Философия – Telegram
Философия
8.99K subscribers
9 photos
2 videos
3 files
52 links
Чтобы заявить, что убивать плохо, не надо быть философом. Другое дело понять, почему убивать плохо.

По вопросам рекламы: @ThinkCritical_bot

Другие проекты:
@PsyEducation
@ThinkCritical
Download Telegram
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Это философские категории, отражающие диалектический характер познания. Абсолютная истина означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности. Относительная истина — это неполнота наших знаний, их незавершенность.

Мы можем знать сведения, которые не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки. Их называют вечными истинами (запуск первого искусственного спутника Земли, смерть Толстого). Те знания, которые отражают действительность неточно и могут быть в дальнейшем уточнены или изменены, являются относительно истинными. Истинное суждение о предмете, находящемся в одних условиях, может оказаться ложным, если предмет попадает в другие условия.

Пример: утверждение, что вода кипит при 100° С, будет правильно лишь при наличии нормального атмосферного давления (в 760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия.

«Краткий словарь по философии»
👍44👎3
Forwarded from Психология
ПОЧЕМУ СЛОЖНО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ

Вопреки привычным стереотипам нормальным состоянием сознания является хаос. Без должной тренировки и при отсутствии требующего внимания внешнего объекта мы не можем сохранять сосредоточенность более нескольких минут подряд.

Когда внимание структурируется внешними стимулами, например, показываемым фильмом или сложной ситуацией на дороге, концентрироваться относительно легко. То же самое происходит, когда мы читаем увлекательную книгу, однако уже через несколько страниц мы начинаем отвлекаться. Наше сознание отклоняется от сюжета, и если мы хотим продолжать чтение, то приходится делать усилие, чтобы снова сосредоточиться на книге.

Михай Чиксентмихайи, из книги «Поток: Психология оптимального переживания»
👍36👎1
Любая ситуация ограничена моим знанием о ней. Сама по себе она бесконечно больше, так как включает в себя все действительное и возможное знание других.

Александр Пятигорский, из книги «Философия одного переулка. Древний Человек в Городе»
1👍42👎2
ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Сознание – это обращенность вовнутрь во времени. Оно позволяет миру явиться нам, поскольку создает в нашем уме новое пространство – внутреннее пространство времени. Все существует Сейчас. Все, что мы переживаем, мы переживаем как происходящее в настоящий момент.

Возможно, захочется возразить: разве мое воспоминание о моей последней прогулке по берегу не относится к прошлому? Разве мои размышления и планы относительно поездки в горы на следующих выходных не имеют отношения к будущему? Да, это так, но все это включено в осознанную я-модель как воспоминание о морской звезде на берегу в данный момент, о планировании нового маршрута к вершине прямо сейчас.

Томас Метцингер, из книги «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго»
👍43👎1
Не существует справедливости, пока не написан закон.

Мераб Мамардашвили, из цикла лекций «Эстетика мышления»
👍27👎10
РЕЛИГИЯ И СТИЛЬ ЖИЗНИ

Христианский герой был мучеником, так как, согласно иудаистской традиции, высшим подвигом является отдать свою жизнь за бога или за ближнего. Мученик являет собой полную противоположность языческому герою, олицетворенному в греческих и германских героях. Цель таких героев — завоевание, победа, разрушение, грабеж; а итог жизни — гордость, власть, слава, превосходство в умении убивать.

У языческого героя мерилом доблести человека служила его способность достичь власти и удержать ее, он с радостью умирал на поле брани в момент победы. Главное, что характеризует мученика, — это быть, отдавать, делиться с ближним, а языческого героя — иметь, покорять, принуждать.

Эрих Фромм, из книги «Иметь или быть?»
👍42👎2
Когда мы что-то называем, мы совершаем акт мышления, предполагающий осмысленность терминов.

Мераб Мамардашвили, из цикла лекций «Эстетика мышления»
2👍35👎1
ПОТРЕБЛЕНИЕ

В 1500 году во всем мире насчитывалось едва ли 500 миллионов представителей Homo sapiens. Сегодня их семь миллиардов. Совокупная стоимость товаров и услуг, произведенных человечеством в 1500 году, в сегодняшних ценах составляет $250 миллиардов. Сегодня стоимость общегодовой продукции приближается к $60 триллионам.

