Строительство и бизнес – Telegram
Строительство и бизнес
108K subscribers
36 photos
22 videos
4 files
332 links
Номер заявления в Роскомнадзор: №5792733950

Строительство, архитектура, новости рынка ИЖС и бизнес. Авторский блог основателя Good Wood Александра Дубовенко @G00DW00D

Рекламу на канале НЕ размещаем!
Предложить нам каналы для закупа: @assistant_marketing
Download Telegram
Наконец, хотелось бы упомянуть генерального спонсора HOUSE BUSINESS DAY компанию Технониколь. На мероприятии, которое состоится в Москве 28 ноября, будет выступать генеральный директор Владимир Марков. Будут присутствовать технические специалисты. Подробности тут: https://housebusinessday.ru/ Это не реклама. Я очень горжусь тем, что российская компания не просто работает в России, но и стала захватывать европейский рынок. Это очень круто. Мне будет интересно узнать, как им это удалось.
Всем привет.
Всех интересует, а сколько же стоит дом по индивидуальному проекту. Не заявляемые цены, не цены на сайте, а в реальности. Мы ежегодно берем статистику по всем своим домам, которые были построены за год и смотрим среднюю цену квадратного метра в зависимости от технологии. Это нужно для того, чтобы клиентам ориентироваться на бюджет. Это были внутренние цифры для работы отдела продаж, но я думаю всем будет интересно.

СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПО СТАТИСТИКЕ_22.11.2019
Кол-во этажей Стоимость кв.м. фундамент+стены+крыша+окна
КЛЕЕНЫЙ БРУС
1 52 508 ₽
1+мансарда 34 637 ₽
2 33 924 ₽
КОМБИНИРОВАННЫЕ ДОМА (Керамический блоки POROTHERM + второй этаж из клееного бруса)
1+мансарда 28 352 ₽
КАМЕННЫЙ ДОМ из керамических блоков POROTHERM
1 38 512 ₽
1+мансарда 35 056 ₽
2 30 121 ₽

По сравнению с 2018-м годом цены на дома из клееного бруса почти не изменились. Цены на дома из керамического блока увеличились примерно на 10%.
Префаб/прекат в России

Все дома заводской готовности можно назвать префабом (prefabricated house). Перевести на русский сложно, но наверное это что-то типа предобработанные дома. Также есть дома, которым сделали обрезание (cut) и потом собирают. Это шутка, на мой взгляд, прекат и префаб одно и то же.

На самом деле почти все дома — это префаб. Ибо, например, окна почти всегда делают на заводе на заказ. А фундаменты чаще всего делают на площадке. Поэтому, префаб/не префаб разделение условно. Но так как у заказчиков в голове сидит, что главное в доме — это стены, то разговор идет в сторону префаб/не префаб стен.

Уровень префабности тоже может быть разным. Клееный брус — это легкий префаб, каркасно-панельное домостроение, со вставкой окон и наружной отделкой — это уже посерьезнее, объемно-модульное домостроение — это вообще уже совсем круто.

Переходим от буков к цифрам. Уровень префабности — это доля стоимости, создаваемой на площадке по сравнению со стоимостью, создаваемой на фабрике.

Почему в Европе префаб да, в России префаба мало? Ответ прост: экономические условия.

У нас дешевый, иногда незаконный труд на площадке и законный и дорогой труд на фабрике. Техника безопасности, спецодежда, условия труда на фабрике в России обеспечены лучше, чем на стройке.

В Европе наоборот. Рабочий на стройке получает 2000 евро и на его обеспечение и налоги, страховки уходит еще столько же.

Чем в Европе заменяют дорогих рабочих? Техникой и роботами на заводах (префаб). Лизинг в Европе стоит 1-2%, в Финляндии иногда 0%. Таким образом, если вы уберете одного рабочего, то вы сможете вместо него купить линию за 2 млн евро.

