Как можно было избежать Жанаозена 2023...
Все мы стали свидетелями повторения истории 2011, 2022 и теперь уже в 2023. Давайте разберемся в ситуации с разных сторон.
1️⃣ Основа конфликта
Есть компания “Берали Мангистау Company”, в которой работало, как минимум, 200+ сотрудников. Сотрудников сократили из-за того, что компания не смогла выиграть тендер и обеспечить сотрудников необходимым объемом работы.
В свою очередь, другой оператор, компания "КезБи", выйграла данный тендер на подземный ремонт скважин, предложив со слов бастующих рабочих более низкую оплату труда.
Сокращенные сотрудники, которые вышли бастовать к зданию Министерства энергетики, выражали недовольство тремя основными причинами:
1) отсутствие постоянного штатного места или хотя бы долгосрочного контракта (не менее 3 лет) на работу в одной компании.
2) нестабильная оплата труда, которая вынуждает соглашаться на любую оплату труда, лишь бы не остаться без работы и компании этим пользуются.
3) это так негативно сказывается на условиях труда - отсутствие отпусков и социального пакета - рабочие просто не могут себе этого позволить из-за краткосрочных контрактов.
С точки зрения компаний "Берали Мангистау Company и "КезБи" они проявляют то рыночное поведение, на которое их толкает сама система АО "КазМунайГаз", то есть проблема не в них, а именно самой системе.
2️⃣ Что не так с системой АО "КазМунайГаз" и Министерства энергетики
1) КМГ всегда предлагал бастующим краткосрочные, не системные решения. Так в 2015 году бастующие в Жанаозене просили ОзенМунайГаз обеспечить их одинаковой зарплатой с сотрудниками КМГ в Астане. Через год требование было выполнено. Спустя годы, мятеж повторился в 2022 году, начался он с газа, но перетек в то, что подрядчики в Жанаозене также начали проситься в штат на стабильную оплату труда. Часть из них взяли.
Мы видим, что рабочие поняли принцип работы КМГ "жыламған балаға...". Именно поэтому мы видим то, что видим сегодня в новостной ленте.
2. Низкий эмоциональный интеллект во время переговоров в протестующими:
- Переговоры с народом на русском языке, чтобы было недопустимо с преимущественно казахоговрящими бастующими. Казахский - государственный язык!
- На переговоры послали депутатов, а перед народом на улице должны были стоять топ-менеджеры компании и Министерсва энергетики. Это было бы сигналом, что руководство неравнодушно к проблемам рабочих.
- Изначально рабочие планировали мирно митинговать, но когда к ним не вышло руководство, когда по их просьбе их даже не обеспечили биотуалетами и кипятком и они были вынуждены ночевать на улице, накал страстей сильно изменился. Я подразумеваю, что многие из них держали пост, но при этом вынуждены были ночевать на улице, так как компания и министерство не проявило к ним гуманности.
3️⃣ Как должно было быть:
1. Топ-менеджмент компании и минстерства должен был провести мирные переговоры на КАЗАХСКОМ языке, это особенно важно, учитывая культурные особенности Западного Региона. Я бы даже привлек к переговорам представителя власти с этого региона, который хорошо понимает бэграунд бастующих.
2. В развитых странах на такие переговоры берут и психологов-переговорщиков, которые умеют работать с разгоряченной толпой.
3. Если Вы посмотрите на комментарии в соц.сетях под задержанием бастующих СОБР, то вы увидите всестороннюю поддержку бастующих народом. Это говорит о низкой просветительской и профилактической работе с бастующими и с населением.
4. Нужно больше транспарентности в части объяснения глобальных кадровых решений - таких как сокращение 200+ рабочих в социально-взрывном Жанаозене. С точки зрения законодательства, компании ничего не нарушали, но при этом их действия привели к очередному социальному взрыву.
Продолжение…➡️
Все мы стали свидетелями повторения истории 2011, 2022 и теперь уже в 2023. Давайте разберемся в ситуации с разных сторон.
1️⃣ Основа конфликта
Есть компания “Берали Мангистау Company”, в которой работало, как минимум, 200+ сотрудников. Сотрудников сократили из-за того, что компания не смогла выиграть тендер и обеспечить сотрудников необходимым объемом работы.
В свою очередь, другой оператор, компания "КезБи", выйграла данный тендер на подземный ремонт скважин, предложив со слов бастующих рабочих более низкую оплату труда.
