Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
Александр Воротников, кандидат химических наук, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС в комментарии ИА «REGNUM» отметил:

«По прогнозам, внутренний спрос страны в 2030 году будет составлять 3 млн тонн «зеленого водорода» (водорода, произведенного с помощью возобновляемых источников электроэнергии — солнца и ветра), из которых 2,6 млн тонн планируют импортировать. Сейчас, когда сфера еще формируется, у России есть все шансы для успешного выхода на водородный рынок Германии: потенциал производства водорода в России только за счет загрузки резервных генерирующих мощностей составляет от 2 до 6 млн тонн».
🌀 Низкоуглеродный водород проекта АО «Русатом Оверсиз» и французской Air Liquide вызывает заинтересованность компаний из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Стороны также обсуждают с партнерами из Японии и Кореи вопрос о запуске международной цепочки поставок низкоуглеродного водорода с 2025 года.

«Русатом Оверсиз» и Air Liquide уже представили технико-экономическое обоснование водородного проекта правительству Сахалинской области. Исходя из положительных результатов ТЭО компании готовятся к следующему этапу по проекту - FEED (Front-End-Engineering Design.

🧩 Напомним, в апреле прошлого года «Русатом Оверсиз», Air Liquide - один из ведущих производителей промышленных газов - и правительство Сахалинской области подписали меморандум о взаимопонимании для изучения возможности строительства на Сахалине комплекса по производству до 100 тыс. тонн водорода в год.
📗 В докладе «Геополитика трансформации энергетики: водородный фактор» Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA) отмечается, что к 2050 году использование водородного топлива может составить до 12% мирового энергопотребления. По мнению экспертов, это позволит повысить экономическую конкурентоспособность и повлияет на внешнеполитические взаимоотношения благодаря двусторонним сделкам, которые значительно отличаются от сделок углеводородной эпохи.

🌎 Страны с большим потенциалом возобновляемых источников энергии могут стать площадками «зеленой» индустриализации, которые используют свой потенциал для привлечения энергоемких отраслей. Кроме того, участие в цепочке формирования стоимости водорода может повысить экономическую конкурентоспособность. В частности, производство оборудования, такого как электролизеры и топливные элементы, может стать стимулом развития бизнеса. Китай, Япония и Европа уже создали задел в производстве, однако формировать актуальную производственную среду будут лидеры инноваций.

Другие ключевые выводы исследования:
2020-е могут стать эпохой большой гонки за технологическое лидерство – затраты на производство водорода резко снизятся по мере обучения и расширения необходимой инфраструктуры
Производство оборудования для производства H2 позволит получить прибыль в среднесрочной и долгосрочной перспективе
Страны с обилием дешевой возобновляемой энергии могут стать производителями «зеленого» водорода, что повлечет за собой смену векторов в геоэкономическом и геополитическом пространстве.
🌀 Британская Octopus Hydrogen и немецкая BayWa подписали соглашение о сотрудничестве по развитию производства «зеленого» водорода на туманном Альбионе. В рамках стратегического партнерства Octopus Hydrogen установит электролизеры, компрессионное оборудование и построит мобильное хранилище водорода для солнечных и ветровых проектов BayWa. Ключевое направление использования «зеленого» водорода - коммерческий транспорт.

Среди уже намеченных первоначальных проектов — трубопровод BayWa в Соединенном Королевстве, пропускная способность которого составляет порядка 6,5 тонн «зеленого» водорода в сутки, а первые поставки ожидаются уже в 2023 году.

♻️ Как отмечают в Octopus Hydrogen, «зеленый» водород необходим Великобритании для достижения поставленных правительством целей по нулевым выбросам к 2050 году, а к 2030 году мощности по производству «зеленого» водорода должны составить 5 ГВт.
Центральная Азия как центр производства зелёного Н2

В структуре себестоимости зелёного водорода значительную долю занимают дополнительные расходы на очистку воды для электролиза.
1️⃣В среднем для производства 1 тонны водорода требуется 9 тонн очищенной воды.
2️⃣В свою очередь, для получения 1 тонны чистой воды потребуется в два раза больший объём неочищенной воды.
3️⃣Следовательно, с потерями соотношение приближается к 20 тоннам воды на 1 тонну водорода.

