Норвегия и Швеция - близкие соседние страны со многими схожими экономическими, политическими и географическими характеристиками, за исключением наличия нефтяных ресурсов. Средний уровень доходов между двумя странами был стабильным до 1971 года, т.е. до того как Норвегия начала добывать свою первую нефть в Северном море. График сравнивает Норвегию с синтетическим индексом Швеции и показывает около 20 процентов годового роста ВВП на душу населения в Норвегии.
Есть ряд исследований,которые доказывают,что во многих странах природные ресурсы способствуют политической и социальной нестабильности, коррупции, а также экономическому неравенству, а также в некоторых случаях - войне. Данная ситуация описывается экономистами во всем мире, как так называемое "проклятие ресурсов". В некоторых же странах этот ресурс используется на благо страны, что, в свою очередь, приводит к экономическому росту и увеличению среднедушевых доходов населения, по сравнению с ситуацией в соседних странах. Например, как в Норвегии. (ВВП: ОЭСР)
Есть ряд исследований,которые доказывают,что во многих странах природные ресурсы способствуют политической и социальной нестабильности, коррупции, а также экономическому неравенству, а также в некоторых случаях - войне. Данная ситуация описывается экономистами во всем мире, как так называемое "проклятие ресурсов". В некоторых же странах этот ресурс используется на благо страны, что, в свою очередь, приводит к экономическому росту и увеличению среднедушевых доходов населения, по сравнению с ситуацией в соседних странах. Например, как в Норвегии. (ВВП: ОЭСР)
Какие отрасли потенциально могут стать лучше и хуже из-за коронавируса. Исследование было проведено Dcode EFC Consulting для правительства Египта. Тем не менее, подобную ситуацию мы можем ожидать в Казахстане. Потенциально преуспевающие отрасли: медицинские услуги, пищевая промышленность, розничная торговля, здравоохранение, информационные технологии, электронная коммерция, сельское хозяйство и нефтегазовая отрасль. Потенциально неблагополучные отрасли: туризм, транспорт, строительство, производство, финансовые услуги и образование. На туризм приходится около 20% ВВП страны, в сезоне 2018/2019 доход от туризма составил $12,5 млрд. Сейчас каждый месяц в изоляции без туристов обходится Египту в $1 млрд. Коллапс затронет 3 млн работников туротрасли. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Кто кому продает сырую нефть?
Североамериканский рынок является покупателем нефти WTI. Как видно из диаграммы, рынок WTI является крошечной частью мирового рынка.
Для Казахстана цена Brent является ориентиром. Большая часть казахской нефти в категории СНГ продается в Европу (Италия - 30%, Нидерланды - 14%, Франция - 10%, Швейцария - 7%, Испания - 5%, Румыния - 4%, Греция - 2%: сумма составляет более 70%). © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Североамериканский рынок является покупателем нефти WTI. Как видно из диаграммы, рынок WTI является крошечной частью мирового рынка.
Для Казахстана цена Brent является ориентиром. Большая часть казахской нефти в категории СНГ продается в Европу (Италия - 30%, Нидерланды - 14%, Франция - 10%, Швейцария - 7%, Испания - 5%, Румыния - 4%, Греция - 2%: сумма составляет более 70%). © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Я провел мини-исследование с целью скоррелировать количество сотрудников крупных нефтесервисных компаний со среднегодовой ценой на нефть марки Brent в 2005-2019 годах. Я взял несколько крупных нефтесервисных компаний – так называемую «большую четверку» (Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford) и добавил Варко.
Корреляция в тренде последних 5 лет показывает, что каждое повышение/понижение цены на нефть на $20 за барр. увеличивает/уменьшает количество рабочей силы компании на 75 тыс. человек.
Предварительный вывод из этой корреляции можно сделать такой: если цена на нефть марки Brent останется на уровне 20 долларов за баррель в течение 2020 года, то крупные нефтесервисные компании могут сократить рабочую силу в два раза с 300 до 150 тысяч.
Безусловно, данная корреляция при более глубоком исследовании может оказаться статистически не значимой, но она дает нам базовый инсайт на ситуацию в целом.
При всем при этом, я ожидаю, что текущая низкая цена на нефть ВРЕМЕННА, и мы увидим рост к концу года.
