Құрметті мұнай-газ және энергетика қауымдастығы!
Сіздерді Bolashaq Petroleum Club атынан, 22 желтоқсан күні Атырау қаласында «Теңізшевройл» ЖШС Бас директоры Кевин Лайонмен «Leadership Talks: Kevin Lyon» өтетін мастер-классқа шақырамыз.
«Шеврон» компаниясындағы 32 жылдық мансабында Кевин Лайон АҚШ, Нигерия, Филиппин, Индонезия, Нидерланды және Бангладеште көптеген жауапты инженерлік-техникалық және басқарушы лауазымдарды атқарды.
Уақыты: 22 желтоқсан, сағат 15.30
Орны: «Ренессанс Атырау» қонақ үйі, Сәтпаев даңғылы 15 B
*Мастер-класс ағылшын тілінде өтеді.
Іс-шараға қатысу үшін тіркеуден өту қажет: https://docs.google.com/forms/d/1tCYd94zwfdnzVL2eI4J2hMiXhavS3YTcznqxnl7kVoc
_______________________________
22 декабря в г. Атырау пройдет мастер-класс «Leadership Talks: Kevin Lyon» с Генеральным директором ТОО «Тенгизшевройл» Кевином Лайоном.
За свою 32-летнюю карьеру в компании «Шеврон» Кевин Лайон занимал множество ответственных инженерно-технических и руководящих должностей в США, Нигерии, Филиппинах, Индонезии, Нидерландах и в Бангладеше.
Организатор: Bolashaq Petroleum Club
Время: 22 декабря т.г., 15.30 часов
Место: отель «Ренессанс Атырау», пр-т. Сатпаева 15 B
*Мастер-класс пройдет на английском языке.
Для участия в мероприятии необходимо пройти регистрацию: https://docs.google.com/forms/d/1tCYd94zwfdnzVL2eI4J2hMiXhavS3YTcznqxnl7kVoc
Сіздерді Bolashaq Petroleum Club атынан, 22 желтоқсан күні Атырау қаласында «Теңізшевройл» ЖШС Бас директоры Кевин Лайонмен «Leadership Talks: Kevin Lyon» өтетін мастер-классқа шақырамыз.
«Шеврон» компаниясындағы 32 жылдық мансабында Кевин Лайон АҚШ, Нигерия, Филиппин, Индонезия, Нидерланды және Бангладеште көптеген жауапты инженерлік-техникалық және басқарушы лауазымдарды атқарды.
Уақыты: 22 желтоқсан, сағат 15.30
Орны: «Ренессанс Атырау» қонақ үйі, Сәтпаев даңғылы 15 B
*Мастер-класс ағылшын тілінде өтеді.
Іс-шараға қатысу үшін тіркеуден өту қажет: https://docs.google.com/forms/d/1tCYd94zwfdnzVL2eI4J2hMiXhavS3YTcznqxnl7kVoc
_______________________________
22 декабря в г. Атырау пройдет мастер-класс «Leadership Talks: Kevin Lyon» с Генеральным директором ТОО «Тенгизшевройл» Кевином Лайоном.
За свою 32-летнюю карьеру в компании «Шеврон» Кевин Лайон занимал множество ответственных инженерно-технических и руководящих должностей в США, Нигерии, Филиппинах, Индонезии, Нидерландах и в Бангладеше.
Организатор: Bolashaq Petroleum Club
Время: 22 декабря т.г., 15.30 часов
Место: отель «Ренессанс Атырау», пр-т. Сатпаева 15 B
*Мастер-класс пройдет на английском языке.
Для участия в мероприятии необходимо пройти регистрацию: https://docs.google.com/forms/d/1tCYd94zwfdnzVL2eI4J2hMiXhavS3YTcznqxnl7kVoc
Результаты добычи нефти в октябре и ноябре вселяет надежду на достижение цели на 2021 год
В ноябре добыча нефти и конденсата составила 7,7 млн тонн, а за 11 месяцев - 77,7 млн тонн. Результаты за последние два месяца были выдающимися и скорее всего снимуть все опасения относительно достижения цели 2021 года.
Для достижения цели в 85,3 млн тонн теперь в декабре необходимо добыть 7,6 млн тонн нефти и конденсата, что является показателем 2017 года или ниже на 0,4 млн тонн в 2018-2019 гг.
Будем надеяться, что цель будет достигнута на этот год, а показатели в 2022 году будет еще больше, чем в 2020-2021 гг., а правительственная цель в 100 млн тонн к 2030 году будет достигнута быстрее, чем раньше.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В ноябре добыча нефти и конденсата составила 7,7 млн тонн, а за 11 месяцев - 77,7 млн тонн. Результаты за последние два месяца были выдающимися и скорее всего снимуть все опасения относительно достижения цели 2021 года.
Для достижения цели в 85,3 млн тонн теперь в декабре необходимо добыть 7,6 млн тонн нефти и конденсата, что является показателем 2017 года или ниже на 0,4 млн тонн в 2018-2019 гг.
Будем надеяться, что цель будет достигнута на этот год, а показатели в 2022 году будет еще больше, чем в 2020-2021 гг., а правительственная цель в 100 млн тонн к 2030 году будет достигнута быстрее, чем раньше.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Доля рынка легковых электромобилей
Интересная инфографика EEAGLI, показывающая динамику изменения доли рынка легковых электромобилей с 2013 по 2021 год по сравнению с общими продажами новых автомобилей.
Топ-15 возглавляют европейские страны в диапазоне 13-83%. Остальные 10 стран находятся в диапазоне от 1 до 13%.
Норвегия, занимающая первое место, за последние 8 лет увеличила долю продаж электромобилей с крошечной с 6% до 83%.
Норвегия является лидером продаж электромобилей благодаря щедрым налоговым льготам.
Во-первых, важно отметить, что Норвегия не субсидирует электромобили. Вместо этого электромобили освобождаются от двух больших налогов: 25% НДС и большого дополнительного налога, зависящего от веса и выбросов CO2 от транспортного средства.
Кроме того, электромобили получают выгоду от нескольких льгот, связанных с эксплуатационными расходами. Налоги на бензин в Норвегии одни из самых высоких в мире, тогда как налоги на электроэнергию очень низкие.
Кроме того, у электромобилей значительно ниже плата за проезд по автомагистралям и за парковку. Вдобавок, существует ежегодный страховой налог, который также ниже для автомобилей.
Есть также другие льготы, такие как вождение по автобусным полосам и получение немного более низких процентных ставок по кредиту.
