ENERGY ANALYTICS – Telegram
ENERGY ANALYTICS
7.57K subscribers
1.1K photos
158 videos
34 files
1.29K links
Энергетика • Нефть и газ • Горнодобыча • Экономика • Технологии

CEO: Абзал Нарымбетов, DBA, бизнес-аналитик, сертифицированный независимый оценщик запасов нефти и газа по стандарту SPE PRMS

📩 info@energyanalytics.pro
🎥 youtube.com/@EnergyPodcast
Download Telegram
Почему добычей Газпрома нельзя пренебречь

Как показано в инфографике, в 2020 году Газпром добыл 8,1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (мбнэ) газа, что чуть меньше, чем совокупная добыча газа у крупных компаний (ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, TotalEnergies, Equinor и Eni) в 8,7 мбнэ.

В настоящее время Европа импортирует 41% газа из России. С прошлого года цена на газ в Европе выросла в пять раз. Текущая цена на газ уже в 4 раза выше, чем цена на нефть в эквиваленте.

Такая ситуация в данном случае выгодна энергетическим компаниям, добывающим газ, по крайней мере, в том же объеме добычи нефти или более.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Жаңа жыл құтты болсын🚀👏🎊
С новым годом🎊👏🚀
Happy new year🥳🚀
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
Простая иллюстрация, демонстрирующая почему сжиженный газ в Казахстане будет только дорожать. Ситуация схожая с бензином — рынок слишком долго сдерживали. С 1 января 2022 года 100% торгов сжиженным нефтяным газом проходит через товарные биржи.

— Реализация газа посредством электронных торгов создает равные и недискриминационные условия для всех участников рынка и позволяет приобретать необходимые объемы газа напрямую у производителей, — заявили в министерстве энергетики.

В условиях биржевой торговли требовать вернуть цену в 60 тенге за литр по меньшей мере странно (на самом деле глупо). @FINANCEkaz напоминает, что Казахстан живет в условиях рыночной экономики в рамках которой никакое регулирование цен, тем более на биржевой товар — невозможно.
А Вы готовы ли к повышению цены на газ?
Anonymous Poll
25%
Да
57%
Нет 🙅
19%
Пока не знаю 🤷‍♂️
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Интервью-беседа о текущем состоянии нефтесервиса и отрасли в целом на канале Некурултай с Газизом Абишевым на казахском языке (запись от 13-12-2021). Спикеры: Абзал Нарымбетов и Жанибек Катренов.

01:40 - нефтесервис, сколько людей там работает

07:30 - почему местным нефтесервисным компаниям сложно расти и получать тендеры и почему сервисные компании в Норвегии в основном местные

12:20 - к вопросу разведки и подсчета запасов

15:50 - цена безубыточности нефти и причина снижения инвестиций в разведку

22:00 - как переход на международный стандарт подстегнул горнодобывающую промышленность и почему еще не поздно изменить свое видение для ветеранов нефтегазовой отрасли

33:00 - необходимость устойчивых путей развития нефтегазовой отрасли, будущее нефти за чистым производством углеводородов

37:45 - как Норвегия смогла управлять доходами от нефти и возможно ли то же самое для нас

38:30 - есть ли будущее у нефти Казахстана, какова роль нового поколения профессионалов нефтегазовой отрасли

t.me/EnergyAnalytics
Forwarded from ABISHEV ANALYTICS
Продолжая мысль о задачах, которые будут стоять перед новым правительством.

Основная причина социально-экономического протеста начала января – продолжающееся падение реальных доходов населения на грани обеднения – никуда не делась. Отпускать экономику в свободное рыночное плавание, мол, выживайте все, кто как может – не получится. Это лишь приведёт к новому протесту.

Государство должно внимательно присмотреться к ценообразующим сырьевым отраслям, напрямую влияющим на социальное самочувствие граждан. Насколько эффективны и полезны обществу компании, пользующиеся монопольным или полумонопольным положением? Не исключено, что ряд из них необходимо будет поставить под прямой государственный контроль.

