Fresh Product Manager – Telegram
Fresh Product Manager
20.1K subscribers
48 photos
4 videos
3 files
1.03K links
Заметки, продуктовые инсайты, кейсы, обмен экспертизой от Сергея Колоскова. Консультирую по продуктам, процессам, командам, преподаю и провожу воркшопы. Связь - @SKoloskov. Сайт - https://koloskoveducation.tilda.ws/ Реестр РКН https://clck.ru/3G5nL5
Download Telegram
Дайджест событий от меня

1) 28 октября запускается образовательный сериал Epic Growth SEASONS. Видео-кейсы решили сделаны в формате byte-learning, всего 5-15 минут, только самое главное, без воды. Спикеры из Netflix, Miro, HubSpot, Яндекс.GO, SoundCloud, Flo, Revolut уже подтвердили свое участие. Ссылка - https://bit.ly/3jlLwXN. Среди подписчиков канала скоро будет розыгрыш подписки, следите за постами!

2) Мной любимый ProductCamp в этот раз пройдет в live-формате 24 октября. Список рассказов ProductCamp: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1At-zFNwpayAMmddYKKFO3D1Zo3kAMJfQfN-FQrhxWBk
Регистрация скоро закончится, спешите: http://productcamp.ru/

3) Если вы хотите узнать, как повысить свою стоимость на рынке труда и использовать свой управленческий потенциал на полную мощность, приходите на вебинар 27 октября в 19.00 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ РУКОВОДИТЕЛЯ. - https://clck.ru/RYTH8. Будет полезно и интересно!
Об активации клиента или об aha-моменте

Aha-момент, момент истины, событие (действие, решенная проблема, удовлетворенная потребность), после которого рядовой посетитель становится покупателем или постоянным пользователем продукта. Рассматривая товар/услугу с точки зрения полезности для себя, после прохождения aha-момента, вероятность того, что клиент и дальше будет его использовать, существенно вырастает. Рассмотрим подходы, как можно определить.

На качественных исследованиях
1) Использовать фокус-группу. Выявить их потребности, пожелания. Определить, чем их привлекло предложение, как они о нем узнали, в чем состояла ценность для них.
2) Реконструировать их поведение – от момента первого знакомства с продуктом до его приобретения – и сравнить их.
3) Определить тот набор преимуществ, которые заинтересовали участников фокус-группы.
4) Предложить эти преимущества остальным потенциальным покупателям.
5) Для подтверждения верности исследования, сравнить результаты продаж до и после.

На количественных исследованиях
Прежде всего надо ответить на 2 вопроса:
1) Сколько регулярных действий нужно совершить клиенту, чтобы мы были уверены, что клиент будет удержан?
2) За какой промежуток времени нужно совершить Х регулярных действий клиенту, чтобы мы были уверены, что клиент будет удержан?

Существует несколько подходов для определения aha-моментов:
- использование подхода на основе venn-диаграмм (проще в расчете и объяснении)
- использование подхода на основе correlation, PPV и NPV
Алгоритм расчетов следующий:
Сформировать список клиентов (user_id)
Для каждого клиента рассчитать такие колонки:
retained - удержан ли клиент (сделал Х ключевых действий) в периоде Z
2a_n - сделано ли было 2 ключевых действия за период в { 1, 2, 3, ... N } дней с даты регистрации в продукте
3a_n - сделано ли было 3 ключевых действия за период в { 1, 2, 3, ... N } дней с даты регистрации в продукте
...
ma_n - сделано ли было M ключевых действий за период в { 1, 2, 3, ... N } дней с даты регистрации в продукте
Таким образом вы делаете перебор и определяете лучшую комбинацию коррелирующую с удержанием.

Если вы хотите прокачать data-driven аналитику для управления продуктом, попробуйте тренажер по продуктовой аналитике образовательной экосистемы GeekBrains от Mail.ru Group. За 9 месяцев обучения вы практически «в полях» освоите профессию с нуля и пройдете путь от идеи стартапа до выхода на IPO. Аналитика вас ждет! Старта курса 27 октября.
Записаться и узнать подробности по ссылке https://geekbrains.ru/link/969e0E
Оценка продакт-менеджера

Довольно часто поступают вопросы оценки компетенций продакт-менеджера. И я решил высказаться по поводу ключевых компетенций продакта на свой вкус (идея не нова, но я попробую):

Опыт работы продактом
До 3 лет: 0 баллов
3-5 лет: 1 балл
Больше 5 лет: 2 балла

Количество неудачных проектов
До 2: 0 баллов
3-5: 1 балл
Больше 5: 2 балла

Опыт в закупке трафика (MyTarget, Facebook, AdWords, рекламные сетки)
Нет: 0 баллов
Да: 1 балл

Опыт управления проектами
Меньше 1 года: 0 баллов
1-3 года: 1 балл
От 3 лет: 2 балла

Опыт запуска своего проекта
Нет: 0 баллов
Да, неуспешного: 1 балла
Да, успешного: 2 балла

Есть ли сейчас pet-проекты?
Нет: 0 баллов
Да: 1 балл

Ведутся ли заметки инсайтов / канал в Telegram?
Нет: 0 баллов
Да: 1 балл

Знание SQL
Не знаю: 0 баллов
Знаю базовые запросы: 1 балла
Умею на продвинутом уровне: 2 балла

Инженерное ли образование
Нет: 0 баллов
Да: 1 балла

Знание всех цифр юнит-экономики своего текущего проекта
Нет: 0 баллов
Да: 1 балл

Опыт самостоятельной настройки системы аналитики
Нет: 0 баллов
Да: 1 балл

Опыт реальных продаж любого продукта
Нет: 0 баллов
До 1 года: 1 балл
Больше 1 года: 2 балла

Количество мест работы за последние 3 года
Больше 3: 0 баллов
2-3 места работы: 1 балл
1 место работы: 2 балла

20 и более баллов - продакт, который может принести пользу бизнесу.

Хороший product-менеджер - это специалист, у которого есть опыт запуска продукта и управления продуктовой командой. В рамках факультета Продакт-менеджмент GeekBrains у студентов есть возможность создать свой IT-продукт, управляя командой из разработчиков и дизайнера. В процессе обучения вы соберете портфолио из 4 проектов. Записаться на курс со скидкой 45% по ссылке - https://geekbrains.ru/link/W4Mm4u
Повышайте свою оценку как профессионала!
Продакт-блиц с Мишей Суховым

Сегодня небольшое интервью с Мишей Суховым, Agile Coach в Авито и очень крутым ментором продакт-менеджеров. Приятного чтения!

