Семинариум – Telegram
Семинариум
7.1K subscribers
4.21K photos
502 videos
24 files
2.57K links
Dum docemus discimus, а также всяко-разно. Личный канал архимандрита Симеона (Томачинского), доцента Московской духовной академии, sym2tom@yandex.ru
Download Telegram
С Рождественским постом!
Одно из самых ярких ветхозаветных предсказаний о рождении Мессии в Вифлееме находим у пророка Михея:

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.

И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли».

(Книга пророка Михея 5:2-4)

Разумеется, пророчество, как и положено, повествует о будущем событии образно, метафорически. Но в нём ясно указано вечное происхождение Мессии. И оно совершенно сходно с началом Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин 1:1-2). В пророчестве прямо указывается на земное воплощение Того, Кто выше времён. И произойдёт оно в Вифлееме.

Пророк Михей жил в VIII-VII вв. до Р. Х.
На занятии по всемирной литературе поговорили о «Божественной комедии» Данте, изучили устройство его Ада. Чтобы понять, почему именно Вергилий стал проводником по загробному миру, вспомнили его четвёртую эклогу, а также «Энеиду», где главный герой попадает в загробное царство.

Разумеется, нельзя было пройти мимо истории Паоло и Франчески - одной из самых ярких картин «Божественной комедии».

«E caddi come corpo morto cade» («И я упал, как падает мертвец») - очень проникновенно это читает Роберто Бениньи...
Сегодня вспомним главное ветхозаветное пророчество о рождении Младенца от Девы, в пандан к четвёртой эклоге Вергилия. Только это пророчество относится к VIII веку до Рождества Христова. И сделал его «ветхозаветный евангелист», как называют пророка Исайю. Вот оно:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

(Книга пророка Исаии, 7, 14 )

С этим местом из Ветхого Завета связана известная история, когда праведный Симеон, переводя этот текст с еврейского на греческий, хотел было заменить слово «Дева» на «молодая женщина», понимая несообразность высказывания. Однако ему было откровение не делать замены, поскольку он своими глазами увидит свершение этого пророчества. Да и в чём было бы тогда «знамение», если младенца рождает молодая женщина?

И далее последовала замечательная история «Ныне отпущаеши».

Эммануил же означает в переводе «с нами Бог». Эти слова многократно поются на рождественской службе.

https://news.1rj.ru/str/SymSem/1062
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Белки свободно расхаживают по Курской семинарии
Это было в декабре, 17 лет назад. Я тогда попал в больницу, но надеялся отделаться быстро. Не получилось.

Короче, ситуация приняла такой оборот, что и Новый год пришлось встречать в больнице. Понятное дело, удовольствие ниже среднего. К тому же у меня как раз должен был быть монашеский постриг, а теперь всё срывалось. (Впоследствии, правда, оказалось, что промыслительно, потому что Симеоном меня бы точно не назвали: старец Симеон Псково-Печерский, в честь которого я получил имя, был прославлен в лике святых только через три месяца, 1 апреля, а меня постригли в итоге 8 апреля.)

Ну вот, в больничке на всём этаже осталось человек пять, плюс медсестра. Пришлось встречать Новый год, как положено, - с оливье, перед телевизором, а я телевизор к тому времени уже лет десять точно не смотрел. В общем, был некий культурный шок. Зато впервые увидел фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Смеялись много, да.

Правда, потом пришлось смеяться ещё больше. Моего врача, как сейчас помню, звали как раз Иван Васильевич. Так вот, когда после операции он вёз меня на каталке в палату, то, будучи ещё под веселящим газом, я ему кричу: «Иван Васильевич, не меняйте профессию!»

Декабрь вообще интересный месяц.
Все-таки мы в России больше склонны к пессимизму. Вот, в опросе о том, приведёт ли мирная инициатива Иерусалимского Патриарха к позитивным результатам, 38% ответило отрицательно, 32% - положительно (правда, выборка не очень репрезентативна). Хотя сама по себе эта инициатива предстоятеля «Матери Церквей» - уже огромный позитив. Ну да ладно.

Поскольку начался Рождественский пост, традиционный понедельничный опрос будет связан с ним. «Главное - не есть ближних», это всё понятно, но тем не менее...


https://news.1rj.ru/str/SymSem/1054
Соблюдаете ли вы Рождественский пост?
Anonymous Poll
52%
Да
15%
Нет
33%
Частично
Сегодня память святителя Филарета (Дроздова). Вот что мы писали о нём в учебнике «Гомилетика»:

«Огромное значение для развития духовного образования в целом и гомилетики в частности имела деятельность выдающегося иерарха XIX века, святителя Филарета (Дрозова; 1782-1867), митрополита Московского. Еще будучи студентом Троицкой семинарии, Василий Дроздов, будущий святитель, получил ответственное послушание проповедовать в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры. Тогда же его заприметил и начал оказывать свое покровительство митрополит Платон (Левшин), говоривший о своем ученике так: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

В 1808 году будущий святитель начал читать в Троицкой семинарии курс высшего красноречия и риторики. Иеромонах Филарет в 1810 году первым в Петербургской академии стал проводить лекции на русском языке – до этого всё преподавание велось на латинском. Затем, уже будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии и членом Комиссии духовных училищ, он принял активное участие в реформе духовного образования, о которой говорилось выше. Реформа предполагала в том числе переход к преподаванию богословских дисциплин на русском языке.