Сокращенные сотрудники, которые вышли бастовать к зданию Министерства энергетики, выражали недовольство тремя основными причинами:
1) отсутствие постоянного штатного места или хотя бы долгосрочного контракта (не менее 3 лет) на работу в одной компании.
2) нестабильная оплата труда, которая вынуждает соглашаться на любую оплату труда, лишь бы не остаться без работы и компании этим пользуются.
3) это так негативно сказывается на условиях труда - отсутствие отпусков и социального пакета - рабочие просто не могут себе этого позволить из-за краткосрочных контрактов.
С точки зрения компаний "Берали Мангистау Company и "КезБи" они проявляют то рыночное поведение, на которое их толкает сама система АО "КазМунайГаз", то есть проблема не в них, а именно самой системе.
2️⃣ Что не так с системой АО "КазМунайГаз" и Министерства энергетики
1) КМГ всегда предлагал бастующим краткосрочные, не системные решения. Так в 2015 году бастующие в Жанаозене просили ОзенМунайГаз обеспечить их одинаковой зарплатой с сотрудниками КМГ в Астане. Через год требование было выполнено. Спустя годы, мятеж повторился в 2022 году, начался он с газа, но перетек в то, что подрядчики в Жанаозене также начали проситься в штат на стабильную оплату труда. Часть из них взяли.
Мы видим, что рабочие поняли принцип работы КМГ "жыламған балаға...". Именно поэтому мы видим то, что видим сегодня в новостной ленте.
2. Низкий эмоциональный интеллект во время переговоров в протестующими:
- Переговоры с народом на русском языке, чтобы было недопустимо с преимущественно казахоговрящими бастующими. Казахский - государственный язык!
- На переговоры послали депутатов, а перед народом на улице должны были стоять топ-менеджеры компании и Министерсва энергетики. Это было бы сигналом, что руководство неравнодушно к проблемам рабочих.
- Изначально рабочие планировали мирно митинговать, но когда к ним не вышло руководство, когда по их просьбе их даже не обеспечили биотуалетами и кипятком и они были вынуждены ночевать на улице, накал страстей сильно изменился. Я подразумеваю, что многие из них держали пост, но при этом вынуждены были ночевать на улице, так как компания и министерство не проявило к ним гуманности.
3️⃣ Как должно было быть:
1. Топ-менеджмент компании и минстерства должен был провести мирные переговоры на КАЗАХСКОМ языке, это особенно важно, учитывая культурные особенности Западного Региона. Я бы даже привлек к переговорам представителя власти с этого региона, который хорошо понимает бэграунд бастующих.
2. В развитых странах на такие переговоры берут и психологов-переговорщиков, которые умеют работать с разгоряченной толпой.
3. Если Вы посмотрите на комментарии в соц.сетях под задержанием бастующих СОБР, то вы увидите всестороннюю поддержку бастующих народом. Это говорит о низкой просветительской и профилактической работе с бастующими и с населением.
4. Нужно больше транспарентности в части объяснения глобальных кадровых решений - таких как сокращение 200+ рабочих в социально-взрывном Жанаозене. С точки зрения законодательства, компании ничего не нарушали, но при этом их действия привели к очередному социальному взрыву.
Продолжение…
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4️⃣ Что можно еще сделать:
1. Недофинансированность Жанаозена и Актау в целом. Социальная напряженность возникает не только из-за работы, но и вследствии социальной и инфраструктурной неразвитости. Если в Туркестанскую область только в этом году собираются вложить 2 млрд. долларов из республиканского бюджета, то Мангистауская область вообще не значится в республиканском бюджете. А это область была донором для всех отраслей до 2023 года. При этом, за последние 10 лет прирост населения в Мангыстауской области составил 77%.
2. Понятно, что бюджет КМГ не резиновый и каждый раз невозможно покрывать требования всех рабочих, НО государство должно помочь населению с безработицей. Встает вопрос о переквалификации безработного населения и тотальной смене профессии.
📱 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
1. Недофинансированность Жанаозена и Актау в целом. Социальная напряженность возникает не только из-за работы, но и вследствии социальной и инфраструктурной неразвитости. Если в Туркестанскую область только в этом году собираются вложить 2 млрд. долларов из республиканского бюджета, то Мангистауская область вообще не значится в республиканском бюджете. А это область была донором для всех отраслей до 2023 года. При этом, за последние 10 лет прирост населения в Мангыстауской области составил 77%.