Что у нас? Труд на площадке стоит дешево — 500 евро. Налогов и техники безопасности мало. А лизинг техники дорого: 10-15%. И риски инвестировать пока очень большие. Поэтому нам выгодно строить руками из двушки любимой (кирпич) и мешать цемент лопатами. Это просто экономика.
Всем привет! Наш канал называется "Строительство и бизнес". Так, что уж извините, иногда буду присать про бизнес. Этот пост про смесь HR, Бизнес и ИТ.

Во всех современных компаниях уже давно поняли, что главное — это лояльность клиентов. А как ее достичь? О клиенте надо заботиться, с клиентом надо работать четко и честно, с клиентом надо выстроить доверительные отношения. Очевидно, скажете вы. И при чем тут HR? А вот причем.

В компании Good Wood выдвинули гипотезу, что сотрудник не будет заботиться о клиенте, если не чувствует заботу о нем от компании. Сотрудник не будет четко и честно работать с клиентом, если бэк-офис не работает чётко и честно. Сотрудник не сможет выстроить доверительные отношения с клиентом, если у него не выстроены подобные отношения с компанией. Тем самым роль HR и корпоративной культуры напрямую связывается с прибылью и эффективностью бизнеса.

Но как это достичь? Нанимать консультантов, платить кучу денег и при этом совершенно не понятно как измерить результат. Опять инфоцыгане? Конечно нет. В компании Good Wood нашли выход. Они разработали специальный чат-бот для телеграма, который разворачивается на всю компанию за 15 минут, содержит в себе таск-трекер, улучшает корпоративную культуру, измеряет токсичность отделов и сотрудников, вовлекает в работу итд. Бот является некоммерческим проектом и доступен для всех желающих.
>>Идем по ссылке<<<
Всем привет! Свершилось чудо!

Дума примет закон о микрогенерации

Напоминаю, нам пришлось 3 года назад выложить на крыше самую большую в мире надпись из 3-х букв, чтобы обратили внимание на то, насколько нам нужен этот закон. Подробности тут

Теперь по сути:

Как работают солнечные батареи? Они дают 100% энергии летом днем в солнечную погоду. И 5% энергии зимой в пасмурную. И вы удивитесь, 0% ночью. Технологий накопления энергии на год не существует. Поэтому во всем мире поняли, что без электросетей не обойтись. Пусть твои батареи вырабатывают энергию когда "прет" и продавай ее в сеть. А когда "не прет" будешь покупать. Таким образом, в сумме может получиться ноль. Но нужен закон позволяющий присоединить панели к внешним сетям. Его не было, и он появится.
Конкурсная и реальная архитектура

Мы работаем на малоэтажном рынке уже 15 лет и построили 4020 домов площадью от 100 до 1500 кв.м. в основном из дерева. У нас есть куча типовых и индивидуальных проектов.

У нас в штате 15 архитекторов, но именитые независимые архитекторы посмеивались всегда над нами. Они называли наши проекты «гв-домики». В принципе нас это не особо обижало. Но в этом году случилось чудо. Мы создали «шедевр» – дом КФ-4. Мне написали все архитекторы «это круто», «ну наконец-то». Во время одной из конференций архитектор-докладчик сказал «все типовые проекты строительных компаний ужасны. Есть одно исключение - новый гудвудовский проект».

Но это было бы похоже на хвастовстве, если бы не одно важное замечание – проект не пошел. Мы продали всего 2 дома за пол года, что для нас ноль. Т.е. продукт оказался абсолютно не интересен для заказчиков.

Вывод: конкурсная архитектура и разборки в песочницах – это одна история, реальный бизнес с реальными заказчиками- другая.

https://www.gwd.ru/projects/populyarnye-proekty/proekt-kf-4/

Хотя теперь кто нибудь, 4-й дом закажет :). Нечестно, получилась реклама, но это не спасет проект от провала.
Всем привет.
Я часто задаю вопрос: почему во многих аэропортах прилет на нижнем этаже, а вылет на верхнем?

