Как в Ярославле «еле-кле» чтят память Богдановича и развивают туризм
Заметка Антона Туманова. Не поделиться с вами настолько хорошим текстом будет преступлением.
«Осторожно, много мата! 18+ и вот это вот всё!
Я довольно редко бываю в родном Ярославле, ибо хули тут делать? Но уж когда бываю, постоянно слышу от дорогих и не очень дорогих земляков, как губернатор печётся о развитии туризма. Ночей буквально не спит, всё о турпотоке думает.
Хорошо, допустим, турпоток… Вот иду я по центру Ярославля, между прочим, погружённый в мысли о том, как я горячо поддерживаю действия власти вообще и усилия по развитию туризма в частности. Поднимаю глаза и вижу на доме-музее Богдановича вот этот пиздец!
О том, что сама табличка уродливая, скромно промолчу. Но бля! Кто-то же должен был вычитать текст перед тем, как выставлять этот «шедевр» на всеобщее обозрение! Что такое «еле-кле»? Опечатка? Конечно, опечатка! Но о чём она свидетельствует? А о том, что человеку, готовившему макет, было похуй. Менеджеру, который отдавал музею заказ, тоже было похуй. А самое печальное — похуй было сотрудникам музея, которые даже не стали читать то, что им выдали((
И это ж, бля, Богданович! Не вражеские Киплинг или Уитмен, а представитель братского народа! Символ единства русских и белорусов, так сказать!
Любители Советского Союза обожают формулировку «А вот при Сталине бы…». Я к фанатам СССР не отношусь, но при Сталине бы в подобного рода хуйне точно усмотрели идеологическую диверсию с соответствующими оргвыводами.
Впрочем, что я возмущаюсь? Как говорил один мой покойный друг, это ж культура, бля…»
Заметка Антона Туманова. Не поделиться с вами настолько хорошим текстом будет преступлением.
«Осторожно, много мата! 18+ и вот это вот всё!
Я довольно редко бываю в родном Ярославле, ибо хули тут делать? Но уж когда бываю, постоянно слышу от дорогих и не очень дорогих земляков, как губернатор печётся о развитии туризма. Ночей буквально не спит, всё о турпотоке думает.
Хорошо, допустим, турпоток… Вот иду я по центру Ярославля, между прочим, погружённый в мысли о том, как я горячо поддерживаю действия власти вообще и усилия по развитию туризма в частности. Поднимаю глаза и вижу на доме-музее Богдановича вот этот пиздец!
О том, что сама табличка уродливая, скромно промолчу. Но бля! Кто-то же должен был вычитать текст перед тем, как выставлять этот «шедевр» на всеобщее обозрение! Что такое «еле-кле»? Опечатка? Конечно, опечатка! Но о чём она свидетельствует? А о том, что человеку, готовившему макет, было похуй. Менеджеру, который отдавал музею заказ, тоже было похуй. А самое печальное — похуй было сотрудникам музея, которые даже не стали читать то, что им выдали((
И это ж, бля, Богданович! Не вражеские Киплинг или Уитмен, а представитель братского народа! Символ единства русских и белорусов, так сказать!
Любители Советского Союза обожают формулировку «А вот при Сталине бы…». Я к фанатам СССР не отношусь, но при Сталине бы в подобного рода хуйне точно усмотрели идеологическую диверсию с соответствующими оргвыводами.
Впрочем, что я возмущаюсь? Как говорил один мой покойный друг, это ж культура, бля…»
🔥25🤔15❤11🤡6💔3💯2👍1
Розыгрыш уникальной экскурсии по Ярославлю в честь тысячи подписчиков!
Рандомайзер определит трёх человек, с которыми мы прогуляемся по богоспасаемому городу. Каждый победитель сможет пригласить на экскурсию приятеля или подругу. Без подарков от меня никто не уйдёт!
Условия конкурса:
— Подписаться на мой канал: @arturgrunge;
— Отправить этот пост тому, с кем пойдёте на экскурсию в случае победы;
— Нажать ниже «Участвую!»
Я за редким исключением не провожу экскурсии, поэтому предложение уникальное!
Итоги — 1 декабря в 19.00.
Слава Ярославлю! Перекоп Всевышний!
Рандомайзер определит трёх человек, с которыми мы прогуляемся по богоспасаемому городу. Каждый победитель сможет пригласить на экскурсию приятеля или подругу. Без подарков от меня никто не уйдёт!
