Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🤝 Немецкие Gascade, Ontras и terranet договорились к 2025 году переоборудовать газопроводы высокого давления для транспортировки низкоуглеродистого водорода из Балтийского моря на юг страны. Таким образом, компании намерены создать водородный коридор с севера на юг, протяженностью порядка 1 100 км.

Газовые компании заявляют, что водород может стать частью новой парадигмы электричества и эффективно служить для хранения возобновляемой энергии из таких источников, как ветер и солнечный свет, преобразуемой в H2 на электролизных заводах, который можно транспортировать в больших масштабах. План, получивший название «Flow - making hydrogen happen», направлен на преобразование существующих газопроводов высокого давления с входной мощностью до 20 ГВт, предлагая мощность, эквивалентную мощности 20 атомных электростанций.
🧩 Министерством энергетики Азербайджана и австралийской компанией Fortescue Future Industries подписано рамочное соглашение о сотрудничестве по проектам в сфере возобновляемых источников энергии и развитию потенциала «зеленого» водорода. Документ предусматривает исследования и реализацию проектов ВИЭ суммарной установленной мощностью до 12 ГВт и развитию технологий в сфере «зеленого» H2.

По словам министра энергетики Азербайджана Парвиза Шахбазова, который выступил на церемонии подписания соглашения, стратегическую основу этого документа составляют национальные приоритеты социально-экономического развития страны до 2030 года, определенные президентом Ильхамом Алиевым. «Следует особо отметить меморандум о взаимопонимании, подписанный в июле этого года президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и создающий базу для развития коридора «зеленой» энергии между Азербайджаном и ЕС», - отметил Парвиза Шахбазов.
🏭 Компании Smurfit Kappa и Hyflexpower объявили об успешном завершении первого этапа инновационного проекта в области возобновляемых источников энергии. Речь идет о бумажной фабрике Smurfit Kappa Saillat во Франции, которая стала первой в мире, использующей встроенную водородную турбину. Успешные испытания турбины состоялись в ноябре этого года. Для ее работы использовалась смесь из 30% водорода и 70% природного газа. В 2023 году компании намерены продолжить испытания по увеличению водородного коэффициента до 100%.

Напомним, ранее шведская компания Essity объявила о планах по запуску пилотного проекта, в рамках которого будет изготовлена машина на «зеленом» водороде для производства безуглеродистой бумажной продукции. Essity заявила, что это первый проект такого масштаба в бумажной промышленности, и его реализация потребует инвестиции в размере около €4 млн. Планировалось, что тестовые испытания будут проведены специалистами завода компании, расположенного Германии. В рамках апробации технологии будут определены возможности использования водорода в качестве замены природного газа в процессе производства.
👏1
🤝 Правительства Турции и Объединенных Арабских Эмиратов утвердили меморандум о взаимопонимании между двумя странами. Документ направлен на развитие сотрудничества между двумя странами в энергетическом секторе, в частности в сфере производства и экспорта водорода, а также для облегчения обмена техническими знаниями, навыками и опытом. Особенность Меморандума в том, что решении о подписании было принято еще в ноябре прошлого года, однако достигнуть финальных аспектов соглашения, устраивающих стороны удалось достигнуть только сейчас.

Теме водорода в рамках договоренностей уделяется особое внимание. Турция и ОАЭ обсудили технологии производства водорода, решения и затраты на транспортировку, решения и затраты на хранение, снижение плотности углерода в водороде, полученном из ископаемого топлива, водородные топливные элементы, использование атомных электростанций для производства водорода, реконструкцию инфраструктуры ископаемого топлива.
🔋 Датский девелопер European Energy приобрел контрольный пакет акций компании, разрабатывающей проекты солнечной энергетики, а также завода по производству «зеленого» водорода Pacific Solar Hydrogen мощностью 3,6 ГВт в Австралии. Сумма сделки не раскрывается. По словам разработчика, сделка позволит ускорить реализацию водородного проекта Pacific Solar Hydrogen. По предварительным оценкам, на заводе ежегодно будет производиться порядка 100 000 тонн «зеленого» водорода.