> Знаю, что есть эволюция продакта в CPO, CEO. Но как так получилось у тебя, что ты стал Agile Coach и какая эволюция ожидает тебя?

Я работал 5 лет проджектом и 5 лет продактом, из известных мест в студия Лебедева и Яндекс. В 2018 я работал, как СРО в стартапе Давида Яна и он дал мне фидбэк на миллион долларов. Он сказал, что мои самые сильные стороны - настройка процессов, распутывание и выпрямление запутанного, наведение порядка в голове людей и оптимизация процессов. Я понял, что могу быть средненьким СРО, но смогу стать классным настройщиком процессом и распрямителем запутанных клубков.
В Авито я эволюционировал, как человек, который работает на уровне всей организации, а не над одной или несколькими командами. У нас 92 команды и я занимаюсь созданием новых практик и поддержкой существующих.

> У тебя большой и хороший опыт менторинга продактов. А расскажи, что это за “проект” - продакт, как им управлять, как приоритизировать фичи и проч.?

Есть три шага:
1. Ты делаешь личную стратегия на 1 год, на 3 и 10 лет;
2. Далее формулируешь OKR’s или точные цели на этот квартал;
3. После чего бежишь недельными спринтами с целями и демо.
По-сути, я использую обычный инвентарь, который применяется к командам, только тут объект приложения не команда, а продакт. Мне важно, чтобы человек: а) ясно понимал, что он хочет и умел это измерять; б) был в балансе между прокрастинацией и выгоранием, т.е. двигался с крейсерской скоростью.

> Как ты применяешь продуктовое мышление в жизни?

Провожу постоянные эксперименты и смотрю на изменение ключевых метрик. Один из последних: отказ от сахара. По метрикам растет энергия и больше работоспособности. Проводил ухудшающие :)) Ел немного шоколада и наблюдал, как он влияет на встречи и креативные решения. Значимо ухудшает и то и другое.

> У какой продуктовой среды самое перспективное будущее?

Я верю, что деятельность или бизнес нужно делить по смыслу на две части. Первая часть про то, что стабильно работает и там надо просто сделать так, чтобы это работало. Ты улучшаешь продукты вокруг этой части, максимизируя показатели. А вторая часть экспериментальная, про совсем новые направления. Они могут быть смежными или нет. Главное, что риск там на порядки больше чем в первой. Там можно ошибаться, там цена ошибки не так велика, как в первой части.

> Твой вопрос, на который ты бы хотел ответить)

Хочу рассказать, что от выгорания и на карантине весной мне очень помогли медитации. Особенно я почувствовал пользу и эффект на 10-дневной Випассане, которую проходил в прошлом году. Рекомендую всем продактам, чтобы не выгорать две вещи: 1) регулярную физическая активность: фитнес, бег, йога, плавание; 2) заботиться о ментальном здоровье: медитации, психолог, разгрузочные дни на природе. Это влияет метрически на эффективную работу в моих личных экспериментах.

Пишите Мише вопросы в Телеграм @webmisha и подписывайтесь на его инстаграм: https://www.instagram.com/sukhov_mi/
Как начать использовать JTBD

1: Определите рынок
Рынки можно идентифицировать, рассматривая одну из следующих стратегий роста:
– Стратегия роста основных JTBD — сделать существующее решение лучше. Например, клиенты хотят наливать сок в стакан легче и проще (ожидаемый результат) и делать это без риска проливания (нежелательный результат).
– Стратегия роста связанных JTBD — создание комплексных решений, которые обеспечивают ожидаемые результаты более чем одной основной или связанных работ. Starbucks – пример использования данной стратегии, которая решает многие JTBD, такие как пить кофе, пить здоровые альтернативные напитки, вести деловые беседы, иметь доступ в Интернет.
– Стратегия роста новых JTBD - расширение вариантов применения текущих решений для различных JTBD. Например, компании по производству свечей, которые существовали десятилетиями, должны были искать новые возможности применения и позиционирования своего решения после появления лампочки.
– Стратегия подрывного роста сосредоточена на выход на «недоступный рынок». Некоторые решения доступны только для определенного класса людей, т.е. не для всех.

2: Определите работы, которые клиенты пытаются выполнить. Классифицируйте выполняемую работу
Наблюдение, интервью, сбор жалоб клиентов и опрос фокус-групп.
В индустрии розничных продаж многие основные JTBD связаны с тем, что люди испытывают при использовании решения (эмоциональные аспекты), а не то, что на самом деле делает продукт или услуга (функциональные аспекты).
Одним из JTBD является организация и управление музыкой для личного использования. Важным функциональным аспектом этой работы является прослушивание музыки. Связанная с этим персонально-эмоциональная работа заключается в том, чтобы управление музыкой вызывало чувство удовлетворения и удобства. Социально-эмоциональная работа заключается в том, чтобы поделиться музыкой с друзьями. Связанными работами могут быть загрузка песен из Интернета, создание плейлистов, удаление ненужных песен или возможность скоротать время.

3: Cформулируйте JTBD
Ключевыми компонентами JTBD являются глагол действия, объект действия и контекст, в котором выполняется работа. Управлять личными финансами дома — это описание работы.

4: Расставьте приоритеты в возможностях JTBD
Приоритизация JTBD зависит от степени удовлетворенности клиентов существующими решениями и конкретного потенциала возможностей решения, которые соответствуют ожидаемым результатам.

Если вы хотите освоить профессию, продакта и как пользоваться методологией JTBD но не знаете, с чего начать, обратите внимание на курс «Профессия Product Manager» от SkillFactory. Преподаватели — эксперты из Яндекса, Росбанка и МТС. Оплатить можно после трудоустройства, а трудоустройство гарантируется. Все условия и подробная программа — здесь: https://clc.to/m-xtnA
Как прощупывать В2В-продукт, когда есть идея?

Совместно с Артёмом Бородатюком, серийным предпринимателем и автором канала Рездопиз подумали, как можно прощупать нишу продукта, когда есть идея. Ниже - сокращенный вариант статьи, а скоро на канале Артема будет большой и подробный пост на эту тему.

