Александр Мажуга | МАГнит – Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
2.31K subscribers
1.77K photos
330 videos
11 files
1.47K links
Актуальная информация о науке, образовании и технике.
Автор: Александр Мажуга - первый заместитель председателя комитета ГосДумы по науке и высшему образованию, научный руководитель РХТУ, профессор РАН, д.х.н
Download Telegram
Накануне у нас в Госдуме прошел правчас, на котором выступил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Говорили о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций.

Тема актуальная на все времена! Учителя воспитали нас и воспитывают детей, врачи спасают жизни! И качество подготовки этих специалистов не может не беспокоить наших граждан!

На сегодняшний день данные такие. В медицине: нам не хватает более 23 тысяч врачей и 63 тысячи среднего медицинского персонала. Если мы говорим про педагогов, то на начало 2024 учебного года число вакантных должностей учителей составляет 18 791 человек.

❗️Основной дефицит — это сельские учителя и учителя-предметники. Их число сокращается, наблюдается старение. Например, за последние четыре года количество учителей химии, биологии, физики уменьшилось.

Теперь по выпуску: в прошлом году из медвузов выпустилось почти 50 тысяч, из колледжей 100 тысяч. Из вузов по педагогическим направлениям — более 90 тысяч, из колледжей — 27 тысяч. Таким образом, в год мы выпускаем специалистов в количестве примерно равным 5-10% от общей численности врачей и педагогов.

Решение проблемы кадрового обеспечения медицинских и образовательных организаций мы видим в комплексе системных мер:

Первое: нужен детальный прогноз кадровой потребности, в разрезе уровней, направлений подготовки, регионов.

Второе: чтобы соответствовать прогнозу, нужно совершенствовать распределение и согласование КЦП. При этом не только за счет средств бюджета, но и в платном приеме.

Третье: усиливать инструмент целевого приема. Квота целевого приема у медиков более 70%, у педагогов 30%. (Отдельная тема – это целевое обучение в СПО, с таким предложением мы уже обращались к Правительству, эту тему стоит дальше развивать).

Четвертое: нужна отдельная программа содействия трудоустройству.

Пятое: помимо чисто образовательных инструментов не стоит забывать и про причины, по которым, например, выпускники педвузов не хотят идти в школу.

Шестое: это комплекс мер, который бы включал повышение престижа профессии педагога и врача, социальные гарантии и льготы и др.

Седьмое: конечно, это качество образования! Качественное образование в колледже и вузе залог трудоустройства по получаемой профессии!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍22🔥32👎2👏2🦄2
Проекту «Менделеевская карта» сегодня исполняется 2 года!

Все началось 7 марта 2023 года, когда мы впервые представили проект.

Хотим поделиться, как мы выросли за эти 2 потрясающих года:
• привлекли в проект более 100 партнеров;
• зарегистрировали более 66.000 участников;
• провели 20 экскурсий;
• организовали 4 крупных мероприятия, 3 из них - Кинопоказы;
• приняли участие в 3 крупных форумах.

Но этого бы не случилось без вас, дорогие наши Менделеевцы! Мы хотим поблагодарить абсолютно каждого обладателя карты за то, что вы с нами. Вы ходите на наши мероприятия, пользуетесь предложениями наших партнеров, задаете много вопросов, искренне интересуясь нашим проектом! Мы это видим, слышим и чувствуем. Это и ваш праздник!
👍2712👏7🤝3🦄3
Дорогие девушки, женщины! Сердечно поздравляю Вас с замечательным весенним праздником – Международным женским днем!

Мы, мужчины, твердо знаем, какую роль Вы играете в нашей жизни. Искренне благодарим Вас за любовь, терпение и заботу!

Пусть весна принесет Вам красоту, здоровье, счастье и благополучие!

С 8 марта! 💐
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2115👍5🔥2👎1
Сегодня, думаю, было бы неправильно не вспомнить выдающихся женщин-ученых!

Согласно последним данным,в российской науке заняты 130,5 тысяч женщин-исследователей. И это 38,5% от общего числа исследователей.

Кроме того, по совокупному показателю наличия ученой степени (28,5%) женщины несколько опережают мужчин (26,6%). Подробнее узнать результаты данного исследования можно по ссылке.

Хочу сегодня рассказать о пяти представительницах женского пола, которые внесли существенный вклад в развитие науки своего времени.

Лина Штерн — первая женщина-профессор Женевского университета, первая женщина-академик в СССР. Благодаря ей появился термин «гемато-энцефалический барьер» — механизм, избирательно регулирующий обмен веществ между кровью и центральной нервной системой и осуществляющий защитную функцию организма.

Софья Ковалевская — первая в мире женщина-профессор и первая женщина-математик в России, получила степень доктора философии в Гёттингенском университете. Ее знаменитая работа — «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки».

Евгения Орлова — советский химик-технолог взрывчатых веществ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Научные труды Евгении Юлиановны посвящены исследованию процессов нитрования и технологии получения ароматических нитросоединений. Занималась разработкой и совершенствованием технологии производства тринитротолуола, динитронафталина, термостойких взрывчатых веществ, гексогена, октогена.

