Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🌀 Российские компании продолжают работу по выходу на международный рынок водородной энергетики. «Новатэк» и немецкая компания RWE договорились о совместной деятельности по изучению вопроса поставки «голубого» аммиака и водорода в Европу.

В настоящее время «Новатэк» проводит предварительное проектирование объектов по производству «голубого» аммиака и водорода на Ямале, которое будет включать в себя объекты по улавливанию и захоронению углерода (CCS). Топливо будет производиться на Обском ГХК.

📍 Планируется, что экспорт будет осуществляться непосредственно компании RWE и ее клиентам в Германии, а также другие европейские рынки.

Помимо этого, компании планируют сотрудничество в области поставок СПГ, в том числе возможного СПГ с нулевым углеродным следом.
🇷🇺 🇩🇪 Германия планирует интенсивно развивать научный обмен с Россией в области исследования водорода как энергоносителя, а также активизировать взаимодействие в научной и экономической сферах. Для достижения прорыва в сфере водородной энергетики в Москве в ближайшей перспективе появится германское бюро по «водородной дипломатии».

«Вскоре мы откроем в Москве германское бюро по водородной дипломатии, которое финансируется Министерством иностранных дел Германии и будет способствовать развитию тесного сотрудничества и интенсификации обмена с российскими партнерами в этой важной сфере», - сообщил посол Германии в России Геза Андреас фон Гайр на форуме Российско-германского перекрестного года «Экономика и устойчивое развитие 2020-2022».

Ранее, в марте 2021 года экс-министр иностранных дел Германии Хайко Маас сообщил о планах Берлина открыть в Москве и Эр-Рияде бюро по вопросам производства и поставок водорода в качестве топлива.
Павел Завальный, председатель комитета Государственной Думы по энергетике, президент Российского газового общества заявил, выступая на 2-й Российско-Германской конференции по водородной энергетике:

«Развитие водородной энергетики является одним из важнейших направлений энергоперехода для нашей страны. Среди задач - создание технологий и мощностей для производства водорода из природного газа, а также с использованием ВИЭ и атомной энергии, и интенсификация международного сотрудничества. Цель – занять до 20% мирового рынка водорода… Я полагаю, что нас ждет достаточно долгий переходный период к чистому зеленому водороду, и серый, а потом и голубой водород займут в нем свое место просто с точки зрения экономической целесообразности и безопасности энергообеспечения. Иначе цена вопроса будет непомерной, а глубина, длительность и, главное, непредсказуемость энергетических кризисов будет гораздо больше тех, что так напугали всех этой осенью».
🧩 Во Франции планируют создать первую плавучую ветряную турбину с интегрированной системой производства водорода. Компании Lhyfe и DORIS подписали соглашение, в рамках которого предполагается производство водорода на шельфе. Весь бюджет проекта Lhyfe и DORIS, включая исследования, разработки (НИОКР) и производство первого прототипа к 2025 году, составит около €60 млн.

Компании намерены разработать жизнеспособные решения для производства экологически чистого водорода на шельфе в рамках перехода на экологически чистую энергию. В планах - использование запатентованного водородного решения Lhyfe Nerehyd, которое уже сейчас позволяет производить водород на промышленной площадке компании во французском Буэне.

⚙️ Технология предполагает встраивание установки по производству водорода в основу плавучей ветряной турбины и может быть использовано как в сети, так и вне ее, начиная с небольших проектов с ветряными турбинами мощностью 10 МВт и заканчивая крупномасштабными - с ветряными электростанциями мощностью в несколько сотен мегаватт.

По заявлению генерального директора и основателя компании Lhyfe Матье Гесне решение по размещению первой производственной площадки рядом с океаном для добычи в морских условиях, было принципиальным, так как сразу была уверенность в том, что именно шельф является ключом для крупномасштабного, устойчивого и экономически жизнеспособного производства «зеленого» водорода.
🇦🇪 Объединенные Арабские Эмираты продолжают планомерную работу в реализации проектов водородной энергетики. Новый стратегический альянс между французской ENGIE и эмиратской госкомпанией Masdar направлен на создание в ОАЭ гигамасштабного «зеленого» водородного хаба. Размер инвестиций в проект, который обеспечит значительный рост водородных возможностей региона, составит $5 млрд.

