строго к началу 2019 года. А раз нет лицензии – значит, нет обновления антивирусных баз, то есть, софт, будучи работоспособным, оказывается бесполезным. Поэтому каким-то образом Минкомсвязи смогло договориться с производителями антивирусов о временном (на пару месяцев, как предполагалось) предоставлении в распоряжение Минкомсвязи (а от Минкомсвязи – ФОИВам) демо-лицензий антивирусов, которые были работоспособны в части обновления антивирусных баз. Первоначально планировавшиеся 2 месяца работы с демо-лицензиями по факту превратились уже в 8 и пошли на девятый – потому что централизованная закупка не произошла до сих пор.
Хроника факапа. Продолжение
Внезапно (!) выяснилось, что существует масса вариантов закупки офисного ПО и ИБ-софта – состав закупаемых продуктов, типы лицензирования, сроки действия лицензий и т.п.. По этому поводу Минкомсвязи всю вторую половину 2018 года пыталось выпустить приказ с методикой и формами сбора информации для определения потребности в централизованных закупках. Это удалось тоже далеко не с первой попытки – на Регулейшене есть два проекта приказа (от августа 2018 и ноября 2018), которые только в декабре превратились в приказ 725 от 19 декабря 2018. И который устарел уже через 12 дней после выпуска – потому что содержал формы для сбора потребности в ИБ-софте во всем первоначально предполагавшемся разнообразии этого софта, а изменения в ПП 658, утвержденные 31.12.2018, стали считать за ИБ-софт, подлежащий централизованной закупке, только антивирусы.
Параллельно с попытками выпуска приказа Минкомсвязи не оставляло надежды собрать всю необходимую информацию для централизации закупок (почему этого нельзя было сделать на основе учетной информации из ФГИС КИ, Циникс уже объяснял выше на примере ИБ-софта).
Для того, чтобы сосчитать потребность в централизованной закупке, министерство, как минимум 4 раза рассылало по всем ФОИВам формы для заполнения размером в несколько десятко страниц (то, что формы, то есть, таблицы рассылались в формате Ворда, а не Экселя, не говоря уже о «Моем Офисе», Циникс даже не будет комментировать – оставит здесь как факт, говорящий сам за себя).
К началу 2019 года цифры по потребностям худо-бедно удалось собрать и сосчитать. Дальше нужно было цивилизованно (то есть, с соблюдением всех правил бюджетного учета) отобрать деньги на централизованные закупки у ФОИВов, собрать их в одном месте (в Минкомсвязи) и – парам-пам-пам! – централизованно потратить, с последующей раздачей всем сестрам по серьгам централизованно закупленного софта по ФОИВам, в соответствии с ранее выявленной потребностью.
<Здесь зрители должны были бы аплодировать, аплодировать… Но – не судьба>
Хроника факапа. Снова продолжение
Чем именно занималось Минкомсвязи в направлении централизованных закупок ПО до начала августа 2019, Циниксу доподлинно неизвестно. Но понятно одно – произвести централизованные закупки ПО за счет перераспределения соответствующих бюджетных лимитов от ФОИВов к себе любимому Минкомсвязи не удалось. Точнее, удалось наполовину – министерство не дало потратить эти деньги самим ФОИВам, и эти деньги до сих пор лежат неизрасходованными и заблокированными где-то в недрах учетной системы Казначейства.
По всей видимости (это гипотеза Циникса), в Минкомсвязи просто-напросто не смогли детально проработать процедуры массовой передачи бюджетных ассигнований от ФОИВов и дальнейших закупок ПО за счет этих аккумулированных средств, с последующей же официальной раздачей всего закупленного обратно в сторону ФОИВов. Наверное, задача и вправду непростая с процедурно-бюджетно-бухгалтерски-бюрократической точки зрения, но, ведь о том, что такую процедуру придется порождать и исполнять, нужно было начинать думать, как минимум, полтора года назад, когда только появилось поручение правкомиссии о централизации закупок ПО. Но, похоже, в цифроаом ведомстве сидят сплошные наполеоны, действующие по принципу «Ввяжемся в драку – а там посмотрим!». Ну вот – в драку ввязались. И?
Хроника факапа. Опять продолжение
На «партхозактиве» Минкомсвязи в начале августа 2019. о котором Циникс писал уже неоднократно, по теме централизованных закупок ПО выступал директор департамента развития отрасли ИТ Д.Никитин (именно этот департамент, находящийся в ведении замминистра А.Соколова, отвечает за импортозамещение и централизацию закупок). 5 содержательных слайдов из сопровождавшей выступление Никитина презентации приведены выше.