Forwarded from Глеб Никитин
Ребята из Нижегородской области получили серебряную медаль на международной выставке IYIA 2022 в Индонезии.
Александр Смуров и Антон Медведев представили модель автомобиля на водородном топливном элементе, которую создали под руководством наставника Даниила Стрелова.
Александр и Антон получают дополнительные знания в детском технопарке "Кванториум Бор".
Поздравляю с победой! Не останавливайтесь на достигнутом!
Александр Смуров и Антон Медведев представили модель автомобиля на водородном топливном элементе, которую создали под руководством наставника Даниила Стрелова.
Александр и Антон получают дополнительные знания в детском технопарке "Кванториум Бор".
Поздравляю с победой! Не останавливайтесь на достигнутом!
🧩 Объединенные Арабские Эмираты завершают первую фазу Национальной водородной стратегии. На сегодняшний день арабское государство запустило уже семь стратегических проектов по производству водорода и, как ожидается, будут производить ежегодно от 14 до 22 млн тонн H2 к 2050 году, в то время как общее мировое производство, по предварительным прогнозам, составит 250 млн тонн. Об этом заявил заместитель министра энергетики и инфраструктуры по вопросам энергетики и нефти Шариф Аль Олама.
Глава ведомства также заявил, что стратегия, которая будет запущена в следующем году, представляет собой четкую дорожную карту, состоящую из нескольких столпов, охватывающих международное сотрудничество, финансирование, исследования и разработки, а также водородную промышленность. Он подчеркнул, что ОАЭ стремятся занять 25% основных рынков водорода, включая Индию, Южную Корею, Японию и Германию, используя свое стратегическое географическое положение как ворота между Востоком и Западом.
Глава ведомства также заявил, что стратегия, которая будет запущена в следующем году, представляет собой четкую дорожную карту, состоящую из нескольких столпов, охватывающих международное сотрудничество, финансирование, исследования и разработки, а также водородную промышленность. Он подчеркнул, что ОАЭ стремятся занять 25% основных рынков водорода, включая Индию, Южную Корею, Японию и Германию, используя свое стратегическое географическое положение как ворота между Востоком и Западом.
💵 Австралийская технологическая Sparc Technologies привлекла порядка $3,5 млн инвестиций в ходе размещения очередного пакета акций. Это позволит компании ускорить работу по реализации экспериментальной фотокаталитической установки по производству водорода и программ НИОКР по коммерческому производству добавок на основе графена.
В частности в компании отметили, что доходы от размещения будут использованы Sparc Technologies для покрытия расходов, связанных с определением масштабов ускорения пилотной установки, которая подтвердит коммерческий потенциал ее технологии «зеленого» водорода и производственного процесса.
В частности в компании отметили, что доходы от размещения будут использованы Sparc Technologies для покрытия расходов, связанных с определением масштабов ускорения пилотной установки, которая подтвердит коммерческий потенциал ее технологии «зеленого» водорода и производственного процесса.
🚙 Stellantis заявила о начале массового производства легких коммерческих автомобилей Peugeot, Citroen и Opel в версиях, оснащенных водородными топливными элементами. Об этом рассказал директор компании Карлос Таварес во время визита на завод Hordain в Северной Франции. Водородные автомобили будут собираться на мультиэнергетической линии предприятия, которая уже ежедневно производит версии большегрузов K-Zero с электрическим приводом и ДВС.
Специалисты завода будут устанавливать водородное оборудование на автомобилях непосредственно на производственной линии Hordain, что вдвое сократит время наладки по сравнению с предыдущим мелкосерийным процессом. На индустриализацию процессов Правительством Франции будет направлено порядка €10 млн. Это является серьезным шагом для Hordain, где 43% моделей Peugeot, Citroen, Марки Opel, Vauxhall, Fiat и Toyota уже доступны в электрической версии.
Специалисты завода будут устанавливать водородное оборудование на автомобилях непосредственно на производственной линии Hordain, что вдвое сократит время наладки по сравнению с предыдущим мелкосерийным процессом. На индустриализацию процессов Правительством Франции будет направлено порядка €10 млн. Это является серьезным шагом для Hordain, где 43% моделей Peugeot, Citroen, Марки Opel, Vauxhall, Fiat и Toyota уже доступны в электрической версии.
