НаучПоп – Telegram
НаучПоп
5.73K subscribers
1.59K photos
68 videos
15 files
971 links
Научно-популярный любительский канал о христианстве.

Священник, настоятель храма свт.Николая Чудотворца с.Константиновка (ЖМ) г.Казань, ст.прп. кафедры религиоведения КФУ, Председатель ОРОиК Казанской епархи Александр Данилов.

Mail: nau4pop@mail.ru
Download Telegram
Когда мы говорим о Боге, о вере, о Церкви важно хоть иногда задумываться, а нас, вообще, понимают или мы говорим сами себе о самих себе? А смыл, тогда, говорить, если тебя не понимают? Возможно, надо искать такой язык, который другие поймут?

#мысливслух
1❤‍🔥38👍2420😐21
⚠️Каждое воскресенье, после Литургии (около 9:40-10:00) в нашем храме мы минут по 40-60 разбираем Символ Веры. Медленно, чтобы не завалить информацией (да и люди устают, если честно). Попутно мы касаемся и иных тем.

В это воскресенье поговорим о следующей части Символа Веры:

И воскресшего в третий день, согласно Писанию;

Если вы живете в Казани и хотели бы разбирать Символ Веры, а также задать много-много вопросов, то приходите, буду рад. Ну, или мы можем с вами договориться о встрече (что немного сложнее).

📍г.Казань, д.Константиновка, ул.Советская 77а, храм свт.Николая Чудотворца

С наступающим Воскресным Днем!!!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤‍🔥36🙏17💔17🔥6👍52
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Часть VIII: Жертва и жертвенник

🅱️ прошлый понедельник мы начали разбирать антитезу про гнев. Она не отменяла заповедь закона и не оспаривала чье-то мнение. Иисус Христос, строя свою "ограду вокруг Торы" , радикализирует требование Писания, приравнивая оскорбление к убийству на основании Своего собственного авторитета.


👔Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой👔

[Мат 5:23-24]


1️⃣ЭТИКА И КУЛЬТ

🥲дея приоритета этики над культом не была нова для иудаизма (про жертвоприношения можно прочитать это или это). Эта проблема переживалась иудеями и до пришествия Спасителя и ее отголоски можно услышать в исторических и пророческих книгах:

"Послушание [Богу] лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов"

[1Цар.15:22]


"Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений"

[Ос.6:6]


🧐та же мысль звучит и у Исаии 1:11-18. Бог пресыщен жертвами. Он не хочет жертвоприношений и праздненств из-за зла, которое совершают верующие. Там звучит схожая тематика. Вначале ты перестань делать зло, а потом приноси жертву.

😍аввинистическая литература также содержит эту установку. В Мишне, в трактате Йома 8:9, можно встретить туже мысль:

"...грехи, совершенные человеком по отношению к Богу, очищаются Днем Очищения, а грехи, совершенные человеком по отношению к ближнему своему, очищаются Днем Очищения лишь после того, как он примириться с ближним своим"


😘.е., в праздник Йом Кипур прощаются грехи против Бога, но твои грехи против человека требуют примирения с ним. Эта логика схожа с логикой 1Цар.15:22, Ос.6:6 и Исаии 1:11-18.

2️⃣РАДИКАЛЬНОСТЬ

🥲исус радикализирует и применяет этот принцип вообще к любому повседневному акту жертвоприношения. Он не просто говорит, что примирение необходимо для искупления твоих грехов; Он говорит, что примирение является неотложным предварительным условием для того, чтобы сам акт поклонения был действительным. Ты не можешь даже приблизиться к Богу в поклонении, пока не восстановишь мир с братом.

😌редставьте себе ситуацию, которую рисует Иисус Христос. Ты проделал огромный и сложный путь. Ты уже в Иерусалимском Храме. Ты уже купил жертву, возможно, заплатив за нее немалые деньги. И уже там, перед принесением жертвы ты вспомнил, что "брат твой имеет что-нибудь против тебя". И теперь ты должен все бросить и уйти мириться, потому что это важнее всего. Без этого жертву бесполезно приносить.

