Финансирование образования Казахстана за последние 20 лет
Некоторые интересные моменты:
✅ В первые годы экономического бума, с 2000 по 2007 год, в Казахстане бюджет, выделяемый на образование имел постоянную тенденцию к увеличению. Вплоть до 80%-го увеличения за год в некоторые года. Это видно на инфографике.
✅ Эта тенденция роста замедлилась в 2008 году, в год мирового финансового кризиса и падения цен на нефть до 30 долларов за баррель. Более того, в 2010 году бюджет вообще не увеличился, хотя цена на нефть выросла до 100 долларов за баррель.
✅ Расходы бюджета снова начали увеличиваться в 2011 и 2012 годах, в основном, вероятно, за счет пополнения бюджета петродолларами.
✅2013-2018 годы можно считать периодом стагнации для сферы образования. Бюджетные дотации оставались на прежнем уровне в тенговом выражении, а в долларовом выражении соответсвенно сократились. Этот период нуждается в дальнейшем детальном анализе и в будущем на этом канале выйдут аналитические посты об этом.
✅ Радует, что с 2020 года бюджетное внимание к сфере образования значительно увеличилось. Полагаю, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы.
✅ В настоящее время Казахстан тратит до 5% ВВП на образование. В перспективе ожидается, что через 5 лет этот показатель вырастет до 7%.
Это вводные данные по этой сфере, последующие публикации будут исследовать определенные аспекты образовательной сферы Казахстана и сравнивать их с мировыми показателями.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Некоторые интересные моменты:
✅ В первые годы экономического бума, с 2000 по 2007 год, в Казахстане бюджет, выделяемый на образование имел постоянную тенденцию к увеличению. Вплоть до 80%-го увеличения за год в некоторые года. Это видно на инфографике.
✅ Эта тенденция роста замедлилась в 2008 году, в год мирового финансового кризиса и падения цен на нефть до 30 долларов за баррель. Более того, в 2010 году бюджет вообще не увеличился, хотя цена на нефть выросла до 100 долларов за баррель.
✅ Расходы бюджета снова начали увеличиваться в 2011 и 2012 годах, в основном, вероятно, за счет пополнения бюджета петродолларами.
✅2013-2018 годы можно считать периодом стагнации для сферы образования. Бюджетные дотации оставались на прежнем уровне в тенговом выражении, а в долларовом выражении соответсвенно сократились. Этот период нуждается в дальнейшем детальном анализе и в будущем на этом канале выйдут аналитические посты об этом.
✅ Радует, что с 2020 года бюджетное внимание к сфере образования значительно увеличилось. Полагаю, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы.
✅ В настоящее время Казахстан тратит до 5% ВВП на образование. В перспективе ожидается, что через 5 лет этот показатель вырастет до 7%.
Это вводные данные по этой сфере, последующие публикации будут исследовать определенные аспекты образовательной сферы Казахстана и сравнивать их с мировыми показателями.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
🔥20👍8😱3👏1😁1
Достаточно ли средств Казахстан тратит на образование?
Казахстан – многонациональная страна, насчитывающая более 100 этносов и 18 конфессий. Страна занимает 9-е место в мире по площади и 17-е место по средней плотности населения - 7 человек на квадратный километр.
За первое десятилетие независимости с 1991 по 2001 год численность населения уменьшилась на 1,6 млн человек (9,7%).
Рост населения начался с 2002 года. В среднем годовой прирост составлял 1–2%. Мы выросли с самого низкого показателя за всю историю независимости в 14,9 млн человек в 2001 году до 19 млн человек в 2022 году, что на текущий момент является самым высоким показателем в истории независимой страны.
По оценке ЮНФПА в 2019 г., при такой тенденции роста население Казахстана приблизится к 20 млн к 2025 г. и к 25 млн к 2050 г. С одной стороны, положительная тенденция, с другой, нам все же до перенаселения далеко.
Теперь давайте проанализируем, как изменялась динамика расходов на образование в этот период.
Если прирост населения в большей степени зависел от естественной рождаемости, то расходы на образование зависели от экономического состояния страны и периода реформирования системы образования.
