Координация профанации – Telegram
Координация профанации
4.95K subscribers
2.37K photos
48 videos
217 files
1.16K links
Нелицеприятно и невзирая на лица - о госинформатизации, цифровой трансформации и профанах.
Практически "Короли и капуста" - только с уклоном в госИТ

Вопросы, критику, инсайды отправляйте в
ТГ: @CynicAdmin, @ExEx_IT

Рекламы на канале нет и не будет
Download Telegram
Мысли о «Цифровой экономике»
Создаётся впечатление, что главный распорядитель бюджетных средств, Минфин России, не рассматривает национальную программу «Цифровая экономика» как один из двигателей российской экономики. Иначе как можно объяснить, что очередной (сентябрьский) мониторинг в начале октября нужно будет вести в бумажном виде, поскольку в ГИИС «Электронный бюджет» до сих пор не настроены роли участников реализации нацпрограммы и часть необходимых функций или недоступны, или вовсе отсутствуют? Налицо прямое игнорирование документов, связанных с нацпрограммой, а именно – постановления Правительства РФ от 2 марта 2019 года № 234. Но никого это особо не интересует: ФОИВы вынуждены каждый раз фантазировать в своих письмах о существующих в подсистеме проектного управления правах ролях, скорость работы системы в целом по-прежнему оставляет желать лучшего и не подразумевает оперативной работы всех её участников, а Елена Евгеньевна Чернякова по-прежнему продолжает занимать должность директора департамента информационных технологий Минфина России.

Ситуация с ГИИС «Электронный бюджет» и подсистемой проектного управления (формально является частью ГИИС «ЭБ») стоит отдельного внимания. По информации из конфиденциальных источников медлительность работы «Электронного бюджета» объясняется тем, что ядро системы разработано на базе технологии .NET компании Microsoft. И планов по её переносу на другую платформу нет, по крайней мере, в публичном пространстве. И это несмотря на то, что ежегодно выделяемый бюджет на ГИИС «ЭБ» превышает цифру в 100 млн. руб. При этом степень интеграции ГИИС «ЭБ» и подсистемы управления проектами настолько низка, что информацию об освоении бюджетных средств необходимо переносить вручную, вместо автоматизированного обмена. Видимо, Минфин так спешил отхватить себе этот кусок пирога ради общего контроля над реализации нацпрограммы, что забыл при реализации о самых простых вещах: интеграции с сопровождающими ИС.

Вообще, ситуация с Цифровой экономикой, с тех пор, как в неё вмешалась команда Сергея Владиленовича Кириенко совместно с Минфином России и Департаментом проектной деятельности Правительства Российской Федерации во главе Дмитрием Некрасовым, напоминает хронику пикирующего бомбардировщика: именно в тот момент, в конце 2018 года, когда все федеральные проекты были окончательно перетрясены и переутверждены совместно с бизнес-сообществом, вышло распоряжение о приведении нацпрограммы под единый стандарт всех нацпрограмм в рамках постановления № 1288.
Никто не подумал о том, что делать это в начале календарного года не стоит, поскольку с высокой долей вероятности это приведёт к хаосу и окончательному отторжению нацпрограммы у еще оставшихся на тот момент немногочисленных её сторонников. Но политика важнее логики, поэтому следующие полгода нацпрограмму и входящие в неё федеральные проекты опять перетряхивали и сокращали. В результате из нацпрограммы исчезли результаты, которые должны помогать достижению ключевых параметров, утверждённых Президентом России, и несколько месяцев было потрачено на их восстановление и утверждение новых редакций паспортов федпроектов. Помимо этого, более чем в 5 раз увеличился объём реализуемых задач (результатов и контрольных точек против старых вех и мероприятия), изменилась терминология: вместо вех и мероприятий появились результаты и контрольные точки, отменилась сквозная нумерация реализуемых задач по федпроектам и т.д.

Основную роль по согласованию третьей версии нацпрограммы стал играть Минфин России. Фактически, ФОИВы начали согласовывать с Минфином не только бюджеты, но и формулировки результатов, которые по каким-то причинам не устраивали «экспертов» Минфина. Всё это в результате повлияло на качество третьей версии нацпрограммы, которое, по нашему мнению, значительно ухудшилось по сравнению с предыдущими двумя (редакций конца 2017 и 2018 года).
Картину усугубляет то, что производимые над нацпрограммой изменения, не отменяли необходимость её реализации. Что фактически привело к необходимости в 2019 году одновременно с переделкой одной версии нацпрограммы (под стандарт постановления 1288) ежемесячно отчитываться ФОИВам в Правительство РФ о реализации утверждённой версии программы (по постановлению № 1030 (в настоящее время не действует)). Всё это привело к дополнительной неразберихе в планировании и реализации и окончательно похоронило те идеи нацпрограммы, которые озвучивались в 2017 году.

