Александр Мажуга | МАГнит – Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
2.31K subscribers
1.77K photos
330 videos
11 files
1.47K links
Актуальная информация о науке, образовании и технике.
Автор: Александр Мажуга - первый заместитель председателя комитета ГосДумы по науке и высшему образованию, научный руководитель РХТУ, профессор РАН, д.х.н
Download Telegram
Сегодня в рамках рубрики #научныйбатальон расскажу о «легендарном мастере пороховых дел» времен ВОВ — химике Александре Семеновиче Бакаеве. Именно он является создателем ракетных порохов для зарядов систем залпового огня «Катюша».

Благодаря самоотверженной работе Бакаева в самые кратчайшие сроки в разных городах Союза во время войны было построено 6 пороховых заводов, которые круглосуточно производили заряды. Согласно официальным данным, за годы ВОВ было выпущено 14 млн комплектов для «Катюш».

Судьба Александра Семеновича Бакаева была непростой, ему пришлось столкнуться с репрессиями из-за ложных доносов. Но ученый не сломался и продолжал работать даже в так называемых шарашках НКВД. По одной из версий идея создания знаменитого пороха пришла ему с коллегами именно там.

Позже за разработку пороха для «Катюш» и налаживание производства реактивных снарядов Александра Бакаева наградят орденом Трудового Красного Знамени. А после войны он дважды станет лауреатом Сталинской премии.

Также, конечно, нельзя не добавить, что Бакаев создал собственную научную школу, а его разработки использовали на протяжении десятилетий после его смерти для создания твердого ракетного топлива. В 1935 году Бакаев создал кафедру технологии порохов в МХТИ им. Д.И. Менделеева (позже РХТУ), где проработал больше четверти века.
👍15👏158👌1
Forwarded from Социоцентр
💬 «Приоритет-2030»: новый этап для науки и регионов

Александр Мажуга @MAGnit80, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию:

«Реализация программы "Приоритет-2030" позволила вывести на новый уровень не только науку и разработки в вузах, но и контакты университетов с реальным сектором экономики. Сформированы новые механизмы интеграции с индустриями и бизнесом, а также включения вузов в решение задач социально-экономического развития регионов. Это подтверждается объемом вложений в проекты вузов со стороны промышленности и региональных бюджетов: в сумме они превышают объем финансирования программы из федеральных средств.

Программа стала крупнейшим в истории современной России проектом государственной поддержки университетов. В нее включены вузы из разных субъектов Федерации и отраслевые университеты — медицинские, творческие, аграрные, педагогические. Для многих вузов участие в программе стало стартом новой эпохи, они впервые разработали стратегии развития и получили ресурсы на их реализацию.

Это важнейший шаг для повышения привлекательности не только региональных вузов, но и в целом стратегически важных для России территорий. Например, в ДФО через год после старта дальневосточного трека программы зафиксирован рост количества студентов и приток молодого населения.

Дальнейшая задача в рамках программы "Приоритет" видится в стимулировании перехода от разработок к высокотехнологичным продуктам, которые могут быть в короткие сроки внедрены на предприятиях и в социальной сфере и будут способствовать достижению цели технологического лидерства России».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍215👏4🔥3🤝2🆒1
Головной научной организацией нового центра мРНК-технологий для разработки инновационных лекарств станет Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи. В него войдут 17 научных организаций.

Мы понимаем, что потенциал мРНК-технологий для создания средств для лечения рака, редких генетических заболеваний и инфекционных болезней огромен.

Сегодня участниками консорциума (ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России, НТУ «Сириус», НМИЦ Радиологии Минздрава России и НМИЦ Блохина Минздрава России) уже реализуется проект по разработке неоантиген-специфических терапевтических мРНК-вакцин для персонализированной системной иммунотерапии злокачественных новообразований. Недавно к работе над проектом подключились институт системного программирования РАН, Сеченовский Университет, МГУ им. М.В. Ломоносова и Казанский федеральный университет.

Для использования препаратов на основе мРНК-технологии у людей уже сейчас создается опытно-производственный участок, который позволит в условиях GMP производить необходимые серии препарата и осуществлять процедуры контроля качества препарата.