🚌 Ирландская компания Wrightbus планирует к 2024 году построить 3 000 (10% от всего автобусного парка Великобритании) электробусов и водоробусов. Для этих целей производитель получит финансирование в размере £26 млн. За счет этих средств (UK Export Finance и Barclays) компания рассчитывает также увеличить экспорт на 40% и создать 300 новых рабочих мест.
Отметим, что компания Wrightbus построила первый в мире двухэтажный автобус на водороде в 2020 году и теперь планирует экспортировать свои автобусы с нулевым уровнем выбросов по всему миру – в частности в Австралию, Германию, Италию, Францию и Испанию.
Отметим, что компания Wrightbus построила первый в мире двухэтажный автобус на водороде в 2020 году и теперь планирует экспортировать свои автобусы с нулевым уровнем выбросов по всему миру – в частности в Австралию, Германию, Италию, Францию и Испанию.
♻️ В преддверии Конференции ООН по изменению климата (COP27), которая состоится 6-18 ноября в Каире, руководитель программы по доставке и использованию «зеленого» водорода Центра инноваций и технологий IRENA Барбара Джинкс дала расширенное интервью о перспективах H2.
Ключевые тезисы:
✔️ Создание совершенно новой водородной экономики — масштабное мероприятие, требующее непредвзятого мышления, признающего необходимость перемен. Мы должны уходить от устоявшихся энергетических систем, основанных на ископаемом топливе, иначе они рискуют затормозить развитие водородной отрасли
✔️ Странам необходимо работать вместе и согласовать глобальные стандарты и сертификацию водорода. Мы рекомендовали странам G7 более тесно сотрудничать друг с другом, а также с потенциальными странами-экспортерами
✔️ В рамках Дня водорода 16 ноября на COP27 мы запускаем Ускоренное развертывание водорода в G7... В соответствии с акцентом COP этого года на реализации, отчет содержит список рекомендаций для действий лидеров G7, но он также применим ко всем другим странам, которые хотят участвовать в водороде.
Ключевые тезисы:
✔️ Создание совершенно новой водородной экономики — масштабное мероприятие, требующее непредвзятого мышления, признающего необходимость перемен. Мы должны уходить от устоявшихся энергетических систем, основанных на ископаемом топливе, иначе они рискуют затормозить развитие водородной отрасли
✔️ Странам необходимо работать вместе и согласовать глобальные стандарты и сертификацию водорода. Мы рекомендовали странам G7 более тесно сотрудничать друг с другом, а также с потенциальными странами-экспортерами
✔️ В рамках Дня водорода 16 ноября на COP27 мы запускаем Ускоренное развертывание водорода в G7... В соответствии с акцентом COP этого года на реализации, отчет содержит список рекомендаций для действий лидеров G7, но он также применим ко всем другим странам, которые хотят участвовать в водороде.
🧑🔬 Сотрудники Института высокотемпературной электрохимии УрО РАН и Института водородной энергетики Уральского федерального университета создали новый материал для водородной энергетики. В его основу легли слоистые перовскиты. Они обладают хорошей проводимостью, также на их основе можно создавать системы, где в электричество будет конвертироваться энергия химических реакций.
Эксперименты показали, что модификация улучшила проводимость материала в сухих условиях примерно в 12 раз (в сравнении с исходным материалом), при этом ее обеспечивало в основном движение ионов кислорода. Во влажной среде добавлялся еще один механизм переноса заряда – протонный, то есть теперь носителями заряда были ионы водорода, что и необходимо для создания устройств водородной энергетики. В этом случае при температурах ниже 400℃ добавка гадолиния улучшила проводимость в 20 раз.
«Наши результаты свидетельствуют в пользу того, что модифицированный слоистый перовскит может стать основой для устройств водородной энергетики. В настоящий момент мы работаем над созданием материалов, которые могли бы эффективно сочетаться по комплексу физико-химических свойств в твердооксидном топливном элементе, а также в дальнейшем планируем их тестирование в составе электрохимического устройства», – рассказала руководитель проекта, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории электрохимических устройств на твердооксидных протонных электролитах ИВТЭ УрО РАН и профессор Уральского федерального университета Наталия Тарасова.