Многих вопрос ставит в ступор. Ответ прост: при прилете мы быстро покидаем аэропорт, а при вылете мы медленно сидим ждем, читаем журнал, кушаем что-то или даже выпиваем.

Очевидно, что архитектурой мы будем любоваться на вылете, но не на прилете. А на верхнем этаже архитектура лучше , т.к. там более интересная форма кровли, часто под коньком много метров, а также более интересный вид из окна.

По этой же причине, я рекомендую делать спальни на первом этаже, а гостиную на втором. Да, продукты придется таскать на второй этаж.

Из спальни мы с полузакрытыми глазами быстро уходим и опаздываем. Это похоже на прилет аэропорта.

А в гостиной мы медленно читаем газету, едим и пьем вино. Это напоминает вылет.

Но архитекторы, которые делают аэропорты уже поняли эту фишку, а домостроительные архитекторы пока не до конца.
Послений (крайний) пост 2019 :)
С Наступающим!

Рейтинги строителей НЕВОЗМОЖНЫ.
В профессиональном обществе постоянно обсуждается, что нужны рейтинги строительных компаний, основанные на клиентском опыте.

Я убежден что такие рейтинги невозможны.

Причины 3:
1. Реальность отзывов.
2. Время отзывов.
3. Объективность отзывов.

Давайте разбираться подробнее:
1. Реальность отзывов.
У меня тут возникают аналоги с гравитацией. Когда она небольшая, законы физики действуют более или менее логично. Когда гравитация сверхвысокая, то пространство и время начинают искажаться. :) Когда цена привлечения клиента 150-300 тысяч рублей, то в дело вступают силы, которые не проявляют себя при дешевых лидах. За деньги нелояльные клиенты превращаются в лояльных, честный и объективный сайт превращается в продажный.

2. Время отзывов
Когда заказчик выбирает строительную компанию, он спрашивает у друга: "ну как они строят тебе?". "Вроде нормальные ребята, строят хорошо". У меня вопрос: а откуда он знает, как они ему строят? Труд строителей проявляется не во время строительства, и даже не в момент окончания, а уже после того как дом отделан и начинает эксплуатироваться. Когда начинаются претензии к строителям, и они начинают их принимать. Именно их реакция на претензии и отличает хороших от плохих. Это похоже на страховую компанию — хорошая она или плохая определяется не при продаже полиса, а когда наступает страховой случай.

3. Объективность отзывов
Может ли человек, которые первый раз сел за руль автомобиля в автошколе оценить машину?
Может ли человек, который впервые летит на самолете оценить авиакомпанию?
Может ли человек, который первый раз в жизни ужинает в ресторане оценить ресторан?
Ответ: конечно же не может.
А почему мы думаем, что заказчик, который строит себе первый дом способен дать хотя бы какую то объективную оценку действиям строительной компании?

Рейтинги тех же гостиниц в BOOKING.COM основаны на том, что клиенты постоянно останавливаются в разных гостиницах и прекрасно понимают, что такое хорошая гостиница, а что такое нет. Получается объективная картина. В нашем же бизнесе она невозможна, поэтому про эту историю можно забыть.

Однако есть и другой факт: построенные долгосрочные отношения заказчиками, которые уже живут в домах — это сильный аргумент для хорошей работы компании в будущем, не зависимо ни от каких «рейтингов» в интернете.
Должен ли заказчик разбираться в строительстве?
Споры на эту тему до сих пор не умолкают в нашем чате.

Кто-то создал даже курсы для профессионального заказчика. Строительные компании вместо того, чтобы строить дома, создают себе Ютьюб-каналы и начинают учить заказчиков знаниям о энергоэффективности, ПДК, R0, морозостойкости, огнеупорности, влагопоглощению, паропроницаемости. Скоро дойдем до модуля Юнга, я чувствую =)

Зачем все это заказчику?
Давайте разбираться.

Очень многие апеллируют к западным странам: там, мол, заказчик только выбирает цвет кухни, плитку в санузле и не лезет в технику. А почему?