В инфографике показаны расходы республиканского бюджета на образование в тенге тенге и эквивалент в долларах (курс соответствует году) за последние 20 лет. Затраты всегда росли, за исключением снижения на 14% в 2017 году. Угадайте, почему они уменьшились в 2017 году? Подсказка – международные амбиции за счет экономии на социальной сфере. Мы еще напишем об этом проекте, стоимость которого равнялась затратам бюджета на сферу образования за 2 года.
В долларовом выражении 2013–2018 годы находились в неуклонном снижении из-за девальвации тенге и недостаточного выделения средств в бюджет образования.
На данный момент трудно сопоставить две переменные, численность населения и расходы бюджета на образование. Для регрессионного анализа недостаточно данных. Но то, что мы видим в случае долларовых расходов на образование и численности населения, корреляция двух показателей становится ощутимой, когда бюджет образования был увеличен в 4 раза в 2018 года (71%).
Благодаря принятой в 2019 году новой государственной программы развития образования и науки в РК на 2020–2025 годы, страна стала уделять большее внимание этой отрасли .
Это, однозначно, положительный тренд, что расходы бюджета на образование сейчас догоняют 5% от ВВП, что является средним показателем по миру и прогнозируется увеличение до 7% к 2025 году. Но нас печалит эта яма на инфографике с 2013 по 2019 год, сколько возможностей для создания человеческого капитала было упущено и сейчас мы пожинаем свои плоды:
• нехватка школьных мест (по 40 детей в классе, обучение в 3–4 смены, обучение разных классов (3–4 класс, например) в одном помещении)
• нехватка высококвалифицированных кадров в сфере начального, среднего и высшего образования (особенно в регионах)
• низкий или недостаточный уровень инфраструктуры в школах
• отсутствие возможности интегрировать детей и студентов с особенными потребностями в обычные школы и университеты (инклюзия)
• низкие зарплаты педагогов и администраторов в школах
• низкий социальный статус педагогов
• низкая мотивация молодежи идти в профессию
• высокий уровень коррупции во всех сферах образования
• высокий уровень подросткового суицида при недостаточном количестве школьных и университетских психологов на местах
• отсутствие логистической инфраструктуры в регионах для того, чтобы дети безопасно могли добираться до школы и т. д.
И все это на фоне поощрения многодетности в стране и неустанно растущего населения…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Казахстан – многонациональная страна, насчитывающая более 100 этносов и 18 конфессий. Страна занимает 9-е место в мире по площади и 17-е место по средней плотности населения - 7 человек на квадратный километр.
За первое десятилетие независимости с 1991 по 2001 год численность населения уменьшилась на 1,6 млн человек (9,7%).
Рост населения начался с 2002 года. В среднем годовой прирост составлял 1–2%. Мы выросли с самого низкого показателя за всю историю независимости в 14,9 млн человек в 2001 году до 19 млн человек в 2022 году, что на текущий момент является самым высоким показателем в истории независимой страны.
По оценке ЮНФПА в 2019 г., при такой тенденции роста население Казахстана приблизится к 20 млн к 2025 г. и к 25 млн к 2050 г. С одной стороны, положительная тенденция, с другой, нам все же до перенаселения далеко.
Теперь давайте проанализируем, как изменялась динамика расходов на образование в этот период.
Если прирост населения в большей степени зависел от естественной рождаемости, то расходы на образование зависели от экономического состояния страны и периода реформирования системы образования.
В инфографике показаны расходы республиканского бюджета на образование в тенге тенге и эквивалент в долларах (курс соответствует году) за последние 20 лет. Затраты всегда росли, за исключением снижения на 14% в 2017 году. Угадайте, почему они уменьшились в 2017 году? Подсказка – международные амбиции за счет экономии на социальной сфере. Мы еще напишем об этом проекте, стоимость которого равнялась затратам бюджета на сферу образования за 2 года.
В долларовом выражении 2013–2018 годы находились в неуклонном снижении из-за девальвации тенге и недостаточного выделения средств в бюджет образования.
На данный момент трудно сопоставить две переменные, численность населения и расходы бюджета на образование. Для регрессионного анализа недостаточно данных. Но то, что мы видим в случае долларовых расходов на образование и численности населения, корреляция двух показателей становится ощутимой, когда бюджет образования был увеличен в 4 раза в 2018 года (71%).
