Семинариум – Telegram
Семинариум
6.75K subscribers
4.3K photos
512 videos
24 files
2.62K links
Dum docemus discimus, а также всяко-разно. Личный канал архимандрита Симеона (Томачинского), доцента Московской духовной академии, sym2tom@yandex.ru
Download Telegram
Расставание, разлука - это всегда тяжелое и горькое испытание. Есть даже такая французская пословица: Partir c’est un peu mourir («Расставание - маленькая смерть»).

Почему же мы празднуем сегодняшнее событие - день расставания апостолов со своим Учителем? И почему Евангелие говорит, что апостолы вернулись с Елеонской горы «с радостью великою»? Разве это нормально, когда ученик радуется о разлуке с учителем, невеста радуется, что жених уехал, а сын счастлив выпроводить отца?

Христос после Своего воскресения был с учениками сорок дней: беседовал с ними, объяснял тайны Царствия Божия и темные места Священного Писания, разделял с ними трапезу, помогал ловить рыбу, они вместе молились и благодарили Бога. Наконец, они взошли на Елеонскую гору недалеко от Иерусалима, и Спаситель стал подниматься на небо, воздев руки и благословляя учеников. Он сказал им: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас» - то есть Святого Духа. А ещё ранее сказал: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам». И ещё говорил, это было во время последней беседы с учениками, перед страданиями: «Лучше для вас, чтобы я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам».

Это не разлука и не расставание, а переход отношений на новый уровень, в духовную плоскость - в общение не прикосновением рук и звуком голоса, а Духом Святым. Христос отныне и вовеки теперь всегда со Своими учениками, со всеми нами, с каждым из нас. «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Вчера Папа Римский решил подредактировать Иисуса Христа, Который выражался не очень политкорректно. Для этого Папа Франциск внёс исправления в молитву «Отче наш», которая была дана ученикам самим Спасителем и потому называется молитвой Господней. Что не понравилось понтифику?

Слова «Не введи нас в искушение». Дескать, неправильный перевод. Scusi, papà, но на греческом языке, на котором было написано Евангелие, фраза звучит именно так: «кэ ми исененгис имас ис пиразмон» - «не введи нас в искушение». Причём звучит она одинаково и у апостола Матфея, который приводит молитву Господню в Нагорной проповеди (Мф 6, 13), и у апостола Луки (Лк 11, 4), который сообщает, что Христос дал эту молитву в ответ на просьбу учеников «научи нас молиться».

По-итальянски «не введи нас в искушение» звучит так: «non ci esporre in tentazione». Понятно, что, как объясняет апостол Иаков, «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»
(Иакова 1, 13-14 ). Но это уже толкование слов Господних, а сами слова Господни непреложны. Иначе мало ли что ещё может не понравиться в Евангелии?

Впрочем, католики уже перекраивали не раз слова Писания. В частности, вместо прямого указания Христа на Духа Святого - «Духа истины, Который от Отца исходит» (Ин 15, 26), Римо-католическая Церковь поправила Евангелие: дескать, от Отца и Сына Дух исходит. То самое печально известное Filioque.

Так что новую молитву можно теперь с полным правом назвать «Папа наш».
Всё в этой жизни относительно. Помню, гуляю я по любимому городу Киеву (когда ещё было можно), стою на Андреевском спуске, около Андреевского собора. Снизу поднимается группа молодых людей.

- Где здесь Андреевский спуск? - спрашивают.
- Вы же по нему идёте, - говорю.
- Да? А почему он вверх поднимается?

(Занавес)

Мне кажется, неплохая иллюстрация того, что происходит на Украине.
Состоялся волейбольный матч между командой преподавателей Курской семинарии и командой студентов. Как вы думаете, кто победил? Догадаться несложно. Все-таки опыт сильнее молодости, мудрость сильнее напора, а тактика важнее техники.

Правда, борьба была упорной. Счёт по партиям: 3-1 в пользу преподавателей, и победа была добыта большими усилиями, на больше-меньше. Особенно самоотверженно проявил себя маэстро профессор Проскурин, сражавшийся, как лев, за каждый мяч. Красивую игру показали и отцы Олег Рудыко и Владимир Шилин.

Участники получили массу позитивных эмоций и навыки командной работы.
Завтра в Курской семинарии, на пастырском отделении, итоговый междисциплинарный экзамен. 60 билетов, по 6 вопросов в каждом. Впервые в этом году нельзя пользоваться ни Библией, ни богослужебными книгами (для литургических вопросов). Прямая трансляция в Москву, в Учебный комитет Русской Православной Церкви, который тоже участвует в приеме экзаменов. Комиссия более чем наполовину - из приглашённых специалистов других учебных заведений. В общем, ребятам будет непросто...

Но у нас хорошие выпускники, верим в них! 7 человек на очном отделении, около 20 - на заочном. Что характерно, все, кто женат, - уже в сане: священники или диаконы. По сути, 100-процентная востребованность уже во время учебы. Те, кто ещё не женился или не принял монашество, просто не могут принять сан.

По географии. Из 7 очников: двое - Курская область, двое - Украина, по одному - из Липецкой, Орловской и Брянской областей, где нет своих семинарий. А у нас есть!
В эти дни вспоминается, как сам сдавал экзамены. У меня это обычно получалось, скажем так, не очень. То ли оперативной памяти не хватало, то ли реально матушка-лень распахивала объятия.

В 90-м, сразу после окончания школы, пошёл поступать в педуниверситет - МПГУ, на филфак. Парней там особенно ждали, понятное дело. На приёмных экзаменах мне попадается, среди прочего, вопрос о какой-то работе Ленина. Ну, я, натурально, возмущаюсь - не собираюсь про вашего Ильича рассказывать. Как сейчас помню, женщина из приемной комиссии меня уговаривает: да вы не волнуйтесь, это формальность, хоть два слова скажите, никто сейчас за Ленина переживать не будет (напоминаю, это излёт советской эпохи, ветер перемен, так сказать). Но нет, говорю: раз у вас тут Ленин в билетах, мне в вашем университете делать нечего. И пошёл домой.

А всё оказалось промыслительно. На следующий год решил идти уже на филфак МГУ. Наглости у меня было вагон, и это, как я понимаю, меня и выручило, потому что со знаниями, да, проблемы были. А экзамены надо сдавать уверенно, отстаивать свою точку зрения, не бояться спорить с преподавателями - по делу, конечно. По крайней мере, в МГУ такая тактика принесла мне полный успех.

Потом уже, во время учёбы, редко мне удавалось так успешно сдавать экзамены. Самый удачный случай был, когда сдавал зарубежку и мне попался мой любимый Кальдерон. «Жизнь есть сон» и что-то ещё я читал, ещё ходил на специальные лекции о нем, но главное - прямо перед входом на экзамен, перед дверью, мой однокурсник подробно рассказал мне сюжет его «Поклонения Кресту». И на самом экзамене я бодренько этот сюжет пересказал. Преподаватель аж удивился и говорит: «Это лучший ответ на курсе».

Так что да, хе-хе, товарищей надо слушать.
К счастью, вчера наши выпускники с очного отделения успешно справились с итоговым экзаменом. Главное - справились с волнением, потому что шла не просто прямая трансляция в Учебный комитет, а трансляция на заседание Высшего церковного совета во главе со Святейшим Патриархом Кириллом. В Совет также входят председатель ОВЦС митрополит Иларион, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Савва, председатель Издательского Совета митрополит Климент, председатель Патриаршего Совета по культуре митрополит Тихон и многие другие.

Экзаменационную комиссию возглавлял ректор Белгородской семинарии отец Алексий, были и другие приглашённые специалисты, от Курской семинарии - только два человека: проректор по учебной работе и методист.

Наши выпускники-очники, говорят, отвечали прекрасно - недаром четверо из семи получили «отлично». Кстати, большинство собирается продолжать обучение - поступать в магистратуру.

Заочники, конечно, отвечали хуже: только одна «пятерка», три «двойки», а несколько человек так перепугалось, что даже не пришли на экзамен.

Впереди ещё защита выпускных квалификационных работ. Там тоже всё непросто. Несколько работ уже сняли с дистанции из-за проблем с плагиатом. Но - «дорогу осилит идущий».
Для меня праздник Пятидесятницы связан с одним очень дорогим воспоминанием. Оно относится к приснопамятному епископу Василию (Родзянко), о котором писал отец Тихон в «Несвятых святых», - тому самому внуку знаменитого председателя Государственной Думы.

Было это в 99-м году. Владыку Василия я уже немного знал: иногда он служил в Сретенском монастыре, где я был прихожанином. Моя бабушка фактически пришла к вере и потом крестилась благодаря его передачам на российском телевидении, а наши родственники в Америке так и вовсе были одно время его прихожанами в Вашингтоне. Владыка Василий был, конечно, потрясающим - из какого-то древнего дореволюционного далёка, мудрый, благородный, молитвенный.

Теперь он оказался в московской больнице, и мы по очереди дежурили у его постели, чтобы чем-то помочь. Мне досталось дежурство в ночь на праздник Святой Троицы. Накануне я почитал ему работу архиепископа Илариона (Троицкого), который тогда ещё не был прославлен, «Триединство Божества и единство человечества». Владыка Василий с большим чувством выслушал её и потом, преодолевая недомогание, с воодушевлением начал развивать эти мысли, столь близкие ему самому. С тех пор я очень люблю эту работу и стараюсь её перечитывать на праздник Святой Троицы.

Всю ночь Владыка мучился, я особо ничем помочь не мог, а утром предложил почитать утренние молитвы. Когда я закончил, Владыка Василий неожиданно сказал: «Вот также Вы будете читать Божественную Литургию и послужите Святой Троице». Я опешил, потому что был тогда обычным мирянином, учился в аспирантуре и дальнейший мой путь был в тумане. Я немедленно исповедался у Владыки Василия и побежал на Литургию в праздник Святой Троицы...

Теперь уже, когда служу Божественную Литургию, всегда вспоминаю этого удивительного архиерея - епископа Василия (Родзянко).