Ответ очень прост:
Заказчик в России фактически выполняет функцию девелопера. На западе же эту функцию выполняет или государство или ленд-девелопер. Давайте рассмотрим, как это происходит конкретно.

Купили вы участок в России. Вы можете начать рисовать домик сами на листочке в клеточку, можете обратиться к знакомой студентке из архитектурного колледжа, а можете обратиться в строительную компанию.

Купили участок на западе — идите к муниципальному архитектору. Он скажет из чего можно строить, какого цвета, какая этажность и кто будет строить. Вы конечно можете предложить ему выдумать что-нибудь «свое», но вам скажут , что это будет в 2 раза дороже и займет +1 год согласований и конечно про ипотеку можно забыть.

И так во всем — у нас заказчик может поиграть в строителя, решает как сажать дом на участке, подбирает бригады или компании, решает какой будет забор, сам подводит коммуникации, сдает в эксплуатацию. Слишком много девелоперских действий. И конечно он вынужден начать в этом во всем разбираться.

Когда появятся стандарты, девелопмент, такое глубокое погружение в стройку не потребуется.

У меня в 1995-м году был Москвич 2141 и я сам его умел чинить. А теперь я не умею чинить машины и не хочу это уметь. Сейчас у нас все строители и все знают, как класть кирпичи. Скоро эти знания станут не нужны.
1
Про БАРТЕРНЫЕ сделки

Моей компании 15 лет, и я истратил несколько сот часов на обсуждение бартерных сделок. На некоторые даже согласился. Это ВСЕГДА факап и ошибка.

Последние 5 лет, если я слышу «БАРТЕР», я даже не вчитываюсь и сразу отвечаю «НЕ ИНТЕРЕСНО». Ну и в очередной раз мне написали подобное предложение, я отказал как обычно и решил поделиться с вами. Исключение - это строительство дома для Дмитрия Транформатора, но и это был факап.

Очень часто в строительные компании поступают предложения:

«Давайте вы построите нам дом, а мы вас за это будем рекламировать».

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не соглашайтесь, даже не рассматривайте такие предложение.
Сразу «ДО СВИДАНИЯ».

Почему:

1. Чтобы построить дом на 10 млн рублей, я должен вложить 7 млн рублей живых денег. Неужели за 7 млн рублей я не найду эту же рекламу?

2. Дом сегодня, а реклама завтра, начнется динамо, ухудшение качества. Вы не сможете сменить исполнителя, не сможете воздействовать на качество. У вас не будет рычагов.

В результате вас 100% кинут. Намного выгоднее за деньги продавать то, что вы делаете. И за деньги же покупать то, что вам надо.

Не ведитесь никогда на это. Слышите «бартер» - ДО СВИДАНИЯ.
Об отстройке от конкурентов

Немного стратегической информации.
Компанию GOOD WOOD постоянно сравнивают с крупными заводами по клееному брусу. Мы устали объяснять, что все 4 крупных завода — наши поставщики, и мы даже закупаем у них брус иногда. Но это заводы.

А мы строители. Соответственно, если вам нужен домокомплект, кубы — это там. Если дом, то это к нам. Но эти аргументы не помогали. Часть клиентов покупает брус на заводе, а уж кто там сделает фундамент, инженерные сети — это уж как пойдет.

Вместо борьбы в «красном океане» мы, как и положено по книжке, пошли в «голубой океан» :) В сторону комбинированных домов. Все 4 крупных завода их ненавидят, так как там мало кубов. А нам эти дома очень нравятся. В 2019 году у нас заказали больше 80 домов по проекту КД-4. Скоро на YouTube-канале выйдет ролик с командой разработчиков, которые объяснят, как удалось это сделать.
Друзья!

Вы помните год назад, зимой мы делали «Вентиляционный саммит». Мы пытались сделать открытое обсуждение проблем и решений по вентиляции в частных домах.

Мероприятие было очень успешным, пришло более 100 человек. В этом году мы решили ПОВТОРИТЬ опыт и позвали много интересных компаний со своими новейшими образцами и разработками.