«Мы считаем, что вполне реально реализовать этот проект в 2026 году, не в последнюю очередь из-за готовности местных властей Австралии увидевших возможности продвижения вперед на пути к «зеленому переходу» и как следствие стать ключевым экспортером топлива завтрашнего дня», - сказал исполнительный вице-президент European Energy и руководитель отдела развития проекта Торвальд Спанггаард.
🤝 Шесть газовых операторов из Литвы, Финляндии, Эстонии, Латвии, Польши и Германии подписали соглашение о сотрудничестве по развитию водородной инфраструктуры. Проект получил название «Северно-Балтийский водородный коридор». Участниками соглашения стали Amber Grid (Литва), Gasgrid Finland (Финляндия), Elering (Эстония), Conexus Baltic Grid (Латвия), Gaz-System (Польша) и Ontras (Германия). В 2023 году, на первом этапе разработки проекта, партнеры подготовят предварительное технико-экономическое обоснование. На основе этих рекомендаций будет принято решение о продолжении разработки проекта. Следующие этапы будут включать проектирование и получение разрешений, строительство и ввод в эксплуатацию.

По коридору сможет транспортироваться «зеленый» водород, произведенный в районе Балтийского моря, для снабжения потребителей вдоль всего коридора, а также в Центральной Европе. Кроме того, по мере дальнейшего развития водородной инфраструктуры вокруг Балтийского моря, может быть создан мощный рынок H2. Предполагается, что проект позволит укрепить энергетическую безопасность региона, снизить зависимость от импортируемой ископаемой энергии и сыграть заметную роль в снижении углеродного следа домохозяйств и энергоемких отраслей промышленности вдоль коридора.
🧑‍🔬 Ученые из Нанкинского технического университета в Китае создали электролизер морской воды. Открытие опубликовано в журнале Nature. Без насосов и быстрого износа катализаторов он способен длительное время добывать водород и кислород прямо из морской воды. Отмечается, что он работает также эффективно, как и электролизер пресной воды. При этом помимо водорода с помощью данной технологии можно будет извлекать и литий. Исследователи на практике доказали работу инновационной установки. Демонстратор из 11 электролизных ячеек опустили в воды залива Шэньчжэнь, где он проработал без остановки 130 дней. Каждый час установка вырабатывала 386 л водорода.

Добыча водорода непосредственно из морской воды требует предварительного опреснения или очень сложных установок. Растворенные в морской воде соли (ионы) металлов и минералов разрушают катализаторы электролизеров и другие узлы устройств, как и требуют работы насосов для прокачки морской воды. Для защиты катализаторов предложено интересное решение.

⚗️ Покрытые катализатором электроды, на которых вырабатывается водород и кислород (один на катоде, а другой на аноде), никогда не контактируют с морской водой. От этого их защищает насыщенный электролит в виде гидроксида калия, в который эти электроды погружены. Электролит с обеих сторон электродов защищен мембраной. Богатая фтором мембрана пропускает водяной пар, но не жидкость. Через мембрану в электролит попадает только водяной пар, оставляя соли в морской воде. В электролите пар снова превращается в воду и расщепляется на водород и кислород как опресненная вода без негативных последствий для катализаторов. Подкачка пара в электролит идет за счет внешнего избыточного давления и не требует насосов.
🔋 Норвежская компания TECO 2030 завершила производство своего первого блока водородных топливных элементов, специально разработанного, в том числе для морских судов. Блок топливных элементов содержит несколько сотен ячеек и обеспечивает полезную мощность 100 кВт. Затем стеки объединяются вместе с компонентами баланса установки в модуль топливного элемента. В компании планируют собрать и испытать первый FCM400 (модуль топливных элементов мощностью 400 кВт) летом 2023 года на предприятии АВЛ в Австрии.

