Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
Необычное решение разработала американская компания SGH2, которая базируется в Калифорнии. Учёные предложили использовать высокотехнологичные средства для производства водорода из отходов. Он получается дешевым и экологически чистым. Крупнейший в мире завод по производству водорода будет построен в Ланкастере.

В настоящее время производство водорода может основываться на относительно чистых технологиях, таких как электролиз воды, поступающей из возобновляемых источников энергии, в более грязные методы, такие как газификация угля или ископаемое топливо. Вторые варианты по-прежнему остаются самыми популярными во всем мире, так как они также являются самыми дешевыми.

В процессе, разработанном Solena, материнская компания SGH2, используются плазменные резаки, которые достигают температуры от 3500 до 4000 °C. Это тепло с добавлением обогащенного кислородом газа катализирует полную молекулярную диссоциацию всех углеводородов любого топлива, вводимого в систему. А когда он начинает остывать, он образует очень высококачественный биосинтезирующий газ, богатый водородом, который не содержит смол, сажи и тяжелых металлов. Затем синтез-газ проходит через систему поглотителя колебаний давления, которая производит экологичный, зеленый водород, который требуется для использования в транспортных средствах с топливными элементами PEM.

Благодаря новой технологии газификации весь углерод из отходов извлекается, удаляется все частицы и кислые газы и не производится никаких токсинов или загрязняющих веществ. Конечным результатом является водород высокой чистоты и небольшое количество биогенного диоксида углерода, который не способствует выбросам парниковых газов.

Эта технология способна перерабатывать широкий спектр отходов, включая бумагу, старые шины, ткани и пластмассы, с которыми она может работать без образования токсичных побочных продуктов.

Технология может быстро масштабироваться и производить топливо круглогодично - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Россия имеет все возможности для рентабельного производства водорода себестоимостью в 1,5-2 доллара США за килограмм. Достичь этого возможно за счёт использования дешёвого метана, доступной энергии и накопленного опыта, сообщил Павел Сорокин на сессии «Развитие низкоуглеродной экономики и водородной энергетики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

По мнению заместителя Министра, при должном развитии технологий, а также свободном доступе к финансам водородная отрасль может стать рентабельной уже по прошествии 10-12 лет – это чуть меньше, чем потребовалось ВИЭ для выхода на рентабельность.

«С водородом будет тот же сценарий - около 10-12 лет некоммерческих убытков - и затем вероятен уже выход на рентабельность и рост по экспоненте», - сообщил он.
Евросоюз будет строить единую сеть автомобильных зарядок и автозаправок для альтернативных видов топлива.

Об этом заявлено по итогам неофициальной встречи европейских министров транспорта и энергетики, которая прошла в словенском городе Брдо-при-Кранью.

Стало известно, что на встрече в Словении министры энергетики договорились, что в будущем переход к более «зеленой» энергетической системе необходимо будет ускорить.

Как заявила еврокомиссар по транспорту Адина Вэлян:
«Я рада видеть, что мы достигли общего согласия с необходимостью двигаться вперёд к транспорту с нулевыми выбросами, к признанию того факта, что для этого нам необходимо развернуть соответствующую инфраструктуру по перезарядке и заправке».

В рамках этой встречи обсуждались директива о продвижении энергии их возобновляемых источников и директива по энергоэффективности. Обе директивы входят в пакет Fit for 55 - обширный план действий, предложенный Еврокомиссией 14 июля текущего года, по сокращению к 2030 году выбросов CO2 в Европейском союзе не менее чем на 55% по сравнению с уровнями 1990 года и полной ликвидации углеродных выбросов в ЕС к 2050 году. Реализация этого плана потребует полной перестройки экономики Евросоюза и во многом повлияет на будущее транспортного сектора. Единая сеть заправок — один из элементов реализации этой масштабной климатической программы.
Алексей Кулапин, генеральный директор РЭА Минэнерго РФ:

«Россия продолжает работу по декарбонизации экономики: наращиваются компетенции в возобновляемой энергетике и развиваются технологии производства водорода с прицелом на его использование внутри страны и для поставок на экспорт, технологий CCUS, накопителей энергии, стимулируется развитие экологически чистого транспорта, энергоэффективные практики и переход компаний ТЭК на принципы наилучших доступных технологий. Способствовать повышению положительных экологических эффектов от развития низкоуглеродной энергетики должны сертификаты происхождения энергии. В настоящее время в стране уже разработан проект закона, определяющий механизм формирования, зачета и обращения таких сертификатов».
В ЕАЭС создадут рабочую группу по вопросам промышленного и научно-технического сотрудничества в сфере водородной энергетики

Такая договоренность достигнута по итогам встречи министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артака Камаляна и научного руководителя Федерального центра коллективного пользования «Водородная энергетика и электрохимические технологии» Николая Кулешова.

Водород является новым энергоносителем, который рассматривается для решения климатических задач и может быть использован для накопления, хранения и доставки энергии в сферах промышленности, транспорта, энергетики и строительства.

💬«Факторов, способствующих постепенному увеличению рынка водорода в ЕАЭС, сегодня несколько. Это необходимость сокращения выбросов СО2 для выполнения обязательств Парижского соглашения, удовлетворение транспортных потребностей в топливе в связи с поэтапным отказом от двигателей внутреннего сгорания, курс на декарбонизацию базовых отраслей промышленности», – отметил Артак Камалян.

#ЕЭК #ЕАЭС #Камалян
Водородный транспорт станет реальностью уже в недалеком будущем. Так, Первый элемент ранее писал о том, что концерн ВКО «Алмаз-Антей» работает над созданием гибридного автомобиля с рабочим названием E-NEVA, который в качестве топлива будет использовать водород и электроэнергию.

В конце мая Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт представил лабораторный образец автомобиля премиум-класса Aurus, который работает на водороде. А в начале сентября на Восточном экономическом форуме во Владивостоке глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что версия Aurus, оснащенная водородными топливными элементами, пойдет в серию и будет выведена на рынок в 2024 году.

Кроме этого, Калининградский холдинг «Автотор» намерен производить автомобили на водороде как с зарубежными, так и с российскими партнерами, сообщил председатель совета директоров предприятия Валерий Горбунов.

Первыми водородными транспортными средствами, которые начнут собирать в России, станут все же автобусы. По планам Министерства промышленности и торговли России первые автобусы, работающие на водороде, выйдут на улицы городов через три года.

По словам главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова одним из основных преимуществ транспорта, работающего на водороде, является снижение выбросов СО2 не только на этапе эксплуатации, но и в полном жизненном цикле транспорта. Он отмечал, что заправка водородом способна обеспечить необходимый пробег и может производиться раз в сутки, при этом аккумуляторная батарея становится существенно меньше в размерах, и остается нужна как буфер для электроэнергии, потребление которой во время движения неравномерно.

Минпромторг собирается выделить миллиард рублей на разработку «зелёных» автомобилей – электрических и водородных, которые будут призваны улучшить экологическую обстановку в городах страны. Государство планирует софинансировать затраты на строительство заводов по производству водородных топливных элементов и компонентов к ним. Вместе с тем в ведомстве подчеркнули, что массовое внедрение транспорта на водороде возможно только в случае развертывания соответствующей заправочной инфраструктуры. В 2025-2030 годах в России может появиться до 1,2 тысячи заправок для водородных автомобилей, сказал замглавы Минпромторга Михаил Иванов.
Как сообщает Bloomberg, владелец австралийской Fortescue Metals Group Эндрю Форрест, сделавший состояние на добыче железной руды, и бывший премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл возглавят новую международную организацию «Зелёный водород» (GH2). Эта организация была создана с целью разработки новой энергетической политики в Нью-Йорке 23 августа, в тоже самое время, когда в ООН между мировыми лидерами проходили дискуссии по вопросам климата и энергетики. В мае 2022 года компания планирует провести международный саммит по экологически чистому водороду в Барселоне.

