Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🇺🇿 Правительство Республики Узбекистан до мая 2022 года намерено утвердить Программу организации научных исследований по созданию технологий производства, хранения и транспортировки водородной энергии. Общая сумма затрат на разработку документа составит порядка $920 тысяч.

Программа, в том числе, включает в себя:
2023-2024 гг. - создание новых технологий (адсорберы для хранения водорода, металлогидридные носители, нанокатализаторы для получения водорода и электролиза на основе солнечной энергии) за счет реализации научно-исследовательских проектов по материалам и технологиям водородной энергетики;
2022-2024 гг. - организация научных стажировок 20 молодых ученых и специалистов в ведущих зарубежных научных центрах и университетах в области водородной энергетики.

📌 Напомним, в апреле Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев подписал постановление о создании Национального научно-исследовательского института возобновляемых источников энергии, в состав которого также вошли Научно-исследовательский центр водородной энергетики и Лаборатория испытаний и сертификации технологий возобновляемой и водородной энергетики.
🚆 Японская железнодорожная компания East Japan Railway Co. объявила о начале испытания первого в стране поезда на водородном топливе в марте этого года. Это станет одним из шагов в достижении углеродной нейтральности страны к 2050 году.

На разработку двух вагонного поезда «Hybari» потрачено порядка $35 млн. Состав может проехать до 140 км без дозаправки на максимальной скорости 100 км/ч.

🔋 East Japan Railway Co., разработавшая поезд в партнерстве с Toyota Motor Corp. и Hitachi Ltd., планирует использовать их для замены дизельного парка железнодорожного транспорта и будут ориентироваться на экспортные рынки. Начало коммерческих продаж водородного поезда планируется на 2030 год.

Ранее, Япония определила водород ключевым источником чистой энергии для достижения углеродной нейтральности. Правительство заявило, что намерено увеличить потребление водорода к 2050 - до 20 млн тонн в год, в то время как энергетические компании, такие как Iwatani Corp. и Kawasaki Heavy Industries Ltd., разрабатывают механизмы и цепочки поставок, которые позволят снизить цену экологичного топлива.
Forwarded from RenEn
В понедельник энергетическая компания Uniper и металлургическая компания Salzgitter AG, один из крупнейших производителей стали в Европе, подписали соглашение о сотрудничестве с целью обеспечения проекта SALCOS® (Salzgitter Low CO2 Steelmaking) зелёным водородом «на конкурентоспособных условиях».
Планируется, что электролизёры будут напрямую подключены к офшорным ветровым электростанциям, недавно установленным в Северном море, и, помимо производства водорода, будут также оптимизировать интеграцию ветровой электроэнергии.
https://renen.ru/uniper-budet-postavlyat-zelyonyj-vodorod-dlya-stalelitejnogo-proizvodstva-salzgitter/
Николай Шульгинов, Министр энергетики РФ отметил в рамках внеочередной Министерской встречи Форума стран-экспортеров газа:

«Планируемая к принятию в ближайшие годы регулирующая база в части углеродной повестки будет в значительной степени влиять на перспективы природного газа как сырья для новых форм энергии. В мире продолжается повышенное внимание к водороду, применение которого будет способствовать декарбонизации мировой экономики и, тем самым, вносить вклад в решение климатических задач. Европейская водородная дискуссия в целом концентрируется вокруг производства водорода на ВИЭ, с российской точки зрения важно продвигать принцип углеродной нейтральности с точки зрения способа производства водорода, имея ввиду производство его из газа».
Международные судостроительные компании проявляют все больше интереса к лодкам и кораблям на водородном топливе. Очередной проект предложила шведская конструкторская компания FKAB.

Судно представляет собой танкер типоразмера MR, пропульсивная система которого сможет самостоятельно вырабатывать необходимый для ее действия водород из сжиженного природного газа. В результате специальной обработки, производимой непосредственно на борту танкера во время движения, из сжиженного природного газа будет получаться водород и двуокись углерода. Водород в дальнейшем будет использоваться для обеспечения хода судна в составе топливных элементов или в одной из составляющих так называемого «гибридного» топлива.