Корреляция в тренде последних 5 лет показывает, что каждое повышение/понижение цены на нефть на $20 за барр. увеличивает/уменьшает количество рабочей силы компании на 75 тыс. человек.
Предварительный вывод из этой корреляции можно сделать такой: если цена на нефть марки Brent останется на уровне 20 долларов за баррель в течение 2020 года, то крупные нефтесервисные компании могут сократить рабочую силу в два раза с 300 до 150 тысяч.
Безусловно, данная корреляция при более глубоком исследовании может оказаться статистически не значимой, но она дает нам базовый инсайт на ситуацию в целом.
При всем при этом, я ожидаю, что текущая низкая цена на нефть ВРЕМЕННА, и мы увидим рост к концу года.
Обновил показатель эффективности крупных нефтегазовых компаний на основе чистого дохода на одного работника за 2019 год и сравнил с 2018 годом.
Saudi Aramco (SA) и ConocoPhillips (COP) лидируют в течение двух лет в списке, генерируя 1,3 млн. долл. США и 0,7 млн. долл. США на сотрудника; тем не менее, по сравнению с показателями 2018 года SA снизился на 20%. Наибольший прирост показателя - КМГ и Petrobras на 70%, а наибольшее снижение у Chevron и Equinor (Statoil) на 80%. Среднее изменение по всем компаниям - снижение на 10%.
В конце 2020 года, скорее всего, этот показатель будет намного меньше, чем в 2018 и 2019 годах. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Saudi Aramco (SA) и ConocoPhillips (COP) лидируют в течение двух лет в списке, генерируя 1,3 млн. долл. США и 0,7 млн. долл. США на сотрудника; тем не менее, по сравнению с показателями 2018 года SA снизился на 20%. Наибольший прирост показателя - КМГ и Petrobras на 70%, а наибольшее снижение у Chevron и Equinor (Statoil) на 80%. Среднее изменение по всем компаниям - снижение на 10%.
В конце 2020 года, скорее всего, этот показатель будет намного меньше, чем в 2018 и 2019 годах. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Исторически крупные слияния нефти и газа имели место, когда цена на нефть долгое время оставалась низкой. Как видно на графике, в 90-е произошло много громких слияний, таких как Exxon с Mobil и BP с Amoco. Более детальную информацию можно увидеть на графике. Если Вам известны другие мега слияния, Вы также можете добавить их в комментариях к посту. Излишне говорить, что большинство нефтяных сделок в Казахстане также имели место в конце 1990-х годов.
Одна из причин сделки по слиянию заключается в том, что приобретаемая компания попадает в отрицательный денежный поток из-за накладных расходов и задолженности, а компания-покупатель имеет достаточные денежные средства. Хотя могут быть и тысячи других причин. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Одна из причин сделки по слиянию заключается в том, что приобретаемая компания попадает в отрицательный денежный поток из-за накладных расходов и задолженности, а компания-покупатель имеет достаточные денежные средства. Хотя могут быть и тысячи других причин. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
А теперь небольшой опрос среди моих подписчиков. Если текущая низкая цена на нефть ($ 20 за баррель) сохранится в течение всего 2020 года, ожидаете ли Вы, что в ближайшем будущем произойдут крупные слияния в сфере нефти и газа?
Final Results
32%
1) Да, я ожидаю мега-слияния
33%
2) Мега-слияния не эффективны, как раньше
34%
3) Цена на нефть в краткосрочной перспективе вернется к $ 40-50 за баррель
ENERGY ANALYTICS
А теперь небольшой опрос среди моих подписчиков. Если текущая низкая цена на нефть ($ 20 за баррель) сохранится в течение всего 2020 года, ожидаете ли Вы, что в ближайшем будущем произойдут крупные слияния в сфере нефти и газа?
Интересный итог опроса – голоса разделились почти равномерно. На данный момент большинство (35%) предполагает, что мега-слияния все-таки призойдут в краткосрочной перспективе. Далее следуют 33% тех, кто считает, что мегаслияние неэффективно в современном контексте, а 32% ожидают, что цена на нефть в краткосрочной перспективе вырастет до $40-$50 за баррель.
