Александр Мажуга | МАГнит – Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
2.31K subscribers
1.78K photos
330 videos
11 files
1.47K links
Актуальная информация о науке, образовании и технике.
Автор: Александр Мажуга - первый заместитель председателя комитета ГосДумы по науке и высшему образованию, научный руководитель РХТУ, профессор РАН, д.х.н
Download Telegram
🪪Уже в следующий вторник, 27 июня, пройдет вручение первых карт и презентация интернет-ресурса проекта «Менделеевская карта».

🔸Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса , а также в группе пресс-центра в ВКонтакте .

Мы подробно расскажем о развитии проекта и механизме получения карт, новых партнерах и преференциях, которые будут доступны его участникам.
👏17👍8🙏3
Forwarded from ЕРМосква
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Вечная память героям: более миллиона человек по всему миру присоединились к партийным акциям.

Акции «Единой России» и «Волонтёров Победы» «Свеча памяти» и «Огненные картины» прошли на 1500 площадках в России и более чем 50 странах мира.

У Московского Музея Победы на Поклонной горе из 10 тысяч свечей выложили картину, посвященную периоду обороны города в годы ВОВ.

Подробнее - в видео.
11🙏8👍4
Рассказал коллегам на XI Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ о работе над законопроектом о мерах поддержки молодых ученых.

📍Данный вопрос привлекал внимание законодателей не один раз. Но все инициативы отличались друг от друга лишь изменением в предельном возрасте, который данный проект закона устанавливал для молодых ученых.

Осенью 2022 года нами был разработан новый законопроект. Он поддержан Правительством, хотя и требует корректировки. На сегодняшний день он принят в первом чтении. Подробнее об этом я рассказывал тут.

Сейчас идет активная подготовка документа ко второму чтению. Обсудил с участниками съезда, молодыми учеными, как им видится закрепление такого статуса.

Расскажу, какие вопросы и предложения озвучили участники мероприятия:

Какой предельный возраст должен применяться к понятию молодой ученый? — 35, 40, а может 45 лет?

Очень важное предложение касалось учета мер поддержки молодых исследователей в СНТР. Возможно ли закрепить правовой статус при доработке стратегии (есть поручение Президента доработать стратегию до 15 октября 2023 года)?

Как оценить работу молодого ученого, все ли должны получить такой статус?

Стоит ли включить аспирантов в категорию молодые ученые?

Отдельный вопрос касался врачей, которые занимаются наукой, но не работают в НИИ.

Все вопросы и предложения зафиксировал. Обязательно обсужу с соавторами нашего законопроекта.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍173🤔2
​​Принял участие в пленарном заседании в рамках Съезда советов молодых ученых и студенческих научных обществ. Мы обсудили, какие возможности есть сегодня у нашей науки.

🔸На мой взгляд, первая возможность сегодня — это сделать так, чтобы наука стала неотъемлемой частью нашего государства и общества. ❗️Чтобы при принятии любого решения на государственном уровне использовался научный подход, а достижения ученых были востребованы государством, реальным сектором экономики. Ну и, конечно, сделать так, чтобы профессия ученого, престиж научной работы был на высоте.

📍Добавлю также, что в стенах Госдумы научную сферу в таком объеме как сейчас не обсуждали никогда.

🔸Вторая возможность — это сделать науку «массовой»: показать, рассказать, дать стать соучастником научного процесса. ❗️И сегодня это уже реализуется. Существуют проекты научно-популярного туризма, такие как «Менделеев тур», федеральный проект «Популяризация науки и технологий», проекты научного волонтерства. Все это дает возможность любому гражданину нашей страны почувствовать, что наука важна и необходима.

🔸Третья возможность — международная деятельность. Традиционно так получилось, что векторы нашей науки были направлены в сторону Европы и США. ❗️Но сегодня у нас есть шанс выстроить качественные взаимоотношения с научным сообществом АТР. При этом будет неправильно воспринимать, что наука в этом регионе находится в позиции догоняющей! Это совсем не так.

