Sid[æ]mon – Telegram
Sid[æ]mon
4.82K subscribers
1.82K photos
180 videos
13 files
1.8K links
Обратная связь: @sidamon_bot
Download Telegram
...а сейчас шутки в сторону: «Что искали мистики Гитлера близ Цхинвала?» (газета «Республика» от 10 мая 2020 г.)
Кстати, сайт Zilaxar.com возобновил работу. Сегодня вашему вниманию представлена справка ОГПУ о реакции владикавказцев, осетин и ингушей на неудачную попытку передачи г. Владикавказ Северной Осетии в 1928 г.
Проголосовали бы вы за присоединение Северной Осетии к Ставропольскому краю при условии гарантированного увеличения вашей текущей заплаты/пенсии в 3 раза?
Final Results
27%
Да, это в общих интересах
62%
Нет, самостоятельность важнее
11%
Проигноривал бы голосование
Иллинойс
Настоящее сокровище. https://iling-ran.ru/web/ru/history/memoria/abaev_lecture_1986
Можно ли считать растительность на лице 22-летнего Васо Абаева наглым выпадом в сторону «Стыр Ныхас»?
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Красиво эту мысль сформулировал Малкольм Икс.
Фамилия председателя совета «Российского Конгресса Народов Кавказа» Асламбека Паскачева происходит от имени Паскач, восходящего к фамилии графа Паскевича, относительно хорошо зарекомендовавшего себя в глазах чеченцев на фоне генерала Ермолова во время Кавказской войны. Цитата из статьи Олега Джургаева:

«Паскевич, а именно его имел в виду Ермолов, повел дела, с доброй волей относясь к мирным жителям горных аулов. И если „Ярмулом“ там пугали детей, то тем же детям нередко давалось имя „Паскач“».

Родоначальником Паскевичей являлся Фёдор Цаленко, «бывший полковым товарищем в Полтавском полку (1698). Его сын Яков прозывался Пасько-Цалый, а внук, Иван Яковлевич, стал писаться Паскевичем».

Что касается Ярмула (имени Ермолова в устах чеченцев), то некоторые источники говорят, что с чеченского оно переводится как «сукин сын», «сын собаки». Я не нашел никаких подтверждений этому. В чеченском словаре указано, что «собака» — это ‘жӀаьла’, а «сучка» — ‘зуд’. Общеизвестно также, что «сын» по-чеченски звучит как ‘кӀант’ (см. имена нартов Калой-канта и Охкар-канта). Надеюсь, знатоки языка разрешат это противоречие.

Интересно, что подобная контаминация произошла и с фамилией генерала Ренненкампфа, который был известен у осетин как «Рыныкъӕф». Вилен Уарзиати отмечает, что она «довольно точно передает характер произведенной экзекуции над восставшими крестьянами, нанесшей такие же опустошения в селах, как и любой мор (ос. ‘рын’)».

Что касается осетинского имени «Апхаз» (так, в частности, звали брата моей бабушки), то оно происходит от фамилии другого имперского палача — Ивана Абхазова (груз. ივანე აფხაზი, ‘Иванэ Апхази’ ). Почему у горцев именами становились фамилии ненавистных русских генералов? Об этом в следующем посте.

UPD. Несмотря на фамилию, генерал Абхазов был представителем не абхазского, а грузинского народа. Его брат Антон отзывался о нем следующим образом: «Он (Иван Абхази) был большим патриотом, любил сильно родину и, проживи еще, он успел бы сделать кое-что для Грузии».
Sid[æ]mon
Фамилия председателя совета «Российского Конгресса Народов Кавказа» Асламбека Паскачева происходит от имени Паскач, восходящего к фамилии графа Паскевича, относительно хорошо зарекомендовавшего себя в глазах чеченцев на фоне генерала Ермолова во время Кавказской…
Антропоним «Абхаз» не из числа классических «имен-этнонимов», утративших свое «этническое наполнение». Такие имена на Кавказе не являются чем-то диковинным: Урусхан/Урусбий (от «урус» — русский), Арби («араб»), Парса («перс»), Японц (после русско-японской войны), Элина (от самоназвания греков), Ирлан (от самоназвания осетин), Мысырхан (от Miṣr, арабского названия Египта) и т.д.

Имя «Апхаз» происходит от фамилии грузинского генерала Ивана Абхазова, который, параллельно с генералом Ренненкампфом на юге, огнем и мечом прошелся по Восточной Осетии в 1830 году. Карательная экспедиция Абхазова оставила настолько неизгладимый след в осетинской истории, что имя его (в форме «Апхаз») стало нарицательным, обозначающим мощного безжалостного врага. В битве с войском Абхазова пал Хазби Аликов, предводитель кобанцев. О впечатлении, которые произвели эти события на горцев, можно судить из осетинского выражения «уырысы æфсад» (букв. «русское войско»), обозначающее «большое скопление людей», «огромную людскую массу».

В этом нет ничего удивительного, учитывая, что, например, в уже завоеванном Кешельте, полуторатысячному отряду русских в селе Хъола противостояла горстка в 30 человек, во главе с Бега Кочиевым. Неравное соотношение сил решило судьбу и восстания Махамата Томаева, произошедшего через 20 лет после битвы у Хъола.

Национальная память осетин очень четко разграничивает время «до Апхаза» и «после». В этой связи, понятны слова участника экспедиции Ренненкампфа историка Виктора Чудинова о том, что «за пределами событий 1830 года у осетин нет больше истории». Лидеры восстания (Беслан Шанаев и его сыновья, братья Кануковы и др.) были сосланы в Сибирь, где их след теряется. По информации, которую мне сообщила писательница Тина Шанаева, их потомки до сих пор живут в Сибири и даже приняли участие в этногенезе гуранов.

