Финансирование образования Казахстана за последние 20 лет
Некоторые интересные моменты:
✅ В первые годы экономического бума, с 2000 по 2007 год, в Казахстане бюджет, выделяемый на образование имел постоянную тенденцию к увеличению. Вплоть до 80%-го увеличения за год в некоторые года. Это видно на инфографике.
✅ Эта тенденция роста замедлилась в 2008 году, в год мирового финансового кризиса и падения цен на нефть до 30 долларов за баррель. Более того, в 2010 году бюджет вообще не увеличился, хотя цена на нефть выросла до 100 долларов за баррель.
✅ Расходы бюджета снова начали увеличиваться в 2011 и 2012 годах, в основном, вероятно, за счет пополнения бюджета петродолларами.
✅2013-2018 годы можно считать периодом стагнации для сферы образования. Бюджетные дотации оставались на прежнем уровне в тенговом выражении, а в долларовом выражении соответсвенно сократились. Этот период нуждается в дальнейшем детальном анализе и в будущем на этом канале выйдут аналитические посты об этом.
✅ Радует, что с 2020 года бюджетное внимание к сфере образования значительно увеличилось. Полагаю, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы.
✅ В настоящее время Казахстан тратит до 5% ВВП на образование. В перспективе ожидается, что через 5 лет этот показатель вырастет до 7%.
Это вводные данные по этой сфере, последующие публикации будут исследовать определенные аспекты образовательной сферы Казахстана и сравнивать их с мировыми показателями.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Некоторые интересные моменты:
✅ В первые годы экономического бума, с 2000 по 2007 год, в Казахстане бюджет, выделяемый на образование имел постоянную тенденцию к увеличению. Вплоть до 80%-го увеличения за год в некоторые года. Это видно на инфографике.
✅ Эта тенденция роста замедлилась в 2008 году, в год мирового финансового кризиса и падения цен на нефть до 30 долларов за баррель. Более того, в 2010 году бюджет вообще не увеличился, хотя цена на нефть выросла до 100 долларов за баррель.
✅ Расходы бюджета снова начали увеличиваться в 2011 и 2012 годах, в основном, вероятно, за счет пополнения бюджета петродолларами.
✅2013-2018 годы можно считать периодом стагнации для сферы образования. Бюджетные дотации оставались на прежнем уровне в тенговом выражении, а в долларовом выражении соответсвенно сократились. Этот период нуждается в дальнейшем детальном анализе и в будущем на этом канале выйдут аналитические посты об этом.
✅ Радует, что с 2020 года бюджетное внимание к сфере образования значительно увеличилось. Полагаю, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы.
✅ В настоящее время Казахстан тратит до 5% ВВП на образование. В перспективе ожидается, что через 5 лет этот показатель вырастет до 7%.
Это вводные данные по этой сфере, последующие публикации будут исследовать определенные аспекты образовательной сферы Казахстана и сравнивать их с мировыми показателями.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
🔥20👍8😱3👏1😁1
Достаточно ли средств Казахстан тратит на образование?
Казахстан – многонациональная страна, насчитывающая более 100 этносов и 18 конфессий. Страна занимает 9-е место в мире по площади и 17-е место по средней плотности населения - 7 человек на квадратный километр.
За первое десятилетие независимости с 1991 по 2001 год численность населения уменьшилась на 1,6 млн человек (9,7%).
Рост населения начался с 2002 года. В среднем годовой прирост составлял 1–2%. Мы выросли с самого низкого показателя за всю историю независимости в 14,9 млн человек в 2001 году до 19 млн человек в 2022 году, что на текущий момент является самым высоким показателем в истории независимой страны.
По оценке ЮНФПА в 2019 г., при такой тенденции роста население Казахстана приблизится к 20 млн к 2025 г. и к 25 млн к 2050 г. С одной стороны, положительная тенденция, с другой, нам все же до перенаселения далеко.
Теперь давайте проанализируем, как изменялась динамика расходов на образование в этот период.
Если прирост населения в большей степени зависел от естественной рождаемости, то расходы на образование зависели от экономического состояния страны и периода реформирования системы образования.
В инфографике показаны расходы республиканского бюджета на образование в тенге тенге и эквивалент в долларах (курс соответствует году) за последние 20 лет. Затраты всегда росли, за исключением снижения на 14% в 2017 году. Угадайте, почему они уменьшились в 2017 году? Подсказка – международные амбиции за счет экономии на социальной сфере. Мы еще напишем об этом проекте, стоимость которого равнялась затратам бюджета на сферу образования за 2 года.
В долларовом выражении 2013–2018 годы находились в неуклонном снижении из-за девальвации тенге и недостаточного выделения средств в бюджет образования.
На данный момент трудно сопоставить две переменные, численность населения и расходы бюджета на образование. Для регрессионного анализа недостаточно данных. Но то, что мы видим в случае долларовых расходов на образование и численности населения, корреляция двух показателей становится ощутимой, когда бюджет образования был увеличен в 4 раза в 2018 года (71%).
Благодаря принятой в 2019 году новой государственной программы развития образования и науки в РК на 2020–2025 годы, страна стала уделять большее внимание этой отрасли .
Это, однозначно, положительный тренд, что расходы бюджета на образование сейчас догоняют 5% от ВВП, что является средним показателем по миру и прогнозируется увеличение до 7% к 2025 году. Но нас печалит эта яма на инфографике с 2013 по 2019 год, сколько возможностей для создания человеческого капитала было упущено и сейчас мы пожинаем свои плоды:
• нехватка школьных мест (по 40 детей в классе, обучение в 3–4 смены, обучение разных классов (3–4 класс, например) в одном помещении)
• нехватка высококвалифицированных кадров в сфере начального, среднего и высшего образования (особенно в регионах)
• низкий или недостаточный уровень инфраструктуры в школах
• отсутствие возможности интегрировать детей и студентов с особенными потребностями в обычные школы и университеты (инклюзия)
• низкие зарплаты педагогов и администраторов в школах
• низкий социальный статус педагогов
• низкая мотивация молодежи идти в профессию
• высокий уровень коррупции во всех сферах образования
• высокий уровень подросткового суицида при недостаточном количестве школьных и университетских психологов на местах
• отсутствие логистической инфраструктуры в регионах для того, чтобы дети безопасно могли добираться до школы и т. д.
