Математика в Казани – Telegram
Математика в Казани
768 subscribers
94 photos
4 videos
12 files
74 links
Пишем о событиях в мире олимпиадной математики (олимпиады, сборы, лагеря) и обо всём, что связано с математическими олимпиадным образованием

https://news.1rj.ru/str/ChatMathKZN вступайте в чат для обсуждения
Download Telegram
⬆️⬆️⬆️
Итак, представим себя школьника, который учится, скажем, в двух кружках. Возникают следующие проблемы:
1. Проблема нехватки времени/сил/эмоций/мотивации. Как сказал один из олимпиадных тренеров: иногда количество переходит не в качество, а в усталость. Сейчас каждая система образования стремится заполнить всё свободное время/силы/эмоции школьника. Иначе эта система образования неэффективна. Это де-факто так. Поэтому если школьник ходит к двум тренерам, которые стараются максимально эффективно расположить образовательные/мотивационные/соревновательные мероприятия, то получается солянка из двух систем, что занимает времени больше, чем физически есть в наличии у школьника. Это видно по потухшим глазам ребенка, по усталости на занятиях, по тому как ребенок рассказывает задачи. Для серьезной мозговой активности иногда нужен отдых, а не очередное занятие.
2. Проблема противоречий разных образовательных систем. Достичь поставленной цели можно по-разному, разными путями. Но надо проходить весь путь от начала до конца, а не метаться по нескольким образовательным траекториям. Например, ситуация: один тренер сказал, что надо отдохнуть ближайшие выходные потому что будет важные и сложные темы на кружке, а другой сказал, что надо поучаствовать в олимпиаде в это воскресенье. В итоге школьник и на олимпиаде плохо выступает, и не отдохнул, и подтупил на сложных темах. И такие противоречия случаются регулярно, каждый день.
3. Проблема тематическая. Темы в разных системах образования ГАРАНТИРОВАННО будут пересекаться. В более менее качественных системах преподаватели понимают, что и когда надо проходить. Поэтому в одно время будут приблизительно одни и те же темы. Вам может казаться, что задачи разные, темы не похожи, но это неправда. Все проходят более менее одно и тоже.
4. Проблема задачная. Задач, которые интересны и полезны для обучения, не так много. В разных системах они обязательно будут повторяться. Просто потому что есть задачи, которые ну обязательно надо дать порешать. Особая проблема - когда эти задачи сложные, многогранные, могут решаться разными способами. Скажем, есть задача, которая решается двумя очень красивыми способами, разными идеями, основываясь по сути на разных теоремах. В разных кружках ее поставили так, что в одном ее решают одним способом, а в другом другим. Так регулярно делают, например, чтобы начать знакомиться с какой-то важной новой темой. В итоге в первом кружке ее рассказали одним способом и школьник "усвоил" эту тему, но тогда с большой вероятностью, на втором кружке он не усвоит ту идею, к которой подводила эта задача. Так будет происходить регулярно и в итоге у школьника сформируется "лоскутное образование", где есть лоскуты математических знаний, но нет полного непрерывного ковра без дыр.
5. Проблема глубины знаний. Эта проблема вытекает из предыдущих. Чтобы появилась глубина знаний нужно много времени тратить на раздумья над задачами, нужно понимать и вникать в скрытые связи между задачами, что требует, зачастую, максимальной собранности. Если школьник занимается в двух кружка, то времени для глубоких раздумий нет, максимальной собранности нет. Зато есть нехилый "видимый" результат: в каждом кружке простые задачи решаются, средние и сложные, которые были рассказаны на другом кружке, тоже решаются. Но роста нет, потому что нет глубоких долгих размышлений, нет самого акта придумывания решений.
6. Я уж не говорю о всяких около психологических особенностях. Например, такая мысль. Чтобы новая тема, теория уложилось в голове нужно... отдохнуть. Просто ничего не делать, полежать на диване, погулять на свежем воздухе, почитать художественную книгу. Зачастую это хорошо помогает "переваривать" новое. И если этого времени недостаточно, то и "переварить" получается так себе.
⬇️⬇️⬇️
8👍6💯1
⬆️⬆️⬆️
Понятно, что в некоторых случаях, с отдельными школьниками посещении нескольких образовательных систем может быть оправданно. Например, ребенок хочет заниматься математикой, но не может себя заставить, ну вот не получается: постоянно отвлекается, не может спокойно посидеть час дома и порешать задачи. И тогда ходить на два кружка будет разумно, ведь таким образом он будет решать задачи в два раза больше времени. Мы понимаем, что такое может быть и поэтому специально организовали "Дорешку", когда мы, педагоги, проследим, чтобы ребенок решал задачи, а не прокрастинировал.