На этапе внесения изменений в 2019 году бизнес-сообщество предпочло заниматься практическими делами, а не очередным переписыванием плана реализации и фактически тихо отошло в сторону. Нет, рабочие группы по федпроектам продолжили функционировать под управлением АНО «Цифровая экономика», но от участия в реализации бизнес тихо устранился.

Об этом ни раз на совещаниях в Правительстве говорили заместители министра связи Константина Юрьевича Носкова. Правда говорили они в контексте того, что бизнес не софинансирует реализацию федпроектов наравне с федеральным бюджетом и показатели внебюджетного софинансирования по всем федпроектам крайне низки. Реакция, в общем-то, правильная, тем более, что многие мероприятия в редакции нацпрограммы 2017-2018 года были предложены именно бизнесом. С другой стороны, в редакции нацпрограммы 2019 года от этих мероприятия мало что осталось, и любой мало-мальски практичный бизнес вряд ли будет софинансировать реализацию, которая не приносит ему выгоды.

Подведём итог: на дворе октябрь 2019 года. Часть мероприятий из декабрьской версии нацпрограммы считается реализованной, но далеко не вся информации занесена в ГИИС «Электронный бюджет» и уж тем более никто не проводил проверку на соответствие выполненных мероприятий результатам текущей версии паспортов федпроектов. Минкомсвязь России героически пытается спасти ситуацию с кассовым исполнением нацпрограммы, отправив в Правительство в августе-сентябре несколько десятков проектов соглашений о предоставлении субсидии на реализацию результатов 2019 года. Но время неумолимо, и мы подозреваем, что к концу текущего года мы опять (как и в прошлом году) придём с кучей или невыполненных или формально выполненных результатов.
Но будем всё-таки надеяться на лучшее.
Рубрика "Циничная переписка"
Теперь несколько комментариев Циникса к опубликованному выше тексту.
1. Автор называет Минфин главным распорядителем бюджетных средств, имея в виду ведущую роль Минфина в бюджетном процессе. Сам же по себе термин "главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)" имеет более специальное значение и может относиться примерно к сотне (а, может, и более 100) организаций - всем федеральным органам власти (исполнительной, законодательной, судебной), госкорпорациям, крупным учреждениям типа Академии наук, Большого театра и т.п. Но это занудное (в фирменном стиле Циникса) уточнение не влияет на суть изложенного в тексте.
2. Автор несколько приуменьшил суммы, которые ежегодно тратятся на ГИИС ЭБ. Если учесть, что за развитие и эксплуатацию ГИИС ЭБ отвечают сразу два ведомства - Минфин и Казначейство, - ежегодные затраты каждого из ведомств на ГИИС ЭБ находятся в районе 1 млрд рублей, а нередко и превышают эту отметку. Только на разработку подсистемы управления национальными проектами, о которой пишет автор, в 2019 году было потрачено почти 300 млн рублей. Конечно же, программный продукт стоимостью в 300 млн рублей не должен работать так, как он работает сейчас.
3. Об истории с "улучшайзингом" паспортов федпроектов "Цифровой экономики" под вновь разработанную подсистему Циникс уже писал недавно. Получилось по известному армейскому принципу "Пусть безобразно - зато единообразно!". Из-за этого "единообразия" изначально вполне прилично структурированные документы превратились в убогую по форме и содержанию пародию на самих себя. И ничего - "рулевых" нацпрограммы ЦЭ это нисколько не смущает (впрочем, Циникс видел еще и не такие художества с официальными документами).
4. Циникс решил оставить в тексте все упоминаняи конкретных персон - оценочные суждения принадлежат автору исходного текста. Будучи субъективными и достаточно резкими по форме, они, тем не менее, не содержат оскорблений и имеют право на существование в публичном пространстве.
Рубрика "Циничные госзакупки"
Очередная сенсация (и, скорее всего, со знаком минус) случилась на конкурсе Минкомсвязи, относящемся к нацпрограмме "Цифровая экономика" (федпроект "Цифровое госуправление").
Закупка № 0173100007519000114 с начальной стоимостью 335 млн рублей и темой "Оказание услуг по экспертизе и разработке методологии проведения статистических наблюдений и измерения параметров развития цифровой экономики, включая измерение эффектов цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы и формированию статистического контента" была объявлена в конце августа, окончательные итоги подведены позавчера, сегодня опубликован итоговый протокол, в котором - та-дам-мм! - наиболее вероятный претендент на победу пролетел мимо первого места, как фанера над Парижем. Претендентом этим была "Вышка" (НИУ "ВШЭ"), конкурентами у нее были (как, видимо, считали в самой "Вышке") пять явных аутсайдеров (хотя, и с достаточно известными именами, среди которых, в частности, МГУ и "Крок"), но всех победила методика подведения итогов . А вместе с этой методикой - претендент, получивший ровно по 0 (прописью - нулю) баллов за квалификацию и дополнительные качественные параметры своей заявки!
Этого претендента зовут Акционерное Общество "Центр Бухгалтерских и Консультационных Услуг "Финконсалт". И если вам ничего не говорит это имя, то обнимемся, друзья! Потому что Циникс тоже хз, что это за контора.
Посмотрите пока на табличку с раскладом по подведению итогов, а Циникс продолжит свои комментарии в следующем посте.
⬇️⬇️⬇️
Рубрика "Циничные госзакупки"
Продолжаем.
Нужно заметить, что "Вышка" очень существенно падала в цене контракта, предложив всего (всего!) 200 млн против начальной стоимости в 335 млн. Но парни из "Финконсалта" упали еще больше, предложив - явно по приколу, т.к., скорее всего не собирались выигрывать - цену в 74 млн рублей. При этом "Финконсалт" совсем не парился с материалами по второму и третьему критериям конкурса (качественному предложению и квалификации участника), вообще не включив в свою заявку какие-либо материалы для этих критериев. Но на одном лишь критерии цены они получили максимум в 60 баллов (100 баллов в рамках критерия, значимость критерия цены в итоговой оценке 60%) - и с этими 60 баллами выиграли конкурс!
А "Вышка", набрав максимум - 20 баллов - по квалификации (100 баллов в рамках критерия, значимость критерия 20%) и 16+ из 20 возможных баллов за качество предложения, в итоге осталась на втором месте с общей суммой 58,6 балла!
В ближайшее время интересно будет понаблюдать за развитием событий - а в том, что события будут развиваться, Циникс нисколько не сомневается.
Самый простой (но далеко не самый вероятный вариант) - Минкомсвязь таки заключит контракт с "Финконсалтом". Но против этого варианта - банальный финансовый расчет. По условиям закупки, сумма обеспечения исполнения контракта составляет 83,75 млн рублей (25% от начальной стоимости закупки). С учетом того, что стоимость заявки победителя составила всего 22% от начальной цены закупки (то есть, падение цены составило 78%), включается механизм антидемпинговых мер по 44-ФЗ (эти меры применяются при падении начальной цены больше, чем на 25%), предполагающий увеличение размера обеспечения контракта в 1,5 раза. То есть, победитель должен до начала исполнения контракта внести его обеспечение в размере 125,6 млн рублей! А у "Финконсалта" тупо нет таких денег! Его годовые доходы, судя по открытым данным "Спарка" и подобных систем, измеряются единицами миллионов рублей. То есть, "Финконсалт" в ближайшие дни сольется, уклонившись от заключения контракта.
И тогда контракт достанется участнику, занявшему второе место - то есть, таки "Вышке"!

