Рубрика "Циничная цифровизация"
Очень обидно, но вчерашнее электронное голосование в Чертаново прошло крайне неудачно. Плохо не только, что с его помощью, вероятно, была отобрана победа Роман Юнеман. Доверие к электронному голосованию, изначально не очень высокое, подорвано. Можно с большим или меньшим трудом объяснить все случившиеся "странности" по-отдельности (высокую явку, аномальное разложение голосов, задержки в приеме голосов или отказы принять голоса у отдельных избирателей и др.), но как объяснить их все сразу, я не знаю.
https://www.facebook.com/mbraudez/posts/2437776372987651
Еще один текст из Фейсбука о московском э(х)-голосовании. Автор - известный эксперт в теме электронного государства еще с тех времен, когда не только цифровой экономики не было, но даже и информационное общество еще не начинали строить.
Интересен не только сам текст, который в оценках, а местами и терминологически совпадает с тем, что написал Циникс (например, Венедиктов назван профаном - и поделом ему!), но и комментарии, в которых присутствуют далеко не самые бестолковые люди в теме. А вот Илья Массух, которого специально затэгали, чтобы он пришел и объяснился, не пришел и не объяснился. Что, в общем-то, тоже можно рассматривать как объяснение всего происшедшего.
Циникс специально дает живую ссылку, потому что комменты под постом тоже представляют интерес, и они, хотя, и не очень активно, но продолжают появляться.
Очень обидно, но вчерашнее электронное голосование в Чертаново прошло крайне неудачно. Плохо не только, что с его помощью, вероятно, была отобрана победа Роман Юнеман. Доверие к электронному голосованию, изначально не очень высокое, подорвано. Можно с большим или меньшим трудом объяснить все случившиеся "странности" по-отдельности (высокую явку, аномальное разложение голосов, задержки в приеме голосов или отказы принять голоса у отдельных избирателей и др.), но как объяснить их все сразу, я не знаю.
https://www.facebook.com/mbraudez/posts/2437776372987651
Еще один текст из Фейсбука о московском э(х)-голосовании. Автор - известный эксперт в теме электронного государства еще с тех времен, когда не только цифровой экономики не было, но даже и информационное общество еще не начинали строить.
Интересен не только сам текст, который в оценках, а местами и терминологически совпадает с тем, что написал Циникс (например, Венедиктов назван профаном - и поделом ему!), но и комментарии, в которых присутствуют далеко не самые бестолковые люди в теме. А вот Илья Массух, которого специально затэгали, чтобы он пришел и объяснился, не пришел и не объяснился. Что, в общем-то, тоже можно рассматривать как объяснение всего происшедшего.
Циникс специально дает живую ссылку, потому что комменты под постом тоже представляют интерес, и они, хотя, и не очень активно, но продолжают появляться.
Рубрика "Циничное э(хо)-голосование"
Циникс решил переименовать рубрику, которая посвящена электронному голосованию в Москве - новое название более точно отражает всё происходящее в этой теме.
И Циникс еще раз напоминает - это не тексты за политику, это тексты за технологии и их неадекватное применение профанами и/или циниками. Электронное голосование - только один из множества возможных вариантов такой циничной профанации или профанирующего цинизма цифровых технологий.
Картинка с Фейсбука Романа Юнемана - того самого кандидата в депутаты, победа которого реально была украдена именно на электронном голосовании. Текст самого Юнемана по поводу и ссылка будут в следующем посте.
Циникс решил переименовать рубрику, которая посвящена электронному голосованию в Москве - новое название более точно отражает всё происходящее в этой теме.
И Циникс еще раз напоминает - это не тексты за политику, это тексты за технологии и их неадекватное применение профанами и/или циниками. Электронное голосование - только один из множества возможных вариантов такой циничной профанации или профанирующего цинизма цифровых технологий.
Картинка с Фейсбука Романа Юнемана - того самого кандидата в депутаты, победа которого реально была украдена именно на электронном голосовании. Текст самого Юнемана по поводу и ссылка будут в следующем посте.
Рубрика "Циничное э(хо)-голосование"
Текст из Фейсбука Романа Юнемана:
Отбоя не было, борьба продолжается.
Победа Русецкой в 30 округе — следствие аномального результата на электронном голосовании.
Посмотрите на график. Электронных голосов у госпожи Русецкой больше, чем у меня и Жуковского вместе взятых. Каждый второй виртуальный голос — за кандидата из «Единой России».
Ни на одном офлайновом УИКе даже близко нет таких результатов — на 2/3 участков Русецкая проиграла. А там, где победила — сделала это с минимальным отрывом.
Весь день 8 сентября система голосования давала технические сбои. Система надолго зависала, не давала проголосовать. Пропадали данные, сервис «КриптоПРО» отваливался, его перезагружали. Служба поддержки ссылалась на «проблемы с шифрованием».
Несколько моих сторонников уже написали, что так и не смогли за меня проголосовать. Выглядело это так: человек пытался отдать голос за Юнемана, система выдавала ошибку. Затем человек снова заходил в систему, но уже проголосовать не мог. Куда ушли эти голоса — неизвестно. Сколько всего голосов я потерял из-за этих технических сбоев — вычислить невозможно.
Зато известно, что электронных бюллетеней было выдано на 550 больше, чем в результате оказалось проголосовавших. 550 избирателей могли существенно изменить расклады в округе — напомню, что я проиграл всего 84 голоса.
К вечеру начались проблемы с рассылкой СМС-уведомлений, в результате члены комиссии стали рассылать сообщения вручную. Эту проблему выявили ещё на этапе тестирования, но она так и не была решена.
Все эти факты, включая вмешательство специалистов в работу системы в день голосования — грубое нарушение протокола ЭГ, о важности соблюдения которого говорили сами же организаторы.
Это не говоря уже о запредельной явке (92%), принуждению к голосованию бюджетников и многих других проблемах.
Произошло всё то, о чём я предупреждал с момента запуска эксперимента. Всё то, о чём я писал в открытом обращении Алексею Венедиктову. Всё то, о чём я говорил Элле Памфиловой на встрече с кандидатами 23 июля.
Закладывается мина под саму избирательную систему России.
Да, на этой системе негде ставить клейма, но даже её можно побеждать с помощью протестного голосования и грамотного наблюдения. Вчерашние выборы это показали. Но если обычные выборы мы контролировать научились, то что делать с «электронными» аномалиями — не знает никто.
Прецедентов по отмене результатов голосования на цифровых участках ещё не было. Такой прецедент нужно создать.
Завтра электронное голосование внедрят по всей стране, оно будет на каждых выборах, в каждом регионе, в каждом округе. Сегодня Юнеман — завтра все. И если мы не научимся контролировать процесс и отменять результаты на цифровых участках, то выборы в России могут окончательно потерять смысл.
Моя позиция простая: я победил на выборах в Чертаново и не признаю итогов подсчёта голосов в 30 округе. Требую отменить результаты на «цифровом» участке 5003 с электронным голосованием.
Завтра мы отвозим жалобу в МГИК и начинаем активно действовать в этом направлении.
Прошу все политические силы, вне зависимости от взглядов, информационно меня поддержать.
Также прошу всех, кто 8 сентября пытался электронно проголосовать в 30 округе, но не смог этого сделать, написать на мою почту yuneman@protonmail.com —
Пожалуйста, укажите ФИО, контакт и дайте короткое описание сбоя, свидетелем которого стали. Желательно со скриншотами, если успели сделать.
Мы будем собирать и обобщать все факты.
Текст из Фейсбука Романа Юнемана:
Отбоя не было, борьба продолжается.
Победа Русецкой в 30 округе — следствие аномального результата на электронном голосовании.
Посмотрите на график. Электронных голосов у госпожи Русецкой больше, чем у меня и Жуковского вместе взятых. Каждый второй виртуальный голос — за кандидата из «Единой России».
Ни на одном офлайновом УИКе даже близко нет таких результатов — на 2/3 участков Русецкая проиграла. А там, где победила — сделала это с минимальным отрывом.
Весь день 8 сентября система голосования давала технические сбои. Система надолго зависала, не давала проголосовать. Пропадали данные, сервис «КриптоПРО» отваливался, его перезагружали. Служба поддержки ссылалась на «проблемы с шифрованием».
Несколько моих сторонников уже написали, что так и не смогли за меня проголосовать. Выглядело это так: человек пытался отдать голос за Юнемана, система выдавала ошибку. Затем человек снова заходил в систему, но уже проголосовать не мог. Куда ушли эти голоса — неизвестно. Сколько всего голосов я потерял из-за этих технических сбоев — вычислить невозможно.
