Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
«Потенциал развития новой энергетики в Сибири впечатляющий. Будущей основой там должна стать водородная энергетика. Сейчас это развивающееся, перспективное направление, которое придет на смену нынешним технологиям. В Сибири могут быть созданы с нуля производства водорода, в том числе и для последующего экспорта. В частности, палладий, которого в Сибирском регионе достаточно, благодаря своим свойствам и способности абсорбировать водород имеет широкие перспективы использования в водородной энергетике — в производстве материалов для хранения и транспортировки водорода, электродных материалов, катализаторов, топливных элементов и датчиков», - в интервью РБК отметил Министр обороны России Сергей Шойгу.
Минпромторг ждёт начала серийного выпуска водородного коммерческого транспорта в 2023 году. Об этом сообщил журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров. После выхода на поток новый тип транспорта будет включен в программы льготного лизинга.

🚘 Извечный вопрос, что для водородного, что для электротранспорта кроется в наличии зарядной инфраструктуры. В Москве Группа ГАЗ и КАМАЗ представили на выставке Comtrans-2021 модели городских водоробусов. Но кто выступит оператором зарядной инфраструктуры? Вопрос подвешен.

Минпромторг России идёт в повестке и поддерживает вектор, заданный Концепцией развития водородной энергетики. В ближайшие три с половиной года фокус Правительства будет находиться на создании профильных кластеров и реализации пилотных проектов. Но развитие перспективной энергетики должно идти ударными темпами.

💵 Россия готова к экспорту – потенциальный объём поставок может составить 200 тысяч тонн к 2024 году, 2-12 миллионов тонн - к 2035-му, 15-50 миллионов - к 2050 году. Эксперты Bloomberg в свою очередь отмечают, что при наиболее благоприятном сценарии развития за грядущие 30 лет отрасль привлечет около $11 трлн инвестиций, а ежегодные продажи водородного топлива по всему миру достигнут $700 млрд.
Международная повестка по водороду становится всё более насыщенной. Крупнейшие сырьевые игроки активизируют все возможные инструменты сотрудничества и взаимодействия. Фактически, это выглядит как начало передела ещё только формирующегося рынка.

Посол Объединённых Арабских Эмиратов в Москве Мухаммед Ахмед аль-Джабер заявил, что в ближайшие два месяца может состоятся первое заседание рабочей группы Россия-ОАЭ по вопросам водородной энергетики.

Возможными площадками встречи названы - Российская энергетическая неделя в Москве и Международная нефтегазовая выставка ADIPEC-2021 в Абу-Даби.

Как отметил Мухаммед Ахмед аль-Джабер, у России и ОАЭ есть значительный энергетический потенциал, генерирующие мощности, географическая близость к потенциальным потребителям водорода, большой научный задел в сфере производства, его транспортировки и хранения, а также действующая транспортная инфраструктура.

Решение о создании рабочей группы было принято ранее – 30 июля.
Forwarded from РОСНАНО
⚡️ Крупнейшие компании РФ разработают национальную Программу развития низкоуглеродной водородной энергетики

«Программа необходима для определения роли государства, бизнеса, науки и образования в формировании новой экспортно ориентированной отрасли, а также координации их действий. Программа позволит в короткие сроки построить новую отрасль с существенным мультипликативным эффектом для российской экономики и отвечающей на внешнеэкономические вызовы. В состав рабочей группы для разработки Программы вошли крупнейшие компании нефтегазовой отрасли и нефтехимии, электроэнергетики, технологические компании, финансовые организации и институты развития – всего около 30 компаний», – сообщил руководитель инвестиционного дивизиона ООО «УК «РОСНАНО» Алишер Каланов на Международной конференции по водородной энергетике.

Этапы реализации Программы:
▪️Сентябрь 2021 – старт разработки
▪️Декабрь 2021 – презентация Правительству РФ и органам исполнительной власти
▪️Начало 2022 – планируемый старт реализации Программы

Программа будет синхронизирована с целями и задачами Плана мероприятий по развитию водородной энергетики в РФ до 2024 года, Концепции развития водородной энергетики в РФ, а также работой Межведомственной рабочей группы по развитию в РФ водородной энергетики.