***
Апхаз стал чем-то фигурой символической. В этом отношении, он похож на другого знаменитого завоевателя — Тамерлана, чье имя также часто носят потомки* тех, с кем он боролся. «Хромец Тимур» — это фигура для наших предков даже не символическая, а уже полностью мифическая:

«Затем Тимур вторгся на территорию современной Северной Осетии. Это вторжение зафиксировано в осетинском фольклоре, в дигорской исторической песне „Задалеская Нана“ (мать): „Кровавый дождь, кровавый дождь над Тапан-Дигорией, над Тапан-Дигорией. От волков Ахсак-Тимура с железными пастями почернели их зелёные поля“, — говорится в этой песне. В представлении дигорцев Тамерлан трансформировался в существо со сверхъестественными чертами, поднявшееся на небо и ставшее Полярной звездой. По другим преданиям, Тимур связывается с концом света. Интересное сказание записано М. Гардановым в 1903 г. в Махческе: лучшие силы предков осетин погибли в бою, а остатки были уведены Тимуром в Китай».

Есть некий социально-психологический комплекс осетинского восприятия собственной истории. Его можно обозначить схемой «Золотой Век → Катастрофа → Выживание». На «Апхазе» (не столько человеке, сколько неком символическом воплощении «национальной Катастрофы») цикл в очередной раз замкнулся. Я не готов, в рамках этого постинга глубоко расписывать эту тему проблема еще ждет своего исследователя, однако, надеюсь, очевидная аналогия «Апхаз Тамерлан» и так даст пищу для размышлений моему читателю.
_____
*Например, 4-й руководитель РСО — Алании Тамерлан Агузаров.
Еще немного об Агузаровых. Точнее об имени основателя их фамилии.

Примечание №1: потомки Карагеоргия (династия Карагеоргиевичей) правили Сербией и Югославией до 1945 г. От тюркского слова «Kara/Qara» (черный) происходит название осетинской фамилии Qaratæ.

Примечание №2: Сид от араб. سيّد (сеййи́д) — ‘вождь, господин, глава’ . К осетинскому имени Sidæmon отношения не имеет.
Уровень «красной прошивки» осетинского обывателя наглядно.

1. Да, при царях было крепостное право, но отменил его Александр II, который тоже был царем. И к революции 1917 г. крепостного права в России не было уже более полувека. Пик повторного прикрепления крестьян к земле пришелся на Сталина и закончился в 1974 г. с началом выдачи паспортов колхозникам. Даже сегодня внутренние паспорта и институт регистрации — рудименты той эпохи.

2. Журнал Министерства народного просвещения Российской империи (старейший в стране) уходит корнями аж в 1803-й год.

3. Большевики не свергали царя. Он отрекся по настоянию группы высокопоставленных военных во главе с генералом Михаилом Алексеевым — будущим основателем Белого движения.

4. «В СССР всем было хорошо». Без комментариев.

5. «Пришли либерасты». Например, Горбачев (член КПСС с 1952 г.), Ельцин (член КПСС с 1961 г.), Путин (член КПСС с 1975 г.) или Медведев (член КПСС с 1986 г.). Ага, одни «либерасты» у власти.
👍9👎2
Читаю доклад с интригующим названием «Капитализм и экология: как спасти планету» и дохожу до этих строк:

«Капитализм, используя производство в своих целях и заботясь только о количественных показателях, совершенно не учитывает взаимосвязей человека и природы, а также существующих границ окружающей среды, которых должен придерживаться человек. Вследствие этого возрастающая эксплуатация природных ресурсов всё сильнее ломает жизненно важные связи между человеческой популяцией и его условиями среды».

Коммунистическая абракадабра. Откуда на лице планеты взялась пустыня Аралкум (бывшее Аральское море)? Откуда в насквозь капиталистической Южной Корее взялся восстановленный лес? Вообще, гляньте короткий (13 минут), но крайне любопытный фильм, о том, как корейцы наполнили жизнью свои облысевшие горы, превратив их в густые лесные чащи.
Владикавказ был украшен триколорами в честь Дня России. Но только российскими, осетинских рядом нет. Как-будто Осетия не часть России! Почему ФСБ смотрит на эти сепаратистские провокации сквозь пальцы? Дело в том, что ниточки тянутся на самый верх руководства республики. Обратите внимание, как святое для каждого россиянина слово «Ирыстон» написали русофобским алфавитом на здании национального ТВ!
Дмитрий Медоев: «У меня хранится уникальная фотография 1939 года, на которой дед — Николай Михайлович Медоев варит пиво к 60-летию Иосифа Сталина по заданию бюро Юго-Осетинского обкома партии».

Судя по тону статьи, тот факт, что дед Медоева варил пиво палачу осетинского народа — предмет гордости экс-посла Южной Осетии в России. 1939 год! Меньше двух лет прошло со дня расстрела сталинскими «гестаповцами» Рутена Гаглоева. А мы еще удивляемся количеству сталинистов сейчас. Травма и деформация сознания сильнейшие. И проявляется она даже у таких, в целом, положительных персонажей как Дмитрий Николаевич.
Мало кто знает, но у Васо Абаева был «названный брат» («kængæ 'fsymær») — ингуш Абакур Яндиев. На 3:46 Васо вспоминает свое знакомство с ним в Тбилиси.

Когда у многих ученых проявилась тенденция к «стиранию» депортированных народов из истории края, Абаев настойчиво продолжил не только упоминать их в работах, но и делать их культуру объектом собственных исследований.