Дайджест по ключевым материалам канала ENERGY ANALYTICS за последние 2 недели
🧳 Большая нефть – большие ставки: сможет ли Казахстан договориться с иностранными инвесторами?
Обсуждаем перспективы пересмотра контрактных условий с иностранными инвесторами на крупнейших месторождениях как Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Каковы возможные последствия этого шага, и рассматривает ли страна полный переход к национализации? Наше экспертное мнение опубликовано в статье на orda.kz. Подробнее.
🛢 Рост влияния КТК: доля в экспорте нефти Казахстана 80%
Анализируем динамику роста доли Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в экспорте казахстанской нефти с 2013 по 2024 годы. Рассматриваем ключевые риски и потенциал дальнейшего развития, которые следует учитывать. Подробнее.
🛢 2024 год: Казахстанская нефть в движении
Представляем наглядную инфографику о ключевых маршрутах экспорта нефти, состоянии нефтеперерабатывающих заводов и объемах переработки за прошедший год. Подробнее.
🛍 Рынок углеродных кредитов и компенсационные меры для климатических целей
Нефтегазовые компании значительно сократили расходы на развитие чистой энергетики, отдавая предпочтение углеродным кредитам для достижения климатических целей. Несмотря на снижение активности, европейские компании сохраняют приверженность стратегии достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Подробнее.
❗ Мәселе мұнайдың сарқылуында емес, өндірісті азайтудың салдары болады
Тәуелсіздік алғалы бері жылына 20 млн тонна мұнай шығарсақ, қазір 90 млн тоннаға жетті. Енді бір-екі жылда 100 млн тоннаға жеткізу жоспарда бар. 30 жылда мұнай өндіруді бес есе көбейтуге шама жетті, алаңдататын сұрақ келешекте қалай болады? Сарапшылық ой-пікірімізді бөлістік. Толығырақ.
✅ Менталитет победителя: от побед в спорте к успеху в бизнесе
В новом выпуске Energy подкаста беседуем с известным казахстанским тяжелоатлетом Ильей Ильиным про его путь от спортивных достижений до успешной карьеры в бизнесе и коучинге. Подробнее.
💻 Мұнай дәуірінің аяқталуы: Қазақстанға қандай қауіп бар?
Шикізатқа тәуелділік пен тұрақты экономикалық өсімнің арасындағы тепе-теңдікті қалай сақтауға болады? Венесуэла, Түрікменстан, Норвегия және БАӘ мысалында Қазақстан үшін қандай сабақ алуға болатынын қарастырамыз. Толығырақ.
⚡️ Казахстан сделал ставку на масштабные перемены в энергетике и коммунальной сфере
В статье для издания Central Asia Cronos представляем экспертный анализ стратегических реформ в энергетическом секторе и ЖКХ Казахстана. Рассматриваем ключевые направления: модернизацию инфраструктуры, кадровый дефицит, переход к ВИЭ и достижение углеродной нейтральности. Подробнее.
⚖️ Дисбаланс инвестиций в энергетический переход
В 2023 году инвестиции в энергетический переход достигли рекордных $2 трлн. Однако, несмотря на бурное развитие солнечной и ветровой энергетики, менее зрелые технологии сталкиваются с серьезными трудностями. Подробнее.
📉 Chevron сократит до 20% сотрудников к 2026 году
Chevron объявила о сокращении до 20% своей глобальной рабочей силы к концу 2026 года в рамках программы оптимизации бизнеса и сокращения затрат. Акции Chevron упали на 1,6% после объявления о сокращениях. Подробнее.
🎯 Тақтатас мұнайы: жаңа өндірістің келешегі бар ма?
Әлемде дәстүрлі мұнай қоры сарқылуда, бұл тақтатас мұнайының маңызын арттыруда. АҚШ бұл салада үлкен жетістіктерге ие, Сауд Арабиясы мен Ресейді басып озып отыр. Қазақстанның осы бағыттағы әлеуеті қандай? Толығырақ.
🧮 Виды нефтяных контрактов в и налоговая нагрузка
При разработке месторождений нефти и газа страны заключают различные типы контрактов – концессии, СРП и другие. В данном материале разбираем специфику концессий в мире и Казахстане, а также анализируем существующую налоговую нагрузку. Подробнее.
🎙 Подкаст о деятельности Национального Фонда
В свежем выпуске подкаста "Стонкс" обсуждаем о Национальном Фонде Казахстана. Какая у фонда роль, механизмы управления и возможные пути улучшения. Подробнее.