❗️Снизить расходы на производство зелёного водорода можно, разместив производственные мощности рядом с гидроэлектростанциями Киргизии и Таджикистана, где недорогая гидроэлектроэнергия в ценовом коридоре 2–2,3 цента за кВт·ч, а суммарный естественный среднегодовой речной сток Сырдарьи и Амударьи достигает 95 тыс. км3.

💪Эти факторы формируют благоприятные условия для развития водородной энергетики.
https://news.1rj.ru/str/globalenergyprize/2200
🧩 Норвежская TECO 2030 подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с Al Misehal Group в Королевстве Саудовская Аравия для создания совместного предприятия, направленного на снижение воздействия на окружающую среду в стране и достижение нулевого уровня выбросов к 2060 году.

Ожидается, что уже к 2030 году сотрудничество внесет вклад в снижение углеводородных выбросов Саудовской Аравии и поможет компаниям стать ключевыми поставщиками водородных топливных элементов в регионе. Совместное предприятия ставит перед собой цель - преобразование различных источников энергии в сторону нулевого уровня выбросов с помощью внедрения водородных технологий.

🔋 TECO 2030, специализирующаяся на производстве морских и тяжелых топливных элементов , предоставит совместному предприятию все технические возможности. В рамках соглашения блоки водородных топливных элементов изначально будут производиться в Инновационном центре TECO 2030 в Нарвике, а позже производство модулей мощностью 400 кВт будет локализовано в Саудовской Аравии.
🛩 Airbus и SEA договорились изучить возможности реализации водородных проектов в итальянских аэропортах Милана Линате (LIN) и Милана Мальпенса (MXP). Многочисленные технико-экономические исследования будут проведены в рамках создания в ближайшее время центра заправки водородом для неавиационного использования. В долгосрочной перспективе планируется создание инфраструктуры для использования водорода в авиации.

Ожидается, что Airbus запустит первый самолет с водородным двигателем примерно в 2035 году. Аэропорты намерены разработать механизм и подготовить инфраструктуру для заправки нового самолета водородным топливом.

♻️ Ранее, в ноябре прошлого года Управление гражданской авиации Сингапура (CAAS) заключило аналогичное партнерское соглашение с Airbus для поддержки устойчивой авиации. Кроме того, Airbus обнародовал свой план по обезуглероживанию авиатранспортного сектора. Одним из таких проектов является проект ZEROe, который исследует возможности нулевого уровня выбросов для будущего самолета.
Александр Новак, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в рамках встречи с экс-премьер-министром Французской Республики Франсуа Фийоном:

«В перспективе мы видим большой потенциал развития совместных проектов и кооперации в части чистой энергетики, производства и транспортировки водорода. В настоящий момент создана большая межведомственная рабочая группа, куда входят органы власти, компании и учёные. Кроме того, Правительством утверждена Концепция развития водородной энергетики, в России уже реализуется около 25 проектов в этом направлении».
🧑‍🔬 В лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института (MIT) создали способ по преобразованию алюминия в водородное топливо, которое потенциально может служить портативным, легкодоступным источником энергии.

Инженеры создали систему H-TaRP, состоящую из алюминиевого дозатора, корпуса реактора, системы водяного охлаждения и коллектора для заполнения бака водородом. Это легкое гибкое устройство, которое можно использовать в любых условиях.