2. Понятно, что бюджет КМГ не резиновый и каждый раз невозможно покрывать требования всех рабочих, НО государство должно помочь населению с безработицей. Встает вопрос о переквалификации безработного населения и тотальной смене профессии.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Сравнение соотношения количества добытых тонн нефти на одного сотрудника в крупнейших нефтепользователей Казахстана
Визуализация — это искусство представлять любые статистические данные в форме краткого и лаконичного изображения, которое опишет сложившуюся ситуацию или проблему лучше тысячи слов и цифр.
Спасибо каналу Energy Monitor за предоставление информации о численности сотрудников и объемах добычи нефти крупнейших нефтепользователей Казахстана за 2022 год.
📱 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Визуализация — это искусство представлять любые статистические данные в форме краткого и лаконичного изображения, которое опишет сложившуюся ситуацию или проблему лучше тысячи слов и цифр.
Спасибо каналу Energy Monitor за предоставление информации о численности сотрудников и объемах добычи нефти крупнейших нефтепользователей Казахстана за 2022 год.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Зачем Казахстан подал в суд на операторов Кашагана и Карачаганака
Азаттык: Что такое соглашение о разделе продукции? Как давно и на каких условиях применяется СРП?
Абзал Нарымбетов: СРП ― достаточно спорный контракт, и он больше популярен в странах третьего мира. В развитых странах СРП почти нет. СРП было впервые использовано в Индонезии в 1960 году, потом в Иране.
Контракт по СРП всегда в большей степени защищает интересы инвесторов. Государство свою прибыль уменьшает, а для инвестора особых рисков нет. Почему? Потому что все затраты возмещаются. Усилия инвесторов, их подрядчиков также вписываются потом в счёт, поэтому обычно это достаточно выгодные для них контракты.
Почти все СРП в Казахстане были подписаны в период 1997–1998 годов. Тогда был большой кризис: азиатский кризис, потом девальвация. Государству пришлось подписать СРП, чтобы привлечь инвесторов.
По Кашагану почти 50–60 миллиардов потратили, теперь инвесторы эти деньги возвращают себе. Когда инвесторы возмещают затраты, государство свою прибыль уменьшает до минимума. Например, во время возмещения государство получает менее 20 процентов, а после возмещения прибыль государства доходит до 80 процентов. И это колоссальная разница. По Кашагану, по некоторым источникам, сейчас государство получает прибыль в размере двух процентов. То есть это вообще ничего на самом деле. На Кашаган приходится 20 процентов добычи по Казахстану, и прибыль от этой добычи страна получает два процента. Представляете, какие условия?
Полный текст интервью о контрактах СРП, споре о Кашагане и Карачаганаке и т.д. можно прочитать➡️ : https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-sues-operators-of-kashagan-and-karachagak-oil-fields/32358871.html
Азаттык: Что такое соглашение о разделе продукции? Как давно и на каких условиях применяется СРП?
Абзал Нарымбетов: СРП ― достаточно спорный контракт, и он больше популярен в странах третьего мира. В развитых странах СРП почти нет. СРП было впервые использовано в Индонезии в 1960 году, потом в Иране.
Контракт по СРП всегда в большей степени защищает интересы инвесторов. Государство свою прибыль уменьшает, а для инвестора особых рисков нет. Почему? Потому что все затраты возмещаются. Усилия инвесторов, их подрядчиков также вписываются потом в счёт, поэтому обычно это достаточно выгодные для них контракты.
Почти все СРП в Казахстане были подписаны в период 1997–1998 годов. Тогда был большой кризис: азиатский кризис, потом девальвация. Государству пришлось подписать СРП, чтобы привлечь инвесторов.
По Кашагану почти 50–60 миллиардов потратили, теперь инвесторы эти деньги возвращают себе. Когда инвесторы возмещают затраты, государство свою прибыль уменьшает до минимума. Например, во время возмещения государство получает менее 20 процентов, а после возмещения прибыль государства доходит до 80 процентов. И это колоссальная разница. По Кашагану, по некоторым источникам, сейчас государство получает прибыль в размере двух процентов. То есть это вообще ничего на самом деле. На Кашаган приходится 20 процентов добычи по Казахстану, и прибыль от этой добычи страна получает два процента. Представляете, какие условия?