Конечно, я оптимист, когда дело доходит до прогнозов цен на нефть. Но Вы подписались на канал не за моим оптимизмом, поэтому я проанализировал и кратко обощил прогнозы по ценам на нефть ведущих организаций на ближайщий годы (Всемирный банк, МВФ, Энергетическое информационное агентство США - EIA, ОПЕК, IHS Markit, Sproule). Прогнозы свежие, за апрель месяц. Как и всегда для Вашего удобства я делаю все в инфографике.
Среднегодовые прогнозы цен на Brent на 2020 - в диапазоне $30-$35. Исключением является прогноз ОПЕК на 2 кв.- $40 и на 2021 - $40-$45. Посмотрим, как рынок отреагирует на сделку ОПЕК+ в предстоящем месяце. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Конечно, я оптимист, когда дело доходит до прогнозов цен на нефть. Но Вы подписались на канал не за моим оптимизмом, поэтому я проанализировал и кратко обощил прогнозы по ценам на нефть ведущих организаций на ближайщий годы (Всемирный банк, МВФ, Энергетическое информационное агентство США - EIA, ОПЕК, IHS Markit, Sproule). Прогнозы свежие, за апрель месяц. Как и всегда для Вашего удобства я делаю все в инфографике.
Среднегодовые прогнозы цен на Brent на 2020 - в диапазоне $30-$35. Исключением является прогноз ОПЕК на 2 кв.- $40 и на 2021 - $40-$45. Посмотрим, как рынок отреагирует на сделку ОПЕК+ в предстоящем месяце. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
ENERGY ANALYTICS
© 2020 [Oil & Gas Analytics]
Как вы все знаете, с завтрашнего дня должно вступить в силу соглашение ОПЕК+. Я предполагаю, что скорее всего большинство из нас знает об этой сделке и ее участниках. Сегодня я хотел бы обсудить те страны, которые не приняли участие в сделке.
На рынок нефти оказывают сильное влияние те страны, которые могут экспортировать нефть. На графике представлены ведущие страны-экспортеры нефти. Саудовская Аравия и Россия, к примеру, могут экспортировать до 70% добываемой нефти. Не смотря на тот факт, что США могут добывать столько же, сколько Саудовская Аравия и Россия, по факту страна потребляет почти всю добываемую нефть внутри страны. Мексика экспортирует только 10% своей нефти, а остальные 90% также потребляет внутри страны. Я думаю, что это одна из причин, по которой Мексика изначально не хотела сокращать добычу на 20% согласно соглашению ОПЕК+. В итоге страна пришла к компромиссу с ОПЕК+ о сокращении на 5%.
Меня больше интересуют те крупные игроки-экспортеры нефти, которые не участвовали в сделке. Например, Иран экспортирует до 60% своей нефти (почти 2 млн баррелей в сутки), Катар - до 80% (1,6 млн баррелей в сутки), а Венесуэла - до 70% (1 млн баррелей в сутки). Почему такие страны, как Россия, Казахстан и Азербайджан, должны участвовать в сделке, не будучи членами входящими в ОПЕК, а Иран и Венесуэла освобождаются от этой сделки, будучи членами ОПЕК? Я думаю, что каждая крупная страна-экспортер нефти должна принять участие в сделке и взять на себя бремя сокращения добычи нефти ради всеобщих усилий по повышению цены на нефть. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
На рынок нефти оказывают сильное влияние те страны, которые могут экспортировать нефть. На графике представлены ведущие страны-экспортеры нефти. Саудовская Аравия и Россия, к примеру, могут экспортировать до 70% добываемой нефти. Не смотря на тот факт, что США могут добывать столько же, сколько Саудовская Аравия и Россия, по факту страна потребляет почти всю добываемую нефть внутри страны. Мексика экспортирует только 10% своей нефти, а остальные 90% также потребляет внутри страны. Я думаю, что это одна из причин, по которой Мексика изначально не хотела сокращать добычу на 20% согласно соглашению ОПЕК+. В итоге страна пришла к компромиссу с ОПЕК+ о сокращении на 5%.