Эндрю Форрест известен своими проектами в области решения экологических проблем. Его по праву называют главным филантропом Австралии, в особенности его родной – Западной части Зелёного континента. В настоящий момент он планирует проведение масштабных водородных проектов в Западной Австралии. Fortescue Metals собирается отказаться от использования коксующегося угля на сталелитейных предприятиях в пользу водорода. Таким образом, часть обширных запасов железа в Западной Австралии будет перерабатываться в зеленую сталь.

Продолжение ▶️
◀️ Начало

Уже в 2023 году его компания Fortescue Metals будет производить зеленый водород в промышленных масштабах и планирует использовать большую часть этого водорода для производства зеленой стали в Австралии. А к 2030 году Fortescue Metals достигнет углеродной нейтральности в отношении выбросов 1 и 2 уровней, что означает достижение этой цели на 10 лет вперед, причем за счет абсолютного сокращения выбросов, а не за счет компенсаций. Целевой показатель углеродной нейтральности на Западе применяется только к выбросам 1 и 2 категории. Выбросы 3 категории являются крупнейшими для Fortescue, поскольку они включают выбросы, возникающие в процессе производства стали. В глобальном масштабе на сталеплавильное производство приходится 7 - 9 % мировых промышленных выбросов.

Мировые тенденции диктуют необходимость внедрения именно «зеленых» продуктов, поэтому Эндрю Форрест испытывает технологию, использующую ВИЭ для преобразования железной руды в сырое железо при низких температурах без использования угля.

Fortescue Future Industries (FFI), одно из подразделений компании, занимается разработкой экологически чистых поездов, грузовиков и судов, а также технологий декарбонизации производства. В 2020 году компания выделила на эти проекты 122 миллиона долларов и планирует потратить от 400 до 600 миллионов до июня 2022 года.

Из-за своей цены экологически чистое топливо не может конкурировать с ископаемым как источник энергоснабжения. Однако зеленая энергия рассматривается как вариант для декарбонизации таких отраслей, как авиация, производство удобрений, судоходство, а также сталелитейная и цементная промышленность. Проблему стоимости водорода пытаются решить различными способами, например, ученые из Австралии намерены снизить расходы на производство, использовав в качестве сырья сточные воды.
Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области:

«Никого не нужно убеждать, что водород – это топливо будущего. Сейчас все, кто занимается серьезно энергетикой, пошли в эту сторону. События будут разворачиваться молниеносно. В прошлом году мы сказали, что хотим заниматься водородом — мы находимся возле потенциальных потребителей: Япония, Корея и Китай. Принято принципиальное решение — мы свой выбор сделали. Считайте, что технологическая база готова. Осталось только поставить технологический остров и вокруг него образуется все, что нужно. Нужно, чтобы была выбрана площадка, на которой все это будет развернуто. Мы с компаниями-партнерами сейчас подбираем такую площадку. Сейчас идет подготовка документов».
Forwarded from Bloomberg4you
20-21 октября в Москве состоится международная инвестиционная конференция и выставка «Водород Россия и СНГ». 300+ подтвержденных участников дискуссий и почетных гостей, среди которых топ-менеджеры от BP Exploration Operating Company Limited, EN+ Group, Сибур, Росатом, Роскосмос, Роснано, Энел Россия, Газпром, Газпром водород, Фортум, РусГидро, Еврохим, Роснефть, Линде Газ Рус и многие другие!

Приглашаем присоединиться к лидерам водородной отрасли по ссылке https://bit.ly/3CZSUm8 !