Итак, приглашаем:

1. Проектировщиков
2. Архитекторов
3. Руководителей
4. Поставщиков решений
5. Заказчиков

На этот раз мероприятие будет на целый день. И посвящено не только вентиляции, но и вопросам поддержания климата в доме.

Мероприятие некоммерческое, но платное. Деньги идут на питание участникам. Количество дешевых билетов ограничено, и прошу не обижаться, тем кому потом придется покупать дорогие билеты. Good Wood Plaza не резиновая :)

Итак, 20-го февраля всех ждем в Good Wood PLAZA.

Подробности тут
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня в прямом эфире при демонтаже стадиона в Питере погиб рабочий. Ему не хватило по моим расчетам пол секунды чтобы остаться живым. В нашем чате идет активное обсуждение инцидента. Это грубейшее нарушение техники безопасности: было распоряжение проводить все работы, не выходя из люльки. Это напоминание всем нам, что техника безопасности очень важна. Теперь пострадает очень много людей и полетят головы.
Немного о фахверковых домах

Изначально технология пришла из Германии. В отличие от русской избы, деревянные деревянные элементы располагались вертикально, с элементами диагональных связей, а пустоты заделывались глиной.

Современный фахверк — это каркасный дом, с увеличенным шагом несущих элементов. Соответственно и сечения столбов большие, в отличие от стоек в каркасном доме. Качественный фахверк может быть выполнен только с применением клееной древесины. Вторая особенность фахверковых домов в том, что несущие элементы, в частности столбы оставляют не отделанными, таким образом вы видите колонны и снаружи и внутри.

Есть тонкости с установкой окон. Фахверк — это практически единственная технология, позволяющая установить не глухое окно, а его элемент (стеклопакет) непосредственно в стену. Обычно стеклопакеты сначала едут на оконные заводы по цене условно 1200 руб за кв. м. Потом, в виде глухого окна по цене 3000 руб за кв. м. поступают к строителю, и он продает это окно клиенту за 4000 руб за кв. м. В случае с фахверком, строитель сам закупает стеклопакет.

Так уж вышло, что стеклопакет стоит меньше, чем любой другой стеновой материал. Поэтому, в современных дешевых фахверках и прочих стеклянных домах стараются как можно больше их использовать вместо глухих участков.

Конечно, люди старых взглядов не готовы жить в стеклянном доме. Однако, новое поколение подрастает и им нравятся такие дома. В целом рынок фахверковых домов на мой взгляд в России растет, популярность увеличивается. Мне эти дома нравятся и у нас даже в линейке несколько домов, у которых некоторые фасады сделаны полностью по фахверковой технологии.

Главным недостатком стеклянных домов является низкая энергоэффективность. На текущий момент самый лучший из серийных стеклопакетов дает энергоэффективность R0=0.8, что соответствует клееному брусу 100 миллиметров. Существуют в теории более энергоэффективные стеклопакеты, но по факту они не применяются. Для увеличения энергоэффективности можно было бы устанавливать два слоя стеклопакетов, но я такого в России не встречал.

Некоторые мелкие производители стеклопакетов для поддержки мифа об высокой энергоэффективности стеклянных домов заявляют об энергоэффективности R0=1.2, R0=1.5, но физику не победить. Двухкамерный аргоновый стеклопакет, с двумя мультифункциональным стеклами, с полимерной дистанционной рамкой и расстояниями между стеклами 16 мм - это 0.8. И точка.

В будущем энергоэффективность светопрозрачных конструкций будет увеличиваться, и когда они дойдут до 1.5, 2.0, 3.0, то это будет новая революция и применение стекла в качестве стен увеличится.

И конечно, давайте не забывать, что энергоэффективность начинается с вентиляции. Пользуясь случаем еще раз приглашаю всех на саммит по вентиляции 20 февраля.
Про поддержку деревянного домостроения

Сейчас очень много правительственных программ по поддержке деревянного домостроения. На мой взгляд деревянное домостроение — это очень размытое понятие.

