18 ноября в рамках семинара ЛЭСИ состоялось обсуждение докторской диссертации Оксаны Рудольфовны Михайловой "Mental Health Self-Care Among Russian Youth: A Sociological Perspective"
🔸 Об основных результатах работы и итогах дискуссии — в материале: https://telegra.ph/Psihologicheskaya-samopomoshch-sovremennoj-rossijskoj-molodezhi-v-kontekste-sociologii-psihologicheskogo-zdorovya-i-bolezni-Semi-11-23
📎 Запись семинара доступна по ссылке
🔸 Об основных результатах работы и итогах дискуссии — в материале: https://telegra.ph/Psihologicheskaya-samopomoshch-sovremennoj-rossijskoj-molodezhi-v-kontekste-sociologii-psihologicheskogo-zdorovya-i-bolezni-Semi-11-23
📎 Запись семинара доступна по ссылке
Telegraph
Психологическая самопомощь современной российской молодежи в контексте социологии психологического здоровья и болезни. Семинар…
18 ноября доцент кафедры анализа социальных институтов ФСН НИУ ВШЭ Михайлова Оксана Рудольфовна представила свою диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук на тему «Психологическая самопомощь современной российской молодежи в контексте…
❤7🤔5❤🔥3🔥3
2 декабря в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Этническая мозаика или культурное купажирование? Конструкция этничности у людей из мульти-этнических семей из Москвы"
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/8560466032
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/8560466032
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
🤔6❤5🔥2❤🔥1
25 ноября прошел семинар серии «Социология рынков», на котором Анастасия Казун, старший научный сотрудник ЛЭСИ, представила доклад «Народные теории фейковых новостей». Исследование посвящено тому, как потребители новостей описывают и объясняют для себя феномен фейков в современной фрагментированной медиасреде. Эмпирическую основу составили 119 полуструктурированных интервью с россиянами в возрасте от 16 до 75 лет, проведённых весной 2024 года.
Ключевыми для работы являются понятия фейковых новостей и народных теорий. Под фейковыми новостями понимается намеренно и проверяемо недостоверная информация в журналистском формате, которая распространяется с целью введения аудитории в заблуждение. Важно отделить их от ошибок журналистов, слухов и сатиры, которые не имеют своей целью обмануть потребителей контента. В свою очередь, народные теории – это набор неявных, часто противоречивых объяснительных схем, с помощью которых люди пытаются упорядочить медиахаос вокруг себя. Эти теории складываются из личного опыта, разговоров с близкими и публичной дискуссии. Автор выделяет 3 основных вида таких теорий:
🔹 Первая народная теория формулируется как «фейки повсюду». Интервьюируемые оценивают долю фейков в новостях от каждой пятой до почти всех, описывая ощущение жизни «в одной большой фейковой матрице». В результате граница между правдой и ложью размывается, а истина превращается в недостижимый идеал. Это подталкивает часть людей либо уходить из новостного потока, либо переставать проверять информацию: если всё равно «никому верить нельзя», усилия по фактчекингу кажутся бессмысленными.
🔸 Вторая теория звучит как «фейк – это то, с чем я не согласен». Термин «фейк» становится моральным ярлыком: новости, противоречащие ценностям и убеждениям человека или критикующие «своих», автоматически записываются в недостоверные. Один и тот же ресурс может казаться одним людям образцом «сухих новостей», а другим – источником сплошных фейков.
🔹 Третья теория «фейки угрожают другим, но не мне» иллюстрирует эффект третьего лица: люди включают в уязвимые категории непохожих на себя людей (по возрасту, полу, месту жительства и другим признакам), но свою собственную уязвимость минимизируют.
В обсуждении рецензенты высоко оценили теоретическую и эмпирическую насыщенность работы, которая фиксирует важные социальные изменения – девальвацию истины и «постмодернизацию» медиареальности. При этом было предложено рассматривать три народные теории не как независимые блоки с разными основаниями классификации, а как части более широкой схемы взаимодействия людей с новостями. В этой связи возникает вопрос, в каких конфигурациях эти представления могут сочетаться в сознании одного человека и разных социальных групп. Участники обсуждения отметили неоднозначность и контекстуальность фейковых новостей, которые могут принимать вид не только обмана, но и намеренного умалчивания значимых фактов и событий.