1. Пойти через деловые соцсети (Linkedin, Facebook)
1.1 Заполнить релевантным бизнес-нише контентом профиль, чтобы можно было общаться с подходящим сегментом людей (из США в том числе)
1.2. Сегмент можно выбрать так: составить список самых высокооплачиваемых профессий всех, кто работает в этом сегменте на должности Senior
1.3.Найти тематические группы / сотрудников из необходимых компаний и должностей
1.4. Оформить для них УТП в рамках идеи, пригласить на кофе и презентацию: “хочу создать полезный программный продукт, который решает реальную проблемы в Вашей специальности. Для этого надо провести 20-минутное интервью”.
1.5. Когда около 10 человек из каждого сегмента согласятся поговорить, можно организовывать 20-30 минутное интервью. То, что согласятся senior level специалисты поговорить - это уже важный сигнал для проверки идеи.
1.6. Попытаться продать решение уже на встрече: спросить, что самое важное в решении, сколько может стоить и может ли респондент заплатить уже сейчас.
1.7. Если идея подтвердилась и выявлены сильные и слабые стороны, можно нанимать дизайнера. С дизайнером можно накидать презентацию, лендинг, рабочий прототип, в котором уже можно отработать ключевые сценарии использования продукта, в том числе оплаты.
1.8 Также повторяем сбор респондентов. Показываем им уже презентацию, скриншоты будто бы уже работающего продукта и выясняем – готов ли специалист купить его, сколько готов заплатить.
1.9.Только после того, как появилось четкое подтверждение, что придуманный концепт решает реальную проблему, можно делать первую версию продукта с плохим кодом и неверными архитектурными решениями.
1.10 Раскручивать продукт через контент-маркетинг и все тот же LinkedIn.

2. Пойти в место контекста, где может возникнуть та или иная проблема
2.1. Пойти с идеей именно в место, где потенциальный пользователь уже платит деньги / инвестирует время.
2.2. Сделать шаги 1.4 - 1.10 по аналогии.

3. Лендинг для сбора аналитики и запуск с директ-рекламой
3.1. Рискнуть и сделать лендинг на Tilda своими руками (можно сделать за 3-5 часов): предполагаемое УТП, отправка формы с заявкой или какой-нибудь формой сбора обратной связи по идее - опросом.
3.2. Запустите директ-рекламу.
3.3. Выявите все сильные и слабые стороны предложения, переходите к шагу 1.7.
3.4. Далее можно сделать шаги 1.8 - 1.10.

4. Покупка 1 часа менторства / чашка кофе с продактом
4.1. Есть идея на существующем рынке - пригласите предпринимателя или продакта на кофе и получите инсайты, узнайте слабые и сильные стороны идеи. Если кто-то согласится прийти - для идеи также важный сигнал.
4.2. Дальше можно сделать шаги 1.7 - 1.10.

Если Вам нужны консультации по проверке продукта, можно писать автору канала @SKoloskov.
Также, 21го ноября приходите на воркшоп по Customer Development - https://www.apollo-design.center/events-all/event/customer-development. Если хотите принять участие, можно оплатить тут.
И подписывайтесь на канал Артема Рездопиз.
Крутые вопросы для тимлидов и хорошие ответы на них

(Собраны из чатов с тимлидами для собеседований и прокачки тимлидов.)

1) Разработчика попросили оценить задачу, он выдал оценку "3 дня, на подзадачи не делится". Через 5 дней работы тимлид интересуется — как оно? "Завтра все будет, чуть-чуть осталось доделать!" уверенно отвечает разработчик. Так продолжается еще 4 дня. Действия тимлида?

(допущение: разработчик ответственный и раньше не подводил ни разу мы ему доверяем и приходим только через 5 дней)

>Уже в первый же раз я бы спросил о причинах задержки (почти в 2 раза). По ответам обычно понятно достаточно ли человек "в теме" задачи и что он ее действительно решает, а не открыл вчера. Узнаю что осталось сделать и прикидываю действительно ли это "чуть-чуть". Стал бы вникать в детали, чтобы помочь. На следующий день посмотрел бы что сделано за день и почему "опять нет". Узнаю что осталось и с чем столкнулся. В зависимости от ответов предложил бы свою помощь или попросил бы кого-нибудь помочь. Может, разработчик неопытный и дал заниженую оценку (странно, правда, что я его не заметил и не держал потом в уме). Может, действительно раскопал страшный косяк, который потребует кучу дополнительные работы. А может, работать не хочет.

2) В команде 5 разработчиков, из них 2, назовем их "A" и "Б" знают технологию MSI. "A" знает лучше, в данный момент он исправляет баги по альфа-тестированию, их много, это важно. Есть фич-реквест на новую функциональность инсталлятора, средней сложности. Он, естественно, выдается разработчику "Б", его оценка — 3 дня. Через 5 дней разработчик "Б" возвращает задачу с комментарием "че-то у меня не получается, давай лучше другую задачу". Действия тим лида?

>Мы тут работу работаем, а не задачки в свое удовольствие решаем. Взял задачу - ты должен ее довести до конца. Если видишь что не получается - попроси совета у А. Или меня уведомите, посмотрим, как ее решить. Ты не один, у нас команда и в помощи никто никогда не отказывает. Но и делать за тебя работу тоже никто не будет.

3) В команде 5 разработчиков. Из них два знают технологию MSI, тимлид — не знает. Приходит задача — добавить в инсталлятор возможность в первом экране выбрать язык так, чтобы язык этого и всех последующих экранов сразу же поменялся. Тимлид обсудил задачу с разработчиками, которые знают MSI, получил мгновенный и уверенный ответ — "это невозможно". Действия тим лида?

>”Быстро вы ответили! Вы раньше сталкивались с такой задачей?" "Почему невозможно?" "Что вы делали, если это невозможно?" Тимлид обычно очень хорошо разбирается в теме проекта, он ведь больше тех. специалист, чем управленец. Если он не в теме, то у него обычно есть эксперты в этой области (кто-то из команды). Поэтому после беседы я бы подошел посоветоваться со своим экспертом.