Ведь любой дом снизу начинается с фундамента (бетон). Потом на стадии кровли дом становится деревянным. Соответственно совсем кирпичный дом переходит от камня к дереву на стадии кровли. Комбинированный переходит на дерево со второго этажа. А «совсем деревянный» начинается после фундамента.

Также не понятно, является ли деревянным домом каркасный дом: там станы, в основном, из ваты, а отделка снаружи может быть камнем, а внутри гипсокартон. Или тот же фахверк — там стены из стекла.

Я все-таки дома разделяю не по принципу деревянные/не деревянные, а малоэтажные (коттеджи) и многоквартирные. Поэтому все программы правительственные, ипотека, поддержка и прочее должны распространяться на ВСЕ МАЛОЭТАЖНЫЕ дома. Я точно знаю, что все авторы программ и многие чиновники из правительства читают этот чат, надеюсь мы придем к этому понимаю совместно.

Нам нужна стандартизация, льготная ипотека, и, наконец, главное: Можно в Московской области наконец признать платеж 500 тысяч рублей за право подключения к газу грабежом и наконец запретить это? И не для деревянных домов, а для всех коттеджей?
Ситуация с газом в России абсурдна
Невозможно представить чтобы в 2020-м году на планете Земля существует страна, в которой оплата за подключение к ресурсу больше, чем стоимость ресурса за 20 лет.

Представьте, магазин: платите взнос 1 млн рублей, но потом берите 20 лет сколько хотите.

Представьте бензоколонку, платите 1 млн рублей за клубную карту, потом бензин покупаете не по 50 рублей, а по 5 в течение 20 лет.

Это фантастический абсурд. Но это реальность.

Мы помним подобную ситуацию с проводным телефоном в квартирах за 2 тысячи долларов, сейчас подключение ноль.
Помним про подключение электричества по 1000$ за киловатт, сейчас ноль.

Когда-то тарифы на газ станут правильными (повысятся), подключение будет стоить ноль и в стране начнутся развиваться энергоэффективные технологии. Заодно госбюджет начнет пополняться. Сейчас все деньги идут в карманные компании, которые грабят подмосковных жителей и ради этого сливаются ресурсы страны.

Справедливости ради, скажу что ситуация в основном касается Московской области, но уже Ленинградская область активно перенимает опыт.
Всем привет, дорогие подписчики!

Мы сделали на сайте калькулятор затрат на отопление, профессиональную версию.

Немного истории. Сначала мы для своих проектов сделали калькуляторы отопления — выбираешь вид топлива, проект и смотришь затраты на отопление. Им часто пользовались потенциальные заказчики для ответа на вопрос: а какую толщину бруса выбрать? А нужно ли делать 300 мм утепление кровли? А зачем низкоэмиссионные окна? А окупится ли подключение газа?

Потом мы узнали, что очень много профессионалов — в том числе инженеров и строителей — им пользуются. Но пользуются «криво»: они ищут среди наших проектов некий, похожий на свой проект. Кроме того, на калькуляторе было недостаточно данных для профессионалов, которые могли бы проверить расчеты.

Теперь все это есть. Вы вводите площадь стен, окон, утепленной части кровли. Выбираете материалы, видите R0 каждого материала. Выбираете комфортную температуру, климатическую зону, тип и цену топлива. И получаете помесячные затраты на отопление и среднегодовые.

Мы планируем и дальше улучшать калькулятор — учесть потери тепла при вентиляции, добавить другие материалы, учесть расходы на ГВС. Будут идеи — пишите в личку.
Как продавать дорогой, сложный продукт в кризис?

Лонгрид, простите. Но просто серьезный, полезный текст — по-другому невозможно.

Друзья, всем привет! Меня зовут Александр Дубовенко, я являюсь основателем компании GOOD WOOD. Мы строим деревянные и каменные дома в дорогом сегменте и выросли в 2019 году более чем на 20 %. При этом сам рынок таких домов падал. Как нам это удалось, что конкретно мы сделали? Я бы хотел поделиться с вами, ибо если вы продаете дорогой и сложный продукт, вы сможете сделать то же самое.