Четвертое — это выстраивание кооперации с бизнесом. ❗️Данное направление совсем не новое, но такого количества инструментов как сегодня для такого взаимодействия точно не было никогда.

Но, говоря о возможностях и позитивной повестке, важно всегда находить пути решения существующих проблем. Напишу об этом отдельно.
👍18
🇷🇺 Вместе с Президентом и Россией!

Не могу не высказаться о событиях сегодняшней ночи… Думаю, что нет смысла пересказывать случившееся.

Моя позиция однозначна: сейчас мы должны сплотиться, поддержать нашего Президента. Владимир Путин в своем выступлении назвал вещи своими именами: предательство — предательством, мятеж — мятежом.

Лично я уверен, что благоразумие победит и не прольется кровь внутри страны!
26👍12👏1
Традиционно в последнюю субботу июня в России отмечают День молодежи. Но сегодня этот праздник не такой как обычно. События, которые произошли попросту лишили сегодня молодежь этого праздника. Впрочем, как и лишили детей выпускного.

Я только вернулся из рабочей поездки в Нижний Новгород, который (думаю, что не все это знают) выиграл в конкурсе на звание Молодежной столицы нашей страны.

Я искренне горжусь нашей молодежью, вы показываете высокие результаты в учебе и научной деятельности, одерживаете убедительные победы на самых престижных соревнованиях и конкурсах.
20👏7👍4😢1
В апреле по инициативе Сергея Владимировича Кабышева у нас состоялось выездное мероприятие в Ростове. Мы говорили о воспитательной работе в вузах, в том числе в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания. Подробно об этой поездке я рассказывал тут.

📍А на прошлой неделе на заседании нашего комитете мы утвердили рекомендации данного выездного совещания. С их полным текстом можно ознакомиться тут.

Тесная взаимосвязь воспитания и обучения является традиционной и коренной, исторически сложившейся чертой российского образования и педагогики. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в рамках дошкольного и школьного образования, а вот воспитательный потенциал высшей школы сегодня не до конца реализован. А ведь разве не подготовка высокообразованного специалиста и воспитание ответственного гражданина, любящего свою страну, — одни из важных задач высшего образования?

❗️А самое главное, что воспитание молодежи в университете — это не только про ценностные основы нашего общества, духовную нравственность и патриотизм, а это еще и про формирование личности, способной решать научно-технологические задачи и отвечать на социально-экономические вызовы, стоящие перед страной. Все это сегодня крайне актуально.

Ведь от того, какой человек (именно человек, а не специалист) выйдет из стен вуза, будет зависеть то, какой выбор он сделает в дальнейшем. Грубо говоря, получив качественное образование в России, будет он работать на благо своей Родины или предпочтет уехать куда-то, забыв о своих корнях. И обо всем этом со студентами нужно говорить во время процесса обучения.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍22
🧪Не могу не поделиться отличной новостью! Команда моего коллеги, одного из самых молодых академиков РАН, химика-органика Валентина Ананикова опубликовала статью в престижном журнале Nature.

❗️И это действительно очень крутое исследование!

По-моему мнению, органическая химия сегодня превращается из объекта исследования в инструмент для получения тех или иных молекул с необходимыми свойствами.

Открытие новых реакций осталось в прошлом столетии, а вот поиск новых условий для протекания реакции, а главное чем проще, тем лучше — это тренд настоящего времени.

Постараюсь объяснить простыми словами — берем два вещества (которые ну никак не хотят реагировать между собой), добавляем катализатор (обычно это соли палладия, платины, родия, рутения— вообщем, очень-очень дорогих металлов), греем, помещаем под давление и вот — реакция прошла, получен продукт.

🧠 Что предлагают авторы: берем два вещества, добавляем дешевую соль никеля, облучаем видимым светом и все… получаем продукт! Просто, дешево, а главное универсально. Набор реагентов просто безграничен!

