Мониторинг BY – Telegram
Forwarded from Sputnik Беларусь
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Минский городской суд приговорил 21-летнего россиянина Егора Дудникова к 11 годам лишения свободы

Дудникова задержали в мае, позже обвинили в разжигании социальной вражды и призывах к действиям против нацбезопасности Беларуси. По версии следствия, он администрировал Telegram-канал "Отряды гражданской самообороны Беларуси" (деятельность террористической организации в стране запрещена).

Дудников озвучил и распространил больше 50 аудиозаписей, в которых призывал к свержению власти в Беларуси. В июне написал явку с повинной. В эфире госТВ тогда же показали кадры, где россиянин рассказал, что сотрудничает со следствием.

За несколько минут до оглашения приговора Дудников пообщался с адвокатом.

@SPUTNIKBY
🤝 Очередная, питерская. Контекст скорой встречи В. Путина и А. Лукашенко

Уже в скором времени Александр Лукашенко приедет в Санкт-Петербург и встретится там с Владимиром Путиным. Встреча в конце года носит явно фиксирующий характер и должна дать символический сигнал о готовности Минска выполнять свои интеграционно-транзитные планы. Собственно, по этой причине встреча и планируется в конце года, да еще и в Санкт-Петербурге.

Характерно, что В. Путин принимает А. Лукашенко то в Сочи, то в Северной столице, то есть далеко не всегда в Москве. С остальными главами государств так не происходит. С одной стороны, Москва, тем самым, подчеркивает неформальный характер отношений с А. Лукашенко, а с другой, демонстрирует главе Белоруссии его место как младшего партнера.

У белорусской стороны один вечный вопрос: новые кредиты. Но В. Путин неслучайно несколько дней назад на своей пресс-конференции сказал, что уровень экономической интеграции двух стран недостаточный, а потенциал не реализован.

Вот в этом контексте и стоит ждать заявлений, прежде всего от А. Лукашенко, по итогам встречи. Назначение послом России в Белоруссии Бориса Грызлова и прочие процессы четко сигнализируют: траектория соблюдения договоренностей двух стран будет реализовываться. А Москва приложит все силы, чтобы А. Лукашенко лично соблюдал все озвученные планы и не откладывал их выполнение.

Под конец года Москва решила дать такую твердо-оптимистичную картинку и имеет на это полное право. Год был сложным, переговоры трудными, а прогресс явно есть.
Forwarded from СерпомПо
Лукашенко тоже хочет обнулиться

Опубликован 📸 проект новой Конституции Беларуси.

Ну что сказать. Лукашенко подстелил соломку, где только смог.

И неприкосновенный, и к ответственности его привлечь нельзя даже после ухода с поста. А «уйти его» досрочно при новой, еще более усложненной процедуре, тем более нельзя. И если президента вдруг убьют, то в стране тут же вводится ЧП и военное положение. ЧП и ВП вводятся и в случае попытки конституционного, военного переворотов.

Но занимать президентское кресло одно лицо может не больше двух пятилетних сроков ( Лукашенко просидел уже три лишних срока).

Потом мы же помним, что в проекте новой Конституции РФ поначалу тоже была подобная норма. А потом вылезла баба Валя-космонавт и предложила сделать исключение для Путина. Уверены, что в Беларуси тоже найдется какая-нибудь своя героическая баба.

Вообще ощущение, что много списано с обнуленной конституции Путина. Например, экс-президент, если захочет, может стать пожизненным сенатором (членом Совета Республики).

Заманухи для простого народа, чтоб бодрее голосовали, тоже схожие. Про защиту здоровья (за госсчет), инвалидов, стариков и семьи (исключительно союза мужчины и женщины).

Из прочего тот же «путинский набор» про историческую память, зашиту национальных традиций, запрет на финансирования партий и выборов из-за границы и т.п.