Напомним, в настоящий момент в Мурманской области Группой РОСНАНО совместно с компанией Enel реализуется пилотный проект по производству и экспорту в страны Европейского союза «зеленого» водорода. Планируется, что он будет реализован к 2024 году.
Владимир Ильичев, заместитель Министра экономического развития РФ:
«Россия и Франция могут наладить сотрудничество в области производства, хранения и транспортировки водорода, разработки «зеленых» технологий и финансирования зеленых проектов… Наиболее перспективными считаем взаимодействие с Францией по трем направлениям – развитие экспорта произведенного на базе атомных электростанций водорода в Европу, создание технологических и инвестиционных партнерств для разработки низкоуглеродных технологий и совместная кооперация в рамках водородных проектов в Европе».
По заявлениям аналитиков, сегодня страны СНГ обладают значительным потенциалом и возможностями для производства водорода. В формирующейся новой энергетической реальности членам содружества важно объективно оценить риски и фактически выполнить функцию драйвера в продвижении идей и технологических решений. Только тогда новый курс позволит водороду стать экономически привлекательным и конкурентоспособным и тем быстрее будет расти на него спрос.

Активная работа в это направлении уже ведется. К примеру, руководство Республики Казахстан приняло решение в ближайшее время выработать новые подходы по развитию водородной энергетики и технологий мирного атома. А ранее в июне немецкая компания Svevind Energy договорилась с Kazakh Invest о реализации проекта по выработке «зелёного водорода» в Республике, который может стать крупнейшим в мире - до 3 млн тонн в год.

Один из важных игроков мирового энергетического рынка – Азербайджан также заявил о своих планах на международный рынок водорода. Ранее вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) по инвестициям и маркетингу Эльшад Насиров заявлял, что без дополнительных инвестиций мощности Южного газового коридора могут быть на 20% использованы для транспортировки водорода в Европу.

В Узбекистане по решению главы государства создаётся Национальный научно-исследовательский институт возобновляемых источников энергии. Одно из направлений работы – научно-практические исследования, в том числе, в части строительства инфраструктуры водородной энергетики. В составе института будут созданы НИЦ водородной энергетики и лаборатория по испытанию и сертификации технологий возобновляемой и водородной энергетики.

В свою очередь Правительство России утвердило Концепцию развития водородной энергетики. Среди стратегических инициатив, представленных в документе – запуск пилотных проектов по выработке низкоуглеродного водорода, создание консорциумов по производству оборудования и комплектующих, формирование инфраструктуры для хранения и транспортировки этого энергоносителя.

Уже сейчас страны СНГ фактически формирую фундамент будущего водородного энергорынка. При этом амбиции у игроков велики. По информации Минэнерго РФ, в перспективе Россия претендует не менее, чем на 20% мирового рынка водорода. Вкупе с другими членами СНГ – эта цифра может достигнуть и 40%. Оценка приблизительная, но при рациональном подходе – вполне осуществимая.
Председатель Правительства России Михаил Мишустин одобрил соглашение о намерениях в области развития водородной энергетики и декарбонизации промышленности и транспорта на основе природного газа с ПАО «Газпром».

По информации пресс-службы Правительства, соглашение предусматривает разработку и реализацию специальной «дорожной карты», в которой зафиксируют целевые показатели развития отрасли. Её частью также станет план мероприятий до 2025 года с указанием ответственных должностных лиц и сроков реализации инициатив.

Соглашение подготовлено в рамках Концепции развития водородной энергетики, утверждённой Михаилом Мишустиным в августе. От Правительства документ подпишет вице-премьер Александр Новак. Реализация соглашения позволит России стать одним из лидеров на формирующемся глобальном рынке водородной энергетики.
У проекта водоробус в Москве может появиться поставщик топлива. Заправлять автобусы на водородных топливных элементах готова «Газпром нефть».

По заявлению руководителя департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко, в Москве рассматриваются пилотные схемы использования водорода для автотранспорта, для перевода электробусов в водоробусы. Компания готова предоставить городу водород. Планируется, что в настоящее время топлива будет достаточно для небольшого количества транспорта, но уже в ближайшие два года компания сможет удовлетворить полностью потребности городского транспорта на водородных элементах. Новая водородная установка строится на Московском НПЗ.

В рамках выставки COMTRANS-2021 председатель правления УК «РОСНАНО» Сергей Куликов, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов и генеральный директор «КАМАЗ» Сергей Когогин подписали дорожную карту проекта по созданию водоробуса на основе российских технологических решений.