К 2030 году компании определят и разработают проекты мощностью не менее 2 ГВт. Обе компании будут стремиться использовать существующую инфраструктуру и ориентироваться на местные поставки с целью расширения мощностей для создания гигантских «зеленых» водородных кластеров, которые также смогут экспортировать водород на прибыльные мировые рынки.

🔋 Этот стратегический альянс наглядно показывает амбициозные цели ENGIE по долгосрочному развитию возобновляемого водорода, важного инструмента для энергетического перехода, и является значимой частью стратегической инициативы ОАЭ - Net Zero 2050.

Напомним, ОАЭ стали первой страной Ближнего Востока, которая взяла на себя обязательство достичь цели чистых нулевых выбросов к 2050 году, с запланированными инвестициями в возобновляемые источники энергии в размере $163 млрд.
🛠 Российская промышленность создает условия для формирования рынка водородной энергетики. Так, «Северсталь» планирует представить трубы большого диаметра для транспортировки водорода к 2022–2023 гг.

В компании отметили, что природа водорода отличается от природы метана, который обычно транспортируется по трубам большого диаметра, предназначенным для природного газа. Поэтому водород иначе влияет на стальные трубы. Если взять существующие трубы и по ним транспортировать водород, безопасность такой транспортировки будет под большим вопросом.

⚙️ На сегодняшний день ни одна компания в мире не представила лучшее решение в сегменте труб для транспортировки водорода, подчеркнули в компании. «Северсталь», которая выпускает трубы на своем Ижорском трубном заводе, находится в контакте с потенциальными производителями водорода как в России, так и за рубежом, чьи проекты пока находятся на стадии пред-технической эксплуатации оборудования.
Михаил Иванов, заместитель Министра промышленности и торговли РФ отметил на энергетическом форуме «Инновации. Инфраструктура. Безопасность.»:

«Согласно отраслевым исследованиям, использование в турбине метано-водородной смеси позволяет сократить объемы выбросов углекислого газа примерно в половину. Мы очень внимательно следим за развитием этих технологий и рассчитываем, что первая подобная отечественная турбина мощностью 65 МВт увидит свет уже в 2027 году».
🔋 Источники бесперебойного питания на водороде мощностью 1,5 МВт планируют совместно запустить компании Caterpillar, Microsoft и Ballard Power Systems. Система должна стать альтернативой существующей, на базе дизель-генераторной установки для центра обработки данных (ЦОД) Microsoft в г. Куинси (штат Вашингтон, США).

Проект рассчитан на 3 года и будет реализован при поддержке национальной лаборатории по изучению возобновляемой энергии, а также при поддержке и частичном финансировании со стороны Министерства энергетики США, которое будет осуществляться в рамках инициативы H2@Scale, нацеленной на полную реализацию преимуществ водорода для всей экономики.

💰 В Microsoft заявили, что компания продолжает инвестировать в исследования и разработки передовых технологий в области водородной энергетики в рамках корпоративных усилий по достижению нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2030 г., и демонстрационный проект системы бесперебойного питания обеспечит ценную информацию о возможности применения ИБП на базе водородных топливных элементов для принадлежащих компании ЦОД различной мощности.
Продолжаем рассказывать о проектах, которые будут реализованы в рамках атласа Минпромторга РФ по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака. Сегодня в фокусе внимания Калининградская и Саратовская области, Краснодарский край и Республика Крым.

«Кронштадт», «Содружество» и «Атомэнергомаш» планируют производить «зеленый» водород с использованием электроэнергии ГЭС в Калининградской области. Срок реализации проекта – 2023 г. Прогнозируемы объем производства – 2 700 тонн водорода в год.

В Саратовской области «СПК Горный» намерены реализовать проект по производству «голубого» аммиака методом паровой конверсии метана с улавливанием CO2. К 2026 г. прогнозируемый объем производства составит 20 000 тонн, а к 2030 г. – 170 000 тонн аммиака в год.

К 2024 г. «Росатом» намерен наладить производство «зеленого» водорода с использованием электроэнергии ВЭС в Калининградской области.

«H2» планирует производить «зеленый» водород с использованием электроэнергии ВЭС в Республике Крым. К 2023 г. прогнозируемый объем производства составит 10 000 тонн водорода в год.

