Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
Минпромторг ждёт начала серийного выпуска водородного коммерческого транспорта в 2023 году. Об этом сообщил журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров. После выхода на поток новый тип транспорта будет включен в программы льготного лизинга.

🚘 Извечный вопрос, что для водородного, что для электротранспорта кроется в наличии зарядной инфраструктуры. В Москве Группа ГАЗ и КАМАЗ представили на выставке Comtrans-2021 модели городских водоробусов. Но кто выступит оператором зарядной инфраструктуры? Вопрос подвешен.

Минпромторг России идёт в повестке и поддерживает вектор, заданный Концепцией развития водородной энергетики. В ближайшие три с половиной года фокус Правительства будет находиться на создании профильных кластеров и реализации пилотных проектов. Но развитие перспективной энергетики должно идти ударными темпами.

💵 Россия готова к экспорту – потенциальный объём поставок может составить 200 тысяч тонн к 2024 году, 2-12 миллионов тонн - к 2035-му, 15-50 миллионов - к 2050 году. Эксперты Bloomberg в свою очередь отмечают, что при наиболее благоприятном сценарии развития за грядущие 30 лет отрасль привлечет около $11 трлн инвестиций, а ежегодные продажи водородного топлива по всему миру достигнут $700 млрд.
Международная повестка по водороду становится всё более насыщенной. Крупнейшие сырьевые игроки активизируют все возможные инструменты сотрудничества и взаимодействия. Фактически, это выглядит как начало передела ещё только формирующегося рынка.

Посол Объединённых Арабских Эмиратов в Москве Мухаммед Ахмед аль-Джабер заявил, что в ближайшие два месяца может состоятся первое заседание рабочей группы Россия-ОАЭ по вопросам водородной энергетики.

Возможными площадками встречи названы - Российская энергетическая неделя в Москве и Международная нефтегазовая выставка ADIPEC-2021 в Абу-Даби.

Как отметил Мухаммед Ахмед аль-Джабер, у России и ОАЭ есть значительный энергетический потенциал, генерирующие мощности, географическая близость к потенциальным потребителям водорода, большой научный задел в сфере производства, его транспортировки и хранения, а также действующая транспортная инфраструктура.

Решение о создании рабочей группы было принято ранее – 30 июля.
Forwarded from РОСНАНО
⚡️ Крупнейшие компании РФ разработают национальную Программу развития низкоуглеродной водородной энергетики

«Программа необходима для определения роли государства, бизнеса, науки и образования в формировании новой экспортно ориентированной отрасли, а также координации их действий. Программа позволит в короткие сроки построить новую отрасль с существенным мультипликативным эффектом для российской экономики и отвечающей на внешнеэкономические вызовы. В состав рабочей группы для разработки Программы вошли крупнейшие компании нефтегазовой отрасли и нефтехимии, электроэнергетики, технологические компании, финансовые организации и институты развития – всего около 30 компаний», – сообщил руководитель инвестиционного дивизиона ООО «УК «РОСНАНО» Алишер Каланов на Международной конференции по водородной энергетике.

Этапы реализации Программы:
▪️Сентябрь 2021 – старт разработки
▪️Декабрь 2021 – презентация Правительству РФ и органам исполнительной власти
▪️Начало 2022 – планируемый старт реализации Программы

Программа будет синхронизирована с целями и задачами Плана мероприятий по развитию водородной энергетики в РФ до 2024 года, Концепции развития водородной энергетики в РФ, а также работой Межведомственной рабочей группы по развитию в РФ водородной энергетики.

Напомним, в настоящий момент в Мурманской области Группой РОСНАНО совместно с компанией Enel реализуется пилотный проект по производству и экспорту в страны Европейского союза «зеленого» водорода. Планируется, что он будет реализован к 2024 году.
Владимир Ильичев, заместитель Министра экономического развития РФ:
«Россия и Франция могут наладить сотрудничество в области производства, хранения и транспортировки водорода, разработки «зеленых» технологий и финансирования зеленых проектов… Наиболее перспективными считаем взаимодействие с Францией по трем направлениям – развитие экспорта произведенного на базе атомных электростанций водорода в Европу, создание технологических и инвестиционных партнерств для разработки низкоуглеродных технологий и совместная кооперация в рамках водородных проектов в Европе».
По заявлениям аналитиков, сегодня страны СНГ обладают значительным потенциалом и возможностями для производства водорода. В формирующейся новой энергетической реальности членам содружества важно объективно оценить риски и фактически выполнить функцию драйвера в продвижении идей и технологических решений. Только тогда новый курс позволит водороду стать экономически привлекательным и конкурентоспособным и тем быстрее будет расти на него спрос.