🥲исус не отменяет и не принижает смысл культа и жертвоприношений. Еще раз подчеркну, что приоритет этики над культом вполне обсуждаемая тема для межзаветного иудаизма. Иисус радикализирует и повышает требования к приносящему. Любая жертва, любое культовое действие должно сопровождаться очищением сердца. Ты отвечаешь не только за свой гнев, но и за гнев, который ты вызвал у другого своими действиями.

😍адикальность заключается в бескомпромиссности. Оставить дар у жертвенника — значит проявить неуважение к святыне, создать неудобство, понести финансовые убытки. Иисус утверждает, что нарушить этикет ради примирения — более богоугодно, чем слепо его соблюдать.

🙂ожно также предположить, что уйти публично, не совершив жертвоприношение могло восприниматься в том обществе как странный или постыдный поступок. Таким образом, Спаситель может показывать, что быть честным перед Богом — значит взять на себя инициативу в примирении, даже ценой временной потери лица.

🥲нициатива примирения должна исходить от тебя и от этого зависят твои отношения с Богом.

*️⃣ЛИТЕРАТУРА см. прошлые посты
🔠 РЕПОСТЫ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ

НаучПоп

#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
32🙏14❤‍🔥11👍6🕊5💔1
⛪️ Экклезиология — учение о Церкви — это, своего рода, операционная система. Она отвечает за то, как будут использоваться ресурсы, управляет внутренними процессами и т.д. Учение о Церкви определяет то, как Церковь будет функционировать внутри и как соотноситься с внешним миром.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥20🙏9❤‍🔥5🤔5
🥚Евхаристия — это кульминация духовной жизни общины. Фактически, Литургия служится ради Евхаристии. Она не является наградой за хорошее поведение. Невозможно "заслужить" право Причащаться.

🐐 Евхаристия — это наполнение Жизнью человека, который жаждет общения с Богом. Бог предлагает человеку Себя. Да, мы готовимся к этой встрече. Стараемся сосредоточиться и даже лишаем себя иной радости, чтобы острее прочувствовать эту. Но это никак не связано с вычитыванием. Это не связано с тем, что я должен заслужить право прийти к Христу на Евхаристии.

☦️ Всю неделю мы работали и в воскресное утро, вместо того, чтобы наслаждаться заслуженным сном, мы встаем и идем в место, где собирается наша Церковь, наша Семья вокруг Евхаристической Чаши во главе с пресвитером. Мы не идем исполнять непонятный ритуал. Мы идем, чтобы ответить на призыв Христа, Который нас зовет, чтобы это со-бытие, эта встреча, это общение, это наполнение Богом состоялось. И мы сами нуждаемся в том, чтобы ответить Богу на Его призыв. Всю неделю нас ранили, мы падали, теряли силы, проливали слезы и сейчас хотим упасть в Его объятья любви.

🌞 Он зовет нас, а мы нуждаемся в Нем. И эта встреча может быть как в тихом деревенском храме, под пение скромного хора бабушек, так и в кафедральном соборе, под удивительное пение архиерейского хора. Не важно. Это всегда встреча с Христом.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1120🙏38🔥22💯7🤗4❤‍🔥3🕊2
О ПРИЧИНАХ РЕФОРМ ПАТРИАРХА НИКОНА

🙃есмотря на то что исправление книг началось задолго до Патриаршества Никона (1652–1658) и сам он не считал исправление книг и обрядов своим основным делом, переломный момент в деле книжной справы связан с его именем. Реформа богослужения по греческому образцу была задумана не Патриархом Никоном, а царем Алексеем Михайловичем, первые ее признаки видны уже в изданиях времени Патриарха Иосифа. Идейной основой преобразований послужила концепция «Москва – Третий Рим», согласно которой русский царь являлся наследником византийского василевса и должен был править не только Русью, но и православными христианами всего мира.

😃ывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий, находясь в 1653 г. в Москве, писал в челобитной Алексею Михайловичу, что он «ныне на земле царь учинился всем православным христианам», а «Святейшему Никону – освящать соборную апостольскую церковь Софии» (в Константинополе) (цит. по: Макарий. Кн. 7. С. 74–75).