В 1500 году человечество потребляло за день примерно 13 триллионов калорий энергии — сегодня в день уходит 1500 триллионов калорий. Присмотритесь к цифрам внимательно: население Земли увеличилось в 14 раз, производство — в 240 раз, потребление энергии — в 115 раз.

Юваль Харари, из книги «Sapiens. Краткая история человечества»
1👍31👎3
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Через всю историю античной философии проходит борьба двух противоположных направлений —материализма и идеализма. Первыми древнегреческими материалистами были Фалес, Анаксимен, Гераклит. Первооснову мира они видели большей частью в каком-либо определенном веществе: в воде [Фалес], в воздухе [Анаксимен], в огне [Гераклит]. Они считали, что все вещи рождаются из этого единого источника, и что в мире ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает. В наиболее яркой форме этот диалектический подход к явлениям природы был выражен Гераклитом: «все есть обмен противоположностей».

Крупными представителями античного идеализма были Сократ и Платон. В основе взглядов Платона было учение о идеях, существующих объективно и образующих особый сверхчувственный мир. Реальный чувственный мир, но мнению Платона, лишь бледная, несовершенная копия вечного мира идей.

Платоновскую теорию идей, отделявшую сущность вещей от самих вещей, подверг критике Аристотель. Но Аристотель не смог полностью преодолеть платоновский идеализм и в своем учении колебался между идеализмом и материализмом. Признавая реальное существование материального мира, чувственно воспринимаемых вещей, Аристотель в то же время рассматривал материю как нечто пассивное.

Позже, в античной философии широкое распространение получили скептицизм, эклектика, стоицизм, мистическое учения: неоплатонизм. Позже, идеи неоплатонизма стали основой аскетизма.

«Краткий словарь по философии»
👍32
КУЛЬТ ПАТРИОТИЗМА

В наши дни простой человек обретает чувство единения с миром за счёт принадлежности к нации, чем в результате осознания себя «сыном человеческим». Такая фиксация искажает дух объективности, а значит, и разум. Он судит о членах своего клана и о «чужих» исходя из разных критериев.

Национализм — наша форма кровосмешения, наше идолопоклонство, наше безумие. Патриотизм — это его культ. Под «патриотизмом» я подразумеваю такую установку, при которой собственная нация ставится выше человечества, выше принципов правды и справедливости, а вовсе не имею в виду исполненный любви интерес к своему народу, означающий заботу о его духовном и материальном благополучии, но не стремление к господству над другими народами. Подобно тому, как любовь к одному человеку без любви к другим — в действительности не любовь, так и любовь к своей стране, если она — не часть любви к человеку, — не любовь, а идолопоклонство.

Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
👍38👎1
Одним из моих переживаний [из-за которых я, может быть, и стал заниматься философией] было… переживание совершенно непонятной, приводящей меня в растерянность слепоты людей перед тем, что есть.

Мераб Мамардашвили, из цикла лекций «Психологическая топология пути»
👍38
Бесконечный поток мыслей: хаос в сознании

Обычно мы не замечаем, сколь мало мы контролируем собственный разум, потому что направление психической энергии задаётся привычками, и происходит это настолько гладко, что мысли как будто текут сами собой.

Каждое утро по звуку будильника мы приходим в сознание, идём в ванную, чистим зубы. Предписанные культурой социальные роли формируют рамки нашего поведения, и мы обычно ставим себя на «автопилот», на котором можно продержаться до вечера, когда можно будет снова лечь спать и отключиться.

Но в одиночестве, без необходимости концентрировать внимание, мы обнаруживаем, что сознание начинает погружаться в хаос. Предоставленное самому себе, оно, как правило, переключает внимание случайным образом, задерживаясь на неприятных или тревожных мыслях. Если человек не умеет произвольно упорядочивать сознание, внимание неминуемо остановится на какой-нибудь мучающей его проблеме, на реальной или воображаемой боли, недавно случившихся или давно тянущихся неприятностях. В энтропии нет ничего радостного или полезного, однако она представляет собой естественное состояние сознания.