Несколько модулей, в свою очередь, могут быть объединены для обеспечения мегаваттной мощности, необходимой для корабельных силовых установок. В течение 2023 года компания намерена наращивать пилотное производство, а уже в 2024 году начнется автоматизированное серийное производство на в Норвегии.
👍3
🇨🇳 Развитие водородной энергетики в Китае идет быстрыми темпами благодаря политической поддержке и рыночному спросу. Но эксперты утверждают, что при этом постоянно появляются инновационные технологии, новые приложения и механизмы, говориться в материале «Российской газеты». Ожидается, что в ближайшее время будут предприняты дополнительные усилия для ускорения технологических прорывов, в частности, расширения применения водородных топливных элементов в таких областях, как железнодорожный транспорт и энергоснабжение, ускорение разработки получения водорода из экологически чистых источников и активизации глобального сотрудничества в этом секторе.

По данным Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, сейчас страна является крупнейшим в мире производителем водорода с годовым объемом производства около 33 млн тонн. В Китае насчитывается более 300 водородных компаний, чей годовой доход превышает $2,8 млн. Как отметил исполнительный вице-председатель Китайского центра международных экономических обменов Чжан Сяоцян, развитие водородной энергетики имеет большое значение для того, чтобы помочь Китаю достичь пика выбросов углекислого газа к 2030 году и полной углеродной нейтральности к 2060 году.

♻️ Ранее в марте 2022 года были утверждены среднесрочный и долгосрочный план развития водородной энергетики. Согласно документам, водородная энергетика Китая сейчас демонстрирует положительную динамику развития. Отмечалось, что к 2025 году Китай освоит базовые технологии, а также методы обработки и технологии производства. Количество автомобилей на водородных топливных элементах достигнет примерно 50 тысяч. Между тем будет построен ряд водородных заправочных станций, а количество водорода, производимого из возобновляемых источников энергии, будет колебаться от 100 тысяч до 200 тысяч тонн в год, что сократит выбросы углерода на 1-2 млн тонн в год.
👍2
🚙 Toyota Motor выпустила обновленный вариант седана Mirai на водородных топливных элементах второго поколения. В салоне машины улучшили широкоформатный HD-дисплей. Кроме того, качественнее стали звуковые оповещения навигатора. Заменены стекла передних дверей - отныне они защищают салон от инфракрасного излучения и отличаются улучшенными звукопоглощающими свойствами. В комплексе систем превентивной безопасности обновили софт полуавтопилота. Продажи обновленной Toyota Mirai в Японии уже стартовали по цене от $53,8 тыс.

Toyota Mirai II продают с декабря 2020 года, машина оснащена двигателем на топливных элементах. В них водород путем электрохимической реакции преобразуется в электричество, питающее тяговые электродвигатели. Машина построена на платформе TNGA GA-L. Длина – 4 975 мм, ширина – 1 885 мм и высота – 1 470 мм. Мощность приводного электродвигателя Mirai II составляет 128 кВт (174 л.с.), водород для топливных ячеек хранится в трех баллонах. Запас хода без дозаправки - 750-850 км.
Евгений Голосов, заместитель директора Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии Российской академии наук в комментарии газете «Коммерсантъ» о преимуществе водородомобилей:

«Автомобиль на водородном топливном элементе обладает всеми свойствами электромобиля: динамикой, экологической чистотой, удобством, тишиной. Он и есть электромобиль, только электричество для электромотора берется не из аккумулятора, а получается в топливном элементе из водорода. Плюс водородный автомобиль не надо отапливать, потому что мы помним, что топливные элементы работают при температуре не менее 60 градусов, то есть выделяемое тепло можно пустить на обогрев».
🏢 Корпорация ArcelorMittal основала в немецком Гамбурге исследовательский центр, который будет заниматься разработкой технологий производства «климатически нейтральной» стали. В Испании компания получила положительное заключение экологических органов по проекту строительства электродуговой печи на меткомбинате Gijon. На нем планируется построить предприятие по выпуску восстановленного железа с использованием водорода на 2,3 млн тонн в год и ЭДП на 1,1 млн тонн в год.