🔋 H-TaRP создали для морских пехотинцев, которые находятся в полевых условиях и используют высокотехнологичное оборудование: для работы таких инструментов требуется большое количество топлива и энергии – обычно нефть или батареи. Цель изобретения — устранить необходимость транспортировать дизельное топливо и заряжать аккумуляторы. В системе можно использовать местные ресурсы для производства водородного топлива для всех видов транспортных средств. H-TaRP можно быстро развернуть с минимальной подготовкой менее чем за 15 минут.
📰 К 2030 году экспорт водорода из РФ может достигнуть 2,3 млн тонн в год и 9,4 млн тонн к 2050 году, ожидает Минэнерго России в своем проекте комплексной программы развития водородной энергетики, сообщает «КоммерсантЪ». Для вывода проектов на окупаемость министерство предлагает за счет бюджета компенсировать производителям временные потери при продаже водорода на экспорт, субсидировать капитальные и операционные затраты таких проектов и дать им дополнительные налоговые льготы.

🧩 В проекте документа предлагается сформировать пять кластеров – Ямал, Восточная Сибирь, Якутия, Сахалин, Северо-Запад. Здесь же описываются сценарии развития производства и экспорта «голубого» водорода, который производится методом парового риформинга метана с утилизацией CO2, и «зеленого», который производится из воды методом электролиза при помощи ВИЭ. Ведомство строит прогноз развития водородного производства на основе трех сценариев:
«Развитие экспорта водорода», по которому РФ будет поставлять за рубеж 2,3 млн тонн водорода в год к 2030 году и 9,4 млн тонн к 2050 году
«Развитие экспорта и внутреннего рынка» предполагает те же объемы экспорта, при этом внутреннее потребление водорода в металлургии составит 160 тыс. тонн в 2030 году и 4,4 млн тонн к 2050 году (металлургия и удобрения)
«Развитие экспорта и интенсивное развитие внутреннего рынка», где предусмотрены те же параметры по экспорту, что и в первом сценарии, но при этом к 2050 году внутреннее потребление водорода составит 10 млн тонн (6,6 млн тонн для металлургии и 3,4 млн тонн в производстве удобрений).
🇮🇳 Индия планирует произвести в общей сложности 5 млн тонн «зеленого» водорода к 2030 году, заявило Министерство энергетики страны. Цели правительства - достичь высоких показателей по снижению выбросов СО2 в атмосферу, а также стать центром производства и экспорта водородного топлива.

Министерство энергетики Индии планирует создать отдельные производственные зоны, отменить плату за передачу электроэнергии между штатами на 25 лет и обеспечить приоритетное подключение к электрическим сетям для производителей «зеленого» водорода и аммиака.

🌀 Хотя «зеленый» водород в настоящее время не производится в Индии в коммерческих масштабах, представители крупного бизнеса объявили о планах его производства. Меры стимулирования, анонсированные правительством страны, являются первой частью национальной водородной политики Индии. Помимо этого, планируется предоставить федеральную финансовую поддержку для создания электролизеров, поскольку в планах Правительства Индии сделать использование «зеленого» водорода обязательным для нефтеперерабатывающих заводов и заводов по производству удобрений.
♻️ Заместитель Председателя Правительства России Александр Новак провел заседание рабочей группы по развитию водородной энергетики в России. Одной из тем заседания стало обсуждение проекта Комплексной программы развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в РФ и проекта Технологической стратегии развития водородной отрасли РФ до 2035 года.

В настоящее время уже запущена работа по утверждению отраслевых стандартов по водородным технологиям, а также по улавливанию и закачке СО2. Более 120 стандартов должно быть создано на паритетной основе в ближайшие три года. Это позволит сформировать основу для создания новых производств. Будут подготовлены высококвалифицированные кадры для отрасли. Для поддержки развития водородных технологий также планируется создать профильные национальные лаборатории и инжиниринговые центры.

🌎 В части водородной энергетики успешно развивается международное сотрудничество. Подписаны соглашения с Германией, Японией и ОАЭ.