Эксперименты показали, что модификация улучшила проводимость материала в сухих условиях примерно в 12 раз (в сравнении с исходным материалом), при этом ее обеспечивало в основном движение ионов кислорода. Во влажной среде добавлялся еще один механизм переноса заряда – протонный, то есть теперь носителями заряда были ионы водорода, что и необходимо для создания устройств водородной энергетики. В этом случае при температурах ниже 400℃ добавка гадолиния улучшила проводимость в 20 раз.
«Наши результаты свидетельствуют в пользу того, что модифицированный слоистый перовскит может стать основой для устройств водородной энергетики. В настоящий момент мы работаем над созданием материалов, которые могли бы эффективно сочетаться по комплексу физико-химических свойств в твердооксидном топливном элементе, а также в дальнейшем планируем их тестирование в составе электрохимического устройства», – рассказала руководитель проекта, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории электрохимических устройств на твердооксидных протонных электролитах ИВТЭ УрО РАН и профессор Уральского федерального университета Наталия Тарасова.
🛠 Mitsubishi Heavy Industries нацелились на водородную энергетику Индонезии. В рамках договоренностей, которые были достигнуты с PT. PLN Indonesia Power, крупнейший международный концерн намерен совместно подготовить три технико-экономических обоснования по совместному сжиганию менее углеродоемких видов топлива на электростанциях, принадлежащих и управляемых индонезийской энергетической компанией.
✅ В первом случае, в качестве эталонного топлива будет использоваться производимый в Индонезии аммиак на электростанции CFPP Суралайя. При этом особое внимание будет уделяться потенциалу создания «голубой» цепочки поставок аммиака с производством и транспортировкой с завода по производству и технологией совместного сжигания для применения в существующем котле.
✅ На установке комбинированного цикла газовых турбин Tanjung Priok (GTCC) будет произведена оценка технической и экономической возможности совместного сжигания водорода на электростанции мощностью 880 МВт
✅ В третьем исследовании будет изучена техническая и экономическая целесообразность совместного сжигания до 100% биомассы на Суральской угольной электростанции.
✅ В первом случае, в качестве эталонного топлива будет использоваться производимый в Индонезии аммиак на электростанции CFPP Суралайя. При этом особое внимание будет уделяться потенциалу создания «голубой» цепочки поставок аммиака с производством и транспортировкой с завода по производству и технологией совместного сжигания для применения в существующем котле.
✅ На установке комбинированного цикла газовых турбин Tanjung Priok (GTCC) будет произведена оценка технической и экономической возможности совместного сжигания водорода на электростанции мощностью 880 МВт
✅ В третьем исследовании будет изучена техническая и экономическая целесообразность совместного сжигания до 100% биомассы на Суральской угольной электростанции.
🚆 Немецкая земля Баден-Вюртемберг решила отказаться от водородных поездов. Исследование, проведенное консорциумом, включающим Transport Technology Consult Karlsruhe (TTK) и Komobile, рассмотрело 16 неэлектрифицированных маршрутов и сравнило электрификацию с внедрением аккумуляторной или водородной тяги.
В Министерство транспорта Баден-Вюртемберга отмечают, что после анализа «эксплуатация водородных гибридных поездов в ближайшем будущем не будет рассматриваться по различным эксплуатационным и экономическим причинам». В нем говорится, что при прямом сравнении водородная технология не может сравниться с аккумуляторной тягой или электрификацией ни на одном из маршрутов, рассматриваемых в исследовании.
В Министерство транспорта Баден-Вюртемберга отмечают, что после анализа «эксплуатация водородных гибридных поездов в ближайшем будущем не будет рассматриваться по различным эксплуатационным и экономическим причинам». В нем говорится, что при прямом сравнении водородная технология не может сравниться с аккумуляторной тягой или электрификацией ни на одном из маршрутов, рассматриваемых в исследовании.
🏭 Французская McPhy Energy SA приняла окончательное инвестиционное решение о строительстве крупного завода по производству щелочных электролизеров в Бельфоре с производственной мощностью, после постепенного наращивания, до 1 ГВт в год. Ранее проект получил общественную поддержку в рамках программы «Важные проекты общего европейского интереса» (IPCEI) для водорода. Планируется, что завод начнет работу в первой половине 2024 года.