И вот что интересно. Вся эта история изначально так и была задумана или это просто эксцесс процедуры?
Циникс склоняется к версии эксцесса процедуры - потому что методика определения победителя явно кривая. Ну нельзя в принципе было допускать на конкурс участника, не подтвердившего квалификационные требования! У "Финконсалта", единственного из шестерки участников, за квалификацию выставлены полные нули. Как можно такую компанию допускать к конкурсу?
В общем, есть много вопросов к методике закупок, используемой Минкомсвязью. Циникс продолжит внимательно наблюдать за остальными закупками цифрового министерства
Уточнение к предыдущему посту.
Циникс, конечно, знает, что никто из исполнителей госконтрактов не изымает из оборота средства для обеспечения исполнения контракта - для этого существуют банковские гарантии. Но Циниксу было бы очень интересно узнать название банка, который согласится выдать гарантию на контракт, стоимость которого, как минимум, на порядок превосходит годовой оборот потенциального исполнителя, а само исполнение контракта изначально находится под угрозой, т.к. у исполнителя просто нет ни достаточного ресурса (среднесписочная численность персонала меньше 10 человек), ни домашних заготовок по предмету контракта
Рубрика "Циничная статистика"
В продолжение темы про закупку по статистическим измерениям параметров ЦЭ. Просто в качестве упражнения на гибкость ума Циникс решил вычислить ценовые предложения всех участников конкурса. Дело в том, что в опубликованных протоколах есть только баллы за ценовое предложение, а в ЕИС госзакупок явным образом указаны только предложения победителя и участника, занявшего второе место.
Абсолютные цифры каждого предложения в рублях рассчитываются через формулу, которая есть в закупочной документации. Чтобы получить цену, которую предложил каждый участник, нужно взять цену победителя (74 млн) разделить на баллы, полученные участником и потом умножить результат деления на 100. Возможны небольшие погрешности результата на уровне десятков тысяч рублей, но ими можно пренебречь.
Итак, в порядке номеров участников (см. табличку выше):
1. НИУ "ВШЭ" - 200 млн рублей (падение от НМЦК - 40%)
2. "Крок Инкорпорейтед" - 287 млн рублей (падение от НМЦК - 14,6%)
3. МГУ - 150 млн рублей (падение от НМЦК - 55,3%)
4. Концерн "Гранит" - 251 млн рублей (падение от НМЦК - 25%)
5. Финконсалт - 74 млн рублей (падение от НМЦК - 78%)
6. "Стратеджи Партнерс Груп" - 167,5 млн рублей (падение от НМЦК - 50%)
Видно, что реально в конкурсе рубились 3 участника - НИУ "ВШЭ", МГУ и "Стратеджи Партнерс Груп". Они и цены контрактов объявляли с оглядкой друг на друга, но реалистичные с точки зрения объема работ. И именно эти 3 участника в итоге заняли места со 2-го по 4-ое.
Посмотрим за развитием истории. Оно точно будет.
Рубрика "Циничное раскассирование"
Коллега из "Нецифровой экономики" переживает за судьбу бюджетов "Цифровой экономики". Не расходуются бюджеты, пишет, не исполняются кассово - беда-беда....
Но всё не так плохо выглядит, если начать занудно (или цинично - кому как больше нравится) разбираться с цифирками сводной бюджетной росписи (СБР), объявленными закупками и заключенными субсидиями. А также иметь в виду особенности мониторинга исполнения нацпроектов (про это Циникс совсем недавно публиковал большой текст от одного из своих читателей), а также понимать, как считают кассовое исполнение бюджета в Казначействе.
А считают там просто - ушли деньги с казначейского счета, значит, кассовое исполнение произошло. А не ушли - значит, не произошло. А деньги с казначейского счета уходят, когда происходят расчеты по госконтракту или когда проходит очередной реальный транш средств субсидии от распределителя (ГРБС) к получателю (ПБС).
По госконтрактам сейчас расчеты происходят по этапам (если в контракте предусмотрена этапность) или по факту завершения исполнения. Субсидии тоже перечисляются понемножку, не все деньги сразу. Вот и получается, что в реальности активизированы значительные бюджетные средства, но они еще не считаются кассово исполненными.