Зато известно, что электронных бюллетеней было выдано на 550 больше, чем в результате оказалось проголосовавших. 550 избирателей могли существенно изменить расклады в округе — напомню, что я проиграл всего 84 голоса.
К вечеру начались проблемы с рассылкой СМС-уведомлений, в результате члены комиссии стали рассылать сообщения вручную. Эту проблему выявили ещё на этапе тестирования, но она так и не была решена.
Все эти факты, включая вмешательство специалистов в работу системы в день голосования — грубое нарушение протокола ЭГ, о важности соблюдения которого говорили сами же организаторы.
Это не говоря уже о запредельной явке (92%), принуждению к голосованию бюджетников и многих других проблемах.
Произошло всё то, о чём я предупреждал с момента запуска эксперимента. Всё то, о чём я писал в открытом обращении Алексею Венедиктову. Всё то, о чём я говорил Элле Памфиловой на встрече с кандидатами 23 июля.
Закладывается мина под саму избирательную систему России.
Да, на этой системе негде ставить клейма, но даже её можно побеждать с помощью протестного голосования и грамотного наблюдения. Вчерашние выборы это показали. Но если обычные выборы мы контролировать научились, то что делать с «электронными» аномалиями — не знает никто.
Прецедентов по отмене результатов голосования на цифровых участках ещё не было. Такой прецедент нужно создать.
Завтра электронное голосование внедрят по всей стране, оно будет на каждых выборах, в каждом регионе, в каждом округе. Сегодня Юнеман — завтра все. И если мы не научимся контролировать процесс и отменять результаты на цифровых участках, то выборы в России могут окончательно потерять смысл.
Моя позиция простая: я победил на выборах в Чертаново и не признаю итогов подсчёта голосов в 30 округе. Требую отменить результаты на «цифровом» участке 5003 с электронным голосованием.
Завтра мы отвозим жалобу в МГИК и начинаем активно действовать в этом направлении.
Прошу все политические силы, вне зависимости от взглядов, информационно меня поддержать.
Также прошу всех, кто 8 сентября пытался электронно проголосовать в 30 округе, но не смог этого сделать, написать на мою почту yuneman@protonmail.com —
Пожалуйста, укажите ФИО, контакт и дайте короткое описание сбоя, свидетелем которого стали. Желательно со скриншотами, если успели сделать.
Мы будем собирать и обобщать все факты.
Facebook
Роман Юнеман
Отбоя не было, борьба продолжается. Победа Русецкой в 30 округе — следствие аномального результата на электронном голосовании. Посмотрите на график. Электронных голосов у госпожи Русецкой больше,...
Рубрика "Циничное э(хо)-голосование"
А.Венедиктов - главный энтузиаст (и по совместительству - главный профан) электронного голосования, - похоже, начал что-то понимать.
Небезызвестный Илья Массух (которого в СМИ в течение последнего месяца называли то главой штаба электронного голосования, то просто представителем группы мониторинга ЭГ - но первое, конечно, точнее) уже два дня после выборов не появляется в эфире - ни в СМИ, ни в соцсетях.
Как любит говорить Венедиктов, будем наблюдать
⬇️⬇️⬇️
А.Венедиктов - главный энтузиаст (и по совместительству - главный профан) электронного голосования, - похоже, начал что-то понимать.
Небезызвестный Илья Массух (которого в СМИ в течение последнего месяца называли то главой штаба электронного голосования, то просто представителем группы мониторинга ЭГ - но первое, конечно, точнее) уже два дня после выборов не появляется в эфире - ни в СМИ, ни в соцсетях.
Как любит говорить Венедиктов, будем наблюдать
⬇️⬇️⬇️
Forwarded from aavst
Поговорил с Эллой Памфиловой по поводу рекламации Романа Юнемана на результаты э-голосования в 30 округе. Сказал, что я заинтересован в гласном и подробном обсуждении эксперимента по э-голосованию в Москве, и, коли жалоба будет направлена, готов принять участие в публичном обсуждении.
Рубрика "Циничное э(хо)-голосование"
История продолжает развиваться. В публичном инфопространстве появилась компания "КриптоПро", производитель шифровального обрудования, использовавшегося в системе э(хо)-голосования. И вполне ожидаемо наехала на ДИТ Москвы, ранее как раз таки публично наезжавший на оборудование "КриптоПро".
Компания «КриптоПро» ответила на заявления о том, что причиной «зависания» системы интернет-голосования при проведении выборов в Московскую городскую думу стал сбой в работе их оборудования. В компании заявили, что их специалисты не участвовали в проектировании и установке оборудования для электронного голосования.
«По имеющейся у нас информации, использованное оборудование и программное обеспечение было развернуто и эксплуатировалось с нарушениями правил эксплуатации, утвержденных ФСБ России при сертификации данных изделий», — говорится в сообщении «КриптоПро», поступившем в РБК.
В частности, в компании указали, что система электронного голосования не была настроена на использование резервного контура при отказе основного, несмотря на то, что в распоряжении столичного департамента информационных технологий (ДИТ) имелись необходимые оборудования и программное обеспечение.
Сейчас начнут выясняться интересные детали об отсутствии (скорее всего) технического проекта на всю систему ЭГ, ее неаттестованность (скорее всего) по требованиям ИБ/ЗИ вообще и ПДн, в частности, непроведение (скорее всего) нагрузочного тестирования и т.д. и т.п.
Представитель ДИТа отбивается, утверждая, что у нихвсе ходы записаны есть все нужные для разборок логи:
Замглавы ДИТ отметил, что у департамента «есть все логи с несрабатывания этого оборудования», и ведомство готово их выложить.
Будем наблюдать (с) Венедиктов-Электронный
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/09/2019/5d776b679a79471893c0515e
История продолжает развиваться. В публичном инфопространстве появилась компания "КриптоПро", производитель шифровального обрудования, использовавшегося в системе э(хо)-голосования. И вполне ожидаемо наехала на ДИТ Москвы, ранее как раз таки публично наезжавший на оборудование "КриптоПро".
Компания «КриптоПро» ответила на заявления о том, что причиной «зависания» системы интернет-голосования при проведении выборов в Московскую городскую думу стал сбой в работе их оборудования. В компании заявили, что их специалисты не участвовали в проектировании и установке оборудования для электронного голосования.
«По имеющейся у нас информации, использованное оборудование и программное обеспечение было развернуто и эксплуатировалось с нарушениями правил эксплуатации, утвержденных ФСБ России при сертификации данных изделий», — говорится в сообщении «КриптоПро», поступившем в РБК.
В частности, в компании указали, что система электронного голосования не была настроена на использование резервного контура при отказе основного, несмотря на то, что в распоряжении столичного департамента информационных технологий (ДИТ) имелись необходимые оборудования и программное обеспечение.
Сейчас начнут выясняться интересные детали об отсутствии (скорее всего) технического проекта на всю систему ЭГ, ее неаттестованность (скорее всего) по требованиям ИБ/ЗИ вообще и ПДн, в частности, непроведение (скорее всего) нагрузочного тестирования и т.д. и т.п.
Представитель ДИТа отбивается, утверждая, что у них
Замглавы ДИТ отметил, что у департамента «есть все логи с несрабатывания этого оборудования», и ведомство готово их выложить.
Будем наблюдать (с) Венедиктов-Электронный
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/09/2019/5d776b679a79471893c0515e
РБК
Разработчик софта для онлайн-выборов указал на нарушение требований ФСБ
Компания-разработчик оборудования, использовавшегося при проведении электронного голосования в Москве, заявила о использовании софта и техники с нарушением правил эксплуатации
Рубрика "Циничное э(хо)-голосование"
А.Венедиктов опубликовал у себя в ТГ-канале картинку-табличку с цифрами голосования по всем трем участкам, где проводилось ЭГ. Это тот самый случай, когда картинка лучше тысячи слов. Но, тем не менее, Циникс немного слов напишет. Не тысячу. Поменьше.
По цифрам отчетливо видно, что ЭГ на всех трех участках было ангажированным - в каждом случае избиратели (хотя, наверное, правильно было бы написать в кавычках - "избиратели") топили за конкретную кандидатуру, отдавая ей, в среднем, половину э-голосов. При этом оффлайновое голосование, которое можно считать приблизительно статистически более достоверным, на каждом участке показывало более низкие цифры поддержки по каждому из будущих победителей. Исходя же из теории вероятностей (или статистики - кому как нравится), доли голосов за кандидатов в оффлайне и онлайне должны были быть достаточно близкими.