Самое лучшее в электромобилях в Норвегии - это то, что электричество почти полностью вырабатывается гидроэнергетикой. Это означает, что выбросы электромобилей по сравнению с обычными автомобилями происходят только от производства аккумуляторов. Рассмотрим Казахстан, Китай или Индию, где электроэнергия в основном вырабатывается из угля. Больше продаж электромобилей, больше энергии из угля, больше выбросов CO2.
Таким образом, по расчетам автора Норвегия как крупный экспортер нефти и газа должна продать более 100 баррелей нефти (которая выделяет 40 тонн CO2), чтобы оплатить налоговые льготы, которые она дает электромобилям, чтобы избежать выброса одной тонны CO2. А электричество в Норвегии почти полностью чистое благодаря гидроэнергетике, поэтому затраты на предотвращение выбросов CO2 будут выше в других странах. Другими словами, большинство стран не могут пойти по этому пути для достижения доминирования электромобилей. Это очень дорого, и при его оплате - конечно, в случае Норвегии - выделяется большое количество углерода.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Интересная инфографика EEAGLI, показывающая динамику изменения доли рынка легковых электромобилей с 2013 по 2021 год по сравнению с общими продажами новых автомобилей.
Топ-15 возглавляют европейские страны в диапазоне 13-83%. Остальные 10 стран находятся в диапазоне от 1 до 13%.
Норвегия, занимающая первое место, за последние 8 лет увеличила долю продаж электромобилей с крошечной с 6% до 83%.
Норвегия является лидером продаж электромобилей благодаря щедрым налоговым льготам.
Во-первых, важно отметить, что Норвегия не субсидирует электромобили. Вместо этого электромобили освобождаются от двух больших налогов: 25% НДС и большого дополнительного налога, зависящего от веса и выбросов CO2 от транспортного средства.
Кроме того, электромобили получают выгоду от нескольких льгот, связанных с эксплуатационными расходами. Налоги на бензин в Норвегии одни из самых высоких в мире, тогда как налоги на электроэнергию очень низкие.
Кроме того, у электромобилей значительно ниже плата за проезд по автомагистралям и за парковку. Вдобавок, существует ежегодный страховой налог, который также ниже для автомобилей.
Есть также другие льготы, такие как вождение по автобусным полосам и получение немного более низких процентных ставок по кредиту.
Самое лучшее в электромобилях в Норвегии - это то, что электричество почти полностью вырабатывается гидроэнергетикой. Это означает, что выбросы электромобилей по сравнению с обычными автомобилями происходят только от производства аккумуляторов. Рассмотрим Казахстан, Китай или Индию, где электроэнергия в основном вырабатывается из угля. Больше продаж электромобилей, больше энергии из угля, больше выбросов CO2.
Таким образом, по расчетам автора Норвегия как крупный экспортер нефти и газа должна продать более 100 баррелей нефти (которая выделяет 40 тонн CO2), чтобы оплатить налоговые льготы, которые она дает электромобилям, чтобы избежать выброса одной тонны CO2. А электричество в Норвегии почти полностью чистое благодаря гидроэнергетике, поэтому затраты на предотвращение выбросов CO2 будут выше в других странах. Другими словами, большинство стран не могут пойти по этому пути для достижения доминирования электромобилей. Это очень дорого, и при его оплате - конечно, в случае Норвегии - выделяется большое количество углерода.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
#СтыдныеВопросы ПРО БЕНЗИН
Бензин подорожал на 14% за год и явно не собирается останавливаться на достигнутой отметке. Почему это происходит, как так получилось и почему в нефтедобывающем Казахстане бензин дорожает и что будет дальше разберёмся прямо сейчас.
— А правда, что все богатые нефтью страны раздают бензин бесплатно?
— Нет, конечно. Есть исключения — Венесуэла, где бензин стоит около 10 тенге за литр, но его нет и Ирана с его 23 тенге за литр, но, к сожалению, иранцам особо некуда больше девать свою нефть, кроме этого у них перерабатывающая нефть отрасль работает в убыток на субсидиях. В Бахрейне литр обойдётся уже в 232 тенге, в Катаре 254 тенге, в Саудовской Аравии 273 тенге, в России 302 тенге, в ОАЭ 317 тенге, а в США — 425 тенге. Средняя цена в мире сейчас 530 тенге за литр.
Законы рыночной экономики не терпят убытков. При цене нефти в $75 за баррель один литра бензина не может стоить меньше 354 тенге и это без учёта затрат на его производство. Страны, которые его продают дешевле идут на сознательный ущерб, поставляя нефть для нефтеперерабатывающих заводов дешевле, чем при отправке на экспорт.
— Но в Казахстан НПЗ государственные и есть своя доля в добываемой нефти!
— Да, в Казахстане до сих пор заводы получают сырьё по себестоимости добычи. В данном случае убытки несут Нацфонд и государственный бюджет, которые недополучает прибыль из-за того, что часть нефти продаётся ниже рыночной цены.
— Да ну какие там убытки!
— Достаточно существенные. Общий объем переработанной нефти в январе-июне 2021 года составил 7,673 млн тонн или 57 млн баррелей. Если эту нефть продать на внешних рынках по рыночной цене — Казахстан смог бы получить до 1,5 трлн тенге, а при продаже для НПЗ по себестоимости получил лишь около 800 млрд тенге. Таким образом прямые потери Нацфонда и бюджета составили около 700 млрд и только за первое полугодие. Напомним, что 50% нашего бюджета это различные социальные выплаты!
— Но ведь раньше бензин был дешевле и ничего!
— Да был. Достаточно долгое время его цену сдерживали, а разницу субсидировали напрямую из бюджета. То есть бюджет снова нёс потери. При этом иногда потери были даже двойные, как напрямую от субсидии цен на бензин, так и от затрат на модернизацию НПЗ, которая никак не отражалась в топливе.
— Ну так и надо было дальше субсидировать дальше! Зато бензин был бы дешевым!
— Продолжать тратить бюджет бесконечно нельзя — рано или поздно у него наступает дно, а за ним пришлось бы урезать пособия и сокращать пенсионные выплаты. Кроме этого нельзя забывать и о том, что работники НПЗ, тоже хотят получать зарплату и чтобы она росла, а без рыночных цен на бензин это невозможно.
— Ну так бензин уже подорожал на 14%, а общая инфляция всего 8,7%! Получается он её уже перегнал и дальше дорожать не должен?