И все это на фоне поощрения многодетности в стране и неустанно растущего населения…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Казахстан – многонациональная страна, насчитывающая более 100 этносов и 18 конфессий. Страна занимает 9-е место в мире по площади и 17-е место по средней плотности населения - 7 человек на квадратный километр.
За первое десятилетие независимости с 1991 по 2001 год численность населения уменьшилась на 1,6 млн человек (9,7%).
Рост населения начался с 2002 года. В среднем годовой прирост составлял 1–2%. Мы выросли с самого низкого показателя за всю историю независимости в 14,9 млн человек в 2001 году до 19 млн человек в 2022 году, что на текущий момент является самым высоким показателем в истории независимой страны.
По оценке ЮНФПА в 2019 г., при такой тенденции роста население Казахстана приблизится к 20 млн к 2025 г. и к 25 млн к 2050 г. С одной стороны, положительная тенденция, с другой, нам все же до перенаселения далеко.
Теперь давайте проанализируем, как изменялась динамика расходов на образование в этот период.
Если прирост населения в большей степени зависел от естественной рождаемости, то расходы на образование зависели от экономического состояния страны и периода реформирования системы образования.
В инфографике показаны расходы республиканского бюджета на образование в тенге тенге и эквивалент в долларах (курс соответствует году) за последние 20 лет. Затраты всегда росли, за исключением снижения на 14% в 2017 году. Угадайте, почему они уменьшились в 2017 году? Подсказка – международные амбиции за счет экономии на социальной сфере. Мы еще напишем об этом проекте, стоимость которого равнялась затратам бюджета на сферу образования за 2 года.
В долларовом выражении 2013–2018 годы находились в неуклонном снижении из-за девальвации тенге и недостаточного выделения средств в бюджет образования.
На данный момент трудно сопоставить две переменные, численность населения и расходы бюджета на образование. Для регрессионного анализа недостаточно данных. Но то, что мы видим в случае долларовых расходов на образование и численности населения, корреляция двух показателей становится ощутимой, когда бюджет образования был увеличен в 4 раза в 2018 года (71%).
Благодаря принятой в 2019 году новой государственной программы развития образования и науки в РК на 2020–2025 годы, страна стала уделять большее внимание этой отрасли .
Это, однозначно, положительный тренд, что расходы бюджета на образование сейчас догоняют 5% от ВВП, что является средним показателем по миру и прогнозируется увеличение до 7% к 2025 году. Но нас печалит эта яма на инфографике с 2013 по 2019 год, сколько возможностей для создания человеческого капитала было упущено и сейчас мы пожинаем свои плоды:
• нехватка школьных мест (по 40 детей в классе, обучение в 3–4 смены, обучение разных классов (3–4 класс, например) в одном помещении)
• нехватка высококвалифицированных кадров в сфере начального, среднего и высшего образования (особенно в регионах)
• низкий или недостаточный уровень инфраструктуры в школах
• отсутствие возможности интегрировать детей и студентов с особенными потребностями в обычные школы и университеты (инклюзия)
• низкие зарплаты педагогов и администраторов в школах
• низкий социальный статус педагогов
• низкая мотивация молодежи идти в профессию
• высокий уровень коррупции во всех сферах образования
• высокий уровень подросткового суицида при недостаточном количестве школьных и университетских психологов на местах
• отсутствие логистической инфраструктуры в регионах для того, чтобы дети безопасно могли добираться до школы и т. д.
И все это на фоне поощрения многодетности в стране и неустанно растущего населения…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍24⚡2🔥2
Изменения в стипендиях и прожиточном минимуме за 10-летие
• Прожиточный минимум увеличивался в среднем на 9% в год в период 2013–2022гг. В то время как изменения стипендий различались по их типам.
• В 2013 году все размеры стипендий остались на уровне 2012 года; при этом прожиточный минимум увеличился на 6%.
• В 2014 году ко всем стипендиям было применено увеличение на 10%, а в 2015 году — на 25%. Также в 2015 году впервые отдельно определена стипендия магистранта Назарбаев Университета в размере 100 тысяч тенге, что в два раза превышает размер регулярной стипендии магистранта других вузов.
• В 2016–2019 гг. никаких изменений в размере стипендий не применялось, а прожиточный минимум увеличивался в среднем на 9% в год. В то время как 2016–2019 годы были стагнационными в плане выделения бюджетных денег на образование. Догадайтесь почему?
• Существенное увеличение стипендий мы видим с 2020 г. 25% прибавки коснулись всех стипендий. При этом прожиточный минимум увеличился на 12%.
• Более того, в том же году произошло еще два важных изменения. Впервые стипендия для студентов-педагогов была выделена в отдельную категорию и применена 100-процентная надбавка с 21 тыс. до 42 тыс. тенге. Размер докторской стипендии увеличен на 83% с 82 тыс. до 150 тыс. т. Но даже это, на наш взгляд, не является сильным стимулом идти в эту сферу, поскольку тут только на выживание и хватает. Это при том, что возраст докторанта таков, что чаще всего уже есть семья и дети. В большинстве случаев докторанты вынуждены подрабатывать где-то еще, что неминуемо сказывается на качестве их обучения.
• Увеличение размера стипендии продолжилось и в последующие годы: в 2021 г. в диапазоне 15–25% и в 2022 г. в диапазоне 4–17%. При этом прожиточный минимум увеличился на 18% и 13% соответственно.