Для реализации проекта в Германии ArcelorMittal потребуется порядка € 500 млн. Однако, как заявили в компании, средства на реализацию в виде гранта обещанного от Правительства Испании пока не поступили. При этом в ArcelorMittal отмечают, что все четыре ее предприятия в стране смогут выпускать стальную продукцию с минимальными выбросами углекислого газа уже в 2025 г.
🔋 Британцы вновь засомневались в эффективности использования водородного топлива при обогреве жилых домов в качестве альтернативы природному газу. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на комитет по науке и технологиям Палаты общин британского парламента. Эксперты выразил сомнения в том, что экономическая целесообразность использования водородных котлов вместо газа будет доказана к 2026 году.

В документе, подготовленном комитетом во главе с бывшим министром ЖКХ, общин и местного самоуправления Великобритании Грегом Кларком отмечается, что потенциал применения (водорода для отопления жилых домов) до конца не ясен, но, по всей видимости, речь может идти не о широком, а об ограниченном использовании. Ранее предполагалось, что к 2026 году правительство запретит установку в домах граждан отопительных систем, работающих на природном газе, в пользу применения котлов, «совместимых с водородом».

💷 Как мы писали в сентябре, в публичном пространстве Великобритании разгорелись нешуточные страсти по обсуждению вопроса целесообразности использования водорода при отоплении жилых домов. В частности, эксперт журнала Joule Ян Розенов в своем анализе отметил, что водород для теплоснабжения потребует значительно больших затрат на энергетическую систему по сравнению с альтернативными технологиями, обеспечивающими обезуглероживание пространства и нагрев горячей воды.
🧑‍🔬 Институт реакторных материалов (АО «ИРМ», входит в научный дивизион ГК «Росатом» - АО «Наука и инновации») до конца 2022 года завершит основной этап реакторных испытаний топлива, а также первичный этап послереакторных исследований топливных элементов (компактов) для ядерных реакторов нового типа - высокотемпературных газоохлаждаемых (ВТГР). Такие реакторы планируют применять для энергоснабжения производства водорода, так как они имеют высокий КПД теплоотдачи и низкое выделение СО2.

«Задача института - оценить работоспособность материалов активной зоны в условиях, максимально приближенных к условиям эксплуатации в высокотемпературном реакторе, то есть протестировать экспериментальные образцы тепловыделяющих элементов (микротвэлов) и топливных компактов ВТГР и подтвердить герметичность их оболочек, размерные характеристики, физико-механические свойства и так далее», - рассказал начальник отдела реакторных испытаний ИРМ Константин Кощеев.
📃 Правительство Японии планирует создать правовую базу для поддержки производителей водорода и аммиака для более активного использования их в качестве топлива. По данным газеты Yomiuri, в следующем году правительство внесет на рассмотрение законопроект, направленный на создание системы, поощряющей производство и поставки водорода и аммиака.

Как ожидается, в течение 15 лет бизнесу будет компенсироваться разница между традиционными видами топлива и экологически безопасными водородом и аммиаком. Кроме того, в течение 10 лет планируется построить инфраструктуру, включающую трубопроводы и резервуары для хранения. По оценкам японского правительства, для реализации этого плана в течение 10 лет потребуется около $53 млрд. В Токио считают, что спрос на водород и аммиак будет расти благодаря мировой тенденции к сокращению выбросов углекислого газа.
🔋 Ученые Южного Федерального университета разработали катализаторы для современных двигателей на водородных топливных элементах. Технология, предложенная химиками, не только позволяет заменить зарубежные аналоги, но и превосходит их по ряду характеристик. Например, требует меньше затрат и не задействует добавки, загрязняющие окружающую среду - в своей работе специалисты применяли экологически безопасные методы синтеза.
🏭 Fortescue Metals Group Ltd., четвертая по величине в мире компания по добыче железной руды, объединила усилия с японской Mitsubishi Corp. и европейским производителем стали Voestalpine AG для производства безуглеродного железа с использованием водорода на заводе в Австрии. Целью решения является исключение угля из процесса производства стали и, таким образом, помощь в очистке одной из самых грязных отраслей промышленности в мире. Об это сообщил главный исполнительный директор Fortescue Эндрю Форрест.