— Заблуждение. Цену на бензин слишком долго сдерживали, таким образом она даже сейчас не дошла до рыночной, особенно учитывая, что НПЗ продолжают получать нефть по себестоимости. К сожалению, сейчас только 10% бензина реализуется через открытую биржу, что сдерживает переход к ценообразованию по рыночной модели.
— Значит бензин будет дорожать и дальше?
— Несомненно будет. В 2024 году мы присоединимся к единому топливному рынку ЕАЭС и к этому времени нам лучше гармонизировать цены с союзом. Бензин в РФ сейчас стоит около 300 тенге за литр. Скорее всего такую цену мы увидим к середине 2023 года.
А вы готовы к росту цен?
Бензин подорожал на 14% за год и явно не собирается останавливаться на достигнутой отметке. Почему это происходит, как так получилось и почему в нефтедобывающем Казахстане бензин дорожает и что будет дальше разберёмся прямо сейчас.
— А правда, что все богатые нефтью страны раздают бензин бесплатно?
— Нет, конечно. Есть исключения — Венесуэла, где бензин стоит около 10 тенге за литр, но его нет и Ирана с его 23 тенге за литр, но, к сожалению, иранцам особо некуда больше девать свою нефть, кроме этого у них перерабатывающая нефть отрасль работает в убыток на субсидиях. В Бахрейне литр обойдётся уже в 232 тенге, в Катаре 254 тенге, в Саудовской Аравии 273 тенге, в России 302 тенге, в ОАЭ 317 тенге, а в США — 425 тенге. Средняя цена в мире сейчас 530 тенге за литр.
Законы рыночной экономики не терпят убытков. При цене нефти в $75 за баррель один литра бензина не может стоить меньше 354 тенге и это без учёта затрат на его производство. Страны, которые его продают дешевле идут на сознательный ущерб, поставляя нефть для нефтеперерабатывающих заводов дешевле, чем при отправке на экспорт.
— Но в Казахстан НПЗ государственные и есть своя доля в добываемой нефти!
— Да, в Казахстане до сих пор заводы получают сырьё по себестоимости добычи. В данном случае убытки несут Нацфонд и государственный бюджет, которые недополучает прибыль из-за того, что часть нефти продаётся ниже рыночной цены.
— Да ну какие там убытки!
— Достаточно существенные. Общий объем переработанной нефти в январе-июне 2021 года составил 7,673 млн тонн или 57 млн баррелей. Если эту нефть продать на внешних рынках по рыночной цене — Казахстан смог бы получить до 1,5 трлн тенге, а при продаже для НПЗ по себестоимости получил лишь около 800 млрд тенге. Таким образом прямые потери Нацфонда и бюджета составили около 700 млрд и только за первое полугодие. Напомним, что 50% нашего бюджета это различные социальные выплаты!
— Но ведь раньше бензин был дешевле и ничего!
— Да был. Достаточно долгое время его цену сдерживали, а разницу субсидировали напрямую из бюджета. То есть бюджет снова нёс потери. При этом иногда потери были даже двойные, как напрямую от субсидии цен на бензин, так и от затрат на модернизацию НПЗ, которая никак не отражалась в топливе.
— Ну так и надо было дальше субсидировать дальше! Зато бензин был бы дешевым!
— Продолжать тратить бюджет бесконечно нельзя — рано или поздно у него наступает дно, а за ним пришлось бы урезать пособия и сокращать пенсионные выплаты. Кроме этого нельзя забывать и о том, что работники НПЗ, тоже хотят получать зарплату и чтобы она росла, а без рыночных цен на бензин это невозможно.
— Ну так бензин уже подорожал на 14%, а общая инфляция всего 8,7%! Получается он её уже перегнал и дальше дорожать не должен?
— Заблуждение. Цену на бензин слишком долго сдерживали, таким образом она даже сейчас не дошла до рыночной, особенно учитывая, что НПЗ продолжают получать нефть по себестоимости. К сожалению, сейчас только 10% бензина реализуется через открытую биржу, что сдерживает переход к ценообразованию по рыночной модели.
— Значит бензин будет дорожать и дальше?
— Несомненно будет. В 2024 году мы присоединимся к единому топливному рынку ЕАЭС и к этому времени нам лучше гармонизировать цены с союзом. Бензин в РФ сейчас стоит около 300 тенге за литр. Скорее всего такую цену мы увидим к середине 2023 года.
А вы готовы к росту цен?
Почему добычей Газпрома нельзя пренебречь
Как показано в инфографике, в 2020 году Газпром добыл 8,1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (мбнэ) газа, что чуть меньше, чем совокупная добыча газа у крупных компаний (ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, TotalEnergies, Equinor и Eni) в 8,7 мбнэ.
В настоящее время Европа импортирует 41% газа из России. С прошлого года цена на газ в Европе выросла в пять раз. Текущая цена на газ уже в 4 раза выше, чем цена на нефть в эквиваленте.
Такая ситуация в данном случае выгодна энергетическим компаниям, добывающим газ, по крайней мере, в том же объеме добычи нефти или более.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Как показано в инфографике, в 2020 году Газпром добыл 8,1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (мбнэ) газа, что чуть меньше, чем совокупная добыча газа у крупных компаний (ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, TotalEnergies, Equinor и Eni) в 8,7 мбнэ.
В настоящее время Европа импортирует 41% газа из России. С прошлого года цена на газ в Европе выросла в пять раз. Текущая цена на газ уже в 4 раза выше, чем цена на нефть в эквиваленте.
Такая ситуация в данном случае выгодна энергетическим компаниям, добывающим газ, по крайней мере, в том же объеме добычи нефти или более.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
Простая иллюстрация, демонстрирующая почему сжиженный газ в Казахстане будет только дорожать. Ситуация схожая с бензином — рынок слишком долго сдерживали. С 1 января 2022 года 100% торгов сжиженным нефтяным газом проходит через товарные биржи.
— Реализация газа посредством электронных торгов создает равные и недискриминационные условия для всех участников рынка и позволяет приобретать необходимые объемы газа напрямую у производителей, — заявили в министерстве энергетики.
В условиях биржевой торговли требовать вернуть цену в 60 тенге за литр по меньшей мере странно (на самом деле глупо). @FINANCEkaz напоминает, что Казахстан живет в условиях рыночной экономики в рамках которой никакое регулирование цен, тем более на биржевой товар — невозможно.
— Реализация газа посредством электронных торгов создает равные и недискриминационные условия для всех участников рынка и позволяет приобретать необходимые объемы газа напрямую у производителей, — заявили в министерстве энергетики.
