КУЛЬТ ПАТРИОТИЗМА
В наши дни простой человек обретает чувство единения с миром за счёт принадлежности к нации, чем в результате осознания себя «сыном человеческим». Такая фиксация искажает дух объективности, а значит, и разум. Он судит о членах своего клана и о «чужих» исходя из разных критериев.
Национализм — наша форма кровосмешения, наше идолопоклонство, наше безумие. Патриотизм — это его культ. Под «патриотизмом» я подразумеваю такую установку, при которой собственная нация ставится выше человечества, выше принципов правды и справедливости, а вовсе не имею в виду исполненный любви интерес к своему народу, означающий заботу о его духовном и материальном благополучии, но не стремление к господству над другими народами. Подобно тому, как любовь к одному человеку без любви к другим — в действительности не любовь, так и любовь к своей стране, если она — не часть любви к человеку, — не любовь, а идолопоклонство.
Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
В наши дни простой человек обретает чувство единения с миром за счёт принадлежности к нации, чем в результате осознания себя «сыном человеческим». Такая фиксация искажает дух объективности, а значит, и разум. Он судит о членах своего клана и о «чужих» исходя из разных критериев.
Национализм — наша форма кровосмешения, наше идолопоклонство, наше безумие. Патриотизм — это его культ. Под «патриотизмом» я подразумеваю такую установку, при которой собственная нация ставится выше человечества, выше принципов правды и справедливости, а вовсе не имею в виду исполненный любви интерес к своему народу, означающий заботу о его духовном и материальном благополучии, но не стремление к господству над другими народами. Подобно тому, как любовь к одному человеку без любви к другим — в действительности не любовь, так и любовь к своей стране, если она — не часть любви к человеку, — не любовь, а идолопоклонство.
Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
👍38👎1
Одним из моих переживаний [из-за которых я, может быть, и стал заниматься философией] было… переживание совершенно непонятной, приводящей меня в растерянность слепоты людей перед тем, что есть.
Мераб Мамардашвили, из цикла лекций «Психологическая топология пути»
Мераб Мамардашвили, из цикла лекций «Психологическая топология пути»
👍38
Бесконечный поток мыслей: хаос в сознании
Обычно мы не замечаем, сколь мало мы контролируем собственный разум, потому что направление психической энергии задаётся привычками, и происходит это настолько гладко, что мысли как будто текут сами собой.
Каждое утро по звуку будильника мы приходим в сознание, идём в ванную, чистим зубы. Предписанные культурой социальные роли формируют рамки нашего поведения, и мы обычно ставим себя на «автопилот», на котором можно продержаться до вечера, когда можно будет снова лечь спать и отключиться.
Но в одиночестве, без необходимости концентрировать внимание, мы обнаруживаем, что сознание начинает погружаться в хаос. Предоставленное самому себе, оно, как правило, переключает внимание случайным образом, задерживаясь на неприятных или тревожных мыслях. Если человек не умеет произвольно упорядочивать сознание, внимание неминуемо остановится на какой-нибудь мучающей его проблеме, на реальной или воображаемой боли, недавно случившихся или давно тянущихся неприятностях. В энтропии нет ничего радостного или полезного, однако она представляет собой естественное состояние сознания.
Чтобы избежать его, люди стремятся занять свой ум любой доступной информацией, лишь бы она отвлекла их внимание от обращения внутрь себя и фиксации на неприятных мыслях. Именно поэтому огромное количество времени проводится перед телевизором, хотя это занятие редко приносит радость. По сравнению с другими источниками стимулов — такими как чтение, общение или какое-нибудь хобби, — телевидение практически не требует вложений психической энергии и непрерывно поставляет структурирующую внимание зрителя информацию. Перед экраном телевизора человек может не опасаться, что его свободно дрейфующее сознание задержится на каких-нибудь болезненных проблемах. Вполне понятно, что подобная стратегия преодоления психической энтропии быстро входит в привычку и может приобрести характер зависимости.
Гораздо лучший способ борьбы с хаосом в сознании заключается в том, чтобы самостоятельно контролировать свои психические процессы, а не отдавать эту власть внешнему источнику стимулов, такому как телевидение. Однако занятия, позволяющие этого достичь, требуют практики, а также характерных для потоковой деятельности целей и правил.
Михай Чиксентмихайи, из книги «Поток: Психология оптимального переживания»
Обычно мы не замечаем, сколь мало мы контролируем собственный разум, потому что направление психической энергии задаётся привычками, и происходит это настолько гладко, что мысли как будто текут сами собой.