Обсуждаем перспективы пересмотра контрактных условий с иностранными инвесторами на крупнейших месторождениях как Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Каковы возможные последствия этого шага, и рассматривает ли страна полный переход к национализации? Наше экспертное мнение опубликовано в статье на orda.kz. Подробнее.
Анализируем динамику роста доли Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в экспорте казахстанской нефти с 2013 по 2024 годы. Рассматриваем ключевые риски и потенциал дальнейшего развития, которые следует учитывать. Подробнее.
Представляем наглядную инфографику о ключевых маршрутах экспорта нефти, состоянии нефтеперерабатывающих заводов и объемах переработки за прошедший год. Подробнее.
Нефтегазовые компании значительно сократили расходы на развитие чистой энергетики, отдавая предпочтение углеродным кредитам для достижения климатических целей. Несмотря на снижение активности, европейские компании сохраняют приверженность стратегии достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Подробнее.
Тәуелсіздік алғалы бері жылына 20 млн тонна мұнай шығарсақ, қазір 90 млн тоннаға жетті. Енді бір-екі жылда 100 млн тоннаға жеткізу жоспарда бар. 30 жылда мұнай өндіруді бес есе көбейтуге шама жетті, алаңдататын сұрақ келешекте қалай болады? Сарапшылық ой-пікірімізді бөлістік. Толығырақ.
В новом выпуске Energy подкаста беседуем с известным казахстанским тяжелоатлетом Ильей Ильиным про его путь от спортивных достижений до успешной карьеры в бизнесе и коучинге. Подробнее.
Шикізатқа тәуелділік пен тұрақты экономикалық өсімнің арасындағы тепе-теңдікті қалай сақтауға болады? Венесуэла, Түрікменстан, Норвегия және БАӘ мысалында Қазақстан үшін қандай сабақ алуға болатынын қарастырамыз. Толығырақ.
В статье для издания Central Asia Cronos представляем экспертный анализ стратегических реформ в энергетическом секторе и ЖКХ Казахстана. Рассматриваем ключевые направления: модернизацию инфраструктуры, кадровый дефицит, переход к ВИЭ и достижение углеродной нейтральности. Подробнее.
В 2023 году инвестиции в энергетический переход достигли рекордных $2 трлн. Однако, несмотря на бурное развитие солнечной и ветровой энергетики, менее зрелые технологии сталкиваются с серьезными трудностями. Подробнее.
Chevron объявила о сокращении до 20% своей глобальной рабочей силы к концу 2026 года в рамках программы оптимизации бизнеса и сокращения затрат. Акции Chevron упали на 1,6% после объявления о сокращениях. Подробнее.
Әлемде дәстүрлі мұнай қоры сарқылуда, бұл тақтатас мұнайының маңызын арттыруда. АҚШ бұл салада үлкен жетістіктерге ие, Сауд Арабиясы мен Ресейді басып озып отыр. Қазақстанның осы бағыттағы әлеуеті қандай? Толығырақ.
При разработке месторождений нефти и газа страны заключают различные типы контрактов – концессии, СРП и другие. В данном материале разбираем специфику концессий в мире и Казахстане, а также анализируем существующую налоговую нагрузку. Подробнее.
В свежем выпуске подкаста "Стонкс" обсуждаем о Национальном Фонде Казахстана. Какая у фонда роль, механизмы управления и возможные пути улучшения. Подробнее.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Приглашаем Вас посетить выставку Атырау нефть и газ 2025, которая пройдёт с 2 по 4 апреля.
📍 Мeсто провeдeния: г. Атырау, Выставочный центр, проспект Абулхаир хана, 79
Уже сейчас свое участие в выставке подтвердили 71 компаний из Австрии, Германии, Италии, Казахстана, Китая, Нидерландов, ОАЭ, Пакистана, России, Сингапура.
🛢 На выставке будут представлены такие разделы, как разведка, добыча нефти и газа; нефтегазовое оборудование; геофизические услуги; автоматизация и КИП; энергетическое и электротехническое оборудование; средства индивидуальной и промышленной защиты и многое другое.
🎙 В рамках выставки пройдут семинары, круглые столы от ведущих компаний в нефтегазовой отрасли, экспертов-практиков, представителей крупнейших отраслевых ассоциаций.