Активная работа в это направлении уже ведется. К примеру, руководство Республики Казахстан приняло решение в ближайшее время выработать новые подходы по развитию водородной энергетики и технологий мирного атома. А ранее в июне немецкая компания Svevind Energy договорилась с Kazakh Invest о реализации проекта по выработке «зелёного водорода» в Республике, который может стать крупнейшим в мире - до 3 млн тонн в год.

Один из важных игроков мирового энергетического рынка – Азербайджан также заявил о своих планах на международный рынок водорода. Ранее вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) по инвестициям и маркетингу Эльшад Насиров заявлял, что без дополнительных инвестиций мощности Южного газового коридора могут быть на 20% использованы для транспортировки водорода в Европу.

В Узбекистане по решению главы государства создаётся Национальный научно-исследовательский институт возобновляемых источников энергии. Одно из направлений работы – научно-практические исследования, в том числе, в части строительства инфраструктуры водородной энергетики. В составе института будут созданы НИЦ водородной энергетики и лаборатория по испытанию и сертификации технологий возобновляемой и водородной энергетики.

В свою очередь Правительство России утвердило Концепцию развития водородной энергетики. Среди стратегических инициатив, представленных в документе – запуск пилотных проектов по выработке низкоуглеродного водорода, создание консорциумов по производству оборудования и комплектующих, формирование инфраструктуры для хранения и транспортировки этого энергоносителя.

Уже сейчас страны СНГ фактически формирую фундамент будущего водородного энергорынка. При этом амбиции у игроков велики. По информации Минэнерго РФ, в перспективе Россия претендует не менее, чем на 20% мирового рынка водорода. Вкупе с другими членами СНГ – эта цифра может достигнуть и 40%. Оценка приблизительная, но при рациональном подходе – вполне осуществимая.
Председатель Правительства России Михаил Мишустин одобрил соглашение о намерениях в области развития водородной энергетики и декарбонизации промышленности и транспорта на основе природного газа с ПАО «Газпром».

По информации пресс-службы Правительства, соглашение предусматривает разработку и реализацию специальной «дорожной карты», в которой зафиксируют целевые показатели развития отрасли. Её частью также станет план мероприятий до 2025 года с указанием ответственных должностных лиц и сроков реализации инициатив.

Соглашение подготовлено в рамках Концепции развития водородной энергетики, утверждённой Михаилом Мишустиным в августе. От Правительства документ подпишет вице-премьер Александр Новак. Реализация соглашения позволит России стать одним из лидеров на формирующемся глобальном рынке водородной энергетики.
У проекта водоробус в Москве может появиться поставщик топлива. Заправлять автобусы на водородных топливных элементах готова «Газпром нефть».

По заявлению руководителя департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко, в Москве рассматриваются пилотные схемы использования водорода для автотранспорта, для перевода электробусов в водоробусы. Компания готова предоставить городу водород. Планируется, что в настоящее время топлива будет достаточно для небольшого количества транспорта, но уже в ближайшие два года компания сможет удовлетворить полностью потребности городского транспорта на водородных элементах. Новая водородная установка строится на Московском НПЗ.

В рамках выставки COMTRANS-2021 председатель правления УК «РОСНАНО» Сергей Куликов, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов и генеральный директор «КАМАЗ» Сергей Когогин подписали дорожную карту проекта по созданию водоробуса на основе российских технологических решений.

Водородная энергоустановка для электробусов разрабатывается в коллаборации ведущих отечественных научных центров: ГК «ИнЭнерджи», Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при ИПХФ РАН и Научно-технологического центра «Транспортные электрохимические решения» МФТИ. Производство будет локализовано на территории России.

Также в рамках выставки Comtrans-2021 в Москве «Группа ГАЗ» и «КАМАЗ» представили свои пилотные модели городских водоробусов.
Во Франции прошли испытания поезда на водородном топливе. Демонстрация Coradia iLint состоялась на путях испытательного полигона в Валансьене.

Поезда на водородном топливе предназначены для замены дизель-поездов на неэлектрифицированных линиях с низкой интенсивностью движения.

Презентация стала частью мероприятий по поддержке инициатив, направленных на сокращение выбросов углекислого газа и снижение уровня шума на транспорте, в том числе плана по развитию водородной энергетики, принятого правительством Франции в 2018 г.