Непредвзятому аналитику с мозгами, в принципе, все должно быть очевидно. Но в избиркомах аналитики не сидят - там обычно другой расклад.
Будем наблюдать (с) Венедиктов-Электронный
Картинка с цифрами ⬇️⬇️⬇️
А.Венедиктов опубликовал у себя в ТГ-канале картинку-табличку с цифрами голосования по всем трем участкам, где проводилось ЭГ. Это тот самый случай, когда картинка лучше тысячи слов. Но, тем не менее, Циникс немного слов напишет. Не тысячу. Поменьше.
По цифрам отчетливо видно, что ЭГ на всех трех участках было ангажированным - в каждом случае избиратели (хотя, наверное, правильно было бы написать в кавычках - "избиратели") топили за конкретную кандидатуру, отдавая ей, в среднем, половину э-голосов. При этом оффлайновое голосование, которое можно считать приблизительно статистически более достоверным, на каждом участке показывало более низкие цифры поддержки по каждому из будущих победителей. Исходя же из теории вероятностей (или статистики - кому как нравится), доли голосов за кандидатов в оффлайне и онлайне должны были быть достаточно близкими.
Непредвзятому аналитику с мозгами, в принципе, все должно быть очевидно. Но в избиркомах аналитики не сидят - там обычно другой расклад.
Будем наблюдать (с) Венедиктов-Электронный
Картинка с цифрами ⬇️⬇️⬇️
Рубрика "Циничное э(хо)-голосование"
Циникс нашел в Фейсбуке очень длинный текст про ЭГ. Вообще-то, длинных текстов и про выборы вообще, и про ЭГ, в частности, в ФБ полно. Но они почти все - про политику. А ТГ Циникса - территория, свободная от политики (если только это не политика ИБ).
Поэтому тем, кому интересен "эксперимент" (кавычки, как всегда у Циникса, неслучайны) с ЭГ с точки зрения технологии, регламентов и процедур, Циникс рекомендует длинный текст почитать. Там интересно.
Немного цитат.
Только совсем далёкий от ЭГ человек не слышал, что по одиночке и в различных комбинациях во время голосования падали модуль авторизации по смс, модуль выдачи бюллетеня, модуль приёма результата голосования (что именно проставлено в бюллетене), и модуль криптографии. А, да - ещё падал сам телефон технической поддержки. Возможно, были ещё какие-то модули, которые падали, но мне об этом доподлинно неизвестно.
Выдача бюллетеней и большинство иных избирательных процедур возложены на Департамент Информационных Технологий (ДИТ). Фактически на ДИТ возложили все ключевые функции избирательной комиссии без должного регламентирования данной деятельности законами и без соблюдения избирательных принципов гласности, открытости и коллегиальности, закреплённых в Федеральном Законе №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Давайте посмотрим второй и третий сценарий - человек не мог получить бюллетень, и система засчитывала либо что человек не получил бюллетень, либо что получил. Как определялась разница между вторым и третьим сценарием? Автоматически (скорее всего). Как определялось, что сценарий именно третий, и на самом деле человек не видел в глаза этот бюллетень? В ручном режиме специалистами ДИТ. Как определялась разница между третьим и четвёртым сценариями? В ручном режиме специалистами ДИТ. Кем было принято решение о том, что в третьем сценарии пользователю надо дать ещё одну сессию для голосования? Специалистами ДИТ. Кем было принято решение о том, что в четвёртом сценарии пользователю не надо дать ещё одну сессию для голосования? Ну, вы уже догадываетесь - специалистами ДИТ.
И тут возникает самый важный вопрос - а на каком основании, на каком положении закона, и где существует запись об аргументации этих решений, и о том, кто их принял? Кто эти люди, какие у них полномочия и ограничения, и какая ответственность перед законом? Ответ - неизвестно, и (тут могу ошибаться, глубоко не копал) возможно никто и не должен нам эту информацию открывать. И это - огромная проблема по сравнению с "традиционным" голосованием.
В "традиционном" голосовании есть целый огромный закон, который регламенитрует всё от начала и до конца. Кто из избирательной комиссии принимает решения о выдаче бюллетеней, на каком основании, кто в чём отказывает, как это логгируется, кто может на это повлиять, как ведутся записи об этих решениях, как эти решения обжалуются, и кто вообще допускается до принятия этих решений. И нарушение этой процедуры и превышение полномочий - административное, или даже уголовное преступление.
В электронном же варианте голосования все эти решения о том кому выдавать, а кому не выдавать, а кому дать ещё раз сессию, а кому не дать, принимаются неизвестно кем, неизвестно на каком основании, неизвестно где записан лог об этом, и неизвестно какая ответственность будет за неправильно применённые процедуры. Как я имел возможность лично убедиться - специалисты ДИТ действительно очень грамотны с технической точки зрения, но при этом имеют крайне неглубокие познания процедуры и закона с юридической точки зрения (вплоть до почти совершения правонарушений, грозящих административной отвественностью).
То есть, полномочия у ДИТ очень широкие - при полномочиях, достаточно широко схожих с УИК, на которых действует целый закон с регламентами, у ДИТ нет такого закона и регламента. Получается, что они могут делать всё то же, что и УИК, но при этом избегать процедур ФЗ 67 в частях гласности, открытости и коллегиальности, и не нести за это ответственность. Потому что нигде это не прописано.
Циникс нашел в Фейсбуке очень длинный текст про ЭГ. Вообще-то, длинных текстов и про выборы вообще, и про ЭГ, в частности, в ФБ полно. Но они почти все - про политику. А ТГ Циникса - территория, свободная от политики (если только это не политика ИБ).
Поэтому тем, кому интересен "эксперимент" (кавычки, как всегда у Циникса, неслучайны) с ЭГ с точки зрения технологии, регламентов и процедур, Циникс рекомендует длинный текст почитать. Там интересно.
Немного цитат.
Только совсем далёкий от ЭГ человек не слышал, что по одиночке и в различных комбинациях во время голосования падали модуль авторизации по смс, модуль выдачи бюллетеня, модуль приёма результата голосования (что именно проставлено в бюллетене), и модуль криптографии. А, да - ещё падал сам телефон технической поддержки. Возможно, были ещё какие-то модули, которые падали, но мне об этом доподлинно неизвестно.
Выдача бюллетеней и большинство иных избирательных процедур возложены на Департамент Информационных Технологий (ДИТ). Фактически на ДИТ возложили все ключевые функции избирательной комиссии без должного регламентирования данной деятельности законами и без соблюдения избирательных принципов гласности, открытости и коллегиальности, закреплённых в Федеральном Законе №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Давайте посмотрим второй и третий сценарий - человек не мог получить бюллетень, и система засчитывала либо что человек не получил бюллетень, либо что получил. Как определялась разница между вторым и третьим сценарием? Автоматически (скорее всего). Как определялось, что сценарий именно третий, и на самом деле человек не видел в глаза этот бюллетень? В ручном режиме специалистами ДИТ. Как определялась разница между третьим и четвёртым сценариями? В ручном режиме специалистами ДИТ. Кем было принято решение о том, что в третьем сценарии пользователю надо дать ещё одну сессию для голосования? Специалистами ДИТ. Кем было принято решение о том, что в четвёртом сценарии пользователю не надо дать ещё одну сессию для голосования? Ну, вы уже догадываетесь - специалистами ДИТ.
И тут возникает самый важный вопрос - а на каком основании, на каком положении закона, и где существует запись об аргументации этих решений, и о том, кто их принял? Кто эти люди, какие у них полномочия и ограничения, и какая ответственность перед законом? Ответ - неизвестно, и (тут могу ошибаться, глубоко не копал) возможно никто и не должен нам эту информацию открывать. И это - огромная проблема по сравнению с "традиционным" голосованием.
В "традиционном" голосовании есть целый огромный закон, который регламенитрует всё от начала и до конца. Кто из избирательной комиссии принимает решения о выдаче бюллетеней, на каком основании, кто в чём отказывает, как это логгируется, кто может на это повлиять, как ведутся записи об этих решениях, как эти решения обжалуются, и кто вообще допускается до принятия этих решений. И нарушение этой процедуры и превышение полномочий - административное, или даже уголовное преступление.
В электронном же варианте голосования все эти решения о том кому выдавать, а кому не выдавать, а кому дать ещё раз сессию, а кому не дать, принимаются неизвестно кем, неизвестно на каком основании, неизвестно где записан лог об этом, и неизвестно какая ответственность будет за неправильно применённые процедуры. Как я имел возможность лично убедиться - специалисты ДИТ действительно очень грамотны с технической точки зрения, но при этом имеют крайне неглубокие познания процедуры и закона с юридической точки зрения (вплоть до почти совершения правонарушений, грозящих административной отвественностью).