Каждое утро по звуку будильника мы приходим в сознание, идём в ванную, чистим зубы. Предписанные культурой социальные роли формируют рамки нашего поведения, и мы обычно ставим себя на «автопилот», на котором можно продержаться до вечера, когда можно будет снова лечь спать и отключиться.
Но в одиночестве, без необходимости концентрировать внимание, мы обнаруживаем, что сознание начинает погружаться в хаос. Предоставленное самому себе, оно, как правило, переключает внимание случайным образом, задерживаясь на неприятных или тревожных мыслях. Если человек не умеет произвольно упорядочивать сознание, внимание неминуемо остановится на какой-нибудь мучающей его проблеме, на реальной или воображаемой боли, недавно случившихся или давно тянущихся неприятностях. В энтропии нет ничего радостного или полезного, однако она представляет собой естественное состояние сознания.
Чтобы избежать его, люди стремятся занять свой ум любой доступной информацией, лишь бы она отвлекла их внимание от обращения внутрь себя и фиксации на неприятных мыслях. Именно поэтому огромное количество времени проводится перед телевизором, хотя это занятие редко приносит радость. По сравнению с другими источниками стимулов — такими как чтение, общение или какое-нибудь хобби, — телевидение практически не требует вложений психической энергии и непрерывно поставляет структурирующую внимание зрителя информацию. Перед экраном телевизора человек может не опасаться, что его свободно дрейфующее сознание задержится на каких-нибудь болезненных проблемах. Вполне понятно, что подобная стратегия преодоления психической энтропии быстро входит в привычку и может приобрести характер зависимости.
Гораздо лучший способ борьбы с хаосом в сознании заключается в том, чтобы самостоятельно контролировать свои психические процессы, а не отдавать эту власть внешнему источнику стимулов, такому как телевидение. Однако занятия, позволяющие этого достичь, требуют практики, а также характерных для потоковой деятельности целей и правил.
Михай Чиксентмихайи, из книги «Поток: Психология оптимального переживания»
1👍48👎1
ПОЗНАЮЩЕЕ И ПОЗНАВАЕМОЕ
Чтобы мыслить реалистически, т.е. мыслить саму реальность или допускать, чтобы сама реальность мыслила себя в мышлении, необходимо постоянно преодолевать раздвоение этой самой реальности на «внешнее» и «внутреннее», «материальное» и «идеальное», «вещь» и «имя», «субъективное» и «объективное».
Чтобы существовать как мыслящее существо, необходимо разделять реальность на Познаваемое и Познающее, другими словами — на «Объективное» [познаваемый объект] и «Субъективное» [познающий субъект].
Без этого разделения никто не сможет сказать: «Я мыслю». Если меня нет в мысли, то это вовсе и не я мыслю. А если есть только я, но нет предмета мысли, то мыслить нечего, и кроме меня одного нет ничего.
Владимир Завьялов, из книги «Элементарный учебник дианализа»
Чтобы мыслить реалистически, т.е. мыслить саму реальность или допускать, чтобы сама реальность мыслила себя в мышлении, необходимо постоянно преодолевать раздвоение этой самой реальности на «внешнее» и «внутреннее», «материальное» и «идеальное», «вещь» и «имя», «субъективное» и «объективное».
Чтобы существовать как мыслящее существо, необходимо разделять реальность на Познаваемое и Познающее, другими словами — на «Объективное» [познаваемый объект] и «Субъективное» [познающий субъект].
Без этого разделения никто не сможет сказать: «Я мыслю». Если меня нет в мысли, то это вовсе и не я мыслю. А если есть только я, но нет предмета мысли, то мыслить нечего, и кроме меня одного нет ничего.
Владимир Завьялов, из книги «Элементарный учебник дианализа»
👍26
ЧУВСТВО ЕДИНСТВА
Люди искали и находили различные заменители подлинно индивидуального чувства.
единства. Нация, религия, класс и род занятий служат тому, чтобы предоставить человеку это чувство. «Я – американец», «я – протестант», «я – бизнесмен» – эти формулы помогают человеку обрести чувство тождественности в условиях, когда первоначальная идентичность рода уже утрачена, а подлинно индивидуальное чувство единства еще не достигнуто.
Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
Люди искали и находили различные заменители подлинно индивидуального чувства.
