Websoft – Telegram
Websoft
7.36K subscribers
783 photos
13 videos
1 file
868 links
HR Tech и автоматизация HR процессов

Про нас: https://hcm.websoft.ru/

Контакты: @EKorovina
Download Telegram
Продолжим гендерную тему, начатую на прошлой неделе.

Влияет ли то, какими словами сформулирована вакансия на отклик кандидатов. Например, если написать «необходим специалист, который будет агрессивно преследовать поставленные целевые показатели» или «... энергично преследовать...».

Если верить исследователям из университетов Duke и Waterloo, выбор слов важен. Особенно если кандидат женщина:
https://www.paycor.com/resource-center/gender-discrimination-in-job-denoscriptions

Исследователи составили список «мужских» и «женских» терминов. Пример мужских (в переводе на русский) - агрессивно, решительно, настойчиво...Пример «женских» - эмоционально, вежливо, доверие, ...

Если в вакансии были «мужские» слова, то вероятность что женщина откликалась на такую вакансию резко снижалась. С мужчинами такого эффекта не наблюдалось. Они вполне откликались на вакансии с «женскими» словами.

Выводы:
- если вы действительно хотите гендерно-нейтральных объявлений - думайте о словах
- если вы российский рекрутер и вам нужно по требованию заказчика исключить из рассмотрения девушек, но вы не можете этого явно написать в вакансии - изучите список «мужских» слов. Впрочем, мы против дискриминации и не поддерживаем эту идею

Как насчёт автоматизации? Множество западных ATS систем встраивают модуль автоматической проверки объявлений о вакансиях на явно выраженные гендерные слова и выражения. И предупреждают рекрутера об ошибках.

В сети есть бесплатные инструменты (на английском и других европейских языках) позволяющие проверить объявления. Один из примеров:
http://gender-decoder.katmatfield.com

PS

Не будем забывать про российских исследования - их немного, но они встречаются. Вот вполне осмысленная работа исследователей из СПбГУ о гендерных стереотипах российских рекрутеров:
https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/13944/1/DIPLOM_Stepanova_2018.pdf
Google на днях сделал предложение по покупке производителя фитнесс-гаджетов Fitbit.

Это напомнило нам про историю использования гаджетов этой компании для проектов в HR.

Ещё в 2013 году подразделение British Petroleum в США раздала 14.000 своим сотрудникам бесплатные браслеты и носимые устройства Fitbit, отправлявшие данные об активности их носителей в HR-систему компании. Участие в проекте добровольное.

Те, кто сумел преодолеть определенный порог активности, смог претендовать на снижение стоимости медицинской страховки (точнее увеличивать налоговые вычеты на оплату страховки за счёт компании):
https://www.forbes.com/sites/parmyolson/2014/04/17/the-quantified-other-nest-and-fitbit-chase-a-lucrative-side-business/#3272363d2c8a

Возможно, теперь не только работодатели некоторых компаний, но и Google будут знать о состоянии здоровья пользователей фитнесс-устройств.
Редкий случай, когда технологии, созданные для HR «переезжают» в другие сектора. Обычно, наоборот:
https://vc.ru/services/90143-screenlife-timura-bekmambetova-i-razrabotchik-robota-rekrutera-vera-sozdali-tehnologiyu-sinteza-golosa-znamenitostey

Стоит отдать должное коллегам из Stafory. Нет так все просто с их решениями - мода на роботов для обзвонив стихла, появилось множество конкурентов (например, VoxImplant делает отличные голосовые решения с удобным API), а успех системы рекрутмента на блокчейне вызывает сомнение.

Но, несмотря на сложности они снова смогли сгенерировать хайп вокруг себя. Стоит поучиться.

PS
Как в ATS системе можно сделать интеграцию с голосовыми роботами - читайте здесь:
http://blog.websoft.ru/2019/07/e-staff.html
Абсолютно неожиданная предметная область для корпоративных HR-систем - борьба с диабетом. Не в России, конечно, а в Штатах.

У них, как известно, с диабетом большая беда. Вернее, очень большая. Почти 10% населения больны. Для большинства компаний это означает до 10% больных сотрудников, высокую стоимость оплаты больничных, отсутствия сотрудников на рабочих местах и прочие потери от снижения производительности труда.

Это на была бы Америка, если бы для такой проблемы не продавали бы решения.

Продукты есть и их много. Есть корпоративные приложения, которые компании могут приобрести для своих сотрудников, которые дают рекомендации о правильном питании, активном образе жизни. Есть решения с элементами геймификации. Сотрудники могут виртуально соревноваться к коллегами - кто больше прошёл, тренировался, правильно питался...

Есть бизнес-ассоциации и даже рекомендации по выбору digital решений для работодателей:
https://nebgh.org/wp-content/uploads/2018/02/Diabetes_Digital_Fin_spreads_26NOV2018.pdf

В России, официально больных диабетом 4.3 миллиона, то есть 3%. Но, официальной статистике у нас никто особо не верит. Неофициальные источники говорят, что эти цифры занижены раза в 2. Но, все равно они существенно лучше американских. Пока.

Не знаю, стоит ли нам переживать из-за нашей технологической отсталости или радоваться что у нас пока не так все плохо с эпидемией диабета.
В сети случайно нашли логотип новой версии браузера Edge от Microsoft, который будет построен на движке Chromium:
https://vc.ru/design/90943-microsoft-predstavila-logotip-novogo-brauzera-edge-na-baze-chromium

А 4 ноября в сеть выложили бета-версию:
https://www.microsoftedgeinsider.com/en-us/


Выход релиза запланирован на 15 января 2020 года.

Это важная новость для крупных компаний в которых запрещено или ограничено использование браузеров, отличных от продукции Microsoft. Есть надежда, что это будет полноценный браузер с поддержкой всех современных технологий и про кошмар специальной верстки систем “под IE” можно будет забыть.

Важный вопрос для многих разработчиков - будет ли новый браузер поддерживать стандарт WebRTC, который позволяет создавать инструменты для коммуникаций в режиме реального времени, в том числе, системы проведения вебинаров?

Судя по комментариям разработчиков Microsoft, поддержка WebRTC ожидается. По крайней мере, разработчикам, использовавшим альтернативный стандарт от Microsoft (oRTC) предлагается разрабатывать WebRTC решения для Chrome:
https://techcommunity.microsoft.com/t5/Discussions/ORTC-Support-in-Edge-Chromium/m-p/411631


Это хорошая новость для всех разработчиков, в том числе дня нас. В новой версии Виртуального класса Websoft не придётся поддерживать «зоопарк» стандартов. Будем ждать новой версии Edge.
Когда в страховой компании Согласие создали на своём учебном портале систему обучения руководителей, то сначала сделали это традиционным способом.

То есть загрузили курсы, запланировали вебинары, раздали права управления процессом тренерам и начали обучать.

Выяснилось, что для программы в которой 1500 участников, десяток тем обучения, в каждой из который взаимосвязанные курсы, вебинары, задания, тесты и прочее, управление процессом обучения, без дополнительной автоматизации, превращается в ад.

Как в компании автоматизировали процесс, и что из этого получилось, читайте в нашем новом кейсе:
http://blog.websoft.ru/2019/11/blog-post.html
Суровые реалии российского HRTech.

Сервис PapaJobs для поиска работы рядом с домом для «синих воротничков» создали в 2017. И в него успели инвестировать $5.3 миллиона (по данным Crunchbase).

В начале 2019 проект получил ещё $1 миллион:
https://vc.ru/services/77491-rossiyskiy-servis-dlya-poiska-raboty-papajobs-privlek-1-mln-i-stal-pomogat-s-trudoustroystvom


А по состоянию на конец октября 2019 на сайте нет ни одной вакансии. И вообще никаких признаков жизни.

Sic transit gloria mundi
Штат Иллинойс создал прецедент - первый мире закон об использовании искусственного интеллекта для обработки видео-интервью (Artificial Intelligence Video Interview Act):
https://www.shrm.org/resourcesandtools/legal-and-compliance/state-and-local-updates/pages/illinois-leads-the-way-on-ai-regulation-in-the-workplace.aspx

Суть закона:
⁃ От кандидата требуется письменное согласие на участие в видео-интервью, результаты которого будет оценивать AI
⁃ Видео, записанное во время интервью запрещено передавать кому-либо кроме людей, участвующих в принятии решения по кандидату
⁃ Нельзя использовать AI для анализа тех видео, для которых не было письменного согласия
⁃ По запросу кандидата, все его видео должны быть уничтожены в течение 30 дней

Текущая версия закона не запрещает компании отказать кандидату, не прошедшему видео-интервью. Но, как сказано выше, это первая попытка законотворчества.

В других штатах тоже обсуждаются похожие законы и в них могут быть альтернативные требования. Поскольку в США нет единого федерального закона про защиту персональных данных типа GDPR, то это порождает региональные нормативные акты.

Рано или поздно все это будет отрегулировано на федеральном уровне и в Штатах и у нас и в Европе, а до этого мы будем наблюдать за законодательными экспериментами.
Вопрос про взаимосвязь «плюшек», которые предоставляет компания и длительности работы сотрудников в ней.

Где большего всего «плюшек»? Спросите 100 человек и как минимум 50 из них назовут Google.

А вот вам список крупнейших американских компаний (Fortune 500), отсортированный по средней продолжительности работы сотрудника в компании (по данным сервиса PayScale): https://www.payscale.com/data-packages/employee-loyalty/full-list

Google на почётном 462 (в среднем 1.1 года), а Amazon на 464 месте (в среднем 1 год).

У Eastman Kodak (1 место) - в среднем 20 лет. А у McDonald’s в среднем 2.8 года.

Не похоже, что «плюшки» очень эффективны в индустриях с очень высоким спросом на таланты.
Коллеги из Райффайзенбанк на конференции E-Практика поделились своим опытом сбора и анализа обратной связи по итогам обучения.

Планируют и проводят обучение в банке на платформе WebTutor, там же собирают обратную связь. А анализируют в PowerBI и, частично, в WebTutor.

Несколько интересных выводов по итогам анализа обратной связи обучаемых:
⁃ Гипотеза что молодые сотрудники оценивают курсы выше чем опытные подтвердилась
⁃ Было предположение, что самыми редкими оценками по 5 балльной шкале будут 2,3 или 4. А оказалось что это 1
⁃ А вот идея, что длительность изучения курса влияет на уровень оценки не подтвердилась. Длинные курсы не оцениваются ниже чем короткие.
⁃ Также не подтвердилась гипотеза, что руководители оценивают обучение ниже чем их подчиненные. Нет связи между уровнем руководителя и уровнем оценки.

Спасибо Эдуарду Никитюку и его коллегам за материал и интересные идеи. Презентация:
https://news.websoft.ru/pdf/6756126752109240966
Все что вы хотели знать о дискриминации сотрудников по возрасту (в ИТ и не только), но стеснялись спросить, можно почерпнуть из статьи на Habr и комментариев к ней. Комментарии особенно ценны:
https://m.habr.com/ru/post/475288/comments/


В дополнение - статья про средний возраст сотрудников в ведущих мировых ИТ компаниях. От 28 лет в Facebook до 39 лет в Oracle:
https://www.businessinsider.com/median-tech-employee-age-chart-2017-8
Gartner провёл в 2019 опрос 1000+ HR экспертов в Штатах, UK, Китае и Индии.

Надо было назвать самые перспективные (уже внедрённые или внедряемые) направления для применения искусственного интеллекта в HR.

Вот что получилось (TOP-3):
1. Поиск талантов

Сценарии использования:
⁃ Оценка компетенций кандидатов
⁃ Оценка соответствия кандидата требуемым знаниям/навыкам
⁃ Ранжирование кандидатов поистереть соответствия требованиям вакансии
⁃ Чат-боты для взаимодействия с кандидатами

2. Анализ настроений сотрудников

Сценарии использования:
⁃ Анализ опросов вовлечённости и других внутренних исследований
⁃ Анализ активности в социальных сетях

3. Виртуальные ассистенты

Сценарии использования:
⁃ Чат-бот, реализующий сервис-деск по HR вопросам
⁃ Автоматизированные процессы HR-самообслуживания, запускаемые в процессе взаимодействия с голосовым помощником или ботом

Источник:
https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2019-06-19-gartner-identifies-three-most-common-ai-use-cases-in-
Как не нужно увольнять сотрудников.

Дело было в Штатах. Один джентельмен, в нерабочее время запостил в Facebook мем с незамысловатой и грубоватой шуткой. Что-то вроде «Мой босс зарабатывает за час доллар, а я 10 центов, поэтому я на работе сижу на горшке». От имени Elmo - персонажа детских мультиков, с картинкой персонажа на детском горшочке.

Босс прочитал шутку и она не показалась ему смешной. И он уволил парня. А тот написал об этом, опять же в FaceBook.

Общественность возмутилась в комментариях, что не удивительно - на то она и общественность. Ведь, в конце концов, ходить в туалет в рабочее время за счёт компании вполне законно. Как и шутить над боссом.

Но возмущением в соц. сетях граждане не ограничились и пошли портить боссу и его бизнесу жизнь.

Сотни негативных оценок бизнеса уронили рейтинг бизнеса в Google Reviews и FaceBook до 1 звёзды. Везде где можно было написать гадости про бизнес - было написано. Что, конечно, нанесло урон не только злому начальнику, но и всем сотрудникам, оставшимся в компании.

Мораль? В век интернета не ругайтесь с сотрудниками из-за мемов. Это может вам дорого обойтись.

PS
Многие компании внедряют решения для мониторинга социальных сетей сотрудников. И это загоняет их в ловушку - раз ты мониторишь нежелательную активность, то надо на неё реагировать. А реагировать может быть опасно. Может не стоит мониторить?

Источник:
https://www.hrdive.com/news/resource-actions-how-social-media-challenged-hr-in-2019-1/567179/
Редкий для России кейс - автоматизация планирования карьерных маршрутов сотрудников.

Этот процесс автоматизирован в банке ВТБ на платформе WebTutor.

Краткое описание бизнес-процесса:
⁃ в системе описаны возможные направления карьерного развития (горизонтальные, вертикальные, кросс-функциональные) для различных типовых должностей
⁃ На HR портале сотрудник видит возможные варианты развития
⁃ Система вычисляет степень готовности сотрудника к переходу, в том числе автоматически предлагая тестирование там, где это необходимо
⁃ Сотрудник видит требования к должности, а система предлагает ему инструменты развития (в том числе, доступные онлайн на портале)
⁃ Далее сотрудник, соответсвующий формальным требованиям, может подать заявку не переход на новую должность. Для заявки предусмотрен процесс электронного согласования.

Благодарим коллег из ВТБ за выступление с этим кейсом на конференции Е-Практика и за возможность поделиться материалами:
https://news.websoft.ru/PDF/6756130582781762285
Как часто кандидаты врут (или приукрашивают) свои резюме?

⁃ 75% рекрутеров, опрошенных сайтом CareerBuilder в 2017 году регулярно ловят кандидатов на обмане
⁃ Или 85% американских рекрутеров по данным другого опроса на сайте HireRight в том же году
⁃ Или 83% российских рекрутеров по итогам исследования компании JungleJobs

В основном врут про:
⁃ длительность работы
⁃ название должности
⁃ уровень полученного образования и академические достижения

Выводы? Ничего в этом нет удивительного - люди вообще часто врут. Особенно про себя.

Но, не стоит забывать об этом, когда нам рассказывают об очередной волшебной технологии, обученной на массиве резюме и делающей на их основе выводы о кандидатах. Такой ИИ тоже может привирать ;)
Новость для тех, кто хочет понять силу и слабость искусственного интеллекта и машинного обучения:
https://www.newscientist.com/article/2222907-ai-can-predict-if-youll-die-soon-but-weve-no-idea-how-it-works/


В чем суть - нейросеть, обученная на результатах почти 2 миллионов электрокардиограмм и историях болезни 400.000 пациентов научилась предсказывать их смерть (по анализу исторических данных контрольной группы) в течение ближайшего года, с достаточно большой вероятностью.

Теперь самое главное. Никто, включая самих разработчиков модели, не понимает как она это делает. Нет ни одного очевидного фактора в результатах ЭКГ который бы могли бы заметить даже очень опытные доктора. Люди вообще не видят закономерностей, которые как-то «видит» алгоритм. А сама идеология нейросети не позволяет понять что именно она «видит» и как принимает решения.

Очевидно, нам надо начинать готовиться к новой парадигме - когда нам придётся верить алгоритмам (в том числе в HR), абсолютно не понимая на чем они основаны.

О дивный новый мир!
Пятничное. Как легализация марихуаны в Штатах влияет на процессы работы с персоналом?

Казалось бы, какая тут связь? Но все не так просто. Во многих компаниях с высокими требованиями к безопасности труда есть обязательное тестирование на алкоголь и наркотики. Что логично.

Но, современные тесты на наркотики показывают положительный результат, если человек курил марихуану в течение 30 дней. Точнее узнать нельзя.

И тут граждане законно спрашивают своего работодателя - а почему я могу абсолютно легально на выходных выкурить косяк (в том числе в медицинских целях по рецепту врача), и вы меня не допустите в понедельник к работе? Выпить то можно.

И приходится американской науке в страшной спешке изобретать тесты, позволяющие различать употребление, произошедшее несколько часов и несколько дней назад. Такой вот challenge для новых технологий.

Говорят, прорыв близок:
https://www.hrmorning.com/news/new-marijuana-drug-testing-shows-promise/
Традиционные подходы к подбору перестают работать на рынке кандидата. Не достаточно разместить вакансию на job сайте и ждать откликов. Можно не дождаться.

В такой ситуации все больше компаний начинают использовать многоканальный (omnichannel) подбор.

Это про то, чтобы информация о вакансии была доступна не только на одном job сайте, а на все основных + на карьерном портале + лендинг вакансии продвигался бы в соц. сетях.

А ещё роботизированный поиск приводил бы кандидатов в ATS систему или на карьерную страницу. Где бы кандидата ждал чат-бот, видео-интервью и автоматизированные инструменты оценки.

Мы написали статью, про то как построить такой полностью автоматизированный процесс с помощью наших инструментов (E-Staff/WebTutor):
http://blog.websoft.ru/2019/11/blog-post_18.html
Большая проблема алгоритмов, построенных на нейросетях и машинном обучении в том, что результаты их работы крайне сложно объяснить.

Не понятно, какой именно фактор влияет на итоговое решение. Например, смотрите наш пост на прошлой неделе про прогноз смерти на базе данных ЭКГ.

Этот факт становится особенно критичным в HR, при наличии законодательства типа GDPR (европейский закон о защите персональных данных в Интернет). В этом законе есть “right to explain” - человек имеет право потребовать объяснения работы алгоритма, если это влияет на его карьеру или жизнь.

Провайдеры сервисов ИИ не могут не беспокоится по этому поводу. И вот Google выпустил бета-версию Explaiable API. Это сервис, дополняющий AI инструменты Google, технологиями для объяснения результатов работы алгоритмов.

Подробнее читайте на Habr:
https://m.habr.com/ru/news/t/477216/

Вероятно, скоро стоит ждать ответа от Microsoft и Amazon.
Слышали про суперсервис «Трудовые отношения онлайн» который государство собирается запустить в 2020 году?

«Суперсервисом» он официально называется на сайте госуслуг и включает в себя:
⁃ электронные трудовые книжки
⁃ электронный трудовой договор
⁃ заявление об увольнении в электронной форме
⁃ поиск работы
⁃ анализ зарплат по стране
⁃ и ещё всякое до кучи.

Все на портале госуслуг и в мобильном приложении. Посмотрим взлетит ли?

Пока есть краткое описание и промо-видео:
https://gosuslugi.ru/superservices/labour
Как устроено мобильное обучение в Лукойл? Как совместить «традиционный» формат мобильного обучения (мини-курсы, тесты, видео, книги) и дополненное реальность AR?

Про это презентация Сергея Кузнецова с конференции E-Практика 2019:
http://news.websoft.ru/pdf/6763229271119963674

Несколько интересных моментов, на которые стоит обратить внимание:

1. Как совместить в одном мобильном приложении (WebTutor Mobile) электронные курсы, календарь очных мероприятий, учебный план, книги различных провайдеров, тесты, задания

2. Интеграция в одном приложении сервисов от различных провайдеров (Термика, Smart Reading, ...)

3. Интеграция учебного и AR приложений