Еще раз поздравляю коллег!
🥳
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍336👏5
💬В рамках дискуссии на Съезде СМУ и СНО в Нижнем-Новгороде, обратил внимание коллег на существующие проблемы отечественной науки и пути их решения.

💢Первое, что нам сейчас действительно нужно, так это объективные инструменты оценки эффективности научной деятельности. И тут, безусловно, сразу возникает связанный с этим вопрос научной и научно-технической экспертизы.

Вкладываясь в науку, поддерживая на разных уровнях исследования и исследователей, мы хотим получить результат. И не всегда этот результат заключается в научной статье или публикации.

Честно скажу, что, работая в лаборатории, сам ловил себя на мысли, что иногда цель самого исследования — это публикация в высокорейтинговом журнале. Но это не совсем отвечает тем глобальным целям, которые мы сегодня перед собой ставим.

💢Вторая проблема — это вопрос связанный с финансированием науки. Стоит ли финансировать по конечным результатам, когда за деньгами обязательно идет научный результат? А где тогда право на ошибку? А где риск? Это вопрос, который также требует проработки.

💢И связанный с ним вопрос касается приобретения оборудования, расходных материалов. В прошлом году мы активно были включены в решение проблемы, связанной с закупками в рамках 44-ФЗ, тогда максимум до чего нам удалось договориться — это сократить срок процедуры. Сегодня мы возвращаемся к этой теме!

А какие проблемы науки, на ваш взгляд, нужно решать в первую очередь? Пишите в комментариях, обсудим.
👍203
🎉Уже завтра пройдет вручение первых карт и презентация интернет-ресурса проекта «Менделеевская карта».

Напомню, онлайн-трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе пресс-центра в ВКонтакте. Присоединяйтесь!
📍Начало в 13:00 (мск).

Мы подробно расскажем о том, как получить «Менделеевскую карту», о новых партнерах проекта и преференциях, которые будут доступны его участникам.
🔥22👍5👏2
Без визита в приемную комиссию и очередей. Документы в ВУЗы можно подавать через Госуслуги.

Как все устроено? Есть ли преимущества или льготы?

Какие специальности сегодня востребованы у абитуриентов, появились ли новые профессии и какой конкурс?

Об этом поговорили в утренней передаче «Настроение» на ТВЦ.

🎙️ Смотрите эфир завтра утром: 6:25 и 7:22
👍22🔥4
​​Сегодня состоялось знаковое событие: мы вручили первые «Менделеевские карты» школьникам и студентам - победителям олимпиад, молодым ученым.

«Менделеевская карта» — это программа лояльности, которая позволит покупать со скидками множество товаров и услуг.

Идея создания таких карт появилась чуть больше года назад, а в марте этого года мы впервые презентовали проект. Его участниками по нашим подсчетам станут около 200 тысяч человек.

❗️Приятно видеть, что многие компании выразили готовность сотрудничать с нами. Это как представители МСП, так и такие «гиганты» как, например, Росатом и Московский метрополитен. К проекту также присоединились и РЖД. 🖊Соответствующее соглашение о сотрудничестве мы подписали на сегодняшней пресс-конференции в ТАСС. Всего к проекту уже присоединились порядка 30 партнеров.

Среди них также более 2000 фитнес-клубов по всей России, Политехнический музей, издательство «Просвещение», российское общество «Знание», Онлайн-школа Skyeng, сеть медицинских лабораторий «Гемотест», музей в темноте «Сенсориум» и другие.

📍Кстати, сейчас с РЖД и авиакомпаниями-партнерами проекта обсуждается идея о скидках обладателям «Менделеевской карты» на переезд или перелет на Конгресс молодых ученых!

Участниками проекта могут стать: школьники - победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, студенты колледжей и техникумов - победители Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству, аспиранты и молодые ученые до 35 лет.

Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте моямк.рф, заполнить необходимую информацию и получить письмо для активации.
🔥22👍121👏1🆒1
РЖД поддержали проект «Менделеевская карта» для молодых ученых и талантливой молодежи России

Сегодня партнеры подписали соглашение о сотрудничестве и вручили карты первым участникам. Нашу компанию представил заместитель генерального директора Дмитрий Шаханов.