📎 Запись семинара доступна по ссылке
Ключевыми для работы являются понятия фейковых новостей и народных теорий. Под фейковыми новостями понимается намеренно и проверяемо недостоверная информация в журналистском формате, которая распространяется с целью введения аудитории в заблуждение. Важно отделить их от ошибок журналистов, слухов и сатиры, которые не имеют своей целью обмануть потребителей контента. В свою очередь, народные теории – это набор неявных, часто противоречивых объяснительных схем, с помощью которых люди пытаются упорядочить медиахаос вокруг себя. Эти теории складываются из личного опыта, разговоров с близкими и публичной дискуссии. Автор выделяет 3 основных вида таких теорий:
🔹 Первая народная теория формулируется как «фейки повсюду». Интервьюируемые оценивают долю фейков в новостях от каждой пятой до почти всех, описывая ощущение жизни «в одной большой фейковой матрице». В результате граница между правдой и ложью размывается, а истина превращается в недостижимый идеал. Это подталкивает часть людей либо уходить из новостного потока, либо переставать проверять информацию: если всё равно «никому верить нельзя», усилия по фактчекингу кажутся бессмысленными.
🔸 Вторая теория звучит как «фейк – это то, с чем я не согласен». Термин «фейк» становится моральным ярлыком: новости, противоречащие ценностям и убеждениям человека или критикующие «своих», автоматически записываются в недостоверные. Один и тот же ресурс может казаться одним людям образцом «сухих новостей», а другим – источником сплошных фейков.
🔹 Третья теория «фейки угрожают другим, но не мне» иллюстрирует эффект третьего лица: люди включают в уязвимые категории непохожих на себя людей (по возрасту, полу, месту жительства и другим признакам), но свою собственную уязвимость минимизируют.
В обсуждении рецензенты высоко оценили теоретическую и эмпирическую насыщенность работы, которая фиксирует важные социальные изменения – девальвацию истины и «постмодернизацию» медиареальности. При этом было предложено рассматривать три народные теории не как независимые блоки с разными основаниями классификации, а как части более широкой схемы взаимодействия людей с новостями. В этой связи возникает вопрос, в каких конфигурациях эти представления могут сочетаться в сознании одного человека и разных социальных групп. Участники обсуждения отметили неоднозначность и контекстуальность фейковых новостей, которые могут принимать вид не только обмана, но и намеренного умалчивания значимых фактов и событий.
📎 Запись семинара доступна по ссылке
❤11👍3🔥2❤🔥1
ecsoc_t26_n5.pdf
4.7 MB
Сообщаем о выходе очередного, 126-го, номера электронного журнала “Экономическая социология” (Т.26. № 5. Ноябрь 2025)
В этом номере читайте:
📚 Новый текст Пинчук А. Н., Макарова Е. С. и Тихомирова Д. А. "Культурная маргинальность: множественные культурные границы и возможности позитивной реализации (на основе кластерного анализа московских студентов)";
📚 Новый перевод: Фаррелл Г., Фуркад М. "Моральная экономия высокотехнологичного модернизма";
📚 Новый текст Паринова С. И. "Механизмы социально-экономической деятельности на основе принципов институционального дизайна: поиск общей модели";
📚 Новый текст Калашниковой К. Н. "(Вос)производство аутентичности пространства в гастрономическом ландшафте сибирских и дальневосточных городов";
📚 Новый текст на английском языке Aksoy S. "Rethinking AI: Power, Surveillance, and Democracy";
и другие материалы.