Ирина Белецкая — химик-органик, академик РАН, доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией элементоорганических соединений химического факультета МГУ. Ученый, которого знают все химики-органики мира. Не знаю, почему у Ирины Петровны нет Нобелевской премии по химии за работы в области катализа. Все лауреаты Нобелевки в этой сфере прислушиваются к нашему академику.

Ольга Лепешинская — биолог и эмбриолог, известная своими работами в области цитологии и клеточной биологии. Она предложила гипотезу о природе митохондрий, которые играют важную роль в энергетическом обмене клеток. Её работы оказали значительное влияние на развитие биологической науки.

Наталья Бехтерева — невролог и физиолог, занимавшаяся изучением мозга. Её работы по исследованию высших функций мозга и механизмов памяти стали основой для многих современных исследований в области нейрофизиологии. Бехтерева также основала Институт мозга человека РАН, где продолжались её научные изыскания.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍16169👏5
Сегодня в нашей рубрике #научныйбатальон хочу рассказать о выдающемся ученом Евгении Оскаровиче Патоне.

Именно он создал технологию автоматической сварки под флюсом, благодаря которой стало возможным значительно улучшить качество сварных швов между бронеплитами танков Т-34 и ИС-2. Это позволило не только усилить их защиту, но и в десятки раз увеличить темпы производства этих боевых машин!

Невероятно, но за годы войны общая длина «патоновского шва» составила 6 тысяч километров!

Для фронта это была по-настоящему неоценимая помощь! Потому что в первые годы войны выявилась недостаточная бронированность отечественных танков, бронепоездов и самолетов, а также командно-штабных машин, бронеавтомобилей и другой техники. Что вело к большим потерям личного состава. А этого допустить было нельзя.

И еще один факт, который показывает, насколько масштабен вклад Патона в победу: на Курско-Орловской дуге во время смертельного боя с двух сторон было брошено невиданное количество танков. И как раз накануне в Нижнем Тагиле ученому удалось достичь пика их выпуска. Что было бы, если бы… этот вопрос благодаря ученому никогда не будет задан.
👍25👏7🙏63
Не могу не прокомментировать эту новость!

Потому что крайне приятно, когда хорошо пишут про учеников. Это очень перспективная и очень нужная разработка. Создание контрастных средств, которые позволяют врачам видеть микроструктуры тканей и органов помогают в диагностики. И, как следствие, в терапии онкологических патологий.

Данный контраст поможет, например, искать метастазы и опухоли в органах, диагностировать бесплодие и многое другое.

Желаем удачи команде под руководством Полины Рудаковской!
💯17👍136👏4🔥1
Вижу уже далеко не первый пост с цитатой уважаемого ректора МИФИ Владимира Игоревича Шевченко.

Коллеги, речь идет про два образовательных пространства, а не про два типа образования, как это многие интерпретируют! Не стоит додумывать и переосмысливать!

Не может быть двух типов образования. Потому что образование одно. А вот образовательных подходов/пространств может быть много. И выбор здесь за обучающимся. Кому-то, как и мне, ближе аудитории, очное общение, академическая среда, а кому-то онлайн, чаты и тп. Вот только почему-то никто не говорит о качестве образования, а именно оно должно быть на первом месте.

Можно ли онлайн подход сделать качественным? Да, можно. Но не везде и не для всех специальностей. Может ли классический подход быть некачественным? Да, может. Везде должна быть соразмерность между образовательным подходом и целью, которая перед ним ставится.

Другое дело, что есть университеты-лидеры, университеты-«бренды» (в хорошем смысле этого слова). И в таких вузах всегда, повторюсь всегда, уровень образования был выше, чем в целом по системе. Тут нет ничего нового, так было и будет. И хорошо, что за последнее время количество таких университетов выросло.
👍19🤔7👌42🦄2👎1
Сегодня вручил памятные медали ветеранам ВОВ нашего округа — Серафиме Тимофеевне Столяровой и жительнице блокадного Ленинграда Лидии Александровне Лебедевой.

Учреждение медалей к 80-летию Победы ранее инициировал Владимир Путин.

Об этих двух сильных духом и отважных женщинах я уже писал. Всегда навещаю их, когда есть возможность.

Серафима Тимофеевна в подростковом возрасте оказывала помощь фронту, а после смерти ее матери в 1943 году работала в поле и растила двух младших братьев. Её отец в 1941 году погиб на фронте.

А Лидии Александровне, когда начались страшные 900 дней блокады Ленинграда, было чуть больше трех лет. Несмотря на столь юный возраст, ей пришлось очень многое пережить… Она потеряла отца и младшего брата. Ее саму отправили в детский дом, когда ее маму положили в больницу с отравлением из-за того, что они в голодное время ели столярный клей, чтобы выжить.

Эти женщины прошли через ужасы войны, но сохранили в себе лучшие человеческие качества. Очень рад был увидеть их еще раз, вручить им эти памятные награды. И поблагодарить от себя лично и коллег.