Опытная эксплуатация Coradia iLint начнется в 2022 г. в центральной части страны.

Кстати, первые два Coradia iLint с 2018 г. работают в Германии, где две федеральные земли уже заказали 41 такой поезд. Опытная эксплуатация этих поездов проводилась также в Австрии, Нидерландах и Швеции.
В рамках мирового политического тренда на декарбонизацию, в конце прошлого года в Финляндии была представлена Национальная дорожная карта по водороду. В документе подчеркивается, что «первый элемент» будет играть «ключевую роль» в борьбе с изменением климата и достижении национальной цели страны по углеродной нейтральности к 2035 году.

Уже в июле 2021 года Финская Wärtsilä начала испытания на чистом водороде газопоршневых двигателей, предназначенных для балансировки энергосистем. Компания специализируется на производстве судовых энергетических установок, электростанций, винтовых механизмов, систем управления судном и другого оборудования. Ожидается, что к 2025 году Wärtsilä создаст концепт двигателя и электростанции, способных работать на 100%-ном водороде.

Что касается использования автомобилей на водородном транспорте, то его использование у северного соседа пока невозможно из-за отсутствия зарядной инфраструктуры, отмечают специалисты. Однако в ближайшее время в Финляндии должна появится целая сеть водородных заправок. Об этом в минувшие выходные сообщили учёные Института технологических исследований страны в интервью телерадиокомпании YLE. Одна заправка будет открыта самим институтом, ещё несколько заправок появятся в городах Тампере и Турку.
🔌 В России предложили сформировать консенсусный экспертный документ по водороду. Он необходимо для того, чтобы зафиксировать основные технологические ставки в развитии этой отрасли в стране. С таким предложением выступил член совета директоров группы компаний InEnergy, участника рынка «Энерджинет» (EnergyNet) НТИ Алексей Кашин.

Эксперт в своем выступлении на международной конференции IH2CON в Санкт-Петербурге сравнил формирование водородной отрасли с атомным проектом. Кроме того, на конференции прозвучало заявление о начале разработки федеральной водородной программы по заказу консорциума из 25 компаний.
В начале 2022 года Paragon VTOL Aerospace планирует запустить прототипы аэротакси на водородном двигателе внутреннего сгорания. Как отмечают специалисты компании, это позволит в зависимости от числа пассажиров обеспечить транспортному средству запас хода от 480 до 1 500 км.

Аэротакси нового поколения назвали Soar. Оно выделяется необычным дизайном. Восемь больших винтов, размещённых вдоль фюзеляжа. Многочисленные винты меньшего размера скрыты в крыльях и служат для ускоренной стабилизации в воздухе. Два больших поворотных винта сзади обеспечивают машине дополнительную манёвренность.

Салон на текущих рендерах рассчитан на шесть пассажиров, эта модель разрабатывалась для полётов на расстояние до 805 км с использованием гибридной водородно-электрической силовой установки.
✔️Как сообщили в "Роснано", нацпрограмма низкоуглеродной водородной энергетики будет представлена правительству в декабре текущего года

Программа необходима для определения роли государства, бизнеса и науки в формировании новой отрасли, а также координации их действий.

В состав рабочей группы для разработки программы вошли крупнейшие компании нефтегазовой отрасли и нефтехимии, электроэнергетики, технологические компании, финансовые организации и институты развития. - всего около 30 компаний.
Водороду предрекают безусловный рост

Будущее «чистой энергии» обсудили на международной конференции по водородной энергетике, организованной Национальным нефтегазовым форумом.

➡️ «Будущее водорода – это, конечно же, рост», — уверен Стив Раймер, вице-президент по операционной деятельности ВР в России. В BP считают, что водород займет от 5 до 15% мирового энергоспроса. Сама BP к 2030 году рассчитывает занять 10-процентную долю на водородном рынке, в том числе используя лучшие наработки в сотрудничестве с «Роснефтью».

➡️ Яранд Ристад, глава компании Rystad Energy, согласен, что водород – это один из вариантов решения климатических задач, правда, не единственный. По его мнению, вклад водорода в 2050 году составит около 9%. «В ближайшие 5-10 лет рост потребления водорода будет относительно ленивый, но далее с 2030 года он пойдет в гору», — сказал он.

➡️ Руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко отметил: «Мы на протяжение десятилетий производим значительные объемы водорода на наших НПЗ. Производство водорода методом парового реформинга — устоявшийся зрелый процесс, который можно легко масштабировать, если будет спрос на водород».