🔋 Конструкторы считают свою концепцию судна революционной, поскольку она не требует какой-либо водородной инфраструктуры в порту. Водород создается на борту судна, и все необходимое оборудование можно легко установить на палубе, поэтому судовладельцы могут переоборудовать, в том числе уже существующие суда.
🛩 Airbus заявил, что уже к 2026 году проведут первые испытания водородных двигателей на модели A380. Крупнейший мировой авиаконцерн рассчитывает на внедрение топлива с низким уровнем выбросов на рынке коммерческих авиаперевозок. Для реализации проекта Airbus договорился о сотрудничестве с выпускающей такие двигатели компанией CFM International — совместным предприятием GE и французской Safran.

В Airbus заявили, что выбрали для тестов модель A380, поскольку у крупного пассажирского самолёта имеется достаточно места для размещения баков с жидким водородом и другого оборудования.

📌 Воздушный борт будет использовать модифицированную версию уже применяемого в коммерческой авиации авиадвигателя. Такой вариант будет способен использовать водород, сгорающий с более высокими температурами, чем обычное топливо.
🌀 Mitsubishi Power обнародовала планы по созданию водородного парка Такасаго в японской префектуре Хиого. Он будет расположен на заводе MHI Takasago Machinery Works и, как утверждается, станет первым в мире центром тестирования водородных технологий, начиная от производства H2 до выработки электроэнергии.

Takasago Hydrogen Park в сотрудничестве с Mitsubishi Power планирует коммерциализировать водородные газовые турбины. Компании построят водородный парк рядом с испытательным комплексом парогазовой электростанции T-Point 2 и планирует расширить его в ближайшем будущем.

🧩 Начать работы по строительству объекта планируется уже в 2023 году.
H2 - вызовы и перспективы

🏭 Водородная энергетика призвана решить проблему повышения энергетической эффективности, так как тепловая энергетика имеет низкую эффективность. Основным преобразователем энергии водорода в электроэнергию невысокой мощности в настоящий момент являются топливные элементы, КПД которых достигает 60–80%, что более чем в два раза превышает эффективность тепловой энергетики.

🚀 В высокотехнологических отраслях, таких как авиация, космос, судостроение, атомная энергетика, элементы водородной энергетики используются повсеместно. Это позволяет надеяться на то, что технологические решения будут использоваться и в дальнейшем, если не произойдёт технологического прорыва в разработке других видов энергии.

🗓На современном этапе водородная энергетика находится на стадии интенсивных научнотехнологических исследований, которые ведутся во всех развитых странах, однако промышленно востребованных результатов пока недостаточно.

🇷🇺 Рынок водорода в мире активно развивается, все глобальные компании ТЭК инвестируют огромные средства в развитие проектов водородной энергетики. В этой связи у России есть уникальные возможности занять доминирующее место на рынках водорода стран Европы и АТР за счёт огромных запасов природного газа и угля, избыточных энергетических мощностей на АЭС и ГЭС, особенно на северо-западе и юго-востоке страны, практически неисчерпаемых ресурсов пресной воды и логистической доступности потенциальных потребителей водорода.
https://news.1rj.ru/str/globalenergyprize/2259
🚙 К 2026 году в Калифорнии появятся 30 новых водородных заправочных комплексов. Совместные договоренности о разработке и строительстве достигнуты между Chevron USA и Iwatani Corporation of America (ICA).

В рамках соглашения Chevron планирует финансировать строительство заправок, которые, как ожидается, будут расположены в торговых точках брендом компании по всему штату. Первоначально станции будут заправлять легковые автомобили, но в долгосрочной перспективе эта возможность появится и у большегрузного транспорта. Компания также планирует обеспечить часть заправочных площадок водородным топливом, произведённом на нефтеперерабатывающем заводе Chevron в Ричмонде, а также водородом, который планируют производить в рамках пилотных проектов в Северной Калифорнии.

🔋 В свою очередь Iwatani будет эксплуатировать и обслуживать заправочные станции, а также предоставлять логистические услуги по поставке и транспортировке водорода.
Канадско-индийская исследовательская компания Precedence Research заявила, что к 2030 году объем рынка водородных топливных элементов превысит $131,06 млрд, а среднегодовой темп роста в период с 2022 по 2030 гг. составит 60,1%.

К слову, по подсчетам экспертов компании, объем мирового рынка водородных топливных элементов в 2021 году оценивался в $1,91 млрд.