✉️ Бесплатный билет по ссылке в шапке профиля Instagram или по ПРОМОКОДУ AOGENRAN25 на сайте: https://oil-gas.kz/ru/
Уже сейчас свое участие в выставке подтвердили 71 компаний из Австрии, Германии, Италии, Казахстана, Китая, Нидерландов, ОАЭ, Пакистана, России, Сингапура.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Эпизодта атом энергетика саласындағы жаһандық трендтер, халықаралық тәжірибе, АЭС құрылысының маңызы және саланың даму келешегі жан-жақты талқыладық. Шағын модульді атом реакторлары, көмір станцияларын түрлендіру, АЭС вендорлары, қауіпсіздік шаралары мен ақпараттандыру маңызы туралы сөз қозғадық. Польша, Қытай, Эстония, Оңтүстік Корея елдерінің тәжірибесі мен ерекшеліктері аталды. Қазақстандағы АЭС құрылысының даму келешегі және қай елдің тәжірибесі үлгі бола алатыны туралы пікір алмастық.
Сонымен қатар, спикер кәсіби даму жолында мамандарға қажетті дағдылар мен ұстанымдар туралы құнды кеңес беріп, оқуға бірқатар кітаптар ұсынды. Егер сізді атом энергетикасының қазіргі жағдайы мен келешегі қызықтырса, бұл эпизод сіз үшін!
00:00 Подкаст тизері
02:38 Спикермен танысу: балалық шағы мен өскен жері
04:09 Білім жолы: Түркия мен АҚШ-тағы жоғары оқу орындары
06:43 Атом саласындағы алғашқы қызмет қадамдары
07:49 АЭХА-дағы (МАГАТЭ) жұмыс тәжірибесі
09:33 АЭХА (МАГАТЭ) қандай қызмет атқарады?
13:10 Атом саласындағы заманауи жаһандық трендтер қандай?
16:00 Шағын модульді реакторлардың дамуы
17:22 Реакторлардың түрлері: айырмашылықтары қандай?
20:21 Жеке компаниялардың атом энергиясына көшуі
22:50 Эстонияның атом энергетикасы саласындағы ерекшелігі
24:01 Қазақстандағы атом энергетикасының қазіргі жағдайы
26:26 Көмір станцияларын түрлендіру: Natrium жобасы
27:56 АЭС Қазақстанды толық қамтамасыз ете ала ма?
30:40 Қауіпсіздік шаралары және ақпараттандыру маңызы туралы
34:35 Украинадағы ядролық қауіпсіздік шараларына қатысу тәжірибесі
38:27 Қазақстан үшін АЭС құрылысы бойынша қай елдің тәжірибесі үлгі бола алады?
41:08 АЭС вендорлары: Қазақстан бұл бағытта өз орнын таба ала ма?
44:00 Кәсіби жолдағы сынақтар мен шабыт берген адамдар
47:28 Мамандарға қажет дағдылар мен кәсіби ұстанымдар туралы
49:53 Атом энергетикасының даму келешегі: халықаралық ұйымдардың рөлі
51:18 Спикер оқуға ұсынатын кітаптар
53:58 Қорытынды
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Атом энергетикасы: жаңашылдық, қауіпсіздік және халықаралық тәжірибе
Energy Podcast-тың кезекті эпизодында атом энергетикасы саласындағы кәсіби маман, тәуелсіз халықаралық сарапшы – Айдар Тайновпен сұхбат жүргіздік. Айдар мырзаның жұмыс тәжірибесі ерекше – Түркия және АҚШ елдерінде білім алып, Венада АЭХА (МАГАТЭ) ұйымында…
Финансовые результаты Chevron за 2024 год раскрывают источники доходов, затраты и распределение прибыли по регионам.
Структура доходов
Структура расходов
Распределение прибыли по регионам
🌍 Международные операции: $12,2 млрд (~69% общей прибыли)
🇺🇸 США: $8,1 млрд (~31% общей прибыли)
Ключевые выводы
• Разведка и добыча нефти и газа (upstream) обеспечили $18,6 млрд прибыли.
• Международный сегмент принёс больше доходов, чем бизнес в США, составив почти 70% чистой прибыли.
• Chevron направила $27 млрд акционерам в виде дивидендов и выкупа акций.
Эти показатели отражают финансовые результаты компании в различных сегментах и регионах.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Снижение прокачки нефти через КТК на 1,5–2 месяца может привести к падению экспортной выручки Казахстана до 5% в год
По данным «Транснефти», НПС «Кропоткинская» получила серьезные повреждения: разрушена крыша, пострадало закрытое распределительное устройство, газотурбинная установка (ГТУ), повреждены кабели и кабельная эстакада, резервуар с водой, уничтожены два трансформатора, фильтры и система пожаротушения ГТУ.
Снижение объемов прокачки на 30% может стать серьезным ударом по экономике Казахстана, особенно в условиях дефицитного бюджета. Учитывая, что доля нефти в экспортной выручке Казахстана составляет не менее 50%, а 80% экспорта нефти идет через КТК, снижение прокачки на 30% за 1,5-2 месяца может потенциально привести к падению экспортной выручки от нефти до 5% в год.