В условиях биржевой торговли требовать вернуть цену в 60 тенге за литр по меньшей мере странно (на самом деле глупо). @FINANCEkaz напоминает, что Казахстан живет в условиях рыночной экономики в рамках которой никакое регулирование цен, тем более на биржевой товар — невозможно.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Интервью-беседа о текущем состоянии нефтесервиса и отрасли в целом на канале Некурултай с Газизом Абишевым на казахском языке (запись от 13-12-2021). Спикеры: Абзал Нарымбетов и Жанибек Катренов.
01:40 - нефтесервис, сколько людей там работает
07:30 - почему местным нефтесервисным компаниям сложно расти и получать тендеры и почему сервисные компании в Норвегии в основном местные
12:20 - к вопросу разведки и подсчета запасов
15:50 - цена безубыточности нефти и причина снижения инвестиций в разведку
22:00 - как переход на международный стандарт подстегнул горнодобывающую промышленность и почему еще не поздно изменить свое видение для ветеранов нефтегазовой отрасли
33:00 - необходимость устойчивых путей развития нефтегазовой отрасли, будущее нефти за чистым производством углеводородов
37:45 - как Норвегия смогла управлять доходами от нефти и возможно ли то же самое для нас
38:30 - есть ли будущее у нефти Казахстана, какова роль нового поколения профессионалов нефтегазовой отрасли
t.me/EnergyAnalytics
01:40 - нефтесервис, сколько людей там работает
07:30 - почему местным нефтесервисным компаниям сложно расти и получать тендеры и почему сервисные компании в Норвегии в основном местные
12:20 - к вопросу разведки и подсчета запасов
15:50 - цена безубыточности нефти и причина снижения инвестиций в разведку
22:00 - как переход на международный стандарт подстегнул горнодобывающую промышленность и почему еще не поздно изменить свое видение для ветеранов нефтегазовой отрасли
33:00 - необходимость устойчивых путей развития нефтегазовой отрасли, будущее нефти за чистым производством углеводородов
37:45 - как Норвегия смогла управлять доходами от нефти и возможно ли то же самое для нас
38:30 - есть ли будущее у нефти Казахстана, какова роль нового поколения профессионалов нефтегазовой отрасли
t.me/EnergyAnalytics
Forwarded from ABISHEV ANALYTICS
Продолжая мысль о задачах, которые будут стоять перед новым правительством.
Основная причина социально-экономического протеста начала января – продолжающееся падение реальных доходов населения на грани обеднения – никуда не делась. Отпускать экономику в свободное рыночное плавание, мол, выживайте все, кто как может – не получится. Это лишь приведёт к новому протесту.
Государство должно внимательно присмотреться к ценообразующим сырьевым отраслям, напрямую влияющим на социальное самочувствие граждан. Насколько эффективны и полезны обществу компании, пользующиеся монопольным или полумонопольным положением? Не исключено, что ряд из них необходимо будет поставить под прямой государственный контроль.
Во-первых, чтобы исключить кучу посредников, зарабатывающих на не несущих никакого макроэкономического смысла операциях «перекупил-перепродал». Во-вторых, чтобы снизить отток капитала на оффшорные рынки. Владельцы сверхприбыльных отраслей зачастую не держат деньги в Казахстане и не реинвестируют их в реальные проекты внутри страны, но уводят их за рубеж, вкладываясь в активы и недвижимость. В-третьих, это вопрос социально-политической стабильности. Если народ не будет чувствовать справедливости, он будет бунтовать. Законы дикого капитализма в чувствительных отраслях далеко не способствуют ощущению социальной справедливости.
И это только среднесрочная перспектива. Стратегически необходимо менять структуру нашей тонкой зависящей от ресурсов экономики. Наращивать глубину переработки и длину национальных производственных цепочек. Другими словами, нужна реальная реиндустриализация экономики. Сложная переработка и сопутствующие ей импортозамещение, большое количество хорошо оплачиваемых рабочих мест, налоговые выплаты, развитие смежников – путь к стабилизации экономики. Понятно, что сытым элитам сойдёт и сырьевая модель. Но лучше нам всем вместе построить полноценную индустриальную экономику, плоды которой смогут пожать максимальное число граждан.
Основная причина социально-экономического протеста начала января – продолжающееся падение реальных доходов населения на грани обеднения – никуда не делась. Отпускать экономику в свободное рыночное плавание, мол, выживайте все, кто как может – не получится. Это лишь приведёт к новому протесту.
Государство должно внимательно присмотреться к ценообразующим сырьевым отраслям, напрямую влияющим на социальное самочувствие граждан. Насколько эффективны и полезны обществу компании, пользующиеся монопольным или полумонопольным положением? Не исключено, что ряд из них необходимо будет поставить под прямой государственный контроль.
Во-первых, чтобы исключить кучу посредников, зарабатывающих на не несущих никакого макроэкономического смысла операциях «перекупил-перепродал». Во-вторых, чтобы снизить отток капитала на оффшорные рынки. Владельцы сверхприбыльных отраслей зачастую не держат деньги в Казахстане и не реинвестируют их в реальные проекты внутри страны, но уводят их за рубеж, вкладываясь в активы и недвижимость. В-третьих, это вопрос социально-политической стабильности. Если народ не будет чувствовать справедливости, он будет бунтовать. Законы дикого капитализма в чувствительных отраслях далеко не способствуют ощущению социальной справедливости.
И это только среднесрочная перспектива. Стратегически необходимо менять структуру нашей тонкой зависящей от ресурсов экономики. Наращивать глубину переработки и длину национальных производственных цепочек. Другими словами, нужна реальная реиндустриализация экономики. Сложная переработка и сопутствующие ей импортозамещение, большое количество хорошо оплачиваемых рабочих мест, налоговые выплаты, развитие смежников – путь к стабилизации экономики. Понятно, что сытым элитам сойдёт и сырьевая модель. Но лучше нам всем вместе построить полноценную индустриальную экономику, плоды которой смогут пожать максимальное число граждан.
Как Вы думаете, завтра на заседании Парламента кого Президент снимет с должности за допущение протестной ситуации в связи с повышением цены на сжиженный газ?
Anonymous Poll
22%
Руководство МЭ РК
20%
Руководство ҚазМұнайГаз
12%
Руководство ҚазақГаз
40%
Всех снимут
30%
Ничего не изменится
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
11 министров остались на своих постах. Общий процент обновления правительства составил 26%, а если учитывать тех, кто не занимал кресла вице в бывшем кабинете министров, то процент обновления составил 6% — только Болат Акчулаков до прихода в новый кабинет не занимал в прошлом кабинете должность заместителя.