😌оскольку несоответствие русских и греческих обрядов могло помешать осуществлению этих планов, Афанасий призывал Никона к преобразованию русского богослужения. Кроме того, после воссоединения Украины с Россией (1654г.) возникла необходимость в создании общероссийской нормы богослужения и церковнославянского языка. Ориентация на греческий мир вела Русскую Церковь к принятию не московской, а южнорусской нормы, более соответствовавшей греческим текстам и традициям XVII в.

Богослужение Русской Церкви X-XX, священник Михаил Желтов

#история_церкви
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍27🔥172👎2🤔2😢1
☦️Мы стали очень легко ненавидеть. Слова, которые раньше от христианина приходилось слышать крайне редко, сегодня звучат регулярно. Возможно, это из-за страха перед жизнью, которую не можешь контролировать, а может — оттого, что сегодня агрессивное поведение уже не так сильно порицается. Не знаю.

Всем хорошего дня!

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💔61🕊23💯13🤔9😢4👍1
ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ АРКАДИЙ

😆арья была модернисткой. Гипотетический Аркадий раскрыл ее не сразу, так как маскировалась она, как спецагент: редко пользовалась косметикой, приходила задолго до начала службы, читала на клиросе, надевала платок и длинную юбку. Правда, она не носила длинную косу, но это не беда. У всех могут быть изъяны. Поначалу Аркадий даже подумал, что она, возможно, достаточно хороша, чтобы стать его женой... или даже матушкой?!

🙂одернистская суть Дарьи  показалась не сразу. Первым ударом стал айпад. Да-да. Аркадий сам не поверил своим глазам. Он увидел, как Дарья читает в храме молитвы ко Причастию с планшета с изображением надкусанного яблока! Грехопадение Адама! Но ладно. Ее душа еще могла быть спасена. В конце концов, планшет можно сжечь.

🙃о бОльшим потрясением стало другое. Окрыленный желанием спасти ее грешную душу, пылая праведным огнем и помня завет апостола Павла «жена в церкви да молчит», Аркадий подкараулил Дарью при выходе из храма и яростно начал ее спасать. Он был как свт. Филарет... нет, как Златоуст... нет, как апостол Павел! Из его уст лились откровения старцев, гремели каноны соборов и мысли особенно уважаемых им священников из интернета.

😀ркадий видел, как в душе Дарьи шла война между светом и тьмой. Сначала она слушала, разинув рот. Бес модернизма явно не ожидал такого удара. Затем ее лицо покраснело, а кулаки сжались. Аркадий явно был на верном пути, ибо у Даши явно велась внутренняя борьба с соблазном. Он усилил напор, яростно вздымая перст в небо.

😆евушка зажмурилась. Гнев на лице Дарьи сменился усталостью, принятием и смирением. Она глубоко вздохнула. Аркадий в какой-то момент даже поверил, что ее душа спасена и бес модернизма покинул ее... как вдруг девушка сильной женской рукой отодвинула его в сторону и с фразой: «Аркаш, иди лечись!» пошла на работу.

"Модернистка!" — крикнул ей вслед Аркадий и пошел читать блог отца Е.

Проба пера и Часть I.

#юмор
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤣135🔥30👏178😁7💯4😐4🤓3👎1😢1🕊1
🫖☕️ Доброе утро, народ! Помните все пол года/год назад просили проголосовать за них чтобы они могли в профиле публиковать истории от имени т.г. канала? Так вот, я обнаружил, что мне немного не хватает 😁

😂макните, пожалуйста, по ссылке снизу чтобы у моего канала появилась возможность публиковать истории. Не помню, кто имеет на это право, но у кого-нибудь получится 🙏

https://news.1rj.ru/str/boost/alsedanilov
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
32110
😎, возможно, кого-то шокирую, но Христос - это не фамилия. Не было Марии и Иосифа Христос. Это титул. Близкий аналог еврейского Машиах, т.е. Мессия.

🥲 обращение к Господу "Иисус" не является фамильярностью. Откройте один из самых известных акафистов "Иисусу Сладчайшему":

Иисус пречудный, Иисус пресладкий, Иисус преславный, Иисус прелюбимый, Иисус предивный, Иисус претихий, Иисус премилостивый, Иисус пресладостный, Иисус всечестной, Иисус предвечный и т.д. Он везде называется по имени.


😆а, мы можем говорить, что традиционно мы гораздо чаще стараемся добавлять к имени "Иисус" титул "Христос" из благоговения, из любви и как важное свидетельство нашей веры. Но иногда мы можем и называем Его в молитвах и акафистах просто по имени - и это не фамильярность. Это близость.

😘ема страха перед близостью сама по себе интересна. Нам ведь проще общаться с Богом, как с императором, но гораздо сложнее, как с близким и родным. Мы боимся, словно перейдя какую-то черту, мы Его оскорбим.

🙃а мой взгляд, в общении с Богом должно быть и то, и другое. Он многогранен. Он одновременно Судья, Спаситель, Царь, Учитель, Друг и Самый близкий из всех.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2154👍19💯12🕊8❤‍🔥66👎2😁22
КАКИМ БУДЕТ БУДУЩЕЕ?

😗 нас в стране огромное секулярное общественное пространство. Пространство, где религии нет или почти нет. Нам иногда кажется, что православие у нашего народа где-то в крови, но это не так. Нас там нет. Нас, как христиан, в общественном пространстве почти нет.

🙃ам важно сегодня воспитать православных писателей, педагогов, музыкантов, художников, юристов, теологов, журналистов, блогеров и т.д. Тех мирян, кто не будет изолироваться от общества, не будет мечтать о реконструкции прекрасного прошлого, а, войдя в общество с энергией и энтузиазмом, расскажет людям о Христе и раскроет им красоту Православия. Без попыток запретить, закрыть, «научить», а — поделиться своим личным опытом переживания Воскресшего Иисуса Христа, своим опытом бытия в Церкви.

😃ольшая часть окружающих людей соприкасаются с Церковью не через веру и личный опыт конкретного человека, не через культуру, философию, образование... а через заголовки: «В РПЦ ЗАЯВИЛИ...», «В РПЦ ПРИЗВАЛИ ЗАПРЕТИТЬ».

🥹ще раз. Я не говорю о каких-то глобальных реформах. Я говорю о том, что нам надо поддерживать активных мирян. Мирян, которые будут этими точками соприкосновения общества с Богом и Церковью.

😊то-то может возразить: «Нет, нам надо сидеть и ждать, пока люди сами к нам придут». Нет. Не придут. Отчасти от того, что то, как мы видим Церковь, Бога, христианство, отличается от того, как люди видят это. То, что прекрасно и ценно для нас, может таковым не являться для других. И точкой их соприкосновения с религией может стать, например, молодой православный учитель истории, юная православная писательница или хороший музыкант, который затрагивает и христианские темы.

🙃ам надо думать о том, что будет через 10, 20, 30 лет.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15116👍38🔥23🕊13❤‍🔥7744😁32🤝1
😉чень жаль, что у нас с революцией и гонением на Церковь почти умерла культура братств. Разве это не прекрасно, когда люди объединяются в группы/коллективы вокруг какой-то идеи: служение ближнему, образование, распространение Евангелия и т.д.? Однако сейчас этого очень мало.

😌ричем, с одной стороны, даже если ты захочешь, ты не знаешь, как эти братства создавать. Что делать конкретно, чтобы оно получилось? Этому никто не учит.

🥰 другой стороны, само православное общество в России, как мне кажется, еще не созрело до этой идеи. Братство — это коллектив безумных, объединенных вокруг какого-то служения Богу. А мы привыкли быть индивидуалистами. Мы двигаем горы только в одиночку.

😄 итоге, чтобы возникали новые братства, как мне кажется, внутри Церкви должны создаваться определенные условия, и мы должны созреть сами. 🥬

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7926👍188😐6❤‍🔥5🔥5😇2
Большое спасибо всем, кто нам помогает финансово. Сегодня, с постоянно растущими ценами, это особенно актуально. Это позволяет заниматься, собственно, образованием, миссией, блогом и т.д.

Ниже выкладываю реквизиты для всех, кто хочет поддержать. На этом канале, как вы понимаете, нет ни платной рекламы, ни записок. Еще раз всем спасибо.

💳 2200 7007 0376 4455

Номер счета: 40817810700019001485
Банк Тинькофф

Данилов А.С
Привязана к телефону
+79600402172

Всех обнимаю!
28138❤‍🔥3
☦️Христианин словно художник. Он видит Бога в повседневных движениях жизни, в случайностях, в простых вещах и незначительных мгновениях. Там, где другие не увидят ничего достойного, христианин сможет разглядеть великое и прекрасное.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
114👍262011109🔥4❤‍🔥1
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Часть IX: Мф.5:25,26. Мирись скорее...


😆обрый день! Сегодня мы заканчиваем разбирать антитезу о гневе в Мф.5:25-26. В прошлый раз мы узнали, что для ученика Спасителя нет ничего важнее примирения. Именно через примирение с ближним жертва Богу может быть приятна.


Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.


🥹сли предыдущие примеры касались отношений с братом (ὁ ἀδελφός), то завершающий пример антитезы касается уже соперника. Соперник/ ὁ ἀντίδικος по Дворецкому имеет значение  "юридическая сторона, обвинитель, истец, противник, враг". Как раз на последнее значение указывает Элисон, считая его более подходящим в контексте этой антитезы. Примиряться нужно не только в судебных спорах, но и с любым врагом перед лицом грядущего Царства Небесного и Божественного Суда.

🥰тоит также отметить, что Мф.5:26 подчеркивает, что именно ты являешься должником по отношению к сопернику, т.е. его претензии к тебе обоснованы. Если предположить, вместе с Эллисоном, что под судьей (ὁ κριτής - умеющий (рас)судить, третейский судья, арбитр) может подразумеваться Бог, а под темницей - Геенна, то этот стих вполне носит эсхатологический смысл. Тебе нужно примириться с теми соперниками как можно скорее.

🥰паситель учит не упрямиться перед лицом оппонента, не доводить конфликт до суда, до апогея, но мириться, откладывая свою гордыню в сторону. Если ты дашь место своей гордыне и гневу, то ты потеряешь все.

😄месте три части антитезы о гневе Мф.5:21-22, 23-24 и 25-26 говорят об ответственности за выражение гнева и о важности не просто хранения мира с внутренними и внешними, но и важности инициативы примирения самого ученика. Христианин призван проявлять деятельное участие в созидании мира вокруг именно потому, что этого ждет от Него Бог. Он следит за языком, не выступает инициатором конфликта, но первым проявляет инициативу к примирению, даже жертвуя лицом и создавая неудобства себе.

🥲так, мы разобрали первую антитезу. Напомню, что Иисус Христос, отвечая на обвинение в том, что Он поощряет беззаконие (т.к. Он критиковал "ограду вокруг Торы" фарисейских школ), строит Свою "ограду вокруг Торы" и показывает, к какой праведности/законности призваны Его ученики.

НаучПоп

*️⃣ЛИТЕРАТУРА см. прошлые посты

#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
100🔥299❤‍🔥3😐11
КОМУ ДОЛЖНО ДЕЛАТЬ ДЕЛА?

Большинство источников Ин. 9:4 гласит:

Мне должно делать дела Пославшего Меня...

ἐμὲ δεῖ ἐργάζεσθαι τὰ ἔργα τοῦ πέμψαντός με


Однако папирусы № 66 (ок. 200 г.), 75 (III в.), изначальное чтение Синайского кодекса, Королевский и Вашингтонский кодексы читают, — и с ними согласны переводы на протобохайрский и бохайрский диалекты коптского:

нам должно делать дела Пославшего нас...

ἡμᾶς δεῖ ἐργάζεσθαι τὰ ἔργα τοῦ πέμψαντος ἡμᾶς


Оба чтения, по-видимому, опираются на следующее, зафиксированное в Ватиканском кодексе, кодексе Безы и в переводе на саидский диалект коптского:

нам должно делать дела Пославшего меня...

ἡμᾶς δεῖ ἐργάζεσθαι τὰ ἔργα τοῦ πέμψαντός με


Ясно, как из него возникли первые два чтения: одно согласовало местоимения по единственному числу, другое — по множественному.

Однако третье же чтение есть и lectio difficilior, т. е. более трудное: «мы» — это кто?

Речь может идти об Отце с Сыном; в пользу этого говорит стих: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17) и проч.

Но если древние переписчики могли заменить «Пославшего меня» на «Пославшего нас», то, надо полагать, под «мы» они понимали не Отца и Сына, а Сына и Его учеников. Тогда к этому месту параллелью будет стих: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12).

❗️А значит, «мы» — это, среди прочего, и православные христиане.

Канал "Благовествующий Сион" специально для канала НаучПоп

#библеистика
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥32👍16109❤‍🔥1😱1
Думаю. Сначала я хотел на Рождественский Пост собрать небольшую виртуальную группу новоначальных из числа моих подписчиков и с ними, встречаясь пару раз в неделю, разобрать самые основные темы: "Литургия", "Символ Веры", "Евангелие: как его начать читать" и пр.+ для казанцев можно было бы устроить встречу за чаем. А сейчас смотрю на всякие разные каналы, которые платно и бесплатно проводят всякие масштабные штуки и даже не знаю. Надо ли? Тут люди и поумнее меня делают. Может сосредоточиться на другом?

➡️Если что-то такое вам интересно именно тут и на этом канале, ставьте 🐟. Посмотрим.

#мысливслух
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4173🕊167👍3
🧐 Целых 118 122 126 человек(а)? Даже так? Хорошо. Напишите, господа и дамы, что вам самим хотелось бы узнать. Какие темы в церковной жизни или вероучении вам непонятны?

💌 Куда писать? В правом (у некоторых в левом) нижнем углу есть окошко для отправки мне сообщений. Пишите туда или на почту nau4pop@mail.ru.

🌷 Я наметил для себя план, но, в любом случае, надо ориентироваться на вас.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2612653
♥️Мы закончили разбирать Евангелие от Луки! 🥳
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8637👍18❤‍🔥5
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Часть X: Мф.5:27-28. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением...


😆ень добрый! В прошлый раз мы закончили антитезу о гневе, а сегодня беремся за следующую - о прелюбодеянии. Начнем с простых вопросов.


Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:27-28).

Ἠκούσατε ὅτι ἐρρέθη· οὐ μοιχεύσεις.
ἐγὼ δὲ λέγω ὑμῖν ὅτι πᾶς ὁ βλέπων γυναῖκα πρὸς τὸ ἐπιθυμῆσαι αὐτὴν ἤδη ἐμοίχευσεν αὐτὴν ἐν τῇ καρδίᾳ αὐτοῦ.


1️⃣ЧУЖАЯ ЖЕНА ИЛИ ЛЮБАЯ ЖЕНЩИНА

🙃ачнем разбор этой антитезы с простого вопроса. Какое значение у слова γυνή: "чужая жена" или "любая женщина"?

Что говорит словарь? Дворецкий дает следующие значения: женщина, смертная женщина, замужняя женщина, жена, супруга.

В каком значении чаще всего это слово употребляется у Матфея? Из 29 раз в значении "жена" употребляется 13 раз и еще несколько спорных случаев.

😄 таком случае, обратим внимание на контекст. Иисус, в данном случае, рассматривает седьмую заповедь в контексте десятой в Исх 20:14,17:

"Не прелюбодействуй… Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего"


😄 заповеди, γυνή стоит в значении "жена" и, в целом, речь в заповеди идет о святости и неприкосновенности брака. Т.е., возможно, речь идет о вожделении женщины, которая не является твоей женой, т.к. именно с этого вожделения и начинается грех. Также, сразу после этой антитезы Спаситель говорит о разводах и там γυνή явно стоит в значении "жена".

2️⃣СВЯТОСТЬ БРАКА

😘аким образом, можно предположить, что в данной антитезе Спаситель говорит не о том, что тебе никакие женщины не должны нравится, а, в первую очередь, о нарушении святости брака (своего и чужого), которая начинается с моего вожделения. На это наталкивает и значение глагола μοιχεύω, который однозначно трактуется как "супружеская неверность, прелюбодеяние".

😄 иудейской среде этот глагол в такой форме, как считает Луц, употреблялся в отношении мужчин. В отношении женщин была пассивная форма глагола. Отсюда также можно сделать вывод, что эта антитеза, возможно, обращена к женатому мужчине. Тот, кто не вожделеет к не своей женщине, уж точно не совершит с ней прелюбодеяния.

😌одводя итог, можно сказать, что в данной антитезе говорится о сознательном разглядывании женатым мужчиной других женщин с целью нарушить святость брака (своего или чужого). Прелюбодеяние начинается с моей головы. Для Иисуса Христа и для Царства Небесного важна святость брака. Спаситель и здесь радикализирует и ужесточает требование Закона, переводя фокус на сердце.

3️⃣ В ИУДЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

😌ри этом, стоит сказать, что в рамках иудаизма I века мысли о связи вожделеющего взгляда с нарушением заповеди также присутствовали (хотя мы и не можем судить о том, насколько они были распространены). Вот только несколько примеров:

И кроме жены моей, не познавал я другой и не совершал блуда, взирая очами моими.

[II - I вв. до Р.Х. Завещание Иссахара 7:2]


...и соблюдали бы себя от всякой мерзости, и избегали бы всякой мерзости и блуда. «И если какая либо женщина или девица совершит прелюбодеяние между вами, то сожгите ее огнем, и не блудите вслед за нею очами и сердцем.

[II в. до Р.Х. Книга Юбилеев 20]


Не смотри на женщину вожделеющим оком.

[II в. до Р.Х. Завещание Исаака 4:3 - цитата по Эллисону]


Что ты сидишь, нечестивый, в синедрионе? Сердце твое далеко отступило от Господа, беззакониями гневишь ты Бога Израиля! /.../ Глаза его - на всякой женщине без различия, язык его лжив в договоре клятвенном. В ночи и в тайне согрешает он, словно никем не зрим, глазами говорит он со всякою женщиной, замышляя недоброе...

[I в. до Р.Х.Псалмы Соломона 4:1,4,5]


❗️ДИСКЛЕЙМЕР: Я не пишу, что Иисус Христос поощрял блуд или не говорил, что с незамужней неженатому можно блудить. Пожалуйста, не добавляйте к моим словам.

*️⃣ЛИТЕРАТУРА см. прошлые посты.

НаучПоп

#евангельский_понедельник
#библия #евангелие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍271913❤‍🔥1
ВЫБОР И ПРАВЕДНОСТЬ

"Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное."

[Мф.5:20]


Я размышлял сегодня над этим стихом и вот, что подумал.

Спаситель, говоря, что праведность Его учеников должна превзойти праведность книжников и фарисеев, говорит именно о практике. Он говорит о том, что Его ученики ДОЛЖНЫ превзойти их в конкретных аспектах жизни. Он именно ТРЕБУЕТ от учеников праведности в жизненных поступках, в любви, в дружбе, в отношениях с ближним.

Эта мысль о важности следования учению в поступках очень четко выражена у Матфея. Вот, чуть дальше он пишет:

"21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
23 И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»"

[Мф.7:21-23]


И эту же мысль мы встречаем в послании Иакова:

"18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих...Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва."

[Иак 2:18,26]


Дело не в том, что ты что-то зарабатываешь или можешь что-то без Христа. Нет. Дело именно в том, что твоя вера, твое заявление, что Иисус является Христом и Богом должна выражаться не в абстрактном переживании и восторженных воздыханиях, а в выборе, который ты делаешь каждый день. Это и есть призыв стремиться к святости и совершенству. И верующий будет идти к этому, с помощью Христа и Его любви и благодати.

#мысливслух
3926👍174🔥3❤‍🔥1💔11