Программа конференции предусматривает обсуждение ряда актуальных тем:
• Драйверы и механизмы развития отрасли, среднесрочные и долгосрочные цели
• Статус проектов по строительству, модернизации и расширению площадок по производству водорода в России и СНГ
• Планы правительства, производителей водорода и инициаторов проектов
• Спрос на водород: существующее и возможное промышленное использование, водородное топливо, энергетическое сырье
• Монетизация водорода. Инвестиции, привлечение финансирования
• Накопление и хранения водорода, вопросы транспортировки
• Круглый стол: повышение эффективности производства водорода
• Специализированная выставка технических, технологических и сервисных решений от мировых производителей

Будьте в теме и получите еще больше информации о конференции по ссылке https://news.1rj.ru/str/vostockcapitaloilandgas
По сообщению немецкого Института станков и технологий формовки им.Фраунгофера, в ФРГ начат четырехлетний проект по виртуальному воспроизведению лучших и наиболее эффективных промышленных процессов производства электролизёров в виде так называемых «цифровых двойников». С их помощью производственные процессы и комбинация новых производственных систем могут быть рассчитаны и тщательно проверены на компьютере.

Промышленные компании смогут соотнести с этим образцом ожидаемые производственные затраты на определенные типы электролизеров перед планированием производства. Цель — снизить стоимость производства электролизеров более чем на четверть. Федеральное правительство профинансирует этот исследовательский проект в размере 22 миллионов евро через свою водородную программу H2Giga. В работе примут участие пять институтов им.Фраунгофера.

В рамках проекта Институт производственной инженерии и автоматизации будет отображать отдельные производственные модули эталонной фабрики в качестве цифровых двойников и виртуально объединит их в сеть, чтобы сформировать полную производственную линию.

Институт микроструктуры материалов и систем Fraunhofer IMWS сфокусируется на оценке компонентов и систем электролизера, что позволит на раннем этапе выявить возможные слабые места и дефекты при промышленном использовании. Цель состоит в том, чтобы снизить затраты на процедуры тестирования, оптимизировать отказоустойчивость и срок службы производственных элементов, а также сократить время разработки.

«Мы создаем цифровую библиотеку перспективных процессов производства электролизеров, с помощью которой можно заранее определить инвестиционные затраты и даже окупаемость инвестиций в зависимости от планируемого объема и вариантов производства», — говорит Ульрике Бейер, руководитель группы по водороду в IWU.

Исследователи отмечают, что в настоящее время на рынке присутствует всего несколько производителей электролизеров и что они, как правило, обслуживают нишевые рынки с небольшими объёмами. По мнению участников проекта, технологическое лидерство в этой отрасли поможет в становлении рынка водородных технологий.
Forwarded from РОСНАНО
Водород может стать новой точкой роста для экономики России

Председатель Правления УК «РОСНАНО» Сергей Куликов и Руководитель Инвестиционного дивизиона компании Алишер Каланов приняли участие в первом заседании межведомственной рабочей группы по развитию в Российской Федерации водородной энергетики под руководством Заместителя Председателя Правительства Александра Новака.

Водород – одно из средств декарбонизации мировой экономики с учетом сценария достижения углеродной нейтральности к 2050 году.

В зависимости от темпов декарбонизации мировой экономики и роста международного спроса на водород потенциальные объёмы экспорта из России могут составить до 200 тыс. тонн в 2024 году, 2-12 млн тонн в 2035 году, 15-50 млн тонн в 2050 году.

Ключевая задача российских компаний – обеспечить ускоренный выход на формирующийся рынок водородных энергоносителей.
Forwarded from RenEn
Компании TotalEnergies, Air Liquide и VINCI вместе с другими крупными международными компаниями создают «крупнейший в мире» фонд, который будет вкладываться в решения, относящиеся к «инфраструктуре чистого водорода». Партнёры планируют довести размер Фонда до 1,5 миллиарда евро.
https://renen.ru/totalenergies-air-liquide-i-vinci-sozdayut-fond-dlya-podderzhki-chistogo-vodoroda-obyomom-e1-5-mlrd/
Порядка 1 000 водородных автомобильных заправок планируется построить на территории России к 2030 году. Об этом стало известно в рамках Алтайского экологического форума, который завершился накануне.

