АРТГИД – Telegram
АРТГИД
18K subscribers
6.44K photos
89 videos
3.27K links
www.artguide.com

«Артгид» — журнал о художественной жизни и платформа для коммуникации профессионалов и любителей искусства.

Реклама и сотрудничество: Алексей Тюкавкин (@alex_tkvkn)

ссылка на перечень РКН
www.gosuslugi.ru/snet/6790add6acea5b74c41d2ebb
Download Telegram
«Через несколько дней запылали Бадаевские склады, и начался голод. Мама продолжала продавать вещи, что-то меняла на рынке, кормила нас, чем могла. Потом наш рацион упал до 120 гр. хлеба в день. В очередь за ним вставали с четырех утра. Нас спасла от голодной смерти мамина корзина. Она давала нам в день по ломтику шоколада, по одному ореху или по чашечке какао. Мы с мамой превратились в скелеты...»

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, продлившаяся более двух лет. Художница и возлюбленная поэта Даниила Хармса Алиса Порет была одной из тех, кто оказался в то время в осажденном городе. О том, как прошли эти месяцы и благодаря чему удалось спастись она рассказала в своих мемуарах.
Китайский художник и активист Ай Вэйвэй обвинил ведущие западные музеи, среди которых он назвал Центр Помпиду, Музей Виктории и Альберта и галерею Тейт Модерн, в пресмыкательстве перед китайскими властями и в попытках «подлизаться» к ним.

По его словам, ради этого они даже готовы не замечать проблемы со свободой слова в Китае и новые законы, ограничивающие художественное выражение. Западные музеи и другие художественные институции, по мнению Вэйвэя, стремятся привлечь финансовые средства из Китая:

«Каждый музей в Китае, независимо от того, управляется ли он китайцами или представителями Запада, хочет особых отношений с этим правительством, той партией, благосклонность которой важна для успеха. Это знаменует собой окончательный триумф культурной глобализации. Мы думаем о войне как о чем-то агрессивном и кровавом, но культурное вторжение и война, ведущаяся с помощью невидимого пороха и проливающая кровь без запаха, на самом деле столь же жестока и беспринципна».
Ярмарка blazar-2021. Купите это немедленно!

Ярмарка молодого современного искусства blazar второй год подряд поддерживает атмосферу художественного супермаркета, где каждый посетитель может приобрести работу, просто отсканировав QR-код и забрав ее прямо из экспозиции. Такой гибкий формат ориентирован в первую очередь на художников, которые только начали искать свой художественный язык и еще не успели наладить отношения с институциями. Помимо независимых авторов, произведения на ярмарке представляют галереи, творческие коллективы и школы искусств. Цены начинаются от 3000 рублей.

«Артгид» выбрал самые интересные работы и настоятельно советует заглянуть в Музей Москвы, пока все не раскупили.
«Музей искусственной истории»: за пределами пользы

В Дарвиновском музее последнюю неделю работает выставка «Музей искусственной истории», сделанная выпускниками совместной магистратуры Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ. Один из экспонатов рассказывает историю забытого советского ученого-бриолога (то есть специалиста по мхам) Хельмута Лучинского.

«Артгид» попросил внука ученого, профессора биологии Болонского университета и художника-любителя Андрея Лучинского поделиться своим мнением о проекте.
Выставка дня — «Сиена на заре Ренессанса», ГМИИ им. А.С. Пушкина, до 3 октября 2021 года

Сиена была одним из ведущих художественных центров в период с XIII по XV век. Сиенская школа формировалась под влиянием византийского искусства и объединила в себе сразу несколько художественных традиций. Основоположником ее считается Дуччо ди Буонинсенья, современник Джотто. На его мастерскую ориентировались многие художники. В том числе — представленные на выставке Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нерио и Никколо ди Сенья.

