ЛЭСИ НИУ ВШЭ pinned «В рубрике #дайджест рассказываем о семинарах ЛЭСИ в ноябре 🔹11 ноября — семинар серии "Социология рынков". Дмитрий Трейстарь представит работу "Why Digital Well-Being Is Not (Yet) a Conceptually Stable Construct: A Meta-Synthetic Approach" (язык семинара…»
11 ноября в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Why Digital Well-Being Is Not (Yet) a Conceptually Stable Construct: A Meta-Synthetic Approach"
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/7209957609
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/7209957609
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
❤8❤🔥3👍2
Выиграли ли миллениалы время?
Сегодня в рубрике #материалы_от_ЛЭСИ делимся выпуском подкаста Т—Ж “План Б”, в рамках которого ведущие обсуждают с Вадимом Радаевым и Еленой Омельченко, как изменился рынок труда, почему молодым сложнее «встать на ноги» и чем различаются финансовые привычки поколений.
Старшие миллениалы вышли на рынок труда в относительно стабильные годы — с доступным жильём и понятными карьерными траекториями. Зумеры же стартуют в эпоху кризисов, нестабильных доходов и высокой конкуренции. При этом они более требовательны и ищут баланс между работой, личной свободой и смыслом.
В выпуске эксперты разбирают, что значит быть «взрослым» сегодня, как поколения по-разному распоряжаются деньгами:
🔸Из-за чего зумеры чаще меняют места работы, но не хотят организовывать свой бизнес?
🔹Почему молодые чаще избегают рисков, несмотря на кажущуюся смелость и амбиции?
🔸Откладывание взросления — инфантилизм или адаптация к реальности, где взрослость стала дорогой?
🔹И как на смену накоплению на недвижимость приходят траты на «символическое потребление»?
Предлагаем чуть лучше разобраться в «поколенческой экономике» — подкаст доступен по ссылке
Сегодня в рубрике #материалы_от_ЛЭСИ делимся выпуском подкаста Т—Ж “План Б”, в рамках которого ведущие обсуждают с Вадимом Радаевым и Еленой Омельченко, как изменился рынок труда, почему молодым сложнее «встать на ноги» и чем различаются финансовые привычки поколений.
Старшие миллениалы вышли на рынок труда в относительно стабильные годы — с доступным жильём и понятными карьерными траекториями. Зумеры же стартуют в эпоху кризисов, нестабильных доходов и высокой конкуренции. При этом они более требовательны и ищут баланс между работой, личной свободой и смыслом.
В выпуске эксперты разбирают, что значит быть «взрослым» сегодня, как поколения по-разному распоряжаются деньгами:
🔸Из-за чего зумеры чаще меняют места работы, но не хотят организовывать свой бизнес?
🔹Почему молодые чаще избегают рисков, несмотря на кажущуюся смелость и амбиции?
🔸Откладывание взросления — инфантилизм или адаптация к реальности, где взрослость стала дорогой?
🔹И как на смену накоплению на недвижимость приходят траты на «символическое потребление»?
Предлагаем чуть лучше разобраться в «поколенческой экономике» — подкаст доступен по ссылке
Т—Ж
«Зарабатывают в полтора раза меньше»: почему зумеры еще беднее миллениалов
И почему они покупают кофе, а не квартиры
🔥18❤6❤🔥3👍1
18 ноября в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Mental Health Self-Care Among Russian Youth: A Sociological Perspective"
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/7455459549
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/7455459549
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
❤9🤔6❤🔥2🔥2
11 ноября на семинаре серии «Социология рынков» Дмитрий Трейстарь представил результаты мета-анализа публикаций о цифровом благополучии (digital well-being). В своем исследовании Дмитрий задаётся следующими вопросами: какие темы доминируют в научном дискурсе о цифровом благополучии? Как можно определить это понятие и является ли оно концептуально устойчивым конструктом?
🔸На основе сетевого анализа автором были выделены наиболее крупные кластеры по количеству упоминаний в аннотациях, ключевых словах и названиях: интервенции на личном и системном уровнях, влияние пандемии и студенческой среды на цифровое благополучие, а также общий контекст воздействия технологий на повседневность.
🔹Согласно результатам исследования, несмотря на рост числа работ по теме цифрового благополучия, концепт остаётся неустойчивым. Более того, лишь небольшая доля публикаций посвящена попыткам теоретического осмысления понятия. Цифровое благополучие чаще функционирует как элемент различных дискурсов о взаимодействии человека и технологий в эпоху цифры. Упоминание благополучия происходит, с одной стороны, в контексте обсуждения рисков и этических вопросов, с другой — в рамках разговора о позитивном пользовательском опыте. В ряде работ фокус направлен на поиск стратегий по улучшению цифрового благополучия. В отдельных исследованиях также рассматриваются индивидуальные и социальные детерминанты различий в уровне цифрового благополучия.