Эти и многие другие кейсы будут разбираться на digital-конференции ProductStar TeamLead Festival, который пройдет 21 ноября онлайн и будет абсолютно бесплатным!
В числе спикеров — тим-лиды Яндекса, HH, DeliveryClub, Skyeng. 30 докладов, круглые столы, работающие инструменты и закрытые группы в чатах. Приходите, будет полезно продакт-менеджерам, предпринимателям и всем членам продуктовой команды - https://bit.ly/38RhOZt
Куда нужно посмотреть, прежде чем принять решение о выводе продукта в другую страну или рынок?

1. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий в разных странах — ICT Development Index.
2. Исследование Digital Evolution Index, которое отражает прогресс, достигнутый странами в развитии их цифровых экономик и интеграции возможностей в жизни миллиардов людей.
3. Аналитические исследования рынка, который вас интересует можно найти на таких ресурсах, как PwC, Forbes, IDC или Gartner.
4. Полезным ресурсом может стать Google Trends, который покажет популярность любого заданного вами запроса в различных странах мира.
5. Statista.com. Здесь можно найти статистические данные по интернет-маркетингу в разных странах.
6. Google Market Finder. Полезный ресурс от Google, он поможет найти экономическую и демографическую информацию по выбранным странам. Также с его помощью можно понять, востребован ли ваш продукт: сервис проанализирует ключевые запросы, по которым его могут искать клиенты.
7. Worldbank. Здесь вы найдете общую экономическую информацию по выбранным странам.
8. Doingbusiness. С помощью данных этого проекта сможете оценить условия ведения бизнеса в конкретных странах, так как важно учитывать юридические и инфраструктурные аспекты.
9. EF English Proficiency Index. Это рейтинг стран по уровню знания английского языка.
10. Конкурентный анализ. Очень важно проводить полевые исследования, общаться с конкурентами, изучать демоверсии их продуктов, смотреть, как они продают. Одним словом, перенимать их опыт и стараться избежать их ошибок.
11. Воронка продаж. Подумайте, как вы будете конвертировать лиды, которые получите. Держите в голове, что воронку продаж, возможно, придется корректировать после запуска. Все зависит от первых результатов.
12. УТП. Убедитесь, что все члены команды понимают УТП одинаково. Что и зачем вы продаете, какие проблемы клиентов решаете.

Каких «подводных камней» можно избежать на старте? Приходите за ответом на конференцию от ФРИИ Russian Startups Go Global 2020, где вы сможете в формате онлайн получить ответы на многие вопросы о работе на глобальном рынке. Вас ждет больше 12 часов полезного контента от 50+ спикеров со всего мира: свежие кейсы и инсайты из первых уст IT-предпринимателей, нетворкинг с участниками, инвесторами, представителями корпораций Европы, США и Азии.

Среди спикеров конференции:

• Арсен Томский (СЕО и основатель inDriver)
• Руслан Фазлыев (основатель X-Cart, Ecwid)
• Борис Дьяконов (сооснователь «Точка», Anna Money)
• Николай Давыдов — предприниматель и венчурный инвестор
• Микаэл Ян (СЕО и сооснователь Manychat)
• Дарья Мингалеева (сооснователь Cinemood) и многие другие.

Участие в конференции бесплатно.
Забирайте свой билет и знакомьтесь с программой по ссылке: https://clck.ru/RuVsT
Какие образовательные продукты ждет успех?

В целом, в образовании в России успех ожидает на 3 рынках: допобразование детей, натаскивание на ЕГЭ/ОГЭ и допобразование/повышение квалификаций взрослых.

Но что это с точки зрения продукта?:

- Uber-подобные решения, связывающие учителей с их учениками (пример – Skyeng); такие продукты относительно легко масштабируются; и, что важно на первом этапе, производящие их компании имеют ресурсную базу для старта работы по «дорожной карте» до получения финансовой поддержки от государства;

- Автоматические системы, легко адаптируемые или локализируемые под другие рынки (примеры - Учи.ru, Html-академия);

-Платформенные экосистемные проекты в области онлайн-образования (традиционная тройка – «Лекториум, «Универсариум», «Stepic»); здесь главным ограничением станет языковой барьер – пока основной контент здесь на русском; с другой стороны на том же «Stepic» хорошо отлажена автоматизация проверки заданий (особенно хорошо – для курсов по математике и программированию) и методики составления курсов;

-Образование в виртуальной и дополненной реальности. Тут многое ещё зыбко, но совершенно точно известно, что искать мощные рыночные продукты нужно на стыке компетенций в области виртуальной реальности – и методики преподавания. Чистые Edutainment-решения исчерпали себя.

Почти все эти фичи есть в City Business School. Школа, полезная для продактов, которые хотят вырасти до CPO и CEO, МВА General — это: 18 месяцев дистанционного обучения; 11 модулей мирового стандарта + 1 модуль специализации на выбор; преподаватели — ведущие эксперты отрасли: Борис Жалило, Максим Поташёв, Peter Cochrane; 70 % практики и реальные кейсы из российского бизнеса; российский диплом МВА и международный диплом EDLEA. Также есть возможность получить грант на обучение до 125 000 рублей.
Перейдите на сайт по ссылке, оставьте заявку и получите степень MBA со скидкой! - https://clck.ru/RsVu9
Продакт-блиц с Мишей Карповым

Сегодня небольшое интервью с Мишей Карповым, Co-Founder ProductCamp и ProductStar, ex-CPO Skyeng, ex ВКонтакте / Яндекс.

Какие метрики в нетворкинге/ивентах типа ПродактКэмп самые важные?

> 1) В первую очередь - фидбэк участников (смотрим соотношения положительных отзывов и идей по улучшениям) — если мы видим что наши идеи зажигают людей, дают эмоции, полезные контакты и знания и участники ценят это — то супер-круто, значит продукт полезный и комьюнити будет вирально развиваться
2) также вовлечённость (сколько было людей в начале и конце мероприятия, насколько активно идут обсуждения в промежутках между кэмпами)
3) следующее: известность коммьюнити — когда мы чувствуем что сделали полезное, то важно донести это до большего числа людей, а также чтобы комьюнити "не застаивалось", постоянно приходила "новая кровь" и идеи 🙂
Для нас был непростым челленджем перейти из оффлайна в онлайн, сохранить атмосферу близости и уюта, но считаю, что во многом это удалось.

Какие метрики в образовательном курсе самые важные?