Меня больше интересуют те крупные игроки-экспортеры нефти, которые не участвовали в сделке. Например, Иран экспортирует до 60% своей нефти (почти 2 млн баррелей в сутки), Катар - до 80% (1,6 млн баррелей в сутки), а Венесуэла - до 70% (1 млн баррелей в сутки). Почему такие страны, как Россия, Казахстан и Азербайджан, должны участвовать в сделке, не будучи членами входящими в ОПЕК, а Иран и Венесуэла освобождаются от этой сделки, будучи членами ОПЕК? Я думаю, что каждая крупная страна-экспортер нефти должна принять участие в сделке и взять на себя бремя сокращения добычи нефти ради всеобщих усилий по повышению цены на нефть. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
А теперь по традиции мини-опрос. Как Вы думаете, должны ли все крупные страны-экспортеры нефти учавствовать в сделке?
Final Results
72%
Да, все должны быть в одной лодке
6%
Нет, текущая сделка оптимальна
22%
Не нужно заключать сделку, рынок нефти будет саморегулироваться
Готов ли КМГ к IPO?
В этот четверг КМГ опубликовала годовой отчет за 2019 год.
Начнем с хороших новостей.
Впервые КМГ опубликовал запасы нефти и газа только в международной системе (PRMS) в своем годовом отчете. Ранее данный отчет публиковался, используя стандарт ГКЗ (унаследованная советская система оценки запасов). Это один из положительных шагов к IPO, поскольку все международные биржи, включая биржу Лондона, признают систему PRMS. Более того, запасы на конец 2019 года значительно увеличились по сравнению с концом 2017 года. Данные за 2017 год взяты из официально опубликованного КМГ отчета об устойчивом развитии. К сожалению я не смог найти количество запасов на конец 2018 года в системе PRMS ни в годовом отчете, ни в отчете об устойчивом развитии. Предполагаю они просто не публиковались. Если сравнивать запасы на конец 2017г. (4,114 млн. баррелей нефтяного эквивалента – мбнэ) и 2019г. (5,220 мбнэ), то нужно отметить, что восполнение запасов категории 2P (доказанные плюс вероятные) в четыре раза (1,460 мбнэ) превышают добычу за 2 года (354 мбнэ). Для инвесторов эталоном считается, когда восполнение запасов идет как минимум 1 к 1, а в идеале превышает добычу. Я бы выделил этот факт, как самый большой успех в результатах на конец 2019 года. Продолжение следует... © 2020 [Oil & Gas Analytics]
В этот четверг КМГ опубликовала годовой отчет за 2019 год.
Начнем с хороших новостей.
Впервые КМГ опубликовал запасы нефти и газа только в международной системе (PRMS) в своем годовом отчете. Ранее данный отчет публиковался, используя стандарт ГКЗ (унаследованная советская система оценки запасов). Это один из положительных шагов к IPO, поскольку все международные биржи, включая биржу Лондона, признают систему PRMS. Более того, запасы на конец 2019 года значительно увеличились по сравнению с концом 2017 года. Данные за 2017 год взяты из официально опубликованного КМГ отчета об устойчивом развитии. К сожалению я не смог найти количество запасов на конец 2018 года в системе PRMS ни в годовом отчете, ни в отчете об устойчивом развитии. Предполагаю они просто не публиковались. Если сравнивать запасы на конец 2017г. (4,114 млн. баррелей нефтяного эквивалента – мбнэ) и 2019г. (5,220 мбнэ), то нужно отметить, что восполнение запасов категории 2P (доказанные плюс вероятные) в четыре раза (1,460 мбнэ) превышают добычу за 2 года (354 мбнэ). Для инвесторов эталоном считается, когда восполнение запасов идет как минимум 1 к 1, а в идеале превышает добычу. Я бы выделил этот факт, как самый большой успех в результатах на конец 2019 года. Продолжение следует... © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Что обычно делают нефтегазовые компании, когда цена на нефть значительно падает?
Во-первых, сокращение затрат. Согласно апрельскому выпуску IHS Markit, международные (ТНК), и национальные нефтяные компании сократят затраты в среднем на 30% в 2020 году. Эта сумма может увеличиться, если текущая ситуация сохранится до конца 2020 года. Вчера КМГ объявила о сокращении затрат на 15% в 2020 году в местной валюте, что в долларовом эквиваленте может быть еще меньше, как следствие девальвации. Когда дело доходит до сокращения затрат, наибольшую долю получают подразделения разведки и бурения. Это может быть одной из причин упразднения главы геологии и разведки в КМГ.