Первый наш шаг — это понимание того, что приемы «бизнес-молодости» не работают. «Бизнес-молодость» сама по себе является полуразводкой. Но она учит своим же приемам: лидогенерация, конверсия, воронка, монетизация, ROI, купоны, лид-магнит. Когда вы продаете дешевый товар, это работает: у покупателя 5 секунд, чтобы купить или не купить. И он реагирует на картинки на сайте. Когда вы продаете дорогой и сложный товар, заказчик будет тратить десятки или сотни часов на изучение вашего продукта, собирать отзывы от ваших клиентов.

Итак, мы пришли к тому, что рост или умирание компании зависит не от маркетинговых IT-технологий, а от рекомендаций предыдущих заказчиков.
Дальше мы стали изучать, от чего зависят рекомендации. Рекомендации зависят от двух вещей:
1) продукт,
2) сервис.

Продукт в нашем случае — это работа отдела R&D, уровень инженерного состава. А как обеспечить сервис? Мы стали изучать такие вопросы, как клиентоориентированность. Нам надо, чтобы сотрудник искренне хотел помочь клиенту, проявил эмпатию и имел полномочия быстро принимать решение в его пользу.
Это был самый сложный для меня шаг. Настолько сложный, что я даже разошелся с компаньоном, сооснователем GOOD WOOD. Мой партнер был против радикального изменения корпоративной культуры.

Давайте разбираться дальше, что это такое и зачем это нужно. Мы пришли к выводу, что заказчику от менеджера нужны:
1) быстрая реакция на запросы,
2) внимание,
3) четкость и точность действий,
4) подстройка под него,
5) заказчик должен доверять своему менеджеру.
Конечно, это не полный список, но суть понятна.
Мы пришли к очень интересному выводу: менеджер не может дать заказчику сервис выше уровня того сервиса, который ему оказывает компания.

Если снабжение не отвечает после 18, то он не будет отвечать заказчику после 18. Если бухгалтерия говорит менеджеру: «Ты что, особенный, что ли?», менеджер скажет то же самое клиенту. Если прорабы и конструкторы будут терять электронные письма от менеджера, то менеджер будет терять электронные письма от клиента. Если менеджер услышит от HR: «Мы завалены работой, сейчас не до тебя», он то же самое скажет клиенту.
Знаете, что самое обидное в этой ситуации? То, что обратное неверно! Хороший сервис компании для сотрудников не гарантирует того, что сотрудник даст хороший сервис клиенту. Доверие к сотруднику — это необходимое, но не достаточное условие.

Таким образом, мы пришли к пониманию, что корпоративная культура — это среда, при которой возможно оказание высокого сервиса клиентам.

Можно ли улучшить корпоративную культуру, а главное — как-то измерить улучшения? Да, можно.
Я по образованию математик. Меня не устраивают общие фразы. Мне надо четко видеть прогресс, желательно в цифрах. И меня не устраивает прогресс только по продажам (измерение результата). Результат, как известно, лишь следствие правильных процессов. В нашем случае один из процессов — корпоративная культура. И мне надо измерять корпоративную культуру и прогресс по ней.
Мы пришли к выводу, что измерять мы будем удовлетворенность сотрудника компанией, своим руководителем: насколько долго сотрудник собирается работать в компании, связывает ли он с ней свое будущее. Также мы измеряем прогресс не только по всей компании, но и внутри отделов. Ну и наконец, мы измеряем отношение к руководителям отделов по мнению коллег того же должностного уровня.
Для измерения корпоративной культуры, а также для увеличения вовлеченности сотрудников мы создали корпоративную IT-платформу на базе Telegram-бота.
Параллельно мы сделали в платформе планировщик задач и многое другое. Мы уже два года его успешно используем. Результаты очень нравятся!