То есть, полномочия у ДИТ очень широкие - при полномочиях, достаточно широко схожих с УИК, на которых действует целый закон с регламентами, у ДИТ нет такого закона и регламента. Получается, что они могут делать всё то же, что и УИК, но при этом избегать процедур ФЗ 67 в частях гласности, открытости и коллегиальности, и не нести за это ответственность. Потому что нигде это не прописано.
И Циникс напоминает (и объясняет тем читателям, которым невдомек), с чего это вдруг циничный ИТ-эксперт стал топить за выборы в Москве. Речь совсем не о политике (хотя, цифровая экономика - это, конечно же, политика в чистом виде). Речь именно о цифровой экономике, цифровой трансформации и всем остальном, к чему сейчас приделывают эпитет "цифровой".
Электронное голосование в Москве - отличная (и самое главное - очень быстрая) демонстрация того, как именно у нас реализуется абсолютное большинство проектов нацпрограммы ЦЭ.
Циникс просто процитирует самого себя любимого трехдневной давности - когда только начал писать вот про всё это ЭГ:
Вот эта ситуация в Москве - она очень модельная для всей "цифровой экономики". Все большие "концептуализированные" инфраструктурные проекты ЦЭ - НСУД, ГЕОП, ЕТА и т.п. - они настолько же еще сырые и недоразвитые (ну, если не считать только расписанных на них бюджетов - там-то всё вполне по-взрослому), как и вот это игрушечное "электронное голосование". И факапы там - при политизированной спешке - тоже неизбежны. Только обойдутся они гораздо дороже - во всех смыслах, не только в денежном.
Кстати, не далее, как вчера, Минкомсвязи объявило конкурс на создание первой очереди НСУД. Недорого - всего-то на полмиллиарда. Циникс про это обязательно отпишется.
Электронное голосование в Москве - отличная (и самое главное - очень быстрая) демонстрация того, как именно у нас реализуется абсолютное большинство проектов нацпрограммы ЦЭ.
Циникс просто процитирует самого себя любимого трехдневной давности - когда только начал писать вот про всё это ЭГ:
Вот эта ситуация в Москве - она очень модельная для всей "цифровой экономики". Все большие "концептуализированные" инфраструктурные проекты ЦЭ - НСУД, ГЕОП, ЕТА и т.п. - они настолько же еще сырые и недоразвитые (ну, если не считать только расписанных на них бюджетов - там-то всё вполне по-взрослому), как и вот это игрушечное "электронное голосование". И факапы там - при политизированной спешке - тоже неизбежны. Только обойдутся они гораздо дороже - во всех смыслах, не только в денежном.
Кстати, не далее, как вчера, Минкомсвязи объявило конкурс на создание первой очереди НСУД. Недорого - всего-то на полмиллиарда. Циникс про это обязательно отпишется.
Рубрика "Циничная аналитика"
Аналитический центр при Правительстве РФ - такое место, где даже менеджер по клинингу считает себя немного аналитиком. Что уж говорить о пиарщиках - если не они, то кто?!
Любимая пиарщица Циникса из АЦ вчера выдала глубокий (можно даже сказать - глубочайший) анализ по поводу встречи Грефа и Путина. Цитируется без купюр и циничных комментариев:
То, что Президент сегодня благословил и более того, попросил ускорить внедрение наработок Сбера в госуправлении и образовании говорит о том, что ни у кого из близкого окружения Президента нет качественно проработанных материалов для реформ. Более того, свежих и интересных идей нет.
Аналитический центр при Правительстве РФ - такое место, где даже менеджер по клинингу считает себя немного аналитиком. Что уж говорить о пиарщиках - если не они, то кто?!
Любимая пиарщица Циникса из АЦ вчера выдала глубокий (можно даже сказать - глубочайший) анализ по поводу встречи Грефа и Путина. Цитируется без купюр и циничных комментариев:
То, что Президент сегодня благословил и более того, попросил ускорить внедрение наработок Сбера в госуправлении и образовании говорит о том, что ни у кого из близкого окружения Президента нет качественно проработанных материалов для реформ. Более того, свежих и интересных идей нет.
Рубрика "Аналитическая профанация"
Циникс решил отступить от традиции присваивания названий рубрикам своих публикаций в честь себя любимого и открывает новую серию рубрик, посвященную пиарщикам(цам) Аналитического центра при Правительстве РФ. Потому что, помимо милых и почти безвредных для цифровой экономики приколов и ляпов в личных ТГ-каналах, эти пиарщики(цы) иногда допускают ужасающие ляпы в официальных публикациях. Вот сегодня открывается первая такая рубрика - естественно, про профанацию, с которой Циникс борется по мере своих сил.
За примером не нужно далеко ходить - публикация на официальном сайте проектного офиса нацпрограммы ЦЭ.
Заголовок - "В 2020 году москвичи смогут оплачивать покупки цифровым паспортом". В публикации речь, естественно, идет о том, что при покупке товаров, на которые распространяется ограничение возраста покупателя, скоро (наверно) можно будеть предъявлять цифровой паспорт - когда и если его сподобятся начать у нас выпускать. Пиарщик(ца) АЦ бодро сочиняет заголовок про "оплату паспортом", при том, что в тексте говорится про совсем другое - удостоверение личности покупателя:
«Эксперимент, скорее всего, распространим на услуги, где нет юридически значимых трансакций. Например, при покупке алкогольной или табачной продукции вместо бумажного паспорта можно будет предъявить мобильное приложение. Мы поймем уровень попыток совершения мошенничества с использованием приложения, оценим его взламываемость», – заключил Акимов.
Ну, может, найдется кто-то из читателей Циникса, кто объяснит сочинителям подобных заголовков принципиальные отличия в использовании электронных носителей информации при осуществлении покупок?! Предъявить паспорт - не значит оплатить паспортом.
А еще Циникса чрезвычайно бесит полюбившееся пиарщикам выражение "в один клик" - "Оформление европротокола в один клик заработает с 1 ноября", "Госуслуги в один клик: возможности новых цифровых суперсервисов"... Подобные заголовки появляются на том же сайте с завидной регулярностью - в среднем, раз в неделю. О физической сущности понятия "один клик" пиарщикам(цам) думать некогда. Похоже, свои тексты они тоже готовят в один клик мозгом.
Циникс решил отступить от традиции присваивания названий рубрикам своих публикаций в честь себя любимого и открывает новую серию рубрик, посвященную пиарщикам(цам) Аналитического центра при Правительстве РФ. Потому что, помимо милых и почти безвредных для цифровой экономики приколов и ляпов в личных ТГ-каналах, эти пиарщики(цы) иногда допускают ужасающие ляпы в официальных публикациях. Вот сегодня открывается первая такая рубрика - естественно, про профанацию, с которой Циникс борется по мере своих сил.
За примером не нужно далеко ходить - публикация на официальном сайте проектного офиса нацпрограммы ЦЭ.
Заголовок - "В 2020 году москвичи смогут оплачивать покупки цифровым паспортом". В публикации речь, естественно, идет о том, что при покупке товаров, на которые распространяется ограничение возраста покупателя, скоро (наверно) можно будеть предъявлять цифровой паспорт - когда и если его сподобятся начать у нас выпускать. Пиарщик(ца) АЦ бодро сочиняет заголовок про "оплату паспортом", при том, что в тексте говорится про совсем другое - удостоверение личности покупателя:
«Эксперимент, скорее всего, распространим на услуги, где нет юридически значимых трансакций. Например, при покупке алкогольной или табачной продукции вместо бумажного паспорта можно будет предъявить мобильное приложение. Мы поймем уровень попыток совершения мошенничества с использованием приложения, оценим его взламываемость», – заключил Акимов.
Ну, может, найдется кто-то из читателей Циникса, кто объяснит сочинителям подобных заголовков принципиальные отличия в использовании электронных носителей информации при осуществлении покупок?! Предъявить паспорт - не значит оплатить паспортом.
А еще Циникса чрезвычайно бесит полюбившееся пиарщикам выражение "в один клик" - "Оформление европротокола в один клик заработает с 1 ноября", "Госуслуги в один клик: возможности новых цифровых суперсервисов"... Подобные заголовки появляются на том же сайте с завидной регулярностью - в среднем, раз в неделю. О физической сущности понятия "один клик" пиарщикам(цам) думать некогда. Похоже, свои тексты они тоже готовят в один клик мозгом.