Ключевые выводы исследования:
Растущий спрос на производство возобновляемой энергии, а также зависимость от систем общественного транспорта на основе топливных элементов с протонообменной мембраной в развитых странах стимулируют расширение сегмента
Также развитию рынка водородных топливных элементов способствует растущий спрос на технологии для стационарных резервных генераторов на удаленных объектах, а также рост количества электростанций, строящихся по всему миру
С точки зрения региона крупнейшим рынком водородных топливных элементов является Северная Америка. Этому способствуют улучшенная транспортная инфраструктура, более высокая покупательная способность, доступ к водородным заправочным станциям и технологические разработки
Самыми активно развивающимися территориями на рынке водорода эксперты называют Азиатско-Тихоокеанский регион. Прогнозируется, что рынок водородных топливных элементов здесь будет расти еще быстрее по мере роста населения региона и увеличения располагаемого дохода.
🛠 Китайская металлургическая группа China Baowu Steel Group (Baowu), крупнейший производитель стали в мире, приступила к строительству водородной шахтной печи для производства восстановленного железа на своем меткомбинате Zhanjiang в южной провинции Гуандун.

📌 Стоимость проекта - почти $300 млн
📌 Производственная мощность печи - 1 млн тонн железа в год
📌 Завершение строительства и запуск проекта - 2023 год
📌 Планируемое сокращение выбросов углекислого газа – до 500 000 тонн в год

Водород для работы печи планируется получать посредством разложения природного газа, но в перспективе предполагается использовать электролизеры на возобновляемых источниках энергии.

♻️ Внедрение технологий водородной металлургии — это одна из декарбонизационных инициатив. Как отметили в Baowu, группа собирается стать углеродно-нейтральной к 2050 г.
🌀 У стран центрально-азиатского региона большие перспективы в сфере развития водородной энергетики. К таким выводам пришли эксперты Евразийского банка развития и Ассоциации «Глобальная энергия», в рамках доклада «Чистые технологии для устойчивого будущего развития Евразии».

В докладе отмечается, что преимущества этих стран обусловлены наличием дешевой гидроэнергии и водных ресурсов горных рек, то есть критически необходимыми условиями для производства «зеленого» водорода по конкурентоспособной цене.

🌏 Среди стран центрально-азиатского региона Казахстан обладает наибольшим потенциалом, который позволяет получить «голубой», «серый», «зеленый», «бирюзовый» и «бурый» виды водорода. Туркменистан и Узбекистан располагают огромными возможностями для производства «голубого» водорода из природного газа. Кыргызстан и Таджикистан имеют достаточный потенциал для развития производства «зеленого» водорода.
🌀 «Зеленый» водород, полученный в результате электролиза с помощью солнечной или ветровой энергии, вызывает все больший интерес. Так, Hy2gen в рамках инвестиционного раунда привлекла рекордное количество частных средств в проекты по производству «зеленого» водорода, которые составили порядка $227 млн.

Капитал будет использован для строительства объектов в нескольких странах, где производят экологически чистое топливо на основе водорода, в том числе для морского и наземного транспорта, авиации и промышленности.

🔋 Ранее, в феврале Hy2gen заключила крупное соглашение по производству «зеленого» аммиака на юго-западном побережье Норвегии. Компания, основанная в 2017 году, специализируется на электролизе для производства «зеленого» водорода и его производных. В портфеле Hy2gen проекты мощностью до 880 МВт в стадиях планирования и строительства и мощностью 12 ГВт - в стадии разработки.
🛥 Австралийская Poseidon Marine H2 заявила, что через 1,5 года планирует построить лодку с водородным двигателем, в проектировании которой примут участие разработчики из Dynamic Efficiency. Создание водородного катера планируется на базе существующего прогулочного судна, где будут применены технологические решения для перехода с традиционного на H2.

По сообщению компании, в течении 10 месяцев планируется проведение исследований и изысканий, которые позволят в дальнейшем приступить к созданию наиболее коммерчески выгодного варианта судна.