Во-первых, чтобы исключить кучу посредников, зарабатывающих на не несущих никакого макроэкономического смысла операциях «перекупил-перепродал». Во-вторых, чтобы снизить отток капитала на оффшорные рынки. Владельцы сверхприбыльных отраслей зачастую не держат деньги в Казахстане и не реинвестируют их в реальные проекты внутри страны, но уводят их за рубеж, вкладываясь в активы и недвижимость. В-третьих, это вопрос социально-политической стабильности. Если народ не будет чувствовать справедливости, он будет бунтовать. Законы дикого капитализма в чувствительных отраслях далеко не способствуют ощущению социальной справедливости.

И это только среднесрочная перспектива. Стратегически необходимо менять структуру нашей тонкой зависящей от ресурсов экономики. Наращивать глубину переработки и длину национальных производственных цепочек. Другими словами, нужна реальная реиндустриализация экономики. Сложная переработка и сопутствующие ей импортозамещение, большое количество хорошо оплачиваемых рабочих мест, налоговые выплаты, развитие смежников – путь к стабилизации экономики. Понятно, что сытым элитам сойдёт и сырьевая модель. Но лучше нам всем вместе построить полноценную индустриальную экономику, плоды которой смогут пожать максимальное число граждан.
Как Вы думаете, завтра на заседании Парламента кого Президент снимет с должности за допущение протестной ситуации в связи с повышением цены на сжиженный газ?
Anonymous Poll
22%
Руководство МЭ РК
20%
Руководство ҚазМұнайГаз
12%
Руководство ҚазақГаз
40%
Всех снимут
30%
Ничего не изменится
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
11 министров остались на своих постах. Общий процент обновления правительства составил 26%, а если учитывать тех, кто не занимал кресла вице в бывшем кабинете министров, то процент обновления составил 6% — только Болат Акчулаков до прихода в новый кабинет не занимал в прошлом кабинете должность заместителя.

@FINANCEkaz
Forwarded from ENERGY MONITOR
Нефть – основа экономики страны. Если ранее нефтегазовая отрасль обеспечивала 1/3 всего Республиканского бюджета, то в «ковидный» 2020 год нефтянка покрыла 45%.

Считаю новому Правительству важным принять во внимание ряда предложений для развития нефтегазовой отрасли.

1️⃣ Продажа нефти на внутреннем рынке через товарные биржи
- Государство обязывает нефтяников поставлять 30-70% добываемой нефти на отечественные НПЗ практически по себестоимости (за исключением ТШО, КПО, НКОК). Это $15-25/баррель (в зависимости от месторождений). Многие малые и средние нефтедобывающие компании не имеют доступ на НПЗ и им приходится продавать нефть посредникам (давальцы), которые имея доступ на НПЗ, занимаются оптовыми продажами ГСМ. Еще ряд крупных нефтедобывающих компаний (за исключением КМГ, напрямую поставляют на НПЗ) продают нефть своим аффилированным компаниям. Такой механизм позволяет извлекать дополнительный доход нефтяным компаниям. Из-за разницы в системе налогообложения (у нефтяников он очень высокий) бюджет недополучает налоговые поступления.

2️⃣ Вывод отечественных НПЗ на оптовый рынок ГСМ
- В настоящее время все 3 НПЗ занимаются лишь процессингом (перерабатывают нефть КМГ и частных компаний – «давальцев»). Цены процессинга в Казахстане в 3-4 раза дороже от общепринятых расценок (достигает $90 за тонну нефти, из которых 2/3 уходит на погашение кредитов, взятых на модернизацию). Самостоятельные действия НПЗ по покупке нефти и оптовой реализации нефтепродуктов позволят увеличить прибыль НПЗ и раньше времени рассчитаться с кредитами в валюте. К примеру, за 2021 год КПН всех 3-х НПЗ составил 12.3 млрд тенге, а КПН одной лишь частной давальческой компании Petrosun – 26.6 млрд тенге (КПН позволяет вычислить чистый кэш после уплаты налогов). И это происходит на протяжении многих лет.