🔸Автор работы обращает внимание на противоречивость существующего исследовательского поля и предлагает многоуровневое определение цифрового благополучия, включающее в себя одновременно сам концепт, его детерминанты и ограничения, стратегии реализации, контекстуальные факторы.
🔹Дискуссанты подчеркнули размытость терминов и зависимость понятийного поля от тематики научных журналов и их публикационной политики, что затрудняет выработку единого определения. Кроме того, в ходе дискуссии было предложено дополнить выборку статьями, где используются понятия digital health и wellness, так как они близки по смыслу к рассматриваемому концепту и могут использоваться исследователями в схожих контекстах. В обсуждении был затронут и более широкий вопрос: возможно ли цифровое благополучие при социальном или экономическом неблагополучии?
Желаем Дмитрию удачи в дальнейшей разработке темы!
🔸На основе сетевого анализа автором были выделены наиболее крупные кластеры по количеству упоминаний в аннотациях, ключевых словах и названиях: интервенции на личном и системном уровнях, влияние пандемии и студенческой среды на цифровое благополучие, а также общий контекст воздействия технологий на повседневность.
🔹Согласно результатам исследования, несмотря на рост числа работ по теме цифрового благополучия, концепт остаётся неустойчивым. Более того, лишь небольшая доля публикаций посвящена попыткам теоретического осмысления понятия. Цифровое благополучие чаще функционирует как элемент различных дискурсов о взаимодействии человека и технологий в эпоху цифры. Упоминание благополучия происходит, с одной стороны, в контексте обсуждения рисков и этических вопросов, с другой — в рамках разговора о позитивном пользовательском опыте. В ряде работ фокус направлен на поиск стратегий по улучшению цифрового благополучия. В отдельных исследованиях также рассматриваются индивидуальные и социальные детерминанты различий в уровне цифрового благополучия.
🔸Автор работы обращает внимание на противоречивость существующего исследовательского поля и предлагает многоуровневое определение цифрового благополучия, включающее в себя одновременно сам концепт, его детерминанты и ограничения, стратегии реализации, контекстуальные факторы.
🔹Дискуссанты подчеркнули размытость терминов и зависимость понятийного поля от тематики научных журналов и их публикационной политики, что затрудняет выработку единого определения. Кроме того, в ходе дискуссии было предложено дополнить выборку статьями, где используются понятия digital health и wellness, так как они близки по смыслу к рассматриваемому концепту и могут использоваться исследователями в схожих контекстах. В обсуждении был затронут и более широкий вопрос: возможно ли цифровое благополучие при социальном или экономическом неблагополучии?
Желаем Дмитрию удачи в дальнейшей разработке темы!
❤5👍3❤🔥2🔥2
25 ноября в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Народные теории фейковых новостей"
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/7985259579
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/7985259579
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
🔥9❤5❤🔥1
Совсем недавно младший научный сотрудник ЛЭСИ Дарья Лебедева прошла стажировку в Университете Констанца (Германия), где в составе большого исследовательского коллектива ‘Climate Inequalities in the Global South: from Perceptions to Protest’ изучала, почему и при каких обстоятельствах экологические последствия изменения климата вызывают протесты
🔹Заметки о стажировке читайте в материале
А в комментариях вы можете задать вопросы Дарье👇
🔹Заметки о стажировке читайте в материале
А в комментариях вы можете задать вопросы Дарье👇
Telegraph
Заметки о стажировке в Университете Констанца (Германия), июль-октябрь 2025 г.