Сергей Романов, заместитель директора департамента государственной энергетической политики Минэнерго России:
«Планируется расширение использования водорода в энергетике и промышленности. В энергетике, прежде всего, это как одно из средств накопления энергии, в промышленности - это безуглеродное производство в различных отраслях, а также [предусмотрена] попытка широкого использования водорода в транспортном секторе. В период с 2024 года по 2030 год на территории России планируется построить порядка тысячи водородных заправок, что должно внести существенный вклад в повышение экологичности, снижения негативного влияния экономики на жизнь граждан».
Компания «Роснефть» развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в области углеродного менеджмента и устойчивого развития.

ПАО «НК «Роснефть» подписала ряд соглашений по реализации новых проектов на основе альтернативных источников энергии. Об этом сообщили в пресс-службе российской компании.
Было подписано Соглашение о сотрудничестве в области углеродного менеджмента между ПАО НК «Роснефть» и норвежской Equinor.

Роснефть и Equinor являются партнерами на протяжении многих лет, в 2012 году компании подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве.

«Роснефть» и Equinor рассмотрят перспективы реализации новых проектов, предусматривающих применение альтернативных источников энергии, в том числе ветрогенерации, использование технологий улавливания и хранения СО2, а также развитие водородного бизнеса («синий» и «зеленый» водороды).

Компании оценят потенциал применения технологий и оборудования на совместных проектах для обнаружения, измерения и сокращения эмиссии парниковых газов, прежде всего, метановых выбросов, а также будут стремиться достичь нулевого рутинного сжигания попутного газа к 2030 году.

Компании объединят усилия в области разработки стандартов низкоуглеродного проектирования для новых и существующих совместных добычных проектов.

Продолжение ▶️
◀️ начало

Также был подписан Меморандум о взаимопонимании в области углеродного менеджмента между ПАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil. Документ является закономерным продолжением многолетнего сотрудничества между компаниями и свидетельствует о намерении вести совместную разработку и реализацию низкоуглеродных проектов, а также обмен опытом и технологическими решениями.

Меморандум также нацелен на развитие сотрудничества сторон в области внедрения низкоуглеродных технологических решений для снижения парниковых выбросов.

Компании изучат перспективы реализации новых совместных проектов, предусматривающих применение технологий улавливания и хранения СО2, а также разработку современных видов топлива, в том числе, водородного и аммиачного.

В 2020 году «Роснефть» стала первой российской нефтегазовой компанией, которая представила климатические цели до 2035 года в рамках Плана по углеродному менеджменту.

План включает в себя:
✔️ Предотвращение прямых и косвенных выбросов парниковых газов в объёме 20 млн т CO2-эквивалента;
✔️ Сокращение интенсивности прямых и косвенных выбросов в нефтегазодобыче на 30%;
✔️ Достижение интенсивности выбросов метана ниже 0,25%;
✔️ Нулевое рутинное сжигание попутного газа.
✔️ Для поддержки своих долгосрочных целей в области снижения вбросов «Роснефть» заключила соглашения о сотрудничестве с BP, Baker Hughes,а также с Министерством экономики, торговли и промышленности Японии (METI).
Forwarded from Energy Today
Про водород. МЭА представило Global Hydrogen Review. Главное:

Глобальное производство низкоуглеродного водорода минимально, его стоимость еще неконкурентоспособна, а его использование в ключевых секторах, таких как промышленность и транспорт, остается ограниченным. Практически весь водород в 2020 году использовался для нефтепереработки и промышленных целей. 

Динамика нарастает - если в 2019 года только Франция, Япония и Корея имели стратегии по водородным технологиям, то сегодня водородными стратегиями уже обзавелись 17 стран и еще более 20 публично заявили, что они работают над разработкой таких стратегий.