Благодаря принятой в 2019 году новой государственной программы развития образования и науки в РК на 2020–2025 годы, страна стала уделять большее внимание этой отрасли .
Это, однозначно, положительный тренд, что расходы бюджета на образование сейчас догоняют 5% от ВВП, что является средним показателем по миру и прогнозируется увеличение до 7% к 2025 году. Но нас печалит эта яма на инфографике с 2013 по 2019 год, сколько возможностей для создания человеческого капитала было упущено и сейчас мы пожинаем свои плоды:
• нехватка школьных мест (по 40 детей в классе, обучение в 3–4 смены, обучение разных классов (3–4 класс, например) в одном помещении)
• нехватка высококвалифицированных кадров в сфере начального, среднего и высшего образования (особенно в регионах)
• низкий или недостаточный уровень инфраструктуры в школах
• отсутствие возможности интегрировать детей и студентов с особенными потребностями в обычные школы и университеты (инклюзия)
• низкие зарплаты педагогов и администраторов в школах
• низкий социальный статус педагогов
• низкая мотивация молодежи идти в профессию
• высокий уровень коррупции во всех сферах образования
• высокий уровень подросткового суицида при недостаточном количестве школьных и университетских психологов на местах
• отсутствие логистической инфраструктуры в регионах для того, чтобы дети безопасно могли добираться до школы и т. д.
И все это на фоне поощрения многодетности в стране и неустанно растущего населения…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍24⚡2🔥2
Изменения в стипендиях и прожиточном минимуме за 10-летие
• Прожиточный минимум увеличивался в среднем на 9% в год в период 2013–2022гг. В то время как изменения стипендий различались по их типам.
• В 2013 году все размеры стипендий остались на уровне 2012 года; при этом прожиточный минимум увеличился на 6%.
• В 2014 году ко всем стипендиям было применено увеличение на 10%, а в 2015 году — на 25%. Также в 2015 году впервые отдельно определена стипендия магистранта Назарбаев Университета в размере 100 тысяч тенге, что в два раза превышает размер регулярной стипендии магистранта других вузов.
• В 2016–2019 гг. никаких изменений в размере стипендий не применялось, а прожиточный минимум увеличивался в среднем на 9% в год. В то время как 2016–2019 годы были стагнационными в плане выделения бюджетных денег на образование. Догадайтесь почему?
• Существенное увеличение стипендий мы видим с 2020 г. 25% прибавки коснулись всех стипендий. При этом прожиточный минимум увеличился на 12%.
• Более того, в том же году произошло еще два важных изменения. Впервые стипендия для студентов-педагогов была выделена в отдельную категорию и применена 100-процентная надбавка с 21 тыс. до 42 тыс. тенге. Размер докторской стипендии увеличен на 83% с 82 тыс. до 150 тыс. т. Но даже это, на наш взгляд, не является сильным стимулом идти в эту сферу, поскольку тут только на выживание и хватает. Это при том, что возраст докторанта таков, что чаще всего уже есть семья и дети. В большинстве случаев докторанты вынуждены подрабатывать где-то еще, что неминуемо сказывается на качестве их обучения.
• Увеличение размера стипендии продолжилось и в последующие годы: в 2021 г. в диапазоне 15–25% и в 2022 г. в диапазоне 4–17%. При этом прожиточный минимум увеличился на 18% и 13% соответственно.
• В целом за последнее десятилетие все стипендии увеличивались в среднем на 9% в год, что соответствует тому же диапазону среднего роста прожиточного минимума. За исключением педагогической стипендии, в среднем она увеличилась вдвое, а докторантуры – на 15%.
• Прожиточный минимум увеличивался в среднем на 9% в год в период 2013–2022гг. В то время как изменения стипендий различались по их типам.
• В 2013 году все размеры стипендий остались на уровне 2012 года; при этом прожиточный минимум увеличился на 6%.