Из общего объема государственной помощи McPhy имеет право получить до €114 млн от правительства Франции. Компания заявила, что подписала контракт с французским государственным инвестиционным банком Bpifrance на получение средств и получит первоначальный трансфер в размере €28,5 млн евро к концу 2022 года. McPhy рассчитывает потратить €9 млн к концу года на покупку земли и начало строительства.
Из общего объема государственной помощи McPhy имеет право получить до €114 млн от правительства Франции. Компания заявила, что подписала контракт с французским государственным инвестиционным банком Bpifrance на получение средств и получит первоначальный трансфер в размере €28,5 млн евро к концу 2022 года. McPhy рассчитывает потратить €9 млн к концу года на покупку земли и начало строительства.
🤝 Казахстан и Евросоюз договорились о стратегическом партнерстве в области устойчивого сырья, батарей и цепочек создания стоимости «зеленого» водорода. Подписи под меморандумом на полях Саммита мировых лидеров Глобальной конференции по изменению климата (COP27) в Египте поставили премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов и председатель Европейский комиссии Урсула фон дер Ляйен. По словам последней, документ нацелен на развитие долгосрочных партнерских отношений.
По словам казахстанского премьера, подписание документа создаст условия для установления финансового и технологического сотрудничества Казахстана с промышленными альянсами ЕС. «В целом наша страна обладает всеми необходимыми факторами привлекательности для европейского бизнеса, среди которых диверсифицированные источники энергии и высокий транзитно-транспортный потенциал», – отметил Алихан Смаилов.
По словам казахстанского премьера, подписание документа создаст условия для установления финансового и технологического сотрудничества Казахстана с промышленными альянсами ЕС. «В целом наша страна обладает всеми необходимыми факторами привлекательности для европейского бизнеса, среди которых диверсифицированные источники энергии и высокий транзитно-транспортный потенциал», – отметил Алихан Смаилов.
📉 Крупнейшая британская компания ITM Power отказалась от планов строительства второго завода по производству электролизеров, необходимых для создания «зеленого» водорода. По словам представителя компании Грэма Кули, данное решение «связано с недостатком средств». «Все наши европейские конкуренты получают гораздо большее финансирование, но в Великобритании нет стремления стимулировать местное производство», - утверждает он.
В нынешнем году Правительство Великобритании выделило £240 млн, однако этих средств, по мнению экспертов, явно недостаточно для развития экологически чистой отрасли. Соединенное Королевство рискует проиграть другим странам в отрасли зеленого водорода.
📌 Ранее, исполнительный директор Johnson Matthey Лиам Кондон также заявил, что Великобритания потеряла свои позиции в качестве одного из лидеров в глобальной гонке по развитию водородной энергетики. Среди основных причин он также назвал бюрократию и отсутствие достаточной государственной поддержки отрасли.
В нынешнем году Правительство Великобритании выделило £240 млн, однако этих средств, по мнению экспертов, явно недостаточно для развития экологически чистой отрасли. Соединенное Королевство рискует проиграть другим странам в отрасли зеленого водорода.
📌 Ранее, исполнительный директор Johnson Matthey Лиам Кондон также заявил, что Великобритания потеряла свои позиции в качестве одного из лидеров в глобальной гонке по развитию водородной энергетики. Среди основных причин он также назвал бюрократию и отсутствие достаточной государственной поддержки отрасли.
♻️ Португалия может достигнуть углеродной нейтральности к 2045 году, что на пять лет раньше срока, намеченного ООН. С таким заявлением выступил премьер-министр страны Антониу Кошта. Он также отметил, что Португалия «выработала национальную стратегию по переходу на водород», что поможет промышленности, которая на сегодняшний день серьезно зависит от природного газа.
«Мы ускоряем энергетический переход, на государственном уровне ведем устойчивую политику в сфере инвестиций в городской общественный транспорт и железнодорожное сообщение. Это создает отличные предпосылки для того, чтобы это [раннее достижение углеродной нейтральности] произошло», - пояснил Антониу Кошта.
«Мы ускоряем энергетический переход, на государственном уровне ведем устойчивую политику в сфере инвестиций в городской общественный транспорт и железнодорожное сообщение. Это создает отличные предпосылки для того, чтобы это [раннее достижение углеродной нейтральности] произошло», - пояснил Антониу Кошта.