В рамках первого этапа будет создана принципиальная возможность производства мРНК-препаратов в условиях GMP для перехода к их использованию у людей. Для обеспечения мРНК-технологии собственными ключевыми реагентами мРНК-технологии запланирована реализация второго этапа создания опытно-промышленного производства. Это позволит существенно удешевить стоимость препаратов на основе мРНК. Кроме того, собственное производство реагентов также минимизирует вероятность ограничений, связанных с поставкой реагентов в условиях геополитических рисков.
👍26🔥51👏1
Женское движение «Единой России» СЗАО, активисты партии и жители нашего округа уже в который раз смогли оперативно собрать и отправить гумпомощь в зону СВО.

В этот раз это 7 тонн груза! Это генераторы, старлинги, носилки, рации, обогреватели, сети, термобелье, лопаты, шуруповерты, бензопилы, носки, антидроновые одеяла, банеры, продукты питания, лекарства. А еще одежда, обувь, средства личной гигиены и многое другое. Отвезли и письма от школьников и юнармейцев.

Наши бойцы и местные жители передали всем, кто принял участие в сборе, большое спасибо. От себя лично также хочу поблагодарить тех, кто не остался в стороне. Вместе мы сильнее. И вместе мы победим!
👍26🙏63👎1🤝1🦄1
Накануне принял участие в стратегической сессию по нацпроекту «Технологическое обеспечение биоэкономики», которую провел Михаил Мишустин.

По словам Премьер-министра, Россия к 2030 году способна добиться технологического суверенитета в биоэкономике, а к 2036 году должна стать мировым лидером в этой области. Он также напомнил, что ранее о важности развития этой отрасли неоднократно говорил Владимир Путин. Президент дал Поручение разработать специальный национальный проект.

Мы знаем, что формирование элементов биоэкономики началось еще в 1960-х годах. Для этого в Союзе существовало профильное министерство — Главмикробиопром. Со своей научной базой и обширной инфраструктурой.

Так что нельзя сказать, что мы начинаем с чистого листа. Но задачи, которые сегодня предстоит решить, конечно, отличаются от тех, что были в то время.

Михаил Владимирович отметил, что в первую очередь необходимо:

Детально определить те вызовы, на которые предстоит ответить в ходе выполнения нацпроекта;

Понять объемы финансирования, их источники и спектр задач, которые предстоит решить.

Это два первых и основополагающих шага.

Тема развития биэкономики обсуждается нами на заседаниях комитета. Писал о том, что мы работает над рядом законодательных инициатив в сфере биотехнологии.

Высказал мнение, что невозможно развивать биотехнологии на современном этапе, не изменив законодательство в области генетических технологий.

Существующее законодательство в сфере регулирования генной инженерии не соответствует уровню развития науки, в частности, в нем отсутствует современный понятийный аппарат, позволяющий обеспечивать развитие новейших технологий. И в том числе из-за этого мы отстаем в этом направлении от других стран.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍22🤝54👌1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня пройдет Правительственный час, посвященный вопросу кадрового обеспечения медицинских и образовательных организаций.

Вопрос кадрового обеспечения отраслей комплексный: он включает вопросы образования по всем уровням, включая ДПО, вопросы трудоустройства, качества образования, престижа профессий, социальных гарантий.

Прямую трансляцию можно посмотреть на сайте ГосДумы в 12:15.
11👍11🔥5👌2🦄1
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко выступил на правчасе, посвященном кадровому обеспечению медицинских и образовательных организаций

Вице-премьер поблагодарил Вячеслава Володина и депутатов за прошедшие правчасы, инициативы и совместные решения.

📍Основное из выступления:

- Определение объема нехватки специалистов в регионах и оперативное реагирование всеми имеющимися инструментами государственной поддержки – главная задача.

- По поручению Михаила Мишустина формируется единая модель данных в сфере образования.

- Правительство ввело изменения для совершенствования механизма целевого обучения:
• теперь потенциальные заказчики публикуют предложения о целевых договорах на портале «Работа в России»,
• абитуриенты могут подавать заявки через портал госуслуг,
• договор заключается после зачисления в вуз.

- Важно масштабировать положительные примеры региональных мер поддержки для студентов-целевиков по педагогическим и медицинским специальностям.

- Правительство совместно с регионами работает над расширением мер поддержки для мастеров производственного обучения.

- Необходимо сформировать единые подходы к стандартам обучения во всех вузах, вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

- В стране создаются меры по повышению статуса педагога и медицинского работника и по решению вопроса заработных плат.

- В части медицинского образования по вопросу качества повышения квалификации и профессиональной переподготовки принят соответствующий закон.