> Тут, конечно, зависит от стадии компании — т.к. набор метрик на ранних этапах и в моменты стабилизации и роста будут меняться.
1) сначала важны метрики market-fit: найти свою аудиторию, понять какой формат продукта им лучше подходит — тут стоит смотреть на переход от занятию к занятию и выполнение ДЗ (как опережающий показатель), на LTV, на повторные оплаты, на фидбэк и на реферальность
2) на более поздних этапах вы уже лучше понимаете ваш продукт и важны операционные метрики роста — что при масштабировании не проседает качество услуги, что низкий % возвратов, что рост выручки идёт с нужно скоростью
3) если мы говорим про расширение бизнеса — то тут часто снова идёт откат к поиску новых ниш-направлений и метрик market-fit для них
Таким образом, в компании должен быть баланс RUN-метрик (операционных) и CHANGE-метрик (более стартаперских)

Если бы ты делал рейтинг продакт-менеджеров, то по каким критериям бы ранжировал?

> Хороший вопрос 🙂 Конечно, запросы и челленджи продактов очень разные и сильно зависят от компании (от стадии роста компании, от сферы, от b2b/b2c)
Поэтому, если делать рейтинг, то можно подойти с 2 сторон:
1) делить по "доказанным достижениям" в разрезе разных сегментов-категорий (b2b/b2c, стартапы/корпорации, рф/зарубежка), когда ребята как-то описывают их кейсы, а дальше решают либо жюри, либо голосование, либо микс этих оценок (тут может быть много нюансов, тк на стороне продактов из известных компаний может быть "сила бренда", хотя ребята из малых компаний могут быть не менее крутыми)
2) делать какой-то соревновательный формат (как у программистов) — когда нужно за определённое время прорешать N бизнес-кейсов и на основе их делать рейтинг

Какие стартапстори для тебя самые любимые и почему?

> Мне нравятся истории про зарубежку и про малые команды. Мне близка история быть "гражданином мира", чтобы не быть зависимым от проживания или бизнеса в какой-то конкретной стране, поэтому мне близки истории про зарубежку — поэтому мы активно развиваем ProductStar не только в РФ, но и зарубежом. Пожив в Китае, я интересую в целом бизнесом в Азии, из полезных ресурсов с историями команд посоветую портал TechInAsia. С интересом общаюсь с российскими командами, которые вышли на зарубежку, например, Miro. Малые команды драйвят меня скоростью и сплочённостью команды — думаю это отголоски VK, когда там было ещё до 100 человек 🙂

Какая тема для вебинара по продакт-менеджменту самая интересная?

> Сейчас мне близки истории про рост продактов в сторону Senior и CPO — к сожалению, многие ребята не понимают что им мешает вырасти и что там нужны совсем другие навыки и подходы, всегда рад когда помогаю ребятам прокачаться и что-то подсказать полезное.

На какой вопросы ты бы хотел ответить и как бы ты ответил?

> Готов ответить на любые вопросы 🙂 У меня в канале есть формочка для сбора идей от подписчиков и там же можно написать и вопросы мне — так что пишите.
Подписывайтесь на канал Миши и задавайте вопросы в прикреплённом посте: https://news.1rj.ru/str/todo2go
Про цикл эволюции продукта

Вместе с Серёжей Тихомировым (автором канала Борода продакта) подготовили большую статью на тему циклов эволюции продукта, модели цикла и проектирование циклов ценности в рамках продукта “Избранные товары” в интернет-магазине.

В статье рассказали, с чего начинается продукт, как он переходит в платформу, потом экосистему и целую среду.
Для меня это была долгожданная коллаборация, статья получилась очень интересной.

Приятного чтения! Сохраняйте в закладки - http://productframework.ru/product_evolution_cycle
Продакт-менеджер - профессия будущего, и вот почему

1. Знает, что нужно на рынке
Нацеленность на потребности покупателей делает компании на 31% более прибыльными. Изучение фидбека от пользователей поможет как скорректировать существующие продукты (например, если 60% покупателей проходят мимо одного из ваших продуктов — это явный знак что-то поменять), так и поймать интересную идею для реализации (все смеются над новым изогнутым жидкокристаллическим монитором, давайте сделаем лучше).

2. Умеет экономить время
Хорошо организованный процесс создания и запуска продукта помогает сократить как время на релизы, так и ускорить момент получения прибыли. Это как раз и входит в задачи продакт-менеджера. Анализ рынка и отзывов пользователей после тестов продукта дает возможность уделить проработке деталей и грамотной пиар-стратегии.

3. Видит на шаг вперед
У продакта всегда есть план, а вернее — маршрут: от точки отправления (с чего началась идея, соответствует ли полученный продукт изначальной концепции?) через прототипирование (отбор лучших вариантов), запуск продукта (отслеживание реакций) и к следующим целям (как опередить конкурентов?). Такой план важен для внутренней коммуникации внутри компании: так каждый отдел может лучше понимать, на каком этапе находится бизнес и каковы следующие шаги. Пригодится он и для сопоставления успехов вашей команды с достижениями конкурентов.

4. Умеет учиться у конкурентов
Важно понимать не только сильные и слабые стороны своего бизнеса, но и следить за тактиками конкурентов. Продакт-менеджер также знает, когда выгоднее не воспитывать в себе олимпийский дух, а объединяться и предлагать партнерство.

5. Может работать на удаленке и фрилансе
Продакт может выстраивать процессы и управлять продуктом на удаленке. Также, практический опыт показывает, что фриланс возможен. Проведение CustDev и проверки гипотез, построение продуктовой аналитики, расчет финансовой модели и построение CJM – все это возможно сделать на проектной деятельности продакта. Про это будет отдельный пост на моем канале.
Учитывая цифровизацию и текущие реалии, фриланс продакт-менеджера сегодня переходит на новый уровень. Уже появились такие понятия, как гиг-экономика или экономика временной занятости для продакт-менеджеров.

Поэтому хочу порекомендовать телеграм-канал экспертов гиг-экономики Профессионалы 4.0. Читайте у них, как цифровая экономика влияет на развитие экспертизы в продакт-менеджменте и что нужно учитывать, чтобы быть успешным в новых условиях. Эксперты узнают, как работать удаленно на проектах в крупных компаниях, а бизнес поймёт, как грамотно выстраивать гибкие команды.
Сетка для принятия решения

Сетка — универсальный инструмент, у которого есть разные сценарии применения: для запуска нового проекта (стартапа), для анализа существующего бизнеса и для принятия решений. Её можно использовать для отдельных групп потребителей или освоенных рынков. Всё зависит от того, какое решение вам нужно принять. Основная цель использования этого инструмента — помочь вам думать, а не действовать по строго определенной схеме.