В итоге школьник, занимающийся в нескольких кружках, вроде как много и правильно сдает задач на кружке, активен, много времени проводит над решением задач, а в итоге нужного роста нет, результаты ниже ожидаемых.
Поэтому я советую как можно раньше определиться с тем, кто будет вести по образовательной траектории вашего ребенка и... довериться ему. Профессиональный эксперт плохого не посоветует!
👍202💯2
#ОР_важные_вопросы
Математических олимпиад, турниров, фестивалей стало очень много. Как вы выбираете в каких участвовать, а в каких нет?
👏21
Математика в Казани
ВАЖНОЕ О ШКОЛЬНОМ ЭТАПЕ ВсОШ ПО МАТЕМАТИКЕ 📢✏️ 1️⃣ Школьный этап по математике проводится для 4-11 классов. Участвовать могут ВСЕ желающие. О своем желании нужно сообщить учителю/завучу в школе. Участвовать за класс старше МОЖНО. 2️⃣ Школьный этап в РТ проводится…
Напоминалка для участников школьного этапа.

Сегодня должны появиться предварительные результаты 7-11 классов, а завтра - результаты 4-6 классов.

Как узнать результат?
Свои результаты можно посмотреть в личном кабинете на сайте Сириуса по личному коду участника.

Если у вас нет кода, то попросите его в школе.

Если не согласны с результатами?
Посмотрите текстовые или видео разборы, чтобы обосновать своё мнение.

Если сомнения в правильности баллов остались, то надо обратиться к своему учителю или школьному координатору олимпиад в ТЕЧЕНИЕ 3 ДНЕЙ со дня публикации предварительных результатов. Школьный координатор должен передать вопрос в региональную апелляционную комиссию.
👍113🔥2
#Наш_ответ #ОР_важные_вопросы

Как в обсуждении правильно заметили, участие в олимпиадах, турнирах должно в первую очередь определяться целями, которые стоят перед ребенком и его родителями.

Хотим напомнить, что цели бывают тактические и стратегические. Зачастую они противоречат друг другу. Скажем, участие в большом количестве олимпиад в начальной школе помогает достичь тактической цели - хорошо выступить на республиканской олимпиаде в 4-5 класса и поступить в желаемую школу. Если это финальная цель, то можно и остановиться: не выступать на важных олимпиадах, расслабленнее заниматься на кружке, пропускать полезные для будущего мероприятия.

Если же это была не финальная цель, то с большой вероятностью чрезмерное участие в олимпиадах началки помешает успешному выступлению на олимпиадах 7-11 классов. Для объяснения этого феномена есть множество предположений и, как обычно в сложных вопросах, скорее всего, все они частично верны. Чем раньше ребенок начинает серьезно заниматься олимпиадами, тем раньше он перестает ими заниматься: надоедает, устает, перерастает — у каждого свое.

Олимпиады — это не просто грамоты в портфолио, а мощный инструмент для поступления и развития. Но чтобы они действительно работали на вас, важно участвовать осознанно:

#### 1️⃣ Цель: собрать портфолио
Можно участвовать во всех олимпиадах подряд — интернет-конкурсах, марафонах и викторинах. Но стоит ли? Да, дипломов будет много, но большинство из них ничего не дадут при поступлении. Такой подход оправдан, только если: 
- вы младшеклассник и просто пробуете силы; 
- хотите привыкнуть к формату соревнований;
- поднимаете мотивацию успехом в простых соревнованиях;
- участвуете ради интереса, без амбиций на поступление. 

Но помните: вузы и топовые школы смотрят не на количество грамот, а на их уровень. 

#### 2️⃣ Цель: поступить в сильную школу или лицей 
Если вы нацелены на поступление в конкретную школу/лицей, нужно действовать точечно. 
- Изучите положение о приёме — какие олимпиады там учитывают? Например, некоторые лицеи засчитывают только региональный этап ВсОШ или свои внутренние олимпиады. 
- Сфокусируйтесь на нужных соревнованиях — нет смысла тратить время на десятки конкурсов, если в школе смотрят только на 2-3. 
- Готовьтесь целенаправленно — часто задания приёмных олимпиад отличаются от стандартных, поэтому лучше решать варианты прошлых лет именно вашей целевой школы. 