По итогам заседания Александр Новак поручил доработать проект Комплексной программы развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в Российской Федерации с точки зрения целевых показателей и сроков их достижения.
💥 В Yamaha рассказали о разработанном для Toyota V8 на водороде

Представитель Yamaha Motor рассказал об ощущениях от езды на автомобиле с V-образным 8-цилиндровым ДВС, работающим на сжигании водорода. Этот двигатель создан по заказу Toyota Motor на основе серийного бензинового 5,0-литрового 2UR-GSE, который устанавливается на Lexus LC500, IS500 и RC F.
Инженер Yamaha Такеши Ямада объяснил, что характер мотора отличается от обычного бензинового: «Водородные двигатели внутреннего сгорания имеют изначально "дружелюбный характер", что делает их простыми в использовании и не требует дополнительных вспомогательных электронных систем».
🇺🇿 Правительство Республики Узбекистан до мая 2022 года намерено утвердить Программу организации научных исследований по созданию технологий производства, хранения и транспортировки водородной энергии. Общая сумма затрат на разработку документа составит порядка $920 тысяч.

Программа, в том числе, включает в себя:
2023-2024 гг. - создание новых технологий (адсорберы для хранения водорода, металлогидридные носители, нанокатализаторы для получения водорода и электролиза на основе солнечной энергии) за счет реализации научно-исследовательских проектов по материалам и технологиям водородной энергетики;
2022-2024 гг. - организация научных стажировок 20 молодых ученых и специалистов в ведущих зарубежных научных центрах и университетах в области водородной энергетики.

📌 Напомним, в апреле Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев подписал постановление о создании Национального научно-исследовательского института возобновляемых источников энергии, в состав которого также вошли Научно-исследовательский центр водородной энергетики и Лаборатория испытаний и сертификации технологий возобновляемой и водородной энергетики.
🚆 Японская железнодорожная компания East Japan Railway Co. объявила о начале испытания первого в стране поезда на водородном топливе в марте этого года. Это станет одним из шагов в достижении углеродной нейтральности страны к 2050 году.

На разработку двух вагонного поезда «Hybari» потрачено порядка $35 млн. Состав может проехать до 140 км без дозаправки на максимальной скорости 100 км/ч.

🔋 East Japan Railway Co., разработавшая поезд в партнерстве с Toyota Motor Corp. и Hitachi Ltd., планирует использовать их для замены дизельного парка железнодорожного транспорта и будут ориентироваться на экспортные рынки. Начало коммерческих продаж водородного поезда планируется на 2030 год.

Ранее, Япония определила водород ключевым источником чистой энергии для достижения углеродной нейтральности. Правительство заявило, что намерено увеличить потребление водорода к 2050 - до 20 млн тонн в год, в то время как энергетические компании, такие как Iwatani Corp. и Kawasaki Heavy Industries Ltd., разрабатывают механизмы и цепочки поставок, которые позволят снизить цену экологичного топлива.
Forwarded from RenEn
В понедельник энергетическая компания Uniper и металлургическая компания Salzgitter AG, один из крупнейших производителей стали в Европе, подписали соглашение о сотрудничестве с целью обеспечения проекта SALCOS® (Salzgitter Low CO2 Steelmaking) зелёным водородом «на конкурентоспособных условиях».
Планируется, что электролизёры будут напрямую подключены к офшорным ветровым электростанциям, недавно установленным в Северном море, и, помимо производства водорода, будут также оптимизировать интеграцию ветровой электроэнергии.
https://renen.ru/uniper-budet-postavlyat-zelyonyj-vodorod-dlya-stalelitejnogo-proizvodstva-salzgitter/
Николай Шульгинов, Министр энергетики РФ отметил в рамках внеочередной Министерской встречи Форума стран-экспортеров газа:

«Планируемая к принятию в ближайшие годы регулирующая база в части углеродной повестки будет в значительной степени влиять на перспективы природного газа как сырья для новых форм энергии. В мире продолжается повышенное внимание к водороду, применение которого будет способствовать декарбонизации мировой экономики и, тем самым, вносить вклад в решение климатических задач. Европейская водородная дискуссия в целом концентрируется вокруг производства водорода на ВИЭ, с российской точки зрения важно продвигать принцип углеродной нейтральности с точки зрения способа производства водорода, имея ввиду производство его из газа».
Международные судостроительные компании проявляют все больше интереса к лодкам и кораблям на водородном топливе. Очередной проект предложила шведская конструкторская компания FKAB.