➡️ Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики, партнер VYGON Consulting, уверен, что уже сегодня российским компаниям необходимы инвестиции в зеленый водород. «Уже сейчас цена достигает €63-65 за тонну CO2, и если буквально 2-3 месяца назад мы обсуждали прогнозы стоимости СО2 и цифра в €100 за тонну звучала применительно к 2030 году, то сейчас консенсус-прогноз говорит о том, что даже в этом году реально увидеть цифру в €100. Остается только догадываться, какая же цифра будет к 2030 году. Это один из важнейших факторов конкурентноспособности зеленого и голубого водорода».
Мировой авторынок постепенно захватывают электрокары, и ведущие автопроизводители продолжают вкладываться в проекты на водородном топливе.

Первый транспорт на водороде выпустила в 1959 году американская компания Allis-Chalmers Manufacturing Company — это был трактор. Первым автомобилем на водородных топливных элементах стал Electrovan от General Motors 1966 года. В наши дни личный водородный транспорт выпускают ведущие автоконцерны – от Toyota и Chevrolet до Mercedes и Audi. Тем не менее, актуальным остаётся вопрос формирования устойчивого спроса.

Свою модель разрабатывают и в BMW: прототип был представлен еще в 2019 году, а в начале сентября предсерийная версия BMW iX5 Hydrogen была показана на автосалоне в Мюнхене. К 2022 году планируется запустить мелкосейриное производство, а еще через три года – рассмотреть массовое. Развитие проекта также зависит от рыночных условий и создания инфраструктуры.
🙋‍♂️Российское энергетическое агентство (РЭА) Минэнерго будет координировать разработку нацпрограммы по развитию водородной энергетики. Об этом сообщил гендиректор РЭА Алексей Кулапин.

По его словам, агентство уже активно вовлечено в развитие водородной энергетики: «При участии наших экспертов подготовлены «дорожная карта» и Концепция развития водородной энергетики в России, завершается разработка Технологической стратегии развития водородной энергетики РФ до 2050 года. Также РЭА Минэнерго России определено проектным офисом, обеспечивающим информационно-аналитическое сопровождение деятельности соответствующей Межведомственной рабочей группы».

Как сообщалось, работу над программой планируется начать в сентябре. По словам руководителя инвестиционного дивизиона «Роснано» Алишера Каланова, в состав рабочей группы для разработки программы вошли крупнейшие компании нефтегазовой отрасли и нефтехимии, электроэнергетики, технологические компании, финансовые организации и институты развития – всего около 30 компаний.
​​🌱🇯🇵 Мобильная связь в Японии - на водороде

Япония стремится сделать свою телекоммуникационную отрасль безопасной для планеты за счет водорода (сейчас резервные источники питания работают на дизельном топливе) с помощью технологий израильской компания GenCell. Будет произведено тестирование инновационного блока топливных элементов G5 - один кВт*ч будет стоить 0,83 доллара (стоимость одного кВт*ч дизеля равна 1,22 доллара).
Япония активно стремится перейти на возобновляемые источники энергии. Государство субсидирует водородную отрасль, общественный транспорт в стране переходит на топливные элементы.

🌱Экологическая вахта
Forwarded from Energy Today
Слышали мы разные заявления, что когда Россия и Германия обсуждают водород, поддерживая тему в общем, говорят про разный водород. На самом деле это не так и вот ответ.

Германии нужен природный газ, а точнее «серый» водород, пока она развивает рынок так называемого «зеленого» водорода, заявил глава Wintershall Марио Мерен.

Пока экологически чистый водород недоступен в достаточных объемах и по привлекательным ценам, нам также нужен водород из природного газа, чтобы быстро завоевать рынок. Топ-менеджер уверен, что «зеленый» водород выиграет от зрелого рынка в долгосрочной перспективе.

Германия надеется разработать крупномасштабный экологически чистый водород, используя ветровую и солнечную электроэнергию для производства синтетического топлива для промышленности, энергетики и транспорта, и запустила.

Логика, с нашей точки зрения, безупречна, но не всем в Германии по вкусу. На пример экологи Deutsche Umwelthilfe и Urgewalt, ожидаемо критикуют возможности использования газа для получения водорода. Энергетики и промышленность разумно поддерживают.

Политические дискуссии по водороду, точнее источнику водорода, в Германии еще предстоят и, вероятно, будут зависеть, в том числе, от итогов выборов.