Условия конкурса:
— Подписаться на мой канал: @arturgrunge;
— Отправить этот пост тому, с кем пойдёте на экскурсию в случае победы;
— Нажать ниже «Участвую!»
Я за редким исключением не провожу экскурсии, поэтому предложение уникальное!
Итоги — 1 декабря в 19.00.
Слава Ярославлю! Перекоп Всевышний!
❤🔥39🔥22❤12👍6
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вязаный дореволюционный Ярославль
Вдохновился безумно уютным роликом Павла Кашникова и Ольги Шараповой. Сделал похожий, но на дореволюционный манер. Здесь и старый Волковский театр, и Демидовский лицей, и Ярославская Большая мануфактура, и уйма других зданий!
❤️🔥 — если всё узнали!
Вдохновился безумно уютным роликом Павла Кашникова и Ольги Шараповой. Сделал похожий, но на дореволюционный манер. Здесь и старый Волковский театр, и Демидовский лицей, и Ярославская Большая мануфактура, и уйма других зданий!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤🔥107👍24❤15🔥9
Предложил мэру увековечить Карзинкиных на Перекопе
Накануне я обратился к мэру Ярославля Артёму Молчанову с предложением назвать на Перекопе улицу в честь купцов Карзинкиных. С середины 19-го века их семья отстраивала район, создавала рабочие места, заботилась о подчинённых. Однако сейчас городская топонимика предпочитает о них не вспоминать.
За несколько десятилетий они выстроили такую систему, что ей восхищались в Париже, отмечая вклад предпринимателей в социальную жизнь работяг с Ярославской Большой мануфактуры. На свои деньги Карзинкины построили училище, больницу, библиотеку, корпуса, ясли — и в некоторых зданиях жизнь до сих пор кипит.
В исторической части Красного Перекопа есть масса улиц с именами тех, кто не внёс ни экономического, ни культурного, ни политического вклада в историю Ярославля. Смотрите: Калмыковы — рядовые революционеры, Закгейм — жертва восстания 1918 года, а Перовская — отпетая террористка.
Убеждён, что миссия моего поколения — отдать дань памяти тем, кто делом прославлял богоспасаемый Ярославль по всей России и за рубежом. На их наследии — как культурном, так и материальном — наш район развивается и по сей день. Нам нужен этот символический акт справедливости.
Во избежание конфликта с коммунистами мы не убираем старые названия, а создаём новое. Я предлагаю дать имя безымянной улице, где находится наш стрит-арт про Сергея Карзинкина. Чтобы не тревожить жителей и сократить бюрократические хлопоты, под новое название должен попасть только склад (отметил на карте красным).
Если у нас получится таким образом увековечить Карзинкиных, будем добиваться дальнейшего благоустройства улицы от мэрии и комбината, который владеет соседними от стрит-арта зданиями.
Перекоп Всевышний!
Накануне я обратился к мэру Ярославля Артёму Молчанову с предложением назвать на Перекопе улицу в честь купцов Карзинкиных. С середины 19-го века их семья отстраивала район, создавала рабочие места, заботилась о подчинённых. Однако сейчас городская топонимика предпочитает о них не вспоминать.
За несколько десятилетий они выстроили такую систему, что ей восхищались в Париже, отмечая вклад предпринимателей в социальную жизнь работяг с Ярославской Большой мануфактуры. На свои деньги Карзинкины построили училище, больницу, библиотеку, корпуса, ясли — и в некоторых зданиях жизнь до сих пор кипит.
В исторической части Красного Перекопа есть масса улиц с именами тех, кто не внёс ни экономического, ни культурного, ни политического вклада в историю Ярославля. Смотрите: Калмыковы — рядовые революционеры, Закгейм — жертва восстания 1918 года, а Перовская — отпетая террористка.
Убеждён, что миссия моего поколения — отдать дань памяти тем, кто делом прославлял богоспасаемый Ярославль по всей России и за рубежом. На их наследии — как культурном, так и материальном — наш район развивается и по сей день. Нам нужен этот символический акт справедливости.
Во избежание конфликта с коммунистами мы не убираем старые названия, а создаём новое. Я предлагаю дать имя безымянной улице, где находится наш стрит-арт про Сергея Карзинкина. Чтобы не тревожить жителей и сократить бюрократические хлопоты, под новое название должен попасть только склад (отметил на карте красным).
Если у нас получится таким образом увековечить Карзинкиных, будем добиваться дальнейшего благоустройства улицы от мэрии и комбината, который владеет соседними от стрит-арта зданиями.