Но кстати, в отличие от Путина, Лукашенко предусмотрел еще один вариант отступного маневра – Всебелорусское народное собрание. Главы, посвященные этому сугубо декоративному органу, написаны заново. Экс-президент, как и действующий президент, является его членом; собираться этот курултай теперь будет не реже 1 раз в год (сейчас – раз в 5 лет), руководит им работающий на постоянной основе президиум, деятельность которого осуществляется в соответствии со специальным законом.
То есть, Лукашенко сделал то, с чем не стал заморачиваться Путин, отказавшийся от идеи повышения статуса Госсовета.

И еще, на что отдельно обращают внимание белорусские комментаторы: Беларусь в случае принятия поправок отказывается от статуса нейтральной и безъядерной державы. Положение ст. 18 «ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным» заменено на «исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».

Ну, конечно, какой тут нейтралитет, когда Лукашенко с Путиным только и говорят о сжимающемся кольце врагов...
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Смыслы и оценки. Итоги недели

Персона: Борис Грызлов
Политик получил назначение послом Белоруссию.

@Wek_ru Первое, что скажет Грызлов Лукашенко: «Союз не место для дискуссии!». Собственно, ради этой фразы его туда и направили.
@barantchik Знаковое назначение. Грызлов - фигура с мощным бэкграундом. Жаловаться будет себе дороже.
@regnum_na Вадим Трухачёв: «Скорее всего, назначение Грызлова, известного своей близостью к Путину, — это сигнал и Лукашенко, и Западу. Тем самым Россия даёт понять Лукашенко, что поле для манёвров и «многовекторности» у него крайне сузилось»
@metodi4ka Такое назначение – очевидный сигнал Лукашенко, что хаханьки действительно всё. И раз экономика Белоруссии, как веган-наркоман, просит по 3 ярда зелени раз в полгода, то и приглядывать за деньгами должен человек «в уровень».
@MonitoringBY Со стороны Москвы это сильный ход, который показывает белорусскому обществу: Москва хочет транзита, а А. Лукашенко пора мягко и спокойно уходить в сторону. Гарантии личной неприкосновенности ему дадут.
@trueolen Белорусское направление приобретает особое значение для общей безопасности и полностью уходит от АП под Совбез и лично президента.
@kremlin_mother_expert Сочетание периода затяжного безделья и почтенного возраста, вероятно, при всём желании не позволит Грызлову проявлять политического творчества.

Тема: пресс-конференция президента РФ
Путин традиционно поговорил со СМИ, подведя итоги года.

@polittemnik Большая пресс-конференция Президента выполнила своё предназначение. А именно: 1) Добавила ясности в мотивы России на международном направлении. 2) Подвела итоги года. 3) Создала пространство коммуникации между Центром и регионами.
@russica2 Алексей Фирсов: С одной стороны, мероприятие утратило и характер стратегического анализа, и психотерапевтического сеанса. Сильных идей нет. С другой стороны, сохраняется привычный и в целом востребованный массами патерналистский стиль.
@Alekhin_Telega Пресс-конференцией не обеспечен запрос граждан на справедливость. Люди не получили ответов на вопросы о QR-кодах, о растущих поборах в детсадах, школах и больницах, о борьбе с коррупцией...
@wisedruidd Путину нужно донастроить Систему, а не демонстрировать её достижения, которые ему рисуют технократы. Минувшая пресс-конференция показала, что президент прекрасно это понимает и сконцентрируется на этом направлении.
@plutovstvo007 Прозвучавшее рефреном «Россию можно развалить только изнутри» на фоне грозной риторики по внешнему треку говорит о том, что внутриэлитной балансировке Путин придаёт сейчас большое значение.
@ThinkTankRu Главный итог пресс-конференции – это отсутствие итогов. Политика власти идет своим чередом, а В. Путин ее структурирует, но не склонен подчеркивать публичность характера принимаемых решений.

Альянс: НАТО
После «ультиматума» МИД РФ и реплик Путина генсек организации Столтенберг заявил, что альянс не давал обязательств не расширяться, в том числе на восток.