@FINANCEkaz
@FINANCEkaz
Forwarded from ENERGY MONITOR
Нефть – основа экономики страны. Если ранее нефтегазовая отрасль обеспечивала 1/3 всего Республиканского бюджета, то в «ковидный» 2020 год нефтянка покрыла 45%.
Считаю новому Правительству важным принять во внимание ряда предложений для развития нефтегазовой отрасли.
1️⃣ Продажа нефти на внутреннем рынке через товарные биржи
- Государство обязывает нефтяников поставлять 30-70% добываемой нефти на отечественные НПЗ практически по себестоимости (за исключением ТШО, КПО, НКОК). Это $15-25/баррель (в зависимости от месторождений). Многие малые и средние нефтедобывающие компании не имеют доступ на НПЗ и им приходится продавать нефть посредникам (давальцы), которые имея доступ на НПЗ, занимаются оптовыми продажами ГСМ. Еще ряд крупных нефтедобывающих компаний (за исключением КМГ, напрямую поставляют на НПЗ) продают нефть своим аффилированным компаниям. Такой механизм позволяет извлекать дополнительный доход нефтяным компаниям. Из-за разницы в системе налогообложения (у нефтяников он очень высокий) бюджет недополучает налоговые поступления.
2️⃣ Вывод отечественных НПЗ на оптовый рынок ГСМ
- В настоящее время все 3 НПЗ занимаются лишь процессингом (перерабатывают нефть КМГ и частных компаний – «давальцев»). Цены процессинга в Казахстане в 3-4 раза дороже от общепринятых расценок (достигает $90 за тонну нефти, из которых 2/3 уходит на погашение кредитов, взятых на модернизацию). Самостоятельные действия НПЗ по покупке нефти и оптовой реализации нефтепродуктов позволят увеличить прибыль НПЗ и раньше времени рассчитаться с кредитами в валюте. К примеру, за 2021 год КПН всех 3-х НПЗ составил 12.3 млрд тенге, а КПН одной лишь частной давальческой компании Petrosun – 26.6 млрд тенге (КПН позволяет вычислить чистый кэш после уплаты налогов). И это происходит на протяжении многих лет.
3️⃣ Регулирование рынка сжиженного нефтяного газа (СНГ) Нац.Компанией QazaqGas
QazaqGas, получив статус нац.компании, стал самостоятельным игроком на газовом рынке. Компания скупает природный газ по себестоимости с премией в 10% у нефтяных компаний. Это позволяет отпускать дешевый газ на внутреннем рынке и продавать дорогой газ на экспорт. Аналогичный механизм нужно применить в отношении СНГ. Самрук-Казыне нужно перепоручить строительство нового ГПЗ на Жанаозене Qazaq Gas. C запуском газохимических проектов в Атырау возникнет дефицит СНГ на рынке. Сейчас страна стабильно производит 3.2 млн т СНГ, половина из которых уходит на экспорт. Только 3 компании имеют право на экспорт: ТШО, Жайыкмунай и GPC (аффилирована с Qazaq Gas). Однако ежегодно не менее 200 тыс т СНГ также вывозится частниками, несмотря на запрет. Цифра может быть больше. По рынку СНГ полный хаос (привет цифровизации). В тоже время Qazaq Gas планирует строительство нескольких ГПЗ на Кашагане (точнее аффилированная компания топ-менеджмента Qazaq Gas, которая кредитуется за счет государства). В ЗКО также обсуждается строительство новых ГПЗ. Уже сейчас нужна консолидация рынка по СНГ (напишу отдельно).
4️⃣ Внедрение инструмента Прямого финансового интереса государства в крупных нефтегазовых проектах
Государству пора перенять во внимание норвежский опыт управления нефтегазовыми проектами. В Норвегии предвидели, что национальная компания не всегда является эффективной, и в целях увеличения гос. доходов создали государственную компанию Petoro, которая имеет приоритетное право в участии во всех крупных нефтегазовых проектах (при этом разделяет финансовые риски с другими партнерами). Petoro имеет инструмент Прямого финансового интереса государства во всех перспективных проектах, не вмешивается в операционную деятельность нефтедобывающей компании, а лишь перенаправляет извлеченную прибыль напрямую в Норвежский Фонд.
В текущем году истекает срок действия контрактов у СНПС-Актобемунайгаз. Понятно, что государство продлит контракт, но на каких условиях? Не за горами пересмотр Договора по Тенгизскому проекту. Инструмент Прямого финансового интереса государства можно и нужно внедрять в обмен на продление контракта.
Считаю новому Правительству важным принять во внимание ряда предложений для развития нефтегазовой отрасли.
1️⃣ Продажа нефти на внутреннем рынке через товарные биржи
- Государство обязывает нефтяников поставлять 30-70% добываемой нефти на отечественные НПЗ практически по себестоимости (за исключением ТШО, КПО, НКОК). Это $15-25/баррель (в зависимости от месторождений). Многие малые и средние нефтедобывающие компании не имеют доступ на НПЗ и им приходится продавать нефть посредникам (давальцы), которые имея доступ на НПЗ, занимаются оптовыми продажами ГСМ. Еще ряд крупных нефтедобывающих компаний (за исключением КМГ, напрямую поставляют на НПЗ) продают нефть своим аффилированным компаниям. Такой механизм позволяет извлекать дополнительный доход нефтяным компаниям. Из-за разницы в системе налогообложения (у нефтяников он очень высокий) бюджет недополучает налоговые поступления.
2️⃣ Вывод отечественных НПЗ на оптовый рынок ГСМ
- В настоящее время все 3 НПЗ занимаются лишь процессингом (перерабатывают нефть КМГ и частных компаний – «давальцев»). Цены процессинга в Казахстане в 3-4 раза дороже от общепринятых расценок (достигает $90 за тонну нефти, из которых 2/3 уходит на погашение кредитов, взятых на модернизацию). Самостоятельные действия НПЗ по покупке нефти и оптовой реализации нефтепродуктов позволят увеличить прибыль НПЗ и раньше времени рассчитаться с кредитами в валюте. К примеру, за 2021 год КПН всех 3-х НПЗ составил 12.3 млрд тенге, а КПН одной лишь частной давальческой компании Petrosun – 26.6 млрд тенге (КПН позволяет вычислить чистый кэш после уплаты налогов). И это происходит на протяжении многих лет.