Примерно в 2010-х годах на одной из международных социологических конференций Вадим Валерьевич Радаев и Зоя Владиславовна Котельникова познакомились с Себастианом Коосом. В 2009 г. в Т. 10. № 2 журнала “Экономическая социология” он публиковал свою статью…
❤🔥21❤8🔥8👍3
18 ноября в рамках семинара ЛЭСИ состоялось обсуждение докторской диссертации Оксаны Рудольфовны Михайловой "Mental Health Self-Care Among Russian Youth: A Sociological Perspective"
🔸 Об основных результатах работы и итогах дискуссии — в материале: https://telegra.ph/Psihologicheskaya-samopomoshch-sovremennoj-rossijskoj-molodezhi-v-kontekste-sociologii-psihologicheskogo-zdorovya-i-bolezni-Semi-11-23
📎 Запись семинара доступна по ссылке
🔸 Об основных результатах работы и итогах дискуссии — в материале: https://telegra.ph/Psihologicheskaya-samopomoshch-sovremennoj-rossijskoj-molodezhi-v-kontekste-sociologii-psihologicheskogo-zdorovya-i-bolezni-Semi-11-23
📎 Запись семинара доступна по ссылке
Telegraph
Психологическая самопомощь современной российской молодежи в контексте социологии психологического здоровья и болезни. Семинар…
18 ноября доцент кафедры анализа социальных институтов ФСН НИУ ВШЭ Михайлова Оксана Рудольфовна представила свою диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук на тему «Психологическая самопомощь современной российской молодежи в контексте…
❤7🤔5❤🔥3🔥3
2 декабря в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Этническая мозаика или культурное купажирование? Конструкция этничности у людей из мульти-этнических семей из Москвы"
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/8560466032
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/8560466032
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
🤔6❤5🔥2❤🔥1
25 ноября прошел семинар серии «Социология рынков», на котором Анастасия Казун, старший научный сотрудник ЛЭСИ, представила доклад «Народные теории фейковых новостей». Исследование посвящено тому, как потребители новостей описывают и объясняют для себя феномен фейков в современной фрагментированной медиасреде. Эмпирическую основу составили 119 полуструктурированных интервью с россиянами в возрасте от 16 до 75 лет, проведённых весной 2024 года.
Ключевыми для работы являются понятия фейковых новостей и народных теорий. Под фейковыми новостями понимается намеренно и проверяемо недостоверная информация в журналистском формате, которая распространяется с целью введения аудитории в заблуждение. Важно отделить их от ошибок журналистов, слухов и сатиры, которые не имеют своей целью обмануть потребителей контента. В свою очередь, народные теории – это набор неявных, часто противоречивых объяснительных схем, с помощью которых люди пытаются упорядочить медиахаос вокруг себя. Эти теории складываются из личного опыта, разговоров с близкими и публичной дискуссии. Автор выделяет 3 основных вида таких теорий:
🔹 Первая народная теория формулируется как «фейки повсюду». Интервьюируемые оценивают долю фейков в новостях от каждой пятой до почти всех, описывая ощущение жизни «в одной большой фейковой матрице». В результате граница между правдой и ложью размывается, а истина превращается в недостижимый идеал. Это подталкивает часть людей либо уходить из новостного потока, либо переставать проверять информацию: если всё равно «никому верить нельзя», усилия по фактчекингу кажутся бессмысленными.
🔸 Вторая теория звучит как «фейк – это то, с чем я не согласен». Термин «фейк» становится моральным ярлыком: новости, противоречащие ценностям и убеждениям человека или критикующие «своих», автоматически записываются в недостоверные. Один и тот же ресурс может казаться одним людям образцом «сухих новостей», а другим – источником сплошных фейков.
🔹 Третья теория «фейки угрожают другим, но не мне» иллюстрирует эффект третьего лица: люди включают в уязвимые категории непохожих на себя людей (по возрасту, полу, месту жительства и другим признакам), но свою собственную уязвимость минимизируют.
В обсуждении рецензенты высоко оценили теоретическую и эмпирическую насыщенность работы, которая фиксирует важные социальные изменения – девальвацию истины и «постмодернизацию» медиареальности. При этом было предложено рассматривать три народные теории не как независимые блоки с разными основаниями классификации, а как части более широкой схемы взаимодействия людей с новостями. В этой связи возникает вопрос, в каких конфигурациях эти представления могут сочетаться в сознании одного человека и разных социальных групп. Участники обсуждения отметили неоднозначность и контекстуальность фейковых новостей, которые могут принимать вид не только обмана, но и намеренного умалчивания значимых фактов и событий.
📎 Запись семинара доступна по ссылке
Ключевыми для работы являются понятия фейковых новостей и народных теорий. Под фейковыми новостями понимается намеренно и проверяемо недостоверная информация в журналистском формате, которая распространяется с целью введения аудитории в заблуждение. Важно отделить их от ошибок журналистов, слухов и сатиры, которые не имеют своей целью обмануть потребителей контента. В свою очередь, народные теории – это набор неявных, часто противоречивых объяснительных схем, с помощью которых люди пытаются упорядочить медиахаос вокруг себя. Эти теории складываются из личного опыта, разговоров с близкими и публичной дискуссии. Автор выделяет 3 основных вида таких теорий:
🔹 Первая народная теория формулируется как «фейки повсюду». Интервьюируемые оценивают долю фейков в новостях от каждой пятой до почти всех, описывая ощущение жизни «в одной большой фейковой матрице». В результате граница между правдой и ложью размывается, а истина превращается в недостижимый идеал. Это подталкивает часть людей либо уходить из новостного потока, либо переставать проверять информацию: если всё равно «никому верить нельзя», усилия по фактчекингу кажутся бессмысленными.