Основу экспозиции составили произведения из собрания Национальной пинакотеки в Сиене, а также Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Согласно отчету о состоянии арт-рынка в первом полугодии 2021 года, подготовленному Art Basel и UBS, объемы продаж и рабочие места, сократившиеся в 2020 году в результате пандемии, начали восстанавливаться в этом году.

Если в прошлом году 23% галерей были вынуждены сокращать штаты, то в первой половине 2021 года 25% дилеров нанимали новых сотрудников, в то время как 13% галерей продолжали увольнять персонал. Половина из опрошенных дилеров заявили об увеличении продаж, но 45% сообщили о продолжающемся спаде, а примерно 5% не увидели разницы по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Более подробное изучение данных показывает, что ситуация улучшается для крупных галерей, в то время как средние и мелкие галереи еще пытаются вернуться к уровню продаж до пандемии.

[Полный текст новости]
Томас Деманд — один из самых известных в мире фотографов, в художественной практике которого пластмассовый (а точнее — картонный) мир давно победил и вытеснил реальный.

Выставка «Зеркало без памяти» устроена таким же образом: она состоит из нескольких фрагментов и занимает два этажа музея «Гараж». Первый — посвящен осмыслению идеи макетности. Второй — ее воплощению. Здесь можно увидеть парящие модели, отсылающие к конструктивистским проектам начала XX века, а также работы 1991–2021 годов, в числе которых и цикл, созданный специально для «Гаража» и посвященный истории Эдварда Сноудена.

Это и другие интересные мероприятия, которые «Артгид» советует посетить — в нашей традиционной рубрике «Выставки недели».
Завершившиеся 9 сентября 2021 года торги Ape In! стали для Sotheby’s самым успешным аукционом по продаже NFT: общая выручка составила $26,2 млн при первоначальной оценке $12–19 млн.

Представители аукционного дома не уточнили, в какой валюте будут оплачиваться покупки, хотя обычно платежи за подобные объекты производятся в криптовалюте Ethereum. На продажу было выставлено два лота. Первый — комплект из 101 NFT с уникальными изображениями скучающих обезьян (101 Bored Ape Yacht Club); он был реализован за $24,4 млн. Этот NFT открывает доступ к эксклюзивным платформам обмена сообщениями для коллекционеров таких аватаров, а в качестве бонуса предлагает шесть mutant serums, позволяющих получить мутантные разновидности обезьян в пределах лота.

Второй лот — комплект из 101 NFT с изображениями скучающих собак (101 Bored Ape Kennel Club) — был продан за $1,84 млн. Многие из присутствовавших на торгах покупателей участвовали в аукционе Sotheby’s впервые.
Американский коллекционер Стюарт Пивар, считающий, что нашел утраченную картину Ван Гога «Овер, 1890», подал в суд Манхэттена иск на $300 млн к амстердамскому Музею Ван Гога: в решении от 13 августа 2021 года музей отказался подтвердить подлинность картины.

Коллекционер считает, что решение музея было основано на «поверхностном» изучении работы. «Ответчик отверг подлинность картины после беглого просмотра цифровых фотографий, отправленных истцом ответчику по электронной почте, — говорится в иске. — Картина была бы одной из самых крупных работ Ван Гога, если бы ответчик удостоверил ее подлинность... и имела бы текущую рыночную стоимость в $300 млн».

В письме, отправленном 13 августа директором отдела коллекций музея Марейе Веллекоп, сообщается, что работа не похожа на подлинное произведение Ван Гога: «Мы не считаем, что проверка... в нашем музее необходима. Отклоненная работа, на наш взгляд, стилистически, иконографически и технически… явно слишком далека от работы Ван Гога».
«Работы, рассчитанные на самые разные аудитории, от простых зрителей до интеллектуалов, от убежденных патриотов до скептиков, стали появляться в ближайшие дни после терактов. Проблема в том, что у искусства нет единой аудитории, а значит, ждать произведения, которое устроило бы всех, бессмысленно...»