В этом номере читайте:
📚 Новый текст Пинчук А. Н., Макарова Е. С. и Тихомирова Д. А. "Культурная маргинальность: множественные культурные границы и возможности позитивной реализации (на основе кластерного анализа московских студентов)";
📚 Новый перевод: Фаррелл Г., Фуркад М. "Моральная экономия высокотехнологичного модернизма";
📚 Новый текст Паринова С. И. "Механизмы социально-экономической деятельности на основе принципов институционального дизайна: поиск общей модели";
📚 Новый текст Калашниковой К. Н. "(Вос)производство аутентичности пространства в гастрономическом ландшафте сибирских и дальневосточных городов";
📚 Новый текст на английском языке Aksoy S. "Rethinking AI: Power, Surveillance, and Democracy";
и другие материалы.
❤13👍5❤🔥3🔥2
9 декабря в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Navigating Social Class: The Service Encounter and Class Work at the Platform"
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/9062692393
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/9062692393
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
👍4🔥4❤2❤🔥1
2 декабря на семинаре серии «Социология рынков» Дарья Чебанова, стажер-исследователь ЛЭСИ, представила результаты работы «Этническая мозаика или культурное купажирование? Конструкция этничности у людей из мульти-этнических семей из Москвы». Основной вопрос исследования: как молодые люди из смешанных семей конструируют свою этническую идентичность?
🔸 Эмпирической основой исследования стали 13 глубинных интервью с молодыми людьми 18-25 лет, выросшими в мульти-этнических семьях в Москве. В фокус попали те случаи, где один из родителей идентифицирует себя как русский, а второй — как представитель этнической группы с собственным национальным государством за пределами России. Такой дизайн позволил проследить, как именно пересобираются привычные паттерны этнического наследования. Концептуальной основой исследования стали феноменологический подход, теория перформансов И. Гоффмана и концепция гибридной идентичности.
🔹 Согласно результатам исследования, универсального правила самокатегоризации (ни патрилинейного, ни по обоим родителям) у информантов не складывается. Вместо этого формируется сложная «калейдоскопическая» конструкция этничности. В ней особенно заметны идеализация и мифологизация этничности «нерусского», которая одновременно выступает для информантов референтной категорией. Молодые люди оказываются на стыке двух этнических групп, не будучи полностью включенными ни в одну из них: и русское большинство, и этническая диаспора видят в них Других. Дарья подчеркивает, что так возникает феномен «двойной экзотизации», когда смешанное происхождение становится основанием периферийного положения — одновременно во внешней категоризации и самовосприятии.
🔸 Инаковость играет несколько ролей: во-первых, этничность используется как универсальная объяснительная модель («я такой, потому что серб/еврей»), а во-вторых, как способ подчеркнуть уникальность и дистанцироваться от одномерной русской идентичности, усиливая значимость “нерусской” части происхождения. В ряде случаев автор фиксирует и болезненные сценарии, когда этничность одного из родителей фигурирует «как ругательство» в семейных конфликтах или становится инструментом борьбы за право относить ребенка только к одной из этнических групп. Дарья делает вывод о том, что у москвичей, выросших в мульти-этнических семьях, формируется мозаичная конструкция этничности. При этом идентичность молодых людей ситуативна, перформативна, и связана как с внешними, так и с внутренними конфликтами и ощущением инаковости.
Дискуссанты отметили высокий потенциал работы и обратили внимание на необходимость фокусировки: сейчас исследование колеблется между изучением этнической смешанности и анализом правил наследования членства в этнических категориях. Было предложено подчеркнуть процессуальность конструирования в названии, яснее представить соотнесение теоретической рамки работы с эмпирическими результатами, уточнить описание выборки и рассматривать не только выбор между этничностями родителей, но и выбор между режимами этнического членства. Также дискуссанты предложили в будущем составить аналитическую схему конструирования этнической идентичности, о чем указано в целях работы.
Желаем Дарье удачи!
📎Запись семинара доступна по ссылке
🔸 Эмпирической основой исследования стали 13 глубинных интервью с молодыми людьми 18-25 лет, выросшими в мульти-этнических семьях в Москве. В фокус попали те случаи, где один из родителей идентифицирует себя как русский, а второй — как представитель этнической группы с собственным национальным государством за пределами России. Такой дизайн позволил проследить, как именно пересобираются привычные паттерны этнического наследования. Концептуальной основой исследования стали феноменологический подход, теория перформансов И. Гоффмана и концепция гибридной идентичности.