@south0wind НАТО готовится расширять присутвие на юго-восточном фланге. Принятие такого решение напрямую зависит от консолидации всех стран-членов и их политической воли, однако влияние на неё оказывает разгон якобы агрессивной риторики России.
@ia_rossa НАТО оскорбляет воинственная риторика России, но Запад не готов идти на обострение ситуации и ищет поводов для стратегического диалога.
@master_pera Cерьёзных геополитических уступок, которые подразумевались российскими предложениями США и НАТО, добиться не удастся, но компромиссы вероятны в ходе январских переговоров.
@Taynaya_kantselyariya Говорить об официальных договорах бессмысленно, они найдут 1001 и один способ как их обойти, а потом заявить, что это Россия нарушила.
@sinelor для @kremlebezBashennik Именно «Партнёрство во имя мира» было обоснованием и предтечей так называемого «расширения НАТО на восток». Программа подписана Россией и Североатлантическим альянсом в Брюсселе 22 июня 1994 года. 22 июня!

Проект @T34newsfeed специально для Незыгаря @russica2
Forwarded from BELTA
⚡️⚡️⚡️Обнародован проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь для всенародного обсуждения

Координация работ по сбору и обобщению откликов граждан по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, вынесенному для всенародного обсуждения, проводится Национальным центром правовой информации.

‼️Мнения граждан по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, а также возможные предложения направляются в Национальный центр правовой информации:

✔️по электронной почте sbor@ncpi.gov.by;

✔️посредством заполнения электронной формы, находящейся на Национальном правовом интернет-портале по адресу https://sbor.pravo.by;

✔️в письменном виде по адресу: 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а, НЦПИ, с пометкой "Конституция".

📌С проектом изменений Конституции можно также ознакомиться на интернет-портале Президента Республики Беларусь.
Forwarded from CYNIC
Была опубликована Конституция.

Чуть подробнее реакцию опишу позже.

Из того, что имеем:
-Президент может быть в должности не более двух сроков, но
Изменения Конституции, ограничивающие количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента, вступают в силу со дня вступления в должность вновь избранного Президента. (То есть Лукашенко ещё 2 раза можно.

Новых выборов в "переходных предложениях" ожидаемо не прописано.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий.

И

Членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий
в связи с истечением срока его пребывания в должности


👆 Кто-то готовит почву, чтоб уйти от ответственности за геноцид собственного народа, так ещё и остаться при должности.
Лукашенко «обнулился» на ещё два срока. Всё, что надо знать


В опубликованном проекте конституции всё реально интересное — в конце. А в этом конце реально интересного — фраз пять.
«РАЗДЕЛ IX ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 143. Государственные органы (должностные лица) осуществляют свою деятельность в течение срока, на который они были образованы (избраны, назначены), либо до прекращения их полномочий в установленном порядке. Изменения Конституции, ограничивающие количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента, вступают в силу со дня вступления в должность вновь избранного Президента…

Статья 144. Закон, определяющий компетенцию, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания, подлежит принятию в течение года со дня вступления в силу изменений Конституции. В целях организации надлежащей работы Всебелорусского народного собрания Президент, занимающий эту должность на дату вступления в силу изменений Конституции, может быть избран Председателем Всебелорусского народного собрания».

Всё остальное – новогодняя мишура.
Forwarded from Радио Sputnik
🇧🇾По факту Александр Григорьевич совершает хитрый манёвр. Уйдя с поста президента, он сохранит практически всю полноту власти и все рычаги управления Белоруссией. Это основное изменение, а все остальные - косметические. Президент лишается части полномочий, но они переходят к председателю Всебелорусского народного собрания, а следующим председателем будет Александр Лукашенко.

Глава аналитического бюро СОНАР-2050 Иван Лизан о проекте поправок в конституцию Белоруссии.

Согласно документу, вводится Всебелорусское народное собрание, как высший представительный орган народовластия, один и тот же человек может быть президентом не более двух сроков, а после сложения полномочий сохранит иммунитет и сможет стать пожизненным сенатором.