Полный текст интервью о контрактах СРП, споре о Кашагане и Карачаганаке и т.д. можно прочитать
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Радио Азаттык
«Время разобраться»? Зачем Казахстан подал в суд на операторов Кашагана и Карачаганака
Казахстан обратилcя в международный арбитраж с миллиардными исками против операторов двух крупных нефтегазовых месторождений. Чего добивается Астана в спорах с разрабатывающими Кашаган и Карачаганак консорциумами? Азаттык поговорил с экспертом в нефтегазовой…
Forwarded from ҚазМұнайГаз / КазМунайГаз
Қазақстан мұнайы Джейханнан Румыния бағытына жөнелтіле бастады
Бүгін «ҚазМұнайГаз» ҰК АҚ Басқарма Төрағасы Мағзұм Мырзағалиев Түркияның Джейхан портына барып, «ҚазМұнайГазға» тиесілі Румынияда орналасқан «PETROMIDIA» мұнай өңдеу зауытына Қазақстан мұнайын жөнелту барысымен танысты.
«Бүгін біз отандық мұнай-газ саласы үшін айтулы оқиғаның куәгері болып отырмыз. Мемлекет басшысының Қазақстан мұнай тасымалының жаңа бағыттарын дамытуға ерекше көңіл бөлетіні кездейсоқ емес. Бұл тұрғыда әзербайжандық SOCAR компаниясымен жасалған келісімнің іс жүзінде орындалып жатқаны қуантады. Бұл өзара ынтымақтастығымызды одан әрі дамытудың әлеуеті зор екендігін растап отыр», - деді жөнелтуді бастау рәсімі кезінде М.Мырзағалиев.
Сонымен қатар ҚМГ басшысы іс-шараға қатысқан «Теңізшевройл» компаниясының басшылығына Баку–Тбилиси–Джейхан мұнай құбыры арқылы тасымалдау шарттары бойынша табысты жүргізілген келіссөздер сериясы үшін алғысын білдірді.
Толығырақ: https://clck.ru/34DRxd
Бүгін «ҚазМұнайГаз» ҰК АҚ Басқарма Төрағасы Мағзұм Мырзағалиев Түркияның Джейхан портына барып, «ҚазМұнайГазға» тиесілі Румынияда орналасқан «PETROMIDIA» мұнай өңдеу зауытына Қазақстан мұнайын жөнелту барысымен танысты.
«Бүгін біз отандық мұнай-газ саласы үшін айтулы оқиғаның куәгері болып отырмыз. Мемлекет басшысының Қазақстан мұнай тасымалының жаңа бағыттарын дамытуға ерекше көңіл бөлетіні кездейсоқ емес. Бұл тұрғыда әзербайжандық SOCAR компаниясымен жасалған келісімнің іс жүзінде орындалып жатқаны қуантады. Бұл өзара ынтымақтастығымызды одан әрі дамытудың әлеуеті зор екендігін растап отыр», - деді жөнелтуді бастау рәсімі кезінде М.Мырзағалиев.
Сонымен қатар ҚМГ басшысы іс-шараға қатысқан «Теңізшевройл» компаниясының басшылығына Баку–Тбилиси–Джейхан мұнай құбыры арқылы тасымалдау шарттары бойынша табысты жүргізілген келіссөздер сериясы үшін алғысын білдірді.
Толығырақ: https://clck.ru/34DRxd
Ежедневное потребление нефти в Европе
Единицы выражены в тоннах на тысячу человек по состоянию на январь 2023 года.
Наглядно, что чем больше потребление нефти, тем более развита страна, несмотря на то, что многие из них выступают за зеленую энергию.
Казахстан потребляет около 2,5 тонн нефти на 1000 человек населения, что ставит нас в один ряд с Германией, Францией и Испанией.
Вот несколько примеров того, чем мы ежедневно обязаны нефти:
В школе: линейки, мелки, чернила и картриджи, клей, обложки для книг, папки...
Для вашего здоровья: покрытия для таблеток, связующее для кремов, одноразовые шприцы...
В быту: контактные линзы, косметика, одежда, ткани, лак для ногтей, дезодоранты, шампуни, краски, обивка и ковры, моющие средства для мытья посуды и стирки, жидкости для химчистки...