Возможно ли искусство про 11 сентября? Или все, что делают художники на данную тему — всего лишь игры разума, конъюнктура и спекуляции?
«Собачки и котики, разумеется, лучшая инвестиция. Да и Миша Никатин успел зарекомендовать себя как певец ускользающей красоты повседневности и ее интернет-изнанки, чаще всего являющейся в виде мемов или случайно выхваченных из новостного потока изображений. <...> Песики в исполнении Никатина выглядят как на фотографии, мимоходом сделанной на смартфон во время прогулки...»

Рассказываем о самых интересных работах, представленных художниками на Ярмарке молодого современного искусства blazar, которая проходит сейчас в Музее Москвы.
Возвращение в Эфиопию коллекции артефактов эпохи битвы при Магдале эфиопские власти назвали «важнейшей реституцией исторического наследия» в истории страны.

Артефакты, вывезенные в 1868 году, были возвращены лондонской некоммерческой организацией Scheherazade Foundation: ее соучредитель Тахрир Шах купил некоторые из них у аукционного дома Busby в Бриджпорте. Предметы были сняты с открытых торгов за день до продажи на фоне протеста посольства Эфиопии в Великобритании. Официальные лица Эфиопии назвали реституцию объектов признанием насилия, совершенного британскими колониальными силами.

Многие из артефактов, вывезенных колониальными войсками, находятся в британских культурных институциях; например, в число таких предметов входит золотая корона из собрания Музея Виктории и Альберта — один из наиболее ценных артефактов, возвращения которых требует Эфиопия. Директор музея Виктории и Альберта Тристрам Хант выступил с предложением предоставить Эфиопии спорные предметы в долгосрочную аренду.
«...Люди стали добиваться изменений в общественной жизни, порой буквально перекрывая улицы инвалидными колясками для того, чтобы представители власти их услышали, чтобы университеты (в том числе те, которые готовят специалистов в области искусства) и музеи стали доступны для людей с инвалидностью. Это была настоящая борьба, и в качестве одного из ее проявлений выкристаллизовалось то, что мы обозначаем как disability art».

Художник и филолог из Нижнего Новгорода Антон Рьянов — об искусстве, посвященном опыту инвалидности, и российском художественном сообществе.
Итальянские власти конфисковали пятьсот поддельных работ Фрэнсиса Бэкона, а также наличные деньги и другие ценности на сумму около €3 млн.

Пятеро предполагаемых преступников обвиняются в преступном сговоре с целью фальсификации произведений искусства и распространения подделок, а также в мошенничестве и отмывании денег. По сообщениям прессы, главным подозреваемым является коллекционер из Болоньи, расследования против которого велись с 2018 года.

Расследования начались после того, как в доме коллекционера были обнаружены многочисленные произведения современного искусства, в том числе два рисунка, якобы подписанные Фрэнсисом Бэконом. Параллельное расследование велось налоговыми органами, изучавшими финансовые потоки, «несовместимые с законными источниками дохода» коллекционера.
Директор Пале Токио Эмма Лавинь покидает свой пост, чтобы возглавить Коллекцию Пино.

Теперь она будет курировать три музея: недавно открывшийся в Париже частный музей Франсуа Пино Bourse de Commerce, а также Пунта делла Догана и Палаццо Грасси в Венеции. Новая должность Эммы Лавинь — еще одна смена руководителя в ведущей французской художественной институции. За последние полтора года руководство сменилось в Лувре, Музее на набережной Бранли и Центре Помпиду. До сих пор остаются вакантными посты руководителей Музея Орсэ и Музея Оранжери. Лавинь была первой женщиной, возглавившей Пале Токио с тех пор, как в 2002 году он стал выставочным центром современного искусства.