Водородная энергоустановка для электробусов разрабатывается в коллаборации ведущих отечественных научных центров: ГК «ИнЭнерджи», Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при ИПХФ РАН и Научно-технологического центра «Транспортные электрохимические решения» МФТИ. Производство будет локализовано на территории России.

Также в рамках выставки Comtrans-2021 в Москве «Группа ГАЗ» и «КАМАЗ» представили свои пилотные модели городских водоробусов.
Во Франции прошли испытания поезда на водородном топливе. Демонстрация Coradia iLint состоялась на путях испытательного полигона в Валансьене.

Поезда на водородном топливе предназначены для замены дизель-поездов на неэлектрифицированных линиях с низкой интенсивностью движения.

Презентация стала частью мероприятий по поддержке инициатив, направленных на сокращение выбросов углекислого газа и снижение уровня шума на транспорте, в том числе плана по развитию водородной энергетики, принятого правительством Франции в 2018 г.

Опытная эксплуатация Coradia iLint начнется в 2022 г. в центральной части страны.

Кстати, первые два Coradia iLint с 2018 г. работают в Германии, где две федеральные земли уже заказали 41 такой поезд. Опытная эксплуатация этих поездов проводилась также в Австрии, Нидерландах и Швеции.
В рамках мирового политического тренда на декарбонизацию, в конце прошлого года в Финляндии была представлена Национальная дорожная карта по водороду. В документе подчеркивается, что «первый элемент» будет играть «ключевую роль» в борьбе с изменением климата и достижении национальной цели страны по углеродной нейтральности к 2035 году.

Уже в июле 2021 года Финская Wärtsilä начала испытания на чистом водороде газопоршневых двигателей, предназначенных для балансировки энергосистем. Компания специализируется на производстве судовых энергетических установок, электростанций, винтовых механизмов, систем управления судном и другого оборудования. Ожидается, что к 2025 году Wärtsilä создаст концепт двигателя и электростанции, способных работать на 100%-ном водороде.

Что касается использования автомобилей на водородном транспорте, то его использование у северного соседа пока невозможно из-за отсутствия зарядной инфраструктуры, отмечают специалисты. Однако в ближайшее время в Финляндии должна появится целая сеть водородных заправок. Об этом в минувшие выходные сообщили учёные Института технологических исследований страны в интервью телерадиокомпании YLE. Одна заправка будет открыта самим институтом, ещё несколько заправок появятся в городах Тампере и Турку.
🔌 В России предложили сформировать консенсусный экспертный документ по водороду. Он необходимо для того, чтобы зафиксировать основные технологические ставки в развитии этой отрасли в стране. С таким предложением выступил член совета директоров группы компаний InEnergy, участника рынка «Энерджинет» (EnergyNet) НТИ Алексей Кашин.

Эксперт в своем выступлении на международной конференции IH2CON в Санкт-Петербурге сравнил формирование водородной отрасли с атомным проектом. Кроме того, на конференции прозвучало заявление о начале разработки федеральной водородной программы по заказу консорциума из 25 компаний.
В начале 2022 года Paragon VTOL Aerospace планирует запустить прототипы аэротакси на водородном двигателе внутреннего сгорания. Как отмечают специалисты компании, это позволит в зависимости от числа пассажиров обеспечить транспортному средству запас хода от 480 до 1 500 км.

Аэротакси нового поколения назвали Soar. Оно выделяется необычным дизайном. Восемь больших винтов, размещённых вдоль фюзеляжа. Многочисленные винты меньшего размера скрыты в крыльях и служат для ускоренной стабилизации в воздухе. Два больших поворотных винта сзади обеспечивают машине дополнительную манёвренность.

Салон на текущих рендерах рассчитан на шесть пассажиров, эта модель разрабатывалась для полётов на расстояние до 805 км с использованием гибридной водородно-электрической силовой установки.
✔️Как сообщили в "Роснано", нацпрограмма низкоуглеродной водородной энергетики будет представлена правительству в декабре текущего года

Программа необходима для определения роли государства, бизнеса и науки в формировании новой отрасли, а также координации их действий.

В состав рабочей группы для разработки программы вошли крупнейшие компании нефтегазовой отрасли и нефтехимии, электроэнергетики, технологические компании, финансовые организации и институты развития. - всего около 30 компаний.
Водороду предрекают безусловный рост

Будущее «чистой энергии» обсудили на международной конференции по водородной энергетике, организованной Национальным нефтегазовым форумом.

