Ярославль глазами дурака – Telegram
Ярославль глазами дурака
1.18K subscribers
285 photos
20 videos
88 links
Ярославль глазами @arturstazhkov

У нас тут что-то вроде института культуры.
Download Telegram
Предложил мэру увековечить Карзинкиных на Перекопе

Накануне я обратился к мэру Ярославля Артёму Молчанову с предложением назвать на Перекопе улицу в честь купцов Карзинкиных. С середины 19-го века их семья отстраивала район, создавала рабочие места, заботилась о подчинённых. Однако сейчас городская топонимика предпочитает о них не вспоминать.

За несколько десятилетий они выстроили такую систему, что ей восхищались в Париже, отмечая вклад предпринимателей в социальную жизнь работяг с Ярославской Большой мануфактуры. На свои деньги Карзинкины построили училище, больницу, библиотеку, корпуса, ясли — и в некоторых зданиях жизнь до сих пор кипит.

В исторической части Красного Перекопа есть масса улиц с именами тех, кто не внёс ни экономического, ни культурного, ни политического вклада в историю Ярославля. Смотрите: Калмыковы —  рядовые революционеры, Закгейм — жертва восстания 1918 года, а Перовская — отпетая террористка.

Убеждён, что миссия моего поколения — отдать дань памяти тем, кто делом прославлял богоспасаемый Ярославль по всей России и за рубежом. На их наследии — как культурном, так и материальном — наш район развивается и по сей день. Нам нужен этот символический акт справедливости.

Во избежание конфликта с коммунистами мы не убираем старые названия, а создаём новое. Я предлагаю дать имя безымянной улице, где находится наш стрит-арт про Сергея Карзинкина. Чтобы не тревожить жителей и сократить бюрократические хлопоты, под новое название должен попасть только склад (отметил на карте красным).

Если у нас получится таким образом увековечить Карзинкиных, будем добиваться дальнейшего благоустройства улицы от мэрии и комбината, который владеет соседними от стрит-арта зданиями.

Перекоп Всевышний!
👍67❤‍🔥52🔥2210
Большинство ярославцев поддерживает появление улицы Карзинкиных!

Сегодня заметки о моей недавней инициативе выпустили 76.ru, «Яркуб» и «Прогород». Во-первых, хочу поблагодарить журналистов за освещение этой важной темы. Во-вторых, редактору «Прогорода» советую пройти курсы базового фактчекинга. Не художник я, не художник...

Ну и в-третьих, самое главное — абсолютно большая часть горожан поддерживает идею увековечить вклад Карзинкиных! Это видно по реакциям в соцсетях и опросу внутри статьи 76.​ru. Комментарии на этом портале всегда держат планку. Если скучно, рекомендую к прочтению.

У меня не было никаких сомнений в популярности инициативы. Карзинкины проводили уникальную для того времени социальную политику по отношению к рабочим. То, что Ярославль до сих пор не отблагодарил их за это и другие деяния, — преступление против здравого смысла.

Я не вижу ни одной объективной причины, которая может помешать мэру согласиться на моё предложение. Пора сделать этот символический шаг — и уверенно двигаться дальше. Как и прежде, готов к любой публичной дискуссии, чтобы отстоять и доказать собственную точку зрения.

Не забывайте участвовать в розыгрыше трёх мест на уникальную экскурсию от меня 😘
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
43👍19🎉8
Исторические названия улиц: Власьевская

Уже в пятый раз вам предстоит выяснить, какое название улицы наиболее благозвучно для Ярославля: историческое или современное. В предыдущих опросах вы не единогласно, но большинством голосов выбирали дореволюционные Большую Рождественскую, Голубятную, Казанскую и Дворянскую.

Современная улица Свободы официально называлась Большой Угличской с 1778 года, когда у города появился регулярный план. Но у людей более популярным оказалось предыдущее имя улицы — Власьевская, по церкви Святого Власия. В итоге допускались оба варианта наименования.

За два месяца до вспыхнувшего восстания — в мае 1918 года — советская власть назвала главную артерию города идеологически подходящим именем. Обычно коммунисты меняли название той или иной улицы по несколько раз, но Свобода так и держит нейминг уже 107 лет.

Какое название вам нравится больше?
🔥— Свободы;
❤️‍🔥 — Власьевская.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥107❤‍🔥646
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Ярославская кинохроника начала XX века

Вчера мы посмотрели фотографии Власьевской улицы, а теперь время изучить город через документальные кадры из трамвая! Частично вы их видели в «Забытом отце Ярославля». Давайте по секундам рассматривать редкую хронику:

📍00.00-00.17

Трамвай стартует с Сенной площади (ныне — площадь Труда). С первой секунды всё внимание на себя забирает пожарное депо добровольцев, открытое в 1907 году. Когда мы переведём взгляд в правую часть экрана, увидим нескольких детишек, идущих с мамой по делам. Позже в кадре появляется лошадь, спешащие люди и дуговой фонарь. Но это всё равно не тянет на бурлящую жизнь в губернском центре, согласны?