3️⃣ Регулирование рынка сжиженного нефтяного газа (СНГ) Нац.Компанией QazaqGas
QazaqGas, получив статус нац.компании, стал самостоятельным игроком на газовом рынке. Компания скупает природный газ по себестоимости с премией в 10% у нефтяных компаний. Это позволяет отпускать дешевый газ на внутреннем рынке и продавать дорогой газ на экспорт. Аналогичный механизм нужно применить в отношении СНГ. Самрук-Казыне нужно перепоручить строительство нового ГПЗ на Жанаозене Qazaq Gas. C запуском газохимических проектов в Атырау возникнет дефицит СНГ на рынке. Сейчас страна стабильно производит 3.2 млн т СНГ, половина из которых уходит на экспорт. Только 3 компании имеют право на экспорт: ТШО, Жайыкмунай и GPC (аффилирована с Qazaq Gas). Однако ежегодно не менее 200 тыс т СНГ также вывозится частниками, несмотря на запрет. Цифра может быть больше. По рынку СНГ полный хаос (привет цифровизации). В тоже время Qazaq Gas планирует строительство нескольких ГПЗ на Кашагане (точнее аффилированная компания топ-менеджмента Qazaq Gas, которая кредитуется за счет государства). В ЗКО также обсуждается строительство новых ГПЗ. Уже сейчас нужна консолидация рынка по СНГ (напишу отдельно).
4️⃣ Внедрение инструмента Прямого финансового интереса государства в крупных нефтегазовых проектах
Государству пора перенять во внимание норвежский опыт управления нефтегазовыми проектами. В Норвегии предвидели, что национальная компания не всегда является эффективной, и в целях увеличения гос. доходов создали государственную компанию Petoro, которая имеет приоритетное право в участии во всех крупных нефтегазовых проектах (при этом разделяет финансовые риски с другими партнерами). Petoro имеет инструмент Прямого финансового интереса государства во всех перспективных проектах, не вмешивается в операционную деятельность нефтедобывающей компании, а лишь перенаправляет извлеченную прибыль напрямую в Норвежский Фонд.
В текущем году истекает срок действия контрактов у СНПС-Актобемунайгаз. Понятно, что государство продлит контракт, но на каких условиях? Не за горами пересмотр Договора по Тенгизскому проекту. Инструмент Прямого финансового интереса государства можно и нужно внедрять в обмен на продление контракта.
Forwarded from ENERGY MONITOR
5️⃣ Отмена приоритетного права на недропользование НК КазМунайГаз
В Кодексе «О недрах и недропользовании» КМГ отдано приоритетное право на недропользование по крупным нефтегазовым месторождениям. К сожалению, за 20 лет КМГ самостоятельно с нуля так и не открыл месторождение (промышленная добыча). Есть проекты, как Урихтау, но он был разведан в советское время. На Урихтау звали китайцев (отказались), теперь российских инвесторов. Во всех новых проектах КМГ придерживается условий «кэрри-финансирования»: затраты на проведение геологоразведочных работ несет партнер КМГ. В случае, положительной геологоразведки, партнер возвращает затраченные средства, добывая нефть. Мы это наблюдаем на всех крупных проектах с участием КМГ: Аль-Фараби, Исатай, Абай, Женис, Бектурлы и пр.
Раз уж КМГ не может за эти 20 лет самостоятельно запустить проект, то нужно привлекать инвесторов хоть на 100% долевого участия (с условием поставки нефти на внутренний рынок). Данная мера привлечет новых западных инвесторов.
Это только ряд предложений, которые напрямую влияют на пополнение бюджета страны.
Позднее напишу про другие меры, направленные на прозрачность закупок, социалку и развитие казахстанского содержания.
Детали буду расписывать на этом же канале и на KazService (по каз.содержанию).
В Кодексе «О недрах и недропользовании» КМГ отдано приоритетное право на недропользование по крупным нефтегазовым месторождениям. К сожалению, за 20 лет КМГ самостоятельно с нуля так и не открыл месторождение (промышленная добыча). Есть проекты, как Урихтау, но он был разведан в советское время. На Урихтау звали китайцев (отказались), теперь российских инвесторов. Во всех новых проектах КМГ придерживается условий «кэрри-финансирования»: затраты на проведение геологоразведочных работ несет партнер КМГ. В случае, положительной геологоразведки, партнер возвращает затраченные средства, добывая нефть. Мы это наблюдаем на всех крупных проектах с участием КМГ: Аль-Фараби, Исатай, Абай, Женис, Бектурлы и пр.
Раз уж КМГ не может за эти 20 лет самостоятельно запустить проект, то нужно привлекать инвесторов хоть на 100% долевого участия (с условием поставки нефти на внутренний рынок). Данная мера привлечет новых западных инвесторов.
Это только ряд предложений, которые напрямую влияют на пополнение бюджета страны.
Позднее напишу про другие меры, направленные на прозрачность закупок, социалку и развитие казахстанского содержания.
Детали буду расписывать на этом же канале и на KazService (по каз.содержанию).
Forwarded from Yerzhan Yessimkhanov
Ниже комментарии по основным вопросам, отраженным в сегодняшнем выступлении Президента. Есть хорошие новости, есть не очень – впрочем, как и всегда. Выступление, я думаю, все видели, поэтому сами новости озвучивать не буду, а лучше немного о том, что они реально могут значить.
Начну с хороших новостей.
1. Елбасы упомянут в выступлении всего один раз, да и то скорее в ироничном ключе. Думаю, в выступлении чиновника такого высокого ранга это вообще первый случай, чтобы за всю речь как минимум пару раз не похвалить первого президента. Похоже, этой привычке конец. Главное, чтобы теперь по такому же шаблону не начали хвалить нынешнего.
2. Войска ОДКБ выведут до конца января. Вряд ли их присутствие сейчас так уж сильно кого-то нервирует, но все-таки лучше, когда на территории страны нет иностранных воинских частей.
3. Начнут, наконец, разбираться с закупками Самрука. Хорошо бы добраться и до дочерних предприятий. Много есть примеров, когда условия закупок пишутся под конкретных поставщиков, и никак эта система не ломается. Возможно, что-то изменится здесь.
4. Объявлено о гарантиях для иностранных инвесторов по обязательствам государства. Это важно, потому что после этих событий Казахстан станет куда менее привлекательным местом для инвестиций, чем раньше, и хорошо бы существующих удержать.
5. Программа привлечения лучших учителей в регионы – тоже большая и нужная идея. Надеюсь, реализуют качественно.
Теперь то, что вызывает вопросы.
