Dietrich Bonhoeffer – Telegram
Dietrich Bonhoeffer
487 subscribers
69 photos
10 files
91 links
Этот канал посвящён жизни и теологии Дитриха Бонхеффера.

Сайт: https://goliafu.net

ТГ-канал с письмами Бонхёффера: https://news.1rj.ru/str/bonhoeffer_online
Download Telegram
Поездка в США

В абвере замечают неладное, находят деньги (взятку пограничникам), и Дитриху приходится уехать в США. На самом деле в США он уезжал летом 1939, вернувшись, вступил в абвер, а «операция 7» проводилась в 1941, но в фильме всё произошло наоборот: в США он оказался уже в самый разгар войны: в разговоре с пасторами в США он говорит о бесчинствах карательных отрядов в Киеве, а в это время происходит неудачная попытка взорвать Гитлера на выставке трофейного оружия. Это покушение произошло 21 марта 1943 года, т.е., и поездка Бонхёффера с США переехала с лета 1939 на весну 1943.

Бонхёффер из Нью-Йорка звонит по телефону в Берлин, обсуждает с Гансом фон Донаньи неудачный заговор (по международной линии, по обычному телефону!) и говорит, что возвращается домой. Проезжая через Лондон, он встречается с епископом Беллом, через которого просит у английского правительства помощи в организации покушения, однако там ему отказывают. И он возвращается в Берлин не в июле 1939, полный планов по сопротивлению, а в марте 1943, зная, что все покушения провалились и ресурсов больше нет. В следующем эпизоде нам уже показывают обыск в родительском доме и арест Дитриха.
👍4🤯1
Последние дни

Ни допросов, ни полутора лет тюрьмы в фильме нет. После ареста нам сразу показывают последние дни – и это, вместе с кадрами из детства, пожалуй, самые трогательные эпизоды (хотя по большей части тоже выдуманные). Один из конвоиров слышит молитву Дитриха ночью и после этого начинает ему симпатизировать. За этим следует сильная сцена: вечером перед казнью Дитрих совершает евхаристию, и к кружку приговорённых присоединяется тот самый конвоир. Один из арестантов говорит было, что это неправильно, но Дитрих отвечает: «Это не наш стол, это стол Господень, и Он пригласил всех нас». Конвоир причащается вместе с теми, кого он завтра должен будет казнить.
👍5
Казнь

В ночь перед казнью конвоир предлагает Дитриху сбежать, но тот отказывается, потому что тогда казнят его семью. На самом деле у Дитриха действительно был симпатизирующий ему тюремщик, который помогал ему передавать письма на волю, и осенью 1944 года Дитрих действительно готовил план побега, но отказался из страха навредить семье. Поскольку тюрьму в фильме не показали, этот отказ перенесли на время перед казнью.

Казнь показана коротко, без особенного пафоса. Но почему-то в Шёнеберге, хотя на самом деле Бонхёффера казнили в Флоссенбурге. Что помешало использовать правильное название – непонятно.
👍7🤯1
После казни идут несколько текстовых баннеров, в которых, в том числе, говорится, что остальных заключённых вскоре освободили. Это не совсем правда: большинство из них были тоже членами заговора, и их казнили вместе с Дитрихом в тот же день.

Упоминая наследие Бонхёффера, авторы говорят почему-то про 34 тома, хотя в последнем собрании сочинений 17 (18) томов. Не понимаю, откуда взялась цифра 34.

Завершается всё цитатой из декларации Мартина Нимёллера, в которой говорится о вине немецкой церкви, и финальными словами: «Никогда снова».
👍71
Русская озвучка (точнее, перевод) местами хромает.

Включая семинаристам хорал, Бонхёффер по-русски говорит: «Вам нужно евангелие», из-за чего складывается ощущение, что он «евангелием» называет афро-американские песнопения. Но в английском там «gospel», который можно перевести и как «евангелие» и как «госпел», т.е. жанр духовной христианской музыки, зародившийся в конце XIX века на юге США.

Или во время Евхаристии Бонхёффер, вспоминая Тайную Вечерю, говорит, что Христос «переломил» хлеб, а дальше сам его тоже «переломляет» (а не «преломляет»).

Я смотрел вот здесь (из России сайт не включается, нужно обходить). Возможно, где-то можно найти перевод получше.
👍7
Подведу итог

Как художественное произведение фильм хороший. Красиво снят, неплохие актёры, интересный сюжет, сильные сцены.

Как биография фильм никуда не годится. Изменено всё, что можно было изменить: даты, места, порядок событий, сами события. 90% сценария – выдумка. Почти все сильные слова, сказанные Бонхёффером, он на самом деле не говорил. Почти все сильные сцены – фантазии сценаристов.

Иногда замысел авторов фильма можно понять – они пытались сделать фильм более наглядным, а сценарий более интересным (с другой стороны, неужели им реальная биография Бонхёффера показалась скучной?). Но иногда совершенно непонятно, зачем перевирать. Например, в чём была проблема назвать настоящее место казни? Это ведь никак не влияет на сюжет, просто поменять табличку на стене дома.

В целом мне кажется, что фильм посмотреть стоит. Вымышленный Дитрих – вполне симпатичный, особенно если смотреть на него именно как на художественного персонажа. Да и подумать после просмотра тоже есть о чём.
🕊16👍54🙏2😢1
Бонхёффер_биография_сравнительная_таблица.pdf
102.6 KB
Сравнительная таблица. Биография Бонхёффера: реальность vs фильм.

Возможно, в будущем можно будет ещё что-то дополнить, но пока вышло так.
5👍5
Bonhöffers Entwicklung.xlsx
41.4 KB
А вот это большая таблица для тех, кто хотел бы вникнуть подробнее.