#### 3️⃣ Цель: поступить в топовый вуз через олимпиады 
Здесь стратегия совсем другая. Гнаться за количеством — бесполезно, важны только серьёзные победы. 

Какие олимпиады действительно помогут? 
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) – главная олимпиада страны. Победа на заключительном этапе даёт поступление без экзаменов в любой вуз по профилю. 
Перечневые олимпиады 1 уровня (например, «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы!», «Физтех», «Высшая проба»).
  - Победители и призёры получают БВИ (поступление без вступительных) или 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету. 
  - Важно: не все перечневые олимпиады равны — вузы охотнее учитывают олимпиады 1 уровня. 

### Вывод: олимпиады — это не лотерея, а стратегия 
- Если вам просто нужны грамоты — участвуйте в любых конкурсах, но не ждите от них прорыва. 
- Если цель — топовая школа — изучайте её требования и готовьтесь адресно. 
- Если мечтаете о вузе через олимпиаду — фокусируйтесь на ВсОШ и перечневых 1 уровня, не распыляйтесь. 

Чем раньше вы определитесь с целью, тем эффективнее будет ваш путь.

В начальной школе можно СИЛЬНО ограничить участие на олимпиадах. Участвовать много разумно, только если вы хотите выйти на пик к 4-5 классу. Если же цели простираются в более старшие классы, то не стоит форсировать участие в олимпиадах, это приведет только к остыванию желания в 7-11 классах.

В более же старших классах призываем ориентироваться на экспертную оценку. Найдите тренера, которому доверяете и следуйте его рекомендациям. Делитесь с ним переживаниями и тревогами, желаниями и целями. Хороший эксперт всегда поможет в выборе траектории движения по олимпиадной жизни.
👍22🔥8👏53
#ОР_важные_вопросы
С какой целью вы отдали ребёнка в кружок по математике?
Опубликован график муниципальных этапов олимпиад.

Математика 4-6 класс: 26 ноября

Математика 7-11 класс: 9 декабря

https://olimprocrt.ru/dokumenty/?tab=olympiad

Проходные баллы пока неизвестны
👍5🙏2
Онлайн-курсы: 2-й поток уже открыт! 🚀

Работа наших очных и онлайн-кружков продолжается, а мы запускаем второй поток онлайн-курсов на платформе Stepik для 1-го и 2-го года обучения.

На онлайн-курсе всё устроено почти так же, как на обычном кружке:
Основные и дополнительные задачи (для тех, кто всё решил)
Подробные видеоразборы
Проверка решений (автоматическая и индивидуальная преподавателями)
Онлайн-встречи с преподавателями

Кому будут полезны эти курсы?

🔹Тем, кто не ходит на очные кружки — получите полноценную программу дистанционно.
🔹Тем, кому нужно больше времени на осмысление — все материалы и разборы доступны 24/7.
🔹Тем, кто присоединился к очному кружку в 5-6 классе и хочет наверстать программу 1-го или 2-го года обучения.

➡️ Записаться на курс:

Записаться на курс первого года обучения
Записаться на курс второго года обучения

👍 Важно: первые две недели можно заниматься на курсе (решать и сдавать задачи) не оплачивая!

🎁 Особые условия для наших кружковцев!

Так как изначально это онлайн-курс задумывался как «электронный след кружка», нашим действующим ученикам мы даём максимально доступную на Stepik скидку - 50%.
Чтобы её получить, просто напишите нашим администраторам — они отправят вам специальную ссылку.
🔥52👍1👏1
#Наш_ответ #ОР_важные_вопросы
Столько прекрасных целей перечислили наши подписчики, что почти и добавить нечего. Конечно же, почти всё это, можно получить на кружках по математике. Мы ещё добавили в опрос некоторые пункты, которые, на наш взгляд, могут быть целями посещения кружка.

Конечно же, каждый ребёнок или семья сами ставят цели посещения кружка. И тут нет никакого «правильного ответа». Точнее, правильный ответ — ставить перед собой цели и идти к ним! И понимать, что самое важное в этом путешествии — это само путешествие. Важнее путь, а не достижение цели! Наверное, поэтому и было много ответов на вопрос «почему», а не «зачем»).