@radio_sputnik
#Белоруссия
Власти Белоруссии в понедельник вынесли на всенародное обсуждение проект изменений и дополнений конституции республики.
Документ опубликован на национальном правовом портале и, в частности, предлагает сокращение полномочий президента и ограничивает его пребывание на посту двумя сроками. Проект основного закона выделяет приоритеты развития страны и уточняет права и обязанности граждан. В случае принятия документа переходный период будет действовать до конца нынешнего срока полномочий всех госструктур.
Проект может вступить в силу после одобрения на референдуме не менее чем половиной всех имеющих право голоса граждан.
Осенью 2020 года, пытаясь дать белорусам хоть какую-то надежду на изменения в стране, Лукашенко анонсировал скорые изменения в конституции, которые должны были превратить систему власти из супер-президентской в президентско-парламентскую. Ну, еще он мутно намекал на то, что может и уйти после реформы.

Никто ему особо не поверил, тем более с реформой никто не торопился. Но вот спустя почти 1,5 года после анонса поправки в основной закон релизнули.
Прочитали и осмысли их для вас.

1. Вводится новый орган власти «Всебелорусское народное собрание». 1200 человек - представители муниципальной, законодательной власти. Во главе Собрания - президиум. У Собрания очень широкий спектр полномочий, вплоть до объявления импичмента президенту, назначения судей и руководства избирательной системы, объявление чрезвычайного положения. Более подробно полномочия собрания определят отдельным законом.
2. Президента все же ограничат 2-мя сроками. Ценз оседлости 20 лет, возрастные ограничения поднимают с 35 до 40 лет. Президенту запретят издавать декреты, прямо сейчас имеющие силу законов.
3. В преамбуле и по тексту щедро раскиданы дополнения о сохранении суверенитета и национальной независимости Белоруссии.

Очередной лукашенковский финт ушами. Создается супер-орган, некий коллективный президент, который, очевидно собирается возглавить Лукашенко, отгородившись 1200 статистами и переложив ответственность за решения на них. Президент становится слабой и зависимой фигурой, которого еще и уволить могут в любой момент. Ужесточением цензов отсекаются возможные кандидаты, прямо сейчас находящиеся в политической эмиграции.

Ну и постулирование сопротивления интеграции.

Впрочем, никто всерьез и не предполагал, что картофельный фюрер спокойно уйдет на пенсию, интегрировав Белоруссию в РФ. Добровольно он власть не отдаст.
Опубликованные сегодня поправки в конституцию Белорусии не оставляют сомнения в том, как именно Лукашенко относится к «глубокой интеграции» с Россией. Как и ожидалось, Всебелорусское народное собрание (ВНС) становится буфером между Лукашенко и всеми остальными акторами белорусской и российской политики, включая и Кремль.

Ст. 88 даёт ВНС право вынесения вердикта по обвинениям в адрес действующего президента, при этом если в течение двух месяцев ВНС не примет решения по выдвинутому обвинению, то данное обвинение считается «отклоненным». Тем самым, Лукашенко сейчас получает возможность разыграть спектакль, обвинив через ВНС самого себя в «узурпации власти» во время прошлогодних президентских выборов и «обнулить» это обвинение.

«
Переходные» статьи 142-148 позволяют Лукашенко после вышеописанного трюка с «само-обвинением» возглавить ВНС и тем самым выдвинуть на пост президента хотя бы того же Макея. Эти же статьи «обнуляют» президентские сроки Лукашенко и он может находиться на посту главы Белоруссии сколь угодно долго.

Что касается гипотетического референдума об «углублении интеграции» с Россией, то ст. 74, 116 и 140 фактически блокируют любой несогласованный с Лукашенко вопрос референдума, поскольку для его проведения нужно положительное решение не только ВНС, но и Конституционного суда. При этом играть с Кремлём в «интеграцию» путём референдумов Лукашенко может теперь сколь угодно долго, поскольку ст. 140 выносит «неизменяемые» прежде статьи конституции именно на референдум.