• В 2014 году ко всем стипендиям было применено увеличение на 10%, а в 2015 году — на 25%. Также в 2015 году впервые отдельно определена стипендия магистранта Назарбаев Университета в размере 100 тысяч тенге, что в два раза превышает размер регулярной стипендии магистранта других вузов.
• В 2016–2019 гг. никаких изменений в размере стипендий не применялось, а прожиточный минимум увеличивался в среднем на 9% в год. В то время как 2016–2019 годы были стагнационными в плане выделения бюджетных денег на образование. Догадайтесь почему?
• Существенное увеличение стипендий мы видим с 2020 г. 25% прибавки коснулись всех стипендий. При этом прожиточный минимум увеличился на 12%.
• Более того, в том же году произошло еще два важных изменения. Впервые стипендия для студентов-педагогов была выделена в отдельную категорию и применена 100-процентная надбавка с 21 тыс. до 42 тыс. тенге. Размер докторской стипендии увеличен на 83% с 82 тыс. до 150 тыс. т. Но даже это, на наш взгляд, не является сильным стимулом идти в эту сферу, поскольку тут только на выживание и хватает. Это при том, что возраст докторанта таков, что чаще всего уже есть семья и дети. В большинстве случаев докторанты вынуждены подрабатывать где-то еще, что неминуемо сказывается на качестве их обучения.
• Увеличение размера стипендии продолжилось и в последующие годы: в 2021 г. в диапазоне 15–25% и в 2022 г. в диапазоне 4–17%. При этом прожиточный минимум увеличился на 18% и 13% соответственно.
• В целом за последнее десятилетие все стипендии увеличивались в среднем на 9% в год, что соответствует тому же диапазону среднего роста прожиточного минимума. За исключением педагогической стипендии, в среднем она увеличилась вдвое, а докторантуры – на 15%.
👍9
Продолжение…
• Тот факт, что мы сравниваем стипендии с прожиточными МИНИМУМОМ уже говорит о многом, потому как даже в маленьких городах на эти деньги можно прожить только если есть свое жилье.
• Закончить мы хотим цитатой, которая висит напоминанием в В Стелленбосском университете, расположенном в ЮАР:
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации».
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
• Тот факт, что мы сравниваем стипендии с прожиточными МИНИМУМОМ уже говорит о многом, потому как даже в маленьких городах на эти деньги можно прожить только если есть свое жилье.
• Закончить мы хотим цитатой, которая висит напоминанием в В Стелленбосском университете, расположенном в ЮАР:
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации».
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍22🔥2
Затраты на ученика НИШ vs. затраты на ученика общеобразовательной школы.
Кейс 1: Астана - Часть 1
В этом году образовательный проект АО "Назарбаев Интеллектуальные Школы" празднует свое 15-летие.
Краткая справка: проект был создан по инициативе первого Президент страны, Назарбаева Н.А., в 2008 году.
Цель создания: "НИШ призваны стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ по уровням: начальная школа (в том числе дошкольное воспитание и обучение), основная школа и старшая школа". (цитата с сайт nis.edu.kz).
Отличительной чертой этой формы школы является тотальная автономность и академическая свобода, которая гарантирована Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», который был принят 19 января 2011 года.
"Данный статус подразумевает право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к вступительным экзаменам, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации и другое. Принцип академической свободы позволит ускорить разработку и апробацию новых программ, модернизацию системы среднего образования". (цитата с сайта nis.edu.kz)
Давайте взглянем на затраты подушевого финансирования 1 школьника общеобразовательной системы РК и обучения 1 школьника НИШ в за последнее десятилетие. Все допущения по методологии поиска статистических данных будут озвучены в конце публикации.
На обоих графиках (в тенге - часть 1 и долларах - часть 2) отчетливо виден тренд на снижение финансирования НИШ. Если в 2013 году обычному школьнику Астаны доставалось чуть больше 5% финансирования НИШевца, то сейчас уже стабильные 50%.
Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Кейс 1: Астана - Часть 1
В этом году образовательный проект АО "Назарбаев Интеллектуальные Школы" празднует свое 15-летие.
Краткая справка: проект был создан по инициативе первого Президент страны, Назарбаева Н.А., в 2008 году.