🔸 Вторая теория звучит как «фейк – это то, с чем я не согласен». Термин «фейк» становится моральным ярлыком: новости, противоречащие ценностям и убеждениям человека или критикующие «своих», автоматически записываются в недостоверные. Один и тот же ресурс может казаться одним людям образцом «сухих новостей», а другим – источником сплошных фейков.
🔹 Третья теория «фейки угрожают другим, но не мне» иллюстрирует эффект третьего лица: люди включают в уязвимые категории непохожих на себя людей (по возрасту, полу, месту жительства и другим признакам), но свою собственную уязвимость минимизируют.
В обсуждении рецензенты высоко оценили теоретическую и эмпирическую насыщенность работы, которая фиксирует важные социальные изменения – девальвацию истины и «постмодернизацию» медиареальности. При этом было предложено рассматривать три народные теории не как независимые блоки с разными основаниями классификации, а как части более широкой схемы взаимодействия людей с новостями. В этой связи возникает вопрос, в каких конфигурациях эти представления могут сочетаться в сознании одного человека и разных социальных групп. Участники обсуждения отметили неоднозначность и контекстуальность фейковых новостей, которые могут принимать вид не только обмана, но и намеренного умалчивания значимых фактов и событий.
📎 Запись семинара доступна по ссылке
❤11👍3🔥2❤🔥1
ecsoc_t26_n5.pdf
4.7 MB
Сообщаем о выходе очередного, 126-го, номера электронного журнала “Экономическая социология” (Т.26. № 5. Ноябрь 2025)
В этом номере читайте:
📚 Новый текст Пинчук А. Н., Макарова Е. С. и Тихомирова Д. А. "Культурная маргинальность: множественные культурные границы и возможности позитивной реализации (на основе кластерного анализа московских студентов)";
📚 Новый перевод: Фаррелл Г., Фуркад М. "Моральная экономия высокотехнологичного модернизма";
📚 Новый текст Паринова С. И. "Механизмы социально-экономической деятельности на основе принципов институционального дизайна: поиск общей модели";
📚 Новый текст Калашниковой К. Н. "(Вос)производство аутентичности пространства в гастрономическом ландшафте сибирских и дальневосточных городов";
📚 Новый текст на английском языке Aksoy S. "Rethinking AI: Power, Surveillance, and Democracy";
и другие материалы.
В этом номере читайте:
📚 Новый текст Пинчук А. Н., Макарова Е. С. и Тихомирова Д. А. "Культурная маргинальность: множественные культурные границы и возможности позитивной реализации (на основе кластерного анализа московских студентов)";
📚 Новый перевод: Фаррелл Г., Фуркад М. "Моральная экономия высокотехнологичного модернизма";
📚 Новый текст Паринова С. И. "Механизмы социально-экономической деятельности на основе принципов институционального дизайна: поиск общей модели";
📚 Новый текст Калашниковой К. Н. "(Вос)производство аутентичности пространства в гастрономическом ландшафте сибирских и дальневосточных городов";
📚 Новый текст на английском языке Aksoy S. "Rethinking AI: Power, Surveillance, and Democracy";
и другие материалы.
❤13👍5❤🔥3🔥2
9 декабря в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Navigating Social Class: The Service Encounter and Class Work at the Platform"
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/9062692393
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/9062692393
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
👍4🔥4❤2❤🔥1
2 декабря на семинаре серии «Социология рынков» Дарья Чебанова, стажер-исследователь ЛЭСИ, представила результаты работы «Этническая мозаика или культурное купажирование? Конструкция этничности у людей из мульти-этнических семей из Москвы». Основной вопрос исследования: как молодые люди из смешанных семей конструируют свою этническую идентичность?
🔸 Эмпирической основой исследования стали 13 глубинных интервью с молодыми людьми 18-25 лет, выросшими в мульти-этнических семьях в Москве. В фокус попали те случаи, где один из родителей идентифицирует себя как русский, а второй — как представитель этнической группы с собственным национальным государством за пределами России. Такой дизайн позволил проследить, как именно пересобираются привычные паттерны этнического наследования. Концептуальной основой исследования стали феноменологический подход, теория перформансов И. Гоффмана и концепция гибридной идентичности.