Простой пример. Еще в начале лета прошло несколько десятков конкурсов (если точно, то 85 - по числу субъектов РФ) на подключение к широкополосному интернету социально значимых объектов. Бюджет мероприятия в проекте "Информационная инфраструктура" на эти цели в 2019 году составлял почти 18 млрд рублей, сумма НМЦК всех объявленных конкурсов была в районе 16,5 млрд рублей для 2019 года (там контракты предполагались трехлетние, так что общая сумма НМЦК на 3 года вообще составляла более 67 млрд рублей). Конкурсы все успешно прошли, общая экономия на закупках составила фантастические 25% (50,9 млрд против 67,4 млрд НМЦК), контракты все заключены и исполняются. А кассовое исполнение по всей этой мегазакупке - ровно 0! Потому что платежей еще никаких не было. А посчитайте-ка - сколько процентов от 108 млрд (бюджет ЦЭ на 2019 год) составляют 18 млрд? Ровно одну шестую часть - т.е., 16,7%. А все контролеры и мониторинги этих почти 17% в кассовом исполнении в упор не видят и бьют тревогу!
С субсидиями та же фигня. Если субсидия идет из федерального бюджета в региональный, то со счетов Федерального Казначейства она уходит сразу вся - чем резко повышается кассовое исполнение того нацпроекта, в рамках которого такая субсидия производится. А в нацпрограмме ЦЭ большинство субсидий остаются на федеральном уровне - в подведах ФОИВов и разных АНО типа того же Аналитического Центра при Правительстве (ему по ЦЭ, кстати, выписана субсидия больше 1 млрд рублей, но в кассовом исполнении засчитаны только пара сотен миллионов уже прошедших траншей).
Нет, конечно, не всё так оптимистично в реальности. По-прежнему заблокированными (не отданными в распоряжение ГРБС и недоведенными до ПБС) из-за неповоротливости Минкомсвязи в экспертизе мероприятий по информатизации (это те, что идут по коду вида расходов 242) в сентябре оставалось больше 11 млрд рублей (из которых, как минимум, две трети - средства самого Минкомсвязи). И этим деньгам, похоже, пришли кранты - потому что с 1 октября приостанавливается доведение лимитов бюджетных обязательств до ГРБС и нераспределенные средства подлежат возврату на казначейские счета (там, правда, есть лазейки и приемчики по задействованию этих средств и в ближайшее время можно будет за этими приемчиками понаблюдать - если знать где).
Ну и надо помнить, что из 108 млрд рублей бюджета ЦЭ в 2019 году Минкомсвязи само распоряжается только 76-77 млрд. Остальные 30+ млрд приходятся еще на два десятка других ведомств (Минэк - больше 5 млрд, Генпрокуратура - почти 5 млрд и т.д.). И у этих ведомств расклады примерно такие же - есть контракты, подписаны субсидии. Но кассового исполнения нет. Потому что!
В общем, как писал Станислав Ежи Лец, в действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле.
⬇️⬇️⬇️
Forwarded from Нецифровая экономика (Oleg Salmanov)
Две трети года позади, а министерству цифрового развития удалось раскассировать только 10,6% средств. И цифры за август показывают, что программа "Цифровая экономика" продолжает отставать - за месяц удалось исполнить ее бюджет на 1,5% (!!!). Такими темпами министерству понадобится 66 месяцев (5,5 лет), чтобы исполнить бюджет 2019 года!
Рубрика "Циничный журнализм"
Это вот тоже про ту же самую картинку от "Нецифровой экономики" про виртуальное кассовое недоисполнение нацпрограмы ЦЭ.
Вот так и работают настоящие журналисты, которым некогда - да и незачем - разбираться в скучных цифрах.
Зачем изучать госзакупки, субсидии, СБР и прочую хрень, когда можно нагнать пафоса просто лозунгами?
Коллеги (если вы вдруг случайно прочтете мою реплику), изучайте матчасть получше! Никакие другие нацпроекты на "Цифровую экономику" не завязаны. Равно как и "Цифровая экономика" на них.
Мухи - отдельно, котлеты - отдельно. В каждой избушке свои погремушки. Дружба дружбой, а ЛБО врозь.
Ну, и так далее
⬇️⬇️⬇️
Forwarded from НОП.РФ
Коллеги из "Нецифровой экономики" называют вещи своими именами.