единства. Нация, религия, класс и род занятий служат тому, чтобы предоставить человеку это чувство. «Я – американец», «я – протестант», «я – бизнесмен» – эти формулы помогают человеку обрести чувство тождественности в условиях, когда первоначальная идентичность рода уже утрачена, а подлинно индивидуальное чувство единства еще не достигнуто.
Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
👍32👎1
СПОР КАК ВНУТРИВИДОВАЯ БОРЬБА
Переход популяции от старого качества к новому состоит из двух этапов. Первый — мутация. Тут новое качество появляется лишь у одного из членов популяции. Второй этап — борьба за выживание между обладателем нового качества, с одной стороны, и носителями старых, с другой. Принципиально важно: внутривидовая борьба за существование не является мутагенным фактором; новое качество возникает до нее; она лишь испытывает его на жизнеспособность. В том случае, если это испытание оказывается успешным, порожденное мутацией качество «тиражируется», превращается из единичного во всеобщее. В этом состоит функция борьбы противоположностей в развитии того целого, внутри которого она происходит.
Второй классический пример борьбы противоположностей — спор, столкновение тезиса и антитезиса. «В споре рождается истина» — этот афоризм известен со времен Аристотеля. Спору, как и внутривидовой борьбе за существование, предшествует «мутация» — появление новой идеи. Без этого спор не начинается. Следовательно, в споре, как и в естественном отборе, «борьба противоположностей» не рождает новое качество, а лишь испытывает его на жизнестойкость.
Георгий Левин, из книги «Философские категории в современном дискурсе»
Переход популяции от старого качества к новому состоит из двух этапов. Первый — мутация. Тут новое качество появляется лишь у одного из членов популяции. Второй этап — борьба за выживание между обладателем нового качества, с одной стороны, и носителями старых, с другой. Принципиально важно: внутривидовая борьба за существование не является мутагенным фактором; новое качество возникает до нее; она лишь испытывает его на жизнеспособность. В том случае, если это испытание оказывается успешным, порожденное мутацией качество «тиражируется», превращается из единичного во всеобщее. В этом состоит функция борьбы противоположностей в развитии того целого, внутри которого она происходит.
Второй классический пример борьбы противоположностей — спор, столкновение тезиса и антитезиса. «В споре рождается истина» — этот афоризм известен со времен Аристотеля. Спору, как и внутривидовой борьбе за существование, предшествует «мутация» — появление новой идеи. Без этого спор не начинается. Следовательно, в споре, как и в естественном отборе, «борьба противоположностей» не рождает новое качество, а лишь испытывает его на жизнестойкость.
Георгий Левин, из книги «Философские категории в современном дискурсе»
👍17👎1
Если вы когда-нибудь чувствовали, что сердце вот-вот выскочит из груди без видимой причины, кружится голова, тяжело дышать, и мир становится тесным, хочу сказать, что вы не одиноки.
Недавно мной был обнаружен интересный канал Юлии, которая однажды сама боялась выходить из дома из-за панических атак. Она не понаслышке знает как тревога может отравлять каждый день.
Сегодня она дипломированный психолог и на своём канале делиться только честными рабочими инструментами. Юлия знает как развеивать мифы о тревоге, говорить вслух о том, что болит.
Если вы хотите найти простые ответы на сложные вопросы и получить поддержку там, где её порой так не хватает, оставляю ссылочку здесь
👉 https://news.1rj.ru/str/+AdTDA0oTdOMwMWEy
Недавно мной был обнаружен интересный канал Юлии, которая однажды сама боялась выходить из дома из-за панических атак. Она не понаслышке знает как тревога может отравлять каждый день.
Сегодня она дипломированный психолог и на своём канале делиться только честными рабочими инструментами. Юлия знает как развеивать мифы о тревоге, говорить вслух о том, что болит.
Если вы хотите найти простые ответы на сложные вопросы и получить поддержку там, где её порой так не хватает, оставляю ссылочку здесь
👉 https://news.1rj.ru/str/+AdTDA0oTdOMwMWEy
3👍5👎1
РОЛЬ РЕЛИГИИ
Сегодня религия часто становится поводом для дискриминации, разлада и раздоров. Но изначально она, как и деньги, и империи, служила объединению людей. Поскольку любое социальное устройство, любая иерархия коренится в воображении, оно тем уязвимее, чем более разрастается общество.