Во-вторых, сокращение дивидендов. Конечно, эта мера не пользуется популярностью среди акционеров. Пока что только европейские крупные компании Eni, Shell и Equinor объявили о сокращении дивидендов за первый квартал 2020 года.
В-третьих, после сокращения затрат следует сокращение рабочих мест. На сегодняшний день, среди крупных нефтяных компаний (ТНК), не было никакого объявления о сокращении численности персонала. В основном это связано с сокращением зарплат/бонус генерального директора и/или персонала. КМГ объявила о сокращении численности персонала в штаб-квартире на треть. Следует отметить, что расходы на персонал обычно занимают наименьшую долю среди капитальных и эксплуатационных затрат в нефтегазовом бизнесе. С точки зрения сокращения рабочих мест, нефтесервисные компании несут самые большие потери. Согласно прогнозу Rystad Energy более 1 миллиона нефтяников потеряют свои рабочие места в 2020 году. Прежде на канале я уже публиковал мини-исследование по сокращению количества рабочих мест в нефтесервисных компаниях с учетом «большой четверки» (Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford) и Varco, при условии, если текущая цена на нефть останется неизменной в течение 2020 года и далее.
В-четвертых, сокращение добычи. Добыча может снизиться, как последствие сокращения затрат на бурение или отсрочку реализации проектов. Или это может быть связано с соглашением ОПЕК+ о сокращении добычи. Интересно отметить, что КМГ объявил о предварительном сокращении добычи нефти по соглашению ОПЕК+ на 164 тыс. тонн в январе-июне 2020 года. Эта сумма соответствует 1.2 млн. баррелей с коэффициентом пересчета 7.6 барр./тонн, использованным в годовом отчете. Допустим, эта сумма сократилась только в мае-июне по соглашению ОПЕК+, а не с января, тогда ежедневное снижение нефти должно составить 20 тысяч баррелей в сутки. Эта сумма почти в 20 раз меньше, чем было согласовано Казахстаном в соглашении ОПЕК+ (390 тысяч баррелей нефти в сутки). Вопрос в том, с каких других нефтяных месторождений или компаний оставшаяся часть будет компенсирована? © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Во-первых, сокращение затрат. Согласно апрельскому выпуску IHS Markit, международные (ТНК), и национальные нефтяные компании сократят затраты в среднем на 30% в 2020 году. Эта сумма может увеличиться, если текущая ситуация сохранится до конца 2020 года. Вчера КМГ объявила о сокращении затрат на 15% в 2020 году в местной валюте, что в долларовом эквиваленте может быть еще меньше, как следствие девальвации. Когда дело доходит до сокращения затрат, наибольшую долю получают подразделения разведки и бурения. Это может быть одной из причин упразднения главы геологии и разведки в КМГ.
Во-вторых, сокращение дивидендов. Конечно, эта мера не пользуется популярностью среди акционеров. Пока что только европейские крупные компании Eni, Shell и Equinor объявили о сокращении дивидендов за первый квартал 2020 года.
В-третьих, после сокращения затрат следует сокращение рабочих мест. На сегодняшний день, среди крупных нефтяных компаний (ТНК), не было никакого объявления о сокращении численности персонала. В основном это связано с сокращением зарплат/бонус генерального директора и/или персонала. КМГ объявила о сокращении численности персонала в штаб-квартире на треть. Следует отметить, что расходы на персонал обычно занимают наименьшую долю среди капитальных и эксплуатационных затрат в нефтегазовом бизнесе. С точки зрения сокращения рабочих мест, нефтесервисные компании несут самые большие потери. Согласно прогнозу Rystad Energy более 1 миллиона нефтяников потеряют свои рабочие места в 2020 году. Прежде на канале я уже публиковал мини-исследование по сокращению количества рабочих мест в нефтесервисных компаниях с учетом «большой четверки» (Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford) и Varco, при условии, если текущая цена на нефть останется неизменной в течение 2020 года и далее.