Каким образом Минцифры, "обложенное" экспертами больше чем все другие ФОИВы, вместе взятые, тормозит расходование средств нацпрограммы "Цифровая экономика" ?

Не потому ли, что некоторые чиновники боятся проявить смелость в трансформации законодательства и срывают сроки запусков конкурсов?

Не потому ли, что между некоторыми коллегами-замминистрами и их аппаратами нет и намёка на конструктивный диалог, что тормозит даже то малое, которое удалось согласовать в нацпрограмме?

А там, где нужно межведомственное согласование - зачастую много публичных разговоров, которые местами кончаются "сносом" объявленных конкурсов из-за неготовности кое-кого брать ответственность?

И это - притом, что на "Цифровую экономику" "завязаны" многие другие нацпроекты.

https://news.1rj.ru/str/antidigital/1788
Рубрика "Циничный эджайл"
В минуты, свободные от занудного цинизма на темы цифровой экономики, Циникс читает свежеизданную книгу "Навигатор цифровой трансформации: "Agile-подход в государственном управлении" от РАНХиГС, Центра подготовки руководителей цифровой трансформации и Минкомсвязи.
По мнению Циникса, это хороший образец современной научной фантастики . Ну правда - где эджайл и где наше госуправление?! Но авторы почему-то назвали свой труд не фантастикой, а методическими рекомендациями (вот в этом очень чувствуется соавторство Минкомсвязи - у них практически всё, что они пишут размером больше 10 страниц, называется методическими рекомендациями).
Этот пост - анонс новой рубрики. В ближайшее время, по ходу навигации по навигатору цифровой трансформации, Циникс будет делиться здесь своими мыслями по поводу прочитанного.
Рубрика "Циничный эджайл"
Читая вышеупомянутые методические рекомендации, Циникс постоянно испытывал смутное чувство deja lu (это как deja vu, только когда глюки не от как бы уже виденного, а от как бы уже читанного). В первый раз дежа лю посетило Циникса на 17-ой странице, на 18-ой Циникс уже почти был уверен, что читал что-то похожее раньше, а к 21-ой странице Циникс уже точно знал, что именно ему напоминают все эти персонализированные кейсы цифровой трансформации.