Перекоп Всевышний!
👍67❤🔥52🔥22❤10
Большинство ярославцев поддерживает появление улицы Карзинкиных!
Сегодня заметки о моей недавней инициативе выпустили 76.ru, «Яркуб» и «Прогород». Во-первых, хочу поблагодарить журналистов за освещение этой важной темы. Во-вторых, редактору «Прогорода» советую пройти курсы базового фактчекинга. Не художник я, не художник...
Ну и в-третьих, самое главное — абсолютно большая часть горожан поддерживает идею увековечить вклад Карзинкиных! Это видно по реакциям в соцсетях и опросу внутри статьи 76.ru. Комментарии на этом портале всегда держат планку. Если скучно, рекомендую к прочтению.
У меня не было никаких сомнений в популярности инициативы. Карзинкины проводили уникальную для того времени социальную политику по отношению к рабочим. То, что Ярославль до сих пор не отблагодарил их за это и другие деяния, — преступление против здравого смысла.
Я не вижу ни одной объективной причины, которая может помешать мэру согласиться на моё предложение. Пора сделать этот символический шаг — и уверенно двигаться дальше. Как и прежде, готов к любой публичной дискуссии, чтобы отстоять и доказать собственную точку зрения.
Не забывайте участвовать в розыгрыше трёх мест на уникальную экскурсию от меня😘
Сегодня заметки о моей недавней инициативе выпустили 76.ru, «Яркуб» и «Прогород». Во-первых, хочу поблагодарить журналистов за освещение этой важной темы. Во-вторых, редактору «Прогорода» советую пройти курсы базового фактчекинга. Не художник я, не художник...
Ну и в-третьих, самое главное — абсолютно большая часть горожан поддерживает идею увековечить вклад Карзинкиных! Это видно по реакциям в соцсетях и опросу внутри статьи 76.ru. Комментарии на этом портале всегда держат планку. Если скучно, рекомендую к прочтению.
У меня не было никаких сомнений в популярности инициативы. Карзинкины проводили уникальную для того времени социальную политику по отношению к рабочим. То, что Ярославль до сих пор не отблагодарил их за это и другие деяния, — преступление против здравого смысла.
Я не вижу ни одной объективной причины, которая может помешать мэру согласиться на моё предложение. Пора сделать этот символический шаг — и уверенно двигаться дальше. Как и прежде, готов к любой публичной дискуссии, чтобы отстоять и доказать собственную точку зрения.
Не забывайте участвовать в розыгрыше трёх мест на уникальную экскурсию от меня
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤43👍19🎉8
Ярославль глазами дурака
Большинство ярославцев поддерживает появление улицы Карзинкиных! Сегодня заметки о моей недавней инициативе выпустили 76.ru, «Яркуб» и «Прогород». Во-первых, хочу поблагодарить журналистов за освещение этой важной темы. Во-вторых, редактору «Прогорода» советую…
Мои любимые комментарии ❤️🔥
Специально для первого комментатора: выдвигаю инициативу построить больницу детям и открыть новый театр. Согласны?
Специально для первого комментатора: выдвигаю инициативу построить больницу детям и открыть новый театр. Согласны?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😁83💯19🤡7💔7😢3🔥2
Исторические названия улиц: Власьевская
Уже в пятый раз вам предстоит выяснить, какое название улицы наиболее благозвучно для Ярославля: историческое или современное. В предыдущих опросах вы не единогласно, но большинством голосов выбирали дореволюционные Большую Рождественскую, Голубятную, Казанскую и Дворянскую.
Современная улица Свободы официально называлась Большой Угличской с 1778 года, когда у города появился регулярный план. Но у людей более популярным оказалось предыдущее имя улицы — Власьевская, по церкви Святого Власия. В итоге допускались оба варианта наименования.
За два месяца до вспыхнувшего восстания — в мае 1918 года — советская власть назвала главную артерию города идеологически подходящим именем. Обычно коммунисты меняли название той или иной улицы по несколько раз, но Свобода так и держит нейминг уже 107 лет.
Какое название вам нравится больше?
🔥 — Свободы;
❤️🔥 — Власьевская.
Уже в пятый раз вам предстоит выяснить, какое название улицы наиболее благозвучно для Ярославля: историческое или современное. В предыдущих опросах вы не единогласно, но большинством голосов выбирали дореволюционные Большую Рождественскую, Голубятную, Казанскую и Дворянскую.