Цель создания: "НИШ призваны стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ по уровням: начальная школа (в том числе дошкольное воспитание и обучение), основная школа и старшая школа". (цитата с сайт nis.edu.kz).
Отличительной чертой этой формы школы является тотальная автономность и академическая свобода, которая гарантирована Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», который был принят 19 января 2011 года.
"Данный статус подразумевает право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к вступительным экзаменам, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации и другое. Принцип академической свободы позволит ускорить разработку и апробацию новых программ, модернизацию системы среднего образования". (цитата с сайта nis.edu.kz)
Давайте взглянем на затраты подушевого финансирования 1 школьника общеобразовательной системы РК и обучения 1 школьника НИШ в за последнее десятилетие. Все допущения по методологии поиска статистических данных будут озвучены в конце публикации.
На обоих графиках (в тенге - часть 1 и долларах - часть 2) отчетливо виден тренд на снижение финансирования НИШ. Если в 2013 году обычному школьнику Астаны доставалось чуть больше 5% финансирования НИШевца, то сейчас уже стабильные 50%.
Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
❤4👏4👍2🔥1
Затраты на ученика НИШ vs. затраты на ученика общеобразовательной школы.
Кейс 1: Астана - Часть 2
Переломным моментом для школьников общеобразовательной системы стал 2020 год. Затраты на "обычного" школьника увеличились почти на 60% по сравнению с предыдущим 2019 годом. При этом затраты на НИШевца в тот же год упали на 20 % по отношению к 2019 году. На текущий момент данные тренды сохраняются, но в более плавных тонах: увеличение финансирования школьников общеобразовательных школ и уменьшение финансирования НИШевцев.
2020 год - это сам по себе отдельный кейс для изучения и последующих публикаций. Пандемия, тотальный провал онлайн обучения, осознание низкой цифровой граматоности и цифровых возможностей населения, да еще и целый новый Президент страны.
Примечателен тот факт, что с момента создания данного инновационного проекта, который призван обеспечить тотальную меритократию в сфере образования и послужить социальным лифтом для самых умных и трудолюбивых школьников Казахстана за счет элитарного полного образовательного пансиона от государства, результаты казахстанских школьников на международной арене пока не радуют.
*Для расчета сумм расходов использованы затраты региональных бюджетов на образование под администрированием управления образования города Астана.
*Для расчета количества учеников 7-11 классов применена следующая формула:
x = z/y*n,
где
x - количество учеников 7-11 классов
y - количество детей в возрасте от 6 до 18 лет
z - количество детей от 13 до 18 лет
n - общее количество школьников
Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Кейс 1: Астана - Часть 2
Переломным моментом для школьников общеобразовательной системы стал 2020 год. Затраты на "обычного" школьника увеличились почти на 60% по сравнению с предыдущим 2019 годом. При этом затраты на НИШевца в тот же год упали на 20 % по отношению к 2019 году. На текущий момент данные тренды сохраняются, но в более плавных тонах: увеличение финансирования школьников общеобразовательных школ и уменьшение финансирования НИШевцев.
2020 год - это сам по себе отдельный кейс для изучения и последующих публикаций. Пандемия, тотальный провал онлайн обучения, осознание низкой цифровой граматоности и цифровых возможностей населения, да еще и целый новый Президент страны.
Примечателен тот факт, что с момента создания данного инновационного проекта, который призван обеспечить тотальную меритократию в сфере образования и послужить социальным лифтом для самых умных и трудолюбивых школьников Казахстана за счет элитарного полного образовательного пансиона от государства, результаты казахстанских школьников на международной арене пока не радуют.
*Для расчета сумм расходов использованы затраты региональных бюджетов на образование под администрированием управления образования города Астана.
*Для расчета количества учеников 7-11 классов применена следующая формула:
x = z/y*n,
где
x - количество учеников 7-11 классов
y - количество детей в возрасте от 6 до 18 лет
z - количество детей от 13 до 18 лет
n - общее количество школьников
Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍6🔥4❤2
Затраты на ученика НИШ vs. затраты на ученика общеобразовательной школы.
Кейс 1: Астана - Часть 3
Так, если брать результаты данных PISA, то общий тренд последнего десятилетия идет на ухудшение.