Вот сравните. Вот это из фантастики про госэджайл:
Когда команда Александра М. разрабатывала и внедряла медицинскую информационную систему в государственном медицинском учреждении, она изначально столкнулась с волной негатива и сопротивлением врачей и среднего медицинского персонала. Люди десятилетиями либо спокойно работали в программе Microsoft Word, либо от руки заполняли карты, а теперь от них требовали осваивать новую непривычную систему. Многие отказывались, два врача уволились. Этот негатив выплескивался и на членов команды...
Достигнутые победы были важны и для поддержания мотивации внутри команды. Как убедились участники проекта, они действительно делали нечто нужное и значимое. Примечательно, что слова «Agile» команда тогда не знала, хотя и использовала элементы гибких подходов (короткие итерации, доску с задачами проекта и каждого сотрудника, регулярные демонстрации продукта), которые начинали постепенно проникать в практику управления проектами. Так, фактически они работали по Agile, с успехом преодолели сопротивление пользователей и создали информационную систему, которая с тех пор успешно внедряется во многих медицинских учреждениях по всей стране.

А вот это из Циниксового дежа лю:
Наши курсы посещал один человек, имевший в подчинении 314 сотрудников. В течение многих лет он оказывал сильное давление на своих работников, критиковал и осуждал их. Он делал это, не считаясь с их личными качествами и должностью. Он не имел понятия о том, что такое доброта, признание и поощрение. После изучения принципов, изложенных в этой книге, предприниматель резко изменил свой стиль жизни. И сейчас сотрудники его компании работают как одна команда — добросовестно и с воодушевлением. Триста четырнадцать недоброжелателей были превращены в триста четырнадцать друзей. Выступая на занятиях, он с гордостью рассказывал: «Раньше, когда я шел по своему предприятию, никто со мной не здоровался. Мои сотрудники, завидев меня, буквально отводили глаза в сторону. Но сейчас они все — мои друзья, и даже сторож называет меня по имени».
Этот предприниматель стал получать больше прибыли, у него появилось больше свободного времени и, что несравненно более важно, он более счастлив в делах и личной жизни.

Узнали дежа лю? Думается, что узнали не только лишь все. Потому что Дейл Карнеги - ныне забытый автор популярных в СССР 70-80-х годов прошлого века самиздатовских перепечаток бестселлера "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".
Думается, если бы Карнеги был жив сейчас, он бы точно писал что-нибудь типа "Как использовать эджайл и вписаться в бюджет и сроки проекта"
Рубрика "Циничный эджайл"
Циникс дочитал книжку про эджайл до кейса номер 3. Очень впечатлился.
Кейс 3. Ярким примером полезности Аgile на государственном уровне стал проект по внедрению 30%-й скидки на оплату госпошлины через портал «Госуслуги». Этот проект шел ровно 30 дней, потому что 30 ноября 2018 г. был подписан закон
о внесении изменений в Налоговый кодекс. Новый закон разрешал 30%-ю скидку на портале «Госуслуги». Соответственно, с 1 декабря 2018 г. Министерство связи, Казначейство и органы власти начали быстро искать технологическую схему реализации такой скидки, потому что с 1 января все уже должно было заработать. В старой парадигме такую скорость применения закона, изменяющего четыре информационные системы разных ведомств, невозможно было представить. Однако, уже имея опыт работы в соответствии с гибкими подходами, разработчики «Госуслуг» смогли это сделать. Обратим внимание на количество участников проекта: команда, субподрядчики, «суб-субподрядчики» — всего более 450 человек.