3️⃣ Регулирование рынка сжиженного нефтяного газа (СНГ) Нац.Компанией QazaqGas
QazaqGas, получив статус нац.компании, стал самостоятельным игроком на газовом рынке. Компания скупает природный газ по себестоимости с премией в 10% у нефтяных компаний. Это позволяет отпускать дешевый газ на внутреннем рынке и продавать дорогой газ на экспорт. Аналогичный механизм нужно применить в отношении СНГ. Самрук-Казыне нужно перепоручить строительство нового ГПЗ на Жанаозене Qazaq Gas. C запуском газохимических проектов в Атырау возникнет дефицит СНГ на рынке. Сейчас страна стабильно производит 3.2 млн т СНГ, половина из которых уходит на экспорт. Только 3 компании имеют право на экспорт: ТШО, Жайыкмунай и GPC (аффилирована с Qazaq Gas). Однако ежегодно не менее 200 тыс т СНГ также вывозится частниками, несмотря на запрет. Цифра может быть больше. По рынку СНГ полный хаос (привет цифровизации). В тоже время Qazaq Gas планирует строительство нескольких ГПЗ на Кашагане (точнее аффилированная компания топ-менеджмента Qazaq Gas, которая кредитуется за счет государства). В ЗКО также обсуждается строительство новых ГПЗ. Уже сейчас нужна консолидация рынка по СНГ (напишу отдельно).

4️⃣ Внедрение инструмента Прямого финансового интереса государства в крупных нефтегазовых проектах
Государству пора перенять во внимание норвежский опыт управления нефтегазовыми проектами. В Норвегии предвидели, что национальная компания не всегда является эффективной, и в целях увеличения гос. доходов создали государственную компанию Petoro, которая имеет приоритетное право в участии во всех крупных нефтегазовых проектах (при этом разделяет финансовые риски с другими партнерами). Petoro имеет инструмент Прямого финансового интереса государства во всех перспективных проектах, не вмешивается в операционную деятельность нефтедобывающей компании, а лишь перенаправляет извлеченную прибыль напрямую в Норвежский Фонд.
В текущем году истекает срок действия контрактов у СНПС-Актобемунайгаз. Понятно, что государство продлит контракт, но на каких условиях? Не за горами пересмотр Договора по Тенгизскому проекту. Инструмент Прямого финансового интереса государства можно и нужно внедрять в обмен на продление контракта.
Forwarded from ENERGY MONITOR
5️⃣ Отмена приоритетного права на недропользование НК КазМунайГаз
В Кодексе «О недрах и недропользовании» КМГ отдано приоритетное право на недропользование по крупным нефтегазовым месторождениям. К сожалению, за 20 лет КМГ самостоятельно с нуля так и не открыл месторождение (промышленная добыча). Есть проекты, как Урихтау, но он был разведан в советское время. На Урихтау звали китайцев (отказались), теперь российских инвесторов. Во всех новых проектах КМГ придерживается условий «кэрри-финансирования»: затраты на проведение геологоразведочных работ несет партнер КМГ. В случае, положительной геологоразведки, партнер возвращает затраченные средства, добывая нефть. Мы это наблюдаем на всех крупных проектах с участием КМГ: Аль-Фараби, Исатай, Абай, Женис, Бектурлы и пр.
Раз уж КМГ не может за эти 20 лет самостоятельно запустить проект, то нужно привлекать инвесторов хоть на 100% долевого участия (с условием поставки нефти на внутренний рынок). Данная мера привлечет новых западных инвесторов.

Это только ряд предложений, которые напрямую влияют на пополнение бюджета страны.
Позднее напишу про другие меры, направленные на прозрачность закупок, социалку и развитие казахстанского содержания.
Детали буду расписывать на этом же канале и на KazService (по каз.содержанию).
Forwarded from Yerzhan Yessimkhanov
Ниже комментарии по основным вопросам, отраженным в сегодняшнем выступлении Президента. Есть хорошие новости, есть не очень – впрочем, как и всегда. Выступление, я думаю, все видели, поэтому сами новости озвучивать не буду, а лучше немного о том, что они реально могут значить.

Начну с хороших новостей.

1. Елбасы упомянут в выступлении всего один раз, да и то скорее в ироничном ключе. Думаю, в выступлении чиновника такого высокого ранга это вообще первый случай, чтобы за всю речь как минимум пару раз не похвалить первого президента. Похоже, этой привычке конец. Главное, чтобы теперь по такому же шаблону не начали хвалить нынешнего.

2. Войска ОДКБ выведут до конца января. Вряд ли их присутствие сейчас так уж сильно кого-то нервирует, но все-таки лучше, когда на территории страны нет иностранных воинских частей.