В-четвертых, сокращение добычи. Добыча может снизиться, как последствие сокращения затрат на бурение или отсрочку реализации проектов. Или это может быть связано с соглашением ОПЕК+ о сокращении добычи. Интересно отметить, что КМГ объявил о предварительном сокращении добычи нефти по соглашению ОПЕК+ на 164 тыс. тонн в январе-июне 2020 года. Эта сумма соответствует 1.2 млн. баррелей с коэффициентом пересчета 7.6 барр./тонн, использованным в годовом отчете. Допустим, эта сумма сократилась только в мае-июне по соглашению ОПЕК+, а не с января, тогда ежедневное снижение нефти должно составить 20 тысяч баррелей в сутки. Эта сумма почти в 20 раз меньше, чем было согласовано Казахстаном в соглашении ОПЕК+ (390 тысяч баррелей нефти в сутки). Вопрос в том, с каких других нефтяных месторождений или компаний оставшаяся часть будет компенсирована? © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Роснефть является крупнейшей нефтегазовой компанией в Российской Федерации и лидирует по запасам и добыче жидких углеводородов среди международных публичных нефтегазовых компаний, акции / депозитарные расписки которых торгуются на международных фондовых биржах.
Доля Компании в добыче нефти в Российской Федерации составляет около 41 %, а в мировой добыче – 6 %.
Показатели устойчивости ресурсной базы, включая размер запасов, обеспеченность запасами и эффективное управление запасами являются одними из наиболее важных критериев инвестиционной привлекательности нефтегазовой компании.
Доказанные запасы нефти и газа Роснефть на 31 декабря 2019 года по классификации SEC составили 42 018 млн барр. н. э. (5 678 млн т н. э.). Аудит проведен компанией DeGolyer & MacNaughton.
По итогам 2019 года обеспеченность доказанными запасами углеводородов по классификации SEC составила более 20 лет.
Источник: Роснефть годовой отчет 2019.
Доля Компании в добыче нефти в Российской Федерации составляет около 41 %, а в мировой добыче – 6 %.
Показатели устойчивости ресурсной базы, включая размер запасов, обеспеченность запасами и эффективное управление запасами являются одними из наиболее важных критериев инвестиционной привлекательности нефтегазовой компании.
Доказанные запасы нефти и газа Роснефть на 31 декабря 2019 года по классификации SEC составили 42 018 млн барр. н. э. (5 678 млн т н. э.). Аудит проведен компанией DeGolyer & MacNaughton.
По итогам 2019 года обеспеченность доказанными запасами углеводородов по классификации SEC составила более 20 лет.
Источник: Роснефть годовой отчет 2019.
Супертанкеры
Как Вы наверняка знаете, транспортировка нефти происходит 4 способами: трубопроводами, железнодорожной и автоперевозками, а также морскими путями, то есть танкерами. История транспортировка нефти по морским путям насчитывает более 170 лет. По мере увеличения спроса на данные перевозки увеличивался и размер грузподъемности танкеров. Ежегодно через танкеры транспортируется более 2 млрд. барр. нефти, это около 2% от общего объема добычи в мире.
На сегодняшний день существуют 2 типа нефтяных танкеров: танкеры и супертанкеры. Aframax, Panamax, Suezmax – это танкеры, имеющие объем до 1 млн. барр. нефти. Panamax и Suezmax получили свои названия от названий каналов. Их пропускная способность равна максимальному объему, который может пройти через канал.
История супертанкеров берет начало в 1960-х годах, когда случился кризис в Суэцком канале и национализация на Ближнем Востоке. Существует два типа супертанкеров: ULCC (ultra large crude carriers) могут перевозить до 3 млн. барр. нефти и VLCC (very large crude carriers) могут транспортировать до 2 млн. барр. нефти (это больше чем один день добычи в Казахстане).
В настоящее время в мире эксплуатируется 750 супертанкеров класса VLCC, принадлежащих более 100 различных компаний и только 2 супертанкера класса ULCC, которые принадлежат одному оператору (Euronav). Их производство было приостановлено, так как размеры ULCC не позволяли заходить в порта многих городов.
Основными владельцами супертанкеров класса VLCC являются Euronav (48 шт.), CMES (41 шт.), Bahri (41 шт.), и Frontline (21 шт.). Это крупный и капиталоемкий бизнес. Для примера, чистая прибыль Bahri, основного оператора Saudi Aramco, за 2019 год составила более $ 600 млн. Основные покупатели супертанкерной нефти – это крупные нефтегазовые игроки, национальные компании, крупные НПЗ, нефтяные торговые дома.