Что впечатлило Циникса:
Первое. На то, чтобы реализовать скидку на госпошлину при оплате через портал госуслуг потребовалось 30 дней.
При этом Циникс предполагает, что сам процесс онлайн-оплаты госпошлины уже был реализован ранее и в эджайл-кейс не входит. То есть, месяц ушел на то, чтобы в алгоритмы расчета пошлины добавить скидочный коэффициент (ну, или изменить значение этого коэффициента в настройках, если сам по себе коэффициент уже был предусмотрен в формулах). Как-то многовато...
Циникс попытался угадать, о каких четырех системах разных ведомств идет речь. Ну, с двумя системами понятно - это сам портал госуслуг (ЕПГУ) и ГИС ГМП (ГИС государственных и муниципальных платежей - через нее проходят все оплаты госпошлин, штрафов и т.п.). А какие еще две системы принимали участие в этом празднике эджайла?
ЕПГУ - это вообще просто фронт-енд госуслуг, он публикует то, что ему передается из ФРГУ (федерального реестра госуслуг). То есть, по мысли Циникса в ЕПГУ вообще ничего менять не нужно было, а в ФРГУ поменять только коэффициенты или абсолютные значения для пошлин, оплачиваемых онлайн.
ГИС ГМП вообще на размеры пошлин и скидки пофигу - она проводит платежи по факту и маршрутизирует их по получателям.
Какие еще системы и в каких частях пришлось изменять? Циникс теряется в догадках и недоумевает.
Кстати, если кто-то из читателей Циникса знает ответы на эти вопросы и готов поделиться сокровенными знаниями, Циникс был бы весьма благодарен. При этом Циникс напоминает, что никогда не раскрывает свои источники и ничего не публикует без согласия своих корреспондентов. Адрес секретной почты Циникса есть в профиле канала.

Второе. "Обратим внимание на количество участников проекта: команда, субподрядчики, «суб-субподрядчики» — всего более 450 человек."
Это что - по скидке на госпошлину работало 450 человек?! Тут Циникс не то что недоумевает, а просто ох... разводит руками и молчит (ну, типа молчит - потому что то, что он при этом произносит, в приличных каналах не публикуют. А у Циникса таки приличный канал).
То есть, опять же - хотелось бы получить внятные технические комментарии. Возможно, окажется, что со своим недоумением и глубоко доэджайловым пониманием процессов разработки информационных систем Циникс просто заблуждается. А ребята-эджайлята и вправду молодцы.

PS. Вы не забыли еще, что Циникс зануда похлеще пастора с канала "Нецифровая экономика"? Так вот. В свой занудный кондуит Циникс записал - найти финансовую картинку вот этого праздника госэджайла. То есть, найти тот госконтракт, в ТЗ к которому прописаны доработки ЕПГУ, относящиеся к кейсу со скидками на госпошлины. И будьте уверены - если такой контракт с таким ТЗ был, Циникс его откопает.
Рубрика "Циничная централизация"
Хорошая заметка у Синуса про централизацию бюджетного учета в ФОИВах, которую делает Казначейство. Это все про то же ПП РФ 658, где вторым объектом централизации были закупки офисного ПО и ПО информационной безопасности. За которые отвечало, но так и не ответило Минкомсвязи.
Где-то в глухом закоулке министерского небоскреба в IQ-квартале Москва-сити, читая заметку Синуса, роняют скупую мужскую слезу (централизованную - одну на двоих) замминистра А.Соколов и директор департамента Д.Никитин...
https://www.cnews.ru/news/top/2019-10-01_kaznachejstvo_vzyalo_na_sebya
Рубрика "Циничное уточнение"
Циникс с уважением относится к каналу "Майский указ". Коллеги выполняют большую работу по мониторингу исполнения национальных проектов, не давая расслабиться ни федеральным, ни региональным чиновникам и доставая (в хорошем смысле слова) их всех своими регулярными неудобными запросами.
Но иногда за деревьями коллеги перестают видеть лес. Вот и еженедельный мониторинг госзакупок по нацпроектам, который ведется каналом, страдает от досадных неточностей. Пока в этом мониторинге не упоминалась нечужая Циниксу программа "Цифровая экономика", Циникс особо и не заморачивался с изучением этого мониторинга. Но вот последняя табличка с данными (к сожалению, некорректными) по госзакупкам в рамках нацпроектов и не очень корректный комментарий к этим данным заставили Циникса высказаться. Циникс надеется, что коллеги не обидятся на конструктивную критику и учтут ее в дальнейшем.
1. Про закупку Минэка на 511 млн рублей, которая представлена в мониторинге как самая крупная и единственная, относящаяся к программе ЦЭ. Во-первых, ни министр К.Носков, ни возглавляемое им Минкомсвязи к этой закупке никакого отношения не имеют. Это закупка самого Минэка по мероприятию, за которое именно Минэк и отвечает. Чтобы в этом убедиться, нужно посмотреть паспорт проекта "Цифровое госуправление". Во-вторых, это закупка на 2019-2020 гг., и на 2019 из суммы закупки приходится только 310 млн рублей, остальные 200+ млн будут расходоваться в 2020 году. И в-третьих, это далеко не единственная закупка по программе "Цифровая экономика" на неделе с 26.09 по 02.10 (на самом деле, по 30.09, потому что с 1 октября все закупки по лимитам 2019 года приостановлены - Циникс об этом уже не раз писал) - целый пакет закупок по ЦЭ на этой же неделе опубликовало Минкомсвязи - см. пункт 2.
2. Как и ожидалось, Минкомсвязи "под занавес" закупок 2019 года выдало целый залп "цифроэкономических" закупок. Практически все закупки последней недели сентября относятся к программе "Цифровая экономика". Всего за неделю Минкомсвязи объявило почти три десятка закупок по программе ЦЭ на сумму больше 3 млрд рублей (из них больше 20 закупок - в последний день, 30 сентября). Но из этих 3+ млрд на закупки 2019 года приходится немногим более 1,8 млрд, остальные деньги будут тратиться в 2020-2021 гг. (см. табличку с перечнем закупок ниже).