Сумки для покупок, кредитные карты, коробки для яиц, пластиковые бутылки из-под молока...
Во время приготовления: сковороды с антипригарным покрытием, пищевая пленка, контейнеры для хранения...
Для строительства: черепица, трубы, изоляционный материал, краска...
В транспорте: бензин и дизель для легковых и грузовых автомобилей, аварийно-спасательных служб и поездов, асфальтированные дорожные покрытия...
В офисе: компьютерная техника, телефоны, ручки, стулья, типографская краска...
На досуге: фотопленка, художественные краски, велосипедные рули, шины, защитные шлемы, футбольные бутсы, кроссовки, щитки для голени, виндсерферы, роликовые коньки...
Сад: удобрения, пестициды, садовая мебель...
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Единицы выражены в тоннах на тысячу человек по состоянию на январь 2023 года.
Наглядно, что чем больше потребление нефти, тем более развита страна, несмотря на то, что многие из них выступают за зеленую энергию.
Казахстан потребляет около 2,5 тонн нефти на 1000 человек населения, что ставит нас в один ряд с Германией, Францией и Испанией.
Вот несколько примеров того, чем мы ежедневно обязаны нефти:
В школе: линейки, мелки, чернила и картриджи, клей, обложки для книг, папки...
Для вашего здоровья: покрытия для таблеток, связующее для кремов, одноразовые шприцы...
В быту: контактные линзы, косметика, одежда, ткани, лак для ногтей, дезодоранты, шампуни, краски, обивка и ковры, моющие средства для мытья посуды и стирки, жидкости для химчистки...
Сумки для покупок, кредитные карты, коробки для яиц, пластиковые бутылки из-под молока...
Во время приготовления: сковороды с антипригарным покрытием, пищевая пленка, контейнеры для хранения...
Для строительства: черепица, трубы, изоляционный материал, краска...
В транспорте: бензин и дизель для легковых и грузовых автомобилей, аварийно-спасательных служб и поездов, асфальтированные дорожные покрытия...
В офисе: компьютерная техника, телефоны, ручки, стулья, типографская краска...
На досуге: фотопленка, художественные краски, велосипедные рули, шины, защитные шлемы, футбольные бутсы, кроссовки, щитки для голени, виндсерферы, роликовые коньки...
Сад: удобрения, пестициды, садовая мебель...
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО КАШАГАНУ И КАРАЧАГАНАКУ: СУТЬ И ПРЕДЫСТОРИЯ
Азаттык: В Bloomberg говорится, что казахстанская сторона в своих исках настаивает, что партнёры по проектам должны были не вычитать расходы в размере $13 млрд по Кашагану и $3,5 млрд по Карачаганаку. Что это значит?
Абзал Нарымбетов: Иски касаются неурегулированных споров с 2010 по 2019 год. Там общая сумма $13 млрд только по Кашагану. По сути, на самом деле на Кашаган государство потратило $50 млрд, а акционеры официально потратили больше $60 млрд. Получается, что $10–15 млрд государство не считает возмещаемыми затратами. Почему? Вот, например, была утечка газа в трубопроводе в 2013 г. Но это же проблема оператора, это же акционеры не уследили. Не государство виновато было в этой утечке. Получается, они заменили трубопровод на $3 млрд и на 3 года отсрочили добычу. В принципе, это их «косяк», но государство это должно возместить. Они сами бюджет утверждают, сами тратят, и за свои «косяки» они опять увеличивают бюджет. А государство каждый «косяк» их возмещает. Такого не должно быть. Государство уведомляет, что эти $13 млрд не будет возмещать.
Если их ещё возмещать, то государство вообще может не получить прибыль от Кашагана до истечения срока лицензии, которое наступает в 2041 г. На самом деле изначально государство с последнего урегулирования должно было получить прибыль уже в 2025–2026 гг. и окупить проекты. А сейчас проект ещё отодвигается из-за $13 млрд.
Азаттык: По Карачаганаку ситуация обстоит так же?