Стоимость VLCC составляет около $ 90 млн., стоимость его эксплуатации и обслуживания составляет порядка $ 10 тыс. в сутки, среднесуточная аренда составляет около $ 30 тыс., а может доходить и до $ 100 тыс. и больше. Средний срок службы VLCC составляет 20 лет, а время строительства 18-24 месяца. Перевозка нефти VLCC может занимать до 70 дней.
Глобальное банковское финансирование судоходных компаний сократилось с $ 450 до $ 350 млрд. с 2010г. по 2018г. из-за растущей обеспокоенности по поводу снижения спроса на нефть после 2028 года.
Как Вы наверняка знаете, транспортировка нефти происходит 4 способами: трубопроводами, железнодорожной и автоперевозками, а также морскими путями, то есть танкерами. История транспортировка нефти по морским путям насчитывает более 170 лет. По мере увеличения спроса на данные перевозки увеличивался и размер грузподъемности танкеров. Ежегодно через танкеры транспортируется более 2 млрд. барр. нефти, это около 2% от общего объема добычи в мире.
На сегодняшний день существуют 2 типа нефтяных танкеров: танкеры и супертанкеры. Aframax, Panamax, Suezmax – это танкеры, имеющие объем до 1 млн. барр. нефти. Panamax и Suezmax получили свои названия от названий каналов. Их пропускная способность равна максимальному объему, который может пройти через канал.
История супертанкеров берет начало в 1960-х годах, когда случился кризис в Суэцком канале и национализация на Ближнем Востоке. Существует два типа супертанкеров: ULCC (ultra large crude carriers) могут перевозить до 3 млн. барр. нефти и VLCC (very large crude carriers) могут транспортировать до 2 млн. барр. нефти (это больше чем один день добычи в Казахстане).
В настоящее время в мире эксплуатируется 750 супертанкеров класса VLCC, принадлежащих более 100 различных компаний и только 2 супертанкера класса ULCC, которые принадлежат одному оператору (Euronav). Их производство было приостановлено, так как размеры ULCC не позволяли заходить в порта многих городов.
Основными владельцами супертанкеров класса VLCC являются Euronav (48 шт.), CMES (41 шт.), Bahri (41 шт.), и Frontline (21 шт.). Это крупный и капиталоемкий бизнес. Для примера, чистая прибыль Bahri, основного оператора Saudi Aramco, за 2019 год составила более $ 600 млн. Основные покупатели супертанкерной нефти – это крупные нефтегазовые игроки, национальные компании, крупные НПЗ, нефтяные торговые дома.
Стоимость VLCC составляет около $ 90 млн., стоимость его эксплуатации и обслуживания составляет порядка $ 10 тыс. в сутки, среднесуточная аренда составляет около $ 30 тыс., а может доходить и до $ 100 тыс. и больше. Средний срок службы VLCC составляет 20 лет, а время строительства 18-24 месяца. Перевозка нефти VLCC может занимать до 70 дней.
Глобальное банковское финансирование судоходных компаний сократилось с $ 450 до $ 350 млрд. с 2010г. по 2018г. из-за растущей обеспокоенности по поводу снижения спроса на нефть после 2028 года.
YouTube
TI EUROPE at Daxie Ningbo
TI EUROPE BERTHING AT DAXIE NINGBO
Всем доброго утра! На какую тему Вы бы хотели видеть мой следующий пост?
Final Results
22%
Перспективы природного газа
10%
Обзор сжиженного природного газа (СПГ)
34%
Что такое нефтяной контракт СРП
34%
Будущее сланцевой нефти США
Второй рисунок не вместился в пост. На нем показано увелечение доли добычи сланцевой нефти к традиционной за период 2008-2020 гг. в США. © 2020 [Oil & Gas Analytics]
Всем доброго вечера! Вечерний мини-опрос. Хотели бы Вы иногда видеть посты на моем канале на казахском или английском языках?
Final Results
46%
Было бы здорово видеть посты на казахском иногда
47%
Было бы здорово видеть посты на английском иногда
25%
Пусть канал остается только на русском языке