Историческая роль религии заключалась в том, чтобы освятить эти уязвимости структуры авторитетом свыше. Религия учит, что закон — не порождение человеческой прихоти, а ниспослан высшей, абсолютной властью. Тем самым хотя бы самые фундаментальные законы оказываются вне критики, и это обеспечивает социальную стабильность.
Юваль Харари, из книги «Sapiens. Краткая история человечества»
Сегодня религия часто становится поводом для дискриминации, разлада и раздоров. Но изначально она, как и деньги, и империи, служила объединению людей. Поскольку любое социальное устройство, любая иерархия коренится в воображении, оно тем уязвимее, чем более разрастается общество.
Историческая роль религии заключалась в том, чтобы освятить эти уязвимости структуры авторитетом свыше. Религия учит, что закон — не порождение человеческой прихоти, а ниспослан высшей, абсолютной властью. Тем самым хотя бы самые фундаментальные законы оказываются вне критики, и это обеспечивает социальную стабильность.
Юваль Харари, из книги «Sapiens. Краткая история человечества»
👍27👎2
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ
Абстрактное — это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное — это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей.
Познание только тогда истинно, когда оно конкретно, когда оно раскрывает предметы и явления действительности в целостном единстве их сторон. Такое конкретное знание не может быть получено сразу. Оно есть результат движения мысли от односторонних абстрактных определений предмета ко все более сложным, диалектически противоречивым определениям.
Этот процесс движения мысли называют восхождением от абстрактного к конкретному. Впервые его описал Гегель, но, будучи идеалистом, представил его как процесс, в котором мысль порождает сами конкретные предметы. В действительности эти предметы как конкретное целое существуют до всякого познания, а в мышлении с помощью восхождения от абстрактного к конкретному они духовно реконструируются, воссоздаются.
«Краткий словарь по философии»
Абстрактное — это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное — это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей.
Познание только тогда истинно, когда оно конкретно, когда оно раскрывает предметы и явления действительности в целостном единстве их сторон. Такое конкретное знание не может быть получено сразу. Оно есть результат движения мысли от односторонних абстрактных определений предмета ко все более сложным, диалектически противоречивым определениям.
Этот процесс движения мысли называют восхождением от абстрактного к конкретному. Впервые его описал Гегель, но, будучи идеалистом, представил его как процесс, в котором мысль порождает сами конкретные предметы. В действительности эти предметы как конкретное целое существуют до всякого познания, а в мышлении с помощью восхождения от абстрактного к конкретному они духовно реконструируются, воссоздаются.
«Краткий словарь по философии»
👍20👎3
Forwarded from Дневник психотерапевта
Расстройства пищевого поведения
Многие клиенты, которые борются с перееданием или лишним весом, могут ненавидеть себя и разочаровываться в себе. Такие мысли запускают замкнутый круг: давление на себя → стресс → бегство от стресса. А какой самый простой способ убежать от стресса? Опять поесть.
Недавно ко мне обратился клиент с похожей проблемой. Нам удалось посмотреть на переедание иначе и сформулировать терапевтическую идею: «Моё переедание — это не что-то плохое, это сигнал, что со мной что-то не так. И это не повод ненавидеть себя, а указание на то, что важно обратить внимание на своё состояние. Спросить себя: что именно сигнализирует моё переедание?».
Наше тело как машина: если на панели загорелась лампочка «заканчивается бензин», мы ведь не ругаем машину. Это не плохой сигнал, это сигнал — обрати внимание!
Так же и здесь: когда я переедаю, важно не «добивать» себя чувством вины, а спросить — что именно сейчас со мной происходит? Где опасность, от которой я пытаюсь спрятаться в еде?
Ненависть, разочарование, недовольство собой могут маскироваться под «мотивацию», которая якобы подталкивает не переедать. Но на самом деле такая мотивация не помогает, а создаёт ещё больше проблем.
Я спросил: «Представим, ваш ребёнок принёс двойку из школы. Значит, его надо побить? Хорошо, мы его побили, но это не помогло, он продолжает приносить двойки. Значит, надо бить дальше?».
Если инструмент не работает, от него нужно отказаться. Даже если пока у нас нет других инструментов. Есть простое правило: не работает — значит, неэффективно. Итог: ищем новые, действительно полезные инструменты, а ненависть к себе оставляем в прошлом.
Многие клиенты, которые борются с перееданием или лишним весом, могут ненавидеть себя и разочаровываться в себе. Такие мысли запускают замкнутый круг: давление на себя → стресс → бегство от стресса. А какой самый простой способ убежать от стресса? Опять поесть.