🔋 Решение по переводу центрального отопления в жилых домах на водородное топливо получило разрешение на реализацию в Нидерландах. Пилотный проект от сетевого оператора Liander был одобрен Управлением по надзору за потребителями и рынками (ACM). В управлении придали высокое значение опыту, который приобретут компании в результате работы с водородом, так как в будущем H2 будет играть важную роль в энергоснабжении.
В рамках проекта Lochem, десять жилых домов будут оснащены комбинированным котлом, работающим на водороде вместо газа. Газовые трубы к этим домам будут использоваться для подачи водорода. В будущем, эксперименты запланированы и в других частях Голландии. Как и в случае с газом, в водород добавляется одорант, чтобы жители могли почувствовать запах утечки.
В рамках проекта Lochem, десять жилых домов будут оснащены комбинированным котлом, работающим на водороде вместо газа. Газовые трубы к этим домам будут использоваться для подачи водорода. В будущем, эксперименты запланированы и в других частях Голландии. Как и в случае с газом, в водород добавляется одорант, чтобы жители могли почувствовать запах утечки.
🧑🔬 Израильские ученые предложили свой способ решения основных, на их взгляд проблем, связанных с производством «зеленого» водорода. Физик-эколог из Университета Бен-Гуриона в Негеве Арик Йохелис и ученый из Израильского технологического института Авнер Ротшильд предложили новый путь производства, благодаря которому сократиться время и уменьшится расход энергии. Об этом пишет издание TechXplore.
Процесс расщепления воды при электролизе, которому помогает солнечная энергия (т. е. фотоэлектрохимия), снижает количество вложенной электрической энергии, необходимой для разрыва химических связей в молекуле воды с образованием водорода и кислорода. Выделение кислорода требует переноса четырёх электронов для создания одной молекулы кислорода и двух молекул водорода. Согласно современной парадигме, эти электроны движутся один за другим в последовательности из четырёх шагов на месте атомной реакции, что делает химическую реакцию энергетически затруднительной.
⚗️ Ученые показали, как теоретически, так и экспериментально новое решение, согласно которому два электрона могут одновременно переноситься в разных местах реакции, снижая энергетические барьеры для выделения кислорода. Как отмечают исследователи, открытие приведёт к дополнительным прорывам в разработке материалов и новым процессам создания чистого топлива из возобновляемых ресурсов, чтобы облегчить переход к нулевому энергопотреблению.
Процесс расщепления воды при электролизе, которому помогает солнечная энергия (т. е. фотоэлектрохимия), снижает количество вложенной электрической энергии, необходимой для разрыва химических связей в молекуле воды с образованием водорода и кислорода. Выделение кислорода требует переноса четырёх электронов для создания одной молекулы кислорода и двух молекул водорода. Согласно современной парадигме, эти электроны движутся один за другим в последовательности из четырёх шагов на месте атомной реакции, что делает химическую реакцию энергетически затруднительной.
⚗️ Ученые показали, как теоретически, так и экспериментально новое решение, согласно которому два электрона могут одновременно переноситься в разных местах реакции, снижая энергетические барьеры для выделения кислорода. Как отмечают исследователи, открытие приведёт к дополнительным прорывам в разработке материалов и новым процессам создания чистого топлива из возобновляемых ресурсов, чтобы облегчить переход к нулевому энергопотреблению.
Владимир Литвиненко, ведущий эксперт в области ТЭК, научный руководитель Правительственной рабочей группы по развитию водородной энергетики в РФ в интервью «Форпост Северо-Запад»:
«Мы полагаем, что водород действительно не сможет стать ресурсом глобальной энергетики, но вполне способен занять на рынке какую-то локальную нишу. Например, использоваться в качестве топлива для поездов на неэлектрифицированных участках. Другое дело, локомотив на компрессионном газе или СПГ построить гораздо проще, как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения стоимости проекта. Если вдоль трассы при этом высадить деревья, то углеродная нейтральность будет гарантирована».
«Мы полагаем, что водород действительно не сможет стать ресурсом глобальной энергетики, но вполне способен занять на рынке какую-то локальную нишу. Например, использоваться в качестве топлива для поездов на неэлектрифицированных участках. Другое дело, локомотив на компрессионном газе или СПГ построить гораздо проще, как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения стоимости проекта. Если вдоль трассы при этом высадить деревья, то углеродная нейтральность будет гарантирована».