🔹 Согласно результатам исследования, универсального правила самокатегоризации (ни патрилинейного, ни по обоим родителям) у информантов не складывается. Вместо этого формируется сложная «калейдоскопическая» конструкция этничности. В ней особенно заметны идеализация и мифологизация этничности «нерусского», которая одновременно выступает для информантов референтной категорией. Молодые люди оказываются на стыке двух этнических групп, не будучи полностью включенными ни в одну из них: и русское большинство, и этническая диаспора видят в них Других. Дарья подчеркивает, что так возникает феномен «двойной экзотизации», когда смешанное происхождение становится основанием периферийного положения — одновременно во внешней категоризации и самовосприятии.
🔸 Инаковость играет несколько ролей: во-первых, этничность используется как универсальная объяснительная модель («я такой, потому что серб/еврей»), а во-вторых, как способ подчеркнуть уникальность и дистанцироваться от одномерной русской идентичности, усиливая значимость “нерусской” части происхождения. В ряде случаев автор фиксирует и болезненные сценарии, когда этничность одного из родителей фигурирует «как ругательство» в семейных конфликтах или становится инструментом борьбы за право относить ребенка только к одной из этнических групп. Дарья делает вывод о том, что у москвичей, выросших в мульти-этнических семьях, формируется мозаичная конструкция этничности. При этом идентичность молодых людей ситуативна, перформативна, и связана как с внешними, так и с внутренними конфликтами и ощущением инаковости.
Дискуссанты отметили высокий потенциал работы и обратили внимание на необходимость фокусировки: сейчас исследование колеблется между изучением этнической смешанности и анализом правил наследования членства в этнических категориях. Было предложено подчеркнуть процессуальность конструирования в названии, яснее представить соотнесение теоретической рамки работы с эмпирическими результатами, уточнить описание выборки и рассматривать не только выбор между этничностями родителей, но и выбор между режимами этнического членства. Также дискуссанты предложили в будущем составить аналитическую схему конструирования этнической идентичности, о чем указано в целях работы.
Желаем Дарье удачи!
📎Запись семинара доступна по ссылке
🔸 Эмпирической основой исследования стали 13 глубинных интервью с молодыми людьми 18-25 лет, выросшими в мульти-этнических семьях в Москве. В фокус попали те случаи, где один из родителей идентифицирует себя как русский, а второй — как представитель этнической группы с собственным национальным государством за пределами России. Такой дизайн позволил проследить, как именно пересобираются привычные паттерны этнического наследования. Концептуальной основой исследования стали феноменологический подход, теория перформансов И. Гоффмана и концепция гибридной идентичности.
🔹 Согласно результатам исследования, универсального правила самокатегоризации (ни патрилинейного, ни по обоим родителям) у информантов не складывается. Вместо этого формируется сложная «калейдоскопическая» конструкция этничности. В ней особенно заметны идеализация и мифологизация этничности «нерусского», которая одновременно выступает для информантов референтной категорией. Молодые люди оказываются на стыке двух этнических групп, не будучи полностью включенными ни в одну из них: и русское большинство, и этническая диаспора видят в них Других. Дарья подчеркивает, что так возникает феномен «двойной экзотизации», когда смешанное происхождение становится основанием периферийного положения — одновременно во внешней категоризации и самовосприятии.
🔸 Инаковость играет несколько ролей: во-первых, этничность используется как универсальная объяснительная модель («я такой, потому что серб/еврей»), а во-вторых, как способ подчеркнуть уникальность и дистанцироваться от одномерной русской идентичности, усиливая значимость “нерусской” части происхождения. В ряде случаев автор фиксирует и болезненные сценарии, когда этничность одного из родителей фигурирует «как ругательство» в семейных конфликтах или становится инструментом борьбы за право относить ребенка только к одной из этнических групп. Дарья делает вывод о том, что у москвичей, выросших в мульти-этнических семьях, формируется мозаичная конструкция этничности. При этом идентичность молодых людей ситуативна, перформативна, и связана как с внешними, так и с внутренними конфликтами и ощущением инаковости.
Дискуссанты отметили высокий потенциал работы и обратили внимание на необходимость фокусировки: сейчас исследование колеблется между изучением этнической смешанности и анализом правил наследования членства в этнических категориях. Было предложено подчеркнуть процессуальность конструирования в названии, яснее представить соотнесение теоретической рамки работы с эмпирическими результатами, уточнить описание выборки и рассматривать не только выбор между этничностями родителей, но и выбор между режимами этнического членства. Также дискуссанты предложили в будущем составить аналитическую схему конструирования этнической идентичности, о чем указано в целях работы.
Желаем Дарье удачи!