Современная улица Свободы официально называлась Большой Угличской с 1778 года, когда у города появился регулярный план. Но у людей более популярным оказалось предыдущее имя улицы — Власьевская, по церкви Святого Власия. В итоге допускались оба варианта наименования.
За два месяца до вспыхнувшего восстания — в мае 1918 года — советская власть назвала главную артерию города идеологически подходящим именем. Обычно коммунисты меняли название той или иной улицы по несколько раз, но Свобода так и держит нейминг уже 107 лет.
Какое название вам нравится больше?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥107❤🔥64❤6
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Ярославская кинохроника начала XX века
Вчера мы посмотрели фотографии Власьевской улицы, а теперь время изучить город через документальные кадры из трамвая! Частично вы их видели в «Забытом отце Ярославля». Давайте по секундам рассматривать редкую хронику:
📍00.00-00.17
Трамвай стартует с Сенной площади (ныне — площадь Труда). С первой секунды всё внимание на себя забирает пожарное депо добровольцев, открытое в 1907 году. Когда мы переведём взгляд в правую часть экрана, увидим нескольких детишек, идущих с мамой по делам. Позже в кадре появляется лошадь, спешащие люди и дуговой фонарь. Но это всё равно не тянет на бурлящую жизнь в губернском центре, согласны?
📍00.17-00.48
Оператор едет по Власьевской линии — и асфальтированный тротуар заполоняют толпы ярославцев. Зацените на 30-й секунде шляпу у девочки! Я в восторге! Позже над людьми нависают первые вывески с рекламой трактира и других заведений. Судя по всему, кадры сняты до 1910 года, когда здесь появилось несохранившееся здание архитектора Саренко (об этом в другой раз). Таймлайн заканчивается на пересечении с Духовской улицей (ныне — Республиканской). Слева — одноэтажный белый трактир, перед которым запарковались несколько извозчиков, ожидающие клиентов.
📍00.47-01.03
Пока трамвай продолжает движение по Власьевской, слева — почти величественно над остальными домами! — возвышается здание с башенкой. Сейчас мы его, конечно, не признаем. В нём находится Bazar, а тогда — магазин Роберта Каатца, торговавшего всем на свете, включая дорогущие велосипеды. В эти секунды, если опустим взгляд на землю, мы увидим, как пешеходы ненапряжно ходят по проезжей части. Признайтесь, тоже захотелось вот так вальяжно пересекать Свободу?
📍01.03-01.15
Кадр резко перескакивает к пересечению Власьевской и Большой Линии (ныне — Комсомольская улица). Сначала оператор снимает ограду церквей Власьевского прихода, а затем крупно — чайный магазин Сергея Перлова. Можно уверенно заявить: предприниматель явно считал, что рекламы на фасаде мало не бывает. Едем дальше.
📍01.15-01.33
Трамвай сворачивает на Большую Линию. Перекрёсток кипит энергией. Оператор не очень умело держит в кадре звонницу Власьевского прихода. Посередине дороги стоит киоск, где ярославцы покупали книги, но что гораздо важнее — свежую прессу. Выбор в то время, стоит признать, был велик.
📍01.33-01.42
Знаменская церковь и башня, скрывающая с 1883 года водонапорный бак. Статичная картинка, снятая с Угличской улицы (ныне — Кирова). Ничего интересного.
📍01.42-01.47
Невнятный отрывок с Богоявленской площади. Автор съездил до Московского вокзала и приехал обратно в город. Трамвай заворачивает на Большую Линию, оператор валит горизонт. Толком ничего не разглядеть.
📍01.47-01.59
В кадре непринуждённо появляется Семёновская (ныне — Красная) площадь. Здесь оператору хочется пожать руку! Таймлайн начинается с извозчика, везущего пассажира к спуску на набережную к пристаням. Дальше фокус переходит на симпатичный деревянный павильон в конце Казанского бульвара и здание Дворянского собрания, где с 1910-х заседали гласные гордумы.
Какие у вас впечатления от дореволюционного Ярославля, который анимирован реальностью, а не нейросетями? 👇🏻
Вчера мы посмотрели фотографии Власьевской улицы, а теперь время изучить город через документальные кадры из трамвая! Частично вы их видели в «Забытом отце Ярославля». Давайте по секундам рассматривать редкую хронику:
📍00.00-00.17
Трамвай стартует с Сенной площади (ныне — площадь Труда). С первой секунды всё внимание на себя забирает пожарное депо добровольцев, открытое в 1907 году. Когда мы переведём взгляд в правую часть экрана, увидим нескольких детишек, идущих с мамой по делам. Позже в кадре появляется лошадь, спешащие люди и дуговой фонарь. Но это всё равно не тянет на бурлящую жизнь в губернском центре, согласны?