При этом 40–50% доходов государственного бюджета формируется за счет нефтяных поступлений, что делает последствия еще более ощутимыми для финансовой стабильности страны.
📱 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
По данным «Транснефти», НПС «Кропоткинская» получила серьезные повреждения: разрушена крыша, пострадало закрытое распределительное устройство, газотурбинная установка (ГТУ), повреждены кабели и кабельная эстакада, резервуар с водой, уничтожены два трансформатора, фильтры и система пожаротушения ГТУ.
Снижение объемов прокачки на 30% может стать серьезным ударом по экономике Казахстана, особенно в условиях дефицитного бюджета. Учитывая, что доля нефти в экспортной выручке Казахстана составляет не менее 50%, а 80% экспорта нефти идет через КТК, снижение прокачки на 30% за 1,5-2 месяца может потенциально привести к падению экспортной выручки от нефти до 5% в год.
При этом 40–50% доходов государственного бюджета формируется за счет нефтяных поступлений, что делает последствия еще более ощутимыми для финансовой стабильности страны.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Общий объем инвестиций
Регионы-лидеры
Инвестиции в чистую энергетику
Финансирование климатических технологий
Долговое финансирование
Проблемы и перспективы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2013 жылы Қазақстан елде өндірілген мұнайдың 40 пайызын ғана КҚК-мен сыртқа шығаратын. Он жылда бұл көрсеткіш 80 пайызға жетті, яғни Каспий құбырына тәуелділік екі есе өсті. Жеткен жеріміз – енді Қазақстанда осыншама көп мөлшерде мұнай айдайтын басқа құбыр жоқ. Белгілі бір мөлшерін ғана басқа бағытқа жібере аламыз.
Елде өндірілетін мұнайдың 15 пайызы Атырау-Самара құбырымен, яғни ол да Ресей арқылы экспортталады. Айналып келгенде, қазақ мұнайының 95 пайызы Ресей аумағы арқылы өтетін құбырлармен ағады. Қалған 5 пайызы ғана Қытайға немесе «Баку – Тбилиси – Жейхан» арқылы нарыққа шығады.
Дәл қазір КҚК-ға балама жоқ. Бірақ, мемлекет басшысы ұсынғандай, «Баку – Тбилиси – Жейханмен» тасылатын мұнай көлемін 20 млн тоннаға дейін кеңейту жоспары бар. 2024 жылы осы бағытта 1,5 млн тонна ғана мұнай экспортталған. 5-6 млн тоннаға дейін көтеруге болады. Бірақ 20 млн тонна жоспарын орындау үшін Ақтау портын кеңейтуге тура келеді.
Сәтті диверсификацияның ең басты қағидасы – бүкіл жұмыртқаны бір себетке салма. Қаражатты да бір валютаға сақтауға болмайтыны секілді, мұнай құбырларының да баламасы болуы керек.
Бір ғана бағытқа тәуелді болу – сәтсіздікке ұрыну мүмкіндігін арттырады. Бірнеше бағытқа тарайтын баламалы жолдарды дамыту керек. Бәрі түсінеді, бірақ іске аспай қала береді. Әлі де кеш емес.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Курсив
«Бір құбырға тәуелділік»: Каспий консорциумына шабуыл балама бағыт қалмағанын көрсетті
Сарапшылардың пікірінше, Қазақстан экономикасы мұнай экспортына, одан қалды бір ғана мұнай құбырына тәуелді болып қалған.
🔥 Три года спустя — а воз и ныне там?
Еще три года назад я первым написал о том, что 98% казахстанской нефти (читай — почти вся нефть Казахстана) экспортируется через территорию России. В основном — по трубопроводу КТК и маршруту Атырау – Самара. Далее нефть идет по российской системе трубопроводов: либо до портов Новороссийска для экспорта через Черное море, либо до Балтийского моря с доступом к трем основным портам, либо напрямую в Европу.
Тогда же я выпустил серию постов и опрос, который состоялся вскоре после этого. На данный момент в нем приняли участие более 1700 человек. Большинство проголосовало (62%) за необходимость запуска альтернативных маршрутов, несмотря на то, что КТК остается самым дешевым вариантом для большинства игроков.
В чем же проблемы других маршрутов?
🚢 Баку-Тбилиси-Джейхан — сам по себе не такой дорогой вариант. Для акционеров этого маршрута транспортировка обходится даже дешевле, чем по КТК. Основная проблема — именно доставка нефти до Баку: сначала по территории Казахстана до порта Актау, а затем танкерами через Каспийское море до Баку. Именно эти два этапа делают маршрут дорогостоящим и менее привлекательным.