Как построить сетку?
Предположим, нам нужно создать успешный бизнес. Для этого нужны три вещи, которые трансформируются в три цели:
- привлекательность;
- рентабельность;
- долговечность.

Им отвечают три постоянно меняющихся уровня:
- потребители;
- рынок;
- организация.
На основе этих данных мы можем построить сетку из 9 ячеек, в каждой из которых будет фактор, который оказывает влияние на успешность бизнеса. Вместе они дают целостное представление о предприятии и позволяют предугадать провал или успех любого дела.
В качестве примера разберем столбец «Привлекательность». На привлекательность влияет три фактора:
- желания и потребности потребителей;
- наличие и качество конкурентоспособных товаров (конкуренции) на рынке;
- предложения, которые может обеспечить ваша организация.

И тут возможно несколько сценариев. Если желания и потребности потребителей меняются, а предложения остаются прежними, есть все основания предполагать, что привлекательность вашего продукта снизится. Если же на рынке появится сильный конкурент, это не может не повлиять на ваш бизнес. Впрочем, это влияние не обязательно будет отрицательным: ошибки конкурента могут сделать ваш продукт более привлекательным, чем раньше. И наконец, если желания и потребности потребителей и существующая на рынке конкуренция остались прежними, но вы работаете над тем, чтобы улучшить свои предложения, то можно ожидать, что привлекательность вашей компании вырастет.

Помимо того, что трем целям отвечают три меняющихся уровня, каждая ячейка сетки состоит из 3 факторов, которые важно учитывать при использовании сетки. К примеру, желания и потребности определяются такими:
- Люди всегда выбирают продукты и услуги, которые соответствуют их ценностям и убеждениям.
- Для потребителя любой продукт или услуга являются средством для достижения некой цели.
- Помешать достижению цели или принятию вашего продукта или услуги могут барьеры.

Про сетку и не только можно будет подробнее узнать на практическом курсе Bootcamp по запуску собственного продукта от GeekBrains.
После курса у вас в портфолио будет хороший кейс, реальный опыт, а может, и готовый продукт. Подойдет и людям без опыта в управлении проектами, и руководителям.
Отправь заявку на курс до 29 ноября, чтобы активировать секретную скидку 55%.
Записаться и узнать подробности по ссылке → https://geekbrains.ru/link/nFSUOO
Модель Кано и как ее использовать
(При поддержке Skillbox)

Модель Кано (Kano Model) - это подход к определению приоритетов функций в дорожной карте продукта, основанный на степени, в которой они могут удовлетворить клиентов и сделать их более лояльными к продукту. Функции, которые должны быть приоритетными, попадают в четыре категории:
- Основные функции. Функции, без которых работа продукта будет вызывать недовольство юзеров. Если они не работают, они могут привести к неудовлетворенности.
- Функции производительности. Это функции, которые дают вам пропорциональное повышение степени удовлетворенности клиентов. Эти функции также влияют на выбор вашего продукта по сравнению с конкурентами.
- Функции положительного эффекта. Функции, которые приносят пользователям огромную радость. Обязательное условие такой фичи — вызываемый ей положительный отклик на ваш продукт.
- Неважные функции – те функции, которые большинству пользователей совершенно безразличны, будут – хорошо, нет – никто не заметит.

Шаги анализа Кано
1) Составить полный список функций продукта, который вы хотите проанализировать (но в разумных пределах, больше 30 – точно не стоит, никто из пользователей на вас столько времени не потратит).
2) Определить сегмент пользователей, с которым вы будете работать (например, в продуктовой разработке это могут быть пользователи, которые использую платную или бесплатную версию, а в корпоративной – с разных сторон “баррикад”, например, закупщики и бухгалтера, так как ценности у них будут разные и, соответственно, результаты анализа будут искажены, если их смешать).
3) Встретиться с пользователями (отдельно!) или отправить им в электронном виде следующий опрос (отдельно по каждой функции):
– Насколько вам понравится, если в продукте будет эта функция?
– Как вы отнесетесь к тому, если в продукте этой функции не будет вообще?

Очень круто про модель Кано и другие продуктовые фреймворки рассказывают на курсе Skillbox. Если хотите освоить все эти фреймворки в работе, приходите на практический онлайн-курс «Профессия product-менеджер». Над программой трудились крутейшие умы России из таких гигантов рынка, как «МТС Банк», «Ситимобил», Pandao, «Юла», Яндекс.Дзен. Уже через полгода сможешь устроиться на работу. По промокоду OSEN5 можно получить дополнительную скидку 5 тысяч рублей. Переходите по ссылке: https://clc.to/zQRU4A , чтоб отправить заявку на обучение.
Как и зачем использовать видео-контент в интернет-магазине

Современный потребитель принимает решение о покупке, основываясь на чужом не заинтересованном в выгоде мнении. Если раньше человек приходил в магазин и доверял предложению продавца, то теперь все начинается с поиска отзывов о товаре и просмотра обзоров.
Рост продаж (CR, ROI) за счет снятия потребительского барьера, снижение возвратов и увеличение времени в продукте - все это сейчас происходит благодаря видео-контенту. Что еще более интересно - тренд пользовательского контента (UGS). Статистика подтверждает эффективность контента, созданного пользователями, о чем говорят разные исследования:
- Доверие 66% клиентов в 12 раз выше к контенту, созданному пользователями, а не брендом. Nielsen
- 4 из 5 клиентов отмечают, что UGC влияет на их решение о покупке. Stackla
- Пользовательский контент на странице товара в интернет-магазине увеличивает конверсию в покупку на 64%. GartnerL2

