Башҡорт телен өйрәнәм - Я учу башкирский язык – Telegram
Башҡорт телен өйрәнәм - Я учу башкирский язык
1.25K subscribers
169 photos
16 videos
31 links
✍️Канал для тех хочет изучить, а также пополнить словарный запас башкирского языка.
Download Telegram
УРОК №1️⃣0️⃣. Осваиваем названия цветов

• Какой цвет? - ниндәй төҫ?
• цвет - төҫ

• зеленый - йәшел
• красный - ҡыҙыл
• желтый - һары
• синий - зәңгәр
• голубой - күк
• белый - аҡ
• черный - ҡара
• бурый, коричневый - көрән
• розовый - ал, алһыу
• фиолетовый - көрән күк, шәмәхә
• багровый - бурҙат ҡыҙыл
• бирюзовый - фирүзә
• серебряный - көмөш
• серый - һоро, көлһыу
• оранжевый - ҡыҙғылт һары, ҡуйы һары, әфлисун төҫлө
УРОК №1️⃣1️⃣. 🔢Числительное

📝Для начала отметим, что строение чисел в башкирском языке намного легче, чем в русском и английском. Дело в том, что на промежутке от 1️⃣1️⃣ до 1️⃣9️⃣ в башкирском языке нет аналогов вроде "одиннадцать, двенадцать...", "eleven, twelve...". Рассмотрим тему поближе:

1️⃣9️⃣4️⃣6️⃣ — [ бер мең туғыҙ йөҙ ҡырҡ алты ] — (единица + тысяча) + (единица + сотня) + (десятичное число) + (единица), т.е. как и в русском языке — одна тысяча девятьсот(девять сотен) сорок шесть.
Таким образом необходимо лишь выучить числа от 1️⃣ до 1️⃣0️⃣, десятичные числа, сотню и тысячу:

• бер — один
• ике — два
• өс — три
• дүрт — четыре
• биш — пять
• алты — шесть
• ете — семь
• һигеҙ — восемь
• туғыҙ — девять
• ун — десять

• ун — десять
• егерме — двадцать
• утыҙ — тридцать
• ҡырҡ —сорок
• илле — пятьдесят
• алтмыш — шестьдесят
• етмеш — семьдесят
• һикһән — восемьдесят
• туҡһан — девяносто

• йөҙ — сто
• мең — тысяча

❗️Безусловно, для хорошего закрепления, Вы должны проговорить все числа от 1️⃣ до 1️⃣0️⃣0️⃣.

📎Примеры:

• ике йөҙ бер — 2️⃣0️⃣1️⃣
• дурт йөҙ ун — 4️⃣1️⃣0️⃣
• өс мең бер йөҙ егерме биш — 3️⃣1️⃣2️⃣5️⃣
📚Источник https://vk.com/bashtele
1👍1
📈В башкирской википедии 5️⃣0️⃣0️⃣0️⃣0️⃣ статей📄❗️💪)
УРОК №1️⃣2️⃣. Личные и притяжательные местоимения👇🏼.

📝В прошлый раз мы выучили личные местоимения:
• я - мин
• ты - һин
• он, она, оно - ул
• мы - беҙ
• вы - һеҙ
• они - улар

📝Теперь переходим к притяжательным:
• мой, моя, мои, у меня - минең
• твой, твоя, твои, у тебя - һинең
• его, её, у него, у неё - уның
• наш, наша, наши, у нас - беҙҙең
• ваш, ваша, ваши, у вас - һеҙҙең
• их, у них - уларҙың

📝То есть:
мин - минең
һин - һинең
ул - уның
беҙ - беҙҙең
һеҙ - һеҙҙең
улар - уларҙың
🎭Путин о национальном образование в школах:
Когда [в школах] учат только на национальном, то это ограничивает детей в будущем. А вдруг он захочет поехать в другой регион страны, где по выбранной им специальности он должен будет говорить на русском.
УРОК №1️⃣3️⃣. Знакомимся с людьми на башкирском.