➡️ «Будущее водорода – это, конечно же, рост», — уверен Стив Раймер, вице-президент по операционной деятельности ВР в России. В BP считают, что водород займет от 5 до 15% мирового энергоспроса. Сама BP к 2030 году рассчитывает занять 10-процентную долю на водородном рынке, в том числе используя лучшие наработки в сотрудничестве с «Роснефтью».

➡️ Яранд Ристад, глава компании Rystad Energy, согласен, что водород – это один из вариантов решения климатических задач, правда, не единственный. По его мнению, вклад водорода в 2050 году составит около 9%. «В ближайшие 5-10 лет рост потребления водорода будет относительно ленивый, но далее с 2030 года он пойдет в гору», — сказал он.

➡️ Руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко отметил: «Мы на протяжение десятилетий производим значительные объемы водорода на наших НПЗ. Производство водорода методом парового реформинга — устоявшийся зрелый процесс, который можно легко масштабировать, если будет спрос на водород».

➡️ Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики, партнер VYGON Consulting, уверен, что уже сегодня российским компаниям необходимы инвестиции в зеленый водород. «Уже сейчас цена достигает €63-65 за тонну CO2, и если буквально 2-3 месяца назад мы обсуждали прогнозы стоимости СО2 и цифра в €100 за тонну звучала применительно к 2030 году, то сейчас консенсус-прогноз говорит о том, что даже в этом году реально увидеть цифру в €100. Остается только догадываться, какая же цифра будет к 2030 году. Это один из важнейших факторов конкурентноспособности зеленого и голубого водорода».
Мировой авторынок постепенно захватывают электрокары, и ведущие автопроизводители продолжают вкладываться в проекты на водородном топливе.

Первый транспорт на водороде выпустила в 1959 году американская компания Allis-Chalmers Manufacturing Company — это был трактор. Первым автомобилем на водородных топливных элементах стал Electrovan от General Motors 1966 года. В наши дни личный водородный транспорт выпускают ведущие автоконцерны – от Toyota и Chevrolet до Mercedes и Audi. Тем не менее, актуальным остаётся вопрос формирования устойчивого спроса.

Свою модель разрабатывают и в BMW: прототип был представлен еще в 2019 году, а в начале сентября предсерийная версия BMW iX5 Hydrogen была показана на автосалоне в Мюнхене. К 2022 году планируется запустить мелкосейриное производство, а еще через три года – рассмотреть массовое. Развитие проекта также зависит от рыночных условий и создания инфраструктуры.
🙋‍♂️Российское энергетическое агентство (РЭА) Минэнерго будет координировать разработку нацпрограммы по развитию водородной энергетики. Об этом сообщил гендиректор РЭА Алексей Кулапин.

По его словам, агентство уже активно вовлечено в развитие водородной энергетики: «При участии наших экспертов подготовлены «дорожная карта» и Концепция развития водородной энергетики в России, завершается разработка Технологической стратегии развития водородной энергетики РФ до 2050 года. Также РЭА Минэнерго России определено проектным офисом, обеспечивающим информационно-аналитическое сопровождение деятельности соответствующей Межведомственной рабочей группы».

Как сообщалось, работу над программой планируется начать в сентябре. По словам руководителя инвестиционного дивизиона «Роснано» Алишера Каланова, в состав рабочей группы для разработки программы вошли крупнейшие компании нефтегазовой отрасли и нефтехимии, электроэнергетики, технологические компании, финансовые организации и институты развития – всего около 30 компаний.
​​🌱🇯🇵 Мобильная связь в Японии - на водороде

Япония стремится сделать свою телекоммуникационную отрасль безопасной для планеты за счет водорода (сейчас резервные источники питания работают на дизельном топливе) с помощью технологий израильской компания GenCell. Будет произведено тестирование инновационного блока топливных элементов G5 - один кВт*ч будет стоить 0,83 доллара (стоимость одного кВт*ч дизеля равна 1,22 доллара).
Япония активно стремится перейти на возобновляемые источники энергии. Государство субсидирует водородную отрасль, общественный транспорт в стране переходит на топливные элементы.

🌱Экологическая вахта
Forwarded from Energy Today
Слышали мы разные заявления, что когда Россия и Германия обсуждают водород, поддерживая тему в общем, говорят про разный водород. На самом деле это не так и вот ответ.

Германии нужен природный газ, а точнее «серый» водород, пока она развивает рынок так называемого «зеленого» водорода, заявил глава Wintershall Марио Мерен.