PISA - это международное сопоставительное исследование навыков 15-летних подростков по чтению, математике и естествознанию. PISA проводится ОЭСР примерно каждые три года.
Исследование стартовало в 2000г., Казахстан участвует в нем с 2009г. Всего в стране было проведено 4 среза знаний: 2009, 2012, 2018, 2022 (данные будут доступны в декабре 2023).
За все время участия казахстанским школьникам так и не удалось преодолеть пороговый уровень функциональный грамотности по всем 3 направлениям PISA:
1. Результаты по естественнонаучной грамотности в разрезе циклов по Казахстану (в балах): 400 (2009), 425 (2012), 397 (2018). При том, что средний был ОЭСР за те же годы: 501 (2009), 501 (2012), 489 (2018).
2. Результаты по читательской грамотности в разрезе циклов по Казахстану (в балах): 390 (2009), 393 (2012), 387 (2018). При этом средний бал стран ОЭСР за те де годы значительно превосходит казахстанских детей: 493 (2009), 496 (2012), 487 (2018).
3. Результаты математической грамотности Казахстана (в балах): 405 (2009), 432 (2012), 423 (2018).
❗️И тут невольно перед читателем встает несколько вопросов одновременно:
1. Почему за 10 лет существования НИШ это никак не отразилось на средних результатах функциональной грамотности всей страны при тестировании? И какая разницах в балах между НИШевцем и обычным школьником?
2. Есть ли прямая связь между финансированием образования и его уровнем в стране? В теории должно быть так, но казахстанский кейс доказывает обратное. Тогда где зарыта та самая собака?
3. НИШ себя именует площадкой для создания, апробации и внедрения передовых методик образования в масштабах страны. Началось ли внедрение всего того, что было за 15 лет разработано НИШ в стенах общеобразовательных школ? Если да, то где результат? Если нет, то когда?
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Кейс 1: Астана - Часть 3
Так, если брать результаты данных PISA, то общий тренд последнего десятилетия идет на ухудшение.
PISA - это международное сопоставительное исследование навыков 15-летних подростков по чтению, математике и естествознанию. PISA проводится ОЭСР примерно каждые три года.
Исследование стартовало в 2000г., Казахстан участвует в нем с 2009г. Всего в стране было проведено 4 среза знаний: 2009, 2012, 2018, 2022 (данные будут доступны в декабре 2023).
За все время участия казахстанским школьникам так и не удалось преодолеть пороговый уровень функциональный грамотности по всем 3 направлениям PISA:
1. Результаты по естественнонаучной грамотности в разрезе циклов по Казахстану (в балах): 400 (2009), 425 (2012), 397 (2018). При том, что средний был ОЭСР за те же годы: 501 (2009), 501 (2012), 489 (2018).
2. Результаты по читательской грамотности в разрезе циклов по Казахстану (в балах): 390 (2009), 393 (2012), 387 (2018). При этом средний бал стран ОЭСР за те де годы значительно превосходит казахстанских детей: 493 (2009), 496 (2012), 487 (2018).
3. Результаты математической грамотности Казахстана (в балах): 405 (2009), 432 (2012), 423 (2018).
❗️И тут невольно перед читателем встает несколько вопросов одновременно:
1. Почему за 10 лет существования НИШ это никак не отразилось на средних результатах функциональной грамотности всей страны при тестировании? И какая разницах в балах между НИШевцем и обычным школьником?
2. Есть ли прямая связь между финансированием образования и его уровнем в стране? В теории должно быть так, но казахстанский кейс доказывает обратное. Тогда где зарыта та самая собака?
3. НИШ себя именует площадкой для создания, апробации и внедрения передовых методик образования в масштабах страны. Началось ли внедрение всего того, что было за 15 лет разработано НИШ в стенах общеобразовательных школ? Если да, то где результат? Если нет, то когда?
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍18🔥4🤡4👏2
Ремарка по НИШ до нового поста
До поста маленькая ремарка по последней публикации. По итогам предыдущего поста разгорелись нешуточные баталии. Очевидно, что писали в основном бывшие учащиеся, их близкие и сотрудники НИШа, и даже сотрудники Министерства образования.