🚂 Китайский маршрут через Казахстанско-Китайский трубопровод — этот вариант также обходится дороже, так как основные месторождения нефти в Казахстане находятся на западе страны. Чтобы доставить нефть до границы с Китаем, ее нужно транспортировать по трубопроводу от Атырау до Кенкияка (с ограничением пропускной способности в 6 млн тонн в год), затем от Кенкияка до Атасу и далее до Алашанькоу. Весь этот маршрут протяженностью более 3000 км значительно увеличивает расходы на транспортировку до границы Китая.
🚃 Железнодорожный маршрут — свои ограничения по пропускной способности и логистике.
И вот, спустя три года риски остались теми же: КТК то частично закрывается из-за погодных условий, то под угрозой внешних факторов, то по другим причинам.
В то время некоторые эксперты нефтегазовой отрасли не соглашались с моим видением, утверждая, что следует использовать более дешевый маршрут КТК, несмотря на его риски, и укреплять партнерство с северным соседом.
Однако основа риск-менеджмента заключается в том, чтобы не «класть все яйца в одну корзину» — всегда необходимо диверсифицировать. Пример тому — опыт Туркменистана, который в советские времена экспортировал газ исключительно через территорию Казахстана, России и в Европу. Но после запуска Туркменистанско-Китайского газопровода в 2009 году и маршрута до Ирана в 2010 году, страна сумела диверсифицировать экспорт в три разных направления.
📌 Точно так же и для Казахстана это стратегически важно — диверсифицировать маршруты экспорта нефти, особенно когда основная часть доходов зависит от ее продажи. Это ключ к независимости от одной страны в вопросе транспортировки нефти.
👉 Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics/600
Еще три года назад я первым написал о том, что 98% казахстанской нефти (читай — почти вся нефть Казахстана) экспортируется через территорию России. В основном — по трубопроводу КТК и маршруту Атырау – Самара. Далее нефть идет по российской системе трубопроводов: либо до портов Новороссийска для экспорта через Черное море, либо до Балтийского моря с доступом к трем основным портам, либо напрямую в Европу.
Тогда же я выпустил серию постов и опрос, который состоялся вскоре после этого. На данный момент в нем приняли участие более 1700 человек. Большинство проголосовало (62%) за необходимость запуска альтернативных маршрутов, несмотря на то, что КТК остается самым дешевым вариантом для большинства игроков.
В чем же проблемы других маршрутов?
🚢 Баку-Тбилиси-Джейхан — сам по себе не такой дорогой вариант. Для акционеров этого маршрута транспортировка обходится даже дешевле, чем по КТК. Основная проблема — именно доставка нефти до Баку: сначала по территории Казахстана до порта Актау, а затем танкерами через Каспийское море до Баку. Именно эти два этапа делают маршрут дорогостоящим и менее привлекательным.
🚂 Китайский маршрут через Казахстанско-Китайский трубопровод — этот вариант также обходится дороже, так как основные месторождения нефти в Казахстане находятся на западе страны. Чтобы доставить нефть до границы с Китаем, ее нужно транспортировать по трубопроводу от Атырау до Кенкияка (с ограничением пропускной способности в 6 млн тонн в год), затем от Кенкияка до Атасу и далее до Алашанькоу. Весь этот маршрут протяженностью более 3000 км значительно увеличивает расходы на транспортировку до границы Китая.
🚃 Железнодорожный маршрут — свои ограничения по пропускной способности и логистике.
И вот, спустя три года риски остались теми же: КТК то частично закрывается из-за погодных условий, то под угрозой внешних факторов, то по другим причинам.
В то время некоторые эксперты нефтегазовой отрасли не соглашались с моим видением, утверждая, что следует использовать более дешевый маршрут КТК, несмотря на его риски, и укреплять партнерство с северным соседом.
Однако основа риск-менеджмента заключается в том, чтобы не «класть все яйца в одну корзину» — всегда необходимо диверсифицировать. Пример тому — опыт Туркменистана, который в советские времена экспортировал газ исключительно через территорию Казахстана, России и в Европу. Но после запуска Туркменистанско-Китайского газопровода в 2009 году и маршрута до Ирана в 2010 году, страна сумела диверсифицировать экспорт в три разных направления.
📌 Точно так же и для Казахстана это стратегически важно — диверсифицировать маршруты экспорта нефти, особенно когда основная часть доходов зависит от ее продажи. Это ключ к независимости от одной страны в вопросе транспортировки нефти.