Пока экологически чистый водород недоступен в достаточных объемах и по привлекательным ценам, нам также нужен водород из природного газа, чтобы быстро завоевать рынок. Топ-менеджер уверен, что «зеленый» водород выиграет от зрелого рынка в долгосрочной перспективе.

Германия надеется разработать крупномасштабный экологически чистый водород, используя ветровую и солнечную электроэнергию для производства синтетического топлива для промышленности, энергетики и транспорта, и запустила.

Логика, с нашей точки зрения, безупречна, но не всем в Германии по вкусу. На пример экологи Deutsche Umwelthilfe и Urgewalt, ожидаемо критикуют возможности использования газа для получения водорода. Энергетики и промышленность разумно поддерживают.

Политические дискуссии по водороду, точнее источнику водорода, в Германии еще предстоят и, вероятно, будут зависеть, в том числе, от итогов выборов.

Водородная стратегия Германии предполагает инвестиции в 9 миллиардов до 2030 года. Документ предполагающий реализацию законодательных, налоговых и финансовых мер, представляет собой широкомасштабный план поддержки экологичных водородных технологий в самых разных сферах, не только в электроэнергетике, но и на автомобильном и железнодорожном транспорте, черной металлургии, нефтехимии, авиации.
Особое место в мировой «зелёной повестке» занимает утилизация и переработка мусора.

Наиболее популярные методы утилизации – свалки и полигоны. Ещё один способ избавиться от мусора - энергетическая утилизация отходов, то есть сжигание мусора и как результат получение электрической и тепловой энергии. В свете тренда на декарбонизацию появились и альтернативные предложения. Одно из направлений - переработка мусора в водород.

Так, в немецком Висбадене началось строительство мусоросжигательного завода «Энергия из отходов», на котором планируется перерабатывать порядка 240 тысяч тонн отходов в год. Сейчас эксперты рассматривают возможность постройки на базе завода установки для выработки водорода, которым в будущем можно будет заправлять городской общественный транспорт.

Японский производитель возобновляемых водородных систем Ways2H Inc. и его акционер Japan Blue Energy Co. в начале 2021 года объявили о завершении строительства в Токио объекта, который будет преобразовывать отстой сточных вод в возобновляемое водородное топливо для водородных топливных элементов и производства электроэнергии.

Американский стартап Ways2H ещё в прошлом году заявил, что может решить вопрос с утилизацией твёрдых бытовых отходов, выбрасываемых домохозяйствами и предприятиями в Калифорнии. При этом, на выходе разработчики намерены получать чистый водород, предлагая при этом «углеродно-негативное» решение. Отмечается, что стоимость такого водорода будет ниже, чем зелёного H2, произведённого электролизом с помощью возобновляемых источников энергии.

В свою очередь российские учёные из Томского политеха разработали технологию при которой из таких твердых отходов как древесные опилки, угольная пыль, шлам и старые покрышки в газообразной фазе можно получать - синтетический газ, состоящий из водорода и минимального процента углекислого газа и азотных соединений. И помимо это, в жидкой фазе - углеводородное топливо, а в твердой фазе – углеродную крошку.

Только по приблизительным подсчётам ежегодно на планете вырабатывается порядка 70 млрд тонн отходов различного вида. И вполне возможно, что одна из технологий, а скорее всего их совокупность, позволят не просто утилизировать мусор, а перебарывать его, минимизируя риски для окружающего нас мира.
Япония представила первый в мире танкер для перевозки сжиженного водорода Suiso Frontier, построенный корпорацией Kawasaki Heavy Industries Ltd. До конца марта 2022 года японские компании проведут технико-экономическое обоснование транспортировки водорода из Австралии в Японию с использованием этого танкера.

Это будет проверка транспортного звена в долгосрочной стратегии Японии по переходу на водород как основной источник энергии в энергобалансе страны.
Павел Сорокин, заместитель Министра энергетики России, руководитель цифровой трансформации:

«Если тема с водородами сегодня выглядит не очень выгодно, то через цикл в 10-12 лет с вложениями, которые сейчас объявлены - а это сотни миллиардов долларов - в какой-то момент может произойти прорыв и к этому надо быть готовым. У России здесь есть большое количество преимуществ. Развивая водородную индустрию, мы должны смотреть и на всё смежное. Мы сейчас в Министерстве энергетики смотрим на индустрию улавливания и захоронения СО2 как на некую смежную вещь».