P.s. выходные дают о себе знать). Уже скоро очередной важный вопрос!
👏7👍3🥰3💅1
#ОР_важные_вопросы
Что важнее: трудолюбие или талант? Можно ответить в формате 10/90 или в любом другом)
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОЛИМПИАДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

📅 ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Отборочный тур проходит 14 ноября 2025 года.

В ОЦ "Одаренный ребенок" (Тази Гиззата, 7/17, 2 этаж) олимпиада будет проводиться в 2 потока:

• 13.00 - 14.30
○ ВСЕ 1-2 классы
○ Ученики 3-4 класса, зарегистрированные 25.10 и позднее

• 14.40 - 16.10
○ Ученики 3-4 класса, зарегистрированные до 24.10 включительно

🔄 Перенос времени:

С более позднего потока на более ранний — возможен (написать @kazanmath_admin).

С более раннего потока на более поздний — невозможен (из-за ограниченности мест).

📍 Важно!
ОЦ "Одаренный ребенок" — не единственная точка проведения в Казани. Если вы записались в другом месте (например, в своей школе), пожалуйста, сообщите нам об этом.

📚 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Олимпиада известна интересными, но сложными задачами. Рекомендуем ознакомиться с вариантами прошлых лет на сайте.

Организаторы также предлагают решить тренировочные варианты:
• 1 класс: https://clck.ru/3Q9jjZ
• 2 класс: https://clck.ru/3Q9jpP
• 3 класс: https://clck.ru/3Q9juk
• 4 класс: https://clck.ru/3Q9jsX

Ответы проверяются автоматически.

✍️ РЕГИСТРАЦИЯ (НАПОМИНАНИЕ)

Если вы не регистрировались или не уверены в своем статусе регистрации, подробная информация опубликована здесь: https://news.1rj.ru/str/MathKZN/145
Математика в Казани
#ОР_важные_вопросы Что важнее: трудолюбие или талант? Можно ответить в формате 10/90 или в любом другом)
#Наш_ответ #ОР_важные_вопросы

Вопрос, что важнее трудолюбие или талант всегда будет опираться на реальную ситуацию в жизни.
Лет 20-30 назад, за счет только таланта можно было и получить диплом всеросса и даже, наверное, пройти на межнар.

Но эти времена ушли. Включилась гонка вооружений: составители олимпиад стараются придумать что-то новое, преподаватели подхватывают это и обучают достаточно большой пласт школьников этому новому. Это провоцирует составителей олимпиад придумывать что-то новое. И так по кругу.
В итоге талант стал уступать место обученности. Это наша реальность, в которой мы живем.

Дальше мы хотели написать большой текст о связи результатов, таланта, времени решения задач, накопленного опыта.
Мы с коллегами обсуждали несколько вариантов текстов, картинок, графиков. Но все они в итоге выливались в "ничего не понятно, но очень интересно" 🤯. Текст получался или очень длинным или очень непонятным и неточным.

Можем только накинуть основную мысль: у талантливого школьника случаются скачки по результатам (скачки и вниз и вверх) даже если он никак не меняет режим "решения задач" , а у "обычного" график обычно плавный, без резких скачков.
Но это, конечно, не всё, что хотелось сказать.

В итоге мы решили отложить эту публикацию до момента "созревания". Надеемся когда-то все опубликовать такой текст.
👍22🔥53
#ОР_важные_вопросы С какого класса надо начинать ездить в математические лагеря? На сколько они вообще нужны? Поделитесь своими историями!
Проходные баллы на муниципальный этап 2025:
4 класс: 28 баллов
5 класс: 24 балла
6 класс: 31 балл

Поздравляем всех прошедших!

PS старшие классы будут позже
👍18🎉95
Проходные баллы для старших классов не заставили себя долго ждать )

7 класс: 29 баллов
8 класс: 35 баллов
9 класс: 42 балла
10 класс: 40 баллов
11 класс: 40 баллов

Напоминаем, что муниципальный этап для 7-11 классов состоится 9 декабря
7👍4🎉2
Как обычно: вы просили - мы сделали!

С начала этого учебного года у нас открылись группы для дошколят.
Ребята ходят на занятия с таким постоянством и удовольствием, что в существующих группах давно нет свободных мест (

Но мы наконец-то нашли возможность открыть еще группы для дошколят!