Чтобы избежать его, люди стремятся занять свой ум любой доступной информацией, лишь бы она отвлекла их внимание от обращения внутрь себя и фиксации на неприятных мыслях. Именно поэтому огромное количество времени проводится перед телевизором, хотя это занятие редко приносит радость. По сравнению с другими источниками стимулов — такими как чтение, общение или какое-нибудь хобби, — телевидение практически не требует вложений психической энергии и непрерывно поставляет структурирующую внимание зрителя информацию. Перед экраном телевизора человек может не опасаться, что его свободно дрейфующее сознание задержится на каких-нибудь болезненных проблемах. Вполне понятно, что подобная стратегия преодоления психической энтропии быстро входит в привычку и может приобрести характер зависимости.

Гораздо лучший способ борьбы с хаосом в сознании заключается в том, чтобы самостоятельно контролировать свои психические процессы, а не отдавать эту власть внешнему источнику стимулов, такому как телевидение. Однако занятия, позволяющие этого достичь, требуют практики, а также характерных для потоковой деятельности целей и правил.

Михай Чиксентмихайи, из книги «Поток: Психология оптимального переживания»
1👍48👎1
ПОЗНАЮЩЕЕ И ПОЗНАВАЕМОЕ

Чтобы мыслить реалистически, т.е. мыслить саму реальность или допускать, чтобы сама реальность мыслила себя в мышлении, необходимо постоянно преодолевать раздвоение этой самой реальности на «внешнее» и «внутреннее», «материальное» и «идеальное», «вещь» и «имя», «субъективное» и «объективное».

Чтобы существовать как мыслящее существо, необходимо разделять реальность на Познаваемое и Познающее, другими словами — на «Объективное» [познаваемый объект] и «Субъективное» [познающий субъект].

Без этого разделения никто не сможет сказать: «Я мыслю». Если меня нет в мысли, то это вовсе и не я мыслю. А если есть только я, но нет предмета мысли, то мыслить нечего, и кроме меня одного нет ничего.

Владимир Завьялов, из книги «Элементарный учебник дианализа»
👍26
ЧУВСТВО ЕДИНСТВА

Люди искали и находили различные заменители подлинно индивидуального чувства.

единства. Нация, религия, класс и род занятий служат тому, чтобы предоставить человеку это чувство. «Я – американец», «я – протестант», «я – бизнесмен» – эти формулы помогают человеку обрести чувство тождественности в условиях, когда первоначальная идентичность рода уже утрачена, а подлинно индивидуальное чувство единства еще не достигнуто.

Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
👍32👎1
СПОР КАК ВНУТРИВИДОВАЯ БОРЬБА

Переход популяции от старого качества к новому состоит из двух этапов. Первый — мутация. Тут новое качество появляется лишь у одного из членов популяции. Второй этап — борьба за выживание между обладателем нового качества, с одной стороны, и носителями старых, с другой. Принципиально важно: внутривидовая борьба за существование не является мутагенным фактором; новое качество возникает до нее; она лишь испытывает его на жизнеспособность. В том случае, если это испытание оказывается успешным, порожденное мутацией качество «тиражируется», превращается из единичного во всеобщее. В этом состоит функция борьбы противоположностей в развитии того целого, внутри которого она происходит.

Второй классический пример борьбы противоположностей — спор, столкновение тезиса и антитезиса. «В споре рождается истина» — этот афоризм известен со времен Аристотеля. Спору, как и внутривидовой борьбе за существование, предшествует «мутация» — появление новой идеи. Без этого спор не начинается. Следовательно, в споре, как и в естественном отборе, «борьба противоположностей» не рождает новое качество, а лишь испытывает его на жизнестойкость.

Георгий Левин, из книги «Философские категории в современном дискурсе»
👍17👎1
Если вы когда-нибудь чувствовали, что сердце вот-вот выскочит из груди без видимой причины, кружится голова, тяжело дышать, и мир становится тесным, хочу сказать, что вы не одиноки.

Недавно мной был обнаружен интересный канал Юлии, которая однажды сама боялась выходить из дома из-за панических атак. Она не понаслышке знает как тревога может отравлять каждый день.

Сегодня она дипломированный психолог и на своём канале делиться только честными рабочими инструментами. Юлия знает как развеивать мифы о тревоге, говорить вслух о том, что болит.