👉 Продолжение следует…
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics/600
Telegram
ENERGY ANALYTICS
Какой маршрут экспорта нефти следует рассмотреть Казахстану, чтобы избежать временного закрытия КТК в будущем?
Продолжить и даже увеличить экспорт нефти по трубопроводу КТК, так как он самый дешевый / Баку-Тбилиси-Джейхан следует рассматривать как альтернативу…
Продолжить и даже увеличить экспорт нефти по трубопроводу КТК, так как он самый дешевый / Баку-Тбилиси-Джейхан следует рассматривать как альтернативу…
При разработке месторождений нефти и газа государства и нефтяные компании заключают различные виды контрактов - Концессии, Соглашения о разделе продукции (СРП) и другие. Ранее мы делились информацией по концессиям здесь, сегодня хотим рассказать о СРП
📄 Соглашение о разделе продукции
СРП как юридический инструмент на национальном уровне впервые было заключено в Индонезии в 1966 году. Его ключевая особенность — компания самостоятельно финансирует нефтедобычу и несёт все риски. В случае успешной разработки часть добытой нефти (cost oil) используется для возмещения затрат, а оставшаяся прибыльная часть (profit oil) распределяется между государством и компанией по заранее оговорённой пропорции.
В Казахстане большинство СРП было подписано в конце 1990-х годов на фоне экономического кризиса. Для привлечения инвесторов государство было вынуждено заключать такие контракты. Одним из крупнейших проектов, реализуемых в рамках СРП, стал Кашаган — стратегический нефтегазовый проект на Северном Каспии, требующий значительных инвестиций и передовых технологий.
С принятием нового законодательства в начале 2010-х годов заключение новых СРП фактически прекратилось. Однако ранее подписанные соглашения продолжают действовать до окончания срока их действия (от 25 до 40 лет), если не будут расторгнуты по иным причинам, таким как невыполнение контрактных обязательств.
Сегодня ведущие нефтедобывающие компании Казахстана, как КПО и NCOC, работают в рамках контрактов СРП и ТШО в рамках контракта СП, обеспечивая около 70% общей добычи нефти. В то же время другие недропользователи, работающие по концессионным контрактам, добывают меньшие объёмы, но сталкиваются с более высокой совокупной налоговой нагрузкой.
Такой дисбаланс создаёт неравные условия: крупные операторы, несмотря на значительные объёмы добычи, несут относительно меньшую налоговую нагрузку. Поскольку сроки лицензий приближаются к завершению, это открывает возможность для пересмотра условий и формирования более сбалансированной системы налогообложения в отрасли.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🚙 Импорт электромобилей в Казахстан
В 2024 году объем импорта электромобилей в Казахстан достиг рекордного уровня, превысив 1,3 тыс. единиц. Для сравнения, в 2023 году в страну было ввезено менее 1 000 электромобилей, а до 2022 года годовой импорт не превышал и 300 единиц.
Ключевые моменты в разрезе стран:
🇨🇳 Китай продолжает укреплять свои позиции, поставив 93% всех электромобилей, ввезённых в Казахстан в 2024 году. Доминирование Китая на рынке началось с 2023 года.
🇷🇺 Россия: в 2022 году экспортировала в Казахстан более 400 электромобилей, но за 2023-2024 гг. менее 10.
🇩🇪 Германия: в 2023 году поставила более 100 электромобилей, в 2024 году – 35.
🇰🇷 Южная Корея: после 125 поставленных машин в 2023 году не экспортировала в Казахстан ни одной в 2024 году.
Основной вывод: Китай полностью доминирует в импорте электромобилей за последние 2 года, а поставки из других стран резко сократились.
📱 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В 2024 году объем импорта электромобилей в Казахстан достиг рекордного уровня, превысив 1,3 тыс. единиц. Для сравнения, в 2023 году в страну было ввезено менее 1 000 электромобилей, а до 2022 года годовой импорт не превышал и 300 единиц.
Ключевые моменты в разрезе стран:
Основной вывод: Китай полностью доминирует в импорте электромобилей за последние 2 года, а поставки из других стран резко сократились.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
После возможного мирного соглашения между Москвой и Киевом американские нефтяные компании не торопятся возвращаться на российский рынок, так как ранее уже столкнулись с серьезными финансовыми потерями.
Переговоры США и России вызвали предположения о возможном снятии санкций и совместных инвестициях в нефтегазовый сектор, включая проекты в Арктике. Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, участвовавший в переговорах с американскими официальными лицами в Эр-Рияде, заявил: «Мы знаем, что есть американские нефтяные компании, которые хотели бы вернуться в Россию».