📎Запись семинара доступна по ссылке
❤5👍3🔥1
16 декабря в 18:00 состоится семинар серии "Социология рынков" на тему: "Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах": локальная рациональность и восприятие времени среди уличных бездомных Москвы
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/9375980651
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/9375980651
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
🔥14❤🔥5👍4
Postdoc_LSES_2026.pdf
98.9 KB
📚 Конкурс вакансий ЛЭСИ 📚
Начался прием заявок от кандидатов на программу постдоков (Postdoctoral Fellowship) Лаборатории экономико-социологических исследований
Дедлайн подачи — 31 января 2026 года
Подробная информация — в прикрепленном файле
Начался прием заявок от кандидатов на программу постдоков (Postdoctoral Fellowship) Лаборатории экономико-социологических исследований
Дедлайн подачи — 31 января 2026 года
Подробная информация — в прикрепленном файле
❤4✍1🤔1
9 декабря на семинаре серии «Социология рынков» доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Кадир Уйсал и доцент университета Фэрфилда Мехмет Кансой представили исследование «Navigating Social Class: The Service Encounter and Class Work at the Platform». Оно построено вокруг ключевого вопроса о том, как работники цифровых платформ конструируют и поддерживают свою классовую идентичность в процессе взаимодействия с клиентами, менеджментом и другими платформенными акторами.
🔸 Эмпирической основой исследования стало 91 глубинное интервью с работниками различных платформ в Турции (направления деятельности — доставка, ремонт, уборка). Авторы опираются на концепцию «классовой работы», в рамках которой предлагается воспринимать класс не как объективную социальную группу, а как идентичность, которая демонстрируется, подвергается сомнению и воссоздается на уровне повседневных практик. Предполагается, что взаимодействия представителей различных классов приводят к кризисам идентификации, при которых участники рискуют быть неверно определенными. Это обусловливает необходимость выработки механизмов управления впечатлениями, которые позволяли бы участнику взаимодействия корректно репрезентировать свою классовую позицию.
🔹 Авторы показывают, как платформенное сервисное взаимодействие приводит к кризисам идентификации работника. Это происходит из-за необходимости столкновения с клиентами из широкого спектра социальных классов и усиления власти клиентов в рамках этой организационной формы. Также подчеркивается, что классовая идентичность платформенных работников постоянно подвергается сомнению — это требует от них интенсивной внутренней и внешней, реляционной работы по защите и утверждению своей идентичности.
🔸 Согласно результатам исследования, работники используют несколько стратегий «классовой работы». Во-первых, принятие мифа меритократии — вера в то, что их положение временно, и усердный труд приведёт к социальной мобильности. Во-вторых, акцентирование альтернативной идентичности — в рамках такой стратегии внимание фокусируется на уровне образования, прошлой карьере или других статусных маркерах, чтобы дистанцироваться от стигматизированной работы. В-третьих, существует стратегия «ребрендинга» стигматизированной идентичности — возвышение своего труда и требование уважения к нему, денонсация среднего и высшего классов (критика клиентов как «бездушных» или «аморальных») и дистанцирование от других работников (подчёркивание своего отличия от «низкоклассовых» коллег, иногда с использованием этнических или культурных стереотипов).
В ходе дискуссии была отмечена оригинальность подхода авторов к анализу сервисного платформенного взаимодействия. Дискуссанты подчеркнули необходимость более конкретного определения концепта «класс»: в противном случае, возникают трудности с определением того, насколько выявленные стратегии вызваны кризисом именно классовой идентичности, а не профессионального самоопределения. Участники семинара также обратили внимание на необходимость более полного раскрытия потенциала собранного эмпирического материала. В частности, были предложены способы сегментации выборки и проведения повторного анализа в соответствии с выделенными группами платформенных работников.
Желаем коллегам удачи в дальнейшей работе с текстом!
🔸 Эмпирической основой исследования стало 91 глубинное интервью с работниками различных платформ в Турции (направления деятельности — доставка, ремонт, уборка). Авторы опираются на концепцию «классовой работы», в рамках которой предлагается воспринимать класс не как объективную социальную группу, а как идентичность, которая демонстрируется, подвергается сомнению и воссоздается на уровне повседневных практик. Предполагается, что взаимодействия представителей различных классов приводят к кризисам идентификации, при которых участники рискуют быть неверно определенными. Это обусловливает необходимость выработки механизмов управления впечатлениями, которые позволяли бы участнику взаимодействия корректно репрезентировать свою классовую позицию.
🔹 Авторы показывают, как платформенное сервисное взаимодействие приводит к кризисам идентификации работника. Это происходит из-за необходимости столкновения с клиентами из широкого спектра социальных классов и усиления власти клиентов в рамках этой организационной формы. Также подчеркивается, что классовая идентичность платформенных работников постоянно подвергается сомнению — это требует от них интенсивной внутренней и внешней, реляционной работы по защите и утверждению своей идентичности.