3. Начнут, наконец, разбираться с закупками Самрука. Хорошо бы добраться и до дочерних предприятий. Много есть примеров, когда условия закупок пишутся под конкретных поставщиков, и никак эта система не ломается. Возможно, что-то изменится здесь.

4. Объявлено о гарантиях для иностранных инвесторов по обязательствам государства. Это важно, потому что после этих событий Казахстан станет куда менее привлекательным местом для инвестиций, чем раньше, и хорошо бы существующих удержать.

5. Программа привлечения лучших учителей в регионы – тоже большая и нужная идея. Надеюсь, реализуют качественно.

Теперь то, что вызывает вопросы.

1. Вообще ничего о политических реформах. Всех интересует, к примеру, наш парламент. Интересуют реальные выборы, многопартийная система, выборы акимов. Все это перенесли на сентябрь – почему? Сейчас, после прошлой недели, уровень поддержки у президента высок как никогда, любая реформа прошла бы. Видимо, до сентября будут консультироваться, компромисс искать. Отсутствие политических идей – главное разочарование.

2. Утильсбор не отменят. Непонятно, чему все радуются. Его просто передадут из частных рук в руки государства. Возможно, после этого машины будут утилизировать лучше, но меньше они стоить вряд ли будут.

3. Ничего не сказали про МСБ. Олигархам привет передали в виде создания некоего народного фонда, из которого будут школы строить и операции детям делать. Хорошая идея, не вопрос. Но МСБ, который только начал оправляться после пандемии, опять пострадал сильнее всего. Нужны налоговые льготы, подобные тем, которые были в 2020. Надеюсь, что-то будет скоро объявлено.

4. Тенге будут держать. В краткосрочной перспективе это неплохо. В долгосрочной будет то же самое, чтобы мы уже проходили – для поддержания курса тенге будут жечь деньги Нацфонда. Так себе идея, как мне кажется.

Пока так. Общее ощущение – сдержанный оптимизм. Но сдержанный. Но оптимизм.
Forwarded from ENERGY NAVIGATOR
​​За последние 3 года объемы сжиженного нефтяного газа, реализуемые через электронные торговые площадки (ЭТП), увеличились с 72 тыс. до 594 тыс. тонн. Рост объема СНГ приходится на 2021 год в связи с повышенным спросом внутреннего рынка (автотранспорт) на сжиженный газ. В Казахстане с 2019 года к 2021 году количество автотранспорта, переведенного на сжиженный газ, выросло с 140 тыс. до 314 тыс.
35,6% реализованного объема приходится на СНПС-АМГ, 23,3% на Шымкентский НПЗ, почти по 10% - КазГПЗ, Казгермунай и Павлодарский НПЗ.
Теперь Минэнерго приостановит электронные торги сжиженным газам прежним способом как минимум до 1 января 2023 года. За этот период поставка сжиженного газа на внутренний рынок будет осуществляться вне ЭТП. Предельная оптовая цена будет снижена с 38,7 тыс. до 28 тыс. тенге. Установлены предельные цены на сжиженный газ для автотранспорта. Самый дешевый газ на Западе страны в районе 50–55 тенге за литр; на Юге, ВКО и ЗКО - 60–65 тенге за литр, в Центральных и Северных регионах страны – 70–75 тенге за литр. Правда эта нагрузка ляжет на недропользователей, то есть низкие цены субсидироваться будут за счет них и возможно экономическую модель строительства новых ГПЗ нужно будет пересчитать, пока по текущей установленной цене, что растянет сроки окупаемости вложенных инвестиций. Экспертный канал - @EnergyNavigator
ENERGY ANALYTICS
​Рассказ о двух нефтяных фондах. Первый. Норвежский нефтяной фонд (переименованный в государственный пенсионный фонд) был учрежден правительством в 1990 году. Первые деньги были вложены в 1996 году, но первые данные, которые можно отследить - это $23 млрд…
Спустя пол года после публикации этого поста средства нацфонда Казахстана уменьшились еще на $2 млрд, а пенсионный фонд Норвегии увеличился на $50 млрд.