То, что пережили участники ВОВ, должно остаться в памяти поколений. Мы обязаны передать потомкам истинную историю о героизме защитников Родины и жителей блокадного Ленинграда, чтобы их подвиг никогда не был забыт.
🙏14👍135🔥4
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Принял участие в торжественной церемонии награждения ветеранов района Щукино медалями «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Награду получили 36 ветеранов! Очень радостно, что столько героев живут в Щукино, что они в добром здравии и хорошем настроении.

Поблагодарил каждого за то, что они сделали для потомков. Много раз говорил об этом и скажу еще много раз: мы не забудем героев! И не позволим никому переписать историю!

Также хочу выразить благодарность муниципальным коллегам и главе района за организацию мероприятия.
🔥13🙏11👏3👍21
Сегодня прошло заседание Координационного Совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Данная тема является приоритетной для нашего комитета. Напомню в конце февраля под председательством Сергея Владимировича Кабышева состоялось очередное заседание рабочей группы по повышению престижа инженерно-технических специальностей. А летом прошлого года круглый стол, посвященный вопросам совершенствования качества инженерного образования в России.

Многие из наших предложений положены в основу проекта решения на сегодняшнем мероприятии.

Остановлюсь на нескольких вопросах.
 
В части школьного образования, хотелось бы обратить внимание на профильное школьное образование. Так (в целом по стране) год от года снижается доля классов естественно-научного профиля, физмат – доля обучающихся 3.1% (было 11,7% в 2019 году), хим-био – 7%, физ-хим – 0,25%.
 
Сокращается число и наблюдается старение учителей-предметников, при этом мы говорим не только о возрастном старении, а и о старении в смысле разрыва в уровне владения технологиями.

Наше предложение – получение второй педагогической специальности студентами, для которых этот предмет является профильным. Или в рамках новой модели высшего образования предусмотреть педагогическую магистратуру.

Переходя к высшему образованию, хочется отметить, что в соответствии с Указом Президента, реализуется пилотный проект. Пилотируется высшее и специализированное высшее образование.

Учитывая, то, что он закончится в 2026 году, обсуждая будущее инженерного образования, да и стратегию развития образования в целом, – необходимо опираться на итоги и результаты пилотного проекта.
 
Для этого следует актуализировать стандарты. И тут не обойтись без инструмента ФУМО. Напомню, что законопроект об этом институте принят. Мы ждем проекты подзаконных актов. И будем готовы их вместе обсуждать.
👍22👌5👏4
Прошел круглый стол «От сердца к сердцу». Он был посвящен проблеме редкого орфанного заболевания GLUT 1 или «болезни де Виво». Мероприятие собрало неравнодушных людей, которые хотят помогать детям с этим редким заболеванием.

В России данный диагноз установлен 57 детям. Однако еще десять лет назад «Синдром дефицита глюкозного транспортера первого типа» или GLUT 1 был практически неизвестен медицинскому сообществу в нашей стране.

В августе 2024 года мы добились того, что были получены клинические рекомендации Минздрава. Это означало, что диагноз GLUT 1 был услышан на всех уровнях. А, следовательно, семьи, где есть дети с этим редким орфанным заболеванием, теперь могут быть уверены, что о них точно знают те люди, которые смогут действенно помогать им и далее.

Вопрос соблюдения клинических рекомендаций будем держать на контроле. Важно, чтобы каждая семья, где есть маленькие пациенты с этим заболеванием, получили необходимое лечение и уход.
👍16🙏7👏52
Провели совещание об эксперименте в ЕГЭ

Вы знаете, что такая практика в ОГЭ уже есть. Мы понимаем, что экспериментальная работа играет ключевую роль в таких науках как химия, физика и биология.

Навыки проведения эксперимента нужны будущим студентам, которые планируют обучаться по естественно-научным, медицинским, фармацевтическим и подобным специальностям.

Могу сказать, что сам сталкивался со студентами, которые впервые увидели химпосуду на первом практикуме по неорганической химии.

Особую роль знания экспериментальной работы играют для будущих ученых, тех ребят, которые свяжут свою профессиональную деятельность с наукой.

Отдельно стоит отметить, что проведение предметных олимпиад сегодня также включает экспериментальный тур.

Понятно, что сегодня это только начало профессионального обсуждения данной темы. И именно для этого мы пригласили школьных и университетских преподавателей и представителей наших ведущих педагогических вузов.

Среди вопросов, которые нас беспокоят, хотелось бы отметить следующее:

• материально-техническое обеспечение профильных классов необходимым оборудованием и расходными материалами;

• техника безопасности, любой эксперимент требует соблюдения норм и правил;

• рассматривая возможность проведения эксперимента на ЕГЭ, стоит сделать акцент на лабораторных работах в рамках освоения школьного курса, именно там закладываются основы экспериментальной работы и ее взаимосвязи с теоретической компонентой курса;

• каким должен быть эксперимент, ведь задача ЕГЭ подтвердить знания, а значит эксперимент не должен быть слишком простым.

Добавлю, что сегодня мы обсуждали апробацию подходов к эксперименту в ЕГЭ.

В 2026 году эксперты подготовят предложения по форме заданий. В 2027 году пройдет проверка заданий, а дальше (по результатам) будет приниматься решение о возможности включения экспериментальной части в ЕГЭ.
👍12💯11🔥3👌1