Однако крупнейшие американские нефтяные корпорации ExxonMobil и Chevron отказались от комментариев.
По мнению крупного бизнесмена Харольда Хэмма, который координировал сбор средств среди нефтегазовых компаний во время предвыборной кампании Трампа на сумму не менее $75 млн, президент США должен принять важное решение по вопросу снятия санкций.
Он также подчеркнул, что экспорт СПГ из США останется ключевым фактором энергобезопасности Европы. По его мнению, Европа может полагаться на США, несмотря на напряженность из-за Украины, добавив, что лидеры континента будут «глупы», если снова начнут зависеть от российского трубопроводного газа.
Хэмм отметил усилия Трампа как он за первые 30 дней своего правления успел добиться множества изменений, включая выход из Парижского соглашения по климату и ослабление экологических норм, ограничивающих промышленность. Несмотря на опасения нефтяных компаний, что введение высоких тарифов на Канаду и Мексику может повысить цены на бензин, Хэмм заявил, что это необходимая мера.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ft
Top shale boss says US oil companies will not flock back to Russia
Harold Hamm warns executives will be wary of any peace deal between Trump and Putin
ROE (Return on Equity, рентабельность собственного капитала) показывает, насколько эффективно компания превращает вложенные акционерами средства в прибыль. Этот показатель играет важную роль в бизнесе, инвестициях и финансах.
В 2024 году нефтегазовые компании вели сильную конкуренцию, стремясь максимизировать данный показатель. Главные выводы по лидерам прошедшего года:
Хотя ROE у BP и Repsol ниже, они активно инвестируют в переход к низкоуглеродной энергетике. Эти инициативы соответствуют долгосрочным целям устойчивого развития, но приносят меньшую мгновенную доходность по сравнению с традиционной нефтегазовой деятельностью.
Европейские энергетические гиганты — Equinor, TotalEnergies и Eni — опережают своих американских конкурентов, по крайней мере, на данный момент. Это подтверждает важный вывод: высокая доходность зависит не только от масштаба бизнеса, но и от грамотного управления капиталом и операционной эффективности.
Какая компания из списка удивила вас больше всего?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сарапшылардың пікірінше, ШМР – төмен көміртекті балама ретінде жоғары икемділік пен сенімділікті қамтамасыз ететін болашағы зор технология. Қазіргі уақытта әлемде 80-нен астам ШМР бар, десе де олар прототип түрінде немесе қағаз түрінде ғана қарастырылады.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии
Факт. Итальянская нефтесервисная компания Saipem и её норвежский конкурент Subsea7 объявили о слиянии.
Комментарий. В результате будет создана компания с совокупным портфелем заказов в 43 млрд евро, годовой выручкой порядка 20 млрд евро, EBITDA выше 2 млрд евро и штатом сотрудников более 45 тыс. человек, говорится в пресс-релизе Saipem. Объединенная компания будет называться Saipem7, в которой акционерам Saipem и Subsea7 будет принадлежать по 50%. Стороны рассчитывают закрыть сделку во втором полугодии 2026 года. Акции Saipem7 будут торговаться на биржах Милана и Осло, отмечается в пресс-релизе.
говорится в пресс-релизе.
Будучи дочерней компанией Eni, исполнявшей с марта 2001 года по январь 2009-го функции оператора Кашаганского консорциума, Saipem имела «зелёный свет» в получении подрядов на освоение Кашагана. С ноября 2003 года она оказывала широкий спектр услуг, включая производство и монтаж эстакад и трубных конструкций, сварку и прокладку трубопроводов, техобслуживание морских судов и портовые услуги. По некоторым оценкам, общая стоимость подрядов составила $10 млрд. Saipem создала совместное предприятие «Ерсай», где партнером с казахстанской стороны было ТОО «Lancaster Global Company», конечными бенефициарами которого являлись супруга нынешнего акима Алматы Ерболата Досаева и вдова бывшего вице-министра энергетики Нурлана Каппарова. «Ерсай Каспиан Контракторс» была одним из подрядчиков строительства наземного трубопровода от добывающих скважин на искусственном острове D на Каспии на наземный завод «Болашак», растрескивание которого в 2013 году привело к задержке начала добычи на Кашагане на 3 года. В сентябре 2023 года стало известно, что Saipem вышла из совместного предприятия.