• Как вас зовут? - Һеҙҙең исемегеҙ нисек? Һеҙҙең исемегеҙ кем?
• Как тебя зовут? - Һинең исемең нисек? Һинең исемең кем?
• Меня зовут ... - Минең исемем ...
• Рад познакомится - Танышыуға шатмын.
• Я тоже! - Мин дә!
• Вы откуда (где живете)? - Һеҙ ҡайҙан?
• Ты откуда (где живешь)? - Һин ҡайҙан?
• Я из ... - Мин ... ***
• Сколько вам лет? - Һеҙгә нисә йәш?
• Сколько тебе лет? - Һиңә нисә йәш?
• Мне ... лет - Миңә ... йәш (вместо "..." - вы указываете возраст; на прошлых уроках мы изучили числительное)

🌟🌟🌟

❗️Чтобы упомянуть свой город, вы должны знать как будет ваш город на башкирском. Однако, этим всё не заканчивается. От последней буквы города будет зависеть специальное окончание. Правила таковы:
для последней буквы заканчивающейся на
- а,ә,ы,е,о,я,ө соответствуют окончания -нан/-нән
- л,м,н,ң,з,ж соответствуют окончания - дан/-дән
- б,в,г,д,к,ҡ,п,с,ҫ,т,ф,х,һ,ц,ч,ш,щ соответствуют -тан/-тән
- ҙ,й,р,у,ү,и,ю соответствуют окончания -ҙан/-ҙән

🌇Например:
Өфө + нән — из Уфы
Мәскәү + ҙән — из Москвы
Сибай + ҙан — из Сибая
Учалы + нан — из Учалов
Баймаҡ + тан — из Баймака
(чтобы определить "-ан" или "-ән" вспоминаем закон сингармонизма, т.е. урок №2️⃣)

🏙Также можно сказать и по-другому:
Мин ... ҡалаһындан,
где вместо "...", вы пишите свой город на башкирском (без окончания)
🌃Пример:
Мин Өфө ҡалаһындан. - Я из Уфы (Я из города Уфа)
🎭Лицемерие-ике йөҙлөлөк, эскерлелек
🎭Учитель фолкистории уфимской школы № 6️⃣9️⃣ Лариса Удинцева:
🗣Я историк и могу оперировать историческими фактами. Известно, что монголо-татары во время нашествия на Русь грабили население, но ни в коем случае не уничтожали церковь и язык. Но почему же сегодня мы ведем себя хуже невежественных кочевников? Неужели власти не понимают, что таким образом, принуждая детей к изучению государственного башкирского языка и вызывая у них неприязнь к данному предмету, они вовсе не укрепляют межнациональное согласие, а, наоборот, раздувают огонь, из которого могут разгореться конфликты
УРОК №1️⃣4️⃣. Пополняем словарный запас:

• мальчик - малай
• девочка - ҡыҙ
• учитель - уҡытыусы
• кошка - бесәй
• собака - эт
• яблоко - алма
• конфета - кәнфит
• цветок - сәскә
• книга - китап
УРОК №1️⃣5️⃣. Продолжаем учить общеупотребительные слова и фразы

• да - эйе
• это так - шулай
• конечно; да, разумеется - әлбиттә
• нет - юҡ
• не так - шулай түгел
• Я за, я согласен - Мин риза
• Я против, я не согласен - Мин риза түгел
⭕️Реальность, действительность - ысынбарлыҡ

👂🏼Скопировано👇🏼
🗯«Татарскому языку и другим языкам народов России объявлена война. Кто-то скажет, что не нужно обращать внимания на тех, у кого в глазах ненависть к другим языкам. Но мы знаем, что сначала такие люди говорят с трибуны, а потом сверху спускаются указания — сначала прокуратура прибегает, потом выходит новый [запрещающий] закон. Скажем прямо, речь идёт об разрушении основ национальной республики в Татарстане. И эти планы уже никто не прячет».

👔Депутат Госсовета Татарстана Ркаил Зайдулла во время выступления в парламенте 2️⃣7️⃣.1️⃣1️⃣.2️⃣0️⃣1️⃣9️⃣.
УРОК №1️⃣6️⃣. Что это / Кто это

• был - это, этот, эта, эти
• нимә - что
• кем - кто

• Нимә - Что
• Кем - Кто🌟

🗣Задаем вопросы:
• Был нимә, Нимә ул - Что это
•• Был кем, Кем ул - Кто это🌟

🗣Отвечаем:
• Был алма. - Это яблоко.
•• Был малай. - Это мальчик.
•• Был Сәлимә. - Это Салима.

- Кем (Кто)
- Ул. (Он/она)

🌟 НО‼️ (ЗАПОМНИТЕ ЭТО ПРАВИЛО)
В отличие от других языков, в башкирском языке существительные не делятся на одушевленные предметы и неодушевленные, поэтому вопросы "Кем", "Был кем" используются только для наименования человека, а "Нимә", "Был нимә" - для всего остального.

💪🏼Для закрепления урока попробуйте задать вопросы словам, которые мы прошли на УРОКе №1️⃣4️⃣. Желаем успехов❗️