В ней несколько вкладок:

Биография: таблица на русском (перевод)

Allgemeines: общая таблица на немецком (оригинал, взята из приложений к биографии Бонхёффера, составленной Э. Бетге, и местами мною дополнена)

Theologie: здесь я помечал себе датировки разных документов, которые меня интересовали во время исследований.

Фильм: та же таблица, что и выше в PDF (зато здесь с возможностью самостоятельно что-то дописать / исправить).
6🔥3👍1
«Обретение прозрачности» vs «этика мгновения»: Думитру Станилоае и Дитрих Бонхеффер в поисках ответов на вызовы времени

Онлайн-беседа по материалам 55 выпуска журнала «Вестник Свято-Филаретовского института»

Участники:

Священник Игорь Иванов, кандидат философских наук, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент, главный редактор научного журнала «Труды и переводы», переводчик трудов отца Думитру Станилоаэ (Санкт-Петербург, Россия)

Константин Чобану, независимый исследователь, соавтор статьи Антитеза «прозрачность/непрозрачность» в богословской мысли священника Думитру Станилоае (Кишинёв, Молдавия)

Дмитрий Лебедев, аспирант ПСТГУ, автор статьи «Этика мгновения» в ранних работах Дитриха Бонхёффера» (55 выпуск Вестника СФИ) (Москва, Россия)

Юлия Штонда, кандидат филологических наук, старший преподаватель Свято-Филаретовского института, редактор журнала Вестник Свято-Филаретовского института, автор статьи Концепция «безрелигиозного христианства» Дитриха Бонхёффера как ответ на вызовы времени (35 выпуск Вестника СФИ) (Москва, Россия)

Ведущая: Юлия Балакшина, доктор филологических наук, заместитель главного редактора журнала «Вестник Свято-Филаретовского института», доцент РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Вопросы для обсуждения:
1. Какой вызов своего времени Станилоае и Бонхеффер воспринимали как самый острый?
2. Какой образ поведения христианина может, с точки зрения этих богословов, быть ответом на вызовы времени?
3. В чем оригинальность богословской мысли Думитру Станилоае и Дитриха Бонхеффера?

Ссылки на запись трансляции:
ВК https://vk.com/video-117974920_456239465
Рутуб https://rutube.ru/video/9d181d0620f6598b3d7eca1f0e1741ae/
Ютуб https://youtu.be/TTZqNPX1eJo
🔥11
Очень интересно, чем руководствовались отечественные прокатчики фильма "Бонхеффер" (который, судя по отзывам, представляет собой даже не вольную интерпретацию биографии теолога и философа, а скорее фантазию на тему), когда вырезали из оригинального постера актера Йонаса Дасслера, исполняющего главную роль, и вставили на его место Августа Диля. Получается нелепость: под жирными буквами "БОНХЕФФЕР" - вовсе не Бонхеффер, а Мартин Нимеллер. Хотя что это я - вполне понятно, чем они руководствовались. Опять Воланд вмешался
🤣75😱5
Фильм (см. пост выше) смотреть, конечно, пойду - хотя бы из любопытства. Но относиться к нему непредвзято будет довольно сложно, даже если не брать в расчет обстоятельный разбор Дм. Лебедева, в первую очередь, а также другие отзывы критиков. Достаточно и этого откровенно популистского слогана - понятно, что из Бонхеффера сделали комиксовую фигуру. Пастор - ок, вопросов нет. Шпион? Ну... можно, конечно, и так сказать при желании, но это будет предполагать уже немалую степень популистского искажения. Убийца? Это просто враньё. Ни в каком смысле это слово к Бонхефферу не применимо, не нужно особенно глубоких познаний, чтобы в этом убедиться. Бонхеффер, конечно, фигура парадоксальная, вся его жизнь прошла на разломе, в пространстве мучительного выбора, и в этом, можно сказать, заключается его посмертная трагедия уже в качестве фигуры истории философско-богословской мысли. Даже серьезная литература о Бонхеффере полнится разного рода упрощениями и ярлыками ("либерал", "консерватор", "мученик", "модернист"), за которыми далеко не всегда заметен весь масштаб этой противоречивой личности. Почти вся известная мне литература о Бонхеффере в той или иной степени тенденциозна. И всё-таки, если говорить о кино - я считаю, что человек, который сидел в тюрьме и принял смерть за свою честность и смелость, пытался понять, где проходит граница между грехом и ответственностью, предвосхитил в своих размышлениях весь богословский контекст второй половины ХХ века - заслуживает большего, чем просто набор медийных клише.
16
Работа над книгой «Жить вместе. Письма братству Финкенвальде» подходит к концу. Получили вёрстку, вносим последние правки. И размышляем над вариантами обложки.
32👍5
Ходатайственная молитва (Fürbitte)

Ходатайственная молитва есть не что иное, как поставление брата перед Богом: мы видим его, слабого человека, грешника, нуждающегося в милости, у подножья Креста Христова. Тут исчезает всё, что нас от него отвращало, тут мы начинаем видеть его нужду и его беду. Груз его нужд и грехов предстаёт перед нами так отчётливо, что мы ощущаем их как свои собственные. И тогда нам уже не остаётся ничего другого, кроме как воззвать: «Господи, действуй Сам, один на один с ним, по твоей строгости и твоей милости» . Молиться за брата означает предоставить брату то же самое право, что получили и мы: право предстоять Христу и причащаться Его милосердия.


Бонхёффер Д.
Жить вместе. Письма братству Финкенвальде. С. 142.
13👍5👏1