Опубликованные сегодня поправки в конституцию Белоруссии означают, что Лукашенко рассчитывает на дальнейшую игру с Путиным вплоть до 2024 года, при этом «белорусские» варианты российского транзита власти будут блокироваться через референдумы и по сути являются ловушкой для Кремля. Без согласования с Западом Лукашенко таких ловушек бы сам в конституцию не поставил, в связи с чем реакция Кремля на эти поправки будет сейчас весьма небезынтересной.
Пора отказаться от желания сотрудничать с Западом «несмотря ни на что»

Либо наши белорусские товарищи не понимают, что происходит, либо и у них, и у российских силовиков продолжает работать старая парадигма мышления: нам надо с Западом сотрудничать несмотря ни на что, отметил обозреватель ИА REGNUM Михаил Демурин, комментируя высказывания генсека ОДКБ Станислава Зася.

Как сообщалось ранее, Зась заявил, что «по ряду направлений», включая борьбу с незаконным оборотом наркотиков и противодействие терроризму, сотрудничество ОДКБ и НАТО пошло бы на пользу «обеим сторонам».

Михаил Демурин: Заявление, с которым выступил сегодня генеральный секретарь ОДКБ, говорит о том, что либо наши белорусские товарищи не понимают, что происходит, либо и у них, и у российских силовиков, представленных в ОДКБ, продолжает работать старая парадигма мышления: нам надо с Западом сотрудничать несмотря ни на что и хотя бы в чём-то. Хватит уже таких благостных демонстраций миролюбия!

Страны НАТО давят на нас со всех сторон, угрожают, дестабилизируют внутреннее положение и в России, и в Белоруссии, называют враждебным государством, да и рассматривают в качестве такового, накапливают войска на наших границах, а в ОДКБ продолжают твердить о «возможностях сотрудничества»!

Область, о которой идёт речь, — незаконный оборот наркотиков и противодействие терроризму — может показаться, скажем так, «нейтральной» и подходящей для сотрудничества только на первый взгляд и только человеку, который не хочет видеть, что и одно, и другое используется нашими противниками из НАТО для борьбы против России и её союзников.

Что же касается вопроса о выдвинутых президентом России требованиях к НАТО по гарантиям безопасности для нашей страны, то и здесь создание благостной атмосферы рассуждениями о якобы высказанной НАТО «готовности к началу диалога» — дело контрпродуктивное. У НАТО нет и не может быть готовности к диалогу с Россией на тех основаниях, на которых России имеет смысл говорить по этой проблеме с США и его союзниками. Исходить нам надо именно из этого. И граждан России и Белоруссии, других наших союзников надо настраивать именно в этом ключе.
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Незыгарь. Итоги 2021.

Белорусский «фронт».
 