1. Вообще ничего о политических реформах. Всех интересует, к примеру, наш парламент. Интересуют реальные выборы, многопартийная система, выборы акимов. Все это перенесли на сентябрь – почему? Сейчас, после прошлой недели, уровень поддержки у президента высок как никогда, любая реформа прошла бы. Видимо, до сентября будут консультироваться, компромисс искать. Отсутствие политических идей – главное разочарование.
2. Утильсбор не отменят. Непонятно, чему все радуются. Его просто передадут из частных рук в руки государства. Возможно, после этого машины будут утилизировать лучше, но меньше они стоить вряд ли будут.
3. Ничего не сказали про МСБ. Олигархам привет передали в виде создания некоего народного фонда, из которого будут школы строить и операции детям делать. Хорошая идея, не вопрос. Но МСБ, который только начал оправляться после пандемии, опять пострадал сильнее всего. Нужны налоговые льготы, подобные тем, которые были в 2020. Надеюсь, что-то будет скоро объявлено.
4. Тенге будут держать. В краткосрочной перспективе это неплохо. В долгосрочной будет то же самое, чтобы мы уже проходили – для поддержания курса тенге будут жечь деньги Нацфонда. Так себе идея, как мне кажется.
Пока так. Общее ощущение – сдержанный оптимизм. Но сдержанный. Но оптимизм.
Начну с хороших новостей.
1. Елбасы упомянут в выступлении всего один раз, да и то скорее в ироничном ключе. Думаю, в выступлении чиновника такого высокого ранга это вообще первый случай, чтобы за всю речь как минимум пару раз не похвалить первого президента. Похоже, этой привычке конец. Главное, чтобы теперь по такому же шаблону не начали хвалить нынешнего.
2. Войска ОДКБ выведут до конца января. Вряд ли их присутствие сейчас так уж сильно кого-то нервирует, но все-таки лучше, когда на территории страны нет иностранных воинских частей.
3. Начнут, наконец, разбираться с закупками Самрука. Хорошо бы добраться и до дочерних предприятий. Много есть примеров, когда условия закупок пишутся под конкретных поставщиков, и никак эта система не ломается. Возможно, что-то изменится здесь.
4. Объявлено о гарантиях для иностранных инвесторов по обязательствам государства. Это важно, потому что после этих событий Казахстан станет куда менее привлекательным местом для инвестиций, чем раньше, и хорошо бы существующих удержать.
5. Программа привлечения лучших учителей в регионы – тоже большая и нужная идея. Надеюсь, реализуют качественно.
Теперь то, что вызывает вопросы.
1. Вообще ничего о политических реформах. Всех интересует, к примеру, наш парламент. Интересуют реальные выборы, многопартийная система, выборы акимов. Все это перенесли на сентябрь – почему? Сейчас, после прошлой недели, уровень поддержки у президента высок как никогда, любая реформа прошла бы. Видимо, до сентября будут консультироваться, компромисс искать. Отсутствие политических идей – главное разочарование.
2. Утильсбор не отменят. Непонятно, чему все радуются. Его просто передадут из частных рук в руки государства. Возможно, после этого машины будут утилизировать лучше, но меньше они стоить вряд ли будут.
3. Ничего не сказали про МСБ. Олигархам привет передали в виде создания некоего народного фонда, из которого будут школы строить и операции детям делать. Хорошая идея, не вопрос. Но МСБ, который только начал оправляться после пандемии, опять пострадал сильнее всего. Нужны налоговые льготы, подобные тем, которые были в 2020. Надеюсь, что-то будет скоро объявлено.
4. Тенге будут держать. В краткосрочной перспективе это неплохо. В долгосрочной будет то же самое, чтобы мы уже проходили – для поддержания курса тенге будут жечь деньги Нацфонда. Так себе идея, как мне кажется.
Пока так. Общее ощущение – сдержанный оптимизм. Но сдержанный. Но оптимизм.
Forwarded from ENERGY NAVIGATOR
За последние 3 года объемы сжиженного нефтяного газа, реализуемые через электронные торговые площадки (ЭТП), увеличились с 72 тыс. до 594 тыс. тонн. Рост объема СНГ приходится на 2021 год в связи с повышенным спросом внутреннего рынка (автотранспорт) на сжиженный газ. В Казахстане с 2019 года к 2021 году количество автотранспорта, переведенного на сжиженный газ, выросло с 140 тыс. до 314 тыс.
35,6% реализованного объема приходится на СНПС-АМГ, 23,3% на Шымкентский НПЗ, почти по 10% - КазГПЗ, Казгермунай и Павлодарский НПЗ.
Теперь Минэнерго приостановит электронные торги сжиженным газам прежним способом как минимум до 1 января 2023 года. За этот период поставка сжиженного газа на внутренний рынок будет осуществляться вне ЭТП. Предельная оптовая цена будет снижена с 38,7 тыс. до 28 тыс. тенге. Установлены предельные цены на сжиженный газ для автотранспорта. Самый дешевый газ на Западе страны в районе 50–55 тенге за литр; на Юге, ВКО и ЗКО - 60–65 тенге за литр, в Центральных и Северных регионах страны – 70–75 тенге за литр. Правда эта нагрузка ляжет на недропользователей, то есть низкие цены субсидироваться будут за счет них и возможно экономическую модель строительства новых ГПЗ нужно будет пересчитать, пока по текущей установленной цене, что растянет сроки окупаемости вложенных инвестиций. Экспертный канал - @EnergyNavigator
35,6% реализованного объема приходится на СНПС-АМГ, 23,3% на Шымкентский НПЗ, почти по 10% - КазГПЗ, Казгермунай и Павлодарский НПЗ.
Теперь Минэнерго приостановит электронные торги сжиженным газам прежним способом как минимум до 1 января 2023 года. За этот период поставка сжиженного газа на внутренний рынок будет осуществляться вне ЭТП. Предельная оптовая цена будет снижена с 38,7 тыс. до 28 тыс. тенге. Установлены предельные цены на сжиженный газ для автотранспорта. Самый дешевый газ на Западе страны в районе 50–55 тенге за литр; на Юге, ВКО и ЗКО - 60–65 тенге за литр, в Центральных и Северных регионах страны – 70–75 тенге за литр. Правда эта нагрузка ляжет на недропользователей, то есть низкие цены субсидироваться будут за счет них и возможно экономическую модель строительства новых ГПЗ нужно будет пересчитать, пока по текущей установленной цене, что растянет сроки окупаемости вложенных инвестиций. Экспертный канал - @EnergyNavigator
ENERGY ANALYTICS
Рассказ о двух нефтяных фондах. Первый. Норвежский нефтяной фонд (переименованный в государственный пенсионный фонд) был учрежден правительством в 1990 году. Первые деньги были вложены в 1996 году, но первые данные, которые можно отследить - это $23 млрд…
Спустя пол года после публикации этого поста средства нацфонда Казахстана уменьшились еще на $2 млрд, а пенсионный фонд Норвегии увеличился на $50 млрд.