Производство «зеленого» с использованием электроэнергии СЭС в Краснодарском крае намерен наладить «Лукойл». Срок реализации проекта – 2023 г. Прогнозируемый объем производства – 13 тонн водорода в год.
🚆 Первый локомотив на водородных топливных элементах в Китае был запущен летом этого года. В настоящее время от тестовых испытаний китайские железнодорожники перешли к тестовой эксплуатации.

Гибридный водородный локомотив был разработан дочерней компанией State Power Investment Corporation Limited (SPIC), CRRC Datong Co., Ltd. и Hydrogen Energy Co., Ltd., входящей в SPIC. В сравнении с традиционными тепловозами, локомотив на водороде, сократит выбросы углерода примерно на 96 000 тонн в год. Эксплуатируется гибрид на 627-километровой железной дороге, соединяющей угольную шахту Байиньхуа во Внутренней Монголии с портом Цзиньчжоу в провинции Ляонин на северо-востоке Китая.

Локомотив имеет расчетную скорость 80 км/ч. Он может работать непрерывно в течение 24,5 часов при полной заправке топливом, а его максимальная тяговая нагрузка на прямых дорогах достигает 5 000 тонн.
🛩 Проект британского института аэрокосмических технологий FlyZero представил концепцию водородного широкофюзеляжного самолета, рассчитанного на 279 пассажиров. Разработчики говорят, что дальность его полета будет 9,7 тыс. км. Это значит, что, к примеру, из Москвы в Сан-Франциско на нем можно будет добраться без пересадок. Для сравнения, у широкофюзеляжного Boeing 787-8 дальность полета — 13,5 тыс. км, а рассчитан он на 248 пассажиров.

Широкофюзеляжный самолет FlyZero будет летать на жидком водороде, хранящемся в криогенных топливных баках при температуре примерно минус 250°C. Топливные баки расположатся в хвосте и по бокам фюзеляжа. Размах крыла самолета составит 54 метра — по этому показателю он окажется между широкофюзеляжными Boeing 767 и 787. Под крылом установят два турбовентиляторных двигателя.

Конкретной даты, когда стоит ждать инновационный лайнер в небе – разработчики пока не назвали.

Проект стартовал в 2020 году. Спонсирует его — правительство Соединенного Королевства. В начале следующего года исследователи собираются опубликовать три финальных концепции экологичных самолетов: регионального, узкофюзеляжного и широкофюзеляжного.
Чон Рэквон, нобелевский лауреат и председатель комитета премии «Глобальная энергия» отметил в интервью РБК:

«Роль России в мировой экономике очень важна, и, если она тоже начнет бороться за лидерство в безуглеродной экономике, это станет серьезным сигналом бизнесу во всем мире. Важно отметить, что Россия сможет выиграть и от своего присутствия на рынке водорода, который сейчас формируется – благодаря запасам природного газа, который и используется для производства водорода. Газ стоит дешево, а водород – гораздо дороже. И такие страны как Япония, Корея и США планируют переходить на водород, но они могут столкнуться с проблемами с улавливанием и хранением углерода (выбросы углерода происходят при производстве водорода из природного газа методом риформинга – прим. ред.) В Корее, например, просто не хватит территорий для хранения углерода под землей – размеры же российских территорий позволяют ей быть лидером на этом рынке. Это позволит России стать крупнейшим экспортером водорода, а не просто природного газа. Поэтому не стоит думать, что переход к углеродной нейтральности – это что-то крайне невыгодное для России. На самом деле он создаст впечатляющие новые возможности для российской экономики».
☁️ Все новое – это хорошо забытое старое. Американский стартап из Калифорнии H2 Clipper предлагает вернуть в небо дирижабли на водородном топливе. Разработчики утверждают, что это позволит перевозить между континентами грузы в 8-10 раз тяжелее, чем способны транспортировать любые современные грузовые самолёты. При этом стоимость доставки удастся снизить в 4 раза.

Полезная нагрузка дирижаблей H2 Clipper - до 150 тонн в отсеках объёмом до 7 530 м3. Крейсерская скорость - порядка 282 км/ч. Выброс вредных выхлопов сведётся к нулю. Планируется, что они будут доставлять грузы на расстояние от 800 до 9 700 км.

⚙️ Разработчики заявляют, что «грузоподъёмность» водорода на 7-8 % выше, чем у гелия, и к тому же, добыча водорода обходится в 67 раз дешевле. Дирижабли будут использовать электродвигатели с питанием от топливных водородных ячеек. В теории водород для питания двигателей можно будет добывать непосредственно в полёте методом электролиза из воды за счет солнечных источников энергии. При этом, грузовые дирижабли H2 Clipper будут безопасны для людей. Только первое время они будут путешествовать с экипажами, но впоследствии смогут стать полностью автономными.