Абзал Нарымбетов: В иске против акционеров Карачаганака тоже оспаривают именно с 2010 по 2019 г, $3,5 млрд. Да, этот спор аналогичен с Кашаганом. Тут тоже есть затраты, которые государство не хочет возмещать, потому что считает, что эти затраты должны быть невозмещаемые. Основной спор от этого идёт. По сути, на самом деле арбитраж в 2020 г. в новостях не освещался, хотя против государства дважды были поданы иски. Поэтому пришлось государству открыто заявить, что не они первые инициировали арбитраж.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Азаттык: В Bloomberg говорится, что казахстанская сторона в своих исках настаивает, что партнёры по проектам должны были не вычитать расходы в размере $13 млрд по Кашагану и $3,5 млрд по Карачаганаку. Что это значит?
Абзал Нарымбетов: Иски касаются неурегулированных споров с 2010 по 2019 год. Там общая сумма $13 млрд только по Кашагану. По сути, на самом деле на Кашаган государство потратило $50 млрд, а акционеры официально потратили больше $60 млрд. Получается, что $10–15 млрд государство не считает возмещаемыми затратами. Почему? Вот, например, была утечка газа в трубопроводе в 2013 г. Но это же проблема оператора, это же акционеры не уследили. Не государство виновато было в этой утечке. Получается, они заменили трубопровод на $3 млрд и на 3 года отсрочили добычу. В принципе, это их «косяк», но государство это должно возместить. Они сами бюджет утверждают, сами тратят, и за свои «косяки» они опять увеличивают бюджет. А государство каждый «косяк» их возмещает. Такого не должно быть. Государство уведомляет, что эти $13 млрд не будет возмещать.
Если их ещё возмещать, то государство вообще может не получить прибыль от Кашагана до истечения срока лицензии, которое наступает в 2041 г. На самом деле изначально государство с последнего урегулирования должно было получить прибыль уже в 2025–2026 гг. и окупить проекты. А сейчас проект ещё отодвигается из-за $13 млрд.
Азаттык: По Карачаганаку ситуация обстоит так же?
Абзал Нарымбетов: В иске против акционеров Карачаганака тоже оспаривают именно с 2010 по 2019 г, $3,5 млрд. Да, этот спор аналогичен с Кашаганом. Тут тоже есть затраты, которые государство не хочет возмещать, потому что считает, что эти затраты должны быть невозмещаемые. Основной спор от этого идёт. По сути, на самом деле арбитраж в 2020 г. в новостях не освещался, хотя против государства дважды были поданы иски. Поэтому пришлось государству открыто заявить, что не они первые инициировали арбитраж.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Бензин подорожал на 11 процентов, а солярка - на 20. Разумеется, казахстанцы восприняли это как очень неожиданную и жесткую меру. Однако, по мнению экспертов, столь болезненно люди реагируют именно по причине того, что она сильно запоздала. Специалисты едины во мнении, что увеличение топливных цен не будет разовым, но альтернатив этому нет.
Абзал Н.: Даже если мы построим четвертый и пятый нефтеперерабатывающие заводы, это не решит проблему, - уверен эксперт. - Вопрос ведь не в том, что у нас не хватает мощностей для переработки, а именно в низких ценах, которые подстегивают вывоз отечественного топлива. Или придется полностью закрыть страну, чтобы вообще никто ничего не мог вывозить.
По его мнению, принимать эту непопулярную меру нужно было давно. Ведь тридцать лет цены на топливо повышали, можно сказать, символически. Как и вообще все тарифы, что на нефтепродукты, что на газ, что на электроэнергию.
- Получается, мы когда-то побоялись ампутировать палец, а теперь нужно отрезать всю руку. Если повышение снова откладывать, то в дальнейшем будет еще болезненнее. Да, есть страны, в которых цены на топливо вообще не растут: Туркменистан, Венесуэла, Иран, и это не лучшие примеры экономик.
Причем не играет роли, добывает ли страна нефть, поскольку важно ее присутствие на мировом рынке. Если на экспорт нефть уходит по цене в три раза выше, чем на внутренний рынок, то производителю просто невыгодно поставлять ее на своей территории, - продолжает Нарымбетов. - Но у нас правительство заставляло некоторых нефтепроизводителей отправлять на внутренний рынок, скажем, половину объема добычи, а кого-то - нет. Правила должны быть для всех одинаковыми. Инвестор должен быть заинтересован в получении прибыли, но если его заставляют при себестоимости барреля нефти в 40-50 долларов отдавать за 25-30, то о какой прибыли может идти речь?