- Дмитрий Чернышенко также отметил целесообразность эксперимента для разработки нового механизма проведения ГИА и приема в колледжи по месту жительства на дефицитные для регионов рабочие специальности.

Регионы должны предоставить информацию по потребностям в разрезе специальностей и гарантии по их трудоустройству.

👩‍🏫Дмитрий Чернышенко также отметил:

• целесообразность эксперимента для разработки нового механизма проведения ГИА и приема в колледжи на дефицитные для регионов рабочие специальности,
• инициативу по подготовке коррекционных педагогов для школ,
• внесенный законопроект для повышения качества дополнительного профессионального образования учителей.

📑Вице-премьер поручил:
• предусмотреть единые требования в образовательных стандартах и программах медицинского образования,
• завершить внедрение единой модели подготовки педагогических кадров во всех вузах,
• в рамках новой модели высшего образования проработать возможность включения психолого-педагогического модуля в аспирантуре.

🤝В правчасе также приняли участие министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, министр здравоохранения Михаил Мурашко и статс-секретарь – заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов.
👍19👏4💯3👌1🦄1
6 марта 1869 года Дмитрий Иванович Менделеев представил периодическую систему химических элементов Русскому химическому обществу

В своём выступлении, названном «Зависимость между свойствами атомных весов элементов», он описал химические элементы с учётом как атомного веса, так и валентности. Учёный сформулировал несколько важных положений, включая периодический закон, который утверждает, что при упорядочивании элементов по их атомным весам некоторые свойства элементов периодически повторяются.

Изначально таблица была напечатана в 1-м издании учебника Менделеева «Основы Химии», затем листы с таблицей были разосланы Дмитрием Ивановичем известным химикам. Последовали публикации об открытии в профильных изданиях, спустя месяц о таблице стали писать крупнейшие научные зарубежные издания. Так таблица Менделеева стала известна на весь мир.
🔥25👍12👏3🙏2💯2🤝1
Накануне у нас в Госдуме прошел правчас, на котором выступил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Говорили о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций.

Тема актуальная на все времена! Учителя воспитали нас и воспитывают детей, врачи спасают жизни! И качество подготовки этих специалистов не может не беспокоить наших граждан!

На сегодняшний день данные такие. В медицине: нам не хватает более 23 тысяч врачей и 63 тысячи среднего медицинского персонала. Если мы говорим про педагогов, то на начало 2024 учебного года число вакантных должностей учителей составляет 18 791 человек.

❗️Основной дефицит — это сельские учителя и учителя-предметники. Их число сокращается, наблюдается старение. Например, за последние четыре года количество учителей химии, биологии, физики уменьшилось.

Теперь по выпуску: в прошлом году из медвузов выпустилось почти 50 тысяч, из колледжей 100 тысяч. Из вузов по педагогическим направлениям — более 90 тысяч, из колледжей — 27 тысяч. Таким образом, в год мы выпускаем специалистов в количестве примерно равным 5-10% от общей численности врачей и педагогов.

Решение проблемы кадрового обеспечения медицинских и образовательных организаций мы видим в комплексе системных мер:

Первое: нужен детальный прогноз кадровой потребности, в разрезе уровней, направлений подготовки, регионов.

Второе: чтобы соответствовать прогнозу, нужно совершенствовать распределение и согласование КЦП. При этом не только за счет средств бюджета, но и в платном приеме.

Третье: усиливать инструмент целевого приема. Квота целевого приема у медиков более 70%, у педагогов 30%. (Отдельная тема – это целевое обучение в СПО, с таким предложением мы уже обращались к Правительству, эту тему стоит дальше развивать).

Четвертое: нужна отдельная программа содействия трудоустройству.

Пятое: помимо чисто образовательных инструментов не стоит забывать и про причины, по которым, например, выпускники педвузов не хотят идти в школу.

Шестое: это комплекс мер, который бы включал повышение престижа профессии педагога и врача, социальные гарантии и льготы и др.

Седьмое: конечно, это качество образования! Качественное образование в колледже и вузе залог трудоустройства по получаемой профессии!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍22🔥32👎2👏2🦄2
Проекту «Менделеевская карта» сегодня исполняется 2 года!

Все началось 7 марта 2023 года, когда мы впервые представили проект.