Максимальная сумма, зафиксированная в нацфонде в 2014 году, была равна $77 млрд. С тех пор фонд уменьшился на $20 млрд. Все траты прошли под грифом «на неотложные текущие нужды», такие как спасение коммерческих банков, поддержка нацкомпаний и заполнение дыр в госбюджете.
В течение следующих 8 лет (2022–2030 годы), согласно последнему плану нацбанка, нацфонд планируется увеличить на $20 млрд плюс прогнозируемый инвестиционный доход в $25 млрд, чтобы к 2030 году он составил около $100 млрд.
Учитывая тот факт, что за последние 8 лет произошло обратное, в это трудно поверить без существенной реформы управления фондом. Как Вы думаете, на сколько реалистичен прогноз нацбанка и какие меры нужно предпринять, чтобы деятельность нацфонда стала транспарентной, эффективной и приносила достойный инвестиционный доход?
Для комментариев здесь.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Максимальная сумма, зафиксированная в нацфонде в 2014 году, была равна $77 млрд. С тех пор фонд уменьшился на $20 млрд. Все траты прошли под грифом «на неотложные текущие нужды», такие как спасение коммерческих банков, поддержка нацкомпаний и заполнение дыр в госбюджете.
В течение следующих 8 лет (2022–2030 годы), согласно последнему плану нацбанка, нацфонд планируется увеличить на $20 млрд плюс прогнозируемый инвестиционный доход в $25 млрд, чтобы к 2030 году он составил около $100 млрд.
Учитывая тот факт, что за последние 8 лет произошло обратное, в это трудно поверить без существенной реформы управления фондом. Как Вы думаете, на сколько реалистичен прогноз нацбанка и какие меры нужно предпринять, чтобы деятельность нацфонда стала транспарентной, эффективной и приносила достойный инвестиционный доход?
Для комментариев здесь.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
162 человека или 0,001% населения владеют 55% богатства Казахстана
Распределение богатства среди 162 выглядит следующим образом:
5 человек имеют от $2 до $3 млрд💰💰💰
45 чел. от $80 до $800 млн💰💰
112 чел. от $50 до $80 млн💰
Остальное благосостояние, если это вообще можно назвать состоянием, распределяется среди населения таким образом:
5 838 чел. (0,05%) от $1 млн до $50 млн
42 301 чел. (0,35%) от $100 тыс. до $1 млн.
326 322 чел. (2,7%) от $10k до $100k
11 711 334 чел. (96,6%) имеют менее $10 тыс.
Исследование было проведено Исследовательским институтом Credit Suisse в 2018 году. Тем не менее, разница между богатыми и бедными остается прежней, если не увеличилась еще больше.
Можно долго рассуждать о причинах того, что произошло в начале года, но по факту драйвер такого глобального кризиса и такого мощного недовольства населения всего один. И я только что его озвучил.
Пока мы не начнем менять эти цифры в пользу населения - ничего глобально в жизнях казахстанцев не поменяется.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Распределение богатства среди 162 выглядит следующим образом:
5 человек имеют от $2 до $3 млрд💰💰💰
45 чел. от $80 до $800 млн💰💰
112 чел. от $50 до $80 млн💰
Остальное благосостояние, если это вообще можно назвать состоянием, распределяется среди населения таким образом:
5 838 чел. (0,05%) от $1 млн до $50 млн
42 301 чел. (0,35%) от $100 тыс. до $1 млн.
326 322 чел. (2,7%) от $10k до $100k
11 711 334 чел. (96,6%) имеют менее $10 тыс.
Исследование было проведено Исследовательским институтом Credit Suisse в 2018 году. Тем не менее, разница между богатыми и бедными остается прежней, если не увеличилась еще больше.
Можно долго рассуждать о причинах того, что произошло в начале года, но по факту драйвер такого глобального кризиса и такого мощного недовольства населения всего один. И я только что его озвучил.
Пока мы не начнем менять эти цифры в пользу населения - ничего глобально в жизнях казахстанцев не поменяется.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В какой сфере работают крупнейшие компании Казахстана
84% всех налогов в 2020-м году поступило всего от 100 крупнейших казахстанских компаний.
67 из 100 крупнейших компаний-налогоплательщиков Казахстана занимается добычей и транспортировкой полезных ископаемых.
Эти сырьевых компаний дают стране 56% прямых налоговых поступлений. Ещё около 30% от общего объема ежегодного бюджета - поступления трансфертов из Нац.фонда.
Однако госбюджет - это еще не вся экономика. Так, например, ТОО "ТШО" помимо налогов (в 2019г. выплатила $10,6 млрд/29% от госбюджета), оплатила казахстанских товаров и услуг на $4,6 млрд. То есть, вокруг добывающих, сырьевых компаний сформирован целый пул компаний несырьевых, но обслуживающих сырьевые.
Основной статьей экспорта является сырая нефть - 56% (экспорт полезных ископаемых в целом составляет >80%). 74,7% добычи нефти в Казахстане принадлежат иностранным компаниям.
Источник: datakaz.asia
84% всех налогов в 2020-м году поступило всего от 100 крупнейших казахстанских компаний.
67 из 100 крупнейших компаний-налогоплательщиков Казахстана занимается добычей и транспортировкой полезных ископаемых.
Эти сырьевых компаний дают стране 56% прямых налоговых поступлений. Ещё около 30% от общего объема ежегодного бюджета - поступления трансфертов из Нац.фонда.
Однако госбюджет - это еще не вся экономика. Так, например, ТОО "ТШО" помимо налогов (в 2019г. выплатила $10,6 млрд/29% от госбюджета), оплатила казахстанских товаров и услуг на $4,6 млрд. То есть, вокруг добывающих, сырьевых компаний сформирован целый пул компаний несырьевых, но обслуживающих сырьевые.
Основной статьей экспорта является сырая нефть - 56% (экспорт полезных ископаемых в целом составляет >80%). 74,7% добычи нефти в Казахстане принадлежат иностранным компаниям.
Источник: datakaz.asia
longreads.cabar.asia
Кто содержит Казахстан? (ч.1)
Как влияет на национальный бюджет то, что 74,7% казахстанской нефти принадлежит иностранцам?