• В целом за последнее десятилетие все стипендии увеличивались в среднем на 9% в год, что соответствует тому же диапазону среднего роста прожиточного минимума. За исключением педагогической стипендии, в среднем она увеличилась вдвое, а докторантуры – на 15%.
• Прожиточный минимум увеличивался в среднем на 9% в год в период 2013–2022гг. В то время как изменения стипендий различались по их типам.
• В 2013 году все размеры стипендий остались на уровне 2012 года; при этом прожиточный минимум увеличился на 6%.
• В 2014 году ко всем стипендиям было применено увеличение на 10%, а в 2015 году — на 25%. Также в 2015 году впервые отдельно определена стипендия магистранта Назарбаев Университета в размере 100 тысяч тенге, что в два раза превышает размер регулярной стипендии магистранта других вузов.
• В 2016–2019 гг. никаких изменений в размере стипендий не применялось, а прожиточный минимум увеличивался в среднем на 9% в год. В то время как 2016–2019 годы были стагнационными в плане выделения бюджетных денег на образование. Догадайтесь почему?
• Существенное увеличение стипендий мы видим с 2020 г. 25% прибавки коснулись всех стипендий. При этом прожиточный минимум увеличился на 12%.
• Более того, в том же году произошло еще два важных изменения. Впервые стипендия для студентов-педагогов была выделена в отдельную категорию и применена 100-процентная надбавка с 21 тыс. до 42 тыс. тенге. Размер докторской стипендии увеличен на 83% с 82 тыс. до 150 тыс. т. Но даже это, на наш взгляд, не является сильным стимулом идти в эту сферу, поскольку тут только на выживание и хватает. Это при том, что возраст докторанта таков, что чаще всего уже есть семья и дети. В большинстве случаев докторанты вынуждены подрабатывать где-то еще, что неминуемо сказывается на качестве их обучения.
• Увеличение размера стипендии продолжилось и в последующие годы: в 2021 г. в диапазоне 15–25% и в 2022 г. в диапазоне 4–17%. При этом прожиточный минимум увеличился на 18% и 13% соответственно.
• В целом за последнее десятилетие все стипендии увеличивались в среднем на 9% в год, что соответствует тому же диапазону среднего роста прожиточного минимума. За исключением педагогической стипендии, в среднем она увеличилась вдвое, а докторантуры – на 15%.
👍9
Продолжение…
• Тот факт, что мы сравниваем стипендии с прожиточными МИНИМУМОМ уже говорит о многом, потому как даже в маленьких городах на эти деньги можно прожить только если есть свое жилье.
• Закончить мы хотим цитатой, которая висит напоминанием в В Стелленбосском университете, расположенном в ЮАР:
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации».
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
• Тот факт, что мы сравниваем стипендии с прожиточными МИНИМУМОМ уже говорит о многом, потому как даже в маленьких городах на эти деньги можно прожить только если есть свое жилье.
• Закончить мы хотим цитатой, которая висит напоминанием в В Стелленбосском университете, расположенном в ЮАР:
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации».
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍22🔥2
Затраты на ученика НИШ vs. затраты на ученика общеобразовательной школы.
Кейс 1: Астана - Часть 1
В этом году образовательный проект АО "Назарбаев Интеллектуальные Школы" празднует свое 15-летие.
Краткая справка: проект был создан по инициативе первого Президент страны, Назарбаева Н.А., в 2008 году.
Цель создания: "НИШ призваны стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ по уровням: начальная школа (в том числе дошкольное воспитание и обучение), основная школа и старшая школа". (цитата с сайт nis.edu.kz).
Отличительной чертой этой формы школы является тотальная автономность и академическая свобода, которая гарантирована Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», который был принят 19 января 2011 года.
"Данный статус подразумевает право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к вступительным экзаменам, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации и другое. Принцип академической свободы позволит ускорить разработку и апробацию новых программ, модернизацию системы среднего образования". (цитата с сайта nis.edu.kz)
Давайте взглянем на затраты подушевого финансирования 1 школьника общеобразовательной системы РК и обучения 1 школьника НИШ в за последнее десятилетие. Все допущения по методологии поиска статистических данных будут озвучены в конце публикации.
На обоих графиках (в тенге - часть 1 и долларах - часть 2) отчетливо виден тренд на снижение финансирования НИШ. Если в 2013 году обычному школьнику Астаны доставалось чуть больше 5% финансирования НИШевца, то сейчас уже стабильные 50%.
Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Кейс 1: Астана - Часть 1
В этом году образовательный проект АО "Назарбаев Интеллектуальные Школы" празднует свое 15-летие.
Краткая справка: проект был создан по инициативе первого Президент страны, Назарбаева Н.А., в 2008 году.
Цель создания: "НИШ призваны стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ по уровням: начальная школа (в том числе дошкольное воспитание и обучение), основная школа и старшая школа". (цитата с сайт nis.edu.kz).
Отличительной чертой этой формы школы является тотальная автономность и академическая свобода, которая гарантирована Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», который был принят 19 января 2011 года.
"Данный статус подразумевает право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к вступительным экзаменам, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации и другое. Принцип академической свободы позволит ускорить разработку и апробацию новых программ, модернизацию системы среднего образования". (цитата с сайта nis.edu.kz)
Давайте взглянем на затраты подушевого финансирования 1 школьника общеобразовательной системы РК и обучения 1 школьника НИШ в за последнее десятилетие. Все допущения по методологии поиска статистических данных будут озвучены в конце публикации.
На обоих графиках (в тенге - часть 1 и долларах - часть 2) отчетливо виден тренд на снижение финансирования НИШ. Если в 2013 году обычному школьнику Астаны доставалось чуть больше 5% финансирования НИШевца, то сейчас уже стабильные 50%.
Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
❤4👏4👍2🔥1
Затраты на ученика НИШ vs. затраты на ученика общеобразовательной школы.
Кейс 1: Астана - Часть 2
Переломным моментом для школьников общеобразовательной системы стал 2020 год. Затраты на "обычного" школьника увеличились почти на 60% по сравнению с предыдущим 2019 годом. При этом затраты на НИШевца в тот же год упали на 20 % по отношению к 2019 году. На текущий момент данные тренды сохраняются, но в более плавных тонах: увеличение финансирования школьников общеобразовательных школ и уменьшение финансирования НИШевцев.
2020 год - это сам по себе отдельный кейс для изучения и последующих публикаций. Пандемия, тотальный провал онлайн обучения, осознание низкой цифровой граматоности и цифровых возможностей населения, да еще и целый новый Президент страны.
Примечателен тот факт, что с момента создания данного инновационного проекта, который призван обеспечить тотальную меритократию в сфере образования и послужить социальным лифтом для самых умных и трудолюбивых школьников Казахстана за счет элитарного полного образовательного пансиона от государства, результаты казахстанских школьников на международной арене пока не радуют.
*Для расчета сумм расходов использованы затраты региональных бюджетов на образование под администрированием управления образования города Астана.
*Для расчета количества учеников 7-11 классов применена следующая формула:
x = z/y*n,
где
x - количество учеников 7-11 классов
y - количество детей в возрасте от 6 до 18 лет
z - количество детей от 13 до 18 лет
n - общее количество школьников
Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Кейс 1: Астана - Часть 2
Переломным моментом для школьников общеобразовательной системы стал 2020 год. Затраты на "обычного" школьника увеличились почти на 60% по сравнению с предыдущим 2019 годом. При этом затраты на НИШевца в тот же год упали на 20 % по отношению к 2019 году. На текущий момент данные тренды сохраняются, но в более плавных тонах: увеличение финансирования школьников общеобразовательных школ и уменьшение финансирования НИШевцев.
2020 год - это сам по себе отдельный кейс для изучения и последующих публикаций. Пандемия, тотальный провал онлайн обучения, осознание низкой цифровой граматоности и цифровых возможностей населения, да еще и целый новый Президент страны.
Примечателен тот факт, что с момента создания данного инновационного проекта, который призван обеспечить тотальную меритократию в сфере образования и послужить социальным лифтом для самых умных и трудолюбивых школьников Казахстана за счет элитарного полного образовательного пансиона от государства, результаты казахстанских школьников на международной арене пока не радуют.
*Для расчета сумм расходов использованы затраты региональных бюджетов на образование под администрированием управления образования города Астана.
*Для расчета количества учеников 7-11 классов применена следующая формула:
x = z/y*n,
где
x - количество учеников 7-11 классов
y - количество детей в возрасте от 6 до 18 лет
z - количество детей от 13 до 18 лет
n - общее количество школьников
Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍6🔥4❤2
Затраты на ученика НИШ vs. затраты на ученика общеобразовательной школы.
Кейс 1: Астана - Часть 3
Так, если брать результаты данных PISA, то общий тренд последнего десятилетия идет на ухудшение.
PISA - это международное сопоставительное исследование навыков 15-летних подростков по чтению, математике и естествознанию. PISA проводится ОЭСР примерно каждые три года.
Исследование стартовало в 2000г., Казахстан участвует в нем с 2009г. Всего в стране было проведено 4 среза знаний: 2009, 2012, 2018, 2022 (данные будут доступны в декабре 2023).
За все время участия казахстанским школьникам так и не удалось преодолеть пороговый уровень функциональный грамотности по всем 3 направлениям PISA:
1. Результаты по естественнонаучной грамотности в разрезе циклов по Казахстану (в балах): 400 (2009), 425 (2012), 397 (2018). При том, что средний был ОЭСР за те же годы: 501 (2009), 501 (2012), 489 (2018).
2. Результаты по читательской грамотности в разрезе циклов по Казахстану (в балах): 390 (2009), 393 (2012), 387 (2018). При этом средний бал стран ОЭСР за те де годы значительно превосходит казахстанских детей: 493 (2009), 496 (2012), 487 (2018).
3. Результаты математической грамотности Казахстана (в балах): 405 (2009), 432 (2012), 423 (2018).
❗️И тут невольно перед читателем встает несколько вопросов одновременно:
1. Почему за 10 лет существования НИШ это никак не отразилось на средних результатах функциональной грамотности всей страны при тестировании? И какая разницах в балах между НИШевцем и обычным школьником?
2. Есть ли прямая связь между финансированием образования и его уровнем в стране? В теории должно быть так, но казахстанский кейс доказывает обратное. Тогда где зарыта та самая собака?
3. НИШ себя именует площадкой для создания, апробации и внедрения передовых методик образования в масштабах страны. Началось ли внедрение всего того, что было за 15 лет разработано НИШ в стенах общеобразовательных школ? Если да, то где результат? Если нет, то когда?
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Кейс 1: Астана - Часть 3
Так, если брать результаты данных PISA, то общий тренд последнего десятилетия идет на ухудшение.
PISA - это международное сопоставительное исследование навыков 15-летних подростков по чтению, математике и естествознанию. PISA проводится ОЭСР примерно каждые три года.
Исследование стартовало в 2000г., Казахстан участвует в нем с 2009г. Всего в стране было проведено 4 среза знаний: 2009, 2012, 2018, 2022 (данные будут доступны в декабре 2023).
За все время участия казахстанским школьникам так и не удалось преодолеть пороговый уровень функциональный грамотности по всем 3 направлениям PISA:
1. Результаты по естественнонаучной грамотности в разрезе циклов по Казахстану (в балах): 400 (2009), 425 (2012), 397 (2018). При том, что средний был ОЭСР за те же годы: 501 (2009), 501 (2012), 489 (2018).