В 1821 году архиепископ Филарет был переведен на Московскую кафедру, где до конца своих дней проявлял особую заботу о московских духовных школах. Святитель оставил после себя замечательное гомилетическое наследие, которое поныне остается образцом для проповедников».

Вообще удивительно сознавать, что до начала XIX века преподавание в семинариях велось на латинском языке. Ясно, что оно было малопригодно для реальной жизни. Яркий пример - сыновья Тараса Бульбы у Гоголя.
Семинариум pinned «Соблюдаете ли вы Рождественский пост?»
На время Рождественского поста выпадает особенно много памятных дней, посвящённых пророкам, и понятно почему.

Сегодня, например, вспоминается пророк Авдий - один из «малых пророков». Его книга - самая короткая из библейских книг. О пророке Авдии и времени его жизни сведения у разных авторов отличаются. Вспоминается также «Плаха» Чингиза Айтматова, где главный герой носит имя Авдий Каллистратов.

Прямых пророчеств о рождении Христа у Авдия нет. Он предсказывает погибель Едому - то есть потомкам Исава, продавшего за чечевицу своё первородство, - и спасение на горе Сион.

«А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа — пламенем, а дом Исавов — соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это».
(Книга пророка Авдия 1, 17-18)

К каким бы историческим событиям не относить эти слова, они всегда верны по отношению к той войне между добром и злом, которая идёт в нашей душе.
Как снег на голову: не только календарная, но и реальная зима
Давно идут споры насчёт переназначения ректора МГУ. Вот, вчера президент подписал закон - это, правда, не точка, а многоточие...

Да, ротация должна быть, молодым надо давать дорогу, какие там ещё мантры есть. Но вот лично у меня Виктор Антонович Садовничий вызывает безграничное уважение и симпатию. Я поступил в МГУ в 1991-м, а Виктор Антонович ректором с 1992-го. Он был инициатором возрождения домовой церкви при МГУ, всегда ее поддерживал, мы брали у него интервью для газеты «Татьянин день» - до сих пор, кстати, актуальное, надо бы найти. Всегда было приятно его слушать и с ним общаться. «Мой любимый ректор» - могу сказать совершено искренне.

И он в прекрасной форме: читает лекции студентам, отлично выступает, ясный ум. Отстаивает интересы университета и отечественной науки. Не знаю, как-то не видно пока достойной альтернативы...


https://news.1rj.ru/str/msuthefirst/4293
Снова вспоминаем «ветхозаветного евангелиста» - неподражаемого пророка Исайю. Вот его пророчество о Христе, VIII век до Р. Х. Оно особенно торжественно поётся на рождественской службе.

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».

(Книга пророка Исаии 9:6-7)
Прямо сейчас, после Божественной литургии, у нас в семинарии выступает главный редактор «Курской правды» Наталья Лымарь, которая много лет была региональным министром печати, автор фильма «Архипастырь» о покойном митрополите Ювеналия. Беседуем о роли информации сегодня
Оказывается, в «Курской правде» некоторое время работал один из моих любимейших писателей Фазиль Искандер - замечательный прозаик, фонтан юмора и кладезь мудрости, автор «Сандро из Чегема», «Удавы и кролики» и многих других произведений. Часто привожу его афоризм: «Цель искусства - очеловечивание человека».

Кстати, у «Курской правды» тоже есть свой, молодой и яркий тг-канал - https://news.1rj.ru/str/mg_kursk
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы напоминает нам о важности подготовки к любому делу. Тем более - к серьёзной миссии.

Дева Мария, когда ее трёхлетней девочкой первосвященник ввёл во святая святых, готовилась стать Домом Божиим. Готовилась молитвами, изучением Священного Писания, общением со священниками, помощью по храму.

Так и семинария становится местом подготовки священников к их миссии - быть храмом Божиим, проповедовать Христа словом и делом.

Об этом была сегодняшняя проповедь (видео, к сожалению, неполное).
Вспоминается из «Тихого Дона» Шолохова: «Строптивый кляузник отец Панкратий умело гадил ближним».

Sapienti sat.