Недавно ко мне обратился клиент с похожей проблемой. Нам удалось посмотреть на переедание иначе и сформулировать терапевтическую идею: «Моё переедание — это не что-то плохое, это сигнал, что со мной что-то не так. И это не повод ненавидеть себя, а указание на то, что важно обратить внимание на своё состояние. Спросить себя: что именно сигнализирует моё переедание?».
Наше тело как машина: если на панели загорелась лампочка «заканчивается бензин», мы ведь не ругаем машину. Это не плохой сигнал, это сигнал — обрати внимание!
Так же и здесь: когда я переедаю, важно не «добивать» себя чувством вины, а спросить — что именно сейчас со мной происходит? Где опасность, от которой я пытаюсь спрятаться в еде?
Ненависть, разочарование, недовольство собой могут маскироваться под «мотивацию», которая якобы подталкивает не переедать. Но на самом деле такая мотивация не помогает, а создаёт ещё больше проблем.
Я спросил: «Представим, ваш ребёнок принёс двойку из школы. Значит, его надо побить? Хорошо, мы его побили, но это не помогло, он продолжает приносить двойки. Значит, надо бить дальше?».
Если инструмент не работает, от него нужно отказаться. Даже если пока у нас нет других инструментов. Есть простое правило: не работает — значит, неэффективно. Итог: ищем новые, действительно полезные инструменты, а ненависть к себе оставляем в прошлом.
👍21👎2
Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс рождения самого себя. По существу, мы должны бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться.
Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
👍31
МЕХАНИЗМ УЗНАВАНИЯ
Вообразите, что из нарисованных черточек складывается лицо какого-нибудь знакомого вам человека. Задайте вопрос: детерминировано ли этими черточками то, что я узнал здесь Иванова? Я узнал его именно по этим черточкам, в них увидел Иванова, но узнавание Иванова не детерминировано этими черточками. То есть я знаю до узнавания. Здесь сомкнулись две стороны, два члена тавтологии. Я увидел Иванова, потому что я увидел Иванова.
Иванов есть Иванов. Значит, восприятие определилось добавлением какого-то другого источника, которым не являются сами черточки, которые мы воспринимаем. Восприятие черточек доопределялось или индивидуировалось в качестве именно этого, а не другого восприятия посредством добавления какого-то другого источника. А именно «полученных в процессе жизни идей во мне»
Мераб Мамардашвили, из книги «Картезианские размышления»
Вообразите, что из нарисованных черточек складывается лицо какого-нибудь знакомого вам человека. Задайте вопрос: детерминировано ли этими черточками то, что я узнал здесь Иванова? Я узнал его именно по этим черточкам, в них увидел Иванова, но узнавание Иванова не детерминировано этими черточками. То есть я знаю до узнавания. Здесь сомкнулись две стороны, два члена тавтологии. Я увидел Иванова, потому что я увидел Иванова.
Иванов есть Иванов. Значит, восприятие определилось добавлением какого-то другого источника, которым не являются сами черточки, которые мы воспринимаем. Восприятие черточек доопределялось или индивидуировалось в качестве именно этого, а не другого восприятия посредством добавления какого-то другого источника. А именно «полученных в процессе жизни идей во мне»
Мераб Мамардашвили, из книги «Картезианские размышления»
👍16
😶🌫️ ПОЧЕМУ МЫ ДУМАЕМ О СЕБЕ ПЛОХО?
Я Лика, психолог. Направление в котором я работаю - Когнитивно-поведенческая терапия. Фокус внимания в КПТ идет в сторону убеждений о себе, других и мире.
Убеждения являются причиной наших реакций:
1️⃣ эмоций, которые мы испытываем
2️⃣ то, как чувствует себя наше тело
3️⃣ то, как мы действуем
Убеждения зарождаются в детско-подростковом возрасте, когда наше мышление и восприятие формируются больше всего. Иногда, наше восприятие подверженно влиянию значимых взрослых.
Порой, эти убеждения формируются искаженными, ошибочными и мы можем об этом даже не подозревать.
Вот пример того, как это выглядит ⬇️
В детстве по отношению к человеку, значимыми взрослыми (родителями), систематически, применялось такое высказывание - «Ты тупой».
Когда значимые взрослые, которым ты доверяешь и считаешь авторитетными, всезнающими, говорят такое, ты безусловно веришь.