2. Результаты по читательской грамотности в разрезе циклов по Казахстану (в балах): 390 (2009), 393 (2012), 387 (2018). При этом средний бал стран ОЭСР за те де годы значительно превосходит казахстанских детей: 493 (2009), 496 (2012), 487 (2018).
3. Результаты математической грамотности Казахстана (в балах): 405 (2009), 432 (2012), 423 (2018).
❗️И тут невольно перед читателем встает несколько вопросов одновременно:
1. Почему за 10 лет существования НИШ это никак не отразилось на средних результатах функциональной грамотности всей страны при тестировании? И какая разницах в балах между НИШевцем и обычным школьником?
2. Есть ли прямая связь между финансированием образования и его уровнем в стране? В теории должно быть так, но казахстанский кейс доказывает обратное. Тогда где зарыта та самая собака?
3. НИШ себя именует площадкой для создания, апробации и внедрения передовых методик образования в масштабах страны. Началось ли внедрение всего того, что было за 15 лет разработано НИШ в стенах общеобразовательных школ? Если да, то где результат? Если нет, то когда?
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍18🔥4🤡4👏2
Ремарка по НИШ до нового поста
До поста маленькая ремарка по последней публикации. По итогам предыдущего поста разгорелись нешуточные баталии. Очевидно, что писали в основном бывшие учащиеся, их близкие и сотрудники НИШа, и даже сотрудники Министерства образования.
Аргумент был один - "НИШ хорошая школа и там качественные выпускники" - писали мне сами выпускники, уже живущие и работающие не в Казахстане.
Давайте поверим им на слово, представим, что все международные системы оценки знаний - филькина грамота, а учащиеся НИШ уровнем выше, чем любой ученик РК. Мы правда допускаем такую мысль, потому как на республиканских олимпиадах у них приличные показатели.
Но основная мысль поста была в том, что НИШ - это государство в государстве. Это определенная каста умных детей, которые скорее всего поступят за границу и реализуют себя там, принося плоды своих знаний и умений другой стране.
И учитывая, что эти дети с 7 по 12 класс находятся на полном пансионе государства, то есть содержаться на наших с вами налогах, справедливо требовать от системы образования мультипликации этого опыта на страну и других казахстанских школьников:
1. Болашакеров за 1 или 2 года магистратуры обязывают пройти 5 лет отработки по специальности на территории страны, так как их обучали на гос.деньги. Почему НИШ после 5 лет гос.пансиона не обязывают ни к чему? Мы же воспитываем качественнных кадров другим странам.
2. Сам НИШ, согласно информации на сайте, считает себя инновационной площадкой по апробации новых методов преподавания до повышения качества образования к стране. Когда начнется эта обещанная ротация/передача всех ноу-хау детям остальных казахстанцев, которые своими налогами оплатили учебу НИШевцам? 15 лет существования приличный срок.
3. Почему нет ротации педагогов и администрации школ по Казахстану? Если педагог, администратор поднял уровень НИШа - пусть перейдет в другую гос.школу и применит опыт. Это справедливо, это же гос.деньги, то есть наши с вами, как народа. Это залог поднятия общего уровня образования в стране, а не создание отдельной касты прокаченных детей.
4. Ну и очень много вопросов к Jusan Holding, который финансирует НИШ и у которого сейчас идет затяжное судебное разбирательство с государством.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
До поста маленькая ремарка по последней публикации. По итогам предыдущего поста разгорелись нешуточные баталии. Очевидно, что писали в основном бывшие учащиеся, их близкие и сотрудники НИШа, и даже сотрудники Министерства образования.
Аргумент был один - "НИШ хорошая школа и там качественные выпускники" - писали мне сами выпускники, уже живущие и работающие не в Казахстане.
Давайте поверим им на слово, представим, что все международные системы оценки знаний - филькина грамота, а учащиеся НИШ уровнем выше, чем любой ученик РК. Мы правда допускаем такую мысль, потому как на республиканских олимпиадах у них приличные показатели.
Но основная мысль поста была в том, что НИШ - это государство в государстве. Это определенная каста умных детей, которые скорее всего поступят за границу и реализуют себя там, принося плоды своих знаний и умений другой стране.
И учитывая, что эти дети с 7 по 12 класс находятся на полном пансионе государства, то есть содержаться на наших с вами налогах, справедливо требовать от системы образования мультипликации этого опыта на страну и других казахстанских школьников:
1. Болашакеров за 1 или 2 года магистратуры обязывают пройти 5 лет отработки по специальности на территории страны, так как их обучали на гос.деньги. Почему НИШ после 5 лет гос.пансиона не обязывают ни к чему? Мы же воспитываем качественнных кадров другим странам.
2. Сам НИШ, согласно информации на сайте, считает себя инновационной площадкой по апробации новых методов преподавания до повышения качества образования к стране. Когда начнется эта обещанная ротация/передача всех ноу-хау детям остальных казахстанцев, которые своими налогами оплатили учебу НИШевцам? 15 лет существования приличный срок.
3. Почему нет ротации педагогов и администрации школ по Казахстану? Если педагог, администратор поднял уровень НИШа - пусть перейдет в другую гос.школу и применит опыт. Это справедливо, это же гос.деньги, то есть наши с вами, как народа. Это залог поднятия общего уровня образования в стране, а не создание отдельной касты прокаченных детей.
4. Ну и очень много вопросов к Jusan Holding, который финансирует НИШ и у которого сейчас идет затяжное судебное разбирательство с государством.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍27👏4❤3🔥1
Частные и специализированные школы г.Астана - стоимость vs. рейтинг - Часть 1
С каждым годом частных школ в стране становится все больше, в Астане в частности. Это хороший тренд. Во-первых, он хоть как-то помогает государству разгрузить так недостающую школьную инфраструктуру в стране. Во-вторых, конкуренция всегда рождает качество.