За 2019-2020 годы развиваются такие тренды, как интерес к смешному, даже комедийному, усталость от негативных новостей и детскому контенту для просмотра всей семьей. А чтобы обеспечить виральность, нужно включить социальную валюту (оригинальность видео, возможность побыть экспертом после просмотра и шаринга ролика), триггеры (каждый ролик должен о чем-то напоминать и мотивировать), практическую ценность (скидки, искусственный дефицит), интересную историю (которой заходят поделиться) и фундамент для подражания (заметность, обыгрывание крутости действия).
Видео проще в производстве и в высшем тренде, чем статья. И если ищете простой бесплатный инструмент для того, чтобы делать видео уже сейчас – попробуйте сервис supa.ru.
А если нужна консультация по использованию видео- и пользовательского контента в продуктах, напишите мне в л/с.
P.S. и посмотрите крутую подборку роликов 2020 https://supa.ru/blog/posts/20-rolikov и гифку, которую мы сделали с ребятами из supa.ru.
Data-driven чек-лист для продакта

Продукт любого продакта - решения. Средняя стоимость ошибки продакта - метрика, по которой оценивают продактов. Решение возникает только там, где есть задача (сформулированный вопрос или проблема) Выбор среди нескольких альтернатив возможен только тогда, когда варианты решений имеют сравниваемые атрибуты. О чем нужно помнить, чтобы чаще принимать верные решения?

1. Нужно определить бизнес-цель на текущем этапе, например, это может быть рост прибыли или доли на рынке. Второй шаг — обозначить стадии и промежуточные цели, достижение которых определяется метриками. Достижение метрики говорит о том, что компания движется в правильном направлении.
К примеру, рост прибыли можно оценить по количеству новых клиентов, среднему показателю оттока клиентов, размеру среднего чека, количеству повторных продаж, проценту конверсии и показателю маржинальности.

2. Важно, чтобы цели были достижимы, а метрики грамотно подобраны:
- Их не должно быть много: по 3−5 на этап.
- Метрика должна быть сравнительной — это значит, что вы должны иметь возможность сравнить показатели с предыдущим периодом.
- Метрика должна выражаться в относительных показателях. Например, измерять скорость удобнее всего в километрах в час, то есть скорость — это пройденное расстояние относительно времени.

Метрики для электронной коммерции:
- Cost Per Action — цена за клик, стоимость, которую вы платите за привлечение одного пользователя. Позволяет оценить целесообразность вложений и возврат инвестиций из рекламного канала.
- Conversion Rate — показатель конверсии, процент пользователей, которые совершили конверсионное действие, например оставили заявки или купили. Позволяет прогнозировать прибыль.
- Shopping Cart Abandonment — «брошенные корзины», количество пользователей, которые бросили оформление заказа на определенном этапе. Позволяет найти узкие места в воронке продаж.

Метрики для сервисов с подпиской (SAAS):
- Monthly Recurring Revenue — регулярная месячная выручка. Нужна для того, чтобы понять, сколько вы зарабатываете в среднем за указанный промежуток времени.
- Churn Rate — показатель оттока клиентов, количество пользователей, которые не стали вашими постоянными покупателями и покинули вас. Позволяет прогнозировать убытки. Хорошими цифрами считаются показатели менее 3%.
- Lifetime Value — пожизненная ценность клиента, доход с потребителя за все время пользования сервисом. Показатель используется для расчета вложений в таргетированную рекламу, чтобы понять, сколько вы можете потратить без убытков.
- Customer Retention Rate — показатель удержания клиентов. Демонстрирует какой процент пользователей вы способны превратить в постоянных клиентов.

3. Каким способом можем обеспечить выполнение KPI наиболее надёжным способом? В 90% случаев это:
- Улучшать функциональность сайта с помощью пользовательского опыта
- Вводить новые фичи
- Улучшать качество услуг и время обратной связи
- Давать больше бесплатных материалов
- Снижать цены на продукт
- Закрыть доступ на сайт всем, кроме старых платящих пользователей

За каждым успешным AI-продуктом (от системы антифрода до голосового помощника) стоит data-driven продакт-менеджер.
И если сейчас вы продакт-менеджер уровня middle, но хотите большего: запускать сложные продуктовые решения и решать верхнеуровневые задачи бизнеса — приходите на курс «AI Продакт-менеджер» от Product LIVE. После него вы научитесь управлять созданием продуктов с применением AI/DS-инструментов. Лекции читают лидеры AI-сферы из Сбер, Mail.ru и Facebook, а менторы и кураторы помогут не забросить курс, если что-то не получается.
Реализуйте свой потенциал - https://clc.to/ny2HNg (До 7 декабря скидка 40%).
Если нужна консультация по продуктам - пишите @SKoloskov.
Решай, как продакт

В одной продуктовой компании в сфере онлайн-образования несколько лет назад мне дали задание. Есть 6 фичей, их нужно поместить приоритезировать:
1.
Tech tuning - Облегчение платформы: легкость загрузки и потребления ресурсов компьютера
2. Feedback improve - Увеличение доли студентов, ставящих оценку пройденному занятию и преподавателю
3.PDF backup - pdf-версии материалов уроков на экстренные случаи недоступности платформы
4.Оплата на последнем слайде вводного занятия - возможность оплатить занятия в школе прямо на пробном уроке
5.Благодарность преподавателям - Возможность для студентов перевести на счет преподавателя финансовую благодарность
6.Мобильная адаптация ДЗ - Полноценная альтернатива выполнения домашнего задания с компьютера

Как такие задачи решает продакт-менеджер?
Я использую 2 подхода и стараюсь найти в них пересечение. В первом подходе - определяю метрику роста и считаю, какая фича лучше всего влияет на метрику роста продукта больше всего (а значит, и на юнит-экономику). Во втором подходе - использую фреймворк а-ля RICE (Reach x Impact x Confidence)/ Effort =RICE Score)

Используя первый подход, утверждаем, что метрика роста онлайн-школ, по классике - конверсия в следующее занятие. Ее можно разложить на метрики следующего уровня востребованность для юзеров, эксклюзивность, привлечение новых пользователей, полезность и влияние на выручку (без этого не будет существовать платформа).
Больше всего на эту метрику может повлиять (от самого приоритетного к менее):
4.Оплата на последнем слайде вводного занятия — 2. Feedback improve — 6.Мобильная адаптация ДЗ — 5.Благодарность преподавателям — 3.PDF backup.

Если использовать RICE, то можно получить следующий порядок:
4.Оплата на последнем слайде вводного занятия — 2. Feedback improve — 6.Мобильная адаптация ДЗ — 5.Благодарность преподавателям — 3.PDF backup — 1.Tech tuning.

