Музейные коммуникации – Telegram
Музейные коммуникации
1.54K subscribers
1.89K photos
40 videos
1 file
495 links
Блог Али Кузнецовой.

Связь со мной через сообщения каналу.
Download Telegram
РЕ-музей. День первый: начало

Обзорная экскурсия по первому дому Норильска, постоянной экспозиции Музея Норильска и временным выставкам. Профессиональная программа начнется в 14:00 по местному времени (в Москве в это время будет 10 утра).

Посмотрите, какие прекрасные люди собираются:)

#МузейныеКоммуникации_Норильск

Музейные коммуникации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍153
РЕ-музей. День первый: «Модернизация».

Мягкая содержательная и дизайнерская оптимизация музея с учетом современных трендов: «так сейчас носят».

Модератор:

Леонид Копылов, музейный эксперт и куратор, программный директор некоммерческого партнерства «Проект «Культура», старший научный сотрудник Музейного агентства Ленинградской области (Санкт-Петербург).

Участники экспертной сессии:

Дмитрий Мухин, заведующий научно-экспозиционным отделом архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково» (Вологда);
Наиля Аллахвердиева, директор Музея современного искусства ПЕРММ (Пермь);
Анастасия Князева, заместитель директора по научной работе Мурманского областного краеведческого музея (Мурманск).

#МузейныеКоммуникации_Норильск

Музейные коммуникации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8👍7🍌1
Началось

«В разговоре про трансформацию не важно, есть ли здание, важно — видим ли мы, куда идем (с)

1 октября Музею Норильска исполняется 85 лет. Наталья Федянина открыла профессиональную программу лаборатории, представила экспертный состав участников — Михаила Гнедовского, Леонида Копылова, Анну Щербакову, Илью Мукосея.

С приветственными словами выступили Наталья Коростелёва, заместитель Главы Норильска по социальной политике, и Анна Макуха, директор Фонда целевого капитала «Наш Норильск».

Официальное открытие завершилось коротким выступлением Леонида Копылова:

«Я люблю юбилеи, но не все. Я люблю юбилеи, которые открывают путь в будущее. На которых устраивают серьёзные разговоры. Здесь у нас такой юбилей. Музей Норильска разрушает огромное количество стереотипов. В стране возникают центры, образующие новые сообщения для музейного сообщества. Эти музеи живо внедряются в обновление музейной жизни. Музей Норильска — пример того, как можно сделать краеведческий музей живым и не-краеведческим по сути. Такие музеи побуждают думать, мечтать о будущем, и говорят о том, как можно трансформироваться, каким может быть музей неизвестного будущего века. Здесь мы собрали людей, с которыми интересно обо всем этом поговорить.

Наша лаборатория посвящена профессиональным разговорам о трёх моделях для музеев, которые задумываются о будущем: модернизация, трансформация, инновация. Разговор о будущем — очень своеременный разговор. Музеям точно надо меняться. О том, куда они должны двигаться, чтобы изменения происходили, начнем разговор сегодня и будем его продолжать».

#МузейныеКоммуникации_Норильск

Музейные коммуникации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍115🍌2
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👏10🥰5👍2🍌1
«Модернизация»: часть первая

Леонид Копылов: «Нас научили произносить пустые слова-закрывашки, пустые слова, которые не превращаются в действия. Мы будем говорить о тех словах, которые что-то меняют».

Короткие представления визитки от каждого музея:

Наиля Аллахвердиева, директор Музея современного искусства ПЕРММ (Пермь)

Развитиe Музея современного искусства в Перми связано с постоянно меняющимися окнами возможностей. Музей начался в 2008 году с амбиции — как флагманский проект Пермской культурной революции. Первая выставка имела оглушительный успех, благодаря этому резонансу через полгода был создан Музей современной искусства ПЕРММ. Первые полгода он существовал как частный проект. Он замышлялся сразу как музей мирового уровня, который ведет диалог с такими же мировыми музеями. Амбиции были глобальными, о музее писали ведущие арт-издания.

Первое здание музея на Речном вокзале в Перми давало возможность экспериментировать с выставками мирового уровня. Проект нового здания музея проектировали по последним тенденциям мировой музейной моды. Концепт музея — бережная реновация здания Речного вокзала, попытка создания проекта, который интегрируют в себя контекст — природный контекст, ландшафт.

В 2013 году все сворачивается мы съезжаем из здания Речного вокзала. Сменился заказчик, а музей современно искусство чувствителен к смене власти. Переехали в новое пространство — на площадку, которая позиционировалась как временная — в бывший торговый центр в другой части города. Другой ландшафт, другой социальный контекст — из зоны городской рекреации мы переехали в Мотовилихинский район — условно рабочую зону города. Пришлось полностью менять стратегию — на выстраивание локального взаимодействия с городскими сообществами. Музей сильно локализовался, начали отрастать корни, музей превратился в инструмент визуализации или усиления Перми. Визуализации разных пермских историй — истории городских заводов, малых рек. Получился гибрид музея современного искусства и музея города. Акцент мы делали на качество экспозиционного дизайна. Нужно было выстраивать преемственность — опорной точкой была коллекция.

Для первого музея была разработана концепция, вся техническая документация. Оставалось построить здание.

Для второго музея была стратегия. С 2014 года я занималась кризис-менеджментом, все кризисы перевешивали накопленные плюсы. Нужно было возвращать музей к жизни.
Я делала не выставки, я делала проекты. Каждый проект решал проблемы взаимосвязи с территорией. Важно было понять, как на перекрестке проблем горожан и интересов стейкходеров можно сформулировать идею проекта и решать проблемы.

Третья итерация музея — появилось здание Мерседес-центра, помещение арендованное. Качество здания дает новые возможности. Процесс сложный, потому что судьба современного искусства сложная .

Сейчас сложно говорить о стратегии развития, можно говорить о фазе , которая касается сервисов. Мы знаем как делать качественные проекты, но были проблемы с дополнительными сервисами. Здание большое, дает фору, но выдохнуть пока не получается. Нужно придумывать новые контексты деятельности. Сейчас я думаю расширить пространство деятельности музея не только через современное искусство, но и через дизайн. Ищем другие типы взаимодействия с городом.

#МузейныеКоммуникации_Норильск
Музейные коммуникации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6👍4🥰1🍌1
«Модернизация»: часть первая

Анастасия Князева, Мурманский областной краеведческий музей:

История музея началась в 1926 году с возникновения Общества изучения Кольского края. Первая экспозиция музея в постоянном здании открылась в 1957, а реэкспозиция проходила с 1983 по 1986 год. С тех пор модернизировали отдельные выставки, но выглядели они как «заплатки», не решали проблему визуальной и содержательной архаичности экспозиции. Сейчас историческое здание музея закрыто на вторую реэкспозицию и реконструкцию, планируем открытие на 2025 год. Для посетителей открыто временное здание в помещении бывшего молокозавода.

Обновленный Мурманский областной краеведческий музей — это современные сценарии взаимоотношений с посетителями, доступность, новый визуальный язык.

#МузейныеКоммуникации_Норильск
Музейные коммуникации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3👍3🍌1
«Модернизация»: часть первая

Дмитрий Мухин, архитектурно-этнографический музей «Семёнково»:

Если говорить об истории музея, то нам, как всегда, очень не повезло (смеется). Первый дом перевезен в 1985 году, музей формируется в 90-х. Первые три года мы работали в чистом поле без инфраструктуры.

Для того, чтобы заявить о себе, стать заметным, музей заявил о себе как о территории праздника. Нам было важно показать, что мы в принципе существуем, поэтому было всё — Масленица, Новый год, свадьбы, корпоративы. На рубеже нулевых и в начале десятых годов началась целевая программа, которая быстро закончилась.

Все объекты музея с тех пор существуют на привлеченные средства, привлечение этих средств — исключительно инициатива музея. Вообще, история нашего музея — история инициативы, эксперимента.

В начале 2010-х годов, пока музей предъявлял себя как территорию праздника, столкнулись с тремя проблемами:

— типичность этнографического продукта (для нас глобальная проблема);
— экзотизация традиционной культуры;
— эстетизация культурного продукта.

Решили, что надо искать свой путь, набор тем и форм работы с представлением крестьянской культуры, чтобы у музея появилось свое лицо.

Так постепенно появились проекты «Мы, собравшись, постановили» о типах сельской власти (поддержан Фондом Потанина), «Право на судьбу», другие проекты в цикле «Наши крестьянские будни» (поддержан БФ «Музеи Русского Севера»).

👉Все проекты музея

Проектом о сельской власти мы показали и доказали, что с музеем можно говорить серьезно.

Мы постоянно ищем в традиционной культуре то, что важно нам сегодня, то, что понятно современным людям. Все истории мы находим в архивах, поднимаем дела. В 90% случаев за последние 100 лет эти дела не брал никто. Мы, фактически, вновь вводим их в научный оборот. Этот пласт крестьянской культуры на протяжении ста лет никого не интересовал, хотя стереотипов много в отношении крестьянской культуры.

В 2018 году мы открыли свой антропологический театр. Ситуации, происходившие с крестьянами, достойны мировой драматургии. Театр до сих пор работает, недавно прошла премьера постановки, режиссером которой стал Павел Ващилин, режиссер МХТ.

Ремарка Леонида Копылова: «Это отличный музей, где все честно. Редкий случай. У нас по пальцам можно пересчитать музеи о честной крестьянской жизни».

#МузейныеКоммуникации_Норильск
Музейные коммуникации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍112🍌1
«Модернизация»: часть первая

Серия ответов на вопросы модератора

Леонид Копылов: Хочется нарисовать портрет людей, которые стоят за изменениями в музеях, совершают их. Кто в ваших музеях является инициатором изменений?