Компания начнёт подготовку чертежей малоразмерного прототипа в 2022 году, а первые полёты могут состояться уже в 2024. В эксплуатацию полноразмерные дирижабли планируют запустить к 2026 году. Ожидается, что к началу 2030-х будет запущено порядка 100 водородных дирижаблей.
🇪🇺 Евросоюз заявил о намерениях создать рынок водородного топлива. Об этом говорится в заявлении, которое накануне распространила Еврокомиссия.

Предложения включают создание инфраструктуры и обеспечение между странами ЕС трансграничной координации. В заявлении говорится, что необходимо создание межсетевых транспортных соединений, с помощью которых водород может экономически целесообразно доставляться потребителям из районов, где его можно легко производить с использованием возобновляемых источников энергии.

🧩 В частности, Еврокомиссия предлагает перепрофилировать под транспортировку водорода часть существующих газотранспортных систем, предназначенных для поставок природного газа. Для этого необходимо создание реестра газовых мощностей в Европе, которые могут быть перепрофилированы.

Производство водорода в Евросоюзе рассматривается как одна из возможностей выравнивания неровной генерации ветряной и солнечной энергии. При наличии большого избытка этой энергии избыточная энергия может направляться на предприятия, производящие водород путем электролиза воды. При недостатке генерации тот же водород может использоваться как чистое топливо для производства электричества.
В Китае введена в эксплуатацию линия по производству протонообменных мембран для водородных топливных элементов

Пекин, 16 декабря /Синьхуа/ -- В городе Ухань центральнокитайской провинции Хубэй введена в эксплуатацию линия по производству протонообменных мембран - основного компонента водородных топливных элементов.

Ожидается, что производственная линия компании Hydrogen Energy Co., Ltd. будет производить около 300 000 кв. м вышеназванного материала в год, отмечается в статье китайской газеты "Кэцзи жибао" /Science and Technology Daily/.

Топливные элементы, работающие на водородной энергии, могут преобразовывать химическую энергию в электричество посредством химической реакции между водородом и кислородом. -0-

2021-12-16 16:19:07
[Russian.News.Cn] [Full Text]
🏎 Уникальные проекты автомобильного транспорта на водородном топливе продолжают появляться на рынке. На этот раз калифорнийская технологическая компания Hyperion представила гиперкар с запасом хода в 1 800 км, максимальной скоростью 360 км/ч и разгоном с места до 100 км/ч всего за 2,2 секунды.

Таких результатов удалось добиться за счет использования водородных топливных элементов, которые с высокой эффективностью трансформируют водород в электроэнергию.

Еще одной особенностью этого гоночного автомобиля является сравнительно не большая масса, из-за отсутствия традиционных литиевых аккумуляторов, вместо них емкость с водородом, который заставляет вращаться очень мощные электродвигатели в передних и задних колесах.
🌀 Европейские игроки топливного рынка продолжают процесс консолидации усилий на формирующемся рынке водородного топлива. Норвежская Equinor и французская Engie продолжают разработку проекта по производству низкоуглеродистого водорода из природного газа в Бельгии, сообщили компании в совместном пресс-релизе.

В настоящее время Equinor и Engie планируют запустить технико-экономическое обоснование для оценки пригодности площадки в районе Гента для производства голубого водорода. В компании заявили, что продолжаются коммерческие переговоры с потенциальными крупными производителями экологичного топлива. Также ведутся переговоры об интеграции с портовой инфраструктурой в Северном море, в том числе с бельгийским сетевым оператором Fluxys.

🧩 Компании подписали меморандум о взаимопонимании еще в феврале 2021 года. Проект H2BE направлен на производство водорода из природного газа с использованием автотермического риформинга (ATR) в сочетании с улавливанием и хранением углерода (CCS). Разработчики утверждают, что технология ATR позволяет обеспечить скорость декарбонизации выше 95% и производить водород в больших масштабах при конкурентоспособных уровнях затрат.