Рубрика «Циничные госзакупки»
Позавчера Минкомсвязи объявило относительно небольшую закупку по нацпрограмме ЦЭ – создание первой очереди Национальной системы управлевния данными (НСУД) примерно за пол-ярда рублей. Обсуждать цену закупки – дело неблагодарное, в ЦЭ такие бюджеты сплошь и рядом. Меньше сотни «лимонов» стоят только совсем уж бумажные работы – типа концепций и методик.
ТЗ на создание НСУД достаточно стандартное – никаких концептуальных и технологических откровений там нет. Конечно, такие работы не стоят по пол-ярда, но политики ценообразования госИТ-проектов – отдельная большая тема, о которой Циникс, конечно же, тоже будет писать. Но не сейчас, сейчас про другое.
В этой закупке самое интересно находится не в ТЗ, а в другом файле - в конкурсной документации, в разделе с описанием критериев оценки конкурсных заявок. Давно уже Циниксу не встречались такие методики оценки, когда требуется не просто представить описание квалификации предполагаемых исполнителей работ, а выполнить контрольные примеры. В этой документации таких примеров целых два – нужно разработать шаблон документа «Модель угроз и нарушителя информационной безопасности» и несколько игрушечных приложений, имитирующих реальные процессы и задачи Заказчика.
И если с разработкой демо-приложений все более-менее понятно (там реально нужно сымитировать функциональность, которая будет реализовываться в проекте создания НСУД), то с контрольным примером по разработке игрушечной «Модели угроз» у Циникса возникло много вопросов. Можно же было просто включить в квалификационные требования запрос на представление примеров подобных документов, разрабатывавшихся ранее (любой реальный документ можно обезличить и выхолостить содержание). Но нет – требуется именно разработка демо-документа, причем с соблюдением соглашения о моделировании, предлагаемого заказчиком (там внутри соглашения – сплошной BPMN). Причем, чтобы разработать модель угроз, нужно сначала (это тоже в требованиях контрольного примера) придумать некую абстрактную ИС, описать ее архитектуру (методика архитектурного описания в виде набора Excel-таблиц также приложена к конкурсной документации), а потом уже на основании этого архитектурного описания разрабатывать модель угроз.
Как-то это всё странно выглядит – и, по мнению Циникса, очень напоминает ситуацию, когда заказчик под видом контрольного примера решает свои частные задачи (причем, бесплатно – за счет участников конкурса), вообще находящиеся за рамками конкретной закупки.
Циникс подумал над всем увиденным-прочитанным и склонен думать, что Минкомсвязи (а, скорее всего, некая организация, находящаяся за «спиной» Минкомсвязи – и все мы знаем, как эту организацию зовут) за счет наработок «контрольных примеров», которые – будем надеяться – представят конкурсанты, планирует создать инструментарий для массового (не зря же запрошена разработка шаблона документа) производства в будущем моделей угроз для всех ФГИС, входящих в сферу контроля Минкомсвязи (а, может, и в более широком инфопространстве). Наличие в условиях «контрольного примера» архитектурной терминологии дает основания думать, что здесь не обошлось без идеологов Единой технологической архитектуры ФГИС (ЕТА).
И еще забавный нюанс. В самом начале ТЗ, в перечне терминов, используемых в документе, присутствуют «BPMN», «ER-модель» и «TOGAF» (что они означают, читателям Циникса, наверное, объяснять не нужно) – но далее по тексту ТЗ ни один из этих терминов не встречается. Что, во-первых, указывает на то, что ТЗ готовилось методом копипасты (и под руками копипастеров как раз таки были документы, где упомянутые термины, скорее всего использовались), а, во-вторых, вполне недвусмысленно указывает на авторов ТЗ – это люди, очень часто использующие в последнее время термин «ИТ-архитектура».
И Циникс сейчас имеет в виду совсем не департамент Минкомсвязи, у которого «архитектура» есть в названии.
Позавчера Минкомсвязи объявило относительно небольшую закупку по нацпрограмме ЦЭ – создание первой очереди Национальной системы управлевния данными (НСУД) примерно за пол-ярда рублей. Обсуждать цену закупки – дело неблагодарное, в ЦЭ такие бюджеты сплошь и рядом. Меньше сотни «лимонов» стоят только совсем уж бумажные работы – типа концепций и методик.
ТЗ на создание НСУД достаточно стандартное – никаких концептуальных и технологических откровений там нет. Конечно, такие работы не стоят по пол-ярда, но политики ценообразования госИТ-проектов – отдельная большая тема, о которой Циникс, конечно же, тоже будет писать. Но не сейчас, сейчас про другое.
В этой закупке самое интересно находится не в ТЗ, а в другом файле - в конкурсной документации, в разделе с описанием критериев оценки конкурсных заявок. Давно уже Циниксу не встречались такие методики оценки, когда требуется не просто представить описание квалификации предполагаемых исполнителей работ, а выполнить контрольные примеры. В этой документации таких примеров целых два – нужно разработать шаблон документа «Модель угроз и нарушителя информационной безопасности» и несколько игрушечных приложений, имитирующих реальные процессы и задачи Заказчика.
И если с разработкой демо-приложений все более-менее понятно (там реально нужно сымитировать функциональность, которая будет реализовываться в проекте создания НСУД), то с контрольным примером по разработке игрушечной «Модели угроз» у Циникса возникло много вопросов. Можно же было просто включить в квалификационные требования запрос на представление примеров подобных документов, разрабатывавшихся ранее (любой реальный документ можно обезличить и выхолостить содержание). Но нет – требуется именно разработка демо-документа, причем с соблюдением соглашения о моделировании, предлагаемого заказчиком (там внутри соглашения – сплошной BPMN). Причем, чтобы разработать модель угроз, нужно сначала (это тоже в требованиях контрольного примера) придумать некую абстрактную ИС, описать ее архитектуру (методика архитектурного описания в виде набора Excel-таблиц также приложена к конкурсной документации), а потом уже на основании этого архитектурного описания разрабатывать модель угроз.
Как-то это всё странно выглядит – и, по мнению Циникса, очень напоминает ситуацию, когда заказчик под видом контрольного примера решает свои частные задачи (причем, бесплатно – за счет участников конкурса), вообще находящиеся за рамками конкретной закупки.
Циникс подумал над всем увиденным-прочитанным и склонен думать, что Минкомсвязи (а, скорее всего, некая организация, находящаяся за «спиной» Минкомсвязи – и все мы знаем, как эту организацию зовут) за счет наработок «контрольных примеров», которые – будем надеяться – представят конкурсанты, планирует создать инструментарий для массового (не зря же запрошена разработка шаблона документа) производства в будущем моделей угроз для всех ФГИС, входящих в сферу контроля Минкомсвязи (а, может, и в более широком инфопространстве). Наличие в условиях «контрольного примера» архитектурной терминологии дает основания думать, что здесь не обошлось без идеологов Единой технологической архитектуры ФГИС (ЕТА).
И еще забавный нюанс. В самом начале ТЗ, в перечне терминов, используемых в документе, присутствуют «BPMN», «ER-модель» и «TOGAF» (что они означают, читателям Циникса, наверное, объяснять не нужно) – но далее по тексту ТЗ ни один из этих терминов не встречается. Что, во-первых, указывает на то, что ТЗ готовилось методом копипасты (и под руками копипастеров как раз таки были документы, где упомянутые термины, скорее всего использовались), а, во-вторых, вполне недвусмысленно указывает на авторов ТЗ – это люди, очень часто использующие в последнее время термин «ИТ-архитектура».
И Циникс сейчас имеет в виду совсем не департамент Минкомсвязи, у которого «архитектура» есть в названии.
Рубрика «Циничные госзакупки»
В качестве традиционного уже развлечения Циникс решил сделать прогноз на победителя в закупке про НСУД.
Собственно, вариантов немного. За госИТ-проекты со стоимостями в несколько сот миллионов рублей сейчас берется не так уж много компаний – их все можно пересчитать по пальцам полутора рук (было две руки, но «Техносерв» практически убили). И почти у всех из них, наверняка, Минкомсвязи запрашивало коммерческие предложения для формального формирования начальной цены закупки. Объяснять, почему все запрашиваемые КП носят исключительно формальный характер, Циникс не будет – все, кто в теме госзакупок, прекрасно знают, как все происходит на самом деле.
Также не имеет смысла долго объяснять, почему практически никто из тех, кто отправил свои КП в министерство, в конкурсе участвовать не будет. Потому что это не их конкурс и вообще не их госзаказчик. Не секрет, что уже давно существуют вполне устойчивые альянсы между госзаказчиками и разработчиками-интеграторами. Желающие могут сделать выборку в ЕИС госзакупок по любому ФОИВу и увидеть, кто у кого является «любимым» исполнителем ИТ-проектов с большими бюджетами.