Ребенком, ты не анализируешь ситуацию с опорой на факты и не задаешься вопросами по типу: «А могут ли ошибаться взрослые?», «А справедливо ли такое отношение к ребенку?».
Ты зависишь от них, в прямом смысле, не имеешь возможности противостоять их словам.
В итоге, вера в это высказывание укрепилось в его восприятии себя.
Жизненные трудности, стрессовые ситуации, объясняются собственной недостаточностью.
Получился замкнутый круг🌀, в котором человек избегает ситуаций, в которых может показаться тупым, но убеждается в этом ещё больше.
Такой нарастающий снежный ком из никчемности.
Суповой набор человека с убеждением о собственной никчемности может состоять из таких ингредиентов:
🌟Я не верю в себя, что я где-то, когда-то преуспею и буду счастлив.
🌟Мне кажется, что я родился с багом и это не исправить.
🌟Мне стыдно и я виню себя за то, какой я.
🌟Я стараюсь по минимуму привлекать к себе внимание.
🌟Я боюсь, что мой баг станет кому-то известным и меня отвергнут.
🌟Другие мне кажутся более нормальными, успешными, компетентными, чем я.
🌟Мне необходимо прикладывать больше усилий, чем другим, чтобы достичь чего-то.
🌟Мне сложно доверять другим людям и открываться.
Подобные негативные убеждения и их проявления присущи большинству людей, т.к. мы не растем в антиутопичной идеальной среде.
Однако, есть радостная новость, будучи взрослыми, мы имеем возможность влиять на наше восприятие, если оно кажется нам деструктивным. Ставить его под сомнение, смягчать, корректировать - главная задача КПТ.
Подписывайтесь на канал likapsy и узнавайте больше о деталях работы мышления и загадках психики, чтобы лучше понимать себя💖
Я Лика, психолог. Направление в котором я работаю - Когнитивно-поведенческая терапия. Фокус внимания в КПТ идет в сторону убеждений о себе, других и мире.
Убеждения являются причиной наших реакций:
1️⃣ эмоций, которые мы испытываем
2️⃣ то, как чувствует себя наше тело
3️⃣ то, как мы действуем
Убеждения зарождаются в детско-подростковом возрасте, когда наше мышление и восприятие формируются больше всего. Иногда, наше восприятие подверженно влиянию значимых взрослых.
Порой, эти убеждения формируются искаженными, ошибочными и мы можем об этом даже не подозревать.
Вот пример того, как это выглядит ⬇️
В детстве по отношению к человеку, значимыми взрослыми (родителями), систематически, применялось такое высказывание - «Ты тупой».
Когда значимые взрослые, которым ты доверяешь и считаешь авторитетными, всезнающими, говорят такое, ты безусловно веришь.
Ребенком, ты не анализируешь ситуацию с опорой на факты и не задаешься вопросами по типу: «А могут ли ошибаться взрослые?», «А справедливо ли такое отношение к ребенку?».
Ты зависишь от них, в прямом смысле, не имеешь возможности противостоять их словам.
В итоге, вера в это высказывание укрепилось в его восприятии себя.
Жизненные трудности, стрессовые ситуации, объясняются собственной недостаточностью.
Получился замкнутый круг🌀, в котором человек избегает ситуаций, в которых может показаться тупым, но убеждается в этом ещё больше.
Такой нарастающий снежный ком из никчемности.
Суповой набор человека с убеждением о собственной никчемности может состоять из таких ингредиентов:
🌟Я не верю в себя, что я где-то, когда-то преуспею и буду счастлив.
🌟Мне кажется, что я родился с багом и это не исправить.
🌟Мне стыдно и я виню себя за то, какой я.
🌟Я стараюсь по минимуму привлекать к себе внимание.
🌟Я боюсь, что мой баг станет кому-то известным и меня отвергнут.
🌟Другие мне кажутся более нормальными, успешными, компетентными, чем я.
🌟Мне необходимо прикладывать больше усилий, чем другим, чтобы достичь чего-то.
🌟Мне сложно доверять другим людям и открываться.
Подобные негативные убеждения и их проявления присущи большинству людей, т.к. мы не растем в антиутопичной идеальной среде.
Однако, есть радостная новость, будучи взрослыми, мы имеем возможность влиять на наше восприятие, если оно кажется нам деструктивным. Ставить его под сомнение, смягчать, корректировать - главная задача КПТ.