В проекте будет использоваться технология, разработанная Primetals Technologies Ltd. (дочерней компанией Mitsubishi), которая позволит отказаться от использования угля в доменных печах и заменить его на водород, при этом плавильный завод будет работать на электричестве. Совместное предприятие Fortescue, которое в основном будет финансироваться за счет грантов европейского правительства, нацелено на завершение тестирования пилотной установки к 2025 году и достижения промышленных масштабов к концу десятилетия.
🚛 Бельгийская CMB.Tech построила завод по производству двухтопливных дизельноводородных грузовиков. Планируется, что уже в следующем году здесь будут сходить с конвейера ежемесячно 20 большегрузов. Производство стало возможным благодаря заявке бельгийской транспортной компании Haesaerts Intermodal, которая уже разместила заказ на 200 тягачей. Первые грузовые автомобили после завершения всех формальностей начнут доставлять покупателю уже с марта 2023 года.

CMB.TECH будет дособирать новые дизельные тягачи на базе Ford F-Max, доставленных из Турции. После конверсии в этих автомобилях появятся узлы для смешивания дизеля с водородом. При этом топливные баки Н2 установят за кабиной на вертикальной стойке. Общий вес дополнительного оборудования, связанного с Н2, составляет 950 кг. Также важно, что водород составит около 80% всей топливной смеси, что позволяет сохранить заводскую конструкцию 12,7-литрового ДВС и его технические характеристики (мощность 500 л. с.). Запаса водорода (шесть резервуаров по 5 кг) автомобилю хватит на 500 км пути. При этом если после этого заправка Н2 станет проблемой, то тягач сможет продолжить движение, используя только дизельное топливо.
🏭 Корейская SK E&S получила одобрение от регулирующих органов на реализацию проекта по строительству крупнейшего в мире завода по производству «голубого» водорода в провинции Южный Чхунчхон. Компания накануне объявила, что получила одобрение правительства в рамках системы «регулятивной песочницы» для реализации своего плана по производству чистого водорода из сжиженного природного газа, а также по строительству и эксплуатации заводов по производству сжиженного водорода.

SK E&S и Korea Midland Power подали совместную заявку на освобождение от нормативных требований в отношении их плана строительства крупномасштабной базы по производству «голубого» водорода. Обе компании планируют инвестировать порядка $3,9 млрд в строительство завода, производящего до 250 000 тонн «голубого» водорода в год. 200 000 тонн газообразного водорода будут поставляться в топливные элементы для выработки водородной энергии в близлежащих районах по трубопроводам и 50 000 тонн будут поставляться на водородные заправочные станции по всей стране в виде сжиженного водорода.
💵 Американская Ascension Clean Energy (ACE), совместное предприятие, возглавляемое Clean Hydrogen Works (CHW), выбрало компанию Topsoe для предоставления лицензий, инжиниринга, запатентованного оборудования и катализатора для проекта по производству и экспорту экологически чистой энергии в штате Луизиана. Окончательное инвестиционное решение ожидается в 2024 году.

Ожидается, что в рамках масштабного проекта стоимостью $7,5 млрд ежегодно будет производиться 7,2 млн тонн низкоуглеродистого аммиака с использованием комплексных решений Topsoe, включая технологию автотермического риформинга SynCOR (ATR). Эта технология нацелена на сокращение до 98% всего CO2.
🏭 Испанская энергетическая Iberdrola объявила о планах инвестировать более $1,1 млрд в новый проект по производству экологически чистого H2 и метанола в Австралии. Компания заключила партнерское соглашение с разработчиком ABEL Energy для строительства завода по производству «зеленых» водорода и метанола на севере Тасмании, мощностью до 300 000 тонн «зеленого» метанола, который планируется использовать в частности в качестве топлива для судов.

Проект под названием Bell Bay Powerfuels поддерживается правительством Австралии и рассчитан на производство 200 000 тонн «зеленого» метанола в год на первом этапе разработки. На втором этапе объем производства увеличится на 100 000 тонн, что сделает его одним из крупнейших проектов такого рода в мире.