Однако главная проблема в том, считает Абзал Н., что у нас не растет покупательная способность населения. При этом расходы на топливо занимают всего около 10 процентов в бюджете казахстанцев, то есть повышение цены на бензин мы можем себе позволить. Но ведь при этом на еду мы тратим более 50 процентов! Такого соотношения, пожалуй, нет нигде в мире. В Европе эти позиции примерно одинаковы - по 10-15 процентов от бюджета. Даже в соседних Кыргызстане и Узбекистане это соотношение более ровное. У нас же расходы на продукты в буквальном смысле съедают подушку безопасности, необходимую на случай повышения каких-либо тарифов.
- Все это нужно объяснять и обосновывать, поскольку мы пришли к необходимости повышения цен на ГСМ, - считает аналитик. - И постепенно они будут повышаться еще и еще. Правительству необходимо преодолеть информационный барьер и разъяснить гражданам природу принимаемых решений.
https://time.kz/articles/zloba/2023/04/11/udarili-tsenami-po-defitsitu
Абзал Н.: Даже если мы построим четвертый и пятый нефтеперерабатывающие заводы, это не решит проблему, - уверен эксперт. - Вопрос ведь не в том, что у нас не хватает мощностей для переработки, а именно в низких ценах, которые подстегивают вывоз отечественного топлива. Или придется полностью закрыть страну, чтобы вообще никто ничего не мог вывозить.
По его мнению, принимать эту непопулярную меру нужно было давно. Ведь тридцать лет цены на топливо повышали, можно сказать, символически. Как и вообще все тарифы, что на нефтепродукты, что на газ, что на электроэнергию.
- Получается, мы когда-то побоялись ампутировать палец, а теперь нужно отрезать всю руку. Если повышение снова откладывать, то в дальнейшем будет еще болезненнее. Да, есть страны, в которых цены на топливо вообще не растут: Туркменистан, Венесуэла, Иран, и это не лучшие примеры экономик.
Причем не играет роли, добывает ли страна нефть, поскольку важно ее присутствие на мировом рынке. Если на экспорт нефть уходит по цене в три раза выше, чем на внутренний рынок, то производителю просто невыгодно поставлять ее на своей территории, - продолжает Нарымбетов. - Но у нас правительство заставляло некоторых нефтепроизводителей отправлять на внутренний рынок, скажем, половину объема добычи, а кого-то - нет. Правила должны быть для всех одинаковыми. Инвестор должен быть заинтересован в получении прибыли, но если его заставляют при себестоимости барреля нефти в 40-50 долларов отдавать за 25-30, то о какой прибыли может идти речь?
Однако главная проблема в том, считает Абзал Н., что у нас не растет покупательная способность населения. При этом расходы на топливо занимают всего около 10 процентов в бюджете казахстанцев, то есть повышение цены на бензин мы можем себе позволить. Но ведь при этом на еду мы тратим более 50 процентов! Такого соотношения, пожалуй, нет нигде в мире. В Европе эти позиции примерно одинаковы - по 10-15 процентов от бюджета. Даже в соседних Кыргызстане и Узбекистане это соотношение более ровное. У нас же расходы на продукты в буквальном смысле съедают подушку безопасности, необходимую на случай повышения каких-либо тарифов.
- Все это нужно объяснять и обосновывать, поскольку мы пришли к необходимости повышения цен на ГСМ, - считает аналитик. - И постепенно они будут повышаться еще и еще. Правительству необходимо преодолеть информационный барьер и разъяснить гражданам природу принимаемых решений.
https://time.kz/articles/zloba/2023/04/11/udarili-tsenami-po-defitsitu
Время
Ударим ценами по дефициту?
С 12 апреля должен вступить в силу правительственный приказ о повышении стоимости ГСМ. Зачем это нужно и к чему приведет?
Наверное, коллеги из PetroCouncil хотели пошутить над этой новостью. На самом деле, то, что знаю о Турции со времен еще учебы в 2001 году, все открытые месторождения нефти и газа существуют только на полосах газет😐 Ничего не изменилось за последние 25 лет в плане добычи нефти и газа😬
Forwarded from ENERGO_OFFICIAL
ҚР Энергетика министрлігінің «Мұнай және газ ақпараттық-талдау орталығы» АҚ» жақын арада «Energy Future Dialogue» бірінші форумы өтетінін еске салады.
Іс-шараның спикерлері ҚР Энергетика министрлігінің, ҚР ірі мұнай-газ компанияларының басшылары және сала сарапшылары болады.