Если вы хотите найти простые ответы на сложные вопросы и получить поддержку там, где её порой так не хватает, оставляю ссылочку здесь
👉 https://news.1rj.ru/str/+AdTDA0oTdOMwMWEy
3👍5👎1
РОЛЬ РЕЛИГИИ

Сегодня религия часто становится поводом для дискриминации, разлада и раздоров. Но изначально она, как и деньги, и империи, служила объединению людей. Поскольку любое социальное устройство, любая иерархия коренится в воображении, оно тем уязвимее, чем более разрастается общество.

Историческая роль религии заключалась в том, чтобы освятить эти уязвимости структуры авторитетом свыше. Религия учит, что закон — не порождение человеческой прихоти, а ниспослан высшей, абсолютной властью. Тем самым хотя бы самые фундаментальные законы оказываются вне критики, и это обеспечивает социальную стабильность.

Юваль Харари, из книги «Sapiens. Краткая история человечества»
👍27👎2
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ

Абстрактное — это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное — это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей.

Познание только тогда истинно, когда оно конкретно, когда оно раскрывает предметы и явления действительности в целостном единстве их сторон. Такое конкретное знание не может быть получено сразу. Оно есть результат движения мысли от односторонних абстрактных определений предмета ко все более сложным, диалектически противоречивым определениям.

Этот процесс движения мысли называют восхождением от абстрактного к конкретному. Впервые его описал Гегель, но, будучи идеалистом, представил его как процесс, в котором мысль порождает сами конкретные предметы. В действительности эти предметы как конкретное целое существуют до всякого познания, а в мышлении с помощью восхождения от абстрактного к конкретному они духовно реконструируются, воссоздаются.

«Краткий словарь по философии»
👍20👎3
Расстройства пищевого поведения

Многие клиенты, которые борются с перееданием или лишним весом, могут ненавидеть себя и разочаровываться в себе. Такие мысли запускают замкнутый круг: давление на себя → стресс → бегство от стресса. А какой самый простой способ убежать от стресса? Опять поесть.

Недавно ко мне обратился клиент с похожей проблемой. Нам удалось посмотреть на переедание иначе и сформулировать терапевтическую идею: «Моё переедание — это не что-то плохое, это сигнал, что со мной что-то не так. И это не повод ненавидеть себя, а указание на то, что важно обратить внимание на своё состояние. Спросить себя: что именно сигнализирует моё переедание?».

Наше тело как машина: если на панели загорелась лампочка «заканчивается бензин», мы ведь не ругаем машину. Это не плохой сигнал, это сигнал — обрати внимание!

Так же и здесь: когда я переедаю, важно не «добивать» себя чувством вины, а спросить — что именно сейчас со мной происходит? Где опасность, от которой я пытаюсь спрятаться в еде?

Ненависть, разочарование, недовольство собой могут маскироваться под «мотивацию», которая якобы подталкивает не переедать. Но на самом деле такая мотивация не помогает, а создаёт ещё больше проблем.

Я спросил: «Представим, ваш ребёнок принёс двойку из школы. Значит, его надо побить? Хорошо, мы его побили, но это не помогло, он продолжает приносить двойки. Значит, надо бить дальше?».

Если инструмент не работает, от него нужно отказаться. Даже если пока у нас нет других инструментов. Есть простое правило: не работает — значит, неэффективно. Итог: ищем новые, действительно полезные инструменты, а ненависть к себе оставляем в прошлом.
👍21👎2
Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс рождения самого себя. По существу, мы должны бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться.

Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
👍31
МЕХАНИЗМ УЗНАВАНИЯ

Вообразите, что из нарисованных черточек складывается лицо какого-нибудь знакомого вам человека. Задайте вопрос: детерминировано ли этими черточками то, что я узнал здесь Иванова? Я узнал его именно по этим черточкам, в них увидел Иванова, но узнавание Иванова не детерминировано этими черточками. То есть я знаю до узнавания. Здесь сомкнулись две стороны, два члена тавтологии. Я увидел Иванова, потому что я увидел Иванова.

Иванов есть Иванов. Значит, восприятие определилось добавлением какого-то другого источника, которым не являются сами черточки, которые мы воспринимаем. Восприятие черточек доопределялось или индивидуировалось в качестве именно этого, а не другого восприятия посредством добавления какого-то другого источника. А именно «полученных в процессе жизни идей во мне»

Мераб Мамардашвили, из книги «Картезианские размышления»
👍16