🔸 Согласно результатам исследования, работники используют несколько стратегий «классовой работы». Во-первых, принятие мифа меритократии — вера в то, что их положение временно, и усердный труд приведёт к социальной мобильности. Во-вторых, акцентирование альтернативной идентичности — в рамках такой стратегии внимание фокусируется на уровне образования, прошлой карьере или других статусных маркерах, чтобы дистанцироваться от стигматизированной работы. В-третьих, существует стратегия «ребрендинга» стигматизированной идентичности — возвышение своего труда и требование уважения к нему, денонсация среднего и высшего классов (критика клиентов как «бездушных» или «аморальных») и дистанцирование от других работников (подчёркивание своего отличия от «низкоклассовых» коллег, иногда с использованием этнических или культурных стереотипов).
В ходе дискуссии была отмечена оригинальность подхода авторов к анализу сервисного платформенного взаимодействия. Дискуссанты подчеркнули необходимость более конкретного определения концепта «класс»: в противном случае, возникают трудности с определением того, насколько выявленные стратегии вызваны кризисом именно классовой идентичности, а не профессионального самоопределения. Участники семинара также обратили внимание на необходимость более полного раскрытия потенциала собранного эмпирического материала. В частности, были предложены способы сегментации выборки и проведения повторного анализа в соответствии с выделенными группами платформенных работников.
Желаем коллегам удачи в дальнейшей работе с текстом!
❤5👍4❤🔥1🔥1
23 декабря в 18:00 состоится рождественский киносеминар на тему: "Откуда берутся тревожности и депрессии у молодежи" (по материалам фильма Бо Бёрнэма "Восьмой класс", 2018 г.)
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/8944375605
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
Присоединиться к встрече можно по ссылке:
https://hse.mts-link.ru/j/81221613/8944375605
Для заказа пропусков (не сотрудникам ВШЭ) просьба заполнить форму:
https://clck.ru/36Fq73
❤🔥15☃9🎄6❤2👍2🎉2🎅2🔥1
Ценности наносят ответный удар? Социология ценностей в критической перспективе социальных наук
В эту пятницу, 19 декабря, в 17 часов в Шанинке состоится открытие двухдневной конференции, посвященной современным академическим дискуссиям о ценностях в социальных науках.
В рамках круглого стола на тему «Возможна ли общая теория ценностей?» вместе с коллегами из других научных областей (психология, философия и антропология) выступит Анита Поплавская, научный сотрудник ЛЭСИ.
Обсуждение затронет природу и основания ценностей, их понимание и способы изучения в рамках разных дисциплин. Что общего между этими взглядами, а где и почему возникают различия и напряжения? В ходе дискуссии участники обсудят, возможно ли междисциплинарное понимание и изучение ценностей и выход к общей теории ценностей. Дискуссия вдохновлена новой книгой Штеффена Штайнерта — «Interdisciplinary Value Theory». В ходе обсуждения будет предпринята попытка смоделировать основные концептуальные ходы этих дисциплин, предпринятые в книге Стейнера, но в российском контексте.
Для участия требуется регистрация
В эту пятницу, 19 декабря, в 17 часов в Шанинке состоится открытие двухдневной конференции, посвященной современным академическим дискуссиям о ценностях в социальных науках.
В рамках круглого стола на тему «Возможна ли общая теория ценностей?» вместе с коллегами из других научных областей (психология, философия и антропология) выступит Анита Поплавская, научный сотрудник ЛЭСИ.
Обсуждение затронет природу и основания ценностей, их понимание и способы изучения в рамках разных дисциплин. Что общего между этими взглядами, а где и почему возникают различия и напряжения? В ходе дискуссии участники обсудят, возможно ли междисциплинарное понимание и изучение ценностей и выход к общей теории ценностей. Дискуссия вдохновлена новой книгой Штеффена Штайнерта — «Interdisciplinary Value Theory». В ходе обсуждения будет предпринята попытка смоделировать основные концептуальные ходы этих дисциплин, предпринятые в книге Стейнера, но в российском контексте.
Для участия требуется регистрация
msses.ru
«Ценности наносят ответный удар? Социология ценностей в критической перспективе социальных наук»
❤🔥7🔥3👏2✍1❤1
16 декабря прошел семинар серии «Социология рынков», на котором Кирилл Ескин, стажер-исследователь ЛЭСИ, представил доклад «"Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах": локальная рациональность и восприятие времени среди уличных бездомных Москвы».