🔹 Согласно результатам исследования, универсального правила самокатегоризации (ни патрилинейного, ни по обоим родителям) у информантов не складывается. Вместо этого формируется сложная «калейдоскопическая» конструкция этничности. В ней особенно заметны идеализация и мифологизация этничности «нерусского», которая одновременно выступает для информантов референтной категорией. Молодые люди оказываются на стыке двух этнических групп, не будучи полностью включенными ни в одну из них: и русское большинство, и этническая диаспора видят в них Других. Дарья подчеркивает, что так возникает феномен «двойной экзотизации», когда смешанное происхождение становится основанием периферийного положения — одновременно во внешней категоризации и самовосприятии.
🔸 Инаковость играет несколько ролей: во-первых, этничность используется как универсальная объяснительная модель («я такой, потому что серб/еврей»), а во-вторых, как способ подчеркнуть уникальность и дистанцироваться от одномерной русской идентичности, усиливая значимость “нерусской” части происхождения. В ряде случаев автор фиксирует и болезненные сценарии, когда этничность одного из родителей фигурирует «как ругательство» в семейных конфликтах или становится инструментом борьбы за право относить ребенка только к одной из этнических групп. Дарья делает вывод о том, что у москвичей, выросших в мульти-этнических семьях, формируется мозаичная конструкция этничности. При этом идентичность молодых людей ситуативна, перформативна, и связана как с внешними, так и с внутренними конфликтами и ощущением инаковости.
Дискуссанты отметили высокий потенциал работы и обратили внимание на необходимость фокусировки: сейчас исследование колеблется между изучением этнической смешанности и анализом правил наследования членства в этнических категориях. Было предложено подчеркнуть процессуальность конструирования в названии, яснее представить соотнесение теоретической рамки работы с эмпирическими результатами, уточнить описание выборки и рассматривать не только выбор между этничностями родителей, но и выбор между режимами этнического членства. Также дискуссанты предложили в будущем составить аналитическую схему конструирования этнической идентичности, о чем указано в целях работы.
Желаем Дарье удачи!
📎Запись семинара доступна по ссылке
❤5👍3🔥1
16 декабря в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах": локальная рациональность и восприятие времени среди уличных бездомных Москвы
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/9375980651
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/9375980651
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
🔥14❤🔥5👍4
Postdoc_LSES_2026.pdf
98.9 KB
📚 Конкурс вакансий ЛЭСИ 📚
Начался прием заявок от кандидатов на программу постдоков (Postdoctoral Fellowship) Лаборатории экономико-социологических исследований
Дедлайн подачи — 31 января 2026 года
Подробная информация — в прикрепленном файле
Начался прием заявок от кандидатов на программу постдоков (Postdoctoral Fellowship) Лаборатории экономико-социологических исследований
Дедлайн подачи — 31 января 2026 года
Подробная информация — в прикрепленном файле
❤4✍1🤔1
9 декабря на семинаре серии «Социология рынков» доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Кадир Уйсал и доцент университета Фэрфилда Мехмет Кансой представили исследование «Navigating Social Class: The Service Encounter and Class Work at the Platform». Оно построено вокруг ключевого вопроса о том, как работники цифровых платформ конструируют и поддерживают свою классовую идентичность в процессе взаимодействия с клиентами, менеджментом и другими платформенными акторами.
🔸 Эмпирической основой исследования стало 91 глубинное интервью с работниками различных платформ в Турции (направления деятельности — доставка, ремонт, уборка). Авторы опираются на концепцию «классовой работы», в рамках которой предлагается воспринимать класс не как объективную социальную группу, а как идентичность, которая демонстрируется, подвергается сомнению и воссоздается на уровне повседневных практик. Предполагается, что взаимодействия представителей различных классов приводят к кризисам идентификации, при которых участники рискуют быть неверно определенными. Это обусловливает необходимость выработки механизмов управления впечатлениями, которые позволяли бы участнику взаимодействия корректно репрезентировать свою классовую позицию.