Подписка на ежедневные новости нефтегазовой отрасли Казахстана: https://news.1rj.ru/str/oilgazKZ
Комментарий. В результате будет создана компания с совокупным портфелем заказов в 43 млрд евро, годовой выручкой порядка 20 млрд евро, EBITDA выше 2 млрд евро и штатом сотрудников более 45 тыс. человек, говорится в пресс-релизе Saipem. Объединенная компания будет называться Saipem7, в которой акционерам Saipem и Subsea7 будет принадлежать по 50%. Стороны рассчитывают закрыть сделку во втором полугодии 2026 года. Акции Saipem7 будут торговаться на биржах Милана и Осло, отмечается в пресс-релизе.
«Saipem и Subsea7 в значительной степени дополняют друг друга с точки зрения рыночных предложений и географии. Объединение компаний позволит увеличить стоимость для акционеров и всех заинтересованных сторон как в текущих условиях, так и в долгосрочной перспективе», -
говорится в пресс-релизе.
Будучи дочерней компанией Eni, исполнявшей с марта 2001 года по январь 2009-го функции оператора Кашаганского консорциума, Saipem имела «зелёный свет» в получении подрядов на освоение Кашагана. С ноября 2003 года она оказывала широкий спектр услуг, включая производство и монтаж эстакад и трубных конструкций, сварку и прокладку трубопроводов, техобслуживание морских судов и портовые услуги. По некоторым оценкам, общая стоимость подрядов составила $10 млрд. Saipem создала совместное предприятие «Ерсай», где партнером с казахстанской стороны было ТОО «Lancaster Global Company», конечными бенефициарами которого являлись супруга нынешнего акима Алматы Ерболата Досаева и вдова бывшего вице-министра энергетики Нурлана Каппарова. «Ерсай Каспиан Контракторс» была одним из подрядчиков строительства наземного трубопровода от добывающих скважин на искусственном острове D на Каспии на наземный завод «Болашак», растрескивание которого в 2013 году привело к задержке начала добычи на Кашагане на 3 года. В сентябре 2023 года стало известно, что Saipem вышла из совместного предприятия.
Подписка на ежедневные новости нефтегазовой отрасли Казахстана: https://news.1rj.ru/str/oilgazKZ
Сегодня пройдет встреча руководства BP с инвесторами по вопросам обновления рынков капитала. По данным FT, компания может полностью отказаться от обязательства по снижению добычи нефти и газа, пересматривая свою стратегию в условиях рыночных реалий.
Изначально, в рамках трансформационной стратегии 2020 года, BP планировала сократить добычу на 40% к 2030 году и нарастить мощности возобновляемой энергетики до 20 ГВт к 2025 году и 50 ГВт к 2050 году. Однако в 2023 году, на фоне энергетического кризиса и геополитической ситуации, компания скорректировала цель по добыче, снизив целевой показатель сокращения до 25%.
Сейчас, по словам аналитиков, руководство BP может пойти еще дальше – либо сократить этот план, либо полностью его отменить. Аналитик Bernstein Химона предполагает, что CEO BP Мюррей Очинклосс может взять на себя обязательство увеличить добычу нефти и газа с текущих уровней. Она отметила, что ExxonMobil, Chevron и Shell уже объявили о намерении продолжать наращивать производство. В настоящее время BP добывает около 2,3 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, что ниже уровня 2019 года, когда добыча составляла примерно 2,6 млн баррелей в сутки.
Кроме того, аналитики и акционеры ожидают возможных решений о выделении всех или части ключевых низкоуглеродных подразделений в отдельные структуры. Также эксперты обсуждают о частичной продаже маркетингового и розничного сегментов.
Отказ от сокращения добычи в 2023 году привел к росту акций BP более чем на 10% в течение 48 часов. Некоторые инвесторы рассчитывают на аналогичный эффект, однако это решение может вызвать разочарование у других акционеров, ожидающих выполнения климатических обязательств компании.
BP была одной из первых крупных энергетических компаний, объявивших о сокращении инвестиций в разведку и добычу нефти и газа в пользу ускоренного перехода на ВИЭ. Смелый шаг, который выглядел дальновидным… пока реальность не расставила приоритеты.
Пока BP сокращала добычу и пересматривала стратегию, другие крупные игроки рынка продолжали инвестировать в разведку и расширение производства. В результате пять лет снижения нефтегазового сегмента обернулись упущенными возможностями и необходимостью догонять тех, кто не только сохранил позиции, но и укрепил их.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
По итогам 2024 года:
Перспективы на 2025 год остаются позитивными: ожидается рост добычи нефти до 96,2 млн тонн, что в значительной степени обусловлено завершением проекта будущего расширения (ПБР) на месторождении Тенгиз. Выход объекта на проектную мощность запланирован уже во втором квартале текущего года.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM