Websoft – Telegram
Websoft
7.35K subscribers
783 photos
13 videos
1 file
868 links
HR Tech и автоматизация HR процессов

Про нас: https://hcm.websoft.ru/

Контакты: @EKorovina
Download Telegram
Переход на электронный государственный учёт сотрудников, который по привычке называют электронными трудовыми книжками, произойдёт в начале 2021 года.

Профильный комитет Госдумы одобрил законопроект и скоро он будет принят.

Всем кадровикам, включая самую последнюю «тетю Машу» из дальнего уезда, придётся вносить данные в электронный реестр, который пафосно называется «цифровой персональной траекторией развития». И это будет крупнейшая «диджитализация” кадровых процессов в нашей истории.

http://m.cnews.ru/news/top/2019-07-02_v_rossii_nachalas_legalizatsiya_elektronnyh_trudovy
Новости российского EdTech рынка.

EPAM, крупный мировой поставщик услуг по разработке ПО, с белорусскими корнями, покупает Competentum, поставщика LMS систем и разработчика учебного контента:
https://competentum.ru/blog/epam-obyavil-o-priobretenii-competentum

Это точно хорошая новость для Competentum.

Будет ли это хорошей новостью для существующих клиентов их LMS систем - покажет время.

На основе предыдущего опыта подобных приобретений (когда крупный ИТ аутсорсер/интегратор покупал разработчика продуктов для массового рынка) можно предположить, что компания сосредоточится на крупных проектах и ключевых заказчиках «материнской» компании. Обычно это приводит к тому, что продукт перестаёт активно дорабатываться и развиваться для конкуренции на низкобюджетном массовом рынке.

Понаблюдаем.
Пятничное. На одной из недавних встреч с клиентами обсуждали что важнее для инструмента комплексной HR-автоматизации:

⁃ быть системой в которую «зашиты» все лучшие (по мнению разработчика) практики и которую нужно просто применять, если нужно - адаптировав свои процессы под эти самые практики

⁃ быть платформой с большим набором инструментов и готовых практик из которых можно собрать решение под задачи заказчика, не заставляв его вписываться в жёсткие рамки системы

В том разговоре пришли к выводу, что конкретному заказчику важнее гибкость и платформа. Возник законный вопрос - кто будет адаптировать платформу. Внешний подрядчик сделает внедрение и поможет с большими проектами, а кто будет отвечать за «мелочи» - оперативный отчетик, формочка, небольшая процедура расчета, ...

Пока ещё не все компании приняли решение стать ИТ-бизнесами и у них нет больших внутренних команд разработчиков. «У нас же тут девушки» воскликнула HR-директор. «А наши девушки не смогут...»

Пришлось возразить, что мы знаем десятки случаев, когда девушки из HR смогли за короткий срок научиться настраивать и даже немного дорабатывать HR систему и реализовывать очень интересные идеи. В том числе потому, что они HRы и понимают специфику задачи и могут ее решить своими руками.

И вообще, всем известно, что первым «программистом» (корректнее -первым человеком, написавшим алгоритм для универсальной вычислительной машины) была Ада Лавлейс (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Лавлейс,_Ада), дочь поэта Байрона. А первыми настоящими программистами для первого настоящего универсального компьютера ENIAC была команда из 6 девушек.

В наше digital время стоит верить в себя и пробовать, уж если девушки смогли 70 лет назад ;)
600 человек работает в команде, отвечающей за HR-автоматизацию в Amazon.

Некоторые результаты деятельности этой команды, которыми компания делится:
⁃ Система регулярных опросов сотрудников Connections
⁃ Система автоматизации оценки эффективности Forte

600 человек вроде бы много, но это всего лишь 0.1% от общей численности персонала (600.000+ сотрудников).

Этот показатель (1 ответственный за HR-автоматизацию на 1000 сотрудников) можно брать за бенчмарк для компаний, считающих себя «продвинутыми» игроками в digital HR.

Источник (и статья про HR-директора Amazon):
https://www.fastcompany.com/90325624/yes-amazon-has-an-hr-chief-meet-beth-galetti
Не часто удается познакомиться с внутренней «кухней» системы обучения одного из крупнейших банков.

Еще реже, в нашей российской практике, встречается по настоящему продуманная адаптивная автоматизированная система обучения.

Читайте кейс Райффайзенбанк - про то как перестроить корпоративное обучение на адаптивные рельсы:
https://blog.websoft.ru/2019/07/blog-post.html
Множество компаний, особенно западных и технологических, меняет свой подход к процедурам и инструментам оценки сотрудников.

Давайте попробуем разобраться в причинах.

Наиболее часто обсуждаемая проблема - существующие процедуры не позволяют сотрудникам получать адекватную и оперативную обратную связь.

Выход - использование инструментов для непрерывной обратной связи. Об этом подходе и технологических инструментах для него мы уже не раз писали.

Но есть и ещё одна, крайне важная причина, о которой мало говорят.

Большинство современных процедур оценки построены из предположения, что распределение сотрудников по критерию эффективности является нормальным (или гауссовским) в смысле статистики.

Если это так, то эффективность большинства сотрудников средняя. Очень небольшое количество сотрудников высокоэффективны, но основной вклад в результаты организации вносят "середняки".

Соответственно, мы ранжируем всех по шкале от D до A+ и платим самым эффективным зарплату/бонус выше, но не драматически выше среднего.

Проблема в том, что распределение эффективности совсем не "нормальное". Это не Гауссовское распределение, а распределение Парето. Кто забыл что это - посмотрите в Википедии.

Читать про это можно у апостола инновационного HR Джоша Берсина:
https://www.forbes.com/sites/joshbersin/2014/02/19/the-myth-of-the-bell-curve-look-for-the-hyper-performers/#26dc8376bca0

Получается, что в организации небольшое количество ультра-эффективных сотрудников дают очень существенный вклад в результативность. А эффективность условного "среднего" сотрудника как правило даже ниже математически средней эффективности в компании в целом.

Попытка оценивать "звездных" сотрудников по шкале A/B/C/D и премировать по общим правилам приводит к тому что они печалятся и разбегаются.

Это нехитрая, но важная идея - нельзя оценивать "звёзд" по общим критериям и расчитывать что так их можно удержать.

Как оценивать по другому - вопрос совсем не простой, упирающийся, помимо прочего в корпоративные правила, ограничения систем грейдов, ощущение справедливости вознаграждения. И универсального, хорошего решения нет.

Согласитесь, что в текущей логике бизнеса, крайне сложно сотруднику, выполняющему свою работу в 3 раза эффективнее коллег платить в 3 раза больше денег. Что может быть, например, больше, чем получает его начальник. Можно сделать его руководителем, но, что если он гениальный исполнитель и плохой руководитель?

Именно этот вопрос заставляет искать новые подходы и технологии. Посмотрим, какие из них приживутся на практике.
Ещё немного статистики глобального рынка LMS систем.

Если верить исследованию компании MarketsAndMarkets, размер глобального рынка LMS систем составил в 2018 году 9.2 миллиарда долларов.

К 2023, по прогнозу, рынок вырастет до 22.4 миллиардов долларов. В среднем годовой рост рынка составит почти 20%.

Речь идёт о совокупном объёме корпоративного и академического секторов. Причём, академический сектор крупнее.

Наибольший рост продемонстрируют облачные LMS системы, а из рынков - Азия.

Если у вас есть лишние 6000 евро, то можно купить отчёт и прочитать детали. Мы воздержались.

Что делать с этими цифрами, как и с любыми подобными исследованиями - не очень понятно, но читать любопытно. В том числе, осознавать что в упомянутых миллиардах есть и наша российская копеечка ;)

Для тех кто хочет купить отчёт:
https://www.reportlinker.com/p04031788/Learning-Management-System-Market-by-Application-Delivery-Mode-Deployment-User-Type-Vertical-and-Region-Global-Forecast-to.html
Знаете ли вы чем HCM отличается от TMS и что это вообще такое. А HRIS от HRMS? И что такое EXP?

Если знаете, то не читайте нашу статью про виды HR-систем и их классификацию. А если сомневаетесь, то вот она:
https://blog.websoft.ru/2019/07/hr.html
Недавно мы писали про оценку персонала и про то, что с точки зрения эффективности, распределение сотрудников в компании не нормальное. В смысле, не распределение Гаусса, а распределение Парето.

Это означает, что малое количество «звёздных» сотрудников отвечают за непропорционально большую долю результативности.

Кажется очевидным, что в компаниях-лидерах этих «звёзд» больше, чем в «обычных». И это причина их лидерства.

Оказывается, что это не так. Доля «звёзд» в компаниях лидерах индустрии практически такая же, как в других.

Эти данные - результат исследования 25 глобальных компаний консультантами из Bain & Co:
https://hbr.org/2017/02/the-best-companies-dont-have-more-stars-they-cluster-them-together

В компаниях лидерах - примерно 16% «звёзд», во всех остальных - чуть меньше 15%. Различий практически нет.

Но, есть разница в том, как эти люди используются.

В лидирующих компаниях до 95% критических для бизнеса позиций заняты «звёздными» сотрудниками. В остальных они относительно равномерно распределены по структуре управления. Логика которая работает в этом случае - то что ты мега-умный и эффективный ещё не означает, что ты перепрыгнешь через голову более заслуженных, опытных, проверенных...

Выводы из этой истории:
- процесс формирования кадрового резерва (определения «звёзд») должен почти в любой компании приводить к выявлению тех самых 15% - это хороший бенчмарк
- этот процесс не будет иметь особого смысла, если компания не готова «пересаживать» найденных людей на критические для бизнеса направления, без оглядки на корпоративные правила и процедуры. Просто формирование ИПР или размещение на доске почёта тут не помогут.
YouTube запускает новые фичи для авторов образовательных каналов. Можно будет создавать плей-листы, разбивать контент на уроки, упорядочивать от простого к сложному. Это будут почти полноценные учебные курсы.

Также, в этих плейлистах не будут показываться рекомендованные видео, чтобы не соблазнять людей, изучающих серьезные вещи, котиками и клипами.

Для начала, этот механизм будет доступен для TED и Khan Academy, но потом появятся и другие авторы контента.

По сути, YouTube может стать основным агрегатором открытого учебного контента, и, весьма возможно, тихим «убийцей» MOOC платформ вроде Coursera и Udemy. Аудиторию он точно сможет привлечь более широкую.

Пример плей-листа про программирование на Java: https://m.youtube.com/playlist?list=PLRqwX-V7Uu6YxDKpFzf_2D84p0cyk4T7X

Статья на VC: https://vc.ru/media/75151-youtube-predstavil-obrazovatelnye-pleylisty-bez-rekomendaciy-rolikov-na-drugie-temy
Какой способ доставки контента эффективнее - текст или видео?

Полноценных исследований на эту тему почти нет и в профессиональных дискуссиях приходится довольствоваться ощущениями и личным опытом участников.

Но, исследования все же встречаются. Например, вот это исследование, проведённое в MIT в 2018 году:
https://mitili.mit.edu/news/compared-reading-how-much-does-video-improve-learning-outcomes

Краткая выжимка из статьи:
- Участников разделили на 2 группы - одним дали видео-курс, другим текст. Содержание было идентичным.
- Предпочтения обучаемых изучали опросником
- Эффективность обучения измеряли тестом в конце обучения
- Результаты тестирования для видео - средний балл по тесту (от 100% возможных) - 81.3%, медиана- 80%
- Результат тестирования для текста - средний балл - 82.5%, медиана - 90%
- Недостаток сна, вероятно, оказывает более существенное влияние на восприятие текста чем на восприятие видео
- Если учитывать предпочтения, от есть давать людям, которые хотят смотреть видео курс в формате видео, а людям которые предпочитают читать - текстовый вариант, то результат тестирования улучшается примерно на 10%

Выводы:
- нет явного выигрыша в результативности ни для одного из форматов
- личные предпочтения оказывают небольшое влияние на результативность, но это влияние не существеннее чем другие факторы стабильного эмоционального состояния (например, сна)
Массовый подбор персонала - процесс вызывающий особенно большую головную боль у HR.

Соответственно, чем сильнее болит, тем больше желающих предоставить лечение. Большинство новых инструментов автоматизации рекрутмента ориентированы на массовку
(и плохо подходят для классического подбора офисного и квалифицированного производственного персонала).

Основные новые инструменты при автоматизации массового подбора:
- Автоматический сбор кандидатов из различных источников по массовым профессиям
- Автообзвон найденных кандидатов роботов
- marhr - использование инструментов маркетинга для продвижения информации о вакансия и компании в соц. сетях
- Видео-интервью
- Чат-боты
- смотреть Геотаргетинг в рекламе вакансий (работа рядом с домом)

Читайте кейс, про автоматизацию массового подбора в DPD - крупнейшей в России компании экспресс-доставки.

В проекте использовались многие из перечисленных выше инструментов:
https://blog.websoft.ru/2019/06/staff.html

Также на тему массового подбора - посмотрите статью про инструмент, позволяющий автоматически собирать данные кандидатов из нескольких источников и настраивать автоматический обзвон с помощью робота, по заданному сценарию:
https://blog.websoft.ru/2019/07/e-staff.html
Что думают кандидаты о вакансиях и способах поиска работы?

К сожалению, российской статистики нет в наличии, но есть данные по US и UK (источников много, поэтому пруфлинки не привожу). Думаю, наши показатели не будут сильно отличаться.

Несколько цифр, важных, в том числе для задач автоматизации (в качестве метрик, KPI, контрольных показателей для автоматических напоминаний рекрутерам и.т.п):

70% кандидатов ожидают реакции на своё резюме или отклик на вакансию в течение недели. От человека. Автоответ «Ваше письмо очень важно для нас» не считается.

40% кандидатов готовы ждать job offer не более 4 дней после финального интервью. 38% готовы потерпеть 9 дней.

Почти 60% хотят быть проинтервьюированы своим будущим руководителем. Общения с рекрутером достаточно 25%, 13% согласны на внешнего эксперта и 5% на будущего коллегу.

Для 70% кандидатов информация о зарплате в объявлении о вакансии крайне важна. Ее отсутствие существенно снижает вероятность отклика.

42% кандидатов бесят устаревшие (уже закрытые) вакансии продолжающие висеть на сайтах.

80% кандидатов важно четко понимать из каких этапов состоит процесс подбора, временные рамки каждого из этапов и их соблюдение.

Простые выводы для задач автоматизации:
- Контролируйте срок в течение которого рекрутер внёс в ATS отметку о том, что позвонил/написал кандидату или автоматически обрабатывайте его переписку. Не сделал - автоматическое напоминание. Можно также считать и визуализировать KPI
- Аналогично с job offer
- Контролируйте (те же напоминания, отчеты,...) привлечение руководителей к интервью
- Автоматизируйте процесс удаления с сайтов закрытых вакансий
- Отправьте кандидату автоматическое письмо в котором расскажите о процессе подбора, его этапах и сроках

Набор показателей и соответствующих мер - не исчерпывающий. Чтобы улучшить качество подбора не обязательно затевать сложный проект по Customer Journey Map (хотя и полезно). Начните с открытых данных и очевидных изменений.
Пятничное. В одной умной книге повторный брак назван триумфом надежды над здравым смыслом.

Тем не менее большинство людей женятся повторно, несмотря на пугающую статистику повторных разводов.

А ещё, масса людей начинает новый бизнес, несмотря на цифры совсем не внушающие оптимизм:
- 96% бизнесов не доживают до 10 лет
- 50% небольших и средних компаний выходящих на IPO (а это «сливки» бизнеса) не переживают 5 лет после выхода на биржу. Для крупных IPO статистика получше, но и там много проблем

В целом можно сказать, что люди склонны затевать большие проекты (в том числе в ИТ и HR) существенно недооценивая вероятность полного провала.

Почему? Потому, что большие проекты это круто. Много власти, престиж, ощущение значимости и сопричастности к чему-то большому...

При этом, маленькие дела и небольшие улучшения влияют на нашу повседневную жизнь куда сильнее чем мегапроекты. Жаль, что за них не дают орденов и не ставят памятники.

Послушайте одно из самых моих любимых выступлений на TED (есть русская транскрипция) - про «Министерство мелких деталей» и несуществующих людей с большой властью и малыми бюджетами. Очень смешно и поучительно:
https://www.ted.com/talks/rory_sutherland_sweat_the_small_stuff/up-next

Выводы (если стоит их делать):
- Когда затеваете глобальный проект соберитесь и обсудите что будет когда он не взлетит (не если, а когда). Если все же взлетит - будет приятный сюрприз, но вы будете готовы к неудаче
- Попробуйте пожить в agile-режиме - вместо мега-проектов начать жить в логике небольших, инкрементальных, но непрерывных улучшений и изменений к лучшему
Сколько активностей в плане адаптации может «переварить» новый сотрудник? И за какой период времени?

Это вопрос возник у меня после разговора с одним из наших заказчиков. У компании полностью автоматизированный процесс адаптации, качественный e-learning, хорошие материалы, персонализованный подход и все равно сотрудники не довольны. Это показывают опросы.

Почему? Возможно, потому, что компания хочет уложить адаптацию (по крайней мере приобретение нужных знаний) в 1 месяц, а материалов очень много. Более 100 (курсы, тесты, вебинары, инструкции, ...).

Может быть, столько просто не влезает в голову?

Статистики/аналитики по объёму и длительности адаптационных программ не много. Вот что удались найти:
- Среднее число заданий на период адаптации - 54 (опрос компании Sapling, 2019)
- Только 37% компаний проволят процедуру адаптации длительностью более 1 месяца (опрос Clickboarding, 2016), а по данным HCI (Human Capital Institute) лишь у 50% компаний процедура адаптации длиться более недели

Исходя из приведённых данных, получается, что процедура адаптации, с точки зрения сотрудника либо излишне интенсивная либо некачественная. Излишняя интенсивность тоже качества не добавляет. У нового сотрудника и так стресс на новом месте.

Цифры это подтверждают - по результатом опроса Gallup в 2017 году 88% людей не довольны качеством адаптационных программ в их компаниях.

Очевидный вывод - процесс адаптации оптимально планировать не на 7 или 30, а на 60 или 90 дней. И адекватно автоматизировать.

Про то, что можно автоматизировать в процессе адаптации мы когда-то писали: https://blog.websoft.ru/2018/01/blog-post.html
Интересные цифры в одной из статей Джоша Бесина - в результате исследования выяснилось, что сотрудникам 65% из рассматривавшихся компаний, легче найти работу вне текущей компании, чем внутри.

Компании пренебрегают внутренним рекрутментом. И зря. Потому что цифры вполне красноречивы:
- Внутреннему кандидату нужно платить в среднем на 20% меньше чем «варягу»
- Отсутствие возможности внутреннего карьерного роста - причина увольнения как минимум для 25% кандидатов

По моему опыту - на каждый проект автоматизации внутреннего подбора, приходится 5 проектов по автоматизации подбора внешнего.

А технически нужно совсем немного (не считая политической воли руководителей компании):
- страница с вакансиями на корпоративном/HR портале
- автоматическое размещение вакансий на этой странице из вашей ATS
- автоматизация работы с кадровым резервом и уведомление резервистов об открывающихся позициях
- приоритет внутренних кандидатов для некоторых вакансий и автоматический контроль этого приоритета (отчеты, уведомления)

Собственно, ссылка на статью: http://www.hrtechcentral.com/?open-article-id=10606925&article-noscript=the-talent-experience-market-is-real--and-hr-tech-vendors-are-scrambling&blog-domain=joshbersin.com&blog-noscript=josh-bersin
Если бы 5 лет назад кто-то сказал, что люди сделают бизнес из робота, который будет анализировать работу других роботов, я бы посмеялся.

А теперь я нашёл проект chatbase и совсем не удивился: https://chatbase.com

Это услуга по автоматическому анализу и улучшению работы чат-ботов. Впрочем, сервис может анализировать и логи разговоров обычной «человеческой» поддержки.

Результатом работы робота по анализу работы роботов может быть улучшенная спецификация бота (опять же робота) для загрузки в ботовый сервис, например, Dialogflow. Звучит сюрреалистично, но это так.

Это проект инкубатора Google и он использует технологии родительской компании, в том числе для анализа естественного языка.

На этом примере мы видим как раскручивается маховик индустрии - не успели появиться сервисы по созданию ботов, как появились инструменты по их оптимизации и автоматической генерации.

Так что готовьтесь оптимизировать своего HR-бота до того, как вы его сделаете.
Важное противоречие в процедуре адаптации.

72% сотрудников считают самым важным на этапе адаптации общение с непосредственным руководителем (усреднённые данные по нескольким опросам).

Но, только в 35-40% компаний в адаптации полноценно участвуют руководители (Опрос Allied Workforce 2012 и другие).

Руководители не очень хотят участвовать в адаптационных процедурах. И тут на помощь приходит автоматизация, которая может сделать ситуацию ... хуже.

Во многих компаниях, HRы, отчаявшиеся привлечь руководителей, пытаются заместить их автоматизированными инструментами. Не хотят разговаривать - сделаем чат-бота, не хотят учить - заменим на записи вебинаров...

И, после этого, руководители окончательно решают, что адаптация (теперь автоматизированная) обойдётся без них. И в итоге люди уходят (по статистике не менее 20% только на этапе адаптации). Уйти от человека, который с тобой общался, намного тяжелее чем от робота.

Выводы:
- не все способы автоматизации одинаково полезны
- цель автоматизации адаптации - не замещать руководителя, а помогать ему. Предоставлять удобный интерфейс и отчёты, подсказывать, напоминать, ...
Пятничная история. В одной из них HR-групп в Facebook, директор по персоналу одной уважаемой компании спросила коллег совета - как отговорить линейных руководителей отказывать кандидатам из-за неправильного знака зодиака. Как вы догадываетесь, она пожалела, что спросила.

И я вспомнил лучший запрос на автоматизацию, который я получал за всю свою карьеру.

Нас попросили автоматизировать подбор по знакам зодиака - чтобы в заявке на подбор можно было указать нужные знаки, эти данные попадали в карточку вакансии в E-Staff и система автоматически не давала отбирать кандидатов с датой рождения не подходящих по знаку.

Было даже ТЗ. Пришлось отказаться.

Но, нам удалось придумать ещё несколько безумных идей HR-автоматизации, которые мы когда-нибудь реализуем, скорее всего 1 апреля:
- автоматическое исключение кандидатов-неудачников из рассмотрения. Случайным образом
-«перевёрнутая» оценка эффективности - обычно сначала заполняются формы оценки, а потом проводится калибровка под заданное распределение. Можно пропустить этап оценки сразу переходить к калибровке методом случайных чисел - неудачники получат D, везунчики A, а компания экономию времени :)
- Имитатор руководителя - так как руководители не любят давать обратную связь, переводим коммуникацию в чат и там создаём бота, воспитанного по лучшим заветам Капитана Очевидность. Сотрудники не заметят разницы.

Хорошей всем пятницы!