У Минкомсвязи таких «любимчиков» двое – «Ростелеком» и собственный подвед НИИ «Восход». Правда, почти все закупки своим фаворитам министерство отдает в режиме закупки у единственного поставщика. Но иногда все-таки случается участие «Ростелека» и «Восхода» в конкурсах – и даже не всегда они побеждают (раз не побеждают, значит, так и надо).
В последние годы «Ростелеком» практически не заявляется на конкурсы, связанные с созданием и развитием разных ГИС – ему, видимо, хватает и профильных телеком-закупок, и «единого исполнительства» по ряду направлений. Значит, остается «Восход». Собственно, он, по-видимому, и возьмет этот контракт – причем, с минимальным дисконтом от начальной цены. В спарринг-партнерах у него сыграет кто-нибудь из больших разработчиков, типа «ОТР 2000» или «БАРС Груп». Но без всяких претензий на победу – потому что существуют правила игры.
Не забудем и про «ИБС Экспертизу» - все-таки, руководитель профильного департамента Минкомсвязи, ответственного за НСУД. В.Слышкин до прихода в министерство десять лет проработал именно в IBS. Но победителем «ИБС Экспертиза» тоже не станет – как раз таки из-за весьма явной аффиляции с чиновником. Однако, на конкурс – по старой дружбе – возможно, и заявится.
Так что, посмотрим. Ждать осталось недолго – меньше месяца
В качестве традиционного уже развлечения Циникс решил сделать прогноз на победителя в закупке про НСУД.
Собственно, вариантов немного. За госИТ-проекты со стоимостями в несколько сот миллионов рублей сейчас берется не так уж много компаний – их все можно пересчитать по пальцам полутора рук (было две руки, но «Техносерв» практически убили). И почти у всех из них, наверняка, Минкомсвязи запрашивало коммерческие предложения для формального формирования начальной цены закупки. Объяснять, почему все запрашиваемые КП носят исключительно формальный характер, Циникс не будет – все, кто в теме госзакупок, прекрасно знают, как все происходит на самом деле.
Также не имеет смысла долго объяснять, почему практически никто из тех, кто отправил свои КП в министерство, в конкурсе участвовать не будет. Потому что это не их конкурс и вообще не их госзаказчик. Не секрет, что уже давно существуют вполне устойчивые альянсы между госзаказчиками и разработчиками-интеграторами. Желающие могут сделать выборку в ЕИС госзакупок по любому ФОИВу и увидеть, кто у кого является «любимым» исполнителем ИТ-проектов с большими бюджетами.
У Минкомсвязи таких «любимчиков» двое – «Ростелеком» и собственный подвед НИИ «Восход». Правда, почти все закупки своим фаворитам министерство отдает в режиме закупки у единственного поставщика. Но иногда все-таки случается участие «Ростелека» и «Восхода» в конкурсах – и даже не всегда они побеждают (раз не побеждают, значит, так и надо).
В последние годы «Ростелеком» практически не заявляется на конкурсы, связанные с созданием и развитием разных ГИС – ему, видимо, хватает и профильных телеком-закупок, и «единого исполнительства» по ряду направлений. Значит, остается «Восход». Собственно, он, по-видимому, и возьмет этот контракт – причем, с минимальным дисконтом от начальной цены. В спарринг-партнерах у него сыграет кто-нибудь из больших разработчиков, типа «ОТР 2000» или «БАРС Груп». Но без всяких претензий на победу – потому что существуют правила игры.
Не забудем и про «ИБС Экспертизу» - все-таки, руководитель профильного департамента Минкомсвязи, ответственного за НСУД. В.Слышкин до прихода в министерство десять лет проработал именно в IBS. Но победителем «ИБС Экспертиза» тоже не станет – как раз таки из-за весьма явной аффиляции с чиновником. Однако, на конкурс – по старой дружбе – возможно, и заявится.
Так что, посмотрим. Ждать осталось недолго – меньше месяца
Рубрика "Циничное импортозамещение"
Как сообщает D-Russia.Ru, главный импортозаместитель ПО в России, директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух, выступая на Всероссийском форуме «ПРОФ-IT.2019» заявил, что
до сих пор органами власти закупается около 90% импортного программного обеспечения. Проблема в том, что прямого указа главам регионам закупать отечественное ПО нет, есть лишь рекомендации по покупке российского софта. Кроме того, отсутствует централизация процесса закупок ПО.
Прочитав про отсутствие "прямого указа главам регионам закупать отечественное ПО", Циникс слегка засомневался в собственной памяти и пошел изучать первоистоник - ПП 1236 от 2015 года (вышедшее, кстати, еще в пору пребывания И.Массуха замминистра Минкомсвязи - и, по всей видимости, готовившееся не без его участия).
Нет в ПП всё на месте - установлен прямой запрет на закупку иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд, то есть в закупках по 44-ФЗ, под который попадают и федералы, и регионалы с муниципалами.
По-видимому, главный борец с иностранным ПО, слегка устав от мониторинга электронного голосования в Москве, просто перепутал глав регионов с главами госкомпаний и госкорпораций. На последних ПП 1236 впрямую не распространяется, потому что они осуществляют закупки по 223-ФЗ. Но зато в отношении госкорпов существуют директивы Правительства о переходе на отечественное ПО, которые должны быть исполнены в ближайшие 2-3 года.
Ну, и с централизованными закупками ПО тоже неудобно вышло - похоже, г-н Массух не в курсе героических усилий Минкомсвязи на этом направлении. А, может, наоборот - как раз таки в курсе
Как сообщает D-Russia.Ru, главный импортозаместитель ПО в России, директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух, выступая на Всероссийском форуме «ПРОФ-IT.2019» заявил, что
до сих пор органами власти закупается около 90% импортного программного обеспечения. Проблема в том, что прямого указа главам регионам закупать отечественное ПО нет, есть лишь рекомендации по покупке российского софта. Кроме того, отсутствует централизация процесса закупок ПО.
Прочитав про отсутствие "прямого указа главам регионам закупать отечественное ПО", Циникс слегка засомневался в собственной памяти и пошел изучать первоистоник - ПП 1236 от 2015 года (вышедшее, кстати, еще в пору пребывания И.Массуха замминистра Минкомсвязи - и, по всей видимости, готовившееся не без его участия).
Нет в ПП всё на месте - установлен прямой запрет на закупку иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд, то есть в закупках по 44-ФЗ, под который попадают и федералы, и регионалы с муниципалами.
По-видимому, главный борец с иностранным ПО, слегка устав от мониторинга электронного голосования в Москве, просто перепутал глав регионов с главами госкомпаний и госкорпораций. На последних ПП 1236 впрямую не распространяется, потому что они осуществляют закупки по 223-ФЗ. Но зато в отношении госкорпов существуют директивы Правительства о переходе на отечественное ПО, которые должны быть исполнены в ближайшие 2-3 года.
Ну, и с централизованными закупками ПО тоже неудобно вышло - похоже, г-н Массух не в курсе героических усилий Минкомсвязи на этом направлении. А, может, наоборот - как раз таки в курсе
Экспертный центр электронного государства
Об импортозамещении на «ПРОФ-IT.2019»: органы власти на 90% закупают импортное ПО | Экспертный центр электронного государства
Директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух подвел итоги пятилетки Центра на состоявшемся в четверг в ходе Всероссийского
Рубрика "Циничное министрозамещение"
На прошлой неделе в Телеге активно занимались трудоустройством вице-премьера М.Акимова и увольнением/перестановкой министра К.Носкова. Поскольку и вице-премьер, и министр не чужие Циниксу люди (одним же делом занимаемся - цифровизация, координация, профанация, вот это вот всё), Циникс тоже решил сказать свое веское слово по теме. Но поскольку никаких инсайдов у Циникса нет (да и откуда им взяться?), а конспироложеством Циникс занимается исключительно в хорошей компании и под хороший алкоголь, то не будет ни инсайда, ни конспирологических теорий (и алкоголь, и компания, кстати, имеются. Но компания употребила алкоголь и ей пофигу на конспироложество). Поэтому будет исключительно трезвый (ну, насколько возможно) взгляд на всё понаписанное в Телеге по поводам.