Компании стремятся начать проект в ближайшие несколько лет, чтобы внести свой вклад в промежуточные цели Бельгии по снижению углеродного следа к 2030 г.
Сегодня завершаем цикл публикаций о проектах по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака, представленных в атласе Минпромторга. Напомним, что в соответствии с документом в планах реализации 41 проект в 21 российском регионе. Сегодня расскажем об инициативах в Московской и Ленинградской областях.

«НИЦ РКП: «Зеленый» водород» планирует производство в Московской области «зеленого» водорода с использованием электроэнергии Угличской ГЭС и Загорской ГАЭС. Пилотный пуск запланирован на 2021 г. с прогнозируемым объемом 400 тонн и увеличением до 800 тонн водорода в 2024 г.

«Агентство экономического развития Ленинградской области» нацелено на производство «зеленого» водорода в регионе с использованием электроэнергии ВЭС. К 2023 г. ежегодный объём производства – 3 500 тонн водорода в год.

«Агентство экономического развития Ленинградской области» планирует в регионе производство «зеленого» водорода с использованием электроэнергии малой ГЭС. Пуск проекта – 2023 г. Прогнозируемый объем производства – 1 000 тонн водорода в год.

Также «Агентство экономического развития Ленинградской области» намерено к 2023 г. производить «голубой» водород/аммиак методом паровой конверсии метана с улавливанием CO2 на газохимических предприятиях Ленинградской области. Прогнозируемый объем производства к 2023 г.1 000 тонн водорода в год.
🇮🇹 Итальянский металлургический комбинат Acciaierie d’Italia к 2030 г. планирует заменить доменные печи на электропечи, которые в качестве сырья будут использовать восстановленное железо. Его, в свою очередь, будут производить на основе «зеленого» водорода, который будут получать на электролизерах, питаемых от возобновляемых источников энергии.

О разработке нового десятилетнего плана развития предприятия стало известно на заседании в Министерстве экономического развития Италии с участием представителей руководства металлургического комбината Acciaierie d’Italia и профсоюзов. Основа плана - достижение полной декарбонизации производства уже к концу текущего десятилетия за счет перехода на технологии водородной металлургии.

🧩 В качестве промежуточной цели производительность Acciaierie d’Italia к 2025 г. планируется довести до 8 млн. тонн в год и обеспечить полную занятость. При этом объем инвестиций в развитие предприятия составит €4,7 млрд. Также к 2025 г. выбросы углекислого газа должны быть снижены на 40%, а выбросы пыли — на 30%.
🇪🇺 Европейская компания H2Global планирует инвестировать €900 млн в инициативу по развитию производства «зеленого» водорода в странах, которые не входят в ЕС. Накануне данную инициативу официально одобрила Еврокомиссия. Произведённое топливо в дальнейшем планируется экспортировать в ЕС.

Такой подход призван удовлетворить спрос на «зеленый» водород в ЕС, рост которого прогнозируется в будущем. Проекты по производству «зеленого» водорода будут выбирать на тендерной основе.

🧩 Реализация инициативы ожидается в течение 10 лет с момента подписания первого контракта. Заниматься управлением и реализацией соглашений будет специализированная организация - HINT.CO. Посредник должен заключать долгосрочные контракты на закупку (производство «зеленого» водорода) и краткосрочные контракты на перепродажу продукции для покрытия спроса (использование «зеленого» водорода).

Евросоюз намерен сократить выбросы СО2 на 55% к 2030 году. Для этого Еврокомиссия в сотрудничестве с промышленными предприятиями учредил 11 промышленных партнерств для достижения климатической нейтральности с объемом финансирования €22 млрд.
🇮🇳 В Индии запустили первый водоробус. Автобус на водородных топливных элементах разработала научно-исследовательская лаборатория инноваций – Sentient Labs. Недавно специалисты этой индийской компании анонсировали первую в мире технологию, генерирующую «зеленый» водород из сельскохозяйственных отходов.

Для первого водородного автобуса разработаны: топливные элементы, силовая линия и батарейный блок.

🚌 Автобус имеет длину 9 м и рассчитан на перевозку 32 пассажиров. Запас хода достигает 450 км. Благодаря модульной конструкцию машину легко адаптировать под те или иные требования заказчика.

Напомним, что в России уникальный автобус на водородных топливных элементах компании «ИнЭнерджи» будет готов уже в следующем году, а в 2023 г. – начнется его серийное производство и внедрение. Договоренность об этом достигнута между Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, «Роснано» и КАМАЗ.