Научиться думать, как продакт - это использовать понятную, обоснованную с точки зрения бизнеса и продукта систему метрик, которая помогает приоритизировать.
Вопрос “Как ранжировать задачи” - один из самых популярных на собеседованиях продакта.
Хорошая новость в том, что научиться решать такого рода задачи можно за несколько вечеров.
Денис Ялугин, Product owner в Альфа-Банк проводит практичный и интенсивный мини-курс по решению продуктовых задач Task Cracker 14,16 и 17 декабря.
Подробности и регистрация по ссылке: https://taskcracker.ru

Если нужна консультация по работе с беклогом и дорожной карте продукта, напишите автору канала.
Фриланс - тренд и будущее

В исследовании Upwork 75% процентов специалистов на фрилансе признаются, что зарабатывают столько же или больше, чем в штате. И только 36% процентов удаленщиков работают в формате полного рабочего дня.
Мировой объем рынка фриланса ежегодно растет: к 2023 г. он увеличится в 1,5 раза до $7,4 трлн, а в России и вовсе удвоится – с $40 млрд в 2019 г. до $82 млрд в 2023 г., прогнозируют PwC в исследовании «Gig-экономика».

Причины популярности идеи самозанятости – как в запросе на такой формат работ со стороны бизнеса, так и в растущем количестве специалистов-фрилансеров и качестве их компетенций. Первые все больше ценят свободу выбора – проектов, графика, а также способа решения конкретных задач. Компании же все чаще под проекты ищут узкопрофильных специалистов с высоким уровнем компетенций, при этом гибко подстраивающихся под работодателя, и эту тенденцию усилила пандемия.

Для фрилансеров главная фича работы на себя – возможность выбора проектов, заказчиков, а также ведение нескольких проектов сразу. По сути, фрилансер самостоятельно формирует свой заработок. Рынок труда становится подобным каршерингу. Человек сможет выйти на двухнедельный проект в компанию и сменить ее, если она ему не понравится. А может остаться на долгое время. Это и возможность зарабатывать на интеллектуальных проектах, развивать свои профессиональные навыки, получать качественней кейсы в портфолио, работать с другими крутыми специалистами и разными компаниями. Главное, что нужно подготовить и всегда держать наготове - это портфолио и стоимость услуг.

Помимо крупных бирж, развиваются и нишевые, для бизнес-аналитиков, продуктологов, дата-сайентистов, дизайнеров. Вот уже месяц я пользуюсь платформой Профессионалы 4.0. где можно выполнить задания от компаний вроде Крок, Ростелеком, EY. Удобно, что об условиях работы можно договориться лично с заказчиком, а еще есть мобильное приложение. Если уже пробовали Фрилансим, Kwork, Яндекс.Услуги и хотите подзаработать и получить кейс в портфолио, приходите на Профессионалы 4.0.
С какими навыками продакты встречают 2021 год

Общаясь целый год с разными продактами и студентами на курсах, я составил для себя список актуальных навыков, которые нужны уже сейчас и пригодятся в 2021 году. Итак, это:

1. Адаптивность к быстроменяющимся событиям. Помните, как в марте сервисы объявлений быстро сделали видео-звонки, провайдеры путешествий сделали ставку на внутренний туризм, а интернет-магазины доставку до двери? Событий и изменений всегда будет много. Планировать стоит как на 1 месяц вперед, так и на 3 года одновременно.
2. Межличностное общение на любой платформе и любом формате. Попробовать и принять решение о форматах и выбрать один из сотни сервисов для абсолютно разной работы от общения с пользователями до грумминга с командой, от презентации для руководства до мозгового штурма с продуктовым дизайнером. Выстроить эту работу эффективно с учетом всех психотипов в командах - перспективный навык, укрепляющий умение формировать команду.
3. Оптимизация всего и всегда. Теперь время, которое ранее тратилось на дорогу, можно потратить на изучение sql или инструментов для запуска рекламы, или на пет-проект. Юнит-экономика - теперь и минимизация стоимости ошибки продакта в условиях неопределенности, упор на MVP, поиск для казавшейся огромной задачи легких решений и сценарных допущений.
4. “Заточка” пилы в таких навыках, как управление временем и ожиданиями, настройка OKR и KPI, составление дорожной карты и определение приоритетов задач, определение требований, анализ данных, маркетинговое исследование и анализ рисков

В исследовании Product School о будущем профессии говорится, что спрос только растет: 56,4 % опрошенных компаний наняли от 1 до 5 продактов в 2020 году, а 17,1 % – от 6 и даже более 10.
Если вы хотите освоить все эти навыки, то можно пройти интенсивную Программу профессиональной переподготовки "Управление цифровым продуктом" в НИУ Высшая школа экономики. Программа включает 6 месяцев обучения от ведущих экспертов-преподавателей, индивидуальную работу над собственным проектом и групповую работу над кейсами. Регистрация по ссылке: https://product.hsbi.ru/.
Способы отстройки от конкурентов, которые в тренде


1. Высокое и доступное качество (ВкусВилл Экспресс)
2. Быстрота на границе с прозрачностью (Яндекс.Go)
3. UX - главное (Apple)
4. Клиентский сервис - главное (Тинькофф, Ozon)
5. Решение любой проблемы (Google)
6. Ограниченное предложение (Bitcoin)
7. Уникальность, подчеркивающая индивидуальность опыта (Booking).
8. Эмоции и впечатления (TikTok).
9. Надежность на границе с конфиденциальностью (Telegram).
10. Гибкость (Miro, Notion).
11. Брендированность, селебрити (MasterClass).
12. Полный онлайн (Zoom)
13. Объединение по духу (Medium, Spark).
14. Высокий общепризнанный статус (mercedes-benz).
15. Низкая цена (auchan)

Оценивать лучшие варианты отстройки могут продуктовые аналитики.
В Skillbox создали курс «Профессия Продуктовый аналитик», который научит собирать, анализировать и работать с данными о продукте, пользователях и маркетинге.
Программа обучения включает веб−аналитику и аналитику мобильных приложений, сквозную аналитику (боль), CX−исследования, и конечно же, Python/SQL и всё, что с ними связано.
Обучайся со скидкой до 60% в декабре! Подробная программа курса по ссылке: https://clc.to/-TYabQ