Водородная стратегия Германии предполагает инвестиции в 9 миллиардов до 2030 года. Документ предполагающий реализацию законодательных, налоговых и финансовых мер, представляет собой широкомасштабный план поддержки экологичных водородных технологий в самых разных сферах, не только в электроэнергетике, но и на автомобильном и железнодорожном транспорте, черной металлургии, нефтехимии, авиации.
Особое место в мировой «зелёной повестке» занимает утилизация и переработка мусора.

Наиболее популярные методы утилизации – свалки и полигоны. Ещё один способ избавиться от мусора - энергетическая утилизация отходов, то есть сжигание мусора и как результат получение электрической и тепловой энергии. В свете тренда на декарбонизацию появились и альтернативные предложения. Одно из направлений - переработка мусора в водород.

Так, в немецком Висбадене началось строительство мусоросжигательного завода «Энергия из отходов», на котором планируется перерабатывать порядка 240 тысяч тонн отходов в год. Сейчас эксперты рассматривают возможность постройки на базе завода установки для выработки водорода, которым в будущем можно будет заправлять городской общественный транспорт.

Японский производитель возобновляемых водородных систем Ways2H Inc. и его акционер Japan Blue Energy Co. в начале 2021 года объявили о завершении строительства в Токио объекта, который будет преобразовывать отстой сточных вод в возобновляемое водородное топливо для водородных топливных элементов и производства электроэнергии.

Американский стартап Ways2H ещё в прошлом году заявил, что может решить вопрос с утилизацией твёрдых бытовых отходов, выбрасываемых домохозяйствами и предприятиями в Калифорнии. При этом, на выходе разработчики намерены получать чистый водород, предлагая при этом «углеродно-негативное» решение. Отмечается, что стоимость такого водорода будет ниже, чем зелёного H2, произведённого электролизом с помощью возобновляемых источников энергии.

В свою очередь российские учёные из Томского политеха разработали технологию при которой из таких твердых отходов как древесные опилки, угольная пыль, шлам и старые покрышки в газообразной фазе можно получать - синтетический газ, состоящий из водорода и минимального процента углекислого газа и азотных соединений. И помимо это, в жидкой фазе - углеводородное топливо, а в твердой фазе – углеродную крошку.

Только по приблизительным подсчётам ежегодно на планете вырабатывается порядка 70 млрд тонн отходов различного вида. И вполне возможно, что одна из технологий, а скорее всего их совокупность, позволят не просто утилизировать мусор, а перебарывать его, минимизируя риски для окружающего нас мира.
Япония представила первый в мире танкер для перевозки сжиженного водорода Suiso Frontier, построенный корпорацией Kawasaki Heavy Industries Ltd. До конца марта 2022 года японские компании проведут технико-экономическое обоснование транспортировки водорода из Австралии в Японию с использованием этого танкера.

Это будет проверка транспортного звена в долгосрочной стратегии Японии по переходу на водород как основной источник энергии в энергобалансе страны.
Павел Сорокин, заместитель Министра энергетики России, руководитель цифровой трансформации:

«Если тема с водородами сегодня выглядит не очень выгодно, то через цикл в 10-12 лет с вложениями, которые сейчас объявлены - а это сотни миллиардов долларов - в какой-то момент может произойти прорыв и к этому надо быть готовым. У России здесь есть большое количество преимуществ. Развивая водородную индустрию, мы должны смотреть и на всё смежное. Мы сейчас в Министерстве энергетики смотрим на индустрию улавливания и захоронения СО2 как на некую смежную вещь».
Крупнейший мировой авиастроитель французская компания Airbus планирует к 2035 году выпустить свой первый самолёт на водородном топливе. Заказ на разработку инновационного борта поступил от новозеландской авиакомпании Air New Zealand.

Вчера компании подписали первоначальное соглашение, назвав его первым для Азиатско-Тихоокеанского региона, которое позволит «лучше понять возможности и проблемы, связанные с полётами на водородных самолетах с нулевым уровнем выбросов в Новой Зеландии». При этом компания Air New Zealand также изучает возможности для использования низкоуглеродных технологий, в частности, в самолетах с электрическим, гибридным или водородным двигателем, чтобы сократить выбросы уже к 2030 году.

Как отмечают специалисты, на авиацию сейчас приходится около 2,5% мировых выбросов углерода, поэтому авиакомпании ищут способы снизить негативное влияние на климат. В тоже время в июне концерн Airbus заявлял, что большинство авиалиний будут полагаться на традиционные реактивные двигатели как минимум до 2050 года. А водородные самолеты будут ориентированы в первую очередь на региональные и короткие перевозки, начиная 2035 года.