Максимальная сумма, зафиксированная в нацфонде в 2014 году, была равна $77 млрд. С тех пор фонд уменьшился на $20 млрд. Все траты прошли под грифом «на неотложные текущие нужды», такие как спасение коммерческих банков, поддержка нацкомпаний и заполнение дыр в госбюджете.

В течение следующих 8 лет (2022–2030 годы), согласно последнему плану нацбанка, нацфонд планируется увеличить на $20 млрд плюс прогнозируемый инвестиционный доход в $25 млрд, чтобы к 2030 году он составил около $100 млрд.

Учитывая тот факт, что за последние 8 лет произошло обратное, в это трудно поверить без существенной реформы управления фондом. Как Вы думаете, на сколько реалистичен прогноз нацбанка и какие меры нужно предпринять, чтобы деятельность нацфонда стала транспарентной, эффективной и приносила достойный инвестиционный доход?

Для комментариев здесь.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
162 человека или 0,001% населения владеют 55% богатства Казахстана

Распределение богатства среди 162 выглядит следующим образом:
5 человек имеют от $2 до $3 млрд💰💰💰
45 чел. от $80 до $800 млн💰💰
112 чел. от $50 до $80 млн💰

Остальное благосостояние, если это вообще можно назвать состоянием, распределяется среди населения таким образом:
5 838 чел. (0,05%) от $1 млн до $50 млн
42 301 чел. (0,35%) от $100 тыс. до $1 млн.
326 322 чел. (2,7%) от $10k до $100k
11 711 334 чел. (96,6%) имеют менее $10 тыс.

Исследование было проведено Исследовательским институтом Credit Suisse в 2018 году. Тем не менее, разница между богатыми и бедными остается прежней, если не увеличилась еще больше.

Можно долго рассуждать о причинах того, что произошло в начале года, но по факту драйвер такого глобального кризиса и такого мощного недовольства населения всего один. И я только что его озвучил.

Пока мы не начнем менять эти цифры в пользу населения - ничего глобально в жизнях казахстанцев не поменяется.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В какой сфере работают крупнейшие компании Казахстана

84% всех налогов в 2020-м году поступило всего от 100 крупнейших казахстанских компаний.

67 из 100 крупнейших компаний-налогоплательщиков Казахстана занимается добычей и транспортировкой полезных ископаемых.

Эти сырьевых компаний дают стране 56% прямых налоговых поступлений. Ещё около 30% от общего объема ежегодного бюджета - поступления трансфертов из Нац.фонда.

Однако госбюджет - это еще не вся экономика. Так, например, ТОО "ТШО" помимо налогов (в 2019г. выплатила $10,6 млрд/29% от госбюджета), оплатила казахстанских товаров и услуг на $4,6 млрд. То есть, вокруг добывающих, сырьевых компаний сформирован целый пул компаний несырьевых, но обслуживающих сырьевые.

Основной статьей экспорта является сырая нефть - 56% (экспорт полезных ископаемых в целом составляет >80%). 74,7% добычи нефти в Казахстане принадлежат иностранным компаниям.

Источник: datakaz.asia
Инфографика была сделана программой Flourish, детали по ссылке:
https://flo.uri.sh/visualisation/7452046/embed?auto=1
В прошлом, пару раз хотел опубликовать свой анализ, как АЗС-ы нацкомпании были проданы частной по заниженной цене. Но в силу некоторых обстоятельств этого не произошло.

Теперь, кажется, нет необходимости. Рад видеть то, что очевидные вещи, которые намеренно игнорировались в прошлом, публикуются в наши дни.

Если вкратце: из основных целей по строительству АЗС нацкомпанией было в большей степени социальный проект для охвата населения в отдаленных районах.

На эти цели нацкомпанией было потрачено 270 миллионов долларов. После завершения проекта, 301 автозаправочных станции были проданы частной компании за 60 миллиардов тенге или 163 миллиона долларов.

В то время, причиной продажи АЗС было указано как бремя (убыточный) для нацкомпании и надо передать в частные руки. При этом годовая прибыль составляла более 3 млрд тенге. Как обычно, все тяготы нацкомпании, а вся прибыль частной.
Forwarded from ENERGY MONITOR
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Коротко про рынок сжиженного газа в Казахстане: цифры, факты, последствия и рекомендации.

@NRG_monitor