🔹 Авторы показывают, как платформенное сервисное взаимодействие приводит к кризисам идентификации работника. Это происходит из-за необходимости столкновения с клиентами из широкого спектра социальных классов и усиления власти клиентов в рамках этой организационной формы. Также подчеркивается, что классовая идентичность платформенных работников постоянно подвергается сомнению — это требует от них интенсивной внутренней и внешней, реляционной работы по защите и утверждению своей идентичности.
🔸 Согласно результатам исследования, работники используют несколько стратегий «классовой работы». Во-первых, принятие мифа меритократии — вера в то, что их положение временно, и усердный труд приведёт к социальной мобильности. Во-вторых, акцентирование альтернативной идентичности — в рамках такой стратегии внимание фокусируется на уровне образования, прошлой карьере или других статусных маркерах, чтобы дистанцироваться от стигматизированной работы. В-третьих, существует стратегия «ребрендинга» стигматизированной идентичности — возвышение своего труда и требование уважения к нему, денонсация среднего и высшего классов (критика клиентов как «бездушных» или «аморальных») и дистанцирование от других работников (подчёркивание своего отличия от «низкоклассовых» коллег, иногда с использованием этнических или культурных стереотипов).
В ходе дискуссии была отмечена оригинальность подхода авторов к анализу сервисного платформенного взаимодействия. Дискуссанты подчеркнули необходимость более конкретного определения концепта «класс»: в противном случае, возникают трудности с определением того, насколько выявленные стратегии вызваны кризисом именно классовой идентичности, а не профессионального самоопределения. Участники семинара также обратили внимание на необходимость более полного раскрытия потенциала собранного эмпирического материала. В частности, были предложены способы сегментации выборки и проведения повторного анализа в соответствии с выделенными группами платформенных работников.
Желаем коллегам удачи в дальнейшей работе с текстом!
🔸 Эмпирической основой исследования стало 91 глубинное интервью с работниками различных платформ в Турции (направления деятельности — доставка, ремонт, уборка). Авторы опираются на концепцию «классовой работы», в рамках которой предлагается воспринимать класс не как объективную социальную группу, а как идентичность, которая демонстрируется, подвергается сомнению и воссоздается на уровне повседневных практик. Предполагается, что взаимодействия представителей различных классов приводят к кризисам идентификации, при которых участники рискуют быть неверно определенными. Это обусловливает необходимость выработки механизмов управления впечатлениями, которые позволяли бы участнику взаимодействия корректно репрезентировать свою классовую позицию.
🔹 Авторы показывают, как платформенное сервисное взаимодействие приводит к кризисам идентификации работника. Это происходит из-за необходимости столкновения с клиентами из широкого спектра социальных классов и усиления власти клиентов в рамках этой организационной формы. Также подчеркивается, что классовая идентичность платформенных работников постоянно подвергается сомнению — это требует от них интенсивной внутренней и внешней, реляционной работы по защите и утверждению своей идентичности.
🔸 Согласно результатам исследования, работники используют несколько стратегий «классовой работы». Во-первых, принятие мифа меритократии — вера в то, что их положение временно, и усердный труд приведёт к социальной мобильности. Во-вторых, акцентирование альтернативной идентичности — в рамках такой стратегии внимание фокусируется на уровне образования, прошлой карьере или других статусных маркерах, чтобы дистанцироваться от стигматизированной работы. В-третьих, существует стратегия «ребрендинга» стигматизированной идентичности — возвышение своего труда и требование уважения к нему, денонсация среднего и высшего классов (критика клиентов как «бездушных» или «аморальных») и дистанцирование от других работников (подчёркивание своего отличия от «низкоклассовых» коллег, иногда с использованием этнических или культурных стереотипов).