На инфографике показаны востребованные частные и специализировнанные школы Астаны и усредненная стоимость обучения в них. Данные взяты с сайтов школ.
Среднемесячная зарплата в Казахстане по итогам 4 квартала 2022 года по стране составила 338 715 тенге. В Астане же - 393,5 тыс.тенге. Разбег стоимости обучения одного ребенка в частной или специализированной школе от 1 млн. до 12 млн.
При этом, репродуктивный рейтинг казахстанок согласно ВЭФ (total fertility rate) - 2,9 на 1 женщину страны. Скажем грубо, 3 ребенка на 1 жещину. А рейтинг разводов - примерно каждый второй брак в столице. При этих грубых подсчетах, видно, что такое образование доступно очень узкой процентной нише родителей.
Очевидно, что частные школы не всегда ставят своей целью образовательные успехи, зачастую это качественные физические и психологические условия для всестороннего развития молодой личности длиною в полный рабочий день. Но все же с бОльшим бюджетом, участием иностранных педагогов, детям этих школ должно быть доступно более качественное образование.
Мы решились поискать академические успехи данных школ, а вы уже сами соотнесите их со стоимостью обучения.
1. Министерство образования РК больше не предоставляет данные по ЕНТ и запретило рейтинги школ по итогам ЕНТ.
Часть 2 ⤵️⤵️⤵️
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
С каждым годом частных школ в стране становится все больше, в Астане в частности. Это хороший тренд. Во-первых, он хоть как-то помогает государству разгрузить так недостающую школьную инфраструктуру в стране. Во-вторых, конкуренция всегда рождает качество.
На инфографике показаны востребованные частные и специализировнанные школы Астаны и усредненная стоимость обучения в них. Данные взяты с сайтов школ.
Среднемесячная зарплата в Казахстане по итогам 4 квартала 2022 года по стране составила 338 715 тенге. В Астане же - 393,5 тыс.тенге. Разбег стоимости обучения одного ребенка в частной или специализированной школе от 1 млн. до 12 млн.
При этом, репродуктивный рейтинг казахстанок согласно ВЭФ (total fertility rate) - 2,9 на 1 женщину страны. Скажем грубо, 3 ребенка на 1 жещину. А рейтинг разводов - примерно каждый второй брак в столице. При этих грубых подсчетах, видно, что такое образование доступно очень узкой процентной нише родителей.
Очевидно, что частные школы не всегда ставят своей целью образовательные успехи, зачастую это качественные физические и психологические условия для всестороннего развития молодой личности длиною в полный рабочий день. Но все же с бОльшим бюджетом, участием иностранных педагогов, детям этих школ должно быть доступно более качественное образование.
Мы решились поискать академические успехи данных школ, а вы уже сами соотнесите их со стоимостью обучения.
1. Министерство образования РК больше не предоставляет данные по ЕНТ и запретило рейтинги школ по итогам ЕНТ.
Часть 2 ⤵️⤵️⤵️
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
🔥8👍2❤1👏1
Частные и специализированные школы г.Астана - стоимость vs. рейтинг - Часть 2
2. Существует рейтинг математических школ Казахстана 2022. Этот рейтинг составлен исключетельно по итогам международных онлайн и оффлайн олимпиад. Подробнее о методологии можно узнать из сети. Учитывая, что туда входят и международные олимпиады, то дети с английским языком обучения, могут принимать в них участие. Такие как: Азиатско-Тихоокеанская математическая олимпиада, Международная математическая олимпиада (IMO), Балканская математическая олимпиада (BMO), Олимпиада имени Леонарда Эйлера и т.д. Итак, какие места занимают там школы из нашей инфографики по сравнению с другими школами г.Астана (смотрим в рейтинге только места школ одного города):
2️⃣ место - БИЛ
5️⃣ место - РФМШ
7️⃣ место - NURORDA
1️⃣3️⃣ место - Spectrum International School
2️⃣2️⃣ место - Зерде
2️⃣4️⃣ место - Экономический лицей
3️⃣7️⃣- Astana Garden School
Всего в рейтинг вошло 48 учебных заведений.
3. Если брать не только школы с математическим уклоном, то можно взглянуть на рейтинг топ 100 лучших олимпийских школ по итогам республиканских олимпиад (совокупность по разным дисциплинам) за 2020-2021 год. Опять же смотрим только на Астану:
5️⃣ место - РФМШ
6️⃣ место - БИЛ
8️⃣ место - NURORDA
1️⃣9️⃣ место - ШГ N46
2️⃣9️⃣ место - НИШ ФМН
3️⃣8️⃣ место- ШГ N 17
4️⃣5️⃣ место- Гимназия N 6
6️⃣1️⃣ место - ШГ N 3
6️⃣9️⃣ место - Spectrum International School
7️⃣5️⃣ место - ШЛ N 66
8️⃣0️⃣ место - Зерде
8️⃣9️⃣ место - НИШ
1️⃣1️⃣3️⃣ место - Дарын
До этого в комментариях писали, что международное тестирование PISA, которому 26 лет и в котором участвуют 88 стран (включая Казахстан) - это не показатель уровня знаний, в этой публикации привожу статистику казахстанских оценочных систем.
Примечательно, что есть простые школы (и не только в Астане), которые обходят результативностью частные и специализированные. Опять же встает вопрос того, как это масштабировать на результативность всей образовательной системы страны.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
2. Существует рейтинг математических школ Казахстана 2022. Этот рейтинг составлен исключетельно по итогам международных онлайн и оффлайн олимпиад. Подробнее о методологии можно узнать из сети. Учитывая, что туда входят и международные олимпиады, то дети с английским языком обучения, могут принимать в них участие. Такие как: Азиатско-Тихоокеанская математическая олимпиада, Международная математическая олимпиада (IMO), Балканская математическая олимпиада (BMO), Олимпиада имени Леонарда Эйлера и т.д. Итак, какие места занимают там школы из нашей инфографики по сравнению с другими школами г.Астана (смотрим в рейтинге только места школ одного города):
2️⃣ место - БИЛ
5️⃣ место - РФМШ
7️⃣ место - NURORDA
1️⃣3️⃣ место - Spectrum International School
2️⃣2️⃣ место - Зерде
2️⃣4️⃣ место - Экономический лицей
3️⃣7️⃣- Astana Garden School
Всего в рейтинг вошло 48 учебных заведений.