💥💥💥Открываем набор в группы
- 5-леток (пойдут в школу в 2027 году)
и
6-леток (пойдут в школу в 2026 году)

Занятия будут проходить по субботам с 12.15 до 14.15.

Занятия начнутся в момент набора минимальной группы.
✏️ Запись на kazan-math.info/enroll
9👍5🥰3
Математика в Казани
#ОР_важные_вопросы С какого класса надо начинать ездить в математические лагеря? На сколько они вообще нужны? Поделитесь своими историями!
#Наш_ответ #ОР_важные_вопросы

Как отмечали наши подписчики, смены играют огромную роль. На смене дети попадают в атмосферу единомышленников, таких же ребят: увлечённых, целеустремлённых, нацеленных решать задачи и думать. Это происходит не только на занятиях, но и в остальные 18 часов в день. Одновременно с этим ребят в лагере ничего не отвлекает от математики. Такие погружения невозможно недооценить. Именно на таких концентрированных сборах происходят качественные скачки, когда количество решённых задач переходит в качество решаемых задач.

Но всё это — слова, эмоции и наше субъективное видение ситуации. А нам всегда хотелось более подтверждённых фактов, желательно в числах. И кажется, у нас получилось...

Совсем недавно у нас закончился осенний лагерь. И сейчас у нас так устроена образовательная программа, что первые два листочка с задачами в лагере совпадали с занятиями кружка, проходившими на неделе у нас в центре. В связи с этим есть возможность сравнить, как ребята решали задачи в центре, в стандартной кружковой ситуации, и в лагере.

Мы посчитали процент сданных задач за первые главы, которые были до лагеря (для 6 класса — 1–14 главы, для 5 класса — 1–15 главы), а также аналогичный процент за главы, которые были в лагере (6-й кл.: 15–16, 5-й кл.: 16–17). Далее мы составили разность «лагерного» процента и «кружкового». В итоге у каждого ребёнка получился свой показатель: разброс — от +40 до –31.

Затем мы откинули тех, кто совсем не сдавал «лагерные главы», потому что большинство из них просто не было на кружках (каникулы как-никак). А потом сложили эти разности по всем, кто ездил в лагерь, и по тем, кто не ездил. Вот какие получились числа:

* 6 класс: те, кто ездил в лагерь, — +337; те, кто не ездил в лагерь, — +80.
* 5 класс: те, кто ездил в лагерь, — +76; те, кто не ездил в лагерь, — –198.

Отметим, что в 6-м классе «лагерные серии» оказались в среднем чуть легче, чем предыдущие, а в 5-м классе — существенно сложнее.

Но вот что удивительно: разница между теми, кто был в лагере, и теми, кого не было, составляет +257 (6-й кл.) и +274 (5-й кл.). То есть это говорит о КОЛОССАЛЬНОМ преимуществе тех, кто ездил в лагерь. Видно, кстати, что от сложности серий преимущество никак не меняется.

Если усреднить (то есть поделить числа на количество участников), то получится:
* 6 класс: те, кто ездил в лагерь, — +12; те, кто не ездил, — +1,1.
* 5 класс: те, кто ездил в лагерь, — +3; те, кто не ездил, — –3.

Не надо смотреть на маленькие значения. Надо сравнивать отличия первых чисел от вторых. И первые в разы больше вторых!

Этот отрыв обеспечивается тем, что многие в лагере имеют возможность решать задачи. И реально их решают, в отличие от обычных кружковых занятий. То есть если кто-то каким-то образом обеспечит ребёнка временем на решение задач, то ребёнок будет решать СУЩЕСТВЕННО больше задач. Например, можно записаться к нам на дорешку, специально созданную для этого. Записаться на дорешку можно в личном кабинете kazan-math.tvoyklass.ru или по ссылке: https://kazan-math.info/dop/ (записаться и не оплатить нельзя!).

P.S. Наши кружковцы могут посмотреть личную статистику в «Плюснике». По таблице также видно, полезна ли дорешка: если процент в лагере больше, то дорешка ТОЧНО поможет поднять этот процент и в кружках. А вот если проценты одинаковые, то надо смотреть на ситуацию внимательнее: решал ли в лагере, решал ли дома. Если же процент в лагере ниже, то надо серьёзно разбираться с тем, что происходило в лагере.
7👍4👏2🔥1💋1
#Ор_важные_вопросы

Что вам не хватает в подготовке к олимпиадам? Что бы вы добавили или наоборот убавили?
1🙏1