Белорусское направление в уходящем году характеризовалась интенсивными, а, порой, отчаянными попытками А. Лукашенко и его администрации сохранить/реактуализировать многовекторность при общем усилении дисциплинирующего вектора в отношениях с социумом. В свою очередь, Система применяла обширный инструментарий для реализации сочинских договоренностей, сохраняя при этом конструктивный публичный фон и склонность не выносить сор из избы.
Жесткими дисциплинарными практиками Лукашенко удалось обеспечить стабилизацию общества, однако социология показывает не просто высокий уровень недовольства, но и обширный потенциал скрытого протеста в белорусском обществе, который может быть разбужен в любой момент. Стилистика подавления несогласия со стороны А. Лукашенко и силовиков предполагает постоянно подкручивание и без того жестко закрученных гаек. На фоне обширного букета санкций, который имеют потенциал расширения  и кризисного состояния экономики это формирует высокий антирейтинг главы государства и ожидания эволюционных перемен.
Миграционный кризис конца года и предшествующие им неудачные переговоры по линии главы МИДа Белоруссии Макея на Западе в конце лета – начала осени де-факто означают резкое сужение многовекторных вариантов развития событий. Фактор Пекина и китайской коммуникации для Лукашенко остается потенциальным вариантом для о маневрирования, однако актуализация его ограничена рядом структурных факторов, прежде всего, геополитического характера, а также возросшей зависимостью белорусской экономики от России.
Уходящий год зафиксировал, что главным субъектом эволюционных изменений в Белоруссии является Система и, в этом контексте, смена посла России в конце года и приезд в Минск Б. Грызлова являются значимым маркером. Грызлов – это не просто посол, а политический актор с экстраординарными полномочиями, функционал и задачи которого более значительны, чем работавшего на этом фронте М. Бабича.
Важнейшей задачей Системы в следующем году на белорусском направлении будет проведение референдума по поправкам в Конституцию, выборы и обеспечение мягкого ухода А. Лукашенко при предоставлении ему гарантий личной неприкосновенности. Эксперты указывают, что траектория этого кейса сложная и требует кропотливой работы по созданию дорожной карты факторов и ограничителей, миновать которых А. Лукашенко не сможет, что, в конечном счете и обеспечит реализацию сочинских договоренностей. Усиление потенциала экономической интеграции России и Белоруссии при сохранении фасадного значения Союзного государства – это мейнстрим, реализацией которого Система продолжит в следующем году.
Forwarded from Mash
С конституционным приветом от Батьки из соседней Белоруссии. Там на народный суд выкатили проект нового основного закона. А мы покопались в самых интересных статьях.

— Теперь один человек не может быть президентом больше двух сроков. Кроме того, он никогда не должен был иметь иностранного гражданства или вида на жительство.

— Помимо парламента создаётся новый орган — Всебелорусское собрание. Можно сравнить это с чем-то вроде Съезда народных депутатов в СССР. Он осуществляет высшую представительную власть, вводит ЧП, может отменять законы и даже смещать президента (теперь там будет импичмент). А входят туда представители местных властей, правительства и даже гражданского общества, что бы это ни значило.

— Все бывшие президенты Белоруссии на автомате становятся делегатами Всебелорусского собрания, а ещё их невозможно судить за действия, совершённые на посту.

— Страна обязуется никогда не нападать на другие государства.

— Брак теперь закреплён как союз женщины и мужчины.
Forwarded from Мейстер
В Белоруссии опубликован проект поправок в конституцию республики, о котором так долго говорил А.Г. Лукашенко. Не оправдались ожидания некоторых русских патриотов, чаявших углубления интеграции РФ и РБ — напротив, преамбула конституции РБ дополнена положением о «сохранении национальной самобытности и суверенитета».

Согласно проекту, Лукашенко будет вправе оставаться президентом РБ до 2035 года. Видимо, примерно такой срок он намерен паразитировать на бюджете РФ и кормить Москву завтраками.
🇧🇾Беларусь обсуждает новую Конституцию. Проект опубликован.

Президент:

▪️Один человек сможет быть президентом не более двух сроков. Такое ограничение начнёт действовать после следующих выборов.
▪️Президент РБ может быть отстранён Всебелорусским народным собранием — в случае грубого нарушения им Конституции или совершения тяжкого преступления.
▪️Если президент погибнет, страной руководить будет Совбез во главе со спикером Сената.
▪️Президент, прекративший полномочия, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершённые им на посту. Также он сможет стать пожизненным сенатором.

Парламент:

▪️Срок полномочий парламента увеличивается с 4 до 5 лет. Распустить парламент будет нельзя в первый и последний год его полномочий.

Всебелорусское собрание:

▪️ВБ станет высшим представительным органом.
▪️Получит право ввести чрезвычайное или военное положение в случае бездействия президента.
▪️ВБ будет разрешать или не разрешать президенту отправлять военных за пределы Беларуси.

Выборы:

▪️Выборы не могут финансироваться иностранцами.

Язык:

▪️Государственными языками республики остаются белорусский и русский.

Семья:

▪️Брак — это союз женщины и мужчины.

@SputnikLive
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Незыгарь. Итоги 2021.

Белорусский «фронт».
 