Подписывайтесь на канал likapsy и узнавайте больше о деталях работы мышления и загадках психики, чтобы лучше понимать себя💖
Telegram
Говорим честно | КПТ-психолог
Пространство, где тебя принимают целиком — быть собой ценнее любых "идеальных" стандартов.
Помогаю разбираться в себе на основе доказательной психологии.
Моя миссия — честно говорить о проблемах и делиться инструментами самопомощи. Автор @likakiiko
Помогаю разбираться в себе на основе доказательной психологии.
Моя миссия — честно говорить о проблемах и делиться инструментами самопомощи. Автор @likakiiko
👍8👎3
КОНКРЕТНОЕ
Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления
Карл Маркс, из книги «Капитал. Критика политической экономии»
Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления
Карл Маркс, из книги «Капитал. Критика политической экономии»
👍10👎7
ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ
Для того, чтобы вырос плод, зерно должно умереть. Это закон жизни. А чтобы стать взрослым, нужно пройти особый опыт представления себя как умершего – опыт инициации. Все обряды и ритуалы инициации всегда связаны с тем, что инициируемый в какой-то момент оказывается непосредственно перед лицом смерти, чтобы он мог представить себе ее и пережить. Тогда он может родиться к взрослой жизни. В некоторых культурах, кстати, только после такого обряда человеку давалось имя.
Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
Для того, чтобы вырос плод, зерно должно умереть. Это закон жизни. А чтобы стать взрослым, нужно пройти особый опыт представления себя как умершего – опыт инициации. Все обряды и ритуалы инициации всегда связаны с тем, что инициируемый в какой-то момент оказывается непосредственно перед лицом смерти, чтобы он мог представить себе ее и пережить. Тогда он может родиться к взрослой жизни. В некоторых культурах, кстати, только после такого обряда человеку давалось имя.
Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
👍39👎1
Человек в каждый момент жизни выбирает, каким ему быть. Таким образом осуществляется беспрерывное становление человека, как человека.
Личность — это не значит быть в самом себе, это значит выходить за пределы себя. Личность в нас — это такое измерение, в которое мы входим, выходя из самих себя.
Личность — это не значит быть в самом себе, это значит выходить за пределы себя. Личность в нас — это такое измерение, в которое мы входим, выходя из самих себя.
👍30👎3
НЕОБХОДИМЫЕ И СЛУЧАЙНЫЕ ИСТИНЫ
Существует принятая классификация истин в логике и философии. Есть истины логические или аналитические [в пределе сводимые к тавтологиям] и есть истины эмпирические, истины факта [включая в последние и законы науки, поскольку, кроме своей логической и математической части, они содержат еще и эмпирическую часть]. В строгом смысле «необходимыми» считаются только логические истины, все остальные, т. е. эмпирические, или истины факта, являются случайными.
Мераб Мамардашвили, из книги «Картезианские размышления»
Существует принятая классификация истин в логике и философии. Есть истины логические или аналитические [в пределе сводимые к тавтологиям] и есть истины эмпирические, истины факта [включая в последние и законы науки, поскольку, кроме своей логической и математической части, они содержат еще и эмпирическую часть]. В строгом смысле «необходимыми» считаются только логические истины, все остальные, т. е. эмпирические, или истины факта, являются случайными.
Мераб Мамардашвили, из книги «Картезианские размышления»
👍13👎2
ВЕРА И ДОВЕРИЕ
Вера, в отличие от знания, не нуждается в доказательстве истинности. А что такое доверие? Чем оно отличается от веры? Само слово подсказывает, что речь идет о знании, которое не стало еще верой, но подготовляется к такому статусу, то есть некритичному принятию: «до веры». Доверие есть некое знание в возможные действия и состояния реального человека, а не в божественную инстанцию, поэтому доверие нуждается в подтверждении своей истинности.
Владимир Заьвялов, из книги «Брачный ринг: от борьбы к гармонии»
Вера, в отличие от знания, не нуждается в доказательстве истинности. А что такое доверие? Чем оно отличается от веры? Само слово подсказывает, что речь идет о знании, которое не стало еще верой, но подготовляется к такому статусу, то есть некритичному принятию: «до веры». Доверие есть некое знание в возможные действия и состояния реального человека, а не в божественную инстанцию, поэтому доверие нуждается в подтверждении своей истинности.
Владимир Заьвялов, из книги «Брачный ринг: от борьбы к гармонии»
👍13👎1