«Наша цель номер один — построить лучшую лодку, которая будет работать на водороде. Задача состоит в том, чтобы обеспечить эквивалентный рабочий диапазон, меньшее техническое обслуживание и более низкую стоимость эксплуатации по сравнению с традиционными источниками топлива, такими как дизельное топливо», — отметил главный инженер проекта Питер Масталир.
Очередным примером судна на водородном топливе стал балкер With Orca, разработанный по заказу норвежских компаний Felleskjøpet Agri and Heidelberg Cement. По информации Регистра Ллойда (LR), классификационным обществом принято решение одобрить проект сухогруза.

Судно спроектировано компанией Norwegian Ship Design. Водород будет поставляться компанией Statkraft. Ввести в эксплуатацию судно планируется в начале 2024 года.

⚙️ Длинна корпуса судна - 88 м (289 фт.), дедвейт - 5 500 тонн. Сжиженный водород будет храниться при сверхнизких температурах в специальном баке и использоваться в топливных элементах для обеспечения хода. Маршрут плавания судна в основном будет проходить в открытых водах Северного моря.
🌀 Южно-Африканская инвестиционная компания Energy Capital & Power опубликовало список пяти крупнейших проектов в области водородной энергетики на континенте. Как отмечают эксперты компании, «зеленый» водород призван изменить энергетический ландшафт и экономику в северной и южной Африке.

🇪🇬 Египет нацелен на использование «зеленого» водорода в качестве сырья для производства «зеленого» аммиака на существующем заводе в Айн-Сохне в районе Суэцкого залива. Мощность электролизера завода - 100 МВт. Производительность - 90 000 тонн «зеленого» аммиака в год. Завершить строительство планируется к ноябрю 2022 года.

🇿🇦 Правительство ЮАР в октябре 2021 года провело технико-экономическое обоснование создания водородной долины в партнерстве с Anglo American Platinum, Bambili Energy и Energie SA. Определены три хаба и девять потенциальных водородных проектов в транспортном, промышленном и строительном секторах.

🇲🇷 Мавританская компания Chariot Ltd. получила эксклюзивные права на разработку проекта Project Nour мощностью 10 ГВт, нацеленного на производство солнечной и ветряной энергии для электролиза и последующего производства «зеленого» водорода. Помимо этого, компания CWP Global договорилась с правительством страны о строительстве ветровой, солнечной и экологически чистой водородной электростанции Aman мощностью 30 ГВт в северной пустыне страны.

🇳🇦 Намибия разрабатывает свой первый водородный мегапроект, который будет производить около 300 000 тонн «зеленого» водорода в год. К 2026 году на первом этапе будет производиться 2 ГВт электроэнергии ВИЭ, которая будут использоваться для производства «зеленого» водорода, стоимость которого составит $4,4 млрд. В ближайшие несколько лет планируется увеличение мощности выработки ВИЭ до 5 ГВт, создав 3 ГВт электролизных мощностей.

🇲🇦 Марокко в июле прошлого года запустило HEVO Ammonia Maroc - крупнейший проект по производству «зеленого» водорода и «зеленого» аммиака в стране. Объем инвестиций в проект - более $850 млрд. Строительство начнется в 2022 году. На первом этапе завод будет производить 183 000 тонн «зеленого» аммиака и перерабатывать 280 000 тонн двуокиси углерода ежегодно.
🌀 MAN Energy Solutions в ближайшие несколько лет планирует инвестировать через свою дочернюю компанию H-TEC SYSTEMS в развитие изготовления электролизеров для производства водорода порядка €500 млн.

«Мы превращаем H-TEC SYSTEMS в одного из ведущих мировых игроков в области электролиза PEM… Благодаря электролизу PEM компания H-TEC SYSTEMS освоила один из наиболее важных процессов промышленного производства водорода из возобновляемых источников энергии. Следующим шагом является масштабирование и организация высокоавтоматизированного серийного производства, и мы хотели бы добиться быстрого прогресса в этом», - генеральный директор MAN Energy Solutions Уве Лаубер.

🧩 Как отмечают в H-TEC SYSTEMS, уже в течение следующих нескольких лет появятся крупные проекты, например, по интеграции целых ветряных электростанций мощностью более 100 МВт, а в среднесрочной перспективе также прогнозируется увеличение количества крупнейших электростанций мощностью в несколько ГВт, которые будут использоваться, в частности, для производства водорода и снабжения промышленных секторов по всему миру.
🏎 Французский производитель спортивных автомобилей Alpine представил концепт водородного спорткара Alpine A4810. Новинка разработана совместными усилиями инженера марки при участии студентов из Европейского института дизайна. Премьера водородного спорткара состоится 18 марта в Турине.