Полгода назад мы сделали эту платформу доступной для всех желающих и запустили некоммерческий проект в свободное плавание. Уже больше 90 компаний используют бот. Мы очень рады, что можем быстро поделиться нашими разработками в области корпоративной культуры и сервиса. В этом мы видим свою миссию, ведь хороший сервис внутри компании и для клиентов делает этот мир немного добрее.

Подробнее о корпоративной платформе

Для измерения корпоративной культуры, а также для увеличения вовлеченности сотрудников мы создали корпоративную IT-платформу на базе Telegram-бота.
Его основные функции:
• автоматическое измерение уровня удовлетворенности сотрудника работой компании (ENPS, опрос идет раз в 4 месяца) и аналитика, которая показывает динамику удовлетворенности как внутри отделов, так и по всей компании;
• автоматическое измерение качества руководителя.
Рассмотрим для примера такой опрос. Каждому сотруднику приходит раз в 4 месяца следующий перечень:
1. Руководитель дает мне полезные отзывы, которые помогают работать эффективнее;
2. Руководитель не занимается микроменеджментом, то есть не вмешивается в процессы, которые должны решаться на других уровнях управления;
3. Руководитель уважает меня как личность;
4. Руководитель показывает на деле, что ценит мою точку зрения, даже если она отличается от его собственной;
5. Руководитель помогает команде фокусироваться на приоритетных целях, результатах, показателях;
6. Руководитель регулярно делится важной информацией, которую получает от своего руководителя или топ-менеджмента;
7. За последние полгода у нас с руководителем было глубокое обсуждение моих карьерных перспектив;
8. Руководитель ставит перед нашей командой четкие цели;
9. У руководителя достаточно знаний для эффективного руководства (например, умение писать код — для связанных с IT-позицией, умение продавать — в отделе маркетинга или знание бухгалтерии — в финансовом отделе);
10. Я порекомендовал бы своего руководителя другим сотрудникам компании;
11. В целом мой руководитель справляется со своими обязанностями.

Данный опрос мы позаимствовали у Google. Такие опросы не только измеряют, но и ОБУЧАЮТ сотрудников и руководителей правильному поведению. Я не хочу рекламировать бот, но я все-таки это сделаю :) Вы представляете, вы НИЧЕГО не делаете, а просто подключаете компанию к БОТУ — и ваши люди начинают расти. Это гениально!

Также в бот встроен task-трекер. Есть компании, которые обходятся вообще без task-трекеров. Там задачи ставят по мессенджерам, почте, по телефону. Конечно, задачи теряются и компания работает неэффективно. Есть компании, которые уже догадались внедрить task-трекер. Но это обычно тяжелые системы, связанные с компьютером. Мы встроили task-трекер прямо в бот, и постановка задачи занимает меньше 15 секунд, а уведомление СРАЗУ приходит на телефон исполнителя. Если задача будет просрочена, то бот каждое утро станет напоминать исполнителю и постановщику, что про задачу забыли.

В боте есть серьезный блок, который стимулирует подачу предложений. Наверняка многие из вас сталкивались с интересным явлением. Сотрудник на входе в компанию имеет высокий энтузиазм, но низкую компетентность. Он фонтанирует идеями, но их никто не слышит. Когда компетентность его подрастает до уровня, на котором он действительно способен давать интересные предложения, его энтузиазм падает почти до нуля. Типичные фразы таких людей: «Что толку говорить?», «Да они сами знают», «Я писал», «Нас все равно не слышат». Мы смогли побороть эту проблему. Мы сделали в боте кнопку «Предложить улучшение». И система ГАРАНТИРУЕТ, что руководители его рассмотрят, не потеряют, а тот, кто предложил, получит обратную связь.
Ну и конечно, бот содержит справочник по компании, напоминает о днях рождения, советует читать «правильные» книги и т.д.
Для нас это некоммерческий проект. Мы его сделали для себя. Но пользоваться им может любая компания. Сейчас уже более 90 компаний используют его, и мы счастливы. Это бесплатно. Присоединяйтесь familybot.ru
👍1