Повод первый - передвижение М.Акимова в губернаторы. Вообще, само по себе рассуждение о возможности такого события отдает исключительно школотой, которая периодически дежурит на каналах Незыгаря и Кремлевского безбашенника. Из вице-премьеров в губеры - это стопроцентный дауншифтинг, который в нашем Отечестве происходит крайне редко (на уже далеко не идеальной памяти Циникса и примеров-то подходящих нет - Собянин в 2010 году не в счет, Москва особый случай). Поэтому и говорить тут особо не о чем.
Второй повод - усилившиеся слухи о смещении К.Носкова с позиции цифрового министра. Усилились эти слухи пока в очень избирательном наборе ТГ-каналов, что не может не вызвать вопросов об их обоснованности и неангажированности.
В более-менее приличный паблик слухи о недовольстве К.Носковым в правительственных верхах уже тоже попадали (можно вспомнить историю, как аппарат Правительства публично высказывал недовольство по поводу неисполнения "верхних" поручений Минкомсвязью). Ну, и регулярно публикуемый мониторинг кассового (недо)исполнения нацпроектов тоже не добавляет К.Носкову баллов. Но...
Если вспомнить историю предыдущего министра, Н.Никифорова, то его начали "увольнять" из министров еще быстрее - когда он даже года в кресле не просидел. И "увольняли" на протяжении всех последующих 5+ лет - до отставки правительства в 2018. И реальных поводов для того, чтобы пинать Никифорова, было куда больше. Да и пинали его не анонимные телеграмеры, а "зубры" из предыдущего (по отношению к Никифорову) состава министерства - Н.Мардер, И.Массух, да и сам предыдущий министр И.Щеголев тоже не раз прикладывал.
К тому же, как правильно написал один соседний канал, просто так у нас из министров не увольняют - даже полностью некомпетентных. Только если это не история, какая приключилась с бывшим минстром экономики. Значит, нужно куда-то переводить нетянущего министра. А куда? Версия про губернаторство в Архангельской области - чистая фантазия, построенная на очень далеких от реальности предположениях. К тому же, для федерального министра такой переход - тоже дауншифтинг, хотя, и не такой очевидный, как с вице-премьером.
Бывших министров у нас обычно куда-то по дипломатической линии сплавляют - спецпредставителями там всякими, советниками при посольствах и т.п. На худой конец - берут в администрацию Президента советником или начальником управления, вроде бы это одного уровня позиции считаются. Но ведь про такой трансфер не пишут - а пишут (пока, правда, в крайне ограниченном количестве каналов) именно про ссылку на свалку. В буквальном смысле - в Архангельской же области небезызвестный Шиес находится. Очень похоже на слив исключительно с целью нервы министру потрепать - причем, слив из близкого окружения. Вот хотя бы от тех же самых замов, которыя якобы министра уже ни в грош не ставят, а слушаются только вице-премьера.
На прошлой неделе в Телеге активно занимались трудоустройством вице-премьера М.Акимова и увольнением/перестановкой министра К.Носкова. Поскольку и вице-премьер, и министр не чужие Циниксу люди (одним же делом занимаемся - цифровизация, координация, профанация, вот это вот всё), Циникс тоже решил сказать свое веское слово по теме. Но поскольку никаких инсайдов у Циникса нет (да и откуда им взяться?), а конспироложеством Циникс занимается исключительно в хорошей компании и под хороший алкоголь, то не будет ни инсайда, ни конспирологических теорий (и алкоголь, и компания, кстати, имеются. Но компания употребила алкоголь и ей пофигу на конспироложество). Поэтому будет исключительно трезвый (ну, насколько возможно) взгляд на всё понаписанное в Телеге по поводам.
Повод первый - передвижение М.Акимова в губернаторы. Вообще, само по себе рассуждение о возможности такого события отдает исключительно школотой, которая периодически дежурит на каналах Незыгаря и Кремлевского безбашенника. Из вице-премьеров в губеры - это стопроцентный дауншифтинг, который в нашем Отечестве происходит крайне редко (на уже далеко не идеальной памяти Циникса и примеров-то подходящих нет - Собянин в 2010 году не в счет, Москва особый случай). Поэтому и говорить тут особо не о чем.
Второй повод - усилившиеся слухи о смещении К.Носкова с позиции цифрового министра. Усилились эти слухи пока в очень избирательном наборе ТГ-каналов, что не может не вызвать вопросов об их обоснованности и неангажированности.
В более-менее приличный паблик слухи о недовольстве К.Носковым в правительственных верхах уже тоже попадали (можно вспомнить историю, как аппарат Правительства публично высказывал недовольство по поводу неисполнения "верхних" поручений Минкомсвязью). Ну, и регулярно публикуемый мониторинг кассового (недо)исполнения нацпроектов тоже не добавляет К.Носкову баллов. Но...
Если вспомнить историю предыдущего министра, Н.Никифорова, то его начали "увольнять" из министров еще быстрее - когда он даже года в кресле не просидел. И "увольняли" на протяжении всех последующих 5+ лет - до отставки правительства в 2018. И реальных поводов для того, чтобы пинать Никифорова, было куда больше. Да и пинали его не анонимные телеграмеры, а "зубры" из предыдущего (по отношению к Никифорову) состава министерства - Н.Мардер, И.Массух, да и сам предыдущий министр И.Щеголев тоже не раз прикладывал.
К тому же, как правильно написал один соседний канал, просто так у нас из министров не увольняют - даже полностью некомпетентных. Только если это не история, какая приключилась с бывшим минстром экономики. Значит, нужно куда-то переводить нетянущего министра. А куда? Версия про губернаторство в Архангельской области - чистая фантазия, построенная на очень далеких от реальности предположениях. К тому же, для федерального министра такой переход - тоже дауншифтинг, хотя, и не такой очевидный, как с вице-премьером.
Бывших министров у нас обычно куда-то по дипломатической линии сплавляют - спецпредставителями там всякими, советниками при посольствах и т.п. На худой конец - берут в администрацию Президента советником или начальником управления, вроде бы это одного уровня позиции считаются. Но ведь про такой трансфер не пишут - а пишут (пока, правда, в крайне ограниченном количестве каналов) именно про ссылку на свалку. В буквальном смысле - в Архангельской же области небезызвестный Шиес находится. Очень похоже на слив исключительно с целью нервы министру потрепать - причем, слив из близкого окружения. Вот хотя бы от тех же самых замов, которыя якобы министра уже ни в грош не ставят, а слушаются только вице-премьера.
Ну, и последнее (для данного поста) соображение. Даже если К.Носкова и вправду собираются в скором времени отставить, то все уже озвученные и еще предстоящие к озвучке версии и кандидатуры на замену можно смело отправлять в мусорную корзину. Потому что общеизвестно - в кадровой политике В.В.Путин всегда принимает собственные и абсолютно неординарные решения, не совпадающие ни с одной "утекшей" версией. Даже если утечка выглядит вполне разумно, а реальное решение по факту оказывается хуже. Потому что такая кадровая политика - известная фишка Президента.
Будем об этом помнить, потихоньку наблюдая за происходящим и произносящимся
Будем об этом помнить, потихоньку наблюдая за происходящим и произносящимся
Рубрика "Циничное э(хо)-голосование"
Циникс не стал надоедать своим читателям темой электронного (недо)голосования в Москве, потому что понимает - все, кому эта тема интересна (не с точки зрения политики, а с точки зрения технологии), и без Циникса уже видели все значимые публикации по теме, состоявшиеся на прошлой неделе.
Сегодня (или еще вчера?) начали обсуждать, что фонд Навального "где-то" (кавычки, как всегда, неслучайны) "добыл" поименный список избирателей, участвовавших в ЭГ, и предлагает его проигравшим кандидатам в мундепы, чтобы те устроили обзвон и узнали, кто как голосовал.
В этой истории Циникса заинтересовала только одна деталь - утверждается, что список не мог "утечь" из системы ЭГ, потому-де, что в списке, имеющемся у Навального, содержатся сведения, которых не было и не могло быть в реальном списке избирателей для ЭГ, а именно СНИЛС и адреса электропочты. При этом также утверждается (эти утверждения идут со стороны ДИТ Москвы и Венедиктова), что официальный список для ЭГ был публичным (в этом месте Циникс подпрыгивает и, грязно матерясь, вопит "что-о-а-а-а?"). А поскольку в этом "публичном" списке не было ни почты, ни СНИЛСа, значит, список "утек" не из ДИТа. Ну еще бы! Конечно, не было! То есть, если в Эксельной табличке (условно) скрыть столбцы с почтой и СНИЛСом, то можно на голубом глазу утверждать, что в списке этих данных нет?!