📍00.17-00.48
Оператор едет по Власьевской линии — и асфальтированный тротуар заполоняют толпы ярославцев. Зацените на 30-й секунде шляпу у девочки! Я в восторге! Позже над людьми нависают первые вывески с рекламой трактира и других заведений. Судя по всему, кадры сняты до 1910 года, когда здесь появилось несохранившееся здание архитектора Саренко (об этом в другой раз). Таймлайн заканчивается на пересечении с Духовской улицей (ныне — Республиканской). Слева — одноэтажный белый трактир, перед которым запарковались несколько извозчиков, ожидающие клиентов.
📍00.47-01.03
Пока трамвай продолжает движение по Власьевской, слева — почти величественно над остальными домами! — возвышается здание с башенкой. Сейчас мы его, конечно, не признаем. В нём находится Bazar, а тогда — магазин Роберта Каатца, торговавшего всем на свете, включая дорогущие велосипеды. В эти секунды, если опустим взгляд на землю, мы увидим, как пешеходы ненапряжно ходят по проезжей части. Признайтесь, тоже захотелось вот так вальяжно пересекать Свободу?
📍01.03-01.15
Кадр резко перескакивает к пересечению Власьевской и Большой Линии (ныне — Комсомольская улица). Сначала оператор снимает ограду церквей Власьевского прихода, а затем крупно — чайный магазин Сергея Перлова. Можно уверенно заявить: предприниматель явно считал, что рекламы на фасаде мало не бывает. Едем дальше.
📍01.15-01.33
Трамвай сворачивает на Большую Линию. Перекрёсток кипит энергией. Оператор не очень умело держит в кадре звонницу Власьевского прихода. Посередине дороги стоит киоск, где ярославцы покупали книги, но что гораздо важнее — свежую прессу. Выбор в то время, стоит признать, был велик.
📍01.33-01.42
Знаменская церковь и башня, скрывающая с 1883 года водонапорный бак. Статичная картинка, снятая с Угличской улицы (ныне — Кирова). Ничего интересного.
📍01.42-01.47
Невнятный отрывок с Богоявленской площади. Автор съездил до Московского вокзала и приехал обратно в город. Трамвай заворачивает на Большую Линию, оператор валит горизонт. Толком ничего не разглядеть.
📍01.47-01.59
В кадре непринуждённо появляется Семёновская (ныне — Красная) площадь. Здесь оператору хочется пожать руку! Таймлайн начинается с извозчика, везущего пассажира к спуску на набережную к пристаням. Дальше фокус переходит на симпатичный деревянный павильон в конце Казанского бульвара и здание Дворянского собрания, где с 1910-х заседали гласные гордумы.
Какие у вас впечатления от дореволюционного Ярославля, который анимирован реальностью, а не нейросетями? 👇🏻
❤34🔥19❤🔥7👍3
Классное событие на выходные! Я не в городе, поэтому вам придётся насладиться ещё и за меня.
https://news.1rj.ru/str/admarginem/6527
https://news.1rj.ru/str/admarginem/6527
Telegram
по краям
29 ноября устраиваем однодневный фестиваль Ad Marginem в Ярославле!
В эту субботу приезжаем в город, ставший героем волжского травелога Гейра Поллена и путевых заметок Роберта Байрона. В программе:
• лекции о том, что пьют писатели, как адаптировать книгу…
В эту субботу приезжаем в город, ставший героем волжского травелога Гейра Поллена и путевых заметок Роберта Байрона. В программе:
• лекции о том, что пьют писатели, как адаптировать книгу…
❤17👍10💯7
«Калины»: ежедневная трагедия мрачнейшего дома в дореволюционном Ярославле (Часть 1)
Чтобы прочувствовать атмосферу этого дома, достаточно прочитать две книги: художественную «На дне» и репортажную «Москва и москвичи». Максим Горький и Владимир Гиляровский методично описали хтонь и мрак в дореволюционных бараках, где из-за алкоголя и криминала обыватели умирали ещё при жизни.
Здесь не было никаких перспектив. Единственный шанс дожить до завтрашнего дня — воровать, грабить и квасить до белки, до бесовства. Если преступника ловили на краже, для него это можно назвать удачей. В ближайшие три месяца (такие сроки давали за воровство) он не думал, где добыть пропитание.