Аргумент был один - "НИШ хорошая школа и там качественные выпускники" - писали мне сами выпускники, уже живущие и работающие не в Казахстане.
Давайте поверим им на слово, представим, что все международные системы оценки знаний - филькина грамота, а учащиеся НИШ уровнем выше, чем любой ученик РК. Мы правда допускаем такую мысль, потому как на республиканских олимпиадах у них приличные показатели.
Но основная мысль поста была в том, что НИШ - это государство в государстве. Это определенная каста умных детей, которые скорее всего поступят за границу и реализуют себя там, принося плоды своих знаний и умений другой стране.
И учитывая, что эти дети с 7 по 12 класс находятся на полном пансионе государства, то есть содержаться на наших с вами налогах, справедливо требовать от системы образования мультипликации этого опыта на страну и других казахстанских школьников:
1. Болашакеров за 1 или 2 года магистратуры обязывают пройти 5 лет отработки по специальности на территории страны, так как их обучали на гос.деньги. Почему НИШ после 5 лет гос.пансиона не обязывают ни к чему? Мы же воспитываем качественнных кадров другим странам.
2. Сам НИШ, согласно информации на сайте, считает себя инновационной площадкой по апробации новых методов преподавания до повышения качества образования к стране. Когда начнется эта обещанная ротация/передача всех ноу-хау детям остальных казахстанцев, которые своими налогами оплатили учебу НИШевцам? 15 лет существования приличный срок.
3. Почему нет ротации педагогов и администрации школ по Казахстану? Если педагог, администратор поднял уровень НИШа - пусть перейдет в другую гос.школу и применит опыт. Это справедливо, это же гос.деньги, то есть наши с вами, как народа. Это залог поднятия общего уровня образования в стране, а не создание отдельной касты прокаченных детей.
4. Ну и очень много вопросов к Jusan Holding, который финансирует НИШ и у которого сейчас идет затяжное судебное разбирательство с государством.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
До поста маленькая ремарка по последней публикации. По итогам предыдущего поста разгорелись нешуточные баталии. Очевидно, что писали в основном бывшие учащиеся, их близкие и сотрудники НИШа, и даже сотрудники Министерства образования.
Аргумент был один - "НИШ хорошая школа и там качественные выпускники" - писали мне сами выпускники, уже живущие и работающие не в Казахстане.
Давайте поверим им на слово, представим, что все международные системы оценки знаний - филькина грамота, а учащиеся НИШ уровнем выше, чем любой ученик РК. Мы правда допускаем такую мысль, потому как на республиканских олимпиадах у них приличные показатели.
Но основная мысль поста была в том, что НИШ - это государство в государстве. Это определенная каста умных детей, которые скорее всего поступят за границу и реализуют себя там, принося плоды своих знаний и умений другой стране.
И учитывая, что эти дети с 7 по 12 класс находятся на полном пансионе государства, то есть содержаться на наших с вами налогах, справедливо требовать от системы образования мультипликации этого опыта на страну и других казахстанских школьников:
1. Болашакеров за 1 или 2 года магистратуры обязывают пройти 5 лет отработки по специальности на территории страны, так как их обучали на гос.деньги. Почему НИШ после 5 лет гос.пансиона не обязывают ни к чему? Мы же воспитываем качественнных кадров другим странам.
2. Сам НИШ, согласно информации на сайте, считает себя инновационной площадкой по апробации новых методов преподавания до повышения качества образования к стране. Когда начнется эта обещанная ротация/передача всех ноу-хау детям остальных казахстанцев, которые своими налогами оплатили учебу НИШевцам? 15 лет существования приличный срок.
3. Почему нет ротации педагогов и администрации школ по Казахстану? Если педагог, администратор поднял уровень НИШа - пусть перейдет в другую гос.школу и применит опыт. Это справедливо, это же гос.деньги, то есть наши с вами, как народа. Это залог поднятия общего уровня образования в стране, а не создание отдельной касты прокаченных детей.
4. Ну и очень много вопросов к Jusan Holding, который финансирует НИШ и у которого сейчас идет затяжное судебное разбирательство с государством.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍27👏4❤3🔥1