Судно представляет собой танкер типоразмера MR, пропульсивная система которого сможет самостоятельно вырабатывать необходимый для ее действия водород из сжиженного природного газа. В результате специальной обработки, производимой непосредственно на борту танкера во время движения, из сжиженного природного газа будет получаться водород и двуокись углерода. Водород в дальнейшем будет использоваться для обеспечения хода судна в составе топливных элементов или в одной из составляющих так называемого «гибридного» топлива.

🔋 Конструкторы считают свою концепцию судна революционной, поскольку она не требует какой-либо водородной инфраструктуры в порту. Водород создается на борту судна, и все необходимое оборудование можно легко установить на палубе, поэтому судовладельцы могут переоборудовать, в том числе уже существующие суда.
🛩 Airbus заявил, что уже к 2026 году проведут первые испытания водородных двигателей на модели A380. Крупнейший мировой авиаконцерн рассчитывает на внедрение топлива с низким уровнем выбросов на рынке коммерческих авиаперевозок. Для реализации проекта Airbus договорился о сотрудничестве с выпускающей такие двигатели компанией CFM International — совместным предприятием GE и французской Safran.

В Airbus заявили, что выбрали для тестов модель A380, поскольку у крупного пассажирского самолёта имеется достаточно места для размещения баков с жидким водородом и другого оборудования.

📌 Воздушный борт будет использовать модифицированную версию уже применяемого в коммерческой авиации авиадвигателя. Такой вариант будет способен использовать водород, сгорающий с более высокими температурами, чем обычное топливо.
🌀 Mitsubishi Power обнародовала планы по созданию водородного парка Такасаго в японской префектуре Хиого. Он будет расположен на заводе MHI Takasago Machinery Works и, как утверждается, станет первым в мире центром тестирования водородных технологий, начиная от производства H2 до выработки электроэнергии.

Takasago Hydrogen Park в сотрудничестве с Mitsubishi Power планирует коммерциализировать водородные газовые турбины. Компании построят водородный парк рядом с испытательным комплексом парогазовой электростанции T-Point 2 и планирует расширить его в ближайшем будущем.

🧩 Начать работы по строительству объекта планируется уже в 2023 году.
H2 - вызовы и перспективы

🏭 Водородная энергетика призвана решить проблему повышения энергетической эффективности, так как тепловая энергетика имеет низкую эффективность. Основным преобразователем энергии водорода в электроэнергию невысокой мощности в настоящий момент являются топливные элементы, КПД которых достигает 60–80%, что более чем в два раза превышает эффективность тепловой энергетики.

🚀 В высокотехнологических отраслях, таких как авиация, космос, судостроение, атомная энергетика, элементы водородной энергетики используются повсеместно. Это позволяет надеяться на то, что технологические решения будут использоваться и в дальнейшем, если не произойдёт технологического прорыва в разработке других видов энергии.

🗓На современном этапе водородная энергетика находится на стадии интенсивных научнотехнологических исследований, которые ведутся во всех развитых странах, однако промышленно востребованных результатов пока недостаточно.

🇷🇺 Рынок водорода в мире активно развивается, все глобальные компании ТЭК инвестируют огромные средства в развитие проектов водородной энергетики. В этой связи у России есть уникальные возможности занять доминирующее место на рынках водорода стран Европы и АТР за счёт огромных запасов природного газа и угля, избыточных энергетических мощностей на АЭС и ГЭС, особенно на северо-западе и юго-востоке страны, практически неисчерпаемых ресурсов пресной воды и логистической доступности потенциальных потребителей водорода.
https://news.1rj.ru/str/globalenergyprize/2259