О проекте

📍Владельцы «Менделеевской карты» смогут со скидкой получать дополнительное образование, путешествовать по России, делать покупки в книжных, кафе, ресторанах и аптеках, заниматься спортом и получать другие бонусы.

📍В этом году участники смогут использовать 1000 приветственных премиальных баллов в программе «РЖД Бонус».

Для кого

▫️Школьники — призеры и победители всероссийских олимпиад (9–11 классы)
▫️Студенты — призеры и победители студенческих олимпиад
▫️Аспиранты
▫️Молодые ученые до 35 лет

✔️На открытии проекта Дмитрий Шаханов вручил карты двум участникам:

🌟 призеру Чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера — 2023» Андрею Балакину,
🌟 призеру VII Всероссийского конкурса исследовательских работ «Транспорт будущего» Милане Мамулат.

✔️Всего в этом году владельцами «Менделеевской карты» станут 200 000 человек.

Проект «Менделеевская карта» — инициатива партии «Единая Россия» совместно с Минобрнауки России и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Проходит в рамках Десятилетия науки и технологий. Оператор проекта — РХТУ им. Д.И. Менделеева.

#события
👍27
​​Первые восемь «Менделеевских карт» выданы талантливым молодым ученым и студентам

Программа лояльности реализуется при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий. Проект направлен на поддержку молодежи и начинающих исследователей.

Обладатели карты смогут получить скидки и льготы от компаний-партнеров:

на дополнительное образование и электронные библиотеки,
путешествия и командировки — транспорт, отели, кафе и рестораны,
посещение учреждений культуры и спорта,
покупки в торговых сетях и аптеках.

В настоящее время партнерами проекта являются 30 организаций. Кто может принять участие в программе лояльности:

аспиранты,
молодые ученые до 35 лет,
школьники и студенты — победители предметных олимпиад.

Карты будут электронными. Для получения карты нужно пройти регистрацию на сайте проекта.

➡️ Читать подробнее
👏21👍5😢1
Сегодня у нас прошло заседание комитета, на котором мы заслушали доклад Правительства о реализации госполитики в сфере образования в 2022 году.

Как вы знаете, важнейшим ее аспектом является повышение доступности качественного образования, при этом акцент делается на приоритетные направления подготовки специалистов, прежде всего инженерно-технических направленностей.

Увеличивая КЦП, важно не потерять в качестве образования, при этом необходимо модернизировать образовательные программы с учетом запроса реального сектора экономики.

📍Смотрим на статистику: численность педагогических работников, занятых в высшей школе, немного снижается (2020 год — 223,1 тыс., 2022 год — 215,1 тыс.), а контингент обучающихся растет.

И еще один момент, увеличивая КЦП нельзя забывать и о школе, соответствующие шаги должны быть приняты и в преподавании естественно-научных дисциплин.

В докладе я также не услышал о четкой и прослеживающейся вертикали взаимодействия всех уровней образования от школы до вуза. И это, на мой взгляд, — одна из проблем, на которые следует обратить внимание.

Но хочу с уверенностью сказать, что несмотря ни на какие внешние факторы, как политические, так и связанные с ними санкционные, наше образование развивается стабильно и планомерно.

#МажугаГосДума
👍23👎2
Рассмотрели законопроект об исполнении федерального бюджета за 2022 год.

Федеральным законом 2021-го года объем бюджетных ассигнований на 22-й год предусматривал 1,075 трлн рублей.

Согласно сводной бюджетный росписи, общий объем финансового обеспечения на 2022 год был увеличен на 73,3 млрд. В итоге в прошлом году финансовое обеспечение государственной программы научно-технологического развития России (ГП НТР) составило 1,148 трлн рублей

❗️Впервые в бюджете 2022 года ГП НТР содержала данные о 53 ГРБС. Кстати, среди всех организаций, доля затрат Минобрнауки составляет 55,6%. Также хотел отметить, что исполнение расходов бюджета составило 98,8%, что является очень неплохим результатом.