В губернском Ярославле, разумеется, тоже существовали подобные «чистилища». Наиболее известное — «Калины́». Место получило прозвище по фамилии домовладельцев Калининых и славилось нищим контингентом, ежедневно разносящим о себе дурную славу на весь город.
Где находилась эта локация? Калининский двор располагался в 41-м квартале и примыкал к ограде Духовной семинарии, здание которой сегодня занимает географический факультет педуниверситета. Если быть точнее, дворов было два. Первый состоял из пяти деревянных домов, а второй — из трёх: одного кирпичного и двух каменных.
К концу 19-го века в двух дворах проживали 460 человек. Но больше всего нас интересует дом из второго двора. На снимке — справа. Именно он стал главной визиткой ярославской нищеты. У входа всегда тусовалась малышня, составлявшая если не большинство, то основную часть местных обитателей.
Современники подчёркивали, что дом напоминает «тюрьму маленького уездного городка». По словам журналистов, фасад здания «украшали» отваливающаяся штукатурка и разбитые окна, щели в которых затыкались тряпками. Это только прогрев, поскольку дальше — больше:
«Такие дома делают глухой и жуткой местность, которая сама по себе не так глуха и жутка [...] Перед домом липкий тротуар, за ним — выбитая дорога, дальше откос, весь улитый и заваленный отбросами, и видно, что сюда санитарное око ещё не касалось», — писала в 1914 году редакция «Северной газеты».
Внутри посетителя «Калин» ждали теснота, холод и грязь, грязь, грязь. На 13 крохотных квартир-каморок (одна жилая комната) приходилось свыше сотни жителей. По коридору бегали истощённые дети в ободранных лохмотьях. Нередко на их телах проглядывались следы побоев. Домашнее насилие здесь процветало.
Продолжение — в следующих постах.
Фото: архив Ярославской области.
Чтобы прочувствовать атмосферу этого дома, достаточно прочитать две книги: художественную «На дне» и репортажную «Москва и москвичи». Максим Горький и Владимир Гиляровский методично описали хтонь и мрак в дореволюционных бараках, где из-за алкоголя и криминала обыватели умирали ещё при жизни.
Здесь не было никаких перспектив. Единственный шанс дожить до завтрашнего дня — воровать, грабить и квасить до белки, до бесовства. Если преступника ловили на краже, для него это можно назвать удачей. В ближайшие три месяца (такие сроки давали за воровство) он не думал, где добыть пропитание.
В губернском Ярославле, разумеется, тоже существовали подобные «чистилища». Наиболее известное — «Калины́». Место получило прозвище по фамилии домовладельцев Калининых и славилось нищим контингентом, ежедневно разносящим о себе дурную славу на весь город.
Где находилась эта локация? Калининский двор располагался в 41-м квартале и примыкал к ограде Духовной семинарии, здание которой сегодня занимает географический факультет педуниверситета. Если быть точнее, дворов было два. Первый состоял из пяти деревянных домов, а второй — из трёх: одного кирпичного и двух каменных.
К концу 19-го века в двух дворах проживали 460 человек. Но больше всего нас интересует дом из второго двора. На снимке — справа. Именно он стал главной визиткой ярославской нищеты. У входа всегда тусовалась малышня, составлявшая если не большинство, то основную часть местных обитателей.
Современники подчёркивали, что дом напоминает «тюрьму маленького уездного городка». По словам журналистов, фасад здания «украшали» отваливающаяся штукатурка и разбитые окна, щели в которых затыкались тряпками. Это только прогрев, поскольку дальше — больше:
«Такие дома делают глухой и жуткой местность, которая сама по себе не так глуха и жутка [...] Перед домом липкий тротуар, за ним — выбитая дорога, дальше откос, весь улитый и заваленный отбросами, и видно, что сюда санитарное око ещё не касалось», — писала в 1914 году редакция «Северной газеты».
Внутри посетителя «Калин» ждали теснота, холод и грязь, грязь, грязь. На 13 крохотных квартир-каморок (одна жилая комната) приходилось свыше сотни жителей. По коридору бегали истощённые дети в ободранных лохмотьях. Нередко на их телах проглядывались следы побоев. Домашнее насилие здесь процветало.
Продолжение — в следующих постах.
Фото: архив Ярославской области.
💔32❤12😢9👍3❤🔥1🔥1