3. Если брать не только школы с математическим уклоном, то можно взглянуть на рейтинг топ 100 лучших олимпийских школ по итогам республиканских олимпиад (совокупность по разным дисциплинам) за 2020-2021 год. Опять же смотрим только на Астану:
5️⃣ место - РФМШ
6️⃣ место - БИЛ
8️⃣ место - NURORDA
1️⃣9️⃣ место - ШГ N46
2️⃣9️⃣ место - НИШ ФМН
3️⃣8️⃣ место- ШГ N 17
4️⃣5️⃣ место- Гимназия N 6
6️⃣1️⃣ место - ШГ N 3
6️⃣9️⃣ место - Spectrum International School
7️⃣5️⃣ место - ШЛ N 66
8️⃣0️⃣ место - Зерде
8️⃣9️⃣ место - НИШ
1️⃣1️⃣3️⃣ место - Дарын
До этого в комментариях писали, что международное тестирование PISA, которому 26 лет и в котором участвуют 88 стран (включая Казахстан) - это не показатель уровня знаний, в этой публикации привожу статистику казахстанских оценочных систем.
Примечательно, что есть простые школы (и не только в Астане), которые обходят результативностью частные и специализированные. Опять же встает вопрос того, как это масштабировать на результативность всей образовательной системы страны.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍15🔥5👏2❤1
Частные и специализированные школы г.Астана - стоимость vs. рейтинг - Часть 3
По просьбам наших читателей, прикрепляем ссылки на ресурсы со стоимостью обучения в школах г. Астана, которые были использованы для написания предыдущего поста:
https://www.haileybury.kz/ru/astana/fees
https://wikicity.kz/biz/spectrum-international-school-astana
https://miras-astana.kz/static_page/tarify
https://ags.edu.kz/czena
https://nurorda.edu.kz/ru/stoimost-obucheniya
https://tamosspace.edu.kz/stoimost-obucheniya-90/
https://isa.nis.edu.kz/стоимость-обучения/
https://le-astana.kz/faq.html
https://resources.finalsite.net/images/v1615113157/qsiorg/bvwhosgxgbtdciblwtyk/ASTInfoPacket2021-2022v2.pdf
https://quantum.edu.kz/en/questions
Так как данные по стоимости обучения были доступны не на всех официальных сайтах школ, мы обращались напрямую в приемную комиссию школ:
Alpamys +7 775 307 0633
Flagman +7 775 007 4860
РФМШ +7 775 720 8629
Ссылки на рейтинг математических школ Казахстана за 2022 год, и рейтинг топ 100 лучших олимпийских школ по итогам республиканских олимпиад (совокупность по разным дисциплинам) за 2020-2021 год, также предоставлены ниже:
http://matol.kz/news/217
https://tengrinews.kz/science/reyting-matematicheskih-shkol-kazahstana-2022-472216/
Ремарка:
Инфографика по стоимости обучения в частных и специализированных школах г. Астана также была обновлена:
1. В список школ добавлена частная школа «Quantum»
2. Стоимость обучения в РФМШ обновлена.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
По просьбам наших читателей, прикрепляем ссылки на ресурсы со стоимостью обучения в школах г. Астана, которые были использованы для написания предыдущего поста:
https://www.haileybury.kz/ru/astana/fees
https://wikicity.kz/biz/spectrum-international-school-astana
https://miras-astana.kz/static_page/tarify
https://ags.edu.kz/czena
https://nurorda.edu.kz/ru/stoimost-obucheniya
https://tamosspace.edu.kz/stoimost-obucheniya-90/
https://isa.nis.edu.kz/стоимость-обучения/
https://le-astana.kz/faq.html
https://resources.finalsite.net/images/v1615113157/qsiorg/bvwhosgxgbtdciblwtyk/ASTInfoPacket2021-2022v2.pdf
https://quantum.edu.kz/en/questions
Так как данные по стоимости обучения были доступны не на всех официальных сайтах школ, мы обращались напрямую в приемную комиссию школ:
Alpamys +7 775 307 0633
Flagman +7 775 007 4860
РФМШ +7 775 720 8629
Ссылки на рейтинг математических школ Казахстана за 2022 год, и рейтинг топ 100 лучших олимпийских школ по итогам республиканских олимпиад (совокупность по разным дисциплинам) за 2020-2021 год, также предоставлены ниже:
http://matol.kz/news/217
https://tengrinews.kz/science/reyting-matematicheskih-shkol-kazahstana-2022-472216/
Ремарка:
Инфографика по стоимости обучения в частных и специализированных школах г. Астана также была обновлена:
1. В список школ добавлена частная школа «Quantum»
2. Стоимость обучения в РФМШ обновлена.
https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
👍12👏4😐1
Про комфортные школы
В стране активно обсуждается национальный проект «Комфортная школа», который призван ликвидировать проблемы аварийных, трехсменных школ и дефицит ученических мест. Планируется до 2025 года создать новых 800+ тысяч ученических мест по стране.
Очень амбициозные цифры, которые приведут просто к стихийной застройке. На наш взгляд, тут либо начинать раньше было надо, либо не строить ноу-хау школы пачками за 3 года подряд, а все же в начале провести детальный анализ международных стандартов того, как должна выглядеть качественная, безопасная и интеллектуально-стимулируящая школа.