Почти весь водород, производимый сегодня, производится из ископаемого топлива без улавливания углерода, что приводит к выбросам почти 900 миллионов тонн CO2, что эквивалентно совокупным выбросам CO2 в Великобритании и Индонезии.

Страны с водородными стратегиями выделили не менее $37 миллиардов на разработку и внедрение водородных технологий, а частный сектор объявил о дополнительных инвестициях в размере $300 миллиардов. По оценкам МЭА, для вывода водородного сектора на путь, соответствующий нулевым глобальным выбросам к 2050 году, потребуется $1 200 миллиардов долларов инвестиций в период с настоящего момента до 2030 года. Дальше больше.

В зависимости от цен на природный газ и ВИЭ производство водорода из возобновляемых источников может стоить от 2 до 7 раз дороже, чем его производство из природного газа без улавливания углерода. Но с технологическим прогрессом и экономией на масштабе стоимость производства водорода с помощью солнечной энергии может стать конкурентоспособной по сравнению с водородом, производимым из природного газа.
У Китая есть четкий план по построению устойчивого, безопасного и инклюзивного энергетического будущего.

29 сентября 2021 года был опубликован новый отчет МЭА – Дорожная карта энергетического сектора по обеспечению углеродной нейтральности в Китае. Этот отчет является ответом на приглашение правительства Китая МЭА сотрудничать в разработке долгосрочных стратегий, обеспечивая при этом энергетическую безопасность и доступность для своих граждан. В отчете отмечается, что необходимые инвестиции вполне соответствуют возможностям Китая, учитывая размеры и динамизм его экономики.

Значительный экономический рост Китая за последние четыре десятилетия превратил страну в лидера во многих отраслях промышленности, но при этом и в крупнейшего в мире источника выбросов углерода, на долю которого приходится одна треть глобальных выбросов углекислого газа (CO2). Китай обеспечивает более половины мирового производства стали и цемента, но выбросы CO2 только в этих двух секторах в Китае превышают общий объем выбросов CO2 в ЕС.

В сентябре 2020 года президент Си Цзиньпин объявил, что Китайская Народная Республика «будет стремиться к достижению пика выбросов CO2 до 2030 года и достижению углеродной нейтральности до 2060 года». Ни одно обещание ни одного правительств не является столь значительным, как обещание Китая. Страна является крупнейшим в мире потребителем энергии и источником выбросов углерода, при этом энергетический сектор является источником почти 90% выбросов парниковых газов в Китае, что ставит энергетическую политику в центр перехода страны к углеродной нейтральности.

Продолжение ▶️
◀️ Начало

В Дорожной карте рассматриваются технологические проблемы и возможности, которые этот новый этап перехода к чистой энергии принесет для развития Китая с учетом долгосрочных потребностей. Областью углубленного внимания являются технологические инновации.

В Дорожной карте заявлены два сценария развития. Первый – Сценарий Объявленных обязательств (APS) – отражает расширенные цели, объявленные Китаем в 2020 году. Второй – Сценарий ускоренного перехода (ATS) – исследует возможность более быстрого перехода и социально-экономические выгоды, которые он принесет, помимо тех, которые связаны со снижением воздействия на изменение климата.

«У Китая есть средства для быстрого перехода к чистой энергии, что приведет к большим социальным и экономическим выгодам и увеличит шансы мира ограничить повышение глобальной температуры до 1,5°C», - сказал исполнительный директор МЭА Фатих Бирол.

В настоящий момент основными факторами сокращения выбросов в период до 2030 года являются повышение энергоэффективности, расширение использования возобновляемых источников энергии и сокращение использования угля. В Сценарии объявленных обязательств МЭА (APS) предполагается, что солнечная энергия и энергия ветра станут крупнейшими источниками первичной энергии в стране примерно к 2045 году, а к 2060 году спрос на уголь, нефть и природный газ снизится на 80%, 60% и 45% соответственно.

Продолжение ▶️