🗓Күні: 26 мамыр 2023 жыл
🏢Өтетін орны: Астана қаласы
Форум бағдарламасы:
🔹Мұнай-газ саласын дамыту стратегиясы: негізгі басымдықтар мен міндеттер;
🔹Мұнай-газ саласын мемлекеттік деңгейде реттеу;
🔹Мұнай өнімдерінің жекелеген түрлерінің өндірісі және айналымы;
🔹Цифрлық ОЭК: саланың толыққанды цифрландыруға дайындығы;
🔹Келісімшарттық міндеттемелер, лицензиялық/келісімшарттық талаптарды орындау;
🔹Елдің кадрлық әлеуетін дамыту.
Форумға қатысу ақылы болып табылады. Орындар саны шектеулі. Тіркелу үшін іс-шара сайтындағы сауалнаманы мына сілтеме бойынша толтыру қажет: https://efd.iacng.kz/
Байланыс тұлғасы: Асхат Ахметбек - маркетинг бағытының басшысы, a.akhmetbek@iacng.kz, +7 778 575 5603, +7 7172 574663.
Іс-шараның спикерлері ҚР Энергетика министрлігінің, ҚР ірі мұнай-газ компанияларының басшылары және сала сарапшылары болады.
🗓Күні: 26 мамыр 2023 жыл
🏢Өтетін орны: Астана қаласы
Форум бағдарламасы:
🔹Мұнай-газ саласын дамыту стратегиясы: негізгі басымдықтар мен міндеттер;
🔹Мұнай-газ саласын мемлекеттік деңгейде реттеу;
🔹Мұнай өнімдерінің жекелеген түрлерінің өндірісі және айналымы;
🔹Цифрлық ОЭК: саланың толыққанды цифрландыруға дайындығы;
🔹Келісімшарттық міндеттемелер, лицензиялық/келісімшарттық талаптарды орындау;
🔹Елдің кадрлық әлеуетін дамыту.
Форумға қатысу ақылы болып табылады. Орындар саны шектеулі. Тіркелу үшін іс-шара сайтындағы сауалнаманы мына сілтеме бойынша толтыру қажет: https://efd.iacng.kz/
Байланыс тұлғасы: Асхат Ахметбек - маркетинг бағытының басшысы, a.akhmetbek@iacng.kz, +7 778 575 5603, +7 7172 574663.
ENERGO_OFFICIAL
ҚР Энергетика министрлігінің «Мұнай және газ ақпараттық-талдау орталығы» АҚ» жақын арада «Energy Future Dialogue» бірінші форумы өтетінін еске салады. Іс-шараның спикерлері ҚР Энергетика министрлігінің, ҚР ірі мұнай-газ компанияларының басшылары және сала…
На предстоящем форуме Energy Future Dialogue, организованном ИАЦНГ при МЭ РК, кого из спикеров Вы хотели бы посетить и послушать больше?
Anonymous Poll
17%
Алмасадам Саткалиев - МЭ РК
7%
Асхат Хасенов - ВМЭ РК
23%
Санжар Жаркешов - QazaqGaz
8%
Джанкарло Рую - КПО
15%
Оливье Лазар - НКОК
4%
Мухтар Манкеев - КПО
12%
Курмангазы Исказиев - Kalamkas-Khazar Operating
11%
Жумагулов Нурлан - Energy Monitor
9%
Олжас Байдильдинов - Байдильдинов.Нефть
44%
Абзал Нарымбетов - Energy Analytics
Согласно документу МЭ РК, которое находится на рассмотрении до 15 мая, цены в тенге за кубометр товарного газа по регионам будут следующими:
29,6 - Ақмола (Астана қ.), Қарағанды, Ұлытау, Түркістан (Шымкент қ.)
25,8 - Алматы (Алматы қ.), Жетісу
24,9 - Жамбыл
23,0 - Қостанай
18,3 - Маңғыстау
14,6 - БҚО
10,6 - Қызылорда
9,6 - Атырау
8,5 - Ақтөбе
7,6 - ШҚО
Единственным регионом, в котором цена останется прежней - ВКО.
С 2024 по 2028 год для большинства регионов будет применяться ежегодное повышение цен в пределах 3-15%. К 2028 году цена на газ в южных регионах достигнет 41-45 тенге за кубометр.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM