Дневник физика – Telegram
Дневник физика
3.96K subscribers
179 photos
30 videos
4 files
96 links
Download Telegram
Одна из самых главных задач, которые я закрываю как замдиректора или замдекана — это общение со студентами, которые находятся в кризисе. Если угодно, то в своем резюме я могу написать «практикующий психолог без диплома с 2016го года». Могу смело утверждать, что я готов написать, как минимум, кандидатскую диссертацию по кухонной психологии, и успешно защитить его. В чем в чем я настоящий гуру, так это именно в ней. Только дайте тему и дальше я вам прочитаю лекцию на четыре академических часа.

Я очень много могу рассказать про такие разговоры. Даже очень много. Нет, не про то, что именно мне рассказывают студенты. Это навсегда остается только между нами. От и до. Я даже жене не рассказываю, что мне доверяют ребята. Речь про те мысли, которые вызывают у меня эти разговоры. Их всегда очень и очень много. Я даже отчасти Дневник завел именно поэтому. После каждого такого разговора я часто долго рефлексировал и ко мне приходили мысли, которые не были чем-то сложным и небанальным, но все равно были бы полезны большому количеству людей. Грубо говоря тот совет, который я давал студенту или студентке многие могли бы примерить на себя и понять подойдет ли он им.

Но сейчас речь пойдет не про студентов, не про Физтех (пока еще) и не про ЛФИ (надеюсь, что и это временно).

После теортура моя личка взорвалась. Мне писали ребята от МО до Владивостока. И да, я их понимаю. На мой взгляд теортур был перегружен. Как минимум в 10 и 11 классах. Вывод основан на беглом просмотре условий, для более корректной оценки мне надо его самому прорешать и после этого я напишу, что я о нем думаю. Но эмоции ребят мне понятны уже сейчас чуть больше, чем полностью.

И на этот счет у меня есть три простых мысли.
👍4023🙏4
Первая мысль, из разряда той самой кухонной психологии. Я ее говорю всем студентам ЛФИ. Никогда не надо смотреть на то, как хорош тот или иной человек. Если с кем и надо сравнивать себя, то только с собой вчерашним. Остальное не имеет значения, и это пустая трата сил. Если ты за сегодня стал чуть лучше, узнал что-то новое, помог кому-то, разобрался с чем-то, решил какие-то проблемы и вопросы, то все. Ты уже молодец. Плюс тебе в карму, галочка, пятерка в дневнике. Что угодно. Можно спокойно отходить ко сну и двигаться дальше А сколько таких галочек заработал твой сосед по общаге, интернату или коллега по работе это вообще не имеет значения. Окей? Если с этим разобрались, то двигаемся дальше.

Вторая мысль. Многие прямо одержимы Всеросом. И почему-то думают, что преподаватели и их сверстники будут их оценивать только этими категориями. Ребята, нет. Это вообще не так работает. Может ваши сверстники думают именно так, но точно не преподаватели и взрослые люди. Взять Всерос — это действительно почетно и классно. Но если твои достижения им ограничиваются, то это, как минимум, нелепо. То же самое с любым другим достижением. Нет смысла как ты был хорош десять лет назад. Важно только то, какой ты прямо сейчас. У меня есть просто потрясающее сравнение на этот счет, но оно явно не для Дневника. Иносказательно. Можете сколько угодно рассказывать своей швее о том, как вы были хороши в вопросе шитья, но это не имеет значения, если сейчас вы не можете продеть нитку в иголку. От слова совсем.

Позволю себе еще один пример. Очень поучительный и очень обезличенный. Пару лет назад у меня был ученик из ФТЛ, который не прошел на Всерос ни в 10м, ни в 11м классе, но который был реально хорош. Прям прекрасен. И я помню свой диалог с Иоголевичем Иваном Александровичем, одним из лучших преподавателей по физике в России, про него. Звучал он примерно так:

- Франтишек не прошел на финал. Видимо придется поступать по перечневым.
- Да, это обидно, но что делать.
- Что-то мне подсказывает, что с олимпиадой Физтех у него проблем не будет. Он точно его заберет и поступит.
-Да, наверняка так и будет. Я уверен, что он будет просто потрясающим студентом. Думаю, что даже идеальным.
- Согласен полностью.

Как видите, ни я, ни Иван Александрович не оценивали человека по тому Всерос он или нет. Мы лишь обсуждали как он окажется в ЛФИ вообще, и на Физтехе в частности. И были в нем уверены на 200%. В итоге он поступил, отлично учится, работает в Отделении и это тот человек, на которого рассчитываю не только я, но и многие другие преподаватели. Он большой молодец и хуже от того, что у него нет диплома конкретной олимпиады он не стал. Даже наоборот, в этом есть что-то особенное. Я постоянно вижу как у него спрашивают его мнение по вопросам учебы или каким-то другим моментам фопфы, которые брали финал. И им в этот и любой другой момент его школьные достижения не важны.

Время всегда расставляет все по своим местам. Главное работать.

И наконец третья мысль. Все, что вы сейчас испытываете это про эмоции от конкретной ситуации. Не более того. И это прекрасно и хорошо, но важно помнить, что в этом нет ни логики, ни смысла. Только эмоции. И это замечательно. Вам важен конкретный старт, вы в него вложили многое и многое ожидали. Не все получилось, но вы старались. Я не хочу обесценивать ваши усилия, вы реально работали на конкретный результат. Кто-то больше, кто-то меньше. Но вы старались в том возрасте, где я вообще только футбольный мяч пинал. Но все равно, все это только эмоции.

Если вы включите голову и подумаете, то поймете, что это были лишь выходные с конкретным комплектом задач, который делали такие же люди, как и вы.

И делать из этого далекоидущие выводы — это неправильно.

В конце концов олимпиадная физика — это именно физика. И повод поговорить про нее через занимательные ребусы, в скорости и навыке разгадывании которых вы соревнуетесь. Не более того.

Я желаю вам содержательной и корректной апелляции и не останавливаться на достигнутом.

Тот факт, что вы уже находитесь в этой точке очень и очень ценен. И не важно сколько у вас баллов. Один или под сотню.
120❤‍🔥16👍10🔥5🤯1
Про Настоящий детектив

Мой любимый сериал — это Настоящий детектив Первый Сезон. Мой любимый персонаж из сериалов — это Раст из Настоящего детектива Первого Сезона. Мой любимый сценарист для сериала — это Ник Пиццолато образца Первого Сезона Настоящего детектива.

Моментов, которые мне категорически нравятся и импонируют в этом сериале очень и очень много. Я вообще считаю, что это то произведение искусства, которое должны посмотреть вообще все. Это одно из самый контрастных произведений, что я когда-либо видел. Я не понимаю, как в одном и том же хронометраже может быть такая большая концентрация поп и контр-культуры. Как в нем сочетается истинно маскулинное и бесконечно сомневающееся. Четкие ценности и размытые сиюминутные потребности. Защитник-воин и защитник-шаман, который недалеко уходит от маньяка. А абстрактные рассуждения детективов, которые едут в автомобиле можно и нужно разбирать на те самые цитаты для кухонной психологии, о которой я говорил в предыдущем посте.

Я люблю четкие и хлесткие цитаты сценаристов. В Трудетектив больше всего мне запомнилось из сериала две фраза. Первая — это финальная мысль Раста, наверное единственная позитивная его мысль за весь сериал, которая является главным панчлайном всего сериала. Поэтому я не буду ее спойлерить. Если не смотрели, то посмотрите. Если смотрели, то пересмотрите, хотя бы ее. А лучше весь сериал. Это стоит того.

Потому, что сериал — это просто пушка.

Вторая мысль мне постоянно вспоминается, когда я говорю со студентами, которые или находятся на грани академа, или уже эту грань перешли. Раст ее сказал жене своего напарника и звучала она примерно так: "Когда люди дают мне советы, они говорят сами с собой".

Вот эту мысль я перефразировал для себя в простое и одно из главных правил, которое я несу в себе уже не первый год.

«Когда мне говорят, что у них все плохо и мне надо дать людям совет, то я его обязательно дам. И будет чертовски правильно послушать его самому. Потому, что я даю его самому себе».

На этой мысли я ловил себя очень и очень много раз. Стандартная для меня ситуация – ко мне пришел студент или студентка со своей жизненной проблемой или за советом. Мы говорим от десяти до тридцати минут, и я даю какие-то свои рекомендации. Проходит рабочий день, поздним вечером я сажусь в машину, завожу мотор, включаю музыку, прокручиваю вместе с мотором события прошедшего дня, выключаю музыку, смотрю в одну точку и думаю примерно такую мысль: «Ты дал офигенный совет. Он прям хорош и попал в точку. Так какого черта ты сам ему не следуешь в твоей ситуации???».

Проблемы есть у всех. У меня, у вас, у вашего соседа по парте, комнате, квартире. Тот факт, что вы о них или не знаете вообще, или знаете слишком много не отменяет этого утверждения. И часто выход из ситуации это тот совет, который вы дали пять минут назад.

Я знаю это четко и твердо. Настолько, что я пошел дальше. Я стал, как в футболе, играть на опережение. Теперь я даю те советы, которые несколько дней назад я давал сам себе.

Приведу пример. Несколько дней общался с одним из старшекуров про академ. Это был просто потрясающий парень. Мне он чертовски понравился. Из него точно выйдет толк. Он прям очень и очень хорош. И единственный совет, который я ему дал, прежде, чем дать академический отпуск это быть благодарным всему, что с ним случилось.

Он очень удивленно посмотрел на меня в этот момент.

А я лишь повторил: «Да, брат, все, что с тобой происходит сейчас это больно и тяжело лишь локально. Пройдет десять лет и ты будешь этому благодарен. И ты не представляешь, насколько сильно. Это только так и работает. Запомни мои слова. Хочешь это отпустить — будь благодарен. По-другому это не работает.».

Чего и вам желаю. У любого из вас есть свои локальные проблемы. Возможно даже эти локальные проблемы носят глобальный характер.

Но выход всегда один. Сказать за это спасибо.

Как бы странно и порой жутко это не звучало.
👏3620👍8❤‍🔥3😢1🤩1
Про один странный эфир на радио

Сегодня снова выступал на Маяке. За 20 минут надо было рассказать про сверхпроводимость. Мне не очень понравилось, как все прошло. Я не успел подготовиться к передаче, плюс в середине программы был какой-то технический сбой, и мы перезапускались в прямом эфире, что сбило изложение. Хотя редактор программы сказала, что все было хорошо. Что ж, ей виднее.

Это было второе выступление за неделю. Первое прилетело в понедельник и выглядело примерно так: «нет времени объяснять, завтра прямо жизненно необходимо поговорить с вами про терагерцы, вы сможете тогда-то и тогда-то?». Само собой, я не мог. В это время уже давно и прочно стояла проверка работ теортура региона по физике. Но усреднив свой многолетний опыт работы в жюри, я пришел к выводу, что она начнется минимум на 45 минут позже (на деле оказалось, что она задержалась на час), поэтому я ответил, что полностью свободен, но только дистанционно и буду в университете. Редактора это устроило. А зря.

Первой проблемой было то, что я про терагерцы не то, чтобы много знаю, но для эфира этого должно было быть достаточно. Я решил опираться на общую физическую эрудицию и то, что я успел просмотреть по диагонали за завтраком следующего дня.

Другой же проблемой было место, из которого можно было бы нормально провести эфир. Вариант в коридоре или в аудитории, где идет проверка не подходил от слова совсем. Своего кабинета на Физтехе у меня нет, кабинета из которого я мог бы кого-нибудь выгнать тоже. Ситуация усугублялась тем, что я не особо собирался этим заниматься заранее. Хотя бы потому, что заранее прошло уже очень и очень давно. Поэтому за десять минут до старта эфира я стал искать подходящую аудиторию в Главном корпусе МФТИ. Поднявшись на третий этаж, я сразу понял, что лабораторный практикум моей родной кафедры Общей физики подошел бы идеально. Там полно свободных аудиторий, которые сейчас законсервированы или консервируются до осеннего семестра. Плюс они обладают нулевой акустикой. Все, что нужно это открыть их и все. Что может быть проще?

Я подошел к первой лаборантке:
- Так и так, можно мне открыть аудиторию на 20 минут, эфир для радио проведу.
- Ой, это сложно, мы в них сейчас работаем, готовим все к семестру.
- Нет, мне не нужны те, которые по оптике, я не хочу проделывать лабораторную. Я хочу провести эфир для радио. Можете открыть мне те аудитории, которые были для осеннего семестра?

После этого предложения я понял, что диалог у нас не получается. Лаборантка напрягалась все больше и больше, и в конце сказала универсальную фразу, которая с русского на русский переводится как «чур меня»:
- Это все к Татьяне Федоровне, она должна быть в 322 аудитории.

Дернув ручку 322 аудитории я понял, что она заперта. Если Татьяна Федоровна и была там, то явно никого не хотела видеть.

Я решил повторить попытку, но уже с лабами первого курса. Там все закончилось аналогично. Даже еще хуже:
- …
- Ой, нет, это к Ларисе.
- А где она?
- Не знаю.

Сделав вывод, что видимо Лариса и Татьяна Федоровна точно мне не помогут, я посмотрел на часы и понял, что до эфира оставалось минут 5-10. Поднявшись на этаж выше я решил поискать свободные семинарские аудитории. На удивление мне это удалось сделать достаточно быстро. Я расположился в ней, открыл ноутбук, завел интернет через телефон и стал ждать звонка с радио. И надеяться, что просто капитальное эхо аудитории не будет слышно по телефону.

Через две минуты я уже разговаривал со звукорежиссером. И первое, что он спросил меня это не в пустой ли я комнате. Эхо и правда было просто чудовищное и это было слышно даже по телефону. Я сказал, что все именно так, а он мне на это ответил, что с этим надо что-то сделать, потому что так провести эфир невозможно. Времени у меня было минуты две не больше. Я посмотрел в окно. Еще была только середина дня, но уже по-зимнему темнело. Самолет, шедший на посадку в Шереметьево, оставлял за собой белый шлейф на сером и грузном небе. Прохладно и скользко. Это единственные два слова, которые крутились у меня в голове. Сейчас бы на море, а не вот это вот все.
41👍11🔥9❤‍🔥3
Я открыл окно, поставить ноутбук на карниз, а сам высунул голову на улицу и громко предложил звукачу сделать повторную проверку.

- О, это прям в миллион раз лучше!
- Точно?
- Да-да, это прям хорошо.

Я по-прежнему слышал эхо в аудитории, поэтому я не поверил, что звук отличный, но был уверен, что до этого он был просто ужасным. Оценить это вы можете сами вот здесь.

Эфир начался, и я двадцать минут громко рассказывал на улицу все, что я знаю про террагерцы, а те немногие студенты, которые проходили мимо по студгородку с интересом смотрели на торчащую с четвертого этажа голову, которая что-то увлеченно рассказывает про бетон, электромагнитные волны и реставрацию картин.


Такие дела.
❤‍🔥94👍23🔥1351🌭1🤗1
Про то как мы с Киреевым решения покупали

Сегодня на вебинаре вспомнил случай и прям до слез.

Шел 2017 год. На апрельской смене в Сириусе Замятнин познакомил меня с Сашей Киреевым и поставил вести занятия с ним в паре. Александр Анатольевич у одной группы, я у другой. На следующей теме мы менялись группами и так далее. Цель МЮ сформулировал предельно просто: "вот программа, мне надо чтобы вы пели в одну дуду", поэтому мы очень много общались по задачам и обсуждали разные методические идеи. Тогда же мы сдружились, и я позвал Сашу поработать на летнюю смену на Физтехе, а он с радостью согласился.

Прошло 2-3 месяца и мы встретились уже на кампусе МФТИ, провели смену и в конце надо было сделать прогоночную олимпиаду. В то время такие олимпиады уже частично состояли из оригинальных задач, но в них легко можно было встретить и просто редкие задачи. И одну из таких задач как раз предложил Александр Анатольевич. Когда я ее увидел, то у нас состоялся такой диалог:

— Только до ответа давай ты ее доводить будешь, я не хочу в эту арифметику.
— Да я сейчас ее в интернете найду.

Через минут 5 мы смотрели на сайт физматбанка, который предлагал нам купить решение за 10 рублей. В это сложно поверить, но идея купить решение и посмотреть, что же из этого выйдет принадлежала не мне. Саша перевел червонец. Если мне не изменяет память, то это было сделано, страшно подумать, чуть ли не через Qiwi кошелек. Через какое-то время мы получили решение и с интересом стали его изучать. Первая строчка, вторая, третья...

— мда...
— ...
— ...
— Ты видишь тоже, что и я?
— да... очень жаль десятку.

В четвертой строчке была принципиальная ошибка при переходе в НЕИСО. Почему-то нас это очень рассмешило. Хотя казалось бы были заплачены кровные десять рублей за абсолютно неверное решение. К достоинству Александра Анатольевича, все, что он на это сказал было примерно следующее: "Вот же, физматбанк..." — Саша оборвался на полуслове, заулыбался и показал на фамилию человека, который был указан внизу решения как его автор: "а главная ирония в том, что автор решения мой выпускник такого-то года...".

Такие дела.
👍86😁2510🤡8🌚5❤‍🔥3🤣3🏆3🍌1
Про то, как Вышка вынесла Макса Еськина

«А вы на Физтехе вообще не умеете в рекламу и маркетинг» - сказала мне выпускница МГУ (здесь и далее Астрид) в 2017м году в Якутске на Азиатской олимпиаде. Я улыбнулся и утвердительно кивнул. Да, мы в это вообще не умеем. От слова совсем.

Я вот недавно узнал, что мы вуз «с самым лучшим качеством приема по рейтингу этого года, который составляет Институтом образования НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки России». Вы даже не представляете себе как много слоев иронии в этом моменте.

Первый слой состоит в том, что я уже больше половины жизни на Физтехе, и не первый год в администрации и активно занимаюсь приемом, но про этот рейтинг до этого даже не слышал. Мы там до этого что, не были первыми? Если так, то это очень странный рейтинг. Да, это звучит с максимальным снобизмом, но набор — это то, чем Физтех может и должен гордиться. И если рейтинг так до этого не думал, то я бы просто ему посочувствовал.

Второй слой иронии в том, что нам абсолютно по делу внешние люди говорят, что у нас просто все очень плохо с маркетингом и рекламой. Собственно разговор с Астрид был в контексте того, что в Вышке в тот год открылся физфак (вот тут я не уверен, может он уже и не первый год был открыт). И поинт Астрид был в том, что нам скоро наступит конец. Я даже не утрирую. Диалог был примерно таким:

- ВШЭ умеет в рекламу и маркетинг. Они все очень красиво подадут и заберут ваших преподавателей и абитуриентов. Это вопрос буквально пары лет. Матфак же так сделал с мехматом? Вот и физфак сделает также. Два года и вас вынесут.

И да, я лишь улыбнулся, и сказал, что «Без проблем. Мы готовы.» И это не была самоуверенность и бравада. Во-первых, мы и правда много работаем, а это всегда дает результат. Во-вторых, я только за то, чтобы было как можно больше классных мест, где можно учить физику. Ну и в-третьих, это были слова человека, который не знает, что такое МФТИ. Причины со следствием не бились от слова совсем. И тот факт, что на календаре уже 2023 год это лишний раз подтверждает.

Также, как и тот факт, что мы ужасны в рекламе и нам надо в этом прибавлять. Мне недавно второкурсник так и сказал, что он про Физтех узнал в 11м классе, а про ЛФИ и ФОПФ уже когда стал совсем плотно выбирать куда идти.

Чего уж там. У нас все так плохо с рекламой, что про Кубок ЛФИ и наши задачи люди, составляющие олимпиаду "Высшая проба", узнают с опозданием. Хотя может все еще хуже и про него даже и не знают, что дает кому-то возможность над ними жестко прикалываться. Мне вчера скинули условие Высшей пробы за 2022 год. Посмотреть задачу номер 4 можно тут. А вот — наш бедный Чеба-Вуду, который давно мемамезирован, с которым есть стикерпак и который красуется на толстовках студентов ЛФИ с 2021го. Он, видимо, весь 2022й год икал, а мы и не знали об этом. Что, наверное, говорит о том, что даже у Вышки есть проблемы с рекламой. Я вот целый год узнавал о таком казусе.

Да не бомбит у меня!!!

И может показаться, что с этой новости у меня пригорело. Но нет, у меня почему-то никаких эмоций по этому поводу нет. Разве, что немного веселит. Примерно такие же эмоции были у команды Отделения физики. Когда я вкинул в чат ОФ эту задачу, то эмоции можно было описать как смесь смеха сквозь слезы и удивления. Я как раз в этот момент вспомнил, что нас уже 4 года как "должны были вынести". На что мне резонно заметили, что: «это от создателей, что скоро рубль ничего не будет стоить». А Макс Еськин честно признался, что пророчество выполнено, ведь его с этой новости как раз и вынесло. Работает получается, пусть и с опозданием.

Но Бог с ними с олимпиадами. Меня больше волнует другой вопрос. Как так получается, что университет, который в разы хуже в маркетинге и рекламе, так уверенно лидирует среди физико-технических университетов? Задумывались ли вы об этом?
60👍11🔥4😁3❤‍🔥2🤬1🤡1
И беглые рассуждения привели меня к таком ответу. Мысль очень простая. Но я уже вывалился за пределы одного (а то и двух) сообщений, поэтому дам максимально развернутый ответ, который потом сформулирую очень и очень кратко.

Есть поп-культура, а есть контр-культура. И да, про первую вы узнаете и услышите в разы больше в СМИ, но за вторую ее фанаты будут готовы идти хоть на край света. И вот Физтех в этом плане как раз про второе. Да, отцами-основателями он вряд ли так задумывался. МФТИ должен был решать вполне себе конкретные задачи. Но, как это всегда и бывает, задумывалось одно, а вот люди, которые в нем в итоге учатся и учились сделали его таким какой он есть. Настоящим представителем контр-культуры. И потому это максимально честное место и ему даже в каком-то смысле противопоказана такая реклама, которую используют другие вузы. Она нам нужна, но готовые лекала и решения здесь не подойдут. Помню, когда мой брат приезжал на Физтех через много лет после поступления, то ему даже было как-то неудобно и некомфортно от того, что его отремонтировали и сделали красивым. «Старые обшарпанные двери и линолеум были более трушными, брат» -- сказал он мне. И я не могу сказать, что он был не прав. Хотя и сейчас очень хорошо.

Но для внешнего человека это сложно понять. Ведь идеи маркетинга и продаж гораздо проще, чем идеи контр-культуры. И вся эта реклама никогда не будет касаться той тысячи молодых людей, которые выбирают не по обертке. И особенно точно не будет касаться тех двух сотен, поступающих на ЛФИ, которые будут выбирать еще и по какой-то абсолютно иррациональной любви. И тут какой маркетинг не противопоставь, перебить это не получится.

И если для вас это не очевидно, то просто приезжайте в Долгопрудный и посмотрите на Физтех и на физтехов. Более настоящее и честное место найти очень и очень сложно.

Я выбрал его именно так, не посмотрев ни одного другого буклета.
73❤‍🔥16👍11🔥9
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
❤‍🔥3613🤩5👍2🔥2🌚1
Про то как Ван Гог с Дираком вместе картину писали

«Как вы можете объяснить ребятам с ФПМИ зачем им изучать физику?»

Год или два назад такой вопрос мне задали ребята в одном из подкастов, куда позвали.

Запись можете послушать здесь, ребята замечательные, думаю, что у них было много очень хороших и интересных бесед с самыми разными людьми.

Ответить на этот вопрос мне было легко, т.к. свое мнение по нему я уже очень и очень давно отрефлексировал. Правда для себя я его формулировал чуть иначе: «Кто ты, когда обучаешь кого-то физике? И зачем ребятам, которые далеко не факт что пойдут в науку, ее изучать?». Предлагаю сначала разобраться с вопросом «Кто?», а потом с вопросом «Зачем?».

Когда и при каких обстоятельствах я себе стал задавать первый вопрос я не помню, но думаю, что примерно тогда, когда сталкивался со сравнениями, что мол ты обучаешь физике, но в эти моменты ты не ученый, а ретранслятор чужих мыслей и идей. Про это можно подискутировать, но сейчас речь не об этом.

Не знаю я, как у других людей, но когда я рассказываю про физику или обучаю ей, то у меня есть абсолютно точные слова, которые описывают мое внутреннее состояние. Когда мне надо быстро и емко объяснить, что такое преподавание физики, то я использую слово «экскурсовод». Если у меня чуть больше времени, то я использую более точное — «проводник». Именно такие ощущения у меня возникают, когда я рассказываю про то или иное явление. «Посмотрите направо, здесь Максвелл выводит свое распределение на экзамене в аспирантуру, т.к. взял задачу из списка, который ему предложил Стокс. В этом списке были задачи, как уже решенные, так и те, которые решения на тот момент не имели. Стокс считал, что это очень важно, чтобы аспиранты знали какие задачи уже известны, а какие нет, поэтому предлагал выбрать аспиранту задачу самому. Каково же было его удивление, когда молодой человек прямо на экзамене решил задачу, над которой бились все видные умы того поколения физиков. Посмотрите налево. Здесь вы можете видеть, как Поль Адриен Морис Дирак подгоняет коэффициенты в своем легендарном уравнении, которое объяснило вообще все. Например…» И далее по тексту. Но так я себя чувствую редко и обычно, когда вещаю в стиле научпопа или в тех случаях, когда слушатель точно не будет работать в науке или преподавании.

Несколько иначе обстоит дело тогда, когда я работаю со школьниками или студентами ЛФИ. Тут я действительно чувствую себя именно проводником. Моя задача сделать так, чтобы люди дошли из точки А в точку В. И сделать это нужно с правильным балансом. На одной чаше весов стоит их комфорт. Должно быть радостно, приятно, по доброму и с кайфом. На другой — это необходимо сделать так, чтобы у них были нужные нагрузки, чтобы они услышали правильные советы, готовые универсальные решения и подходы, элементы мировоззрения на науку как целое. Ведь после того, как я доведу их до пункта назначения, то окажется, что это порт, где пришвартованы самые разные корабли, которые уйдут в свое путешествие по бескрайнему морю, где ребят ждет всякое. От провалов до эйфории. И нужно их не только провести по пути из А в В, но и подготовить к тому, что будет после.
46❤‍🔥11🔥6👍5
Вернемся теперь к вопросу «Зачем?».

Думаю, что если ты планируешь отправиться в плавание из порта В, то ты уже знаешь ответ на этот вопрос. Это необходимый этап в подготовке, который надо пройти.

Что делать с тем, когда ты планируешь пойти по суше вдоль линии берега? Или вообще остаться в пункте В? Ведь есть большое искушение в том, чтобы сказать: «Мне это не нужно, это отнимает слишком много времени». Мне есть, что сказать на это.

И в этом случае лучше вернуться к сравнению с экскурсоводом. Физика – это искусство. Его очень просто сравнить с живописью. Представьте себе очень и очень большое полотно. Гораздо больше тех, которые украшают стены в галереях. В разы, на порядки больше «Боярыни Морозовой», «Явления Христа народу» или «Ночного дозора».

И представьте себе большие группы людей, каждые из которых пишут его. В этом полотне есть очень много того, что было сделано другими поколениями. Тут можно видеть шедевр в стиле «Звездной ночи» Ван Гога от все того же Поля Дирака, там классический, в стиле Леонардо Да Винчи или Микеланджело, Исаак Ньютон, а тут очень и очень необычный и психоделический Тесла в стиле Франциско Гойя. Но полотно не закончено. В нем уже сейчас присутствуют большие незаполненные сюжетные дыры, белые пятна, а местами даже отсутствует холст. И есть ощущение, что мы даже не знаем где и когда эта картина закончится. И вот здесь одна группа описывает графен и его уникальные свойства, тут представители классики, занимаются динамическим хаосом, там экспериментаторы в ЦЕРНе набирают данные, а теоретики натягивают новый и новый элемент холста, чтобы здесь же его расписать.

А здесь стоим мы с вами. Я, как экскурсовод, который рассказывает про эту картину, и вы — слушатели, которые могут это понять и оценить всю красоту происходящего. Хотя я уверен, что могут это если не все, то очень и очень многие. Но от вас это потребует на порядок меньше усилий. У вас есть к этому талант. А талант это не только и не столько про открывающиеся возможности и те блага, которые от него можно заполучить. Талант это про ответственность и бесконечную рефлексию. Иначе это может просто плохо закончиться. И будет просто преступлением к своему культурному коду, если у тебя были возможности посмотреть на эту красоту, а ты ими пренебрег. Ведь потом ты уже это сделать не сможешь. Реальность такова, что билет в этот музей у тебя, в среднем, есть только здесь и сейчас. И второй возможности уже скорее всего не будет. Когда ты выйдешь из музея, то людской поток и бытовой круговорот тебя увлекут за собой раз и навсегда. А тот музей, где было все то, что ты мог посмотреть, понять и прочувствовать уже где-то вдалеке. А ты или успел зацепить хотя бы долю того прекрасного, что создали сотни людей, или пренебрег этим из-за суеты, отрицания или приступа юношеской гордыни.

И, очевидно, это был не самый лучший выбор при ответе на вопрос: «Зачем?». Ведь совсем рядом был гораздо более лаконичный и правильный ответ: «Просто потому, что это красиво».
❤‍🔥5720🔥8👍6🤔3🌭1
Когда-нибудь я заведу канал, куда буду выкладывать тексты, которые я писал несколько часов, но так и не выложил.

Назову "Черновики Дневника Физика". Допускаю, что там будет еще больше подписчиков, чем здесь.

Гребаный перфекционизм.
👍72🔥1710🤔8❤‍🔥5😢5😁32
Про отношение к переходам между школами

В декабре Аня Корнева возила одну из Сборных России на олимпиаду в Баку. Когда олимпиада закончилась, медали поделили и сборные всех стран разъезжались по домам, то я написал Саше Есениной, чтобы в группе Отделения физики рассказали про олимпиаду и успехи ребят всем сочувствующим. Здесь важно отметить, что все посты в группе мне всегда высылают прежде, чем их опубликовать. Какие-то я смотрю по диагонали, какие-то смотрю внимательно, но обычно просматриваю все публикации. На этот раз такой возможности не было, т.к. новость горячая, ее надо публиковать быстро, а сам я в этот момент был где-то над Атлантическим океаном. И когда я приземлился в Стамбуле и разобрался как выходить в этом замечательном аэропорте в их вайфайначас, то увидел классный пост и резонный комментарий замечательной Мартемьяновой Татьяны Юрьевны (ее книги можно найти здесь), в котором было сказано, что надо бы добавить школы в которых учатся дети. Лайкнул пост, лайкнул комментарий, написал Саше, чтобы добавили и пошел в дьютифри за подарками по своим делам.

Позже мы еще раз обсудили этот момент и договорились, что мы теперь всегда будем указывать школы, когда делаем такие информационные посты. Да, мы не совсем официальный канал МФТИ, но к Физтеху отношение имеем непосредственное и из уважения к коллегам это делать необходимо.

Прошло несколько месяцев и стал известен состав Сборной России на Азиатской олимпиаде по физике. В него вошли шестеро детей, которые сейчас учатся в ФТЛ им. Капицы, Егор Потапов из Саранска и Слава Бобков из Москвы. Увидев пост в группе Сборной России, я написал Саше, чтобы мы рассказали нашим подписчикам о такой новости. Пост сделали, про ребят рассказали, школы указали, все классно.

А потом я узнал две новости.

Первая новость была из разряда шокирующих. Оказалось, что есть мнение будто ФТЛ — это Москва. Для меня, как человека, который родился в Долгопрудном это просто вопиюще. Настолько, что я считаю, что это недоразумение можно просто проигнорировать.

А вторая новость была сложнее и вот про нее я и хотел бы поговорить.

Из комментариев к посту я узнал, что один из детей сменил этой осенью школу одного региона на ФТЛ. И поэтому есть люди, которые новостям, где указаны текущие школы детей, очень и очень не рады.

Отсюда можно сделать два вывода.

Вывод первый. Далеко не все физики в ФТЛ вообще задаются вопросом, из какой школы или региона поступили в лицей дети, готовятся они ко Всеросу, Межнару или перчням. В конце-концов, наше дело учить тех, кто здесь и сейчас находится в аудитории и сделать так, чтобы ребята смогли поступить в тот Московский физико-технический институт, в который им захочется.

Например, я написал одному из тех физиков, который непосредственно стоит у станка, т.е. ведет уроки в школе, держит на себе основной удар педнагрузки, а не как я два раза в неделю приходит вести кружки. И наш диалог меня чертовски порадовал.

- Правильно ли я понимаю, что мы обидели преподавателей из Кирова?
- Не знаю, я не силен в географии.

И здесь нет ни капли пренебрежения к регионам. Просто этот физик уже даже голову поднять не успевает от постоянных занятий и работы, чтобы следить за тем, откуда пришли школьники, которых он учит.

Вывод второй. Я так и не понял как делать новости со сборниками. Сделаешь пост, где не укажешь школы — обидятся те учебные заведения, где ребенок обучается прямо сейчас. Сделаешь публикацию где укажешь, то к тебе придут в комментарии все учителя этого города и будут справедливо и по делу высказываться в твоем паблике, что про них уже забыли.

Это что же получается, мне чтобы рассказать о том, каких успехов добились конкретные ребята, конкретные олимпиадники, вот эти замечательные спортсмены, нужно проследить всю их родословную из школ? Потому что за предыдущей школой появится первый физик, который его учил, потом первый преподаватель математики, а там и до детского сада номер 4 недалеко. И получается, что у нас уже не олимпиадник, а породистая собака про которую надо знать все вплоть до девятого колена. А это уже откровенно ненормально.
57❤‍🔥8👍5🌚2🌭2
Но все равно остается вопрос в том, какие школы надо указывать? И надо ли вообще? Где та граница, которая является разумной?

И для меня ответ на этот вопрос достаточно понятен. Надо или не указывать школы совсем, или указывать последнюю.

Если мы вернемся к предыдущей моей заметке на 15 листов, то станет ясно как я воспринимаю преподавание физики в школе и университете. И если ты проводник у школьника в этом непростом Пути, то тогда можно радоваться уже тому, что ты ему когда-то помог и сделал какой-то свой вклад в него и его мышление. И пускай ты прямо сейчас не ведешь его за руку или не идешь с ним рядом, но твой вклад есть, он неоспорим и очевиден. Ребенок точно будет благодарен, даже если этого не скажет вслух.

В конце-концов мы должны учить физике, а не растить "специалистов в области олимпиад".

Что касается переходов между тренерами и школами, то лично мое мнение, что это абсолютно нормальное действие. Как я и сказал, в конце-концов писать олимпиаду именно детям и это их титанические усилия стоят на кону. А потренироваться у разных физиков это очень и очень ценно. Во всяком случае своим ученикам я всегда говорил и буду говорить, что послушать других преподавателей крайне важно. Потому что поучиться есть всегда чему и много у кого. Главное искать это что-то новое. А кто ищет, тот всегда найдет.
👍5216❤‍🔥5🍾2
Про самый простой и действенный совет

Идея создать канал жила со мной примерно полтора-два года. Она лежала в несуществующем ящике, несуществующего стола или была спрятана под не менее несуществующим сукном и ждала своего часа. Было ясно, что это рано или поздно случится. Каждую весну, когда я писал развесистые тексты в канал Кубка ЛФИ мне было очевидно, что только одним месяцем в году это не ограничится. Сашка вообще говорила, что я решил сделать Кубок только ради того, чтобы каждый день писать туда посты. И я бы соврал, если бы сказал, что в этом нет ни капли истины. Но личный канал я почему-то все не создавал. Ни до того, как это было мейнстримом, ни когда люди стали мигрировать из инстаграма в телегу, а потом на телегах в другие страны.

Причина была в чертовом перфекционизме, который говорил мне, что запускать его надо в тот момент, когда в жизни происходит что-то действительно интересное. Например, поездка на IJSO. И эта мысль настолько сильно засела во мне, что похоже я ждал этого момента словно «я живу в ожидании чуда, как маузер в кабуре». Но ни в прошлом, ни в позапрошлом году таких поездок у нас не было. И канал не заводился. А в декабре 2022го отвертеться уже не было возможности, но как лютый прокрастинатор я все отложил до последнего момента и именно поэтому аватарку каналу я рисовал в аэропорту Шереметьево, Стамбула и в самолете, летящим над Атлантическим океаном.

К слову сказать — лично для меня это максимально удивительно, как легко я могу запускать такие вещи как Кубок ЛФИ, смены от Отделения физики или олимпиаду Всерос+, но такие простые моменты, как личный канал приводят меня к вечным пляскам с бубном, ожиданиям правильных знаков свыше и прочим шаманским ритуалам и обрядам. Но сейчас речь не об этом.

Рубрика «интересные факты». Я подписан примерно на полтора канала в телеграме. И один из них – это канал Кубка ЛФИ. Именно поэтому первый вопрос, который у меня возник звучал примерно так: «А как это вообще делается?». Ведь я понятия не имел (и не имею) о том как это делать «грамотно», так, чтобы это взлетало, чтобы «было интересно массам» и как вообще это должно происходить. Я даже со статистикой канала в телеге до сих пор не разобрался до конца и для меня это просто набор интересных циферок.

Именно поэтому, первым делом я решил спросить тех, кто все-таки подписан на какое-то разумное количество каналов и их читает. Первый совет, который я получил звучал примерно так. "Самое главное — это, как ни странно, писать в него и писать каждый день". Я принял это к сведению и даже записал себе куда-то в сознании крупными буквами. После этого я услышал продолжение: «Но нельзя писать посты из ощущения «надо что-то написать», т.к. это читатель всегда поймет и почувствует».

Получается, что посты надо писать каждый день, но нельзя писать посты каждый день из ощущения, что их надо писать. В этот момент я понял, что для полного понимания мне, видимо, придется разбираться самому.
👍347❤‍🔥6🤔2😁1
После недолгих раздумий и первых текстов я пришел к выводу, что советы друг другу вообще не противоречат. Более того, они дополняют друг друга. На первых порах, я решил прислушаться к первой части совета и постараться выработать в себе систему или даже привычку писать сюда каждый вечер. И я сразу заметил, что с каждым днем мне это дается все проще и проще. Идеи начинают приходить сами или в течение дня, или когда я сажусь перед экраном ноута. Буквы гораздо проще складываются в слова, слова бодрее складываются в предложения, а последние охотнее ложатся в абзацы, которые сами по себе начинают выстраиваются в правильном порядке. Главное — успевай записывать. А любой перерыв приводит к тому, что это сходит на нет. Как будто ты спортсмен, который только-только вышел из отпуска.

Это полностью коррелировало с тем, что я читал в детстве. Так, я точно помню, что в каком-то интервью Саша Васильев на вопрос о том, как он пишет песни отвечал, что он каждое утро после прогулки берет гитару, кофе и сигареты и просто пробует. А дальше, как с рыбалкой — ты или поймал, или нет. Никаких лишних ритуалов и танцев с бубном. Надо просто пробовать и делать и только тогда получится. И чем чаще и стабильнее ты это делаешь, тем твой канал с космосом становится все более и более настроенным.

Единственное, что меня тогда немного притормаживало это мнение моих друзей, которые говорили мне, что они банально не успевают читать. Мол ты ночью выложишь текст на четыре сообщения, как это потом прочитать на ходу совершенно непонятно, поэтому они (тексты) откладываются на потом, а "потом" происходит только когда ты выложишь следующий текст, а он выйдет снова ночью и опять на семь листов. И так далее.

Но все равно я пришел к выводу, что это единственно верный путь и только регулярная практика, привычка в хорошем смысле этого слова, здесь может давать результат. Главное дождаться момента, когда эта "привычка" максимально удачно проинтерферирует с особенно удачными мыслями или ощущениями, которые, без нее ты банально пропустишь.

И есть у меня ощущение, что так практически во всем. И если вы хотели что-то давно сделать, что-то начать или приобрести какую-то правильную и позитивную привычку то, пожалуй, самое правильное, что можно в этом случае предпринять это не ждать того, что вы поедете на олимпиаду, а просто взять и начать это делать. Пожалуй, это самый универсальный, банальный, но и самый действенный совет, который я здесь писал.

П.С. Но есть, как говорится, нюанс. Эта привычка привела к тому, что из-за нехватки времени все тексты я начинал писать обычно после полуночи, иногда разбавляя их чем-то вроде просекко и заканчивал в районе 3 утра. Поэтому я могу добавить еще один очень дельный совет. Крайне важно, чтобы самодисциплина не начала превращаться в саморазрушение.

Ваше здоровье!
57❤‍🔥16👌5🌚3🌭3👍1
В продолжение предыдущего поста.

На эту тему есть прям замечательная песня одной из моих самых любимых команд — ДМЦ. Они же Дороги меняют цвет.

Если бы я не писал текст посреди ночи, то я бы точно не забыл добавить к нему в эпиграф какую-нибудь пару строк из припева:

Просто посчитай, сколько раз «Лучше завтра»
«Нет, давай не сегодня», «Может быть на неделе»
Сколько брошенных фраз, не случившихся стартов
И отложенных дел на потом, «Всё успею»
А «Потом» не наступит, случай не подвернется
Подходящее время убежит по перрону
От тебя и от тех, кто с тоской провожает
Убывающей поезд и пустые вагоны
Пустые вагоны

Ну а концовка у песни это то, за что я люблю ДМЦ помимо текстов Чайника, которому за образы можно бесконечно прощать любые глагольные рифмы. Когда музыка четко передает образ текста — это дорогого стоит.
👍2911🌚2💯2
Про Методсобрание

Вчера собирались всем Отделением физики на Физтехе.

Такие встречи мы называем "Методическими собраниями". И часто люди, которые в них никогда не участвовали, думают, что там действительно будут обсуждать что-то очень важное. Кто-то даже готовится к нему. Справедливости ради, на самом первом Методсобрании мы действительно планировали что-то обсуждать, но это, ожидаемо, не произошло. С тех пор мы чтим эту традицию и на каждое Методсобрание готовим повестку и список вопросов, который никогда не обсуждаем.

До вчерашнего дня все наши Методсобрания проходили в камерной обстановке на чьей-нибудь квартире в квартире нашего директора Александры Есениной у которой все наши паспорта. Квартира очень удачно расположена прямо около МФТИ и мы все в ней прекрасно помещались, чтобы обсудить важные вопросы в методике преподавания отпраздновать то или иное событие. Это могло быть закрытие какой-либо смены (хотя бывало, что мы отмечали ее экватор), финал Кубка ЛФИ или мы проверяли какой-либо прогон. Иногда мы и не искали повода, а просто шли туда после того, как частью команды наконец-то смогли встретиться, т.к. в календарях совпали свободные дни. Жаль, что это случается не так часто, как нам бы этого хотелось.

Но за этот год количество смен и ребят, которые входят в состав Отделения увеличилось двукратно. И если еще год назад мы все помещались на кухне и в одной комнате, то теперь, на радость Сашиных соседей и к грусти охранника в КСП, нас стало так много, что я наконец-то дошел до Алексея Вадимовича Кранина и спросил разрешения на то, чтобы занять один из их залов под "методическое собрание Отделения физики с 7 вечера и до следующего дня". И за что я люблю Алексея Вадимовича, так это за то, что он даже не стал спрашивать, что это за методическое собрание такое, а все сразу понял и дал свое добро.

Я немного опасался того, что камерность и ламповость может пострадать из-за того, что мы впервые все это делаем не дома. Наверное так оно и вышло, но точно не для меня. Здесь важно заметить, что когда я ехал на Методсобрание, то я откуда-то словил раздражение, что опаздываю, хотя казалось бы, мог бы и не делать этого, ведь в вопросах опозданий я профессионал. Даже родился 08.08.88, но где-то в 9 утра. Но я все-равно злился, что так долго везу штопор буравчик для решения задач с векторным произведением и фрукты для экспериментов. Но когда я открыл дверь и увидел всех этих людей, которые такие разные, но все-равно все как один такие замечательные, то опасения про камерность и раздражение на себя куда-то ушли.

В конце-концов это Физтех, где я могу совершенно точно сказать, что мой дом там, где я положил свой рюкзак. А Отделение физики — это те люди, которые всегда создадут ощущение семейного круга. Такой, цыганский табор, стая, прайд, можете называть как угодно. Но все эти сорок с лишним человек мне очень дороги и каждому из них я бесконечно рад. Настолько, что эти вопросы про камерность и отсутствие настроения у меня разом пропадают.

За что им всем мое вечное спасибо.

Вместо постскриптума. Одна вещь только была большой ошибкой — это наличие такого количества незанятых пиццей и "виноградным соком" столов, что в какой-то момент в этом радостном гуле общения, пения и игр я обнаружил группу людей, которые, увидев свободный стол, тут же достали тетради и ручки и стали обсуждать задачи по физике, что сделало это собрание хоть немного методическим.

Такие дела.
❤‍🔥46👍1610🔥6
❤‍🔥7613👍8🍾4