Белорусское направление в уходящем году характеризовалась интенсивными, а, порой, отчаянными попытками А. Лукашенко и его администрации сохранить/реактуализировать многовекторность при общем усилении дисциплинирующего вектора в отношениях с социумом. В свою очередь, Система применяла обширный инструментарий для реализации сочинских договоренностей, сохраняя при этом конструктивный публичный фон и склонность не выносить сор из избы.
Жесткими дисциплинарными практиками Лукашенко удалось обеспечить стабилизацию общества, однако социология показывает не просто высокий уровень недовольства, но и обширный потенциал скрытого протеста в белорусском обществе, который может быть разбужен в любой момент. Стилистика подавления несогласия со стороны А. Лукашенко и силовиков предполагает постоянно подкручивание и без того жестко закрученных гаек. На фоне обширного букета санкций, который имеют потенциал расширения  и кризисного состояния экономики это формирует высокий антирейтинг главы государства и ожидания эволюционных перемен.
Миграционный кризис конца года и предшествующие им неудачные переговоры по линии главы МИДа Белоруссии Макея на Западе в конце лета – начала осени де-факто означают резкое сужение многовекторных вариантов развития событий. Фактор Пекина и китайской коммуникации для Лукашенко остается потенциальным вариантом для о маневрирования, однако актуализация его ограничена рядом структурных факторов, прежде всего, геополитического характера, а также возросшей зависимостью белорусской экономики от России.
Уходящий год зафиксировал, что главным субъектом эволюционных изменений в Белоруссии является Система и, в этом контексте, смена посла России в конце года и приезд в Минск Б. Грызлова являются значимым маркером. Грызлов – это не просто посол, а политический актор с экстраординарными полномочиями, функционал и задачи которого более значительны, чем работавшего на этом фронте М. Бабича.
Важнейшей задачей Системы в следующем году на белорусском направлении будет проведение референдума по поправкам в Конституцию, выборы и обеспечение мягкого ухода А. Лукашенко при предоставлении ему гарантий личной неприкосновенности. Эксперты указывают, что траектория этого кейса сложная и требует кропотливой работы по созданию дорожной карты факторов и ограничителей, миновать которых А. Лукашенко не сможет, что, в конечном счете и обеспечит реализацию сочинских договоренностей. Усиление потенциала экономической интеграции России и Белоруссии при сохранении фасадного значения Союзного государства – это мейнстрим, реализацией которого Система продолжит в следующем году.
Forwarded from ЕЖ
Группа экспертов аналитических центров (МГУ, ВАВТ, ВШЭ, МГИМО, СПбГУ, АЦ при Правительстве) оперативно подготовила отрицательное заключение на поступивший проект Конституции Республики Беларусь.
Forwarded from СВЕЖЕСТИ
⚡️Лукашенко вылетел в Санкт-Петербург на саммит СНГ и встречу с Путиным
Forwarded from Шалтай-Бабай
В Беларуси опубликовали проект изменений, которые могут быть внесены в Конституцию страны. Об этом сообщает белорусское госагентство БелТА.

Поправками предлагается установить, что главу государства, прекратившего исполнение полномочий, нельзя привлекать к ответственности за те действия, которые он совершил, будучи президентом.
Также в случае принятия изменений один человек не сможет быть главой государства больше двух сроков, а сместить его с должности сможет Всебелорусское народное собрание «в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления».

Помимо этого, гражданам, находящимся в местах лишения свободы, предлагается запретить избирать и быть избранными депутатами. В Основном законе страны планируют прописать, что «семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». Также в предлагаемых поправках говорится, что Беларусь «исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».

Об изменении Конституции Беларуси Александр Лукашенко впервые заявил, выступая с Посланием белорусскому народу за несколько дней до прошлогодних президентских выборов. «Все реформы должны начинаться с Конституции. Не с уличных акций, а именно с Основного закона. Возврат к Конституции 1994 года — полный абсурд. Надо двигаться вперед», — рапортовал тогда он.

Новый проект основного закона страны всецело и полностью подверстан под Лукашенко.