В исследовании анализируется восприятие времени и связанные с ним экономические практики бездомных, формирующиеся в условиях уличной жизни. Эмпирическую основу составили 14 интервью, десятки неформальных бесед с уличными бездомными, а также более 50 часов наблюдения на вокзалах, в организациях помощи и местах кормления.
🔸 Автор рассматривает бездомность не просто как отсутствие дома, но как особые условия существования. Они характеризуются низким уровнем потребительских предпочтений и удовлетворением базовых социальных потребностей, высокой степенью неопределенности и физической опасности, нахождением в особом культурном и социальном контексте «уличной жизни». Для того, чтобы успешно выживать в подобных условиях, бездомный должен усваивать особые диспозиции относительно будущего — оно перестаёт быть зоной планирования и контроля. Это позволяет адаптироваться к ежедневной нестабильности, но одновременно затрудняет выход из ситуации бездомности, поскольку логика долгосрочных стратегий становится чуждой.
🔹 Для уличных бездомных характерны два основных нарратива относительно будущего. Первый, «будущее как фантазия», связан с несбыточными, но социально одобряемыми планами (например, «купить домик подальше от суеты»), которые не имеют связи с реальными возможностями и ресурсами. Второй, «будущее как вотчина внешних сил», предполагает определение будущего как неподконтрольного человеку места, находящегося во власти судьбы или воли Бога.
🔸 Подобное восприятие времени тесно связано с локальной рациональностью, которая формируется в условиях уличной жизни. Она проявляется в отсутствии долгосрочных планов, кратком горизонте планирования (часто — не дальше одного дня), ограниченной калькуляции доходов и расходов (многие бездомные не считают деньги даже на ближайшую перспективу) и в приоритете текущего потребления над будущими выгодами. Рациональным становится действие «по ситуации» и жизнь одним днём, поскольку завтра может не наступить.
В ходе обсуждения дискуссанты отметили, что в тексте стоит уделить больше внимания рефлексии личного полевого опыта и выстраиваемых социальных отношений при сборе материалов. Кроме того, многие авторские наблюдения и выводы не ограничиваются только бездомными, а применимы и к другим социальным группам с нестабильным социально-экономическим положением (крестьяне, релоканты, бедные). В этой связи необходимо явно выделить как общие, так и отличительные черты восприятия времени у исследуемой группы.
📎 Запись семинара доступна по ссылке.
В исследовании анализируется восприятие времени и связанные с ним экономические практики бездомных, формирующиеся в условиях уличной жизни. Эмпирическую основу составили 14 интервью, десятки неформальных бесед с уличными бездомными, а также более 50 часов наблюдения на вокзалах, в организациях помощи и местах кормления.
🔸 Автор рассматривает бездомность не просто как отсутствие дома, но как особые условия существования. Они характеризуются низким уровнем потребительских предпочтений и удовлетворением базовых социальных потребностей, высокой степенью неопределенности и физической опасности, нахождением в особом культурном и социальном контексте «уличной жизни». Для того, чтобы успешно выживать в подобных условиях, бездомный должен усваивать особые диспозиции относительно будущего — оно перестаёт быть зоной планирования и контроля. Это позволяет адаптироваться к ежедневной нестабильности, но одновременно затрудняет выход из ситуации бездомности, поскольку логика долгосрочных стратегий становится чуждой.
🔹 Для уличных бездомных характерны два основных нарратива относительно будущего. Первый, «будущее как фантазия», связан с несбыточными, но социально одобряемыми планами (например, «купить домик подальше от суеты»), которые не имеют связи с реальными возможностями и ресурсами. Второй, «будущее как вотчина внешних сил», предполагает определение будущего как неподконтрольного человеку места, находящегося во власти судьбы или воли Бога.
🔸 Подобное восприятие времени тесно связано с локальной рациональностью, которая формируется в условиях уличной жизни. Она проявляется в отсутствии долгосрочных планов, кратком горизонте планирования (часто — не дальше одного дня), ограниченной калькуляции доходов и расходов (многие бездомные не считают деньги даже на ближайшую перспективу) и в приоритете текущего потребления над будущими выгодами. Рациональным становится действие «по ситуации» и жизнь одним днём, поскольку завтра может не наступить.
В ходе обсуждения дискуссанты отметили, что в тексте стоит уделить больше внимания рефлексии личного полевого опыта и выстраиваемых социальных отношений при сборе материалов. Кроме того, многие авторские наблюдения и выводы не ограничиваются только бездомными, а применимы и к другим социальным группам с нестабильным социально-экономическим положением (крестьяне, релоканты, бедные). В этой связи необходимо явно выделить как общие, так и отличительные черты восприятия времени у исследуемой группы.
📎 Запись семинара доступна по ссылке.
👍11❤🔥7🔥4❤2