В ходе дискуссии была отмечена оригинальность подхода авторов к анализу сервисного платформенного взаимодействия. Дискуссанты подчеркнули необходимость более конкретного определения концепта «класс»: в противном случае, возникают трудности с определением того, насколько выявленные стратегии вызваны кризисом именно классовой идентичности, а не профессионального самоопределения. Участники семинара также обратили внимание на необходимость более полного раскрытия потенциала собранного эмпирического материала. В частности, были предложены способы сегментации выборки и проведения повторного анализа в соответствии с выделенными группами платформенных работников.
Желаем коллегам удачи в дальнейшей работе с текстом!
❤5👍4❤🔥1🔥1
23 декабря в 18:00 состоится рождественский киносеминар на тему: "Откуда берутся тревожности и депрессии у молодежи" (по материалам фильма Бо Бёрнэма "Восьмой класс", 2018 г.)
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/8944375605
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/8944375605
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
❤🔥15☃9🎄6❤2👍2🎉2🎅2🔥1
Ценности наносят ответный удар? Социология ценностей в критической перспективе социальных наук
В эту пятницу, 19 декабря, в 17 часов в Шанинке состоится открытие двухдневной конференции, посвященной современным академическим дискуссиям о ценностях в социальных науках.
В рамках круглого стола на тему «Возможна ли общая теория ценностей?» вместе с коллегами из других научных областей (психология, философия и антропология) выступит Анита Поплавская, научный сотрудник ЛЭСИ.
Обсуждение затронет природу и основания ценностей, их понимание и способы изучения в рамках разных дисциплин. Что общего между этими взглядами, а где и почему возникают различия и напряжения? В ходе дискуссии участники обсудят, возможно ли междисциплинарное понимание и изучение ценностей и выход к общей теории ценностей. Дискуссия вдохновлена новой книгой Штеффена Штайнерта — «Interdisciplinary Value Theory». В ходе обсуждения будет предпринята попытка смоделировать основные концептуальные ходы этих дисциплин, предпринятые в книге Стейнера, но в российском контексте.
Для участия требуется регистрация
В эту пятницу, 19 декабря, в 17 часов в Шанинке состоится открытие двухдневной конференции, посвященной современным академическим дискуссиям о ценностях в социальных науках.
В рамках круглого стола на тему «Возможна ли общая теория ценностей?» вместе с коллегами из других научных областей (психология, философия и антропология) выступит Анита Поплавская, научный сотрудник ЛЭСИ.
Обсуждение затронет природу и основания ценностей, их понимание и способы изучения в рамках разных дисциплин. Что общего между этими взглядами, а где и почему возникают различия и напряжения? В ходе дискуссии участники обсудят, возможно ли междисциплинарное понимание и изучение ценностей и выход к общей теории ценностей. Дискуссия вдохновлена новой книгой Штеффена Штайнерта — «Interdisciplinary Value Theory». В ходе обсуждения будет предпринята попытка смоделировать основные концептуальные ходы этих дисциплин, предпринятые в книге Стейнера, но в российском контексте.
Для участия требуется регистрация
msses.ru
«Ценности наносят ответный удар? Социология ценностей в критической перспективе социальных наук»
❤🔥7🔥3👏2✍1❤1
16 декабря прошел семинар серии «Социология рынков», на котором Кирилл Ескин, стажер-исследователь ЛЭСИ, представил доклад «"Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах": локальная рациональность и восприятие времени среди уличных бездомных Москвы».
В исследовании анализируется восприятие времени и связанные с ним экономические практики бездомных, формирующиеся в условиях уличной жизни. Эмпирическую основу составили 14 интервью, десятки неформальных бесед с уличными бездомными, а также более 50 часов наблюдения на вокзалах, в организациях помощи и местах кормления.
🔸 Автор рассматривает бездомность не просто как отсутствие дома, но как особые условия существования. Они характеризуются низким уровнем потребительских предпочтений и удовлетворением базовых социальных потребностей, высокой степенью неопределенности и физической опасности, нахождением в особом культурном и социальном контексте «уличной жизни». Для того, чтобы успешно выживать в подобных условиях, бездомный должен усваивать особые диспозиции относительно будущего — оно перестаёт быть зоной планирования и контроля. Это позволяет адаптироваться к ежедневной нестабильности, но одновременно затрудняет выход из ситуации бездомности, поскольку логика долгосрочных стратегий становится чуждой.