В прошлом году вице-министр просвещения Гани Бейсембаев поделился прогнозом на ближайшие 4 года по поводу дефицита ученических мест в школах. По его словам в 2026 году дефицит ученических мест в школах может достигнуть 1,1 млн. От того и такая стихийность действий.
Даже сейчас ситуация оставляет желать лучшего. На конец 2022 года дефицит ученических мест по стране составлял 270 тыс. Учитывая текущие демографические процессы, в ближайщие 3 года эти цифра, как минимум, утроится.
Согласно плану с 2023 по 2025 год должна быть построена и реконструирована 401 школа на 842 тысячи ученических мест. Стоимость программы - 2,6 трлн тенге. Руководителем проекта был бывший министр просвещения Асхат Аймагамбетов.
По предложению правительства РК единым заказчиком по строительству школ определено АО «Samruk-Kazyna Construction». Мы в этой публикации пока еще не будем комментировать действия и закупки компании, а вместо этого сосредоточимся на практике того, как действительно должна выглядеть комфортная школа по междунродным стандартам.
Если говорить о тех школах, которые мы посетили в столице и больших городах Казахстана, то можно с уверенностью сказать, что им не хватает:
* зон отдыха с игровыми площадками и специальной качественной современной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки, модултные конструкции). В итоге перемены проводятся в не уютных коридорах, где не хватает мест для отдыха и внеклассного взаимодействия.
* мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения. Младшее звено не должно на своих спинах таскать непомерный их массе тела вес учебников, физкультурной формы и сменной обуви.
* защищенной обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;
* общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике);
* многоуровнего освещения, которое помогало бы детям не терять зрение за школьные годы;
* адекватных размерам класса плазменных интерактивных панелей, чтобы зрение детей не страдало;
* качетственной системы вентиляции в классах и коридорах;
* специально оборудованных мест для проектной работы (лаборатории, коворкинги и т.д.)
* Инвентаря для любой дисциплины;
* Камер наблюдения по всему периметру школы и внутри здания;
* Разделенных санузлов на учительские и ученические;
* Парковочными и проезжими зонами для родителей, которые бы могли забирать детей, не создавая препятствий и неудобств никому.
Кроме того, в идеале обстановка в образовательном помещении должна быть неформальной, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зеленых, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения хорошо было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застекленная крыша или панорамные окна).
Почему все эти факторы так важны? Существует довольно солидное множество исследований, которые доказывают связь между факторами качества, безопасности и привлекательности школьной инфраструктуры и успеваемостью школьников, а также их интереса к процессу обучения.
В стране активно обсуждается национальный проект «Комфортная школа», который призван ликвидировать проблемы аварийных, трехсменных школ и дефицит ученических мест. Планируется до 2025 года создать новых 800+ тысяч ученических мест по стране.
Очень амбициозные цифры, которые приведут просто к стихийной застройке. На наш взгляд, тут либо начинать раньше было надо, либо не строить ноу-хау школы пачками за 3 года подряд, а все же в начале провести детальный анализ международных стандартов того, как должна выглядеть качественная, безопасная и интеллектуально-стимулируящая школа.
В прошлом году вице-министр просвещения Гани Бейсембаев поделился прогнозом на ближайшие 4 года по поводу дефицита ученических мест в школах. По его словам в 2026 году дефицит ученических мест в школах может достигнуть 1,1 млн. От того и такая стихийность действий.
Даже сейчас ситуация оставляет желать лучшего. На конец 2022 года дефицит ученических мест по стране составлял 270 тыс. Учитывая текущие демографические процессы, в ближайщие 3 года эти цифра, как минимум, утроится.
Согласно плану с 2023 по 2025 год должна быть построена и реконструирована 401 школа на 842 тысячи ученических мест. Стоимость программы - 2,6 трлн тенге. Руководителем проекта был бывший министр просвещения Асхат Аймагамбетов.
По предложению правительства РК единым заказчиком по строительству школ определено АО «Samruk-Kazyna Construction». Мы в этой публикации пока еще не будем комментировать действия и закупки компании, а вместо этого сосредоточимся на практике того, как действительно должна выглядеть комфортная школа по междунродным стандартам.
Если говорить о тех школах, которые мы посетили в столице и больших городах Казахстана, то можно с уверенностью сказать, что им не хватает:
* зон отдыха с игровыми площадками и специальной качественной современной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки, модултные конструкции). В итоге перемены проводятся в не уютных коридорах, где не хватает мест для отдыха и внеклассного взаимодействия.
* мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения. Младшее звено не должно на своих спинах таскать непомерный их массе тела вес учебников, физкультурной формы и сменной обуви.
* защищенной обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;
* общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике);
* многоуровнего освещения, которое помогало бы детям не терять зрение за школьные годы;
* адекватных размерам класса плазменных интерактивных панелей, чтобы зрение детей не страдало;
* качетственной системы вентиляции в классах и коридорах;
* специально оборудованных мест для проектной работы (лаборатории, коворкинги и т.д.)
* Инвентаря для любой дисциплины;
* Камер наблюдения по всему периметру школы и внутри здания;
* Разделенных санузлов на учительские и ученические;
* Парковочными и проезжими зонами для родителей, которые бы могли забирать детей, не создавая препятствий и неудобств никому.
Кроме того, в идеале обстановка в образовательном помещении должна быть неформальной, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зеленых, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения хорошо было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застекленная крыша или панорамные окна).
Почему все эти факторы так важны? Существует довольно солидное множество исследований, которые доказывают связь между факторами качества, безопасности и привлекательности школьной инфраструктуры и успеваемостью школьников, а также их интереса к процессу обучения.
АО «Samruk-Kazyna Construction»
АО «Samruk-Kazyna Construction» определен единым оператором национального проекта «Комфортная школа»
👍15❤3👏2🤡1