Все инициативы «Единой России», которые были заложены в нашу Народную программу в 2022 году, реализованы и исполнены.

Скоро начнется новый этап: обсуждения бюджета на 2024 год и плановый период 2025-26 годов. Будем учитывать качество финансового управления ГП НТР при принятии этого решения.

#МажугаГосДума
👍16🤔21
Хочу высказать свою точку зрения о предложении моего коллеги Евгения Алексеевича Федорова ввести льготные ж/д билеты для студентов из южных регионов, в которых сейчас действуют ограничения на авиаперелеты.

📍Считаю, что любые льготы для обучающихся в вузах — это точно очень хорошо. И тем более, когда речь идет о транспортных льготах. Но также я считаю, что нужно хорошо проанализировать, что мы имеем сейчас и как можем эту схему улучшить.

Напомню, что в рамках подписанного нами на презентации «Менделеевской карты» соглашения, РЖД предоставит льготы для ее обладателей. Можно сказать, что частично предложение коллеги Евгения Алексеевича уже реализуется.

Нам надо точно сформулировать: в какой форме, как и когда вуз будет эту льготу предоставлять. Будет ли это дополнительная компенсация, например раз в год, или как это будет выглядеть в жизни для студента.
👍221
Forwarded from Дума ТВ
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
▶️ Практика в вузах должна быть обязательной и объемной — Мажуга

Российские работодатели вынуждены переобучать четверть выпускников вузов в первый год работы, следует из результатов исследования Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

💬 «Практика [в вузах] должна быть объемной, особенно это важно для инженерно-технических специальностей. Сегодня наметился позитивный тренд привлечения работодателей к процессам составления образовательных программ», — сказал первый зампред Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга.

Депутат также напомнил, что недавно Госдумой был принят закон, который расширяет возможности практической подготовки.

Подробности — в видео.

🟢 Подписывайтесь на Дума ТВ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍14👏9🔥4
📝Минобрнауки подготовило новые перечни специальностей в рамках пилотного проекта по апробации национальной системы высшего образования.

Напомню, что в нем участвует шесть университетов. Но, несмотря на ограниченное число вузов, перечень специальностей очень объемный. Их 113, из которых 53 — это базовый уровень, 18 — специализированный уровень высшего образования, 42 — аспирантура.

📌Знаю, что многие были взволнованы тем, что на примере 6-ти университетов невозможно «обкатать» всю высшую школу. Но, судя по проекту приказа, перечню специальностей (от педагогики и до технологии материалов), у нас будет предостаточно данных как о самой системе, так и о роле и месте отдельных уровней.

Смотрю свои родные укрупненные группы — «Химия» и «Химическая технология». Тут все понятно и логично. Так, в рамках, например, группы «Химия»: базовое высшее 4 года — химик, 5 лет — инженер-химик, 6 лет — химик-исследователь. А вот в группе «Химическая технология» — один вариант базового высшего: 6 лет — инженер-технолог.

Специализированное высшее образование есть только по Химии. Причем с квалификацией химик и сроком от 1 до 2 лет.

Что стало понятнее, так это квалификации, они теперь единообразны и дают работодателю четкую информацию о полученном образовании.
👍225
Отрасль развлечений присоединилась к проекту «Менделеевская карта»

Сеть квестов «Клаустрофобия», а также агрегатор «Квестинфо» предоставят скидку 20% обладателям «Менделеевских карт».

Помимо этого к проекту присоединился музей в темноте «Сенсориум». В сопровождении незрячего или слабовидящего гида посетители в полной темноте пройдут по пяти локациям музея. Подробности маршрута не раскрываются, чтобы гости получили максимум впечатлений. Скидка обладателям «Менделеевских карт» также составит 20%.
👍166🔥4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
👍22🔥65