И вот здесь Циникс хочет раскрыть небольшой хинт, который позволит любому интересующемуся однозначно идентифицировать закупку, как относящуюся к нацпрограмме ЦЭ. Просто нужно смотреть не в предмет закупки, надеясь обнаружить там слова "цифровая экономика", а в КБК (код бюджетной классификации), который всегда приводится в нижней части страницы с информацией о закупке - в разделе "Начальная (максимальная) цена контракта", см. картинку ниже). Если примерно в середине строки КБК (совсем точно - на 11-ой позиции) имеется латинская буква "D", то эта закупка абсолютно точно относится к программе "Цифровая экономика". А цифра, следующая за буквой "D", указывает номер федерального проекта (1 - "Нормативное регулирование", 2 - "Информационная инфраструктура" и т.д.).
Forwarded from Майский указ
Новым лидером по объему закупок стал нацпроект «Цифровая экономика». Публикуем данные по госзакупкам, размещенным в рамках нацпроектов с 26 сентября по 2 октября.

На этой неделе число нацпроектов, в рамках которых размещаются заказы, достигло 10. Общая сумма заказов составляет 1 млрд 102 млн 974 тыс. 706 руб., что несколько меньше предыдущего значения. На первом месте, как отмечено выше, ЦЭ с суммой 511 млн рублей. По-прежнему в лидерах «Здравоохранение» – 223,9 млн и «Образование» – 210 млн руб.

«Наука» обойдется в 55,5 млн рублей, «Международная кооперация и экспорт» – 36 млн, БКАД – 29,9 млн, «Производительность труда» – 28,4 млн, «Демография» – 4,8 млн, «Культура» – 2,4 млн, и на «Экологию» выделено всего 447 тыс. 820 рублей.

Основной интерес, естественно, вызвала единственная закупка по нацпроекту «Цифровая экономика». Складывается впечатление, что подчиненные Константина Носкова решили купить все и сразу. Техническое задание представляет собой 222-страничный документ и предполагает огромный объем работ для исполнителя.

511 млн рублей будут потрачены на – внимание – выполнение работ, оказание услуг в интересах Министерства экономического развития РФ в рамках основного мероприятия «Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы Российской Федерации «Цифровая экономика Российской Федерации» по теме: «Выполнение работ, оказание услуг по экспертной и методологической поддержке внедрения новых принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Очень интересные закупки проводит татарстанское ООО «Национальный центр информатизации» – внучка Ростеха. В рамках регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» нацпроекта «Здравоохранение» в Новосибирской области и республике Северная Осетия осуществляет 3 закупки на общую сумму 56,4 млн руб. Во всех случаях участвует единственный поставщик, название которого не раскрывается.

Кстати, интерес вызывает и то, что среди государственных закупщиков присутствует юридическое лицо в форме ООО. Таких случаев за время наших исследований мы как-то не припомним.

Работники культуры не зря воспринимаются в обществе как тонкие и деликатные натуры. В рамках федпроекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» директор Клинской детской школы искусств им. П.И. Чайковского Александр Перловский заказал комплект струн для музыкальных инструментов. Бюджету «звенящие струны души» обойдутся всего в 447 рублей 28 копеек.

Директор ГУ «Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» Наталья Тонышева, уже знакомая по закупке одного смартфона в рамках реализации федпроекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование», теперь срочно нуждается в степлере стоимостью 9 тыс. 128 рублей. Закупка будет осуществлена по тому же проекту.
Обещанные картинки.
На первой - как узнать, что закупка относится к "Цифровой экономике".
Две следующие картинки - таблица закупок по ЦЭ, объявленных Минкомсвязью на прошедшей неделе.