📍00.17-00.48

Оператор едет по Власьевской линии — и асфальтированный тротуар заполоняют толпы ярославцев. Зацените на 30-й секунде шляпу у девочки! Я в восторге! Позже над людьми нависают первые вывески с рекламой трактира и других заведений. Судя по всему, кадры сняты до 1910 года, когда здесь появилось несохранившееся здание архитектора Саренко (об этом в другой раз). Таймлайн заканчивается на пересечении с Духовской улицей (ныне — Республиканской). Слева — одноэтажный белый трактир, перед которым запарковались несколько извозчиков, ожидающие клиентов.

📍00.47-01.03

Пока трамвай продолжает движение по Власьевской, слева — почти величественно над остальными домами! — возвышается здание с башенкой. Сейчас мы его, конечно, не признаем. В нём находится Bazar, а тогда — магазин Роберта Каатца, торговавшего всем на свете, включая дорогущие велосипеды. В эти секунды, если опустим взгляд на землю, мы увидим, как пешеходы ненапряжно ходят по проезжей части. Признайтесь, тоже захотелось вот так вальяжно пересекать Свободу?

📍01.03-01.15

Кадр резко перескакивает к пересечению Власьевской и Большой Линии (ныне — Комсомольская улица). Сначала оператор снимает ограду церквей Власьевского прихода, а затем крупно — чайный магазин Сергея Перлова. Можно уверенно заявить: предприниматель явно считал, что рекламы на фасаде мало не бывает. Едем дальше.

📍01.15-01.33

Трамвай сворачивает на Большую Линию. Перекрёсток кипит энергией. Оператор не очень умело держит в кадре звонницу Власьевского прихода. Посередине дороги стоит киоск, где ярославцы покупали книги, но что гораздо важнее — свежую прессу. Выбор в то время, стоит признать, был велик.

📍01.33-01.42

Знаменская церковь и башня, скрывающая с 1883 года водонапорный бак. Статичная картинка, снятая с Угличской улицы (ныне — Кирова). Ничего интересного.

📍01.42-01.47

Невнятный отрывок с Богоявленской площади. Автор съездил до Московского вокзала и приехал обратно в город. Трамвай заворачивает на Большую Линию, оператор валит горизонт. Толком ничего не разглядеть.

📍01.47-01.59

В кадре непринуждённо появляется Семёновская (ныне — Красная) площадь. Здесь оператору хочется пожать руку! Таймлайн начинается с извозчика, везущего пассажира к спуску на набережную к пристаням. Дальше фокус переходит на симпатичный деревянный павильон в конце Казанского бульвара и здание Дворянского собрания, где с 1910-х заседали гласные гордумы.

Какие у вас впечатления от дореволюционного Ярославля, который анимирован реальностью, а не нейросетями? 👇🏻
34🔥19❤‍🔥7👍3
«Калины»: ежедневная трагедия мрачнейшего дома в дореволюционном Ярославле (Часть 1)

Чтобы прочувствовать атмосферу этого дома, достаточно прочитать две книги: художественную «На дне» и репортажную «Москва и москвичи». Максим Горький и Владимир Гиляровский методично описали хтонь и мрак в дореволюционных бараках, где из-за алкоголя и криминала обыватели умирали ещё при жизни.

Здесь не было никаких перспектив. Единственный шанс дожить до завтрашнего дня — воровать, грабить и квасить до белки, до бесовства. Если преступника ловили на краже, для него это можно назвать удачей. В ближайшие три месяца (такие сроки давали за воровство) он не думал, где добыть пропитание.

В губернском Ярославле, разумеется, тоже существовали подобные «чистилища». Наиболее известное — «Калины́». Место получило прозвище по фамилии домовладельцев Калининых и славилось нищим контингентом, ежедневно разносящим о себе дурную славу на весь город.

Где находилась эта локация? Калининский двор располагался в 41-м квартале и примыкал к ограде Духовной семинарии, здание которой сегодня занимает географический факультет педуниверситета. Если быть точнее, дворов было два. Первый состоял из пяти деревянных домов, а второй — из трёх: одного кирпичного и двух каменных.

К концу 19-го века в двух дворах проживали 460 человек. Но больше всего нас интересует дом из второго двора. На снимке — справа. Именно он стал главной визиткой ярославской нищеты. У входа всегда тусовалась малышня, составлявшая если не большинство, то основную часть местных обитателей.

Современники подчёркивали, что дом напоминает «тюрьму маленького уездного городка». По словам журналистов, фасад здания «украшали» отваливающаяся штукатурка и разбитые окна, щели в которых затыкались тряпками. Это только прогрев, поскольку дальше — больше:

«Такие дома делают глухой и жуткой местность, которая сама по себе не так глуха и жутка [...] Перед домом липкий тротуар, за ним — выбитая дорога, дальше откос, весь улитый и заваленный отбросами, и видно, что сюда санитарное око ещё не касалось», — писала в 1914 году редакция «Северной газеты».

Внутри посетителя «Калин» ждали теснота, холод и грязь, грязь, грязь. На 13 крохотных квартир-каморок (одна жилая комната) приходилось свыше сотни жителей. По коридору бегали истощённые дети в ободранных лохмотьях. Нередко на их телах проглядывались следы побоев. Домашнее насилие здесь процветало.

Продолжение — в следующих постах.

Фото: архив Ярославской области.
💔3112😢9👍3❤‍🔥1🔥1
Уникальный снимок с Вахромеевым и Штюрмером

Вот Иван Александрович — третий слева в третьем ряду. Повезло, что фотография сохранилась в отличном качестве, хотя сделана ещё в 1890-х годах. Можно разглядеть лицо, стилёвые усища и неловкую смущённость городского головы!

В центре кадра (через одного от Вахромеева) — губернатор (1896-1902) Борис Штюрмер. К революции он заберётся на вершину: возглавит МВД, МИД и станет фактическим премьер-министром империи. После свержения царя временное правительство отправило Штюрмера под арест, где он и скончался до октябрьского переворота.

Между ними находится Сергей Шпилевский — директор сгоревшего во время восстания Демидовского юридического лицея. Помимо этого, он стал одним из создателей архивной комиссии, благодаря которой мы сегодня довольно много знаем о дореволюционном Ярославле.

Этот групповой снимок достаточно уникальный, так как здесь много и других важных для губернии лиц. Но что гораздо важнее — и интереснее! — его нет в публичном доступе. К слову, на фотографии — зал заседаний городской думы.

P.S. Макан — рядовой.
25❤‍🔥10👍6😁1
«Калины»: ежедневная трагедия мрачнейшего дома в дореволюционном Ярославле (Часть 2)

Первая часть очерка — здесь.

Как выглядели калининские каморки изнутри? Пройдясь по коридору, мы бы без труда попали в любую комнатушку, поскольку двери здесь запирать было не принято. И дело, само собой, не в гостеприимстве. Во-первых, чужаки сюда не заходили. Во-вторых, раз нет пожитков — воровать и нечего.

Вечером у каждой каморки имелся собственный «саунд-дизайн»: из одной доносилось пьяное пение «блатных» песен, из другой — перебранка в сопровождении детского плача, из третьей — кромешная тишина, означавшая, что квартиранты успешно прошли этапы досуга двух предыдущих комнат.

Даже самый светлый день в году не мог одержать победу над полумраком, который дежурно окутывал каморки. На стенах отвалившаяся штукатурка уступала место красному кирпичу. Лофт? Лофт. Но буквально всё, к чему приклеивался взгляд обывателя, говорило — нет, кричало! — что «ремонт» сделан на скорую руку.

Особый вайб локации придавали плесень на решётчатых окнах и паутина по углам комнаты. Со слов репортёров, «здесь ничего не напоминало об уюте, об осёдлости и о заботливой руке хозяйки». Если бы мы провели пальцем по любому предмету «интерьера», слой пыли нас бы точно поразил — и явно испугал.

Как я писал в первой публикации, в одной каморке могли жить с десяток человек. Обычная кровать представляла из себя металл ужасного качества и уложенные на него доски. Сверху клали соломенный тюфяк, а перед сном укрывались отвратительно грязным одеялом. Подушка... да что бог пошлёт, то и есть подушка.

Однако в крохотной комнате разместить несколько кроватей нереально, поэтому в ход шли полати. Это такие деревянные настилы, устроенные под потолком. Слово «полати» нашему уху не очень знакомо, но мы прекрасно знаем его тюремный синоним. Речь про нары. 

Помимо водки, калиновцы любили две вещи. Первая — стол, за которым можно пить водку. Вторая — скамейка вокруг стола, на которой можно сидеть и пить водку. Многие из местных неоднократно отправлялись под арест за кражи, поэтому их любимые песни касались криминального мира. Например:

«Зачем я встретился с тобою и сразу полюбил тебя,
Когда назначено судьбою идти в сибирские края.
Да не боюсь я злой Сибири, и не страшны мне кандалы.
А жаль с любимой расстаться и без родимой стороны».


Или что-то в духе «Уличной поэзии»:

«По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах.
На нём арестанта шапчонка и серый тюремный халат.
И ветха на нём рубашонка со множеством разных заплат».


Продолжение — в следующих постах.

Фото: нейросеть
17😢8❤‍🔥4👍4