Дмитрий Мухин: В нашем случае — команда музея, которой недостаточно уровня, существовавшего когда-то. Внутренняя потребность поиска языка, изменений, некоторые из которых произошли так: я был волонтером, полгода работал в музее, потом уехал учиться в Европейский университет, изучал устройство сельской власти, вернулся в музей, рассказал о своих находках и темах заведующей и сотрудникам, оказалось, что им это надо (смеется).

Анастасия Князева: Новый директор и сотрудники музея.

Наиля Аллахвердиева: Я главный провокатор изменений (смеется). Директор музея определяет курс, по которому музей движется. Это не отменяет командную работу, но курс определяю я.

Леонид Копылов: Какими качествами должен обладать инициатор изменений?

Наиля Аллахвердиева: Масштабное видение, наличие воображения, которое позволяет увидеть будущее. Амбициозность. Мне, например, важно быть первой, побеждать, иначе мне скучно жить на этом свете. Хорошее образование. Профильное в той сфере, которой занимаешься. Компетенции проектного менеджера.

Дмитрий Мухин: Готовность поддерживать безумные идеи (сложновыполнимые), смирение тоже очень важно (смеется).

Анастасия Князева: Пищим, но лезем (с) Смелость, готовность лидера видеть риски, понимать как с ними работать, уметь готовить команду к рисками, брать на себя ответственность.

Леонид Копылов: Как лидеры работают с командой?

Дмитрий Мухин: Мы знаем команду, знаем, кого и когда вывести вперед, поддерживаем неформальные отношения, взаимодействие строится на хорошем понимании друг друга , умении подхватить и поддержать.

Наиля Аллахвердиева: Опора на ценности как способ консолидации команды. Мне важно выявлять инициативы, мне важно показывать горизонт. Сложно абстрактно говорить про команду. Я команду меняю, это очень некомфортно бывает.

Продолжение в следующей публикации

#МузейныеКоммуникации_Норильск
Музейные коммуникации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5🍌3
«Модернизация»: часть первая

Серия ответов на вопросы модератора. Продолжение

Леонид Копылов: Какие личные мотивы толкают вас на внедрение изменений в музеях?

Наиля Аллахвердиева: Мои амбиции питает желание менять мир к лучшему. Желание воздействовать на существующий порядок вещей, менять его. Если мы можем придумать, мы можем сделать. У меня есть своя картинка, я к ней двигаюсь, хочу ею делиться.

Дмитрий Мухин: Я не могу 20 лет водить одну и ту же экскурсию. Через год мне надоест. Если ничего не движется, мне скучно. Динамика — моя внутренняя потребность.

Анастасия Князева: Изменить мир к лучшему. Я работала в музее Полярного, работала с трудными подростками, привлекали молодежь в музей — важно и приятно было видеть, как меняются ребята, как меняется их отношение к музею и отношение музея к ним.

Леонид Копылов: Есть ли запрос общества на изменения?

Дмитрий Мухин: Мы работаем с волонтерами, уже обучили несколько потоков. Они активно работают, но хотят все время нового, еще больше включения, углубления. Мы для них сделали драматургическую лабораторию. Любое предложение музея сейчас звучит уже не так, как 10 лет назад. Любое объявление — аншлаг. Мы очень востребованы, и проблема — что делать с востребованностью. У нас просят новых мероприятий, формируется запрос на сложность.

Наиля Аллахвердиева: Мы художественный музей, интерес к искусству — отдельная история. Есть растущий интерес и тренд — интерес к современному искусству, запрос на сотворчество.

Леонид Копылов: Где вы берете вдохновение?

Наиля Аллахвердиева:
У меня сложный рецепт. Я взаимодействую с искусством и с живым искусством, которое создается здесь и сейчас, новые проекты. Искусство вдохновляет. Если говорить о музейной деятельности — вдохновляют победы и успех, это важный параметр. Если все получилось, сложилось. А неудачи сжимают, иногда помогают двигаться дальше. Победа более сложная категория, она может быть не связана с успехом. Успех разворачивает реальность, накапливает новую систему отношений, дает энергию для следующего шага.

Дмитрий Мухин:
Во-первых, у меня есть мои прекрасные документы (смеется). Когда натыкаешься на гениальное, ищешь способ, как про это рассказать. У меня возникает ответственность: я первый, кто нашел документ, и возможно, последний, кто его прочитал. Желание найти, раскопать и рассказать сильно двигает. Успех мотивирует — да, тоже согласен. Вдохновляющий музейный пример для меня — Учма. Там есть ответы на вопросы, как показать эмоции, как показать любовь и отношение к любви.

Анастасия Князева: Проблема, которую можно решить с помощью музея. Большим вдохновением был пример работы ПЕРММ с подростками.

Продолжение в следующей публикации

#МузейныеКоммуникации_Норильск
Музейные коммуникации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍4🍌3