Представляя Эмму Лавинь, Франсуа Пино подчеркнул, что она «позволит растущей аудитории познакомиться с искусством нашего времени во всем его разнообразии и постоянном обновлении». Предшественником Лавинь на посту директора Коллекции Пино был Жан-Жак Айагон, который останется советником Коллекции.
Неофициальное искусство Ленинграда. Круг свободы

В издательстве «Слово» вышла книга, посвященная неофициальному искусству Ленинграда. Ее автор — Георгий Соколов, научный сотрудник Эрмитажа. Сам автор определяет ее как «несколько очерков, отдельных сюжетов, которые могут разве что дать представление о той большой картине, панорамное описание которой еще впереди».

Книга вобрала в себя тексты о раннем объединении художников-нонконформистов «Орден непродающихся (нищенствующих) живописцев», о роли Эрмитажа и других акторов в формировании ленинградской неофициальной сцены. С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент главы «Обретение города. О ленинградской пейзажной традиции».
Выставка дня — Никита Алексеев. Ближе к смыслу, Мультимедиа Арт Музей (до 15 ноября 2021 года)

«Ближе к смыслу» — первая посмертная выставка Никиты Алексеева, над которой художник работал в нынешнем году, но, увы, не сумел завершить.

Он хотел назвать проект Drawing Time: «Drawing Time, понятно, “Время рисовать” или “Время рисования”. Но дело в том, что по-английски to draw значит еще “тянуть”, “волочить”. Вот я и тяну, сволочь, время. <...> Мне бы очень хотелось, чтобы на выставке было очень много картинок, как можно больше. Так много, чтобы зритель почувствовал себя погруженным в этакую ванну, чтобы он себя спросил с недоумением: “А зачем так много?”. А затем, что время такая штука, что его ни много, ни мало быть не может, так что пускай уж будет побольше», — приводит музей слова художника.
47 лет назад, 15 сентября 1974 года, в Москве на пустыре, находящемся на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова, состоялся «первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» — несанкционированная выставка работ неофициальных советских художников, разогнанная в течение нескольких минут при помощи бульдозеров и людей в штатском.

Среди присутствующих на выставке было большое количество иностранных журналистов, по этой причине ее разгон послужил поводом для публикаций по всему миру, а сама выставка стала считаться переломным событием в истории русского неофициального искусства: оно смогло заявить о своем существовании и праве на жизнь.
Кто боится грантовых заявок?

Профессиональная жизнь работников культуры часто измеряется заполненными грантовыми заявками. А само заполнение связывают со стрессом — не в последнюю очередь из-за растерянности перед формальными ограничениями и сложной структурой заявок.

Однако ответить на вопросы любой, даже самой требовательной анкеты на самом деле не так сложно. «Артгид» вместе с Благотворительным фондом Владимира Потанина детально разобрал те моменты, которые волнуют всех заявителей.
14 сентября в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» состоялась презентация объединения «Музейная четверка» («М4»), в которое вошли два федеральных музея — Государственная Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина — и два частных учреждения культуры — Дом культуры «ГЭС-2» и Музей современного искусства «Гараж».

Главы институций Зельфира Трегулова, Марина Лошак, Тереза Мавика и Антон Белов заявили о необходимости объединения для более продуктивного взаимодействия со зрителем и городом. Тереза Мавика описала новое объединение как «метапространство, место совместной работы и общего предложения».

Объединенная команда «М4» в составе юристов, специалистов по инклюзии, арт-менеджеров и кураторов при поддержке различных департаментов города Москвы будет работать над улучшением городской среды и межмузейными проектами.

[Полный текст новости]
«...Для художников это было кардинальным событием. С одной стороны, травма, с другой — трансгрессия. Если "Бульдозерная" была, по сути, "шоковой терапией" с битьем, хамством и прочими ужасами, то выставка в Измайлово (29 сентября 1974) имела четкие очертания прозвучавшего культурного события. О ней знали почти все, и в Измайловский парк, чтобы взглянуть на работы, пришли тысячи зрителей. В каком-то смысле выставка явилась для нас откровением...»

Виктор Агамов-Тупицын вспоминает знаменательные для неофициального советского искусства события осени 1974-го.