Никакой технической информации о проекте пока не раскрывается, и единственная официально подтверждённые данные о проекте касаются типа его силовой установки — это водородный двигатель. Предполагается, что название концепта — A4810, имеет отсылку к гоночному болиду Alpine A480, выступавшем в гонке «24 часа Ле-Мана».

📌 По предварительным данным, Alpine A4810 готовится к участию в новой категории «24 часа Ле-Мана», которая будет введена в 2024 году.
💵 К 2050 году годовой денежный оборот водородной отрасли может составить порядка $1 трлн, пишет специализированное издание Oilprice. По мере того, как мир стремится к более чистой энергии, H2 становится потенциальным лидером, однако, для достижения таких показателей объем потребления экологичного топлива должен составить не менее 15% мирового энергетического рынка.

Автор отмечает, что нефтяные компании рассматривают водород как способ уменьшить свой углеродный след за счет использования технологии улавливания и хранения углерода (CCS) для преобразования углеродных отходов в полезную энергию. При этом производство водорода, вероятно, значительно возрастет в течение следующего десятилетия. Это будет дополнительно поддержано инвестициями правительств и энергетических компаний в проекты «зеленого» водорода, которые появляются в Европе и Азии.
🛠 В наукограде Черноголовка начался монтаж уникальной установки, которая позволит перерабатывать углеводородные газы в водородсодержащее топливо. Многолетнюю работу по разработке и созданию установки для бескатализаторного получения водородного топлива из углеводородов ведут специалисты Института проблем химической физики РАН (ИПХФ РАН).

Как отметили в Правительстве Московской области, разработка решает сразу две задачи - получение водородного топлива и утилизация отходов. При этом решаются сразу несколько проблем современных технологий переработки углеводородных газов: нестабильность состава исходной смеси углеводородов, наличие в ней примесей, малые объемы поступающих в переработку газов, а также часть экологических проблем. Также применение установки позволит существенно снизить стоимость процесса конверсии углеводородов в водородсодержащее топливо.

🔋 Установка опытно-промышленного класса уже сегодня может применяться для утилизации небольших промышленных объемов углеводородных газов, в том числе с малых месторождений с получением синтез-газа и водорода. Оборудование может работать с углеводородным сырьем практически любого состава - попутный нефтяной газ, биогаз, различные углеводородные смеси переменного состава. На выходе получается синтез-газ, в том числе обогащенный водородом.
ЗЕЛЁНЫЙ ВОДОРОД ПОДЕШЕВЕЕТ ДО УРОВНЯ ГОЛУБОГО В 2030-Х ГГ.

Исследователи Aurora Energy Research опубликовали оценки затрат на производство экологически чистого (зелёного) водорода путём электролиза в восьми европейских странах с помощью четырёх различных бизнес-моделей. Страны были выбраны из соображений привлекательности инвестиций в водород в соответствии с рейтингом Aurora: это Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Норвегия, Испания, Италия и Швеция.
Основные выводы доклада:
✔️ Зелёный водород позволяет декарбонизировать промышленный сектор экономики, тяжёлый транспорт и отопление. Глобальный объём проектов по производству водородных электролизеров достиг 340 ГВт, из которых 200 ГВт приходится на Европу.
✔️ По оценкам Aurora, производство водорода с помощью электролиза сравняется по затратам с производством голубого водорода (из метана) в 2030-х годах.
✔️ Самые низкие затраты на электролиз ожидаются в 2030-х годах в Норвегии, далее следуют Испания и Великобритания. Самый дешёвый вид производства зелёного водорода - когда электролизер расположен на одном и том же участке с наземными ветровыми и солнечными установками.
✔️ Подключение электролизера к сети обычно увеличивает стоимость производства из-за высокой платы за электричество и других сборов. Если бы правительства отказались от этих сборов, водород, питаемый сетями, мог бы конкурировать по стоимости с голубым водородом к 2034 году.
✔️ Только к 2050 году стоимость электролизного водорода в Европе достигнет отметки в 2 евро/кг. Пока же в течение следующих двух десятилетий более реалистична оценка в 3 евро/кг.

Источник: ФБ Ирины Гайда