🔹 Для уличных бездомных характерны два основных нарратива относительно будущего. Первый, «будущее как фантазия», связан с несбыточными, но социально одобряемыми планами (например, «купить домик подальше от суеты»), которые не имеют связи с реальными возможностями и ресурсами. Второй, «будущее как вотчина внешних сил», предполагает определение будущего как неподконтрольного человеку места, находящегося во власти судьбы или воли Бога.
🔸 Подобное восприятие времени тесно связано с локальной рациональностью, которая формируется в условиях уличной жизни. Она проявляется в отсутствии долгосрочных планов, кратком горизонте планирования (часто — не дальше одного дня), ограниченной калькуляции доходов и расходов (многие бездомные не считают деньги даже на ближайшую перспективу) и в приоритете текущего потребления над будущими выгодами. Рациональным становится действие «по ситуации» и жизнь одним днём, поскольку завтра может не наступить.
В ходе обсуждения дискуссанты отметили, что в тексте стоит уделить больше внимания рефлексии личного полевого опыта и выстраиваемых социальных отношений при сборе материалов. Кроме того, многие авторские наблюдения и выводы не ограничиваются только бездомными, а применимы и к другим социальным группам с нестабильным социально-экономическим положением (крестьяне, релоканты, бедные). В этой связи необходимо явно выделить как общие, так и отличительные черты восприятия времени у исследуемой группы.
📎 Запись семинара доступна по ссылке.
В исследовании анализируется восприятие времени и связанные с ним экономические практики бездомных, формирующиеся в условиях уличной жизни. Эмпирическую основу составили 14 интервью, десятки неформальных бесед с уличными бездомными, а также более 50 часов наблюдения на вокзалах, в организациях помощи и местах кормления.
🔸 Автор рассматривает бездомность не просто как отсутствие дома, но как особые условия существования. Они характеризуются низким уровнем потребительских предпочтений и удовлетворением базовых социальных потребностей, высокой степенью неопределенности и физической опасности, нахождением в особом культурном и социальном контексте «уличной жизни». Для того, чтобы успешно выживать в подобных условиях, бездомный должен усваивать особые диспозиции относительно будущего — оно перестаёт быть зоной планирования и контроля. Это позволяет адаптироваться к ежедневной нестабильности, но одновременно затрудняет выход из ситуации бездомности, поскольку логика долгосрочных стратегий становится чуждой.
🔹 Для уличных бездомных характерны два основных нарратива относительно будущего. Первый, «будущее как фантазия», связан с несбыточными, но социально одобряемыми планами (например, «купить домик подальше от суеты»), которые не имеют связи с реальными возможностями и ресурсами. Второй, «будущее как вотчина внешних сил», предполагает определение будущего как неподконтрольного человеку места, находящегося во власти судьбы или воли Бога.
🔸 Подобное восприятие времени тесно связано с локальной рациональностью, которая формируется в условиях уличной жизни. Она проявляется в отсутствии долгосрочных планов, кратком горизонте планирования (часто — не дальше одного дня), ограниченной калькуляции доходов и расходов (многие бездомные не считают деньги даже на ближайшую перспективу) и в приоритете текущего потребления над будущими выгодами. Рациональным становится действие «по ситуации» и жизнь одним днём, поскольку завтра может не наступить.
В ходе обсуждения дискуссанты отметили, что в тексте стоит уделить больше внимания рефлексии личного полевого опыта и выстраиваемых социальных отношений при сборе материалов. Кроме того, многие авторские наблюдения и выводы не ограничиваются только бездомными, а применимы и к другим социальным группам с нестабильным социально-экономическим положением (крестьяне, релоканты, бедные). В этой связи необходимо явно выделить как общие, так и отличительные черты восприятия времени у исследуемой группы.
📎 Запись семинара доступна по ссылке.
👍11❤🔥7🔥4❤2