Ну, ладно - допустим, что и вправду не было. Тогда задумаемся - а где эти данные были? А были (и есть) они в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) , через которую осуществляется вход на Единый портал госуслуг и еще в некоторые федеральные ГИС, а также в московском аналоге ЕСИА (Циникс не силен в архитектуре московского портала, потому что ходит на него тоже через ЕСИА). И именно через вход с помощью ЕСИА (или ее московский аналог) регистрировались все те, кто решил поиграть в электронное голосование. И именно в ЕСИА, в профиле пользователя лежат и СНИЛС, и электропочта, и еще много чего персонально-данного. И именно СНИЛС предъявляется как основной идентификатор входа в ЕСИА.
И Циникс никогда не поверит, что системные рулевые ЭГ из ДИТ Москвы не сделали для своих системно-рулевых нужд список зарегистрировашихся на ЭГ со всеми этими снилсами-фигилсами. Ну просто потому, что такова человеческая природа. И просто "на всякий случай". Так что, искать источник утечки нужно именно там - в ДИТе.
Ищите и обрящете. Ну, или не обрящете - смотря как искать будете
Циникс не стал надоедать своим читателям темой электронного (недо)голосования в Москве, потому что понимает - все, кому эта тема интересна (не с точки зрения политики, а с точки зрения технологии), и без Циникса уже видели все значимые публикации по теме, состоявшиеся на прошлой неделе.
Сегодня (или еще вчера?) начали обсуждать, что фонд Навального "где-то" (кавычки, как всегда, неслучайны) "добыл" поименный список избирателей, участвовавших в ЭГ, и предлагает его проигравшим кандидатам в мундепы, чтобы те устроили обзвон и узнали, кто как голосовал.
В этой истории Циникса заинтересовала только одна деталь - утверждается, что список не мог "утечь" из системы ЭГ, потому-де, что в списке, имеющемся у Навального, содержатся сведения, которых не было и не могло быть в реальном списке избирателей для ЭГ, а именно СНИЛС и адреса электропочты. При этом также утверждается (эти утверждения идут со стороны ДИТ Москвы и Венедиктова), что официальный список для ЭГ был публичным (в этом месте Циникс подпрыгивает и, грязно матерясь, вопит "что-о-а-а-а?"). А поскольку в этом "публичном" списке не было ни почты, ни СНИЛСа, значит, список "утек" не из ДИТа. Ну еще бы! Конечно, не было! То есть, если в Эксельной табличке (условно) скрыть столбцы с почтой и СНИЛСом, то можно на голубом глазу утверждать, что в списке этих данных нет?!
Ну, ладно - допустим, что и вправду не было. Тогда задумаемся - а где эти данные были? А были (и есть) они в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) , через которую осуществляется вход на Единый портал госуслуг и еще в некоторые федеральные ГИС, а также в московском аналоге ЕСИА (Циникс не силен в архитектуре московского портала, потому что ходит на него тоже через ЕСИА). И именно через вход с помощью ЕСИА (или ее московский аналог) регистрировались все те, кто решил поиграть в электронное голосование. И именно в ЕСИА, в профиле пользователя лежат и СНИЛС, и электропочта, и еще много чего персонально-данного. И именно СНИЛС предъявляется как основной идентификатор входа в ЕСИА.
И Циникс никогда не поверит, что системные рулевые ЭГ из ДИТ Москвы не сделали для своих системно-рулевых нужд список зарегистрировашихся на ЭГ со всеми этими снилсами-фигилсами. Ну просто потому, что такова человеческая природа. И просто "на всякий случай". Так что, искать источник утечки нужно именно там - в ДИТе.
Ищите и обрящете. Ну, или не обрящете - смотря как искать будете
Рубрика "Циничная аналитика"
И снова Циникс восхищается глубиной анализа от канала "Всё!" (реальное название канала зашифровано, подписано электронной подписью и разложено по блокчейну).
В цитате ниже весь сегодняшний анализ от владелицы канала - без изъятия хоть одной буквы, цифры или знака препинания:
1. Кулик никогда не был главным цифровиком Сбера. В ту пору, когда Кулик был в Сбере, еще не было ни цифровой экономики, ни канала "Всё!". Кулик был главным рисковиком Сбера и еще немножкошил на швейной машинке занимался ИТ Сбера. То есть, отвечал за блоки "Риски" и "Технологии". И ушел из Сбера в аккурат за месяц до начала цифровой экономики.
2. То, чем занимался Кулик в Сбере, "Открытии" и "Газпромбанке" называется (и всегда называлось) операционной деятельностью. "Цифровую трансформацию" (не "экономику", а именно "трансформацию" - есть нюансы) к этой "операционке" пришили на хайпе, а по сути и в технологиях там мало что меняется. Ну, на хайпе же в блокчейн поиграют немного - и угомонятся.
3. Та топ-должность, которая обещана Кулику, называется (и у Дергуновой тоже) "заместитель президента - председателя правления ВТБ". Но когда он ее получит - еще вилами по воде. А вице-президентами в банках типа ВТБ, Альфы, Сбера и т.п. называются обычные начальники управлений - просто для красивой надписи на визитке. Обычно число таких "вице" в банке - несколько десятков.
4. Дергунова повестку не потеряла и не потеряет никогда. Потому что у Дергуновой такой бэкграунд, что дай бог всякому. Дергунова, как говорил незабвенный Михаил Самуэлевич П., "всех продаст, купит и снова продаст - но уже дороже".
5. И последнее. Ну, девочка-а-а... Ну, ЁТМ... Новости про Кулика уже две недели. Ну, как-то регулярнее нужно СМИ мониторить, что ли, не с таким лагом по времени.
И снова Циникс восхищается глубиной анализа от канала "Всё!" (реальное название канала зашифровано, подписано электронной подписью и разложено по блокчейну).
В цитате ниже весь сегодняшний анализ от владелицы канала - без изъятия хоть одной буквы, цифры или знака препинания:
Экс-главный цифровик Сбербанка Вадим Кулик становится вице-президентом ВТБ, курирующий цифровую экономику, Ольга Дергунова потеряла повестку
А теперь контранализ от Циникса:1. Кулик никогда не был главным цифровиком Сбера. В ту пору, когда Кулик был в Сбере, еще не было ни цифровой экономики, ни канала "Всё!". Кулик был главным рисковиком Сбера и еще немножко
2. То, чем занимался Кулик в Сбере, "Открытии" и "Газпромбанке" называется (и всегда называлось) операционной деятельностью. "Цифровую трансформацию" (не "экономику", а именно "трансформацию" - есть нюансы) к этой "операционке" пришили на хайпе, а по сути и в технологиях там мало что меняется. Ну, на хайпе же в блокчейн поиграют немного - и угомонятся.
3. Та топ-должность, которая обещана Кулику, называется (и у Дергуновой тоже) "заместитель президента - председателя правления ВТБ". Но когда он ее получит - еще вилами по воде. А вице-президентами в банках типа ВТБ, Альфы, Сбера и т.п. называются обычные начальники управлений - просто для красивой надписи на визитке. Обычно число таких "вице" в банке - несколько десятков.
4. Дергунова повестку не потеряла и не потеряет никогда. Потому что у Дергуновой такой бэкграунд, что дай бог всякому. Дергунова, как говорил незабвенный Михаил Самуэлевич П., "всех продаст, купит и снова продаст - но уже дороже".
5. И последнее. Ну, девочка-а-а... Ну, ЁТМ... Новости про Кулика уже две недели. Ну, как-то регулярнее нужно СМИ мониторить, что ли, не с таким лагом по времени.
Рубрика "Циничное нормотворчество"
И вот эти люди учат нас про качество данных, очистку, актуальность и т.п. цифровые прелести...
А в качестве основания для разработки изменений в федеральный закон указывают план мероприятий еще даже не федерального проекта, а направления в составе старой, уже официально утратившей силу программы (еще тогда не национальной) "Цифровая экономика РФ" от 2017 года! При том, что этот пункт ровно с этим же номером и в этой же формулировке присутствовал в двух версиях паспорта федпроекта "Нормативное регулирование цифровой среды", разработанным к нацпрограмме 2018 года.
И вот эти люди учат нас про качество данных, очистку, актуальность и т.п. цифровые прелести...
А в качестве основания для разработки изменений в федеральный закон указывают план мероприятий еще даже не федерального проекта, а направления в составе старой, уже официально утратившей силу программы (еще тогда не национальной) "Цифровая экономика РФ" от 2017 года! При том, что этот пункт ровно с этим же номером и в этой же формулировке присутствовал в двух версиях паспорта федпроекта "Нормативное регулирование цифровой среды", разработанным к нацпрограмме 2018 года.