Хотим поделиться, как мы выросли за эти 2 потрясающих года:
• привлекли в проект более 100 партнеров;
• зарегистрировали более 66.000 участников;
• провели 20 экскурсий;
• организовали 4 крупных мероприятия, 3 из них - Кинопоказы;
• приняли участие в 3 крупных форумах.

Но этого бы не случилось без вас, дорогие наши Менделеевцы! Мы хотим поблагодарить абсолютно каждого обладателя карты за то, что вы с нами. Вы ходите на наши мероприятия, пользуетесь предложениями наших партнеров, задаете много вопросов, искренне интересуясь нашим проектом! Мы это видим, слышим и чувствуем. Это и ваш праздник!
👍2712👏7🤝3🦄3
Дорогие девушки, женщины! Сердечно поздравляю Вас с замечательным весенним праздником – Международным женским днем!

Мы, мужчины, твердо знаем, какую роль Вы играете в нашей жизни. Искренне благодарим Вас за любовь, терпение и заботу!

Пусть весна принесет Вам красоту, здоровье, счастье и благополучие!

С 8 марта! 💐
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2115👍5🔥2👎1
Сегодня, думаю, было бы неправильно не вспомнить выдающихся женщин-ученых!

Согласно последним данным,в российской науке заняты 130,5 тысяч женщин-исследователей. И это 38,5% от общего числа исследователей.

Кроме того, по совокупному показателю наличия ученой степени (28,5%) женщины несколько опережают мужчин (26,6%). Подробнее узнать результаты данного исследования можно по ссылке.

Хочу сегодня рассказать о пяти представительницах женского пола, которые внесли существенный вклад в развитие науки своего времени.

Лина Штерн — первая женщина-профессор Женевского университета, первая женщина-академик в СССР. Благодаря ей появился термин «гемато-энцефалический барьер» — механизм, избирательно регулирующий обмен веществ между кровью и центральной нервной системой и осуществляющий защитную функцию организма.

Софья Ковалевская — первая в мире женщина-профессор и первая женщина-математик в России, получила степень доктора философии в Гёттингенском университете. Ее знаменитая работа — «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки».

Евгения Орлова — советский химик-технолог взрывчатых веществ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Научные труды Евгении Юлиановны посвящены исследованию процессов нитрования и технологии получения ароматических нитросоединений. Занималась разработкой и совершенствованием технологии производства тринитротолуола, динитронафталина, термостойких взрывчатых веществ, гексогена, октогена.

Ирина Белецкая — химик-органик, академик РАН, доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией элементоорганических соединений химического факультета МГУ. Ученый, которого знают все химики-органики мира. Не знаю, почему у Ирины Петровны нет Нобелевской премии по химии за работы в области катализа. Все лауреаты Нобелевки в этой сфере прислушиваются к нашему академику.

Ольга Лепешинская — биолог и эмбриолог, известная своими работами в области цитологии и клеточной биологии. Она предложила гипотезу о природе митохондрий, которые играют важную роль в энергетическом обмене клеток. Её работы оказали значительное влияние на развитие биологической науки.

Наталья Бехтерева — невролог и физиолог, занимавшаяся изучением мозга. Её работы по исследованию высших функций мозга и механизмов памяти стали основой для многих современных исследований в области нейрофизиологии. Бехтерева также основала Институт мозга человека РАН, где продолжались её научные изыскания.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍16169👏5
Сегодня в нашей рубрике #научныйбатальон хочу рассказать о выдающемся ученом Евгении Оскаровиче Патоне.

Именно он создал технологию автоматической сварки под флюсом, благодаря которой стало возможным значительно улучшить качество сварных швов между бронеплитами танков Т-34 и ИС-2. Это позволило не только усилить их защиту, но и в десятки раз увеличить темпы производства этих боевых машин!

Невероятно, но за годы войны общая длина «патоновского шва» составила 6 тысяч километров!

Для фронта это была по-настоящему неоценимая помощь! Потому что в первые годы войны выявилась недостаточная бронированность отечественных танков, бронепоездов и самолетов, а также командно-штабных машин, бронеавтомобилей и другой техники. Что вело к большим потерям личного состава. А этого допустить было нельзя.

И еще один факт, который показывает, насколько масштабен вклад Патона в победу: на Курско-Орловской дуге во время смертельного боя с двух сторон было брошено невиданное количество танков. И как раз накануне в Нижнем Тагиле ученому удалось достичь пика их выпуска. Что было бы, если бы… этот вопрос благодаря ученому никогда не будет задан.
👍25👏7🙏63