Еврокомиссия одобрила атомную и газовую энергетику
Еврокомиссия классифицировала атомную и газовую энергетику в качестве источников энергии, которые необходимы в процессе так называемого "зелёного" энергоперехода. Новые инвестиции в АЭС разрешены до 2045 года, а в газовые электростанции — до 2030-го.
На протяжении последних полутора лет в Европейском Союзе шли нешуточные баталии вокруг судьбы атомной энергетики. В основе битвы лежали прямые финансовые интересы как стран самого ЕС, так и его соседей. К примеру, если АЭС получают "зелёный" статус, то производимая ими электроэнергия не будет облагаться трансграничным углеродным налогом.
Новое строительство атомных и газовых электростанций приведёт к сокращению ввода электростанций на ВИЭ. Вопрос в рыночной нише в отсутствии стабильного роста спроса на электроэнергию со стороны европейских стран. Даже полное закрытие угольной генерации будет недостаточным. Таким образом снизится потенциальный объём заказов производителям ветряков.
Решение Еврокомиссии об "озеленении" АЭС и газовой генерации нельзя считать окончательным, так как его будут опротестовывать в суде.
Еврокомиссия классифицировала атомную и газовую энергетику в качестве источников энергии, которые необходимы в процессе так называемого "зелёного" энергоперехода. Новые инвестиции в АЭС разрешены до 2045 года, а в газовые электростанции — до 2030-го.
На протяжении последних полутора лет в Европейском Союзе шли нешуточные баталии вокруг судьбы атомной энергетики. В основе битвы лежали прямые финансовые интересы как стран самого ЕС, так и его соседей. К примеру, если АЭС получают "зелёный" статус, то производимая ими электроэнергия не будет облагаться трансграничным углеродным налогом.
Новое строительство атомных и газовых электростанций приведёт к сокращению ввода электростанций на ВИЭ. Вопрос в рыночной нише в отсутствии стабильного роста спроса на электроэнергию со стороны европейских стран. Даже полное закрытие угольной генерации будет недостаточным. Таким образом снизится потенциальный объём заказов производителям ветряков.
Решение Еврокомиссии об "озеленении" АЭС и газовой генерации нельзя считать окончательным, так как его будут опротестовывать в суде.
Электромобили на бензине
Продажи электромобилей в ЕС выросли с 538,7 тыс. в 2020-м до 878,4 тыс. в 2021-м, заряжаемых гибридов - с 507,9 тыс. до 867 тыс. Но всех обогнали обычные гибриды, продажи которых подскочили с 1184,5 тыс. до 1901,2 тыс.
Все активно электромобилизируются, но от возможности заправиться бензинчиком отказываться не хотят.
В январе потребители из Великобритании жаловались на необходимость заправлять свои гибриды бензином из-за "беспрецедентно высоких цен на электроэнергию".
Продажи электромобилей в ЕС выросли с 538,7 тыс. в 2020-м до 878,4 тыс. в 2021-м, заряжаемых гибридов - с 507,9 тыс. до 867 тыс. Но всех обогнали обычные гибриды, продажи которых подскочили с 1184,5 тыс. до 1901,2 тыс.
Все активно электромобилизируются, но от возможности заправиться бензинчиком отказываться не хотят.
В январе потребители из Великобритании жаловались на необходимость заправлять свои гибриды бензином из-за "беспрецедентно высоких цен на электроэнергию".
"Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым
Электромобили на бензине Продажи электромобилей в ЕС выросли с 538,7 тыс. в 2020-м до 878,4 тыс. в 2021-м, заряжаемых гибридов - с 507,9 тыс. до 867 тыс. Но всех обогнали обычные гибриды, продажи которых подскочили с 1184,5 тыс. до 1901,2 тыс. Все активно…
Побеседовали об актуальном на рынке энергетики.
https://www.youtube.com/watch?v=l1VTqMxjVW8&t=1042s
https://www.youtube.com/watch?v=l1VTqMxjVW8&t=1042s
YouTube
Газопровод НАТО с молекулами Свободы. Почему США и ЕС Ищут Альтернативу российскому СПГ?
Газопровод НАТО с молекулами Свободы. Почему США и ЕС Ищут Альтернативу российскому СПГ? Валентин #Землянский, Александр Фролов и Борис #Марцинкевич. Геоэнергетика Инфо
США захотели заменить российский газ американским. НАТО планирует построить газопровод…
США захотели заменить российский газ американским. НАТО планирует построить газопровод…
Куда идёт СПГ из Соединённых Штатов
Поставки сжиженного природного газа из США за первые 11 месяцев 2021 года достигли 91 млрд куб. м.
Из них около 13% или 12 млрд куб. м было отправлено в Китай (годовой уровень поставок, скорее всего, достигнет порядка 13,5 млрд куб. м). Сопоставимые объёмы ушли в Южную Корею – 11,76 млрд куб. м. Ещё 9,4 млрд куб. м – в Японию. Рекордный уровень поставок в эту страну (1,82 млрд куб. м) со стороны США пришёлся на январь прошлого года.
Таким образом на три крупнейших мировых рынка сжиженного природного газа пришлось 36,4% поставок из США за 11 месяцев прошлого года. Итоговые годовые значения принципиально не изменятся.
Также порядка 5,5 млрд куб. м было поставлено из США в Индию. Иными словами, азиатское направление (с учётом прочих стран региона) абсолютно доминирует в структуре американских поставок.
Крупнейшим покупателем в Латинской Америке стала Бразилия – 8 млрд куб. м.
А крупнейшим европейским покупателем американского газа оказалась Испания – 5,17 млрд куб. м. Нидерланды закупили 4,28 млрд куб. м, Турция – 4,26 млрд куб. м, Великобритания – 3,8 млрд куб. м, Франция – 3,88 млрд куб. м, Португалия – 1,6 млрд куб. м, Польша – 1,4 млрд куб. м. В Грецию, Италию и Хорватию поступило примерно по 1 млрд куб. м. В Литву – 0,86 млрд куб. м. Мальта и Бельгия вместе получили 0,3 млрд куб. м.
Совокупные поставки СПГ из Соединённых Штатов в Европу (включая Турцию) за 11 месяцев прошлого года оказались меньше, чем поставки на три главных азиатских рынка. Если не учитывать Турцию в региональной статистике, то доля Европы составила порядка четверти в структуре поставок из США.
По предварительной оценке, экспорт американского СПГ в прошлом году достиг отметки в 105-110 млрд куб. м.
Поставки сжиженного природного газа из США за первые 11 месяцев 2021 года достигли 91 млрд куб. м.
Из них около 13% или 12 млрд куб. м было отправлено в Китай (годовой уровень поставок, скорее всего, достигнет порядка 13,5 млрд куб. м). Сопоставимые объёмы ушли в Южную Корею – 11,76 млрд куб. м. Ещё 9,4 млрд куб. м – в Японию. Рекордный уровень поставок в эту страну (1,82 млрд куб. м) со стороны США пришёлся на январь прошлого года.
Таким образом на три крупнейших мировых рынка сжиженного природного газа пришлось 36,4% поставок из США за 11 месяцев прошлого года. Итоговые годовые значения принципиально не изменятся.
Также порядка 5,5 млрд куб. м было поставлено из США в Индию. Иными словами, азиатское направление (с учётом прочих стран региона) абсолютно доминирует в структуре американских поставок.
Крупнейшим покупателем в Латинской Америке стала Бразилия – 8 млрд куб. м.
А крупнейшим европейским покупателем американского газа оказалась Испания – 5,17 млрд куб. м. Нидерланды закупили 4,28 млрд куб. м, Турция – 4,26 млрд куб. м, Великобритания – 3,8 млрд куб. м, Франция – 3,88 млрд куб. м, Португалия – 1,6 млрд куб. м, Польша – 1,4 млрд куб. м. В Грецию, Италию и Хорватию поступило примерно по 1 млрд куб. м. В Литву – 0,86 млрд куб. м. Мальта и Бельгия вместе получили 0,3 млрд куб. м.
Совокупные поставки СПГ из Соединённых Штатов в Европу (включая Турцию) за 11 месяцев прошлого года оказались меньше, чем поставки на три главных азиатских рынка. Если не учитывать Турцию в региональной статистике, то доля Европы составила порядка четверти в структуре поставок из США.
По предварительной оценке, экспорт американского СПГ в прошлом году достиг отметки в 105-110 млрд куб. м.
Электромобили победили. А внедорожники победили ещё больше
По предварительным данным компании MarkLines, объём реализации новых автомобилей в 2021 году вырос относительно показателей 2020-го на 4% – до 80 млн. Вряд ли такой показатель можно считать поводом для оптимизма. Даже докризисный 2019 год был годом падения продаж новых автомобилей, но тогда было реализовано порядка 91 млн единиц. Но и этот показатель был крайне далёк от рекордных 96 млн единиц, проданных в 2017-м.
Более того, по данным OICA, за первые 6 месяцев 2021-го в мире было реализовано 35,6 млн автомобилей, что на 7,82 млн больше, чем за аналогичный период 2020 года. С третьего квартала продажи начали падать на ключевых рынках. Сейчас это склонны объяснять дефицитом комплектующих.
Зато продажи электромобилей в 2021 году выросли на 6,6 млн единиц, по данным Международного энергетического агентства (МЭА). Из этого количества 3,4 млн было продано в Китае, 2,3 млн – в Европе и 0,7 млн – в США. Электрический сегмент показал самый динамичный рост в относительных величинах. А в абсолютных продажи выросли на 3,5 млн.
Но в то же время неожиданно для многих аналитиков реализация SUV (внедорожников, «паркетников») за тот же период увеличились на 3,8 млн единиц – до 35,6 млн, что стало максимальным показателем как минимум с 2010 года. Внедорожники заняли 45% рынка. Свыше 98% этих автомобилей были оснащены ДВС.
Кстати, не будем забывать, что порядка 45% проданных электромобилей – это заряжаемые гибриды. К примеру, в Евросоюзе этот сегмент вырос на 70,7% – до 867 тыс., практически сравнявшись по продажам с «чистыми» электромобилями. Рост цен на электроэнергию должен подстегнуть интерес покупателей к заряжаемым гибридам. И пока неизвестно, как ударит по рынку сохраняющийся дефицит полупроводниковой продукции и дорожающий литий.
Хроника «не спешите хоронить ДВС» продолжается.
По предварительным данным компании MarkLines, объём реализации новых автомобилей в 2021 году вырос относительно показателей 2020-го на 4% – до 80 млн. Вряд ли такой показатель можно считать поводом для оптимизма. Даже докризисный 2019 год был годом падения продаж новых автомобилей, но тогда было реализовано порядка 91 млн единиц. Но и этот показатель был крайне далёк от рекордных 96 млн единиц, проданных в 2017-м.
Более того, по данным OICA, за первые 6 месяцев 2021-го в мире было реализовано 35,6 млн автомобилей, что на 7,82 млн больше, чем за аналогичный период 2020 года. С третьего квартала продажи начали падать на ключевых рынках. Сейчас это склонны объяснять дефицитом комплектующих.
Зато продажи электромобилей в 2021 году выросли на 6,6 млн единиц, по данным Международного энергетического агентства (МЭА). Из этого количества 3,4 млн было продано в Китае, 2,3 млн – в Европе и 0,7 млн – в США. Электрический сегмент показал самый динамичный рост в относительных величинах. А в абсолютных продажи выросли на 3,5 млн.
Но в то же время неожиданно для многих аналитиков реализация SUV (внедорожников, «паркетников») за тот же период увеличились на 3,8 млн единиц – до 35,6 млн, что стало максимальным показателем как минимум с 2010 года. Внедорожники заняли 45% рынка. Свыше 98% этих автомобилей были оснащены ДВС.
Кстати, не будем забывать, что порядка 45% проданных электромобилей – это заряжаемые гибриды. К примеру, в Евросоюзе этот сегмент вырос на 70,7% – до 867 тыс., практически сравнявшись по продажам с «чистыми» электромобилями. Рост цен на электроэнергию должен подстегнуть интерес покупателей к заряжаемым гибридам. И пока неизвестно, как ударит по рынку сохраняющийся дефицит полупроводниковой продукции и дорожающий литий.
Хроника «не спешите хоронить ДВС» продолжается.
image_2022-02-14_11-14-01.png
209.6 KB
По данным Системного оператора, выработка электроэнергии электростанциями ЕЭС России в 2021 году составила 1 114,55 млрд кВт∙ч. Потребление электроэнергии — 1 090,44 млрд кВт∙ч.
По итогам прошлого года был установлен исторический рекорд потребления электроэнергии и мощности (161,4 ГВт).
Установленная мощность электростанций ЕЭС России достигла 246,59 ГВт (на начало прошлого года — 245,3 ГВт).
Коэффициент использования установленной мощности:
- ТЭС — 46,05% (в 2020-м — 41,34%);
- АЭС — 83,89% (в 2020-м — 81,47%);
- ГЭС — 47,89% (в 2020-м — 47,33%%);
- ВЭС — 28,31% (в 2020-м — 27,47%);
- СЭС — 14,4% (в 2020-м — 15,08%).
Относительно высокий КИУМ электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, связан с начальным этапом ввода данного вида генерации. Если опираться на опыт стран Европы, то по мере увеличения количества ветровых и солнечных электростанций будут вовлекаться менее эффективные территории и КИУМ может снижаться. Также на этот показатель оказывает непосредственное влияние погода.
По итогам прошлого года был установлен исторический рекорд потребления электроэнергии и мощности (161,4 ГВт).
Установленная мощность электростанций ЕЭС России достигла 246,59 ГВт (на начало прошлого года — 245,3 ГВт).
Коэффициент использования установленной мощности:
- ТЭС — 46,05% (в 2020-м — 41,34%);
- АЭС — 83,89% (в 2020-м — 81,47%);
- ГЭС — 47,89% (в 2020-м — 47,33%%);
- ВЭС — 28,31% (в 2020-м — 27,47%);
- СЭС — 14,4% (в 2020-м — 15,08%).
Относительно высокий КИУМ электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, связан с начальным этапом ввода данного вида генерации. Если опираться на опыт стран Европы, то по мере увеличения количества ветровых и солнечных электростанций будут вовлекаться менее эффективные территории и КИУМ может снижаться. Также на этот показатель оказывает непосредственное влияние погода.
Немцы неправильно обеспечивают себя отоплением
В 2021 году в ФРГ установлено 653 тыс. новых систем газового отопления. Это максимум за последние 25 лет. Доля газа среди новых источников отопления составила около 70%. Это несколько меньше, чем в прошлые годы. Правительство страны выступает за рост доли электричества из возобновляемых источников энергии в отоплении, но большинство граждан Германии эту альтернативу пока не принимают.
В прошлом году партия «Союз 90/Зеленые» уже направляла запрос тогдашнему руководству страны по поводу того, что в 2020 году в Германии было установлено около 620 тыс. систем газового отопления. И лишь 5% потребителей воспользовались программой господдержки и внедрили системы, которые смогут питаться от возобновляемых источников энергии.
Бороться с несознательностью граждан планируют перестройкой системы госдотаций.
В 2021 году в ФРГ установлено 653 тыс. новых систем газового отопления. Это максимум за последние 25 лет. Доля газа среди новых источников отопления составила около 70%. Это несколько меньше, чем в прошлые годы. Правительство страны выступает за рост доли электричества из возобновляемых источников энергии в отоплении, но большинство граждан Германии эту альтернативу пока не принимают.
В прошлом году партия «Союз 90/Зеленые» уже направляла запрос тогдашнему руководству страны по поводу того, что в 2020 году в Германии было установлено около 620 тыс. систем газового отопления. И лишь 5% потребителей воспользовались программой господдержки и внедрили системы, которые смогут питаться от возобновляемых источников энергии.
Бороться с несознательностью граждан планируют перестройкой системы госдотаций.
Об актуальном: санкции и цены
Уровень цен на нефть и газ прогнозировать в данный момент не имеет никакого смысла. Сейчас на них влияет спекулятивная составляющая. Осмысленная реакция рынка наступит только после выяснения масштабов произошедшего и объёма санкций, на которые смогут пойти Европа и США.
От российского газа (угля и нефти) ЕС отказаться не может. А для Америки будет слишком болезненным введение санкций против российской нефтянки (мы боремся с Мексикой за второе место среди импортёров нефти и нефтепродуктов, а бензин в Штатах уже обновил рекорды стоимости).
Из этого не следует, что жёстких санкций точно не будет. Но вероятность их введения крайне мала.
Россия сохраняет поставки на европейский рынок и в США. В сложившейся ситуации можно присмотреться к акциям российских энергетических компаний.
Уровень цен на нефть и газ прогнозировать в данный момент не имеет никакого смысла. Сейчас на них влияет спекулятивная составляющая. Осмысленная реакция рынка наступит только после выяснения масштабов произошедшего и объёма санкций, на которые смогут пойти Европа и США.
От российского газа (угля и нефти) ЕС отказаться не может. А для Америки будет слишком болезненным введение санкций против российской нефтянки (мы боремся с Мексикой за второе место среди импортёров нефти и нефтепродуктов, а бензин в Штатах уже обновил рекорды стоимости).
Из этого не следует, что жёстких санкций точно не будет. Но вероятность их введения крайне мала.
Россия сохраняет поставки на европейский рынок и в США. В сложившейся ситуации можно присмотреться к акциям российских энергетических компаний.
Написал колонку о санкциях против российского ТЭК. Принятых и непринятых.
Ранее высказанные предположения полностью оправдались.
https://iz.ru/1297039/aleksandr-frolov/grani-vozmozhnostei
Ранее высказанные предположения полностью оправдались.
https://iz.ru/1297039/aleksandr-frolov/grani-vozmozhnostei
Telegram
"Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым
Об актуальном: санкции и цены
Уровень цен на нефть и газ прогнозировать в данный момент не имеет никакого смысла. Сейчас на них влияет спекулятивная составляющая. Осмысленная реакция рынка наступит только после выяснения масштабов произошедшего и объёма…
Уровень цен на нефть и газ прогнозировать в данный момент не имеет никакого смысла. Сейчас на них влияет спекулятивная составляющая. Осмысленная реакция рынка наступит только после выяснения масштабов произошедшего и объёма…
Украина, пропан-бутан и падение цен в России
РЖД ввели ограничения на отгрузку в адрес всех станций на Украине, сообщает Интерфакс. Эта страна была одним из крупнейших покупателей российского пропан-бутана (независимо от конкретного канала поставок). Если до 2014 года там потребляли порядка 850 тыс. т пропан-батана, то в 2020-2021 годах этот показатель превысил 2 млн т, что связано с падением благосостояния населения. Оно было вынуждено пересаживаться с бензина на альтернативное моторное топливо. Дошло до того, что Украина вошла в пять крупнейших стран-потребителей автогаза.
После того, как РЖД ввели свои ограничения, ускорилось падение цен на пропан бутан на СПбМТСБ. За сутки котировки сократились на 13%. Впрочем, падение цен началось за пару месяцев до настоящего момента, что привело к снижению цен на заправках. Писал об этом ранее.
Снижение было связано в первую очередь с сезонным снижением спроса на внутреннем рынке на фоне того, что "Газпром" справился с последствиями аварии на Заводе подготовки конденсата к транспорту в Новом Уренгое. Там производится порядка 10% российского пропан-бутана. После аварии биржевые цены взлетали до 49 тыс. рублей за тонну, а сейчас этот показатель составляет 16,2 тыс. рублей за тонну.
РЖД ввели ограничения на отгрузку в адрес всех станций на Украине, сообщает Интерфакс. Эта страна была одним из крупнейших покупателей российского пропан-бутана (независимо от конкретного канала поставок). Если до 2014 года там потребляли порядка 850 тыс. т пропан-батана, то в 2020-2021 годах этот показатель превысил 2 млн т, что связано с падением благосостояния населения. Оно было вынуждено пересаживаться с бензина на альтернативное моторное топливо. Дошло до того, что Украина вошла в пять крупнейших стран-потребителей автогаза.
После того, как РЖД ввели свои ограничения, ускорилось падение цен на пропан бутан на СПбМТСБ. За сутки котировки сократились на 13%. Впрочем, падение цен началось за пару месяцев до настоящего момента, что привело к снижению цен на заправках. Писал об этом ранее.
Снижение было связано в первую очередь с сезонным снижением спроса на внутреннем рынке на фоне того, что "Газпром" справился с последствиями аварии на Заводе подготовки конденсата к транспорту в Новом Уренгое. Там производится порядка 10% российского пропан-бутана. После аварии биржевые цены взлетали до 49 тыс. рублей за тонну, а сейчас этот показатель составляет 16,2 тыс. рублей за тонну.
"Газпром" продолжает прокачивать газ в Европу через Украину
На сегодня, 28 февраля, заявлено 105,8 млн куб. м. Это примерно соответствует обязательному объёму прокачки. Понимаю возмущающихся тому, что мы упускаем возможность заморозить Европу. Но.
Прокачка продолжается по простой причине: Россия подчёркивает свою прогнозируемость и надёжность как делового партнёра. Кроме того, демонстрируется, что действия России не задевают энергетическую инфраструктуру и все договорённости остаются в силе. В том числе и энергетические договорённости в отношении Украины. Таким образом наша страна решила не жечь все мосты и оставила нашим европейским партнёрам пути для отступления, по которым они могут отойти от текущей воинственной риторики. Отойдут ли — вот главный вопрос.
А газ (спот) на данный момент на площадках THE (Германия) и TTF (Нидерланды) стоит около 1200 долларов за 1 тыс. куб. м.
На сегодня, 28 февраля, заявлено 105,8 млн куб. м. Это примерно соответствует обязательному объёму прокачки. Понимаю возмущающихся тому, что мы упускаем возможность заморозить Европу. Но.
Прокачка продолжается по простой причине: Россия подчёркивает свою прогнозируемость и надёжность как делового партнёра. Кроме того, демонстрируется, что действия России не задевают энергетическую инфраструктуру и все договорённости остаются в силе. В том числе и энергетические договорённости в отношении Украины. Таким образом наша страна решила не жечь все мосты и оставила нашим европейским партнёрам пути для отступления, по которым они могут отойти от текущей воинственной риторики. Отойдут ли — вот главный вопрос.
А газ (спот) на данный момент на площадках THE (Германия) и TTF (Нидерланды) стоит около 1200 долларов за 1 тыс. куб. м.
image_2022-03-01_11-38-22.png
33.8 KB
"Газпром" забронировал на 1 марта 109,6 млн куб. м мощности ГТС Украины. Это полностью соответствует прописанным в контракте на транзит объёмам.
Принцип прост: европейцы больше запросили — им больше продали. Пока экономические мосты никто не рушит.
На картинке — цены на споте по итогам 28 февраля.
Принцип прост: европейцы больше запросили — им больше продали. Пока экономические мосты никто не рушит.
На картинке — цены на споте по итогам 28 февраля.
А как там Европа и её СПГ?
Суммарная мощность европейских терминалов для приёма сжиженного природного газа (СПГ) на конец 2020 года, по данным GIIGNL, составляла 253 млрд куб. м в год. Из этого объёма 36 млрд куб. м приходится на Турцию. Соответственно, совокупная мощность европейских СПГ-терминалов за исключением Турции составляет 217 млрд куб. м.
Кроме Турции, за пределами ЕС большими возможностями для импорта СПГ обладает Британия — 48,7 млрд куб. м.
Крупнейшими мощностями для приёма СПГ в Евросоюзе (и в регионе в целом) обладает Испания — 68 млрд куб. м (7 терминалов). На втором месте — Франция с 36 млрд куб. м (4 терминала). Стоит отметить отдельно Португалию с её 7,7 млрд куб. м. Она, как и Испания, не имеет возможности получать газ из России трубопроводным транспортом. Таким образом из 217 млрд куб. м мощности СПГ-терминалов в Европе 141,3 млрд куб. м относятся к тем странам, которые закупают газ у "Газпрома".
По итогам 2020 года страны Европы (за исключением Турции) закупили, по данным BP, около 100 млрд куб. м в виде СПГ. Из этого объёма Испания и Португалия закупили около 27 млрд куб. м. Соответственно, если исходить из уровня потребления СПГ (второго за историю наблюдений) в Европе, то свободные мощности у получающих газпромовский газ стран составляют порядка 70 млрд куб. м. Да, я позволил себе округлить.
Трубопроводные поставки из России составляют 170-200 млрд куб. м в год (с учётом Турции).
Суммарная мощность европейских терминалов для приёма сжиженного природного газа (СПГ) на конец 2020 года, по данным GIIGNL, составляла 253 млрд куб. м в год. Из этого объёма 36 млрд куб. м приходится на Турцию. Соответственно, совокупная мощность европейских СПГ-терминалов за исключением Турции составляет 217 млрд куб. м.
Кроме Турции, за пределами ЕС большими возможностями для импорта СПГ обладает Британия — 48,7 млрд куб. м.
Крупнейшими мощностями для приёма СПГ в Евросоюзе (и в регионе в целом) обладает Испания — 68 млрд куб. м (7 терминалов). На втором месте — Франция с 36 млрд куб. м (4 терминала). Стоит отметить отдельно Португалию с её 7,7 млрд куб. м. Она, как и Испания, не имеет возможности получать газ из России трубопроводным транспортом. Таким образом из 217 млрд куб. м мощности СПГ-терминалов в Европе 141,3 млрд куб. м относятся к тем странам, которые закупают газ у "Газпрома".
По итогам 2020 года страны Европы (за исключением Турции) закупили, по данным BP, около 100 млрд куб. м в виде СПГ. Из этого объёма Испания и Португалия закупили около 27 млрд куб. м. Соответственно, если исходить из уровня потребления СПГ (второго за историю наблюдений) в Европе, то свободные мощности у получающих газпромовский газ стран составляют порядка 70 млрд куб. м. Да, я позволил себе округлить.
Трубопроводные поставки из России составляют 170-200 млрд куб. м в год (с учётом Турции).
На всякий случай: речь идёт не об остановке транзита. Киев пытается предотвратить откачку из подземных хранилищ газа, принадлежащего нерезидентам.
Всего в ПХГ Украины к началу марта осталось около 10 млрд куб. м. Часть этого газа хранится в режиме таможенного склада, то есть по надлежит зарубежным компаниям. Теперь эти компании не могут свой газ отобрать и продать по текущим рекордным ценам.
Всего в ПХГ Украины к началу марта осталось около 10 млрд куб. м. Часть этого газа хранится в режиме таможенного склада, то есть по надлежит зарубежным компаниям. Теперь эти компании не могут свой газ отобрать и продать по текущим рекордным ценам.
Forwarded from Украина.ру
⚡️В «Укртрансгазе» заявили, что экспорт газа из Украины временно запрещен.
Также сегодня ассоциация операторов ГТС Европы сообщила, что по просьбе «Укртрансгаза» приостановила публикацию данных о заполненности ПХГ Украины.
Также сегодня ассоциация операторов ГТС Европы сообщила, что по просьбе «Укртрансгаза» приостановила публикацию данных о заполненности ПХГ Украины.
Forwarded from ИнфоТЭК
Край угля
Германия ускоряет отказ от угольной генерации и намеревается увеличить установленную мощность газовых электростанций. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов рассказывает о перспективах немецкой энергетики. Эксклюзивно для ИнфоТЭК.
https://telegra.ph/Kraj-uglya-03-03
Германия ускоряет отказ от угольной генерации и намеревается увеличить установленную мощность газовых электростанций. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов рассказывает о перспективах немецкой энергетики. Эксклюзивно для ИнфоТЭК.
https://telegra.ph/Kraj-uglya-03-03
Telegraph
Край угля
Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики. Эксклюзивно для ИнфоТЭК. В 2021 году Европа столкнулась с крупнейшим энергетическим кризисом за последние десятилетия. Однако на данный момент значимых выводов из сложившейся…
Перспективы американского запрета на импорт энергоносителей из России
В 2021 году США импортировали 3,09 млрд баррелей нефти и нефтепродуктов. Для сравнения: в 2019-м — 3,3 млрд баррелей, а в 2020-м — 2,88 млрд баррелей.
Крупнейший импортёр — Канада. В прошлом году она обеспечила примерно половину всех поставок — 1,59 млрд баррелей. Вторым по величине импортёром является Мексика (0,26 млрд баррелей). А третьим с минимальным отрывом — Россия (0,245 млрд баррелей). Из всей стран ОПЕК за тот же период было поставлено 0,32 млрд баррелей.
Если мы возьмём импорт нефти, то позиция России на американском рынке окажется значительно ниже — 5-6 место. Основная доля наших поставок — это нефтепродукты (около 0,173 млрд баррелей в 2021 году, то есть порядка 70% от совокупного объёма поставок). Мы поставляем в США мазут и дизельное топливо. Мазут используется для смешения с лёгкими и сверхлёгкими сортами нефти американского производства для дальнейшей поставки смеси на местные нефтеперерабатывающие заводы.
Сейчас американские политики предлагают ввести запрет на импорт российских энергоносителей. Главный вопрос, конечно же, рискнут ли они ввести такой запрет. А если рискнут, то будет ли там прописан запрет на импорт вообще или только на импорт нефти. Второй вариант представляется более разумным с точки зрения политики Соединённых Штатов, так как он позволяет проявить несгибаемую волю Вашингтона и в то же время практически не задеть интересы собственных производителей нефтепродуктов. Собственно, сейчас именно о запрете импорта нефти речь и идёт.
В 2021 году США импортировали 3,09 млрд баррелей нефти и нефтепродуктов. Для сравнения: в 2019-м — 3,3 млрд баррелей, а в 2020-м — 2,88 млрд баррелей.
Крупнейший импортёр — Канада. В прошлом году она обеспечила примерно половину всех поставок — 1,59 млрд баррелей. Вторым по величине импортёром является Мексика (0,26 млрд баррелей). А третьим с минимальным отрывом — Россия (0,245 млрд баррелей). Из всей стран ОПЕК за тот же период было поставлено 0,32 млрд баррелей.
Если мы возьмём импорт нефти, то позиция России на американском рынке окажется значительно ниже — 5-6 место. Основная доля наших поставок — это нефтепродукты (около 0,173 млрд баррелей в 2021 году, то есть порядка 70% от совокупного объёма поставок). Мы поставляем в США мазут и дизельное топливо. Мазут используется для смешения с лёгкими и сверхлёгкими сортами нефти американского производства для дальнейшей поставки смеси на местные нефтеперерабатывающие заводы.
Сейчас американские политики предлагают ввести запрет на импорт российских энергоносителей. Главный вопрос, конечно же, рискнут ли они ввести такой запрет. А если рискнут, то будет ли там прописан запрет на импорт вообще или только на импорт нефти. Второй вариант представляется более разумным с точки зрения политики Соединённых Штатов, так как он позволяет проявить несгибаемую волю Вашингтона и в то же время практически не задеть интересы собственных производителей нефтепродуктов. Собственно, сейчас именно о запрете импорта нефти речь и идёт.
О перспективах замещения российских поставок иранской нефтью. Возможно ли это после снятия санкций с Ирана? Теоретически да. Но есть один нюанс.
На этой картинке вы можете видеть потрясающее: в марте 2021 года США импортировали из Ирана 1 млн баррелей нефти. Как так, если действует запрет, на который плюёт только Китай? Всё очень просто. Соединённые Штаты захватывали иранские танкеры, а потом продавали украденную нефть, оформляя её как импорт. Они не бандиты, они благородные пираты.
Остаётся закономерный вопрос, как Иран относится к этой практике и готов ли он будет поставлять нефть в Штаты до выплаты соответствующих компенсаций за морское пиратство.
На этой картинке вы можете видеть потрясающее: в марте 2021 года США импортировали из Ирана 1 млн баррелей нефти. Как так, если действует запрет, на который плюёт только Китай? Всё очень просто. Соединённые Штаты захватывали иранские танкеры, а потом продавали украденную нефть, оформляя её как импорт. Они не бандиты, они благородные пираты.
Остаётся закономерный вопрос, как Иран относится к этой практике и готов ли он будет поставлять нефть в Штаты до выплаты соответствующих компенсаций за морское пиратство.
Что конкретно запретили импортировать США из Российской Федерации: нефть, нефтяное топливо, продукты нефтепереработки; сжиженный природный газ; уголь.
Сжиженный природный газ из России попадал в США как исключение. Штаты сегодня являются нетто-экспортёрами СПГ. Та же ситуация и с углем. А про объём импорта нефти и нефтепродуктов писал ранее здесь. Замечу только, что Штаты рубанули по максимуму, не решив вопрос с альтернативными поставщиками (пока они заместили только сырую нефть, что было относительно легко).
Можно ожидать дальнейшего повышения средних цен на моторное топливо в США — от 1 доллара за литр 95-го в конце февраля до 1,5 долларов и выше.
Дополнено: Обновились данные по средним мировым ценам на бензин. Если на 28 февраля в США 95-й стоил в среднем 1,044 доллара за литр, то на 7 марта этот показатель вырос до 1,178 доллара за литр.
Сжиженный природный газ из России попадал в США как исключение. Штаты сегодня являются нетто-экспортёрами СПГ. Та же ситуация и с углем. А про объём импорта нефти и нефтепродуктов писал ранее здесь. Замечу только, что Штаты рубанули по максимуму, не решив вопрос с альтернативными поставщиками (пока они заместили только сырую нефть, что было относительно легко).
Можно ожидать дальнейшего повышения средних цен на моторное топливо в США — от 1 доллара за литр 95-го в конце февраля до 1,5 долларов и выше.
Дополнено: Обновились данные по средним мировым ценам на бензин. Если на 28 февраля в США 95-й стоил в среднем 1,044 доллара за литр, то на 7 марта этот показатель вырос до 1,178 доллара за литр.
Мечты о дешёвых электромобилях разбились
Reuters опубликовали статью "Analysis: Ukraine invasion sets back Musk's dream for cheaper EVs, for now". Отбросим откровенно хайповый заголовок, собравшем комбо из Илона Маска и Украины, а также отбросим попытки увязать текущие проблемы электротранспорта с событиями на Украине. Заметим следующее: описываемые в статье проблемы начались в 2021 году, когда о новых санкциях против России речь не шла.
Металлы (особенно литий) начали дорожать на фоне мирового энергетического кризиса. К началу 2022 года литий подорожал на 560%. Он демонстрировал, пожалуй, наиболее впечатляющую динамику. Связана она была с простым фактом: производство не успевает за растущим спросом. Собственно, никто из уважаемых организаций вроде МЭА даже не пытался оценить соотношение физически возможного производства лития, планов по расширению этого производства и темпов роста спроса со стороны автопромышленности. Притом отсутствие подобного рода подсчётов не мешало рисовать крайне оптимистичные картины отказа от двигателей внутреннего сгорания, увеличения продаж электромобилей и грядущего паритета стоимости владения электротранспорта с традиционными автомобилями. Та же МЭА и BNEF прогнозировали дальнейшее падение цен на аккумуляторы, не заботясь подведением пол эти прогнозы необходимой материальной базы. Цены падали? Значит и будут падать. Аналитика, которую мы заслужили.
Основными производителями лития являются Австралия, Чили, Китай, Аргентина. Притом Австралия, по данным Геологической службы США, в прошлом году обеспечивает порядка 55% всех поставок, Чили — 26%, Китай — 14%, а Аргентина 6,2%. Где тут Россия или Украина? Их нет. Неужели текущий конфликт может помешать капиталовложениям Австралии? Или Китая?
Впрочем, Reuters не настаивают на такой взаимосвязи. Они только намекают. И в целом признают факт подорожания лития ещё в 2021 году. Впрочем, Россия и правда может оказывать влияние на рынок аккумуляторов. Например, через "Норникель", на который приходится около 20% мировых поставок высококачественного никеля, который используется в батареях электромобилей. Кроме того, Россия — крупный поставщик алюминия. Хотя в области алюминия доминирующим игроком является Китай — 57,4% мирового производства в 2021 году. Россия занимает лишь третью позицию (после Индии) с долей 5,44%.
LG Energy Solution, поставщик Tesla и General Motors Co, заявил, что сырье составляет 70% или 80% стоимости его батарей. Это интересные, хоть в целом и ожидаемые данные. Батареи начали дорожать и на ближайшее время у них не будет причин подешеветь. Производители электромобилей уже столкнулись с кризисом полупроводниковой продукции, аккумуляторы лишь усугубят и без того тяжёлую ситуацию. Кроме того, на фоне подорожавшего природного газа и нефти стоит ожидать дальнейшего роста цен на пластики. То есть цены на электромобили будут расти. Вполне возможно, что ценовой отрыв от традиционного автотранспорта (который тоже не станет дешеветь) увеличится. Часть наиболее дерзких электромобильных стартапов исчезнет.
Reuters опубликовали статью "Analysis: Ukraine invasion sets back Musk's dream for cheaper EVs, for now". Отбросим откровенно хайповый заголовок, собравшем комбо из Илона Маска и Украины, а также отбросим попытки увязать текущие проблемы электротранспорта с событиями на Украине. Заметим следующее: описываемые в статье проблемы начались в 2021 году, когда о новых санкциях против России речь не шла.
Металлы (особенно литий) начали дорожать на фоне мирового энергетического кризиса. К началу 2022 года литий подорожал на 560%. Он демонстрировал, пожалуй, наиболее впечатляющую динамику. Связана она была с простым фактом: производство не успевает за растущим спросом. Собственно, никто из уважаемых организаций вроде МЭА даже не пытался оценить соотношение физически возможного производства лития, планов по расширению этого производства и темпов роста спроса со стороны автопромышленности. Притом отсутствие подобного рода подсчётов не мешало рисовать крайне оптимистичные картины отказа от двигателей внутреннего сгорания, увеличения продаж электромобилей и грядущего паритета стоимости владения электротранспорта с традиционными автомобилями. Та же МЭА и BNEF прогнозировали дальнейшее падение цен на аккумуляторы, не заботясь подведением пол эти прогнозы необходимой материальной базы. Цены падали? Значит и будут падать. Аналитика, которую мы заслужили.
Основными производителями лития являются Австралия, Чили, Китай, Аргентина. Притом Австралия, по данным Геологической службы США, в прошлом году обеспечивает порядка 55% всех поставок, Чили — 26%, Китай — 14%, а Аргентина 6,2%. Где тут Россия или Украина? Их нет. Неужели текущий конфликт может помешать капиталовложениям Австралии? Или Китая?
Впрочем, Reuters не настаивают на такой взаимосвязи. Они только намекают. И в целом признают факт подорожания лития ещё в 2021 году. Впрочем, Россия и правда может оказывать влияние на рынок аккумуляторов. Например, через "Норникель", на который приходится около 20% мировых поставок высококачественного никеля, который используется в батареях электромобилей. Кроме того, Россия — крупный поставщик алюминия. Хотя в области алюминия доминирующим игроком является Китай — 57,4% мирового производства в 2021 году. Россия занимает лишь третью позицию (после Индии) с долей 5,44%.
LG Energy Solution, поставщик Tesla и General Motors Co, заявил, что сырье составляет 70% или 80% стоимости его батарей. Это интересные, хоть в целом и ожидаемые данные. Батареи начали дорожать и на ближайшее время у них не будет причин подешеветь. Производители электромобилей уже столкнулись с кризисом полупроводниковой продукции, аккумуляторы лишь усугубят и без того тяжёлую ситуацию. Кроме того, на фоне подорожавшего природного газа и нефти стоит ожидать дальнейшего роста цен на пластики. То есть цены на электромобили будут расти. Вполне возможно, что ценовой отрыв от традиционного автотранспорта (который тоже не станет дешеветь) увеличится. Часть наиболее дерзких электромобильных стартапов исчезнет.