🏭 Правительство Казахстана договорилось с австралийской компанией Fortescue о строительстве заводов по производству «зеленого» водорода в нескольких регионах республики, включая Атыраускую и Мангистаускую области. Документ подписан в ходе встречи премьер-министра Республики Алихана Смаилова с главой компании Fortescue Эндрю Форрестом на саммите мировых лидеров Глобальной конференции по изменению климата (COP27). Реализация соглашения внесет существенный вклад в достижение амбициозных целей по сокращению выбросов парниковых газов на 15% к 2030 году и обеспечению углеродной нейтральности к 2060 году.
Будущие проекты рассчитаны на выработку значительного объема «зеленого» водорода, который также планируется поставлять на европейский рынок в рамках подписанного накануне меморандума о взаимопонимании между Казахстаном и Евросоюзом. В целом внедрение доступных технологий производства «зеленого» водорода может позволить Казахстану через пять-семь лет стать одним из крупнейших мировых поставщиков этого топлива.
Будущие проекты рассчитаны на выработку значительного объема «зеленого» водорода, который также планируется поставлять на европейский рынок в рамках подписанного накануне меморандума о взаимопонимании между Казахстаном и Евросоюзом. В целом внедрение доступных технологий производства «зеленого» водорода может позволить Казахстану через пять-семь лет стать одним из крупнейших мировых поставщиков этого топлива.
⛴ Японская судоходная и логистическая компания NYK Lines и IHI Power Systems разрабатывают буксир с двигателем, работающим на аммиаке. При этом в ближайшие 10-20 лет страна намерена перевести значительную часть морского транспорта на это топливо. В отрасли делают ставку на использование аммиака, посчитав его более перспективным и удобным в использовании, чем водород, сообщает ER10 Media.
Чистое аммиачное топливо вероятно станет одной из альтернатив бензину, дизелю, газу и даже водороду. Как отмечается в заявлении NYK Lines компания проанализировала плюсы им минусы аммиачного топлива и решила все же сделать ставку именно на него.
🧩 Так, отмечают в компании, жидкий безводный аммиак приблизительно в два раза уступает дизельному топливу и бензину по энергоемкости. Он токсичен для людей и любых живых организмов. Производство аммиака считается экологически грязным. Его можно добывать практически из воздуха – его запасы безграничны. Аммиак легче хранить и транспортировать, чем водород. При сгорании аммиачного топлива не образуются токсичные соединения – только азот и вода. Его использование не вызывает выбросов парниковых газов. Двигатели внутреннего сгорания можно довольно быстро переоборудовать на использование аммиачного топлива.
Чистое аммиачное топливо вероятно станет одной из альтернатив бензину, дизелю, газу и даже водороду. Как отмечается в заявлении NYK Lines компания проанализировала плюсы им минусы аммиачного топлива и решила все же сделать ставку именно на него.
🧩 Так, отмечают в компании, жидкий безводный аммиак приблизительно в два раза уступает дизельному топливу и бензину по энергоемкости. Он токсичен для людей и любых живых организмов. Производство аммиака считается экологически грязным. Его можно добывать практически из воздуха – его запасы безграничны. Аммиак легче хранить и транспортировать, чем водород. При сгорании аммиачного топлива не образуются токсичные соединения – только азот и вода. Его использование не вызывает выбросов парниковых газов. Двигатели внутреннего сгорания можно довольно быстро переоборудовать на использование аммиачного топлива.
💬 Хорватия вместе с Италией и Словенией планирует производить до 5 тысяч тонн водорода в год, заявил хорватский премьер Андрей Пленкович, заявил Глава правительства Хорватии в рамках своего выступления на конференции ООН по вопросам изменения климата (COP27).
«В развитии низкоуглеродной экономики ради снижения CO2 все более важную роль играет водород. Это мы учли и приняли Стратегию по водороду до 2050 года, как и проект «Долины водорода Северная Адриатика», в сотрудничестве со Словенией и Италией для производства до 5 тысяч тонн водорода в год», - заявил Андрей Пленкович.
«В развитии низкоуглеродной экономики ради снижения CO2 все более важную роль играет водород. Это мы учли и приняли Стратегию по водороду до 2050 года, как и проект «Долины водорода Северная Адриатика», в сотрудничестве со Словенией и Италией для производства до 5 тысяч тонн водорода в год», - заявил Андрей Пленкович.